Феодорит 48 . Но и занимая высокое общественное место, среди разнообразных дел по управлению епархиею Агапит продолжал вести строгую подвижническую жизнь. Всехвальный Агапит, говорит Феодорит, в бурные времена ереси отличался опытами подвижничества. Как долго Агапит управлял Апамейскою церковью, достоверно неизвестно, время кончины его можно отнести к концу первой четверти V века. Преподобный Симеон был настоятелем одного из Ницертских монастырей. Первоначально он подвизался в Халкидской пустыне под руководством преп. Маркиана и был одним из ближайших его учеников; потом, вместе с Агапитом, переселился в Апамею, где Агапит поручил ему в управление один из Ницертских монастырей. Бл. Феодорит 49 , делая отзыв о Симеоне как подвижнике, называет его дивным и говорит, что он (Симеон) пятьдесят лет блистал своим любомудрием. Селевкомильский монастырь Город Селевковил или Селевкобел, т. е. Селевкия при Беле, расположен был у подошвы хребта Белуса или Вила. К востоку и юго-востоку от города простиралась долина, доходившая до Оронта. Округ Селевковильский большею частью лежал по отрогам гор Кассия и Белуса. Естественно, здесь, в горных пещерах и ущельях, были все удобства для отшельничества. Но имен отшельников, подвизавшихся в округе, не сохранилось. Из обителей известна только одна, Селевковильская. Она находилась не в самом городе, а в окрестностях его, и основана учеником славного Халкидского пустынника Маркиана – Василием, а по свидетельству бл. Феодорита была многолюдна. Сколь многих, говорит бл. Феодорит, этот Василий представил Богу делателей, говорю словами Апостола, непостыдных, право правящих слово истины 50 , кто бы легко перечислил? Из сонма славных, достойных, по словам Феодорита, похвалы подвижников Селивковильской обители известны только два имени: основателя ее, преп. Василия, и преп. Савина. Они жили в конце IV и  начале V веков. Преподобный Василий подвизался сначала в Халкидской пустыне в обществе преп. Маркиана. Много времени провел он здесь в самых высоких подвигах, подражая великим образцам подвижничества – Маркиану, Евсевию, Агапиту – и изучая у них дух и правила иночества. Влекомый внутренним побуждением, Василий оставил Халкидскую пустыню и близ Селевковила основал собственную иноческую обитель. Новая обитель скоро достигла цветущего состояния. Василий сам руководил иноков на пути сокровенного делания о Христе, подавая им пример во всем и вразумляя их словом. И явились в ней мужи, высотою подвигов и обилием благодатных даров, коими были исполнены, удивлявшие современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Двадцати трех лет от роду он окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в Оптину пустынь: 28 июля 1865 года он был зачислен в братию послушником и направлен в Иоанно-Предтеченский скит, где уже пятнадцать лет подвизался его родной дядя – иеромонах Платон (Покровский). Послушник Андрей стал одним из письмоводителей старца Амвросия, и тот, видя его значительную образованность и литературные способности, привлек его к работе над изданием от Оптиной пустыни духовных книг. Вместе с тем проходил он поочередно послушания канонарха, библиотекаря, трапезного. 28 марта 1868 года он был накрыт рясофором, а 17 июня 1872-го – пострижен в мантию с наречением имени Агапит. 28 августа 1873 года Калужский епископ Григорий рукоположил его в сан диакона, и он же 28 июля 1876 года – в сан иеромонаха. 4 августа 1883 года отец Агапит был назначен настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря. В 1890 году был возведен в сан игумена. 30 сентября 1894 года состоялся его перевод на должность настоятеля Мещовского Георгиевского монастыря. А на Вознесение 1896 года, будучи возведенным в сан архимандрита, стал он благочинным половинной части монастырей Калужской епархии, но уже в октябре 1897 года по болезненному состоянию уволен был от всех должностей и определен на жительство в скит Оптиной пустыни. Труды над жизнеописаниями подвижников духа отец Агапит начал в конце 1880-х годов. Сам он рассказывал, что пришел однажды к отцу Амвросию просить совета: взяться ли ему составлять жизнеописание старца Илариона Троекуровского, о чем просили его монахини, или нет? «Старец отец Амвросий на это с ласковою улыбкою ответил: “Возьмись, возьмись да и поучись, как надо будет писать жизнеописание-то”. А сам все улыбается и улыбается... Точно он предвидел, что приведет Господь мне писать его жизнеописание» 357 . Эта книга была написана. Ее полное название «Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского женского монастыря» (Москва, 1888).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Дионисий называется Глушицким, потому что основал обитель на реке Глушице. Родился он в 1362 г. в окрестностях города Вологды. Сначала подвизался в Спасокаменском монастыре, на Кубенском озере. Звоном колоколов в Глушицкой пустыне указано было ему место для обители. Много трудился и сам Дионисий, устраивая вначале обитель, и при этом не оставлял иноческих подвигов: поста, молитвы и чтения поучительных книг. Он сам написал иконы для монастырского храма. Кроме Глушицкой обители, преподобный основал еще обитель «Сосновецкую», недалеко от Глушицкой, и еще за 2 версты от нее – женский общежительный монастырь для женщин, которые, приходя к нему за наставлениями, высказывали желание как можно чаще пользоваться его мудрыми советами. Св. Дионисий большую часть ночи и дня проводил в молитве. Иногда налагал на себя тяжелые испытания. Однажды ученик его Макарий увидел у него на теле раны и спросил о причине их. Подвижник отвечал: «Если и это не можем стерпеть, то, как возможем терпеть вечные». Иногда всю ночь оставался на морозе и при этом размышлял, как избежать более страшного холода и тьмы кромешной. Заранее приготовил себе могилу в Сосновецкой пустыни и часто приходил к ней для размышлений. «Братия и чада мои, если я обрету милость у Бога, то не оставлю этого места и буду молить Господа и Его Пречистую Матерь, дабы не было здесь оскудения»; сказав эти слова, св. Дионисий осенил себя крестным знамением, благословил братию и скончался с молитвой на устах, будучи от роду 74 лет. Мощи св. Дионисия почивают под спудом в храме Сосновецком. Преподобный Агапит Печерский подвизался в Киево-Печерской лавре в XI столетии. Если кто из братии заболевал, он приходил к больному, ходил за ним и давал ему пищу, которую готовил из трав для своего пропитания, и травы эти, по молитве святого, становились целебными для больного. Приносили к нему больных и из окрестных мест; он исцелял и их. Подавая помощь больным, св. Агапит не брал с них никакой платы, отчего и получил название безмездного врача. Во время св. Агапита в Киеве славился врачебным искусством некто армянин. При одном взгляде на безнадежного больного, он всегда безошибочно назначал не только день, но даже и час его смерти. Когда жизнь преподобного уже близилась к концу, и он занемог, то этот армянин пришел навестить больного. Взяв руку больного, сказал, что он через два дня непременно умрет. «В том-то только и состоит твое искусство, что ты предсказываешь смерть? А ты сумей продлить мне жизнь, если так искусен. Меня же известил Господь, что я преставлюсь к нему через 3 месяца» – возразил при этом армянину Агапит. Так действительно и случилось: Агапит умер не через 3 дня, а через 3 месяца, и врач-армянин после того принял православную веру и постригся в монахи. 2-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Впоследствии о. Агапит иногда перечитывал и правил это так никогда и не напечатанное стихотворение – после подписи: «Фантазия А Агапита» и даты: «Окончено – 10 ноября 1898 года. Ровно год моего приезда в скит из Мещовского монастыря» имеется приписка: «Выправка же закончена в декабре 1902 г.» Очевидно, вскоре после того как о. Агапит поселился на покое в Оптинском скиту, ему было поручено составление жизнеописания старца Амвросия. Летопись скита сообщает: «1900 г. Март 10. Пятница. О. архимандрит Агапит составил полное жизнеописание старца иеросхимонаха о. Амвросия. Рукопись одобрена преосвященным Макарием, епископом Калужским и Боровским. Вопрос о том, когда и на какие средства будет печататься рукопись, еще окончательно не решен. Материалом для составления сего жизнеописания послужили преимущественно сказания о жизни старца братий монастыря и скита, которые собирал и редактировал один из братий скита.» «1900 г. Сентябрь 10. Воскресенье. Получена в скиту книга: Жизнеописание в Бозе почившего старца иеросхимонаха Амвросия с его портретом и факсимиле. Книга отпечатана в Москве в типографии Снегиревой в количестве 1900 экземпляров. Из цензуры вышла 27 августа сего года и предназначена в пользу Оптиной Пустыни. Книга представляет собой полное жизнеописание старца, так как в ней собраны сведения, как появлявшиеся в печати, так равно и рукописные и устные сведения о жизни старца. Книга составлена живущим в скиту на покое архимандритом Агапитом.» Эти записи в скитской летописи были сделаны рясофорным монахом Павлом (Плиханковым) – будущим старцем Варсонофием. По всей видимости, он и был «одним из братий скита», собиравшим и редактировавшим материалы, – как позже он сделал это и для жизнеописания старца Макария. В подготовке одной главы книги о преподобном Амвросии участвовал иеромонах Нектарий (Тихонов) – тоже будущий старец Оптинский. Когда о. Варсонофий стал начальником скита, он поручил о. Агапиту составить краткие жизнеописания всех похороненных на скитском кладбище 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Преподобный Агапит был родом киевлянин, постригся при великом Антонии и, как говорит черноризец Поликарп, «последствоваше житию его ангельскому, самовидец быв исправлением его», следовательно, по всей вероятности, подвизался сначала в пещере близ Антония. Но потом мы видим Агапита постоянно живущим в монастыре посреди братии. Здесь, когда кто-либо заболевал, Агапит оставлял свою келью, шел к больному и прислуживал ему. Для уврачевания больных он давал им вареное былие, которым сам питался, и больные, по молитве подвижника, приявшего от Бога дар исцелений, получали здравие. Весть об Агапите распространилась по всему городу, и многие больные из города приходили к нему и исцелялись. Однажды подвергся тяжкой болезни Владимир Мономах, бывший тогда еще князем черниговским, и прислал просить к себе Агапита. Агапит не согласился выйти из монастыря, из которого никогда не выходил со дня своего пострижения, но отправил к князю часть вареного зелья, которое давал всякому больному, и князь выздоровел. Врачуя больных как между братиею, так и приходивших из города, Агапит ни от кого ничего не брал за труды, не принял и присланного злата от князя Владимира Мономаха. Почему и прослыл врачом безмездным . Высокое благочестие преподобных Антония и Феодосия и прочих иноков печерских, естественно, привлекало к ним всеобщее уважение соотечественников. Не только простой народ, но и многие вельможи приходили в Печерский монастырь, чтобы принять благословение подвижников и пользоваться их наставлениями. Многие из знатных избирали себе в духовные отцы преподобного Феодосия и как сами посещали его, так нередко удостаивались и его посещений, всегда сопровождавшихся нравственною для них пользою. В числе таких лиц, особенно любимых Феодосием, находились знаменитый Шимон Варяг, принявший, по убеждениям его, православие, и киевский воевода Ян с супругою своею Мариею . Сами великие князья Изяслав и Святослав оказывали Феодосию высокое уважение. Изяслав часто приходил в обитель, любил беседовать со святым подвижником и в церкви, и в его келье, а часто приглашал его и к себе .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Отправившись, он встретил на пути человека, страдавшего двумя недугами, — немого языком и хромого ногами. Взяв его за руку, святой Агапит исцелил его от хромоты; причастив же его Святых Таин Тела и Крови Христовых, разрешил язык его. Пребывая в Константинополе, святой Агапит увидел там слепого, сидевшего у так называемых Золотых ворот и просившего милостыню. Сжалившись над ним, святой Агапит возложил ему на глаза свою правую руку, после чего слепой прозрел. Во время пребывания святого Агапита в Константинополе здесь, по повелению императора Юстиниана, собрался поместный собор [ 4 ], на котором был низложен патриарх Анфим [ 5 ], возведенный на патриарший престол незаконно, противно церковным правилам [ 6 ]. На место низложенного Анфима был возведен некоторый пресвитер, по имени Мина [ 7 ], проводивший жизнь святую и строгоподвижническую. Вместе с тем на этом же соборе была предана осуждению ересь Северова [ 8 ]. Вскоре после этого святой Агапит преставился ко Господу [ 9 ] и был погребен в Константинополе. Память 18 апреля Память преподобного отца нашего Иоанна, ученика святого Григория Декаполита Мы знаем две страны с именем Декаполиса [ 1 ]. Одна из них находилась в Палестине, близ Галилеи [ 2 ]; о ней упоминает святой Евангелист Матфей, говоря: «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф.4:25). Именем Декаполиса называлась еще одна небольшая страна находившаяся в Исаврии [ 3 ]. Из этого-то последнего исаврийского Декаполя и происходил преподобный Григорий [ 4 ], учитель сего преподобного Иоанна, память которого совершается в настоящий день. С юных лет отрекшись от этого мира и возлюбив Христа, преподобный Иоанн удалился к упомянутому своему учителю Григорию Декаполиту и, приняв от него пострижение в чин иноческий, подвизался вместе с ним, добродетельною жизнью своею угождая Богу. Он достиг такого смирения, послушания и вообще духовного совершенства, что за него радовался и прославлял Бога и сам учитель его святой Григорий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

19. См.: Иерофей [Добрицкий], архим. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. М., 1866. С. 91-100 (о иеросхимонахе Афанасии [Степанове]), 100-108 (о схимонахе Афанасии [Охлопкове]); Пустынники в Рославльских лесах//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. М., 1907. Март. С. 129-130 (о схимонахе Афанасии [Охлопкове]); Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Там же. М., 1908. Апрель. С. 249-295; Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Paris, 1988. С. 264, 278. 20. Полидоров П., прот. Иван Михайлович Немытов//Странник. 1875. Декабрь. С. 174-196. 21. Никон [Рождественский], еп. [Предисловие]//Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1911. С. 4; Киприан [Керн], архим. Предисловие к изданию 1948 года//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Paris, 1989. С. 6; Ключников С. Наука сердца//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 1992. С. 3; Гумеров Ш.А. Амвросий Оптинский//Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М., 1992. Том 1. С. 58. 22. Об этом см. письма Амвросия к монахине Леониде. В письме от 11 декабря 1879 г.: " Письмо твое и рукопись получил. Когда прочту рукопись, тогда напишу тебе что-нибудь об ней, а когда перепишут ее, то пришлю или возвращу тебе ее. [Поскольку] ты опасаешься, что в случае моей смерти тебя не уведомят о сем, то обязуется тебя уведомить о сем мой хворый писарь монах Иннокентий, если сам будет жив, а также можешь об этом спрашивать у другого моего писаря, отца Агапита " (ОР РГБ, ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4, лл. 88-88 об.). В письме от 8 февраля 1880 г.: " Рукопись списали и твою рукопись вышлю " (Там же, л. 90 об.). 23. Никон, еп. Указ. соч. С. 4. 24. Из рассказов странника о благодатном действии молитвы//Троицкое слово. 1911. N 86. С. 569; Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1911. С. 47. 25. Следует обратить внимание на то, что в 1883-1894 годах настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря был игумен Агапит (Беловидов), принявший постриг в 1872 г. в Оптиной пустыни и бывший ее насельником в 1872-1883 годах. О. Агапит состоял письмоводителем при преп. Амвросии и был к нему очень близок. См.: Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900 (репринт: 1992). С. 138, I-II; Иеросхимонах Амвросий, старец Оптиной пустыни (в мире Александр Михайлович Гренков). М., 1892 (репринт: 1991). С. 47. О. Агапит был одним из тех двух " писарей " преп. Амвросия, которые переписали для него в 1879-1880 гг. " Рассказы странника " с рукописи, присланной монахиней Леонидой (см. прим. 22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/168/...

«Он пел с нами, как простой монах». Памяти архиепископа Агапита Штутгартского Диакон Александр Занемонец — о встречах с пастырем 29 мая, 2020 Диакон Александр Занемонец — о встречах с пастырем После отдания Пасхи, под праздник Вознесения Господня, 26 мая, преставился владыка Агапит (Horacek), архиепископ Штутгартский, архиерей Русской Православной Церкви за границей. Владыка Агапит был очень характерным архиереем Русской Зарубежной Церкви: верующий человек и монах аскетичной жизни, открытый к общению с самыми разными людьми, любящий богослужение и начитанный в святоотеческой литературе. Он родился в Германии в 1955 году в семье, восходящей к русской эмиграции первой волны. Его дед был чехом, австрийским подданным, который на рубеже веков приехал работать в Россию. Женился на русской и обрусел. Ко времени революции он уже умер, но его семья, благодаря наличию иностранного гражданства, смогла покинуть Советскую Россию.  Русские предки владыки придерживались народнических идеалов и очень бы удивились, — как рассказывал он сам, — если бы узнали, что их внук станет православным архиереем. Отец владыки долгие годы был директором издательства «Посев» и активным членом НТС (Народно-трудовой союз российских солидаристов. — Примеч. ред. ) . Чешская фамилия Горачек (буквально — человек-гора) очень подходила владыке с его двухметровым ростом. Не то, чтобы полный, но необычайно большой, крупный человек. И при этом, как нередко бывает с большими людьми, — очень добрый. По окончании гимназии во Франкфурте будущий епископ начал учиться инженерному искусству и архитектуре, но уже в 24 года присоединился к монашеской общине, возглавляемой архимандритом Марком (Арндтом). Чадо владыки Марка, он не унаследовал ни категоричности, ни строгости своего Аввы. Ну разве что строгость к себе: владыка Агапит, даже став архиереем после многих лет диаконства и короткого периода священства, всегда оставался настоящим аскетичным монахом. Мы с ним общались, когда владыка Агапит приезжал на Святую Землю. Он ее любил. Иногда приезжал с группой паломников из Германии, с молодежью, иногда сам, иногда с кем-то из друзей. Как-то он был с только что рупоколоженным своим священником из Штутгарта, и они ездили по Святой Земле. Священник так служил свой сорокоуст, а владыка был его наставником и певчим. Мы встретились за литургией на берегу Галилейского озера, в Магдале. Я был с группой паломников. И один из молодых людей нашей группы пел литургию вдвоем с владыкой Агапитом. Ближе к концу литургии молодой человек спросил меня: «А где же обещанный архиерей, он так и не выйдет из алтаря?». А архиерей пел с ним, как простой монах.

http://pravmir.ru/on-pel-s-nami-kak-pros...

   Блажен, сподобившийся быть положен с ними, блажен и спасен, сподобившийся быть написан с ними, с ними и меня Господь да сподобит милости в день судный, молитвами твоими. Аминь. О святом и блаженном Агапите, бескорыстном враче...    Некто из Киева, именем Агапит, постригся при блаженном отце нашем Антонии и последовал житию его ангельскому, будучи самовидцем подвигов его. Как тот великий, скрывая свою святость, исцелял больных пищей своей, а они думали, что получают от него врачебное зелье и выздоравливали его молитвою, так и этот блаженный Агапит, подражая святому тому старцу, помогал больным. И когда кто-нибудь из братии заболевал, он, оставив келию свою, — а в ней не было ничего, что можно было бы украсть, — приходил к болящему брату и служил ему: подымал и укладывал его, на своих руках выносил, давал ему еду, которую варил для себя, и так выздоравливал больной молитвою его. Если же продолжался недуг болящего, что бывало по изволению Бога, дабы умножить веру и молитву раба его, блаженный Агапит оставался неотступно при больном, моля за него Ббога беспрестанно, пока Господь не возвращал здоровья болящему ради молитвы его. И ради этого прозван он был «Целителем», потому что Господь дал ему дар исцеления. И услышали в городе, что в монастыре есть некто целитель, и многие больные приходили к нему и выздоравливали.    Был же, во времена этого блаженного, человек некий, армянин родом и верою, столь искусный во врачевании, как еще никто не бывал прежде него: только увидит он больного, сразу узнает и объявит ему смерть, назначив день и час, и не было случая, чтобы не исполнилось слово его, — и такого уже он не лечил. Один из таких больных, первый у князя Всеволода, принесен был в Печерский монастырь: армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Блаженный же Агапит дал ему еды, которой сам питался, и тот выздоровел. И промчалась о нем слава по всей земле той.    Армянин же, уязвленный стрелой зависти, стал укорять блаженного и некоего осужденного на смерть послал в монастырь, повелев дать ему смертного зелья, чтобы тот, принявши яд перед Агапитом, пал мертвым. Блаженный же, видя, как тот умирает, дал ему монастырской пищи, и он стал здоров молитвою его, и так избавил от смерти осужденного на смерть. После этого ополчился на него иноверный тот армянин и наустил на святого Агапита единоверцев своих, чтобы они дали ему выпить смертного зелья, хотя его тем зельем уморить. Блаженный же испил без вреда и никакого зла не претерпел, ибо ведает Господь, как благочестивых от смерти избавлять: «Если, — говорит апостол, — что смертоносное выпьют они, не повредит им; возложат они руки на больных, и те здоровы будут».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

примеч. 5 к гл. «Оптина»), присылавший впоследствии своих духовных детей на исповедь к иеросхимонаху Александру. В Оптиной Александр проходил послушание на кухне. Через несколько лет после кончины своего наставника, последовавшей 11 октября 1841 года, он покинул Оптину пустынь и перешел на жительство в Николо–Черноостровский монастырь города Малоярославца Калужской губернии. (В настоящее время этот монастырь – женский.) Здесь он принял постриг в мантию и был наречен Агапитом. В 1849 году отец Агапит по собственному прошению перевелся в Харьковский архиерейский дом, где по рукоположении во иеродиакона, а затем и во иеромонаха, получил назначение на должность эконома. В 1851 году отец Агапит вместе со своим родителем Димитрием Стрыгиным по благословению святителя Филарета, митрополита Московского, поступил в число братии Гефсиманского скита, а в 1858 году отец Агапит вместе с несколькими насельниками скита обосновался в Торбеевке, на месте будущего скита Параклит. В Параклите отец Агапит принял впоследствии пострижение в великую схиму и был наречен Александром. Его «Восприемником от Евангелия» был архимандрит Антоний (Медведев), наместник Троице–Сергиевой Лавры. Повинуясь воле духовного отца, иеросхимонах Александр в 1861 году вернулся в Гефсиманский скит и стал принимать многих из братии, обращавшихся к нему за наставлениями. 23 ноября 1862 года иеросхимонах Александр с благословения митрополита Московского святителя Филарета удалился в затвор, из которого вышел по повелению духовного начальства 9 марта 1865 года. Дело в том, что во время пребывания в затворе здоровье отца Александра резко ухудшилось. Через несколько лет он вновь испросил благословение на затворничество и получил разрешение неисходно пребывать в келии при церкви Воскресения Христова на скитском кладбище. 1 августа 1871 года, отслужив раннюю литургию в Успенской церкви, иеросхимонах Александр пришел в келию и затворился. С этого времени его келейником стал будущий схиигумен Герман. Отец Александр почил о Господе 9 февраля 1878 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010