Протопр. Георгий Шавельский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Инициатором и организатором создания ВВЦУ ЮВР стал протопр. Добровольческой Армии Георгий Шавельский . По его просьбе 2 марта 1919 г. ген. А. И. Деникин обратился с письмом к архиеп. Донскому и Новочеркасскому Митрофану (Симашкевичу) с предложением созвать совещание епископов и членов советов тех епархий, к-рые находились на территории, контролируемой Добровольческой Армией, Кубанским войском и Всевеликим войском Донским. Приглашение принять участие в подготовке Собора было направлено и митр. Херсонскому и Одесскому Платону (Рождественскому) . В процессе консультаций протопр. Г. Шавельского с Деникиным и архиеп. Митрофаном было определено созвать 20 марта 1919 г. в Новочеркасске совещание по подготовке Собора. Однако оно состоялось лишь 26/27 апр. в Екатеринодаре (ныне Краснодар), где находились эвакуировавшиеся митр. Платон, архиепископы Таврический и Симферопольский Димитрий (см. Антоний (Абашидзе) ), Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский) , еп. Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур) . В совещании участвовали митр. Платон, архиепископы Димитрий и Агапит, еп. Кубанский, вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий) , протопр. Г. Шавельский, проф. СПбДА прот. А. П. Рождественский , миссионер прот. Н. Розанов, священники Г. П. Ломако (председатель Кубанского епархиального совета), В. П. Свенцицкий (проповедник армии и флота), Вардья, кн. Е. Н. Трубецкой , гр. В. В. Мусин-Пушкин, гр. Д. Ф. Гейден, тайный советник В. М. Скворцов (секретарь совещания), А. И. Ивановский, полковник А. В. Бориславский, поручик М. Ю. Родионов. Было признано необходимым созвать Южно-Русский Поместный Церковный Собор с целью учреждения «органа высшего церковного управления на территории действующей Добровольческой Армии». Совещание наметило примерный состав предполагаемого Собора и Предсоборной комиссии, члены особой делегации испросили благословение архиеп. Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) на проведение Собора.

http://pravenc.ru/text/155428.html

Наш спутник-монах старательно объяснял, что на греки называют Пантелеимонов монастырь Прасини мони – Зеленый монастырь . Он же обратил наше внимание, что в отличие от других афонских монастырей в русской обители отсутствует пиргос ( пирг ) – оборонительная башня, предназначенная для наблюдения за окрестностями и своевременного сообщения монастырскому начальству об опасностях. Во времена земной жизни преподобного Силуана, имя которого в переводе с латыни означает Лесной , русская обитель была самой большой, процветающей и многолюдной на Афоне. За семь лет до его приезда на Афон, здесь скончался иеросхимонах Иероним (Соломенцев; † 1885) – великий старец, духовник и ктитор-обновитель, главный деятель Русского Афона, имевший большое влияние на святогорскую жизнь в целом. При нем Пантелеимонов монастырь достиг всестороннего расцвета и был воздвигнут на такую высокую степень духовного преуспеяния, что стал образцом для других обителей. К началу ХХ века на всем Афоне подвизались около 4800–5000 русских иноков, а в Пантелеимоновом монастыре в 1910 году насчитывалось более 1900 человек. Этот период называют временем наибольшего духовного расцвета и благоустроения обители. В конце XIX века в обители насчитывалось пять больших и 13 малых храмов. Все многочисленные монастырские здания и хозяйственные постройки представляли собой почти целый русский город. Вне монастырских стен на морском берегу фасадом в сторону Афонской вершины был воздвигнут пятиэтажный Преображенский корпус с тремя небольшими храмами, двухэтажной больницей и общежитием для паломников, называемым здесь архондариком . В 1890 году в обители при игумене Андрее (Веревкине) могли находиться одновременно около тысячи паломников. Авторитет афонского монашества и красота совершаемых здесь церковных богослужений были широко известны в России. Приток русских поклонников постоянно множился, игумен в те годы почти никому не отказывал в приеме в число братии, поэтому общее количество русских насельников в обители и ее округе возросло до двух тысяч. Подвижнической жизнью были известны на Афоне духовники иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению проживавшие в кельях близ монастыря. После исповеди и покаяния они «разрешали сомнения и бури помыслов» многочисленных иноков и паломников. В обители все строго придерживались порядка общежития, поэтому здесь царило братское единомыслие и сохранялся мир в общении всех насельников.

http://pravoslavie.ru/put/080924115915.h...

Полоцким братством св. Николая и препод. Ефросинии беседы ведутся в зале съезда Мировых Судей. 42 См. отчеты братств св. Митрофана и Тихона (Воронежской еп.) за 1890 г., Всемилостивого Спаса (Вологодской еп.). Во многих церквях на середину храма или к амвону выносился аналогий, на который полагались: Св. Крест, Евангелие и Библия; св. Василия (Рязанской еп.) за 1890 г. Преподоб.Авраамия (Смоленск.еп.) «В каждый воскресный день, начиная с ноября месяца и до конца великого поста, жители г. Смоленска извещались продолжительным благовестом в большой колокол о предстоявшем вечернем Богослужении. Вечерни совершались соборным духовенством в присутствии архиерея и при участии хора архиерейских певчих. После вечерни производилась беседа, стр. 49. Иоанна Предтечи (Тульской епархии): в г. Тула (в Боголюбской епархии) местный священник лишь только кончалась вечерня, выходил на амвон, возглашая всенародно «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» и всем народом пелась молитва Святому Духу «Царю Небесный». Затем объявлялось, о чем будет беседа, велась самая беседа, по окончании ее весь народ пел какой-либо подходящий псалом. С осени же 1890 года священник начал приучать народ к пению всей вечерни, результат получился удовлетворительный ст.11 43 См. отчеты братств: Александро-Невского 161 ст.; Всемилостивого Спаса 7 – 8 ст. В Сычевском Казанском монастыре внебогослужебные чтения велись накануне всех вообще двунадесятых праздников и воскресных дней 44 См. отчет братства Всемилостивого Спаса (Вологодской епархии) за шестой год его существования 45 Насколько священники стараются приноровить содержание бесед к пониманию паствы и насколько отзывчивы они на народные нужды и потребности можно судить по следующему примеру. Священник с. Преображенского Духовщинского уезда Смоленской губернии заметил, что крестьяне искажают и весьма часто произносят неправильно имена святых, данные им при святом крещении, как например, Анна – Ганка, Евгения – Агинья, Агафия – Гапка, Агриппина – Ринка, Ипатий – Патей, Агафодор – Хлопот и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Сохранился приказ Ставропольского военного губернатора А.М. Валуева от 23 июля 1919 года, в соответствии с которым за расправу над священником Димитрием Семеновым был предан военно-полевому суду 26 июля 1919 года служивший в Красной армии крестьянин селения Старобельского Харьковской губернии Иван Головинский, 31 года. Он обвинялся в том, что вместе со своим братом Василием и еще тремя красноармейцами, фамилии которых не установлены, состоя в боевой цепи Красной армии, получил от командира роты Гайворонского приказание казнить священника Димитрия Семенова, что и было им приведено в После закрытия Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир в 1936 году и полного разрушения ее здания в 1943 могила отца Димитрия утрачена. Сведения о Семеновой Варваре Александровне (матери Димитрия) из клировой ведомости за 1914 г., см.: Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 104об.-105. Разрядный список...//Кавказские епархиальные ведомости. 1884. 15. 1 августа. С. 552. О назначении вторым законоучителем православного исповедания при Ставропольской гимназии священника поселка Кирпильского о. Иоанна Восторгова//ГАСК. Ф. 73. Оп. 1. Д. 775. Л. 6 об. Разрядный список...//Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. 14. 16 июля. С. 250. Разрядный список...//Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. 13. 1 июля. С. 158-160. Клировая ведомость за 1914 г.//ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 99 об. Информация о Таскаевском приходе//Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 г. Томск, 1911. С. 433-434. Прошение диакона Спасо-Преображенской церкви села Новоселиц Илии Кондратова и диаконоучителя села Винодельного Димитрия Семенова епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 23 июля 1897 г.//ГАСК. Ф. 135. Оп. 55. Д. 529. Л. 48; Перемены по службе//Ставропольские епархиальные ведомости. 1897. 15. 1 августа. С. 869. Клировая ведомость за 1907 г.//ГАСК. Ф. 135. Оп. 65. Д. 549. Л. 14. Указ Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Томскому и Барнаульскому Макарию по вопросу об удовлетворении церковных нужд в переселенческих епархиях от 30 апреля 1908 г.//Томские епархиальные ведомости. 1908. 15. 1 августа. С. 1-2.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5980944...

С началом столыпинской аграрной реформы зауральские епархии стали остро нуждаться в священнослужителях. Святейший Синод рекомендовал епархиальным преосвященным европейской части России «располагать благонадежных священнослужителей» к поступлению на службу в Сибирь, «не скрывая от них трудности служения в новых местах, но указывая на высоту ожидающего их апостольского Во втором полугодии 1908 года диакон Димитрий Семенов одним из первых среди клириков Ставропольской епархии ходатайствовал о назначении его разъездным священником в Томскую епархию Томская духовная консистория 23 февраля 1909 года определила принять его на священническое место. В мае того же года в Казанском кафедральном соборе города Ставрополя архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский) рукоположил диакона Димитрия Семенова в сан С собой в Сибирь семья Семеновых взяла трех младших детей от двух до четырех лет, старшие две дочери продолжили обучение в Ставропольском епархиальном женском училище на попечении дедушки и бабушки, живших на родине священника в селе Бешпагир. В Томске священнослужитель приступил к пастырским обязанностям в Михаило-Архангельской церкви села Таскаевского Каинского уезда. Более четырех лет пастырского служения священник Димитрий Семенов посвятил заботам о приходе Михаило-Архангельской Эти годы стали для молодого пастыря временем напряженного труда и деятельного участия в жизни прихожан. Он много сделал для утверждения христианского благочестия, устройства приходской жизни, охранения паствы от исказителей веры. Хотя на приходе не было иноверцев, раскольников и сектантов, однако они в большом количестве проживали в соседних селах и активно пытались вовлекать православных в свои общины. Пастырское окормление прихода осложнялось тем, что наряду с селом Таскаевским в него входили деревни Новомихайловская, Кармышакская и Бакмасиха, находившиеся на расстоянии 7-15 верст от церкви. В первые годы служения отца Димитрия к приходу также относился небольшой поселок Петропавловский, удаленный от церкви на 25 верст (к 1912 году, со строительством в нем храма, он был выделен в самостоятельный приход). В целом же в приходе Михаило-Архангельской церкви в 1909 году было 402 двора, 3161 человек. К 1912 году население прихода увеличилось до 3,5 тысячи человек. За время служения отца Димитрия приход увеличился почти на полсотни

http://patriarchia.ru/db/text/5980942.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУБАНСКОЕ И ЕКАТЕРИНОДАРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ставропольско-Кавказской епархии, существовало в 1916-1919 гг. Образовано вместо ранее существовавшего Ейского викариатства по указам Синода от 12 и 24 окт. 1916 г. как вик-ство с полусамостоятельным статусом, с особыми полномочиями архиерея в границах Кубанской обл. Этому предшествовало решение Синода от 5 окт. 1916 г., к-рым в связи с предоставлением епископу Ейскому полномочий по управлению приходами Кубанской обл. Ставропольско-Кубанская епархия была переименована в Ставропольско-Кавказскую. Тем же решением Ставропольскому еп. Агафодору (Преображенскому) было дано указание ввести в действие на территории Кубанской обл. синодальную инструкцию от 13 сент. 1916 г. об институте «викарных епископов с особыми в епархиях полномочиями» (ЦВед. 1916. 40. С. 357-359). Такие особые полномочия получил бывш. Ейский еп. Иоанн (Левицкий) , занявший 12 окт. 1916 г. Кубанскую и Екатеринодарскую кафедру. Резиденцией архиерея стало Екатеринодарское подворье Екатерино-Лебяжского муж. мон-ря (см. Лебяжский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь ). 31 дек. 1916 г. Синод одобрил проект образования полусамостоятельной Черноморско-Новороссийской епископии для 32 приходов Черноморской губ., к-рые с 1886 г. относились к Сухумской епархии Грузинского Экзархата. После получения Кубанской епархией самостоятельного статуса эти приходы могли войти в ее состав. Однако благочинный Новороссийского округа прот. Владимир Львов 7 февр. 1917 г. просил Синод об учреждении самостоятельной Черноморско-Новороссийской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 220). Тогда решение не было принято. Также не было поддержано прошение Кубанского еп. Иоанна от 9 дек. 1916 г. о возобновлении Ейского викариатства с подчинением его Кубанской кафедре (Там же. Д. 221. Л. 7). 15 нояб. 1916 г. состоялся епархиальный съезд духовенства по вопросу выделения Кубанской обл. из Ставропольской епархии в Кубано-Екатеринодарское вик-ство с особыми полномочиями главы вик-ства, но разделения тогда не произошло. В янв. 1917 г. Синод дал разрешение на учреждение при Кубанской кафедре пресвитерского совета духовенства Кубанской обл. (аналог епархиального совета) и епископской канцелярии (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 36). 13 апр. 1917 г. съезд духовенства и мирян Кубанской обл. обратился в Синод с очередным прошением образовать отдельную Кубанскую епархию, аналогичные обращения от кубанского духовенства поступали и позднее. 30 сент. 1917 г. Синод принял решение о подготовке процесса выделения из Ставропольской епархии приходов Кубанской обл. в самостоятельную епархию. При этом Кубанский еп. Иоанн поставил вопрос о передаче 4 благочиннических округов в Черноморской губ. из Сухумской епископии Кубанской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462171.html

Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Николай Феодорович Каптерев (13 августа – во уважение его тридцатитрёхлетней профессорской деятельности в Академии и учёных трудов как но разным вопросам русской церковной истории, так особенно – по вопросу о сношениях русского правительства с православным востоком за XVI, XVII и VIII столетия). Заслуженный ординарный профессор Киевской Духовной Академии Василий Феодорович Певницкий (15 сентября – во уважение к беспримерной почти в наши дни полувековой учёно-профес- —888— сорской деятельности его, ознаменованной многочисленными выдающимися сочинениями по гомилетике), † 1911 г. июля 13. С 1906 года: Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Пётр Иванович Цветков (1 марта – во уважение его тридцатипятилетней профессорской деятельности в Академии и учёных трудов в области западной и восточной патристической литературы). † 1914 г. февр. 1. Товарищ Председателя Императорского Российского Исторического Музея в Москве Имени Императора Александра III Иван Егорович Забелин (21 сентября – во уважение к высокоценным учёным трудам его по отечественной истории и археологии), † 1908 г. дек. 31. Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии и Императорского Московского Университета Василий Осипович Ключевский (13 декабря – во уважение его тридцатипятилетней выдающейся профессорской деятельности в Академии и ценных учёных трудов по русской истории). † 1911 г. мая 12. С 1909 года: Агафодор (Преображенский), архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский (10 июня – во уважение его многолетней и плодотворной миссионерско-просветительной архипастырской деятельности и отеческой попечительности о нуждах высшего богословского образования и недостаточных учащихся в духовных академиях). Заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской Духовной Академии и Директор Императорского Археологического Института в С.-Петербурге Николай Васильевич Покровский (23 сентября – во уважение к тридцатипятилетним трудам его по изучению церковных древностей и распространению сведений о них в нашей школе и обществе).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1205 ОЕА II. 271.Австрийская или же белокриницкая иерархия возникла в 1846 году, когда на территории Австрии в Белой Кринице (ныне – Черновицкая область) произошло присоединение к старообрядцам митр. Босно-Сараевского Амвросия. В XIX веке белокриницкая иерархия периодически пыталась добиться своего признания православными Церквами. Подробнее об отношении К.П. Победоносцева и синодального руководства к «австрийцам» см.: Фирсов. Русская церковь . 259260. 1206 Агафодор (Преображенский; 18371919). Более 20 лет служил на приходе в Мышкине. В 1888, овдовев, принял монашество, в том же году – еп. Балахнинский. 1891 – еп. Сухумский, открыл 22 школы и учредил комиссию по переводу богослужебных книг на абхазский язык. С 1893 – еп. Ставропольский и Екатеринодарский. Основал миссионерские курсы, организовал археологический музей. 1919 – митр. Участник Ставропольского собора (ПЭ I. 242). 1211 Старообрядческие полемисты видели в замене патриаршего управления синодальным важнейшее свидетельство незаконности и безблагодатности никонианской церкви. 1215 Вероятно, имеется в виду начало царствования Екатерины II, в течение которого был издан ряд законов и указов, облегчивших положение старообрядцев. См.: Первушин. 1222 Интерпретация «Феодоритова слова» – древнерусского сочинения, посвященного перстосложению и приписываемого Феодориту Кирскому , остается спорной. Если Е.Е. Голубинский считал, что «так называемое Феодоритово слово первоначально написано в защиту троеперстия, это не может подвергаться сомнению» (Голубинский. К нашей полемике. 165), то Н.Ф. Каптерев столь же категорично утверждал, что Феодоритово слово «во всех своих ясных и определенных редакциях учит употреблять в крестном знамении двуперстное перстосложение (все попытки объяснить некоторые редакции этого слова в пользу троеперстия решительно неудачны)» (Каптерев. Патриарх Никон . 60). 1224 Журналы II. 244245. См. также прочитанный на одном из заседаний VI отдела доклад самарского епарх. миссионера свящ. Д. Александрова и синодального миссионера прот. К. Крючкова «Об отмене клятв патриарха Макария и Собора 1656 года на крестящихся двуперстно» (Журналы. II. 284285).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Епископ Константин (Булычев) Самарский тоже предложил оригинальный выход из положения: «Как уничтожить в народе это представление о плате (и иногда слишком дорогой, непомерно дорогой плате) духовенству за его духовное делание? Установлением таких свободных отношений между пастырем и приходом, чтобы приход сам озабочен был изысканием средств на содержание духовенства для того, чтобы не лишиться своего пастыря и его помощников. А это может быть достигнуто при двух условиях: при сложении обязанности содержать духовенство на весь приход с тех, которые лично имеют нужду в пастырском делании (крестины, свадьбы, похороны, молебны, панихиды, водосвятия, исповедь, причащение, обедни, вообще все «заказное» в пастырском служении); во-вторых, при предоставлении пастырю полной возможности оставить тот приход, где содержание представляется для него недостаточным, и перенести свою пастырскую деятельность в другое место» 293 . Епископ Ставропольский Агафодор (Преображенский) предлагает за образец обеспечения духовенства взять лютеранскую церковь , где прихожане вносят сумму вознаграждения сами, по составленной ими раскладке 294 . Архиереи понимали, что приходской вопрос – один из важнейших в деле реформ. Преосвященный Арсений (Брянцев) , архиепископ Харьковский, писал: «Епархиальное управление в церковной жизни епархии – это одна сторона. Другая столь же важная – это современная приходская жизнь и отношение народа к интересам церковным. Здесь надобно отметить то прискорбное явление, что приход со своей церковью только номинально значится чем-то целым, единым. На самом деле приход не составляет органического целого, одушевленного живым участием к нуждам Церкви и клира; в нем не усматривается и дружной совместной работы для своих религиозно-нравственных нужд: приход редко где содержит на свои общественные средства просветительные и благотворительные учреждения, вообще в нем слаб и малозаметен дух крепкой сплоченности, солидарности; да и юридически он не признается лицом с правом приобретения и владения имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Кандауров, свящ., с дочерью. Фотография. 10-е гг. XX в. Андреевич Кандауров (21.01.1886, ст-ца Барсуковская Баталпашинского у. Кубанской обл.- 17.02.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Сын учителя, оставного военного, к-рый после выхода в отставку был назначен инспектором народных уч-щ в Кавказском учебном окр. (убит террористами в 1898). Со стороны матери предки Н. были священнослужителями. Н. окончил Ставропольское ДУ, затем поступил в Ставропольскую ДС, к-рую оставил по окончании 5 классов. 4 июня 1907 г. определен на должность псаломщика к Вознесенской ц. с. Прасковея Прасковейского у. Ставропольской губ. 22 окт. того же года Ставропольским и Екатеринодарским архиеп. Агафодором (Преображенским ; впосл. митрополит) рукоположен во диакона к Спасо-Преображенской ц. ст-цы Старощербиновской Ейского отдела Кубанской обл. С 1908 по 1911 г. одновременно состоял там законоучителем женской церковноприходской школы и одноклассного уч-ща Министерства народного просвещения. 21 авг. 1911 г. рукоположен во иерея к Казанской ц. в ст-це Ясенской Ейского отдела и там же был законоучителем одноклассного министерского муж. уч-ща. 19 февр. 1914 г. перемещен к Крестовоздвиженской ц. с. Ореховского Благодарненского у. Ставропольской губ. 25 апр. 1917 г. переведен в Петропавловскую ц. ст-цы Петропавловской Лабинского отдела Кубанской обл. Сщмч. Николай Кандауров. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Николай Кандауров. Икона. 10-е гг. XXI в. С 1919 г. настоятель Троицкого храма в ст-це Воздвиженской Майкопского отдела Кубанской обл. В 1924 г. переведен в Михаило-Архангельский храм в ст-цу Новоалександровскую Армавирского отдела Кубано-Черноморской обл., в 1929 г.- в Казанскую (Троицкую) ц. в ст-це Новорождественской Тихорецкого р-на Северо-Кавказского края. В 1930 г. Н. был арестован и приговорен к 2 годам ИТЛ. В заключении он работал сначала грузчиком торфа, затем кладовщиком на Шатурской электростанции. Во время заключения овдовел, дома умерла от голода его жена.

http://pravenc.ru/text/2565728.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010