После поражения Деникина Россию покинули митрополит Киевский Антоний, архиепископы Волынский Евлогий, Кишиневский Анастасий (Грибановский), Минский Георгий (Ярошевич), Курский Феофан (Гаврилов), епископ Лубенский Серафим (Соболев) и другие архиереи, застигнутые гражданской войной на юге страны. Архиепископы Таврический Димитрий и Полтавский Феофан (Быстров), епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) находились тогда в Крыму, до 1920 г. остававшемся под властью белых; на родине остались епископ Арсений (Смоленец) и престарелый Ставропольский архиепископ Агафодор (Преображенский; † 1919). Председатель Высшего временного церковного управления митрополит Новочеркасский и Донской Митрофан затворился в монастыре в Старочеркасске. 15 ноября Севастополь был взят красными. После поражения генерала Врангеля архиепископ Таврический Димитрий остался в России, а архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков), эмигрировали.    Главнокомандующие белых армий в своих приказах провозглашали, что возглавляемые ими войска сражаются за поруганную веру и за отмщение оскорблений церковных святынь. Но и среди белых офицеров большинство составляли люди, равнодушные к Церкви. Горькие строки о религиозно-нравственном состоянии Белой армии написаны митрополитом Вениамином (Федченковым), который на исходе гражданской войны возглавлял военное духовенство армии Врангеля: «Один полковник, командир танка, совершенно спокойно рассказывал, что он был ранен уже 14 раз, а завтра выйдет на сражение первым... Он был почти уверен, что погибнет. Действительно, после я узнал, что в его танк попал снаряд и он с другом сгорел в нем. И такие герои были почти везде! Но он в этот же вечер накануне смерти, совершенно открыто, почти цинично насмешливо заявил мне, что ничуть не верит в Бога. Бывшие тут с ним другие офицеры нимало не смутились его заявлением, будто и они так же думали. Я по новости пришел в ужас. Тогда чем же они отличаются от безбожников-большевиков? Выхожу на улицу. Встречается в военной форме солдат-мальчик лет 13—14. Были и такие. С кем-то отчаянно грубо разговаривает. И я слышу, как он самой площадной матерной бранью ругает и Бога, и Божию Матерь и всех святых! Я ушам своим не верю. Добровольцы, белые — и такое богохульство! Боже, неужели прав Рябушинский? Мы — белые большевики, мы погибаем!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Письмо о. Илариона свидетельствует об одном факте, на который не обращали внимания многие критики имяславия: о. Иларион и о. Антоний (Булатович), чьи имена склоняли вместе, так, как будто это были члены одного кружка, в действительности никогда не были лично знакомы, хотя и относились друг другу с большим почтением. Спрашиваете, — пишет о. Иларион, — был ли я денщиком у о. Антония Булатовича, как Вы слышали от некоторых, — конечно, в этом нет позора, если бы и был, но лучше о том судите сами: знающие его лично дают ему 40 или от силы 45 лет, а мне 70 лет, и я лично его не знаю, а поэтому и не могу судить, гожусь ли я ему в денщики или нет, но я знаю его по Апологии и сужу о нем как о человеке честном и понимающем дело, и далеко превосходящим меня своими качествами — духовными и нравственными. Да поможет ему Господь и Всепречистая Богоматерь во благих его намерениях Наконец, в письме Кунцевичу схимонах Иларион говорит об обстоятельствах, при которых писалась книга»На горах Кавказа», а также о реакции на нее в монашеской среде: При первом появлении в свете моей книги она произвела необычайно великое впечатление — преимущественно, на внутренних молитвенников, доказательством чего служит то, что без числа последовали ко мне благодарные письма — искренние, сердечные, задушевные Мы так мыслим, что хотя книга наша»На горах Кавказа»запрещена яко еретическая и предается сожжению, но есть другой суд — суд божественный, беспристрастный, праведный, и истинно признаюсь Вам радостная надежда веселит сердце, что там книга моя, как написанная Божиею силою, именно по добрым целям, получит праведный суд   . Приведенное письмо было последним печатным выступлением схимонаха Илариона. В течение 1915 и первой половины 1916 года он проживал попеременно в своей келлии в урочище Темные Буки или в Сентинском Спасо–Преображенском женском монастыре, где пользовался гостеприимством игумений Раисы. Сохранившиеся архивные документы   свидетельствуют о том, что и духовные и светские власти пристально следили за жизнью и деятельностью схимонаха Илариона, к тому времени старого и больного. Время от времени его посещали епархиальные миссионеры, отбиравшие у него книги и выяснявшие у него детали его»лжеучения». Архиепископ Ставропольский Агафодор и его викарий епископ Александровский Михаил регулярно получали донесения о деятельности схимонаха Илариона и нескольких проживавших вместе с ним послушников и послушниц. На игумению Раису и других инокинь Сентинского монастыря со стороны епископа Михаила оказывалось»воздействие и словом убеждения и мерами строгости на тот предмет, чтобы все оне оставили увлечение учением схимонаха Илариона об имени Иисусовом»   . В сентябре 1915 года временный генерал–губернатор Кубанской области и Черноморской губернии воспретил схимонаху Илариону»пребывание в местностях, состоящих на военном положении или входящих в театр военных действий как лицу, вредному для государственного порядка и общественной безопасности»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Агафодор (Преображенский Павел Флегонтович; 1837–1919), архиепископ Кавказский и Ставропольский, – богослов, миссионер, почетный председатель Собора. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. по должности. Родился в селе Спасское Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика, вскоре умершего. Мать выполняла черную работу, чтобы кормить сына. Ранние годы провел в г. Череповце и с. Богослове Новгородской губернии в крайней нищете: зимой в доме вместе с людьми находились ягнята, телята, куры. В 1848–1860 гг. учился в Пошехонском духовном училище за казенный счет и Ярославской духовной семинарии, которую закончил по первому разряду. В 1860 г. женился и был рукоположен во священника архиепископом Ярославским Нилом, назначен настоятелем прихода в с. Воскресенское Мышкинского уезда Ярославской губернии. В 1864 г. овдовел. Учредил и содержал два бесплатных народных училища, где был законоучителем и смотрителем. Первым в России открыл передвижные народные библиотеки. С 1877 г. – благочинный сельских приходов, с 1884 г. – протоиерей, настоятель Успенского собора в г. Мышкин. В 1888 г. принял монашество, возведен в сан архимандрита, затем в Александро-Невской Лавре хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В Нижнем Новгороде основал на свои средства Свято-Владимирскую церковно-приходскую школу, благоустраивал древний нижегородский Печерский монастырь. В 1891 г. переведен на Сухумскую кафедру, где учредил Александровское братство, открыл 22 школы, основал в 1892 г. комиссию для перевода богослужебных книг на абхазский и адыгейский языки. Регулярно объезжал епархию с миссионерскими целями, в результате чего за два года было крещено около тысячи абхазов. В 1892 г. учредил епархиальную археологическую комиссию, возродившую в древних Команах храм св. Василиска, в котором, по преданию, скончался свт. Иоанн Златоуст . Восстанавливал множество других древнехристианских памятников в Абхазии. С 1893 г. – епископ Ставропольский и Екатеринодарский (с 1916 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиеп. Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани) епископ, бывший (с 30.06.1811) еп. Цылканский с 30.08.1814 † 5.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе) архиепископ, бывший архиеп. Руставский с 28.12.1818 † 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе) епископ, рукоположен с 5.04.1842 † 3.12.1851 Иоанн (Авалиани) епископ, рукоположен с 13.04.1852 † 6.04.1858 Гавриил (Кикодзе) епископ, рукоположен с 6.12.1858 по 2.06.1860 еп. Имеретинский; † 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; † 1.07.1871 Александр (Окропиридзе) епископ, бывший еп. Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 еп. Гурийско-Мингрельский; † 9.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 1.03.1886 по 6.06.1898 еп. Имеретинский; † 4.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 еп. Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 87 Возобновлена 12 июня 1885 года Кафедра в Сухуми Геннадий (Павлинский) епископ, рукоположен с 28.12.1886 † 31.03.1889 Александр (Хованский) епископ, рукоположен с 29.05.1889 † 12.02.1891 Агафодор (Преображенский) епископ, бывший еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 еп. Ставропольский и Екатеринодарский; † после 1919 80 При формировании Грузинского экзархата в 1811 году имелось 11 епархий и 4 викариатства (епархии Мцхетско-Иверского патриархата), число которых со временем уменьшилось. В 1814 году в состав Грузинского экзархата вошли и епархии Имеретинско-Абхазского католикосата. 81 Католикос Абхазии (или Западной Грузии) именовался наместником святого Андрея Первозванного или «сидящим на троне святого Андрея». Упразднен в 1795 году, после чего вся Грузия перешла в ведение католикоса Карталинского, имевшего пребывание в Мцхете. В 1814 году Церковь Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

29 февр.- 1 марта 1916 г., как следует из письма Петроградского митр. Питирима (Окнова) Ставропольскому и Екатеринодарскому архиеп. Агафодору (Преображенскому) (Там же. С. 137-138, 64), в Синоде была создана комиссия по вопросу об увеличении в Русской Церкви числа епархий и о более удобном распределении их границ. В числе других комиссия рассматривала вопрос об образовании на территории Кубанской обл. отдельной епархии. В 1916 г. Кубанская самостоятельная кафедра не была учреждена, но возглавлявший ее викарный епископ приобрел новый статус - викария с особыми в епархии полномочиями (права и обязанности викариев с особыми полномочиями были описаны в инструкции Синода от 30 сент. 1916; см.: Там же. С. 138-139, 65; см. также распоряжение Ставропольской консистории духовенству Кубанской обл. от 30 окт. 1916 о предоставлении епископу Кубанскому и Екатеринодарскому особых полномочий- Там же. С. 141, 67). Викариатство было переименовано в Екатеринодарское и Кубанское, территория определена в границах Кубанской обл. (указы Синода от 12 и 24 окт. 1916; см.: Там же. С. 140-141, 66). Глава вик-ства приобрел большие в сравнении с предыдущим периодом права в отношении храмов и духовенства вик-ства. Кубанский епископ мог привлекать к суду подведомственных ему лиц духовного звания, собирать съезды духовенства, наблюдать за деятельностью духовных школ и за преподаванием Закона Божия в светских школах. Для решения насущных нужд викарий мог посылать прошения в Святейший Синод и к местным гражданским властям. Викарии с особыми полномочиями имели собственную печать и канцелярию. В сложных случаях викарий должен был обращаться к епархиальному архиерею, все финансовые вопросы деятельности викариатства решались в Ставрополе. К кон. 1916 г. в Кубанской обл. насчитывалось ок. 500 приходов. 22 янв. 1917 г. Кубанский и Екатеринодарский еп. Иоанн, обратившись к пастырям, священно- и церковнослужителям с призывом поддерживать в народе благочестие, сказал, что «ныне свершается суд Божий над нашей многострадальной Родиной» (цит.

http://pravenc.ru/text/189595.html

В ноябре 1918 г. в Томске был созван Собор в составе 13 архиереев, а также 26 членов Поместного Собора из духовенства и мирян. Председательствовал на Соборе архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), почетным председателем был митрополит Казанский Иаков (Пятницкий). Собор организовал Временное Высшее церковное управление (ВЦУ), председателем которого стал архиепископ Сильвестр (Ольшевский) . Но намного большую роль в истории Церкви сыграло другое ВЦУ, организованное на юге России в мае 1919 г. Именно тогда в Ставрополе-Кавказском состоялся Юго-Восточный Русский Церковный Собор. В качестве примера для своей деятельности Предсоборная комиссия рассматривала Томский Собор. В Ставропольском Соборе, проходившем с 19 по 24 мая, приняло участие 11 архиереев, 22 священника, 1 монах и 20 мирян. Председателем Собора был избран архиепископ Митрофан (Симашкевич), почетным председателем – архиепископ Агафодор (Преображенский). 22 мая было принято решение о создании Временного Высшего церковного управления (ВЦУ), которому передавалась власть над всей территорией, подконтрольной Вооруженным силам Юга России. Такое положение предусматривалось сохранять до установления нормальной связи с патриархом. Председателем ВЦУ стал архиепископ Митрофан (Симашкевич). Свободное положение нового церковного органа позволяло ему решать вопросы, которые не могло взять на себя московское священноначалие, например, открытие новых епархий и викариатств. На юге России продолжалось издание газеты «Церковные ведомости». Полномочия ВЦУ признал и наиболее авторитетный русский архипастырь – митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) , ставший его почетным председателем. Правда, принять участие в работе ВЦУ митрополиту не пришлось – до ноября 1919 г. он находился в Клеве, затем вместе с отступающими войсками уехал на Кубань, а в марте 1920 г. покинул Россию. Русские иерархи, священники и монахи, уходившие на юг, по возможности старались спасать и церковные святыни. Епископ Курский Феофан (Гаврилов) увез с собой чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери, а киевские пастыри вывезли частицу мощей преподобных отцов Киево-Печерской лавры, которые ныне находятся в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каков будет исход болезни Питерского [Питирима (Окнова)]. Газеты кричали даже о его переводе на другую епархию. Должно быть, были основания для таких необычных слухов. Грешный человек, на Собор мало надеюсь. Он плодотворен будет только тогда, когда при разделении государства от Церкви соберутся уже гонимые и потому искренние иерархи, а теперь это будет тот же Синод, только большой и, следовательно, бестолковый. Теперь будут делать так же угодливо, как и теперь. Перестал я верить в плодотворность какой-либо общей системы при сложившихся условиях. Теперь лучшая система: пусть всяк на своем месте добросовестно и посильно трудится, вот и будет возрождение Церкви. Впрочем, простите разболтавшегося грешного епископа Андроника. Посодействуйте справедливому решению представленных мною рапортов по поводу вмешательства Шавельского и претензий Екатеринбургского соседа. г. Пермь, 11 ноября 19 16 года Иоанникий (Дьячков; † после 1918), епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 1907 по 1916 годы — епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. — Прим. сост. Дионисий (Прозоровский; † после 1937), архиепископ Ростовский на Дону. С 1912 по 1916 годы — епископ Петровский, викарий Саратовской епархии. — Прим. сост. Леонтий (Вимпфен; † 1919), епископ Енотаевский. С марта по декабрь 1916 года — епископ Кустанайский, викарий Оренбургской епархии. — Прим. сост. Филипп (Гумилевский; † 1936), архиепископ Звенигородский, викарий Московской епархии. С 16 мая 19 16 года был ректором Кишинёвской духовной семинарии. — Прим. сост. Агафодор (Преображенский; † 1919), митрополит Кавказский и Ставропольский. — Прим. сост. Михаил (Богданов; † около 1925), епископ Владивостокский. С 1914 по 1918 годы — епископ Самарский и Ставропольский. В 1918 году эмигрировал. — Прим. сост. Серафим (Голубятников; † 1921), епископ Екатеринбургский и Ирбитский. — Прим. сост.   Купить эту книгу можно будет Рейтинг: 2 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/3037.html

Д. имел подворья в Сухуме и пос. Дубинка на окраине Екатеринодара. С 1889 г. при Д. было открыто уч-ще, где на содержании мон-ря 40-50 детей получали общее и духовное образование, обучались ремеслу, садоводству, пчеловодству и др. Мон-рь имел библиотеку, больницу, аптеку; здесь же была расположена и епархиальная типография. Согласно декрету Комиссариата автономной Абхазии от 1 сент. 1919 г., объявившего Сухумскую кафедру, вошедшую в состав восстановленной автокефальной Грузинской Православной Церкви, вакантной, право на управление Д. предоставлялось временно управляющему епархией: с 3 по 11 сент. 1919 г. эту должность занимал архим. Иоанн (Маргишвили), затем - исп. Амвросий (Хелая) , с 7 окт. 1919 г. митрополит Сухумско-Абхазский (Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 292). Среди известных насельников Д.- глинский старец схиархим. Серафим (Романцев) , подвизавшийся в Д. с 1922 г., после закрытия Глинской пустыни , принявший здесь постриг и рукоположенный во иерея (1926). После установления советской власти в Грузии (25 февр. 1921) Д. постепенно пришел в упадок и был закрыт в 1928 г. Ист.: Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006. Лит.: Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды//Кавказ. 1846. 8. 25 февр.; Гавриил (Кикодзе), еп. Обозрение Абхазских приходов в 1871 г. М., 1872; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Джугели А. Из Абхазии//Мцкемси (Пастырь). Кутаис, 1886. 28. 10 окт. 1886 г. (на груз. яз.); Освящение древнего храма Дранда в Абхазии еп. Имеретинским Гавриилом и его последнее обращение к абхазской пастве//Там же. 1886. 30. 30 окт. (на груз. яз.); Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894; Боярский А. Драндский Успенский мон-рь на Кавказе. Од., 1894; И. Н. Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский мон-рь. М., 1898.

http://pravenc.ru/text/180405.html

(Пономарёв Петр Алексеевич; 09.01.1881, г. Ряжск Рязанской губ.- 08.10.1966, Одесса), архиеп. Калужский и Боровский. После учебы в Данковском ДУ поступил в Ставропольскую ДС, к-рую окончил в 1901 г. В том же году был назначен Ставропольским и Екатеринодарским еп. Агафодором (Преображенским; впосл. митрополит) псаломщиком Вознесенской ц. в ст-це Новоминской Кубанской обл. (ныне Каневского р-на Краснодарского края). В авг. 1906 г. поступил в СПбДА. В 1910 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Быт монастырей XVI в., раскрываемый в спорах заволжских старцев и иосифлян». С июня 1910 г. служил преподавателем рус. языка в Единецком ДУ Кишинёвской епархии. В 1918 г., в связи с оккупацией Бессарабии румын. войсками, выехал в г. Каменец-Подольский, где преподавал греч. язык в Подольской ДС и рус. язык в городской рус. гимназии. 30 марта 1920 г. рукоположен Подольским и Брацлавским еп. Пименом (Пеговым; впосл. архиепископ) во иерея к Крестовоздвиженской ц. в мест. Макова Каменецкого у. Подольской губ. В 20-х гг. возведен в сан протоиерея. В 1929 г. осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности на 3 года ИТЛ; после отбытия срока заключения в лагере был дополнительно приговорен к 3 годам адм. ссылки, к-рую отбывал в Северном крае. В 1935 г., после окончания срока ссылки, приехал в Тулу и был назначен Тульским еп. сщмч. Онисимом (Пылаевым) настоятелем храма во имя св. Димитрия Солунского в с. Жмурове Чапаевского р-на Московской обл. (ныне Михайловского р-на Рязанской обл.). 29 нояб. 1935 г. еп. Онисим незадолго до своего ареста постриг вдового прот. Петра Пономарёва в монашество с именем Онисифор. В янв. 1936 г. Серпуховской еп. Алексий (Сергеев; впосл. архиепископ) в Москве возвел О. в сан архимандрита. 25 авг. 1937 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил О. настоятелем храма в честь Преображения Господня в с. Товаркове, районном центре Тульской обл. (ныне в составе Богородицкого р-на той же области). С 15 нояб. 1938 г. являлся благочинным 7-го округа Тульской епархии.

http://pravenc.ru/text/2578437.html

Питирим 1719–1738. Архп. с 1824. Иоанн Дубинский 1739–1742. Димитрий Сеченов 1742–1748. Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753. Феофан Чарнуцкий 1753–1773. Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782. Иоасаф Заболоцкий 1782–1783. Дамаскин Семенов-Руднев 1783–1794. Павел Пономарев 1794–1798. Нижегородские и Арзамасские (c 1799 г.): Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 Архп. c 1804. Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825. (C 1825 г. была вакантна; управлял Костромской еп. Самуил). Мефодий Орлов-Соколов 1826. Афанасий Протополов 1826–1832. Амвросий Морев 1832–1835. Иоанн Доброзраков 1835–1847. Иаков Вечерков 1847–1850. Архп. c 1849. Иеремия Соловьев 1850–1857. Антоний Павлинский 1857–1860. Нектарий Надеждин 1860–1869. Архп. c l867. Филарет Малышевский 1869–1873. Иоанникий Руднев 1873–1877. Архп. c 1877. Хрисанф Ретивцев 1877–1879. Макарий Миролюбов 1879–1885. Модест Стрельбицкий 1885–1889. Владимир Петров 1889–1892. Владимир Никольский 1892–1900. Назарий Кириллов 1901–1910. Архп. c 1909. Иоаним Левицкий 1910. Валахнинское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Нижнем-Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867. Поликарп Гонорский 1868–1886. Димитрий Сомбикин 1887. Агафодор Преображенский 1888–1891. Иаков Пятницкий 1891–1892. Ювеналий Половцев 1892–1893. Алексий Опоцкий 1893–1896. Аркадий Карпинский 1896–1897. Анастасий Опоцкий 1898–1901. Нестор Фомин 1901–1903. Исидор Колоколов 1903–1906. Евфимий Елиев 1906–1909. Геннадий Туберозов 1909. Новгородская, учр. в 992 г. Кафедра в Новгороде Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин 992–1030. Лука Жидята (Жирята) 1035–1059. Стефан 1060–1068. Феодор 1069–1077. Герман 1078–1095. Св. Никита 1096–1108. Иоанн Попин 1110–1129. Св. Нифонт 1130–1156. Аркадий 1158–1163. Архиепископы Великоновгородские и Псковские (до 1589 г.): Св. Иоанн 1165–1186. Григорий 1187–1193. Мартирий Рушанин 1193–1199. Митрофан 1201–1211. Антоний Ядрейкович 1211–1219. Митрофан (вторично) 1219–1223. Арсений (монах); упр. еж. 1223–1225: (вторично) 1228–1229. Антоний (вторично) 1225–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010