во время похода союзных войск во главе с Мстиславом Андреевичем. Именно эта неправедная жизнь архипастыря, запятнавшего себя клятвопреступлением и участием в неправедном суде над Печерским игуменом Поликарпом, стала основанием для изгнания Антония из города [Лаврентьевская летопись, 2001. 354; Ипатьевская летопись, 2001, 522–524]. Не менее показательны и драматичны расправы, учиненные по воле Даниила Романовича над галичским и перемышльским архиереями в 1241 г. Гнев князя был столь велик, что имущество перемышльского епископа было даже отдано людям боярина Андрея на полное разграбление [Ипатьевская летопись, 2001, 793–794]. Судя по опи санию того, как происходило изъятие брошенных епископом богатств и припасов, совершавшееся напоминало не захват боевой добычи, а судебную расправу в виде «потока и разграбления». Если принять во внимание, что составителями и авторами большинства летописных и агиографических источников XI–XIV вв. являлось монашество, весьма примечательным видится то, что в целом митрополичьи суды в церковной среде оцениваются негативно – как «неправда». В это же самое время участие князей в судебных спорах по церковным вопросам, напротив, рассматривается в качестве положительного фактора, обеспечивавшего большую или меньшую объективность церковного суда, что, например, обнаруживается в поведении смоленского князя в суде над Авраамием Смоленским или в решительности действий черниговского князя Святослава Всеволодовича в деле защиты Печерского игумена Поликарпа [Лаврентьевская летопись, 2001, 354–355]. Отмеченное обстоятельство видится примечательным. Помимо княжеского суда, епископы могли подвергаться наказанию со стороны городского веча своих кафедральных центров. При том, что сами вечевые судебные расправы привлекали внимание исследователей 35 , суды веча над представителями Церкви – одна из малоизученных тем. Смещения новгородских архиереев во второй половине XII – первой трети XIII вв. нередко связаны с вечевыми приговорами. Еще одна группа судов над архиереями – вечевые суды, совершавшиеся с участием князей, или княжеские суды с привлечением представителей города.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-prav...

Думать таким образом о «движениях по службе» епископам совсем не приходилось. Органы епархиального управления    Свою власть над обширными епархиями епископы осуществляли не без вспомогательных органов управления. В летописях и других памятниках до-монгольского периода встречается довольно много упоминаний о клиросах или крылосах и клирошанах соборных епископских церквей. По аналогии с греческим словоупотреблением, где «клирос» означало, как вообще духовенство, состоящее при архиереях, так и особый разряд бывших при них лиц в качестве их чиновников. На Западе аналогичная роль принадлежала так наз. «каноникам», собранным в «капитулы» при епископских кафедрах. Из самого названия клирошан таким образом мы имеем право догадываться об их должностной роли при епископах. Что это не богослужебный только штат при кафедральных церквах, видно еще и из целого ряда признаков. Летописец прибавляет к названию клироса эпитет «пресветлый» (подобный титулу «их сиятельств»). В житии Авраамия Смоленского протопоп соборного клироса называется «первым от старейших». Значит, клирошане мыслятся старейшими среди духовенства своей епархии. Еще яснее звучат для нас несколько позднейшие свидетельства. В послании одного владимирского епископа великому князю начала второй половины XIII в. говорится, что церковные суды даны «клирошанам на потребу», т. е. клирошане облечены были правами судей, за что и получали в свою пользу судебные пошлины. Затем, в самом конце XUII в. митр. Максим, перенося свою резиденцию из Киева во Владимир, взял с собою и «весь свой клирос». Очевидно здесь разумеется штат чиновников, а не простых соборных священнослужителей, какие нашлись бы и во Владимире. Наконец, ясные свидетельства из последующей истории западной русской церкви, где клирос при епископах продолжал свое существование до позднейших времен, снова убеждают в том же.    Как же следует представлять себе права и деятельность крылоса? В первобытном епископском пресвитериуме не было специального распределения различных функций епархиального управления между его членами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Недавно был день памяти блаженной Ксении Петербургской. Она очень почитаема в России. И когда я в храме говорил в этот день проповедь, вспомнил о том, как когда-то, еще в «застойные» времена, посещал ее часовенку на Смоленском кладбище в Петербурге. Часовенка была обнесена дощатым забором, в каждой щели которого торчали записочки. Я стал смотреть, что же люди пишут: «Помоги, чтобы муж вернулся», «Помоги экзамены сдать». Также я увидел, что благодарственных записок было больше даже, чем просительных: «Спасибо, мати Ксения, муж вернулся» – и тому подобное. Это – к тому, что Господь – защита наша. И вдруг подходит ко мне благообразный пожилой седобородый человек и говорит: «А ты знаешь, какая она была, Ксения?» – «Какая?» – «Она очень добрая была, ее все обижали». Я знал об этом, поскольку читал небольшую брошюрку о житии Ксении, изданную в Джорданвилле, и имел о ней представление. И вдруг он продолжает: «А ты думаешь, она только добрая была? Она очень сильно дралась». Я удивился: как это – мать Ксения дралась?! Я представлял ее себе печальной заступницей – и вдруг такое. Всматриваюсь внимательно в глаза этого человека – может, ненормальный какой. Нет, вроде здоровый, религиозный. Спрашиваю: в каком смысле – дралась? И слушаю от него следующий рассказ. После революции 1917 года в Петербурге, как и по всей стране, появилось много бандитов. По ночам стало опасно ходить по улицам – на людей стали нападать и грабить. А в то время очень почитали блаженную Ксению. И вот случилось однажды, что напали на одного верующего человека, а он стал кричать: «Мати Ксения, помоги!» И вдруг выбегает мать Ксения с палочкой своей и начинает их бить. Палочка, может быть, у нее была и духовная, но переломы у бандитов – самые настоящие. Переломы рук, ног, черепа, ссадины. Весть об этом быстро разнеслась по городу. И дошло до того, что весь преступный мир стал бояться ее имени. Только увидит человек что-нибудь опасное для себя – сразу кричит: «Мати Ксения, помоги!» И бандиты от одного имени ее разбегались.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

За исключением О. И. все старшие рязанские князья погибли в боях с монголами в кон. дек. 1237 - нач. янв. 1238 г. В связи с этим О. И. был признан Чингисидами правителем Рязанского княжества практически сразу после разорения ими большинства земель Др. Руси. Это видно из записи новгородского летописца под 1241 г.: «...иде Александръ къ Батыю царю, а Олегъ Рязаньский къ Канови иде. И пришедъ Александръ отъ Батыя, и поиде съ братомъ Андреемъ, съ Низовци и съ Новгородци, изгонною ратью, на Немци къ Пскову» (ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. Вып. 1. С. 37; М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 228). Анализируя датировку этого сообщения, А. Энгельман писал: «Заметка о поездке Александра в Орду относится собственно к концу описания предыдущего (6749) года и только по ошибке попала в начало 6750 г.». Исследователь полагал, что зима, предшествовавшая взятию Копорья, относится к марту 6749 г. (т. е. 1241/42); по его мнению, в Новгородской IV летописи сентябрьский стиль не использовался ( Энгельман А. Хронологические исслед. в области рус. и ливонской истории в XIII и XIV ст. СПб., 1858. С. 129). Близкое к Новгородской IV летописи чтение сохранили Никифоровская летопись кон. XV в., а также составленная не ранее сер. 20-х гг. XVI в. Супрасльская летопись (ПСРЛ. Т. 35. С. 27. Л. 240 об.; С. 45. Л. 33; Т. 17. Стб. 26). Не исключено, что именно О. И. в качестве посредника мог выступать на переговорах между Новгородским св. блгв. кн. Александром Ярославичем Невским и Батыем. Вассальные отношения О. И. были оформлены еще до начала похода Батыя на страны Вост. Европы (1241-1242) ( Кузьмин А. В. Торопецкая знать в XIII в.: Из истории Смоленской земли//RM. 2001. T. 10. N 1. S. 55-56. Ann. 5). Уникальная запись в Летописи Авраамки под 1243 г. сообщает о том, что «прииде Олегъ отъ Кана» на Русь (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 52; Лурье Я. С. Общерус. летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 90. Примеч. 73). Благодаря ей становится очевидно, что именно О. И. стал 1-м из рус. князей, кто совершил поездку в Каракорум и смог вернуться оттуда живым ( Полубояринова. 1978. С. 8). Одновременно наличие этой записи полностью опровергает предлагавшуюся Д. И. Иловайским и поддержавшим его А. В. Экземплярским конъектуру, согласно к-рой в 1242 г. О. И. был по ошибке назван вместо кн. Ингваря Ингваревича ( Экземплярский. Князья Сев. Руси. Т. 2. С. 572. Примеч. 1845; существование этого князя представляется нам сомнительным).

http://pravenc.ru/text/2578291.html

Главный раввин Смоленска Леви Мондшайн встретился с губернатором Смоленской области Виктором Масловым и мэром Смоленска Владиславом Халецким. В ходе беседы с губернатором области раввин Мондшайн выразил надежду на помощь городской администрации в строительстве нового здания синагоги, которая станет общинным центром для евреев города. Виктор Маслов отметил, что " еврейская община в Смоленске, организовывая благотворительные программы для прихожан синагоги, помогает бороться с бедностью в целом и приносит положительные мотивы в жизнь всех горожан, независимо от их национальности " . В завершении встречи раввин рассказал о приближающемся празднике Ханука и вручил губернатору серебряную менору и альбом, повествующий о деятельности еврейской общины в Смоленске. В ходе встречи Леви Мондшайна и Владислава Халецкого была обсуждена последовательность мероприятий, ведущих к решению задач по подъему духовного, культурного и материального уровня жителей Смоленска. Среди этих мероприятий – строительство синагоги, привлечение инвестиций в экономику. Владислав Халецкий отметил активную работу еврейской общины по возрождению духовности и традиций и выразил свою полную поддержку этой деятельности. Раввин Леви Мондшайн поблагодарил за оказываемую общине помощь, вручил главе администрации ханукию и пригласил на предстоящий праздник Ханука. Мэр с благодарностью принял предложение и отметил, что свет Хануки это не только материальное, но, прежде всего духовное понятие и выразил надежду, что свет этот дойдет до сердец смолян и побудит их на добрые дела. Уже год под руководством раввина Авраама Берковича, исполнительного директора ФЕО СНГ и стран Балтии действует община для евреев, чьим родным языком является английский. В рамках англоязычной общины действует воскресная школа, которую посещают дети англоязычных евреев с трех до семи лет, чьи родители работают или находятся продолжительное время в Москве. Всего в воскресной школе учатся тридцать детей. Преподавание в школе ведется на английском языке, есть отдельный класс для иврита. Развитие общины началось с встречи осенних праздников, праздничную молитву которых посетило более 150 человек. Далее поступило предложение раввину Берковичу от активистов общины, в частности от г-на Айзакса, занимающего один из руководящих постов в московском отделении компании " Кока-Кола " , провести субботу в коттеджном поселке " Покровские холмы " , где проживает большая часть англоязычной общины.

http://religare.ru/2_7472.html

14 . Николаева Н.Г. Трактат Дионисия Ареопагита «О божественных именах» в древнеславянском переводе. – Frankfurt/M u.a.: Peter Lang, 2000. – 255 S. – (Beit ge zur Slavistik; Bd. 42) 15 . Николаева Н.Г. Славянские Ареопагитики: лингвистическое исследование. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. 184 с. 16 . Николаева Н.Г. Богословские переводные памятники в истории русского литературного языка: автореф. дис. . докт. филол. наук. – Казань, 2008. 50 с. 17 . Новак М.О. Формы именного словообразования в древнеславянском переводе Апостола (семантико-стилистический аспект): автореф. дис. . канд. филол. наук. – Казань, 1998. 18 с. 18 . Литвина Т.А. Текстовые и языковые особенности Жития Гурия и Варсонофия, казанских чудотворцев: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Казань, 1999. 18 с. 19 . Шакирова Д.Р. Язык Жития Авраамия Смоленского как памятника древнерусской агиографии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Казань, 1999. 16 с. 20 . Чевела О.В. Лингвостилистические особенности перевода паримий и гимнов в составе Триоди цветной: автореф. дис. . канд. филол. наук. – Казань, 2000. 18 с. 21 . Чевела О.В. Герменевтика литургической поэзии: историко-лингвистическое исследование: автореф. дис. ... докт. филол. наук. – Казань, 2010. 205 с. 22 . Москалева Л.А. Графико-орфографические и фонетические особенности Паренесиса Ефрема Сирина по рукописи РНБ, Погод. 71а ок. 1289 г.: автореф. дис. канд. филол. наук. – Казань, 2006. 18 с. 23 . Биккинина Э.И. Язык Реймсского Евангелия: дис. ... канд. филол. наук. – Granada: Universidad de Granada: Departamento de Filologia Griega y Eslava, 2009. 663 с. 24 . Кузовенкова А.И. Языковые особенности Паримейника по рукописи РГБ, Тр. 4 второй половины XIV века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Казань, 2011. 24 с. 25 . Паймина О.С. Языковые особенности Троицкого сборника XII–XIII вв.: автореф. дис. . канд. филол. наук. – Казань, 2012. 24 с. 26 . Жолобов О.Ф. Древнерусские «книги, рекомыя Ефремъ»//Лингвистическое источниковедение и история русского языка. 2010–2011. – М.: Древлехранилище, 2011. С. 241–262.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но на прежереченная възвратимся, отнеле же начахомъ, о дарехъ слова Божия, данное отъ Бога преподобному Авраамию. Яко же кто хотя нареченъ быти воеводы отъ царя, то не вся ли събираетъ храбрыя оружникы и тако стати крпко, урядившеся на противныя, съ Божиею помощию наступити и побдити? Тако и сей такому дару и труду Божественыхъ писаний и прилежа, и почитая, и како бы свой корабль своея душа съ Божиею помощию съблюсти многыхъ бурь и волнъ, реку напастей отъ бсовъ и отъ человкъ, съ упованиемъ непогружену отъ сихъ бдъ оного пристанища спасенаго доити и в тишину небеснаго Иерусалима Бога нашего приити. Пишетъ бо смерть, искушениа и брань по святымъ книгамъ наше же житие се есть, яко неудобь есть без напасти прйти никому же. Аще бо самъ Владыко Спасъ, Господь и Творець всмъ, и създавый вся, и пришедъ на спасение наше отъ пречистыя двица Богородица, толику страсть приятъ отъ своея твари, кром бывъ всякого грха, всехъ святыхъ колко не то же ли претерпша и тако улучиша царство небесное, его же получити и мы молимся. Пребысть же блаженый Авраамий въ прежереченнмъ монастыри въ труд и въ бднии, и въ алкании день и нощь, яко же и самому игумену, зрящу добраго житья, радоватися, и всей братьи славити Бога, и мноземъ отъ мира притекати отъ него утшение приимати отъ святыхъ книгъ. И б въ всемъ повинуяся игумену, и послушание има къ всей братьи, и любовь, и смирение имый, и Бога ради покоряяся всмъ. Искусивъ же его игуменъ, яко въ всемъ повинуется ему и послушаеть и, – б бо и самъ игуменъ хитръ Божественымъ книгамъ и вся свдый и проходя, яко же многи свдятъ, и никто же смя предъ нимъ отъ книгъ глаголати, – и принуди же блаженаго Авраамиа прияти священическый санъ; и поставлену ему бывшу дьякономъ, и потомъ иеремъ при княженьи великого и христолюбиваго князя Мьстислава Смоленьскаго и всея Рускыа. 15 Прием же блаженый священный санъ, болшее смирение приатъ, яко таку благодать Христосъ ему дарова. Божественую же литургию съ всяцмъ тщаниемъ, иже за всего мира Христосъ повел приносити, не единого же дне не остави, яко же и мнози вдять его бывша и до самое смерти, и не оставившаго церковная правила и божественая литургиа, и своего подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Случилось так, что ни тому, ни другому не пришлось исполнить обещания. – За несколько месяцев до смерти, Парфений поручил написать к владыке Могилевскому о себе, тот также не мог сам написать ответа и поручил известить, что он уже готовится предстать на суд Царя Небеснаго, и действительно упредил своего собрата о Господе не больше, как месяцем: он умер 13 февраля 1795 года. Приближаясь к кончине, преосвященный Парфений, чтобы избавить окружающих его от всяких безпокойств, велел в присутствии своем составить реестр имущества, ему собственно принадлежащего; оказалось всего, с жалованьем за три месяца последние, еще неполученным 1033 руб. 33 к. ас.; из них половину нужно было уплатить за разные потребности, для дома взятые заимообразно. Поэтому тогда же владыка завещал, чтобы на погребение его никого из архиереев (по причине недостатка) не просить. Марта 6-го 1795 года, в 3-м часу пополудни, жители Смоленска узнали, что их добрый архипастырь отошел в вечность; он умер на 78 году от рождения и на 32-м управления паствой. Тиха и покойна была кончина благочестивого старца; последние слова его были молитвенное воззвание к Богу о прощении: «Господи прости, Владыко прости, Спасителю прости». На другой день Консистория, рапортом в Святейший Синод, извещая о смерти преосвященного, между прочим, упомянула, «что покойный завещал о погребении себя, по состоянию Смоленской епархии в неблизком от других расстоянии, и по малому количеству оставшегося после него имения, о котором также никакого ради родственников своих не сделал завещания, – не просить никого из епархиальных архиереев». На рапорт такого рода Святейший Синод не замедлил ответить, разрешив местному духовенству похоронить покойного. Погребение совершено 18-го числа того же месяца тремя архимандритами: Ставропипального Бизюкова, Вяземского Предтечева и Авраамиева Смоленского – с прочим городским духовенством. Останки его положены в Успенском соборе, близ западных дверей в углублении, отделенном от церкви стеной. Над гробом его висит портрет, изображающий его в положении мертвого с закрытыми глазами; сказывают, что при жизни несколько раз хотели снять с него портрет, но он отказывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поучения епископов ( Серапиона Владимирского ) и митрополитов, летописцы и канонисты (Иоанн II, Кирилл II), да и сочинения множества анонимных авторов, предпочитавших скрываться за именами авторитетов, клеймят, более или менее действенно, совершенно нетерпимые нестроения в среде как мирян, так и низшего клира. Постороннему наблюдателю эти усилия могут показаться борьбой с семиглавым драконом, у которого всякий раз на месте отрубленной головы вырастает новая. Языческим мифам и оргиям противопоставляются христианские народные обычаи, но при этом ни те, ни другие не получают текстуальной фиксации (или, по меньшей мере, такие тексты не сохранились). Мы нигде не найдем ни рационального изложения учения волхвов (ср. также “глубинные [голубиные] книги” в Житии Авраамия Смоленского), ни его аргументированного опровержения. Очевидно, что это – следствие той основной черты, которая была указана нами в пункте первом: отсутствия классической образованности. В итоге многочисленные похвалы книжному учению никогда не конкретизируются, подчеркивая лишь “сладость” церковной литературы. Древнерусскому читателю были незнакомы муки выбора в условиях обилия книг, столь характерные для Византии: светской, т.е. антицерковной, литературы, кажется, вовсе не существовало, или, во всяком случае, она не оказалась достойной цитирования и полемики с ней. Именно здесь, может быть, отчетливее всего проявляется слабость древнерусского христианства, состоящая в недостаточной его рефлексированности, осознанности (Verinnerlichung). В то же время здесь очевидна непрерывность, плавность перехода (Kontinuität) дохристианской культуры в христианскую, затрагивающая и многие другие сферы духовной жизни. 4 . Прочие характерные свойства древнерусского богословия не столь значительны сравнительно с упомянутыми. Бросается в глаза псевдоанонимность многих сочинений. Это относится не только к большому числу действительно анонимных или псевдоэпиграфических памятников, каких немало и в Византии, но и к тем произведениям, об авторе которых, помимо имени, мы знаем ровно столько, сколько можно извлечь из самого произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новоназначенный наместник Авраамиева монастыря Смоленской епархии иеромонах Николай (Золотов) возведен в сан игумена 21 августа 2020 г. 15:45 Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2020 года на должность наместника Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря Смоленской епархии назначен иеромонах Николай (Золотов). Его предшественник игумен Хрисанф (Шадронов) назначен игуменом мужского монастыря Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь (деревня Бакланово Демидовского района Смоленской области) ( журналы ). 19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господня, во время Божественной литургии в Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , священноархимандрит обители, возвел в сан игумена иеромонаха Николая (Золотова). Игумен Николай (Золотов Николай Сергеевич) родился 16 марта 1986 года в городе Демидове Смоленской области. В 2009 году окончил Смоленскую духовную семинарию; в 2019 году — Смоленский юридический колледж. С 2019 года обучается заочно в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете . 6 апреля 2015 года в Успенском кафедральном соборе Смоленска был пострижен в рясофор. 19 марта 2016 года в Покровском (семинарском) храме пострижен в монашество (мантию) с именем Николай, в честь равноапостольного Николая Японского. 7 апреля 2015 года в Успенском кафедральном соборе был рукоположен во иеродиакона; 8 января 2016 года в храме свв. Новомучеников и исповедников Церкви Русской города Смоленска — во иеромонаха. В 2015-2016 годах — диакон храма свв. Новомучеников и исповедников Церкви Русской, в 2015-2019 гг. — священник в том же храме. С 2019 года — насельник Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря города Смоленска. В 2009-2013 годах нес послушание псаломщика храма свв. Новомучеников и исповедников Церкви Русской и помощника настоятеля по духовно-просветительской и миссионерской деятельности. В 2013-2015 годах трудился в молодежно-миссионерском отделе Смоленской епархии; в 2015-2019 годах был помощником настоятеля прихода храма свв. Новомучеников и исповедников Церкви Русской по религиозно-образовательному и катехизическому служению. С 2015 года нес послушание руководителя православного клуба для глухих и слабослышащих «Глас» при духовно-просветительском центре храма свв. Новомучеников.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010