С 1877 по 1884 г. находился в должности благочинного сельских церквей и устроил впервые в этой местности благочинническую библиотеку. В 1884 году, после 23-летней службы в с.Воскресенском о.Павел был переведен в гор. Мышкин настоятелем Мышкинского Успенского собора и возведен в сан протоиерея. В г.Мышкине служение его продолжалось лишь около 4 лет (1884–1888 гг.), но и за этот короткий период времени было им сделано многое: были введены вне богослужебные собеседования, при соборе устроен прекрасный хор, проведен капитальный ремонт собора. Просветительная деятельность протоиерея Преображенского обратила на него внимание высшего духовного начальства; в 1887 году в бытность свою в Петербурге, он был приглашен в заседание Училищного Совета при Святейшем Синоде, где сделал живое обстоятельное сообщение о положении церковно-приходских школ во вверенном его наблюдению округе и был награжден от Святейшего Синода книгой Библия . I февраля 1888 года протоиерей Преображенский, вдовствующий более 20 лет, принял монашество с именем Агафодора и возведен в сан архимандрита. 28 февраля 1888 года в Петербурге совершена хиротония архимандрита Агафодора во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония совершалась в соборной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, собором одиннадцати архипастырей в предстоянии митрополита Исидора. На этой кафедре епископ Агафодор пробыл всего три года, но успел сделать весьма много. В 1860 году он основал в Нижнем Новгороде на свои средства церковно-приходскую школу Свято-Владимирскую, в память 900-летия крещения Руси. Другую такую же школу он основал при Вознесенском Печерском монастыре. Но главной заботой его было приведение в полное благоустройство древнего XIV столетия Печерского монастыря, на что было положено много труда и средств. 2 марта 1891 года (епископ Агафодор) был назначен епископом Сухумским. Сухумская епархия была в то время в крайне печальном положении. Немногочисленные православные храмы находились в запустении и крайней нищете; кафедральный собор был мал, архиерейского дома не было. Владыка первым делом расширил собор, устроил архиерейский дом, изыскивал средства для беднейших церквей. Заботясь о материальных нуждах епархии, с неменьшей энергией заботился и о духовных нуждах населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После освобождения края от оккупантов отдельные церкви были закрыты. В условиях слабого контроля властей над религ. жизнью в первые послевоенные годы имели место как закрытие церквей местными властями, так и возобновление храмов жителями при невмешательстве местного руководства. В 1946 г. самовольно был открыт храм в с. Мазуровка Черневецкого р-на, в с. Долиняны Мурованокуриловецкого р-на установлена «самозваная» часовня на месте ранее существовавшего муж. скита. Незаконно, без разрешения Совета по делам РПЦ, власти закрыли храмы в селах Серебрия Могилёв-Подольского р-на, Беляны, Людвиковка Черневецкого р-на. В 1946 г. уполномоченный снял с регистрации общины при Николаевском кафедральном соборе и Георгиевском греческом храме в Могилёве-Подольском. Всеподольский крестный ход в Иосафатову долину. Фотография. 2015 г. Всеподольский крестный ход в Иосафатову долину. Фотография. 2015 г. Местный клирик вдовый прот. Андрей Шумлянский в период оккупации принял монашество с именем Агафодор и стал духовником возрожденного им в 1942 г. Преображенского жен. скита в с. Галайковцы Мурованокуриловецкого р-на. Обитель размещалась в небольшом здании с домовой церковью, к-рое по просьбе правосл. общины села построили в 1942 г. румын. солдаты. В 1944 г. обители удалось зарегистрировать свою «двадцатку». Уполномоченный по делам РПЦ по Винницкой обл. Л. Франчук 15 сент. 1944 г. докладывал, что в Галайковецком мон-ре живут 14 сестер; настоятельницей обители считается игум. София (Рачинская), фактически мон-рем управляет более молодая мон. Херувима (Печенюк), местная уроженка (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 77). Поскольку община была немногочисленной, Совет по делам РПЦ в 1946 г. дал согласие на закрытие мон-ря, где к тому времени проживали 4 монахини и 6 послушниц. В 1946 г. здание было изъято, монахини разошлись, жили в Галайковцах и окрестных селах. В сент. 1947 г. игум. Агафодор просил уполномоченного по делам РПЦ при Совете министров Украинской ССР П. С. Ходченко разрешить открытие жен. обители при приходском храме в Галайковцах в доме, к-рый был завещан владелицей для устройства мон-ря. 20 окт. 1947 г. Франчук дал указание о недопущении организации обители. Община из 7 сестер перешла на нелегальное положение, ее продолжал окормлять игум. Агафодор (Шумлянский). В 1948 г. он по требованию уполномоченного был отправлен за штат (по офиц. формулировке, «за занятие экзорцизмом»), скончался в 1962 г. Ряд храмов края был закрыт в ходе антирелиг. кампании в 1958-1964 гг.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

В этих новых для Российской империи условиях религиозной жизни появляются подвижники православной веры, основывающие свою деятельность на делах милосердия и душепопечительства, а православные братства, несмотря на свою общественную самоорганизацию, становятся надежной опорой для священноначалия Российской Церкви и государства, заботясь о духовном просвещении и патриотизме. В 1885 году была учреждена Сухумская епархия Грузинского экзархата Православной Греко-Российской Церкви, в состав епархии вошли церковные организации новообразованной Черноморской губернии с ее административным центром в Новороссийске. Основные заботы о духовном просвещении и образовании в тот период легли на плечи церковных деятелей. Так, епископ Сухумский Агафодор (Преображенский) за два года своего управления епархией открыл 22 школы, по его инициативе была учреждена церковно-археологическая комиссия. Именно епископ Агафодор освящал отстроенный в 1891 году первый в Сочи собор во имя Архангела Михаила. Когда позднее епископ Агафодор был переведен на Ставропольскую кафедру, он возглавил Ставропольский отдел Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), под эгидой которого продолжал заниматься духовным и научным просвещением своей паствы. Большую роль в просветительной деятельности на Черноморском побережье начала XX века играли именно православные братства, которые были основаны в Сухуме (Александро-Невское), Сочи (Свято-Николаевское) и Анапе (Свято-Осиевское). Эти братства помогали в организации школ, строительстве храмов, печатной деятельности для духовного и исторического просвещения. Председатель Сочинского Свято-Николаевского братства Павел Амплиевич Россиев трудился на светском и церковном поприщах. Он радел о просвещении населения, благотворительности, борьбе за трезвость, сохранении истории Черноморского побережья. На Хлудовской стороне Сочи возник комитет по постройке церкви и школы. В феврале 1912 года комитету был отведен участок земли из бывших имений В. А. Хлудова, где намечалось устройство церкви, строительство приюта и школы [см.: 1, л. 9, 12]. Храм был обустроен на развалинах бывшего хлудовского винного завода. Уже в декабре 1913 года при этом храме начало свою деятельность основанное П. А. Россиевым Сочинское Свято-Николаевское братство [см.: 9, с. 219—223], а в мае 1914 года храм был освящен [см.: 3, с. 3]. Вид на Сочи с Хлудовской стороны. Каменное здание в бывшем хлудовском имении, в котором был устроен и освящен Свято-Николаевский храм

http://azbyka.ru/missionerskaja-dejateln...

Вслед за этими предварительными распоряжениями преосвященный Агафодор предпринял более радикальные меры. Он постарался не только увеличить причты при церквах многолюдных приходов, но и строить в больших селах и станицах новые храмы, а на хуторах хотя бы молитвенные дома. Насколько широка и плодотворна была деятельность епископа можно судить уже по тому, что за первые 15 лет его архипастырского служения количество духовенства и церквей в епархии выросло в полтора раза (духовенства – на 700 чел., а церквей – на 190). На строительство новых храмов православной паствой Ставропольской епархии было затрачено свыше 13 млн. рублей, в том числе около 8 млн. рублей на Кубани и свыше 5 млн. рублей на Ставрополье. Само население, горячо и деятельно поддерживая благое начинание владыки Агафодора, изыскало необходимые на сооружение средства в селах и станицах. В ответ на его призыв в епархии нашлось немало щедрых благотворителей, пожертвовавших значительные суммы на украшение церквей, приобретение утвари и облачений. Многое предпринял владыка Агафодор для основания новых монастырей. Благодаря ему в 1897 г. был открыт Спасо-Преображенский женский монастырь вблизи Карачаевского аула Сенты. За год до того здесь, у подножия горы, увенчанной древним христианским храмом – замечательным памятником раннего христианства среди народов Северного Кавказа, возникла женская община во имя Преображения Господня. Монахини взяли на себя поддержание и сохранение своей святыни – древнего храма, время постройки которого теряется во мраке веков. Владыка Агафодор принял живейшее участие в этой общине, полагая, что создание женского монастыря будет содействовать приобщению карачаевцев к русской культуре. По его ходатайству Св. Синод разрешил учреждение на р. Теберде женского монастыря, призванного стать светочем православия в горах Кавказа и стражем древнехристианских памятников в верховьях Кубани, подоено Зеленчукскому Александро-Афонскому мужскому монастырю. Первоначально в женской обители была скромная церковь , устроенная в простой избе с камышовой крышей и земляным полом, но затем монахини соорудили новый храм в честь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. XIX в. территории Д. е. наряду с территориями Бичвинтской (Пицундской) и Моквской епархий , входивших до тур. господства в состав Абхазского княжества, были присоединены сначала к Цагерской , затем к Чкондидской епархиям ГПЦ. В 1851 г. с вхождением Абхазии в состав России была образована Абхазская (с 1885 Сухумская) епархия Грузинского Экзархата РПЦ ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 79). Заброшенный кафедральный храм в Дранде в 1885 г. был восстановлен рус. монахами, основавшими здесь мон-рь ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 21-27). В 1917 г. была восстановлена автокефалия ГПЦ и территории Д. е. вошли в состав новообразованной Сухумско-Чкондидской (с окт. 1919 Сухумско-Бедийской, с сер. 20-х гг. XX в. Сухумско-Абхазской) епархии ГПЦ. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 781, 845; Описание груз. рукописей: Синайская коллекция/Сост.: Ц. Чанкиева, Л. Джгамаия. Тбилиси, 1979. Т. 2. С. 170 (на груз. яз.); Джованни да Лука. Сведения об Абхазии и Мегрелии// Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160-161 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Сванетия//Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6. С. 92; Белокуров С. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 324, 351-352; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии на Кавказе близ г. Сухуми: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894. С. 21-27; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Груз. Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901. С. 79; Жордания Ф. Омофор Моквской церкви (в Абхазии) с ист. приписками//Иверия. Тифлис, 1902. 92 (на груз. яз.); Какабадзе С. О кровных грамотах//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1924. Вып. 2. С. 65-66 (на груз. яз.); Джавахишвили И. А. Описание груз. рукописей Синайской горы. Тбилиси, 1947. С. 244 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 309; Метревели Е. Мат-лы к истории иерусалимской груз. колонии, XI-XVII вв. Тбилиси, 1962. С. 15-22, 53-54, 72, 107, 109, 174 (на груз. яз.); Хотелашвили М., Якобсон А. Визант. храм в с. Дранда (Абхазия)//ВВ. 1984. Т. 45. С. 192-200; Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160, 162-166 (на груз. яз.); Меписашвили Р. Дранда: Памятник архитектуры VIII в.//IV Междунар. симпозиум по груз. искусству. Тбилиси, 1989. С. 1-2 (на груз. яз.); Хорава Б. К датировке Моквского омофора//Ист. разыскания. Тбилиси, 2001. Вып. 4. С. 18-27 (на груз. яз.); он же. Драндское епископство//Вопр. гуманитарных наук. М., 2006. 4. С. 17-22; Кудава Б. Церковь Зап. Грузии, IX-XI вв.: Канд. дис. Тбилиси, 2002. С. 25-40, 47-49, 63-64. Ркп. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/180409.html

Агафодор (Преображенский Павел Флегонтович), митр.Казанский и Ставропольский Уроженец Ярославской епархии. Сын «бедного из бедных» церковного причетника. Родился 15·ΧII.1837 года в селе Спасском, что на Мяксе, Пошехонского уезда. Детство, отрочество и юность преосвященного прошли через суровую школу бедности, тяжелых лишений и сиротства. Едва новорожденному Павлу Преображенскому исполнилось шесть недель, как отец его скончался, и мальчик остался сиротой на попечении матери без всяких средств к существованию. Мать не пала духом и сумела не только вырастить, но и воспитать своего сына в твердых началах христианской веры, заложить в юное сердце черты полного послушания воле Божией, самоограничения и самоотречения, а главное, любви к ближнему и совершенной готовности всегда придти на помощь всякому нуждающемуся. Этими чертами отмечалась вся последующая жизнь и деятельность преосвященного. В 1846 году он был отдан в Пошехонское Духовное училище, после которого поступил в Ярославскую Духовную Семинарию. Как в училище, так и в семинарии он шел первым учеником и окончил семинарию в 1860 году. В этом же году 9.Х был рукоположен во священника. По окончании семинарского курса Павел отказывается от мысли ехать в Академию и поступает для поддержки матери на священническое место в глухой приход с.Воскресенского, Мышкинского уезда. Сам вышедший из народа, испытавший бедность, сиротство, лишения и только упорным трудом пробившийся к свету образования и священству, он весь отдался своей пастве и ее насущнейшим нуждам. А этих нужд было много. Прежде всего, народная темнота, невежество даже в основных истинах христианства. И вот для научения своих пасомых истинам христианской веры, молодой священник в течение 23 лет поучает свою паству не только за богослужением, но пользуется всяким случаем для научения при всяком требоисправлении. Другой заботой о.Павла в целях просвещения прихода, было устройство школ для детей. В первой открытой им школе он вначале сам учительствовал. Под его ближайшим руководством Воскресенское церковно-приходское попечительство с первого же времени развивает необычайную и в высшей степени благотворную для прихода деятельность: оно оказывает помощь, по случаю неурожая хлеба, погорельцам, пострадавшим от пожара и т.п. Важным следствием деятельности о.Павла было то, что за все время его священства в его приходе за 23 года не появилось ни одного сектанта и ни одного раскольника.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агафодор (Преображенский), архиеп. Кавказский (Преображенский Павел Флегонтович; 15.12.1837, с. Спасское Пошехонского у. Ярославской губ.- 18.06.1919), митр. Кавказский и Ставропольский. Род. в семье причетника. В 1848 г. был отдан матерью в Пошехонское ДУ. В 1860 г. первым учеником окончил Ярославскую ДС. В том же году вступил в брак и был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера. В течение 23 лет служил настоятелем прихода с. Воскресенского Мышкинского у. Ярославской губ. Преподавал в приходской школе, много внимания уделял благотворительности, особенно в неурожайные годы. 1 дек. 1864 г. открыл бесплатное народное уч-ще в дер. Игнатово Мологского у. Ярославской губ.; в 1865 г. открыл такое же уч-ще в с. Воскресенском. В 1877-1884 гг. благочинный сельских приходов, устроитель благочиннической б-ки. В 1884 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Успенского собора в Мышкине, где прослужил до 1888 г.; ввел в соборе внебогослужебные собеседования. Овдовев, 1 февр. 1888 г. принял монашество, 2 февр. возведен в сан архимандрита. 28 февр. 1888 г. в Александро-Невской лавре хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В Н. Новгороде основал на свои средства Свято-Владимирскую церковноприходскую школу, благоустраивал древний нижегородский Печерский мон-рь . 2 марта 1891 г. переведен на Сухумскую кафедру, где учредил Александровское братство, открыл 22 школы, основал в 1892 г. комиссию для перевода богослужебных книг на абхазо-адыг. языки. Регулярно объезжал епархию с миссионерскими целями, в результате чего за 2 года было крещено ок. 1 тыс. абхазов. В 1892 г. учредил епархиальную археологическую комиссию, восстановил в древних Команах храм св. Василиска, в к-ром, по преданию, скончался свт. Иоанн Златоуст . С 17 июля 1893 г. епископ Ставропольский и Екатеринодарский (с 1916 титуловался Кавказским и Ставропольским), с 6 мая 1907 г. архиепископ. В 1901 г. устроил миссионерские курсы в Ставрополе. Миссионерство в епархии было направлено на привлечение в Церковь старообрядцев, молокан, а также мусульман и буддистов. Основал церковноприходскую школу в ставропольской тюрьме. В 1906 г. им был устроен археологический музей, к-рому Святейший Синод присвоил имя основателя. Старанием А. в епархии было открыто неск. новых мон-рей. Участвовал в работе Собора, состоявшегося в Ставрополе в мае 1919 г. В 1919 г. возведен в сан митрополита. Место кончины и погребения неизвестно.

http://pravenc.ru/text/63234.html

Петр Другов 1899–1908. Феодосий Феодосиев 1908. Ставропольская, учр. в 1843 г. Кафедра в Ставрополе (на Кавказе) Епископы Кавказские и Черноморские: Иеремия Соловьев 1843–1849. Иоанникий Образцов 1849–1857. Игнатий Брянчанинов 1857–18(51. Епископы Кавказские и Екатеринодарские (с 1866 г.): Феофилакт Губин 1862–1872. Герман Осецкий 1872–1886. Ставропольские и Екатеринодарские: Владимир Петров 1886–1889. Евгений Шерешило 1889–1893. Агафодор Преображенский 1893. Архп. с 1907. Ейское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Иоанн Левицкий 1908. Александровское викариатство. учр. в 1911 г. Епископы (в Ставрополе): Михаил Космодамианский 1911. Сухумская, учрежд. В 1885 г. 52 Кафедра в Сухуме Епископы: Геннадий Павлинский 1886–1889. Александр Хованский 1889–1891. Агафодор Преображенский 1891–1893. Петр Другов 1893–1895. Арсений Изотов 1895–1905. Серафим Чичагов 1905–1906. Кирион Садзагелов 1906–1907. Димитрий Сперовский 1907–1911. Андрей кн. Ухтомский 1911. Таврическая, учр. в 1859 г. Кафедра в Симферополе Епископы и Архиепископы Таврические и Симферопольские: Елпидифор Бенедиктов 1860. Архп. Алексий Ржаницын 1860–1867. Гурий Карпов 1867–1882. Архп. с 1881. Гермоген Добронравин 1882–1885. Алексий Лавров-Платонов 1885. Мартиниан Муратовский 1885–1897. Архп. с 1896. Михаил Грибановский 1897. Николай Зиоров 1898–1905. Алексий Молчанов 1905–1910. Феофан Быстров 1910. Тамбовская 53 Кафедра в Тамбове Епископы Тамбовские и Козловские. Леонтий 1682–1684. Питирим 1685–1697. Игнатий Шалгин 1697–1699. Тамбовские и Пензенские: Пахомий Симанский 1758–1766. Феодосий Голосницкий 1766–1786. Феофил Раев 1788–1794. Платон Любарский 1794. Епископы Тамбовские и Шацкие (с 1799 г.): Платон Любарский (вторично) 1794–1811. Иона Василевский 1812–1821. Феофилакт Ширяев 1821–1824. Афанасий Телятьев 1824–1829. Евгений Бажанов 1829–1832. Арсений Москвин 1832–1841. Николай Доброхотов 1841–1857. Макарий Булгаков 1857–1859. Феофан Говоров 1859–1863. Феодосий Шаповаленко 1863–1873. Палладий Раев 1873–1876. Палладий Ганкевич 1876–1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Архиепископ Евсевий РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 61. Подлинник. 307. Телеграмма обер-прокурору Св. синода собрания духовенства г. Одессы и архиепископа Херсонского и Одесского Назария (Кириллова) 11 марта 1917 г. Духовенство г. Одессы в собрании своем постановило приветствовать в лице Вашем Временное Правительство, в тяжелую годину, переживаемую Россией, принявшее на себя власть земли Русской для устроения государственной и общественной жизни Отечества на началах порядка, законности и свободы. Памятуя минувшие судьбы России и заветы ее истории, духовенство твердо верует, что только в союзе с верою и церковью Христовою может быть устроен и управляем путь России к ее благоденствию и славе. Молим Бога, чтобы сила и милость Божия споспешествовали делам правителей народных в их ответственной работе для блага церкви и государства. Херсонские епарх. ведомости. Одесса, 1917. 6. Отдел неофиц. С. 45. 308. Телеграмма М.В. Родзянко архиепископа Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского), викарного епископа Александровского Михаила (Космодемьянского) и собрания духовенства г. Ставрополя 12 марта 1917 г. Пг. Таврический дворец Председателю Государственной Думы. С благословения архиепископа Агафодора, 540 5 марта состоялось пастырское собрание [г. Ставрополя] 541 под председательством епископа Михаила. 542 Восторженно приветствуя вступление родины и православной церкви на новый путь жизни, собрание единогласно постановило приложить все усилия на помощь Думе и Временному правительству в их великих задачах по обороне родной страны от лютого внешнего врага и по устроению благополучия гражданского и церковного быта. Председатель собрания Михаил, епископ Александровский РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 66. Подлинник. 309. Телеграммы викария Ставропольской епархии епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого) и духовенства г. Екатеринодара 12 марта 1917 г. Временному правительству: Духовенство города Екатеринодара во главе с епископом Кубанским и Екатеринодарским преосвященным Иоанном приветствует Временное правительство и молитвенно испрашивает у Бога помощи ему в трудах на благо и славу освобожденной родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ключарь Ставропольского кафедрального собора священник В. До-сычев. ГАРФ. Ф.Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 16–17 об. Рукописный подлинник. Автограф. На первом листе в верхнем левом углу рукописная помета карандашом: «Описание». Документы, связанные с решениями и наследием Собора 1. Рапорт архиепископа Агафодора (Преображенского) Патриарху Тихону об образовании отдельных Ставропольской и Кубанской епархий 20 ноября I918 г. Его Святейшеству великому господину, Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону Агафодора, архиепископа Кавказского и Ставропольского рапорт Ввиду полученного мною указа от Вашего Святейшества, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православныя Российския Церкви от 17/30 минувшего сентября за 641 о предполагаемом окончательном выделении из Ставропольской епархии Кубанской области в самостоятельную епархию долг имею сообщить Вашему Святейшеству нижеследующее: Ставропольская губерния как церковно-юридическая единица одна, независимо от Кубанской области, существовать не может. Разоренная и истерзанная большевиками, находясь и доселе почти целиком в их руках, она состоит всего из 224 храмов и 3-х монастырей (одного мужского и двух женских), весьма бедных и необеспеченных. Монастыри Ставропольской губернии окончательно разорены, так что нуждаются сами в помощи и никак не могут быть источниками для общеепархиальных нужд, хотя бы в смысле содержания архиереев. Храмы приходские, особенно в самом городе Ставрополе, после внезапной эвакуации последнего, носят след[ы] серьезного разрушения и требуют значительных сумм (особенно кафедральный собор) на мало-мальски приличный ремонт. Епархиальный свечной завод работает слабо ввиду полного отсутствия воска в крае и общей дороговизны рабочих рук. Спрашивается, на какие же средства может содержаться Ставропольская епархия в случае отторжения от нее целой Кубанской области. А между тем смета по содержанию епархиальных учреждений здесь весьма велика – с одной стороны, по причине исключительных миссионерских условий быта нашего края, а с другой – еще вследствие общего разорения местного населения (конечно, в частности, и духовенства).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010