Между тем Ася и Леля побежали в спальню, где разговаривали старшие, и вытащили оттуда Нину, умоляя ее сыграть им вальс. Нина должна была в этот вечер петь во втором отделении какого-то шефского концерта и уже собиралась уезжать, но, уступая просьбам молодежи, села за рояль. Если звуки фокстрота ничего не говорили сердцу Олега, то звуки знакомого вальса расшевелили в нем воспоминание о вальсах в доме отца под эти же «Маньчжурские сопки». Однако мысль, что Валентин Платонович сейчас подойдет к Асе и опять обнимет ее талию, подхлестнула, и он поспешил пригласить ее. «Какая прекрасная пара! – подумала Нина, проследив за ними глазами. – Ну, слава Богу, что хоть сегодня он доволен и весел!» Наталья Павловна тоже наблюдала за порхающей внучкой; глаза ее и Нины встретились, и обе без слов поняли друг друга: если бы не постоянная опасность, нависшая над головой Олега, можно было бы мечтать о том, чего приходилось опасаться теперь. Француженка смотрела с умиленной улыбкой: – Ma pauvre petite Sandrillone va bientot devenir une princesse et plus tard une dame d’honeur – apres la restauration! Елочка из своего угла смотрела с укором: «Танцевать, когда Россия распята? Когда в лагерях томятся его товарищи? Он после всего, что пережил, может танцевать?» Вечеринка все менее и менее делалась ей по душе. «Все это очень мило, но почему, если в гостиной присутствуют девушки, в разговорах следует придерживаться шутливо-пустых тем? Неужели нельзя поговорить серьезно? С ними обращаются как с куклами или с фарфоровыми вазами, и им это, кажется, нравится! Как будто ничего, ничего не изменилось! Как будто не было ни войны, ни революции и мы в салоне 80-х годов». Когда гости уже расходились, Валентин Платонович со шляпой в руке провозгласил с порога: – Итак, еще раз до свидания, глубокоуважаемый и достопочтенный «Леась». – Леась? Что это означает? – переспросил с удивлением Олег. – А это, видишь ли, мой друг, очень глубокомысленное изречение покойного братика Ксении Всеволодовны, Васи. Ему было только 5 лет, когда он изобрел этот термин, обозначающий вот этих двух кузиночек одновременно, так сказать, в виде одного неразрывного целого.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

К сожалению, приходится встречаться и с совершенно не академическим, но сугубо идеологическим неприятием моих научных идей и концепций. Иногда это подкрепляется административным произволом. Приведу лишь один — из множества возможных — пример. В РГГУ в свое время отказались принять к защите блестящую работу моей докторантки Светланы Всеволодовны Шешуновой «Национальный образ мира в русской литературе» (позднее диссертация была защищена в Петрозаводске). Настоящей причиной явилось именно то, что она рассматривает творчество П. И. Мельникова-Печерского, И. С. Шмелева , А. И. Солженицына в христианском контексте понимания. В ходе обсуждения заведующая кафедрой, среди прочего, зачитала электронное письмо новоявленного доктора наук, с отрицательной оценкой работы, в котором были строки о диссертантке как о «практикующей христианке». Если бы в любом американском университете кто-нибудь сказал, что человек не должен допускаться к защите потому, что он «практикующий христианин», либо хотя бы позволил себе намёк на это, его бы, я уверен, на второй день уволили. Там не могут отказать человеку в защите диссертации по причинам, не связанным с научной ценностью работы. Увы, у нас люди, называющие себя либералами, считают это нормой, в социальных сетях похваляются друг перед другом, что ловко «истребили» вот такого «православнутого» конкурента. Я читал подобную либеральную похвальбу даже по случаю «истребления» неугодных аспирантов — чуждой им духовной ориентации. С другой стороны, ревностные не по разуму православные тоже часто готовы чуть ли не разорвать «проклятых либералов». В сущности, те и другие вышли из советской «шинели», отсюда постоянные поиски врагов и невероятная степень ожесточения. Эта взаимная ожесточенность, непримиримость до добра не доведет. Необходимо учиться хотя бы минимальному уважению к чужим ценностям. Но, по-видимому, этот путь для нашего общества будет еще весьма и весьма долгим. Беседовал Леонид Виноградов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ivan-esaulov-ot-veliko...

Отношения между князем, дружиною и городовым народонаселением были вообще довольно мягки, сколько могли быть, разумеется, при тогдашней неопределенности: «Если уйдем сами, – говорит Игорь северский с братьею, – а черных людей оставим, то грех будет нам пред Богом». Впрочем, при внимательном изучении летописи можно усмотреть большую жестокость в нравах на восток и северо-восток от Днепра, вообще замечаем большую жестокость в княжеском племени Святославичей черниговских, еще большую в линии этих Святославичей, которая утвердилась на дальнейшем востоке, в области Муромской и Рязанской, замечаем на северо-востоке большую жесткость в самых формах, в самых выражениях. Мы видели, как вместе с христианством принялась на Руси грамотность, и принялась крепко: почва нашлась удобная; в описываемое время мы не видим препятствий к распространению грамотности, напротив, видим обстоятельства благоприятствующие; связь с Византиею постоянная; оттуда приходят митрополиты и епископы; греческие царевны выходят замуж за наших князей, наши княжны выходят за греческих царевичей, путешествуют в Константинополь, в Иерусалим, как, например, Янка Всеволодовна, св. Евфросиния полоцкая; путешествуют в Иерусалим духовные лица, простые люди; страсть к паломничеству так усилилась, что духовенство начало вооружаться против нее, прямо запрещая отправляться в Иерусалим, увещевая вести христианскую жизнь на месте жительства, накладывая даже епитимьи на дающих обеты идти в Иерусалим: эти обеты, говорило духовенство, губят землю нашу. Частые и тесные сношения с Польшею и Венгриею открывали в Русь доступ и латинскому языку. Не забудем, что просвещение было тесно соединено с религиею: кто больше читал, тот, значило, был больше утвержден в вере; отсюда религиозное направление, столь могущественное, необходимо влекло за собою стремление к распространению грамотности, приобретению книг. Сыновья и внуки Ярослава I наследовали его ревность к распространению книжного учения. Сын его Святослав собирал книги, которыми наполнил свои клети; из этих книг дошло до нас два сборника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Властная и умная, она умела себя поставить, и ею, преемницей русских женщин Некрасова, восхищались многочисленные родственники и друзья. Быть женой «декабриста», человека, пострадавшего за справедливые цели или без вины, — это не только социальное положение, не и роль в обществе. Они вознаграждали за то, что неизбежно уносили годы разлуки: привычку к взаимному общению, живое чувство, потребность в близости. Необходимость распоряжаться собой, детьми, в полной мере нести одной бремя и ответственность «главы семьи» делали бесповоротно самостоятельным ее характер, и от природы твердый. Доставшиеся на долю передряги, лагерный искус — всё, что надо было вынести и перетерпеть, Софья Всеволодовна перенесла и вытерпела с честью, как полагалось женщине ее круга и традиций. То был долголетний подвиг. Подвиг, настолько приучивший к сочувствию и хвале и заполнивший жизнь настолько, что им удовлетворялись ум и сердце. Коротенькие годы с любовью и нежностью сделались далеким, остывшим воспоминанием, прежний близкий и необходимый человек — символом. И чем меньше становилась надобность в его реальном присутствии, тем педантичнее и скрупулезнее выполнялось то, что требовало положение, пьедестал Пенелопы: изыскивались средства, чтобы собрать посылку или перевести деньги, поддерживалось знамя разъединенной, но не разбитой семьи. Детей учили помнить отца — и никогда о нем не говорить (из осторожности!). Это отступление следует заключить справкой, освещающей хронологию наших встреч с Софьей Всеволодовной со времени ареста по 1946 год, то есть за восемнадцать лет. В конце лета 1928 года она вместе с Линой Осоргиной, женой Георгия, приезжала на Соловки для недельного свидания. Пока я был в Ясной Поляне, не раз меня навещала, иногда живала подолгу, но не порывала с Москвой и друзьями. Гащивала она и у своего отца, на Тульской госконюшне, в бывшем имении Бутовича на реке Упе, в полутора десятках километров от Ясной Поляны. Затем мы встретились в Архангельске, в 1935 году, после Мариинских лагерей. Дочь жила с бабушкой в Москве, с нами был новорожденный сын. После моего ареста Софье Всеволодовне удалось вернуться в Москву.

http://azbyka.ru/fiction/pogruzhenie-vo-...

Дочь Агафии Всеволодовны Феодора родилась 21-го сентября 1229 года; следовательно, скончалась девятилетней отроковицей. Снох Агафии Всеволодовны, звали Мария, Христиана и Феодора 42 . Происхождение только одной из них нам известно, – супруги старшего сына великого князя Георгия – Всеволода. Она была дочь князя Владимира Рюриковича, владевшего Переяславлем южным, а затем с 1219 года – Киевом. Бракосочетание ее было совершено во Владимирском златоверхом храме епископом Митрофаном в 1230 году 14-го апреля, в неделю антипасхи, – менее, чем за 8 лет до взятия Владимира татарами. Две другие снохи Агафии Всеволодовны вступили в брак с ее сыновьями зимой 1236–37 года, следовательно, за год до своей мученической кончины. Из внучат Агафии Всеволодовны разве первенец ее старшего сына мог едва иметь отроческий возраст, остальные несомненно скончались младенцами. Второе нашествие татар, под предводительством хана Батыя, было неожиданное и быстрое. Осенью 1237 года татары опустошили Камскую Болгарию, зимой 1237 года разгромили Рязанское княжество, убив Рязанского князя Георгия и его семейство, и немедленно пошли ко Владимиру. В Коломне они разбили войско великого князя Георгия, посланное с его старшим сыном Всеволодом, который после поражения бежал во Владимир; взяв Москву, пленили княжившего там второго сына великокняжеского – Владимира. Горячо помолившись в соборном храме перед образом Богоматери, со слезами простившись с семейством и гражданами, при общем плаче, великий князь оставил столицу и пошел к Волге собирать войско. В его отсутствие 3-го февраля 1238 года татары обложили Владимир. Они потребовали сдачи города и, получив отказ, умертвили перед Золотыми воротами плененного ими в Москве Владимира Георгиевича на глазах его братьев-князей и народа 43 . Татарские полчища были так велики, что часть их отделилась еще для взятия Суздаля, сожгла и разграбила этот город, избив и пленив жителей. В осажденной столице сыновья великокняжеские, Всеволод и Мстислав, воевода Петр, епископ Митрофан, будучи преданы воле Божией, не теряли бодрости и, конечно, ободряли жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Чужих нет, везде — свои Есть люди, имеющие свойство быть внимательными ко всякому человеку, оказавшемуся рядом. Каждый-то им интересен, каждому они готовы стать ближе. Вспоминается мне вечер памяти протоиерея Геннадия Огрызкова. Огромный зал, полный народа. И среди присутствующих немало людей, которые когда-то познакомились с отцом Геннадием не в Церкви, не когда пришли к нему как к священнику. Многие знали его когда-то как одноклассника, как сокурсника, как собеседника, соседа, приятного знакомого. Некоторые сами никогда не задумывались о вере и о Боге. Но отец Геннадий молился о всех, кого любил, кого помнил. Он напоминал о них и Богу. Так его друзья и близкие входили в Церковь. Отец Геннадий молился не только о тех, кого знал лично. Он очень любил стихи Булата Окуджавы и молился о том, чтобы поэт пришёл к вере. Мы знаем, что перед смертью Булат Окуджава принял святое Крещение и поминаем его с именем Иоанн. Наверное, отец Геннадий был одним из тех, по чьим молитвам это произошло. Однажды, незадолго до рукоположения во священника, я задал отцу Геннадию вопрос: какое главное свойство священника? Отец Геннадий ответил: «Открой своё сердце и впусти туда всех». Сам он, конечно, имел такое «расширенное», по словам Апостола, сердце. «Любящий другого исполнил закон» ( Рим. 13:8 ). Отец Геннадий имел талант любить каждого, кто нуждался в его любви. Вспоминается мне ещё одно «широкое» сердце. Сердце, в котором многим было не тесно. Эту женщину, она уже преставилась ко Господу, звали Татьяной Всеволодовной. Она была юристом и часто бескорыстно помогала тем, кто нуждался в юридическом совете или поддержке. Была она общительной, и кого бы ни встречала на своём жизненном пути, всех пыталась привести к Богу. Дом, где жила Татьяна Всеволодовна, имел большое подвальное помещение, в котором когда-то размещались комната домкома, актовый зал и комнаты для занятий различных кружков. Во время «перестройки» кружки исчезли, площадь освободилась. Татьяна Всеволодовна уговорила своего начальника, состоятельного и влиятельного человека, на благотворительный поступок: купить спортивные тренажёры и оборудовать в одной из пустых комнат бесплатный тренажёрный зал для местной молодёжи. Она договорилась с местной администрацией, и в подвале поставили несколько тренажёров. В соседнем же актовом зале Татьяна Всеволодовна устроила Воскресную школу для взрослых, в которой мне посчастливилось некоторое время преподавать Закон Божий. Правда, не по воскресеньям, а по четвергам.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Родители княгини Янки были украшены высочайшими титулами: папа — князь Всеволод, умнейший и любимейший сын великого киевского князя Ярослава Мудрого. Мама — греческая царевна, родственница византийского императора Константина IX Mohoмaxa. Ещё маленькой девочкой смышлёная Анна была помолвлена с византийским цесаревичем Константином Дукой. По одной из версий, Анне исполнилось около восьми лет, когда внезапно умер её будущий свёкор. В такой ситуации принц как бы становится императором, следовательно, наша Аня — как бы императрицей Византийской империи. Но буквально тут же, вследствие придворных интриг, юного Константина с его братом и матерью устраняют с шахматной доски, на которой разыгрывается партия за власть и влияние, а именно — отправляют в монастырь. И юная княжна становится… кем? Ну, не вдовой, конечно… её женский статус трудно обозначить. Но поскольку жених её оказался в монастыре, то она по своей воле сохранила девство, отказалась от повторного замужества и приняла монашеский постриг. Неясно, как ссылка в монастырь повлияла на Константина. Зато очень хорошо известно, какой великой монахиней стала Анна Всеволодовна. В миру распространено мнение, что выбор монашеского пути, особенно девушками, означает несчастную судьбу, испорченную жизнь, неисполненное материнство. Короче, провал по всем статьям. Жизнелюбивая княгиня Янка решительно и активно опровергает этот стереотип. Став монахиней, она находит наилучший способ для женщины своего времени реализовать и свою наследственную энергию социального деятеля, и природную пытливость, и полученное образование, и даже родительские воспитательные порывы. При поддержке отца, к тому времени взошедшего на Киевский престол, Анна Всеволодовна основывает женский монастырь, а при нём — первую не только в Киевской Руси, но даже первую в Европе — школу для девочек. В летописи зафиксировано, что, став игуменией монастыря, Анна Всеволодовна «собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие».

http://pravmir.ru/shkola-knyagini-yanki/

Тропарь, глас 1 От запада возсиявши, яко звезда небосветлая, прияти Православную веру сподобилася еси, в нейже плод благославный Русской земле принесши, святая благоверная княгине Анно, Христа всем сердцем возлюбила еси, Того оправдания и законы хранящи; тем же днесь всесвятую твою память празднующе, грехов оставление молитвами твоими приемлем. Кондак, глас 4 Днесь в светлой памяти твоей Великий Новград веселится, созывая всех верных светло праздновати память твою, и мы ныне, духовно ликовствующе, радостно славим тя и молим: святая благоверная княгине Анно, предстоя Святей Троице, моли избавити Вели кий Новград и всю землю Русскую от всяких бед и обстояний и всем нам спастися. Святая преподобная княжна Анна Всеволодовна Память ее совершается 3 (16) ноября Святая княжна Анна Всеволодовна была дочерью великого князя Киевского Всеволода Ярославича и греческой царевны Марии, дочери Константина Мономаха. Не желая вступать в брак, она девою приняла в 1082 году монашество в построенном для нее Андреевском Янчином монастыре в Киеве, разрушенном позднее при татарском нашествии. Княгини на Руси прежде князей принимают на себя иго иночества. Из княжеского рода прежде всех постриглась в иночество супруга великого князя Ярослава Ирина, в иночестве святая Анна. Второй инокиней, но первой девственницей из княжеского рода стала дочь великого князя Всеволода Анна. Великий князь Всеволод Ярославич, по словам летописи, «с детства любил Бога и правду, оделял бедных, чтил епископов и священников, особенно же черноризцев». Он любил образованность, говорил на пяти иностранных языках, особенно изучал и исследовал житие апостола Андрея, который, по преданию, проповедовал на Киевских горах и предрек славу городу, который будет на этом месте. Очень образована была и дочь его Анна, сохранились ее письма на греческом языке. Мать Анны была греческая царевна, дочь императора Константина Мономаха; ее благочестие доставило России неоцененное сокровище – святые мощи великомученицы Варвары. Брат Анны, Владимир Мономах , своими добродетелями приобрел такую любовь народа, что и поздние потомки пользовались его теплотой. Он любил монашество и ясно понимал значение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При Ольге находились её малолетние внуки, сыновья Святослава. Несомненно, что она заронила в их души семена христианства. Они скорее могли поддаться её доброму влиянию, чем Святослав, рожденный и воспитанный ею, когда она была еще язычницей. Она послужила убедительным примером для Владимира, и подготовила торжество истинной веры. Ольга жила по крещении своем двенадцать лет. На последнем году её жизни Киев чуть было не сделался добычей Печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием Святослава, обступили его со всех сторон. Святослав поспешно возвратился и побил их. Но он скучал в Киеве и стремился на берега Дуная. Ольга удерживала его: «Я больна и стара», говорила она ему; «куда же хочешь от меня уйти! Похорони меня, а там иди, куда хочешь». Через три дня святая княгиня, действительно, скончалась, завещав, чтобы не делали по ней тризны и похоронили бы её по христианскому обряду. Это было в 969 г. Народ и семья горько оплакали ее и признали мудрейшею из жен. Церковь чтит ее святою и Равноапостольною. «Она предтскла христианству в земле нашей, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом», говорит об Ольге наш древний летописец, «как луна в ночи сияла она между людьми неверными. Она первая от Руси вошла в царство небесное и по смерти молит Бога за всю Русь. Ее славят сыны русские, видя ее лежащую нетленною много лет» (Лавр. сп., 60, 67. Расск. из русской церк. истории. Бахметовой). Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна 387 (Янка), сестра Владимира Мономаха , отличалась любовью к образованию и усердием в списывании книг. Она основала при Андреевском монастыре в Киеве (в конце XI в.) первое женское училище, в котором обучала девиц грамоте, пению и рукоделию. Еще до пострижения своего она ездила в Царьград и скончалась в 1113 г. св. Евфросиния Полоцкая Великой нравственной силой, подвижнической жизнью и неотразимым влиянием на окружающих прославилась св. Евфросиния Полоцкая . 388 . Евфросиния , в миру Предслава , дочь 389 Полоцкого князя, с детства полюбила чтение священных книг и отказалась от мира в блеске молодости и красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Наши потомки узнают только то, что я запишу на видео сейчас, когда вы расскажете мне всё это от первого лица: больше никто этого сделать не сможет. Внучки о. Никодима соглашаются на интервью. Мы остаёмся в комнате одни, я записываю на видео рассказ двух сестёр, двух внучек священника, и поражаюсь премудрости Божией, обеспечившей выполнение правила Ветхого и Нового Завета: «Дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф.18, 16). И вот, у меня как раз два свидетеля. Они в разное время и от разных людей слышали совпадающие рассказы о гибели священника Никодима. Их бесценные свидетельства я приведу в пересказе от третьего лица, практически дословно. Сестры Елена и Евгения – внучки свящ. Никодима Тайна смерти священника Евгения Всеволодовна Воробьева, урождённая Троепольская, родилась в 1938-м году. Она рассказывает, что после окончания школы в 1956-м или 1957-м году отец в разговоре между прочим рассказал, что он сын священника Брянской области село Юрово. Тогда он и рассказал, что о. Никодим погиб в 1918-м году, когда поехал в лес за дровами. А у батюшки была большая семья – 9 детей. Из леса лошадь сама пришла домой, и супруга о. Никодима увидела лежащего в санях избитого и израненного своего мужа. Детям было запрещено говорить о том, что он приехал раненый. Когда он скончался через несколько дней, было велено говорить, что он скончался от болезни. Однако все дети знали, что скончался он от ран и побоев, которые в лесу нанесли ему красноармейцы. Елена Всеволодовна Селиванова, урождённая Троепольская, родилась на 10 лет позже своей сестры Евгении, в 1948-м году. Она слышала эту же историю смерти отца Никодима от своей тётки Татьяны Никодимовны, также по окончании школы. До этого все молчали. Страх и желание получить образование были настолько сильны, что один из сыновей священника даже поменял отчество на нейтральное – Николаевич. Можно догадаться о времени смерти о. Никодима Троепольского по записям в метрических книгах Юровского храма, где на одном листе – подписи о. Никодима и его тестя о. Матвея, который, вероятно, вынужден был приехать, чтобы заменить погибшего. Последнее таинство Крещения совершил 08.03.1918 священник Никодим Троепольский, далее, 20 марта, метрическую запись подписывает его тесть Матвей Остроумов (Брянск), а после – иеромонах Чолнского монастыря.

http://pravoslavie.ru/159367.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010