Из этого описания видно, что преподобный Агапит несколько лет подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество, и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно, хотя и есть предание, что пострижен он был и полагал начало иноческих подвигов в Соловецком монастыре 2 . Вероятно, он был пострижником святого Филиппа и вышел из Соловецкого монастыря после 1568 года, при недостойном преемнике его Паисии. Находясь в Борисоглебском монастыре, преподобный Агапит, в 1576 году, в марте месяце, сделался тяжко болен и не вставал с постели почти целый месяц. В 27 день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая и услышал он голос, приказывающий ему перенести ее в пустое место, на речки Маркушу и Тарногу, и построить там церковь , и обитель иноческую. Мне ли строить церковь и монастырь, когда я не могу встать с постели? Подумал было Агапит, и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Изумленный и обрадованный, он пал на колени пред явившейся иконой и обливаясь слезами, долго и пламенно молился, и благодарил Бога, и угодника Его святителя Николая за свое чудесное исцеление от болезни 3 . Когда Агапит или за приготовлением необходимого для пути, или за чем-то другим, несколько замедлил в монастыре, то снова услышал тот же голос, повелевающий перенести икону в назначенное ей место и поспешил отправиться с ней в путь. Во время неблизкого путешествия из Сольвычегодска до Маркуши, когда Агапиту, не имевшему там ни друзей ни знакомых, ни денег, ни имения на строение церкви, приходила на мысль трудность его предприятия и начинал он сомневаться в успехе, два раза еще слышал тот же голос. Невидимый спутник, как бы хотел показать тем свое присутствие и близость к Агапиту, рассеять его сомнения, ободрить и уверить в своей помощи, и смиренный путник всецело предал себя водительству Промысла Божия. Достигши назначенного места, усталый путник остановился на пустынном берегу речки Маркуши, неподалеку от впадения ее в речку Тарногу и первым делом его было, избрать место для святой иконы. Три раза устраивал он для нее помещение в разных местах, по ту и другую сторону р. Маркуши и на другой день находил ее на одном месте, на берегу Маркуши 4 . Тут он построил сперва небольшую часовню для иконы и потом, келью для себя, и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитвах. Как место избранное самим святителем и драгоценный памятник древности, часовня эта сохраняется доныне, поддерживаемая в том самом виде, как устроил ее преподобный Агапит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Из этого описания видно, что преподобный Агапит несколько лет подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество, и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно, хотя и есть предание, что пострижен он был и полагал начало иноческих подвигов в Соловецком монастыре. Вероятно он был пострижеником святаго Филиппа, и вышел из Соловецкаго монастыря после 1568 года, при недостойном преемнике его Паисии. Находясь в Борисоглебском монастыре, преподобный Агапит, в 1576 году, в Марте месяце, сделался тяжко болен и не вставал с постели почти целый месяц. В 27 день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая, и услышал он голос, приказывающий ему перенести ее в пустое место, на речки Маркушу и Тарнагу, и построить там церковь и обитель иноческую. Мне ли строить церковь и монастырь, когда я не могу встать с постели? – подумал было Агапит, и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Изумленный и обрадованный он пал на колени пред явившейся иконой, и обливаясь слезами, долго и пламенно молился и благодарил Бога и угодника Его святителя Николая за свое чудесное исцеление от болезни. Когда Агапит, или за приготовлением необходимаго для пути, или за чем-то другим несколько замедлил в монастыре, то снова услышал тот же голос, повелевающий перенести икону в назначенное ей место, и поспешил отправиться с ней в путь. Во время неблизкаго путешествия из Сольвычегодска до Маркуши, когда Агапиту, не имевшему там ни друзей ни знакомых, ни денег, ни имения на строение церкви, приходила на мысль трудность его предприятия, и начинал он сомневаться в успехе, два раза еще слышал тот же голос. Невидимый спутник как бы хотел показать тем свое присутствие и близость к Агапиту, разсеять его сомнения, ободрить и уверить в своей помоци, и смиренный путник всецело предал себя водительству Промысла Божия. Достигши назначенного места усталый путник остановился на пустынном берегу речки Маркуши, неподалеку от впадения ея в речку Тарнагу, и первым делом его было, избрать место для святой иконы. Три раза устраивал он для нея помещение в разных местах, по ту и другую сторону р. Маркуши, и на другой день находил ее на одном месте, на берегу Маркуши. Тут он построил сперва небольшую часовню для иконы, и потом келию для себя, и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитвах. Как место избранное самим святителем и драгоценный памятник древности, часовня эта сохраняется доныне, поддерживаемая в том самом виде, как устроил ее преподобный Агапит.

http://pravicon.com/info-1633

(† 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых). О житии А. М. сообщает «История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея», составленная в нояб. 1712 г. по повелению архиеп. Холмогорского и Важского Варнавы (Волатковского) , посетившего в это время Агапитов Маркушевский мон-рь . До 1712 г. в мон-ре имелись лишь отдельные записи о преподобном. О начальной поре жизни святого, как видно из «Истории», достоверных сведений не сохранилось. По мнению одних исследователей (архиеп. Амвросия (Орнатского) , архиеп. Филарета (Гумилевского) ), А. М. был современником прп. Лонгина Коряжемского († 1540; пам. 10 февр.), вместе с к-рым подвизался в сольвычегодском Борисоглебском мон-ре, где и принял постриг. По мнению др., А. М. сначала подвизался в Соловецкой обители и был пострижеником сщмч. Филиппа (в 1546-1566 игумен обители, в 1566-1568 митр. Московский и всея Руси). После 1568 г. А. М. неск. лет жил в Сойгинском сольвычегодском мон-ре. В «Истории» сказано, что, пребывая в пределах р. Вычегды, в 1576 г. А. М. тяжело заболел. На 27-й день болезни, когда святой уже потерял надежду на выздоровление, ему явилась икона свт. Николая. Свт. Николай исцелил А. М. и повелел ему основать иноческую обитель на р. Маркуше, в 100 верстах от г. Тотьма. 3 раза А. М. переходил с места на место, наконец там, где двукратно услышал Божественный голос, поставил часовню, в к-рой поместил явившуюся ему икону свт. Николая. В 1578 г. вместо часовни А. М. построил холодную деревянную ц. во имя свт. Николая, немного позже была построена теплая ц. во имя Благовещения Пресв. Богородицы. Никольский храм был освящен 7 сент. 1579 г., здесь находился чудотворный образ свт. Николая, от к-рого происходило множество исцелений (в XIX в. в приходской Благовещенской ц. хранилась тетрадь с записью 195 чудес от иконы свт. Николая). Видимо, при А. М. была освящена и Благовещенская ц., т. к. известно, что в 1578 г. преподобный был в Москве и получил благословение у митр. Антония на освящение 2 церквей. У царя Иоанна IV Васильевича Грозного преподобный «улучи повеление» на строительство мельницы на р. Лохте.

http://pravenc.ru/text/63156.html

Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Заречье (Маркуша, Подмонастырское). Агапитов Маркушевский Никольский монастырь. /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1576. Год утраты:приблизительно 1780 (упразднен) Адрес: Россия, Вологодская область, Тарногский район, с. Заречье Координаты: 60.428864, 43.860082 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1900 Карта и ближайшие объекты Агапитов Маркушевский Николаевский мужской монастырь. Агапитова мужская пустынь. Описание Зверинского В.В.: «Николаевский-Маркушевский-Агапитов или Муркушевский, мужской, ныне Подмонастырская слобода Вологодской губернии Тотемского уезда, в 115 верстах к северо-востоку от Тотьмы, при впадении речки Маркушевки в речку Тарногу с левой стороны. Основан в 1576 году преподобным иноком Агапитом по чудному явлению ему во время болезни иконы святителя Николая, называемой Великорецкою. Преподобный был убит в 1584 году крестьянами, бросившими тело его в Уфтюгу; но потом братия монастыря разыскала его и положила здесь; память его чтится 21 мая, в день убиения. В церкви сохранилась копия с иконы святителя Николая Великорецкого, принесённой преподобным Агапитом. Упразднён в 1764 году». Агапитова пустыня основана в 1576 году в Кокшенгской четверти Важского уезда на левом берегу Маркуши при её впадении в реку Тарнога. Ныне - деревня Заречье Маркушевского поселения Тарногского района Вологодской области. В 1576 году инок Сольвычегодского Борисоглебского монастыря Агапит после исцеления от тяжелой болезни пришел на реку Маркуша, чтобы основать там обитель. С ним был список с явленной ему во время болезни и спасшей его Великорецкой иконы Николая Чудотворца, который и указал чудесным образом место будущего монастыря. Старец Агапит построил келью и часовню для иконы.

http://sobory.ru/article/?object=35378

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИТОВ МАРКУШЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ находился в Тотемском у. Вологодской губ. Основан в 1576 г. прп. Агапитом Маркушевским . При впадении р. Маркуши в р. Тарнагу, в 100 верстах к северо-востоку от Тотьмы, преподобный выстроил келью и часовню, куда перенес чудотворную икону свт. Николая, явленную ему, по преданию, во время тяжелой болезни. Вскоре собралась братия, желавшая жить под руководством прп. Агапита. 20 июля 1578 г. на месте часовни была заложена холодная деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца, затем теплая ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом св. прав. Прокопия Устюжского. В 1578 г. прп. Агапит получил от царя Иоанна IV Васильевича Грозного разрешение на владение землей и на строительство мельницы на р. Лохте, а от митр. Московского Антония благословение на освящение храмов. 7 сент. 1579 г. Никольская ц. была освящена и в нее перенесена чудотворная икона свт. Николая. Вскоре была освящена и теплая Благовещенская ц. После кончины прп. Агапита (1584) над местом его погребения в мон-ре, между Благовещенским и Никольским храмами, братией была возведена часовня. В 1752 г. оба храма сгорели, но вскоре были отстроены: Благовещенский - в 1754 г., Никольский (в камне) с приделом прав. Прокопия - в 1758 г. Мон-рю принадлежали приписные муж. пустыни в Тотемском у.: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская, Бабозерская Николаевская (основана ок. 1605 маркушевским мон. Сергием), а также 3 часовни, 3 водяные мельницы, скотный двор. В 1744 г. мон-рь владел 290 крестьянами. В 1764 г. А. М. м. и приписанные к нему пустыни были упразднены, Никольский храм обители обращен в приходской. В 1850 г. на месте старой деревянной была построена каменная двухэтажная Благовещенская ц. В нижнем храме находилась надгробная рака прп. Агапита, в иконостасе верхнего храма - чудотворная икона свт. Николая. К 2000 г. монастырские постройки не сохранились. Ист.: История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея//Вологод. ЕВ. 1878. 12. Примеч. С. 226-227. Лит.: Малевинский А. , свящ. Описание бывшего Николаевского Маркушевского монастыря//Вологод. ГВ. 1849. 44 - 47; Строев. Списки иерархов. С. 774 - 775; Суворов Н. Воспоминания о Маркушевском Николаевском монастыре, бывшем в Тотемском уезде Вологодской епархии//Вологод. ЕВ. 1878. 12 - 13. Приб.; Следников Н. В местах священных по воспоминаниям о преподобном Агапите Маркушевском//Вологод. ЕВ. 1905. 17. Приб. К. О. Козлов Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/63158.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРПИЛА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 3 , С. 382 опубликовано: 12 ноября 2008г. АРПИЛА прмч. Готский (пам. 26 марта) - см. в ст. «Готские мученики» . Рубрики: Агиография Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Преподобномученики Русской Православной Церкви Арпила, преподобномученик Готский (пам. 26 марта) - см. Готские мученики См.также: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых) АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/76170.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 21 , С. 108 опубликовано: 12 мая 2014г. ИГНАТИЙ прмч. (пам. 20 февр.), Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские. Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Преподобномученики Русской Православной Церкви Валаамский в честь Преображения Господня мужской монастырь - см. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь Игнатий, прмч. (пам. 20 февр.), Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские См.также: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых) АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/293435.html

Когда братия увидели лошадь без седоков, чем-то встревоженную, ржущую и обратно куда-то убегающую, тотчас же подумали, что случилось со старцем какое-либо несчастье и пошли по дороге, ведущей к мельнице. Долго искали они старца и его спутников, и в оврагах, и в лесу около дороги, но нигде не могли найти, пока не пришли на берег реки Уфтюги, и не увидели железных вериг преподобного Агапита, плавающих на одном месте на поверхности воды, подобно легкому дереву. Под ними нашли и все три тела убитых, хотя вода в Уфтюге в то время была еще велика и быстра. С горькими слезами и рыданиями братия перенесли тела убиенных в обитель, и с великой честью погребли преподобного Агапита посреди монастыря, между созданными им церквами, и поставили над могилой его часовню, а вериги положили на его гробницу. Во все время существования Маркушевского монастыря 7 , мощи преподобного почивали в этой часовне до построения нынешней каменной приходской церкви, в которой они находятся на южной стороне холодного храма, в склепе. 1 Написася сия история усердным сердцем преосвященного Варнавы архиепископа Холмогорского и Важеского в бытность его в сей обители лета Господня 1712, ноября 1 числа, на память св. чудотворцев Космы и Дамиана. 3 В истории Церковн. Иерарх., ч. V, стр. 51, Историч. словаре о святых, стр. 6, преподобный Агапит назван спостником и сотрудником Лонгина Коряжемского и сверстника его Христофора. Но Лонгин слишком мало жил в Сольвычегодском монастыре и в 1537 г. был уже в Коряжме, и в 1540 г. скончался. А Агапит, по определению, пришел из Соловецкого монастыря после 1568 г., когда уже Лонгина не было в живых; пр. Христофор вовсе не был в Борисоглебском монастыре и не мог быть сподвижником Агапита. 4 Места эти доныне известны и обозначены часовнями, из коих 1 в 2 верстах от монастыря на северо-восток, 2 около версты за р. Маркушей, 3 в пяти верстах по западной стороне. 5 В истор. Российск. Иерарх.: V, стр. 52, митрополит назван Кириллом; но Кирилл IV скончался в 1377 году, а в 1578 году управлял митрополией Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

В 1578 году Агапит и присоединившиеся к нему иноки срубили две церкви и перенесли Великорецкую икону святителя Николая Мирликийского из часовни в холодную однопрестольную Николаевскую церковь. Придел теплой Благовещенской церкви посвятили праведному Прокопию Устюжскому Христа ради юродивому. В этом же году от царя Иоанна Грозного получено разрешение на владение необжитыми землями вблизи пустыни и на строительство мельницы в 40 верстах западнее обители на реке Лохта в густонаселенном месте. Благосостояние пустыни быстро крепло. Местные жители завидовали хозяйской хватке строителя Агапита и боялись, что монастырь заберёт все их земли. 21 мая 1584 года, во время поездки на мельницу в Лохту, Агапит Маркушевский был убит крестьянами деревни Каликино и тело его сброшено в реку Уфтюга. Убийцы были найдены и казнены. Похоронили старца Агапита между церквями в его пустыни, поставили над могилой часовню. Преподобномученик Агапит Маркушевский - местночтимый святой, празднуется соборная память. В 1587 году строитель Иерон с братией получили грамоту об отводе земель для Агапитовой пустыни. Теперь монастырских владений прибавилось.С запада земли Агапитовой пустыни ограничивала речка Коржа, Коржа впадала в Тарногу, далее западная граница проходила в низовьях Лондушки. На севере земли простирались до Семчужного озера в диком лесу. На востоке граница земель Агапитовой пустыни отмечена верховьями речек Семчуга, Лондушка и далее шла по Токушке до реки Тарнога. Река Тарнога ограничивала земли пустыни с юга и доходила до верховья Коржи. В 1599 году строитель Боголеп и братия получили жалованную грамоту на деревни Федоровскую и Исаковскую в Ромашевской волости и Тимошинскую в Заборской волости. В этом же году построена новая Николаевская церковь вместо первой, обветшавшей. В 1615 году пустыня разорена поляко-литовцами. К 1620 году монастырь восстановился. На территории стояли 2 церкви: теплая Благовещенская с приделом праведного Прокопия Устюжского и холодная Николаевская. В 12 кельях жили 15 старцев, кроме этого имелась гостиная келья. На Лохте и Тарноге находились мельницы. На вновь освоенных монастырских землях возникли починки: Нестеровский, Андреевский, Баклановский, Слободка - на реке Тарнога; на берегу Лондушки – левом притоке Тарноги располагались починки Милогорский, Криулинский, Кузнецовский, Черепановский, Черняковский. В 1687 году был пожар в монастыре, сгорели 6 келий, церкви не пострадали. В 16-17 веках Агапитовой пустыней управляли строители.

http://sobory.ru/article/?object=35378

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010