Имя Иисус в арабском языке звучит как Ис. но я продолжу говорить так, как мы все привыкли. Иисусу так или иначе посвящены 15 сур, 93 аят 50 Корана. Это достаточно много. Текст Корана, так же как и текст Библии, разделяется на главы и стихи. Скажем, Авраам упоминается в 245 аятах, а Моисей – в 502. Об Иисусе говорится меньше, но значение Его велико и даже в чемто превосходит их роль. Иисус в Коране превыше всех ветхозаветных и арабских пророков. Среди новозаветных пророков упоминаются апостолы, кроме разве что Павла, которого мусульмане не любят, ведь именно он утверждал в тех краях христианство. Арабские пророки Корана еще до Мухаммеда исповедовали единобожие, поклоняясь Богу Авраама. Среди множества пророков выделяются пять посланников Божиих: Ной (Иух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Мухаммед. Они тоже именуются пророками, но их значение – выше пророческого. Ной, Авраам и Моисей – и по Библии исключительные. Бог заключил завет с Ноем, Бог заключил завет с Авраамом, Бог заключил завет с Моисеем. Бог заключил Новый Завет через Иисуса, но у мусульман есть еще и Мухаммед. Для начала определим, во что мусульмане не верят. Мусульмане не признают того, что Христос есть Бог. Мы говорим: «Христос истинный Бог наш», — вот это они отвергают. В Коране говорится: «Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)» (Коран, 5:17). Коран этого не принимает, в Коране Бог один, Он всемогущ, Он Всевышний, Он не воплощался; никакого боговоплощения не может быть в принципе. Иисус по Корану поклоняется Богу так же, как и все остальные тварные существа. Коран настаивает и на том, что Мария – не Бог. Интересно, с кем они спорят? Христиане никогда не утверждали, что Мария – это Бог. Напомню, что ислам возник в VII веке, то есть через шестьсот лет после зарождения христианства, к тому же Аравия была точкой пересечения торговых путей и местом ссылки еретиков. Эта земля буквально аккумулировала еретические учения, там жил Арий и многие, многие другие. В результате Мухаммед познакомился не столько с христианством, сколько с его еретическими искажениями.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Для многих может стать большой неожиданностью тот факт, что Мухаммед и Коран проявляют большое уважение к Иисусу. Первая часть этой главы отражает множество моментов в учении Мухаммеда, касающихся Иисуса. Впрочем, Иисус никогда не говорил именно о Мухаммеде, потому что жил почти за шестьсот лет до рождения Мухаммеда. Несмотря на это, мы можем себе представить, что Иисус мог бы сказать о Мухаммеде, если возьмем за основу учение Самого Иисуса. Вторая часть этой главы предъявляет эти размышления. Уважение Мухаммеда к Иисусу Мухаммед говорит об Иисусе и о себе, как о «братьях по вере». «Посланник Аллаха сказал: «Я ближайший к Исе (Иисусу), сыну Мариам (Марии), из всех живущих ныне и в последующей жизни». Они спросили: «Объясни, Посланник, как это?» На что он ответил: «Пророки — братья по вере, рожденные от разных матерей. Их религия одна. И нет между нами апостола (между мною и Исой)». Таким образом, Мухаммед утверждал, что он и Иса исповедовали одну и ту же религию. Как же такое может быть? Для того, чтобы понять это и другие утверждения Мухаммеда об Иисусе, нужно знать, как Мухаммед объяснял отношения между исламом, христианством и иудаизмом. Ислам, иудаизм и христианство Следует не забывать о том, что Мухаммед жил в обществе, которое включало также иудеев, христиан и идолопоклонников. Так как Мухаммед признавал только одного Бога, так же, как и иудеи, и христиане, то ему нужно было объяснять, является ли один единый Бог, о котором говорит он, Богом иудеев и христиан. Объяснение Мухаммеда заключалось в том, что первой религией является ислам, и что Авраам (Ибрагим) исповедовал ислам еще до того, как появились христианство и иудаизм: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников. Самые близкие к Ибрахиму люди конечно те, которые за ним последовали, и этот пророк и те, которые уверовали» (Сура 3:67–68). Согласно утверждению Мухаммеда, если Авраам исповедовал ислам, то все пророки, произошедшие от него, так же были приверженцами ислама. В Коране перечисляются многие библейские пророки поименно, включая Исаака, Измаила, Иакова, Иосифа, Ноя, Давида, Соломона, и Моисея (соответственно: Исхак, Исмаил, Якуб, Юсуф, Нух, Давуд, Сулейман и Мусса). Коран даже говорит, что Иоанн Креститель (Яхия) и Иисус тоже были пророками Аллаха (см. Сура 4:163; Сура 6:84–86; см. также Сура 2:135; Сура 3:94–95; Сура 4:125; Сура 6:161). Мухаммед относится к пророкам, как к своим «братьям», за исключением Ибрагима (Авраама), о котором отзывается, как об отце.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Бог прощает тому, кто пришел в Иерусалим; он освобождается от своих грехов. Кто посетил Иерусалим, тот войдет в рай. Иерусалим посетили все пророки и умилились. Кто постился в Иерусалиме в течение одного дня, тот избавлен от ада. Если кто придет в Иерусалим, чтобы просить у Бога даровать ему то, в чем нуждается, он не успеет еще попросить, как уже получит просимое”. Если не верите, что Иерусалим – “пуп Земли”, то сходите в знаменитый храм Воскресения – там установлена скульптура изображающая сию часть тела. Что же сделало город таким центром? Жертвоприношения Исаака – прообраз крестной смерти Христа Книга “ат-Таурат” (Тора, Ветхий Завет в Библии) говорит, что много столетий назад, задолго до основания Иерусалима по повелению Божию сюда со своим сыном Исааком (Исхаком), пришел основатель единобожия Авраам (Ибрахим) для принесения жертвы. На этом месте, с незапамятных времен известном как Храмовая гора, на которой в древности возвышался величественный храм Соломона (Сулеймана) сейчас стоит мечеть, которую арабы называют “Куббат ас Сахра” (Купол скалы). Ее построил покоритель Иерусалима халиф Омар. Поэтому сооружение нередко называют “мечетью Омара”. Увенчанный полумесяцем золотой купол господствует над городом. Недавно мечеть была отреставрирована. На изготовление ее купола – “визитной карточки” города ушло 80 килограмм чистого золота, эквивалентных 1,5 миллионам долларов. Замысел, нужно сказать, удался. Восьмиугольное здание мечети, на которой покоится купольная полусфера, облицовано голубыми изразцами, так что в солнечную погоду сооружение сверкает на солнце золотом и небесной синевой. Внутри мечети посреди роскоши, лазури, позолоты, мрамора и убранств торчит из земли огромный бесформенный камень – кусок необработанной скалы, с трещиной посередине. Евреи называют ее “Эвен га-Штия”, то есть “Краеугольный камень мира”, а арабы – “аль Сахра”, Скала. Именно на нее взгромоздил Господь весь мир в третий день творения. На камень общий предок евреев и арабов Авраам (Ибрагим) принес своего сына, чтобы заклать его по слову Божию, но в последний момент Господь остановил его руку и Исаак остался жив.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Короче говоря, мусульмане сами признают, что «нет ничего достоверного в шариате относительно произнесения слов азана и икъама в ухо новорожденного ни от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого – либо из числа саляфов. По этой причине передается, что имам Малик порицал этот поступок» 257 . Тем не менее, это действие считается дозволенным, несмотря на свою крайне слабую основу (слабые хадисы). Другой известной в исламе традицией является – ат – тахник. Эта церемония включает в себя разжевывание финика и протирание образовавшейся кашицей нёба младенца. Это делается либо сразу после рождения, либо через некоторое время после него. Считается, что так делал сам Мухаммед. Согласно словам Айши, к нему приносили новорожденных младенцев, и Мухаммед протирал им нёбо разжеванным фиником (Муслим). Если под рукой нет сушеного финика, то можно использовать свежий или что – нибудь сладкое (Ибн Хайр. См.“Фатхуль – Бари” 9/588). При этом, упоминая о призывании на младенца благословения Аллаха, о смысле самого протирания фиником ничего не говорится. Вероятно, необходимость этого действия вызвана только лишь примером Мухаммеда (сунной). Нарекать имя ребенку в исламе принято на седьмой день после его рождения: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал нарекать именем ребенка на седьмой день после рождения...” (ат – Тирмизи 2832. Хадис хороший). Имя должно быть красивым и достойным по своему значению. «Желательно называть ребенка именем, указывающим на его принадлежность к рабам Аллаха. Это имена, начинающиеся с ‘Абд (раб), и затем это прибавляется к одному из прекраснейших имен Аллаха. От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абду – Ллах (раб Аллаха) и ‘Абдур – Рахман (раб Милостивого)». (Муслим 2/1682) 258 . Предпочтение в выборе имен обычно отдается именам пророков либо сподвижников Мухаммеда, а также вообще достойных людей. К запрещенным именам относятся те, которые содержат указание на многобожие или принадлежность кому – либо, кроме Аллаха, например: Абдун – Набий (раб пророка), ‘Абдур – Расуль (раб посланника) и т.п. Также мусульманам запрещено носить имена, характерные для немусульман (неверующих), например: Аркадий, Джордж, Сьюзен и т.д. Категорически запрещено давать имена христианских апостолов: Иоанн, Павел, Петр, Матфей. Недопустимо, с точки зрения ислама, использование имен тиранов и злодеев, известных своей порочной жизнью, а также имен, несущих в себе отрицательный смысл. К допустимым именам относятся имена ветхозаветных пророков, а из Нового Завета – Иисус и Мария. Но произношение должно быть исключительно арабским: Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус), Марьям (Мария) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Лист рукописи «Путешествия» с текстом древней надписи Реферктория была во время Иеронима возле нынешней реферктории католиков, налево от входа во храм; она теперь в совершенном разрушении. Перед храмом, на покатой площадке, есть два или три водохранилища. Частная церковь греков прилегает к главному алтарю храма, направо; возле нее башня, которая служит жилищем греческим монахам. Вифлеем, отечество Давида, сделавшийся земным отечеством Сына Божия, впервые назван в Моисеевой Книге Бытия. Это имя по буквальному переводу значит: Дом хлеба, он назывался также Евфрата, слово, значащее плодоносная, и домом Давидовым; заметим, что прозвание Евфраты сохранилось в прилежащем к Вифлеему селении, о чем мы скажем далее. Прозвание Иудейского дано ему для различия от Вифлеема Завулонского. Он был укреплен Ровоамом. Трогательные сцены Книги Руфи происходили в полях Вифлеемских. Торжественное пророчество Михея о рождении Мессии в Вифлееме обратило наконец внимание всего мира на эту точку земли, где впервые воссиял Свет спасения: «И ты Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных, из тебя бо мне изыдет старейшина, еже быти в Князя во Исраили, исходи же Его из начала, от дней века». «Сего ради даст я, до времене раждающия породит и прочии от братии их обратятся к сыном Исраилевым. И станет и узрит и упасет паству свою крепостию Господь, и в славе имени Господа Бога своего пребудет: зане ныне возвеличится даже до конец земли!» ( Мих 5:2–4 ) На основании этого пророчества первосвященники и книжники иерусалимские отвечали смущенному Ироду на вопрос: «Где Христос рождается?» – «В Вифлееме Иудейском». В Вифлееме родился Апостол Матфей. Ныне в Вифлееме считают с лишком 3500 человек жителей, из которых не более ста человек мусульман, Все арабы принадлежат Греческой или Католической церквам; арабов греческого исповедания несколько более. Число армян незначительно. Арабы вифлеемские особенно мужественны; они гордятся именем христиан и презирают мусульман; они долго противостояли оружию Ибрагима и наконец, побежденные силою, скрылись с своими стадами в Аравийские горы за Мертвое море. Ибрагим срыл их дома и превратил в пепел вековые масличные рощи, окружавшие Вифлеем. Следы этого опустошения везде видны. Главная торговля жителей вифлеемских состоит из перламутровых изделий священных вещей; они довольно искусно подражают видимым им образам в церквах палестинских. Здешние арабы часто приветствуют европейских поклонников на греческом или итальянском языках, заимствуя свои приветствия у монахов. Я буду еще после говорить о Вифлееме, намереваясь несколько раз посетить это святое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

68 Иоасаф, игумен (†1874) – настоятель Лавры Саввы Освященного, духовник всего Иерусалимского Освященного Собора. 70 Д. Д. Смышляев вернется в Иерусалим через двадцать лет, в 1885 г. уполномоченным Православного Палестинского Общества. 73 Очевидно, имеются в виду Анкирский (314 г.), Никейский (325 г.) и Иерусалимский (335 г.) церковные соборы. 74 Жюно Ж. А. (1771–1813) – генерал, соратник Наполеона, получивший от него титул герцога д’ Абрантеса. Участник Египетской экспедиции. Фаворская битва (битва при Назарете) происходила 30 июня 1799 г. 75 Ибрагим-паша (1789–1848) – хедив (вице-король) Египта, приемный сын создателя египетского государства Мохаммеда-Али. Командовал войсками, оккупировавшими в 1831–1832 гг. Сирию и Палестину. Только вмешательство России, Англии и Франции спасло Порту от захвата мятежниками. 76 Фиркович Авраам Самуилович (1786–1874) – известный караимский историк, археолог и писатель. В 1830–1831 гг. посетил Палестину и Константинополь, где собрал богатейшую коллекцию рукописей и раритетов. 77 Библейско-биографический словарь или Жизнеописания всех лиц, упоминаемых в священных книгах Ветхого и Нового Заветов, и других имевших какое-либо влияние на распространение Церкви Божией на земле/Сост. П. Я. Благовещенский, Ф. И. Яцкевич. СПб., 1851. Репринт: М., 2000. 80 Спустя год, бывши в Петербурге, я случайно узнал, что «таинственный масон», как я и отец Павел прозвали его в Каире, был фармацевт по профессии. Однажды, работая в лаборатории, он имел несчастье быть изуродованным разорвавшейся ретортой; это несчастье произвело в нем сильное нравственное потрясение; он впал в религиозоманию, бросил дело и, запасшись кое-какими денежными средствами, отправился на поклонение Святым местам на Востоке. После возвращения из Назарета в Иерусалим, прожив последние деньги, он решился уморить себя голодом, но ему еще вовремя была подана медицинская помощь, и консульство снабдило его средствами для возвращения в Россию. – Примеч. автора. 81 В 1620 г. эмир Сидонский Фахр-аль-Дин II разрешил францисканцам (Кустодия Святой Земли) приобрести руины церкви Благовещения эпохи крестоносцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давно уже Бог не посылал еврейскому народу наби (пророков). Со времени последнего пророка Малахии прошло уже более четырехсот лет. Поэтому, услышав о явившемся наби Яхье, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон стекался послушать его. Кто верил словам Иоанна и каялся в своих грехах, тех он крестил в реке Иордане, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову. Поэтому Иоанн называется Крестителем. Крещение, то есть поливание водой и погружение в нее, столь озадачившее моих мусульманских друзей, практиковалось в Израиле еще с древнейших, языческих времен. Как известно перед молитвой мусульмане также совершают омовение. Это служит символом не только физического, но и духовного очищения. В христианской церкви установлен специальный обряд крещения, который совершается в храме. Священник молит Господа освятить воду, налитую в специальную емкость – купель и при этом трижды делает в воде знамение креста. После этого, подобно Иоанну, он три раза погружает в воду крещаемого. После этого человек считается христианином. Когда же Яхья увидел приближающегося к нему Иисуса, то поскольку он считал себя недостойным крестить Спасителя, то стал удерживать Его: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Коран, кстати, тоже ставит Иисуса на более высокую ступень чем “обычных” пророков. Пророков мусульманские богословы называют термином “наби”. Их, согласно вероучению, было ни много, ни мало – 124 тысячи. Среди наби выделяют 313 человек, которые носят одновременно термин “расул” (что переводится на русский язык как “посланники”). Это лица, которые получили от Аллаха не только устные, но и письменные откровения. Таким образом, в исламе все посланники (расул) одновременно и пророки (наби), но не все пророки одновременно и посланники. Среди посланников, в свою очередь, особым почитанием пользуются 9 человек, которых называют “стойкими пророками”. Восемь из девяти почитают и христиане: Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Иаков (Якуб), Иосиф (Юсуф), Моисей (Муса), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Иисус Христос (Иса). Из девяти стойких пророков самым большим почитанием пользуется девятый – Мухаммед. На втором месте по почитанию – Иса.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

То, что Мухаммад отождествил Марию с сестрой Аарона, явствует из имени, которым он назвал отца Марии. В Библии говорится, что Иохаведа «родила Аарона, Моисея и Мириам, сестру их» ( Чис.26:59 ). Отца матери Иисуса в Коране называют Имран, арабская форма Амрама (так же, как арабская форма имени АвраамИбрагим). Марию называют Марйамубнату Имран, что значит «Марйам, дочь Имрана» (сура 66:12). Итак, ее называют не только сестрой Аарона, но и дочерью Имрана. Это еще раз доказывает, что ее перепутали с Мириам, истинной сестрой Моисея и Аарона. Нет достаточных объяснений причины, по которой ее так называли, и процитированный отрывок из Послания к Евреям показывает, что это едва ли уместно. Другие апокрифические христианские источники В Коране также можно найти иные легенды и предания из еретических христианских письменных источников. В суре 18:9–26 рассказана странная история о нескольких юношах, истинно веровавших в Бога, скрывшихся от преследований в пещере, в которой они проспали несколько лет. Их называют асхабулкахфами (обитателями пещеры) (сура 18:9). В предании говорится, что после пробуждения они были чрезвычайно удивлены тем, что спали так долго. История эта имеет много параллелей с апокрифическими христианскими письменными источниками типа Acta Sanctorum. Он был составлен сирийским писателем Иаковом Саругским незадолго до его смерти в 521 году от Р. Х. Итак, самые ранние записи этой истории датируются не ранее чем четвертым столетием от Рождества Христова. О ней повествовали Теодосий и Дионисий из Тель Мара в сирийской работе пятого столетия. В народе она стала известна как история о «семи спящих», поскольку авторы настаивали, что их было семеро. В предании говорится, что пещера эта находилась в окрестностях города Эфеса, а спящими юношами были семеро христиан, спасающихся от преследований в период царствования императора Деция, умершего в 251 году от Р. Х. После того как они спрятались в пещере, она была опечатана, но в период царствования Теодосия Второго, приблизительно двести лет спустя, пещера была открыта, и один из беглецов проснулся и вышел в город, поражаясь великому торжеству христианства. Затем юноши рассказали императору, как Бог сохранил им жизнь. После этого они умерли. Источник происхождения истории неизвестен, но если она была создана как легенда, основанная на библейском материале, то происходить она могла только от Евангелия от Матфея 27:52–53 .

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Далее, на высотах Мамврийских, видны остатки небольшой церкви сорока мучеников, но неизвестно, почему она так называлась. Достойно замечания, что мусульмане называют это место гробницею Иессея, отца Давидова. Иные полагают, что это есть место погребения Халева. Об этом говорит Блаженный Иероним. В дополнение к прежде сказанному прибавим, что еврейские и вообще восточные предания, полагая место погребения Адама в Хевроне, столь же неосновательно определяют окрестности этого города как местность земного Рая. Еще не сказано ничего определительного насчет Эдема. – Можно предполагать с вероятием, что библейский рай, в Эдеме на Востоцех, – не есть малое пространство, доселе гадательно обозначаемое; но заключает в себе всю страну, предопределенную искони для таинственных событий Ветхого и Нового Заветов, то есть все пространство, заключенное между Нилом и Евфратом. Присутствие Шерифа-паши в Иерусалиме приводило весь Хеврон в волнение; те из жителей, которые находились в состоянии носить оружие, разбежались в пустыни аравийские. Рекрутский набор в Иудее и Галилее доходит до 8 тысяч человек. Одна Галилея должна поставить 5 тысяч человек. В Верхней Сирии Ибрагим набрал 15 тысяч человек. Доселе греки и копты были избавляемы от рекрутства, но теперь набирают всех без различия. Христиан помещают предпочтительно во флот; и так как большая часть коптов учены грамоте, то их назначают в унтер-офицеры. В Египте не делают нового набора потому, что уже не из чего, – а довольствуются пополнять недоимки прежнего набора. Число набора, произведенного в Дамаске, неизвестно определительно, но говорят, что там набор легче, чем в других местах, и что многие поступают в рекруты добровольно. Я понес с собою ветвь мира с торжественного места обета Бога с Авраамом. На возврате из Хеврона в Вифлеем усталость заставила нас искать отдохновения под тенью развесистой смоковницы, на дороге, у развалин Куфин. Достигнув колодезной лощины Уади биар, мы отклонились от прежней дороги, направясь чрез лесистые горы. Мы проехали мимо нагорных развалин Дер-Эль-Бенат, т. е. монастырь Девы, или, может быть, девичий; оттуда круто спускается водопроводный канал в долину; тут существуют стены, образующие квадрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Сверх буйного духа самарян, непостоянство их обнаруживалось во все времена. Когда Александр Македонский даровал большие льготы иудеям в Иерусалиме, самаряне называли себя иудеями, но при перевороте счастья против иудеев они не называли себя потомками Ефраима и Манассии, а чужеземцами, сидонянами. История передала нам их письмо к Антиоху Епифану. Надпись письма была следующая: «Царю Антиоху богу от Сидонян живущих в Сихеме». Просьба их состояла в том, чтоб им дозволено было построить на их священной горе Гаризиме храм Юпитеру Геллениусу! Известны их бесчеловечные поступки при сем случае против иудеев. Гиркан, иудейский первосвященник, разрушил впоследствии это идольское капище, существовавшее с лишком 2000 лет. Упорность защиты самарян против оружия Веспасьянова доказала их мужество. Юстиниан испытал от них не меньшее сопротивление. В новейшее время отряд Бонапартовой армии под начальством Жюно, состоявший из 1500 человек, был ими почти истреблен. Абдалла и Ибрагим испытали жестокие потери при их покорении. Законоучители самарийские, которых глава должен всегда пребывать в Сихеме, производят себя от роду Аарона; поэтому Сирах назвал жреца Санаваллата Ааронитянином. Самарян упрекали, будто они поклоняются тем идолам, которые Рахиль похитила у отца своего Лавана и которые Иаков скрыл под теребинтом Сихемским 121 ; это, конечно, один из расколов учения самарийского, но не сущность. Они строго держатся обрядов Моисеева Пятикнижия в отношении обрезанья, браков, очищений и проч. В отличие от обряда иудейского, они не возжигают огня в день субботный. Их главные празднества суть Пасха, Пятидесятница и водружение Скинии Завета. Полагают, что древнейший самарийский список Моисеева Пятикнижия хранится в Сихеме. Издание самарийского текста в полиглоте Иоанна Морина едва ли согласно со списком, хранящимся в Сихеме. Хотя здешние законоучители выдают списки своего Пятикнижия для общего употребления, но в этих списках находятся, как сказывают, изменения против древнего текста. Блаженный Иероним нашел много изменений в Пятикнижии самарийском; самаряне во многих местах исказили собственные имена мест и лиц 122 . Переписка Скалигера с самарянами довольно известна.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010