Слава, глас 8: Огнь купины Моисеовы неизсушивый,/ниже отроки в пещи Вавилонстей опаливый,/аще и предивное явися чудо,/но паче сего Огнь Божества, в Тя вселивыйся/и утробы Твоея не опаливый,/ужасное открывает людем таинство./О, како невместимаго Небесы понесла еси,/како на руку Того прияла еси,/на Негоже Херувимы взирати не смеют?/Мы же, со страхом на Твой взирающе образ,/упованием на милосердие Твое души своя ободряем/и Архангельский глас с любовию Тебе возносим:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. И ныне, праздника. Вход и чтения три. Бытия чтение (глава 28): Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань./И обрете место, и спа тамо, зайде бо солнце,/и взят от камения места того, и положи возглавие себе,/и спа на месте оном, и сон виде:/и се лествица утверждена на земли,/еяже глава досязаше до Небес,/и Ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней,/Господь же утверждашеся на ней, и рече:/Аз Бог Авраамов, отца твоего,/и Бог Исааков, не бойся:/земля, идеже ты спиши на ней,/тебе дам ю и семени твоему./И будет семя твое, яко песок земный,/и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки,/и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем./И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши./И возвращу тя в землю сию,/яко не имам тебе оставити,/дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе./И воста Иаков от сна своего и рече:/яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех./И убояся, и рече:/яко страшно место сие,/несть сие, но дом Божий,/и сия врата Небесная. Пророчества Иезекиилева чтение (главы 43 и 44): Тако глаголет Господь:/будет от дне осмаго и прочее,/сотворят иереи на олтари всесожжения вашего/и яже спасения вашего, и прииму вы,– глаголет Адонаи Господь./И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки,/и сия бяху затворена./И рече Господь ко мне:/врата сия затворена будут и не отверзутся,/и никтоже пройдет сквозе их,/яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена./Яко игумен сядет в них снести хлеб,/по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет./И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму,/и видех, и се исполнь славы храм Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Смоленской духовной семинарии прошла международная научная конференция «Вера и наука: от конфронтации к диалогу» 17.04.2019 16 апреля 2019 года в Смоленской духовной семинарии состоялась XII Международная молодежная научная конференция «Вера и наука: от конфронтации к диалогу», организованная в рамках Международной научной конференции «Авраамиевская седмица». Тема конференции — «Молодежь: свобода и ответственность» — была выбрана в соответствии с темой XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. Форум состоял из двух частей: пленарное заседание и работа секций «Богословские и церковно-исторические исследования», «Этика, социлология, воспитание в свете христианского мировоззрения», «Богословие и гуманитарные исследования». Модератором конференции стал проректор по научной работе СПДС игумен Тарасий (Ланге) . В форуме приняли участие представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Барнаульской, Воронежской, Калужской, Смоленской духовных семинарий, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Российского государственного социального университета, Смоленского государственного университета, Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ им. маршала Советского Союза А.М. Василевского, Смоленского государственного института искусств. Открывая пленарное заседание, участников молодежного научного форума приветствовал ректор Смоленской духовной семинарии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Акцентировав внимание на теме конференции «Молодежь: свобода и ответственность», архиерей отметил: «Свобода нам необходима для творчества, поиска проявления научного интереса, определения своего жизненного пути. Особенно сложно сделать свой жизненный выбор молодому человеку в условиях кажущейся информационной свободы, когда огромное количество разнообразной информации окружает его со всех сторон. Порой эту информацию невозможно проверить, невозможно " отделить зерна от плевел " . Молодое поколение должно учиться делать свой выбор разумно, на основе твердого нравственного критерия. Совершая выбор, человек создает свои собственные ценности — то, что определяет содержание его личности».

http://drevo-info.ru/news/24871.html

723 Цит. по изд.: Житие преподобного отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского/Пер., сост., статья Д· Е. Афиногенова. М., 2001. С. 127. 724 Цит. по изд.: Жизнь и подвиги преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена обители Студийской, описанные монахом Михаилом [Vita В]//Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. Т. Ι-И. СПб, 1907–1908. Т. I. С. 94 (§ 34). 726 Так византийцы называли арабов и вообще мусульман, которые считались «сынами Агари» – служанки Сарры, египтянки, от которой у Авраама родился старший сын Исмаил (см. Быт. 16, 1–16; 21, 9–21; 25, 12–18 ). Афиногенов А " Повесть о прощении императора Феофила " … Сс. 41–45, попытался доказать, что Феодор сочувственно относился к Фоме, однако его аргументы при детальном рассмотрении предсгавляются несостоятельными, будучи основаны на неверной датировке одного из Оглашений Феодора; см. подробнее: Senina Т. A. (moniale Kassia). Notices sur l’atmosphere intellectuelle a l’epoque du second iconoclasme. III. Saint Theodore le Stoudite, l’empereur Michel II et Thomas le Slave//Scrinium. Revue de Patrologie, D’Hagiographie Critique et D’Histoire Ecclesiastique. 4, 2008: Patrologia Pacifica and Other Patristic Studies/Ed. par B. Lourie et V. Baranov. Pp. 324–328. 728 В целом эпистолярное наследие Феодора огромно: Г. Фатурос издал 557 писем, еще от нескольких дошли только имена адресатов, но общее число писем, когда-то собранных учениками святого, было больше по крайней мере в два раза, об этом см.: Аоброклонский А. П. Преп. Фео-лор, исповедник и игумен Студийский. Т. IÏ Его творения. Одесса, 1914. Сс. 52–105. Эти письма – ценнейший исторический источник, свидетельства современника и активного участника событий конца VIII – первой четверти IX в. 733 Феодор возлюбленным братиям, за Господа содержимым в различных темницах, цит. по изд.: Там же. Кн. 2. С. 485. 737 См. подробнее: Лурье В. М. (при участии Баранова В. Л.) История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. Сс. 467–471.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Костомаров Н. Указ. соч., с. 607; Православный собеседник, с. 90. ААЭ, т. 2, 26. Патриарх Иов, желая образумить мятежников, послал в Путивль трех монахов убеждать народ оставить самозванца. Монахи были схвачены приверженцами Лжедмитрия и подверглись жестокой пытке. Двое из них вытерпели и остались верными законному государю, третий, дряхлый старик, уступил изменникам (Православный собеседник, с. 92). Соколов Н. Цит. соч., с. 356; Костомаров Н. Цит. соч., с. 607. ААЭ, т. 2, 67. Соколов Н. Цит. соч., с. 357. ААЭ, т. 2, 28. «Сказания Авраамия Палицына», гл. «О розстриге Григории». История о первом Патриархе... с. 9. В своем послании к Лжедмитрию новый папа Павел V, сменивший к 1605 г. Климента VIII, величал самозванца государем всей России, напоминал ему о его обещании распространить католичество в России; говорил, что ничем столько он не может возблагодарить Бога за все оказанные ему благодеяния, как если просветить русских, седящих во тьме и сени смертной; хвалил его за то, что он уже собрал вокруг себя иезуитов и обещал прислать ему и других, если пожелает, даже епископов (Макарий, митрополит. Цит. соч., с. 103). Там же, с. 104. ААЭ, т. 2, 26. ЧОИДР, 1847, кн. 9, с. 17; 1848, кн. 7, с. 65—66; Православный собеседник, с. 92. Костомаров И. Цит. соч., с. 608, с. 597. Макарий, митрополит. Цит. соч., т. 10, с. 91; Соколов Н. Цит. соч., с. 359. ААЭ, т. 2, 34. Цит. по: Православный собеседник, . 97. Макарий, митрополит. Цит. соч., т. 10, с. 92. ПСРЛ, т. 14, с. 65. История о первом Патриархе... с. 10—11. Там же, с. 11. Карамзин Н.М. Цит. соч., примеч. 378; Макарий, митрополит. Цит. соч. с. 107. История о первом Патриархе …с.12. Соколов Н. Цит. соч., с. 366. Православный собеседник, с. 101. Соколов Н. Цит. соч., с. 367-368. ААЭ, т. 2, Там же. Там же. Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 8. М., 1963, с. 183. Православный собеседник, с. 105—106; Соколов Н. Цит. соч., с. 370. Макарий, митрополит. Цит. соч., с. 135. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/439791/

«Православное христианство - это единственная религия, которая никогда не призывает человека входить в экстатические, измененные состояния сознания и всегда требует от него укрепляться в своем трезвомыслии (σωφροσνη). Софросюнэ - это специфическое древнегреческое понятие, одна из четырех добродетелей Платона (наряду с мудростью, мужеством и справедливостью) [Платон. Государство/Собр. соч. в 4 т. Т.1. М., 1994] и интеллектуальная (дианоэтическая) добродетель Аристотеля, переведенное в церковно-славянском языке как " целомудрие " , а в синодальном переводе Библии как " здравый смысл " (здравомыслие). Так, апостол Павел говорит прокуратору Фесту: " я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла " (Деян. 26: 25)» Если др. греч. σωφροσνη - софросюнэ, как выше сказано, означает " целомудрие " ... " здравый смысл (здравомыслие) " - то на каком основании, а главное - почему, уважаемый А.М. Малер переводит его как «трезвомыслие»? Напомним, что производным от его первой составляющей - слова «здраво» являются слова «трезвенние, трезвенный=воздержный». Чем, в таком случае, «воздержность» поможет нам, «детям эпохи Постмодерна... выйти за пределы постмодерной парадигмы сознания»? Поможет, вероятно, только в том случае, если «трезвомыслие» приравняем, как это сделал А.М. Малер, к «здравомыслию». Но, так и просится вопрос: «А почему бы нам, православным не добавить к нашей мудрости, мужеству и справедливости четвертой добродетели - здравомыслия и «выйти за пределы постмодерной парадигмы сознания»? Тем более, что обладание только одним здравомыслием, без первых трех добродетелей, явно будет недостаточно в борьбе с одной из составляющей всемирного зла, запрятанной за вывеской - «постмодерная парадигма». В связи с вышесказанным, следует возвратиться к книге «Трезвомыслие» и вспомнить, что по этой теме говорит автор-составитель схиархимандрит Авраам (Рейдман): «Ничего нового я сказать не могу. Всё это уже известно и сказано жившими прежде нас. Когда я пытался в молодости своей изобрести что-то такое особенное в духовной жизни, чтобы можно было быстрее совершенствоваться, на всякую мою выдумку мой духовник, глинский постриженик игумен Андрей (Машков), отвечал: " Петр (так звали меня в миру), всё уже придумано. Молись, и всё " . Поэтому обратимся к святым отцам: и духовники, и игумены, и игумении, и, конечно же, пасомые ими духовные чада и насельники монастырей»

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/20/...

     При этом, конечно, очень важно все делать по благословению и не отдавать сердце своей работе. Старец Паисий так и советовал: «Сколько можете, не отдавайте работе сердца. Руки, ум – отдавайте, но сердца не отдавайте». При таком устроении монах внутренне свободен, у него мирный и бодрый дух, хотя при этом он, может быть, много и усердно работает. Это очень важный момент! Ведь если монах из-за пристрастия к послушанию теряет душевный мир и конфликтует с ближними, то это разрушительно и для него самого, и для братства. С одной стороны, монах, конечно, должен любое дело исполнять тщательно. Но все же самое главное для него в любом деле – приобрести духовный плод, то есть смириться, послушаться, сохранить мир с ближними и мир в своем собственном сердце. Именно этот духовный плод останется в вечности, тогда как все земные дела – пройдут. И на самом деле больше всего пользы монах приносит монастырю не своими земными талантами, а тем, что смиряется, отсекает свою волю, самоотверженно служит ближним. Это самая большая польза для монастыря. – Расскажите, какие трудности бывают в молитве? Что вы советуете сестрам в таких случаях? – Мне кажется, есть два основных искушения. Во-первых, дьявол увлекает монаха разными делами, чтобы он вечером приходил в свою келью как можно позже и молился как можно меньше. Один старец говорил своим послушникам: «В час твоей молитвы дьявол принесет тебе на память сто тысяч несделанных дел, лишь бы ты закрутился как белка в колесе». И, к сожалению, ему очень легко искушать монахов таким образом. Возьмите любого монаха – у него каких только дел ни найдется! И лукавый этим пользуется: чем ближе вечер, тем больше он внушает монаху помыслов, беспокойства о делах… Одна наша сестра рассказывала мне, как ей приходилось вести настоящую войну за свое правило: то есть заставлять себя вечером вовремя приходить в келью, отказываться ради этого от каких-то личных дел, от ненужных разговоров, рассчитывать днем свои дела так, чтобы закончить до вечера. Но она не пожалела, что выдержала эту борьбу и приучила себя к правилу. Она почувствовала, что правило – это в самом точном смысле слова пища монаха. Представьте себе, что человек не ест. Что тогда происходит? Он становится больным, слабым, унылым. Так и монах, когда не совершает правило, духовно истощается, так что не чувствует ни вдохновения, ни любви к Богу. Смотрит вокруг и видит обыденность, молиться не хочется, помыслы полны осуждения... Духовник нашего батюшки, отца Авраама, игумен Андрей (Машков), постриженик Глинской пустыни, очень часто говорил: «Молитва – это соль. Если мясо или рыбу не посолишь, они загниют. Так и человек, если не молится, начинает гнить».

http://pravoslavie.ru/79413.html

А поэтому мы учим, что до страстей пресвятое тело Христа было тленным, после же трехдневного Воскресения оно нетленно; а я, кроме того, говорю, что до страстей [в Его теле] были различные течения жидкостей: крови, пота, слюны и слез; после же Его Воскресения из мертвых, если Он и ел, то только по икономии ради веры учеников, мы также совершенно не обнаруживаем в Нем никаких отделений, течений или утрат: Он не плюет, не плачет, не выделяет пот, не проливает кровь; ни с чем иным, что является следствием греха, не связан: не спит, не жаждет, не страдает от голода; после же Воскресения Он ел так, как огонь поедает воск и как ели ангелы с Авраамом. 1303 Поэтому Христос до страстей не менял внешность и вид лица, как это было, когда Он был после Воскресения обнаружен с иной внешностью Магдалиной, 1304 и явился с иной внешностью Клеопе 1305 и затем другим при море Тивериадском, 1306 [так что не был ими узнан]. Опять же, хотя до страстей мог, но не являлся одновременно в различных местах, чтобы потом не учили о призрачности [Его Воплощения], но согласно общей телесной природе совершал перемещение по пространству, после же Своего Воскресения из мертвых, когда пресвятое Его тело, наконец, воскресло и стало легким, духовным, тонким и нетленным, Он беспрепятственно и запечатанный гроб покинул, и через запертые двери вошел и явился ученикам в Иерусалиме и в Эммаусе в один и тот же час вечера того дня, когда воскрес. Если же от самого момента соединения Христос был совершенно и неизменно нетленным, то почему Он до страстей никогда не являлся плотью одновременно в различных местах и с различной внешностью и видами лица? Почему после Своего Воскресения никогда не плевал и не плакал? Поэтому совершенно ясно, что святое тело Христа до страстей было тленным, а после Его Воскресения оно нетленно. Гайанит : Однако заметь: если Христос и оплакивал Лазаря, то Его нетленные и божественные слезы воздвигли мертвое тело. 1307 Если Он и плевал, то Его слюна отверзла очи слепому. 1308 Если вытекла кровь из ребра, то этим Он спас мир. 1309 Если Он и распят, то как Бог покрыл тьмой солнце. 1310

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

2 . Он-же: «Против врагов спасения оружие твердое – молитва и пост: сей род (бесов и страстей) не исходит, по слову Спасителя, не отгоняется, не побеждается, токмо молитвою и постом. А со смирением так будь дружен, что без него отнюдь ни мысли, ни говори и не твори ничего» (Там-же). 3 . Внемли себе опасно! Мысли злыя, как семя диавольское, именем Иисусовым исторгай в самом начале. 4 . Имя Иисуса Христа, как бриллиант, да не угасает выну в сердце твоем. Бдительное внимание к молитве, как жемчужина, пусть будет единственным украшением души твоей. 5 . Очищай свой ум и сердце, а средства к тому – внимание, молитва, воздержание. 6 . Замечаешь в себе леность к молитве? Нудь себя, грози себе, устрашай себя, обнадеживай себя наградою за труд, и паче чаще рассуждай: что есть молитва? И по немногу станешь услаждаться молитвою. Не хотеть молиться, значит не хотеть быть с Богом. 7 . Не теряй внимания, всегда пребудь с Господом, чрез непрестанное памятование и призывание Его Сладчайшего Имени. 8 . Молиться обучай себя столь-же часто, как часто и дышишь. Я разумею внутреннюю молитву, которая всегда и везде может быть совершаема с такой же удобностию, с какою совершается в нас биение сердца (См. письма к духов. детям о. Авраамия Арзамасскаго). О. Авраамий Арзамасский: 1 . «Иисусова молитва пусть будет дыханием души твоей!.. Сладчайший Иисус да не выходит из ума и сердца твоего… Со Сладким Иисусом все для тебя будет сладко: самыя скорби покажутся тебе манною небесною… Держись умом твоим и сердцем Сладчайшего Иисуса: Он все совершит в тебе, во внутреннем твоем человеке… Обучай себя смирению и терпению… В терпении вашем стяжите души ваша… Претерпевый до конца той спасен будет… Терпение имате потребу». 2 . Он-же: «Продолжай делание свое внутреннее неослабно, призывай непрестанно с верою и любовию достопоклоняемое имя Господа Иисуса». 3 . Молись умом своим непрестанно и смиряйся сердцем, и Господь, действуя в нас, и еже хотети, и еже деяти, сотворит с тобою благодатный плод свой во время свое.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iskate...

За семь веков существования Древней Руси постепенно был накоплен исторический опыт (народная память), что повлекло усложнение душевной структуры человека. До XVII b. в литературных памятниках Древней Руси люди четко делятся на добрых и злых, грешных и святых, добродетельных и порочных. Уже события Смутного времени, вызвавшие процессы усложнения душевной структуры, порождают новый литературный образ человека, противоречивый, не сводимый однозначно к категориям добра или зла. Наглядный пример рождения нового типа личности демонстрирует «Хронограф» редакции 1617 г., в котором сделан «первый и крупный шаг на пути секуляризации русской хронографии» 233]. Д. С. Лихачев писал о новизне «Хронографа»: «В нем нет ссылок на Священное Писание , нет религиозного объяснения событий. Автор не приписывает “Смуту” наказанию Божию за грехи всех русских людей… …Нет резкого противопоставления добрых и злых, грешных и безгрешных, нет строгого осуждения грешников, нет “абсолютизации” человека, столь свойственной идеалистической системе мировоззрения Средневековья» 235]. В начале XVII b. появляется представление о противоречивости в характере человека, о том, что человек формируется под влиянием среды, условий жизни, окружения. Появление авторства, характеров и личности как таковой тесно связано с процессами секуляризации: «Новое отношение к человеческому характеру отразило общее накопление общественного опыта и отход от теологической точки зрения на человека» 243]. В произведениях начала XVII b. (Авраама Палицына, Ивана Хворостинина, Семена Шаховского) появляется элемент автобиографичности. Во второй половине XVII b. появляются уже настоящие биографии с ярко выраженной авторской позицией. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, игумен Игнатий Иевлевский создали три автобиографии, в которых самосознание авторов приближается к современному уровню. Личности, появившиеся в литературе XVII b., рождаются на грани каких-либо серьезных внутренних конфликтов. Основным конфликтом для личности начиная с XVII b. становится противостояние человека и социума. Корпоративная этика и традиция вступают в противоречие с личными установками, основанными на внутренней свободе и ситуации выбора. Символом борьбы и противостояния личности и социума стала фигура протопопа Аввакума, погибающего на костре за свои убеждения. Его ответ восточным патриархам и всему Собору Православной Церкви, собравшемуся в 1666 г., красноречиво свидетельствует о торжестве идеи личного самосознания: «Лутче един творяй волю Божию, нежели тьмы беззаконных» 56].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Так и было у древних: каждый исполнял свое, не указывая на обязанности ближнего. Смотри: Авраам взял с собою племянника, и жена не укоряла его за это. Он велел ей идти в дальний путь, и она не воспротивилась этому, но повиновалась. Потом после многочисленных бедствий, усилий и трудов, сделавшись господином всего, он уступил первенство Лоту, и Сарра не только не огорчилась этим, но даже не открыла уст и не сказала ничего такого, что многие жены говорят ныне, когда видят, что мужья их при подобных разделах получают менее других, особенно низших себя, порицают их, называют и глупыми, и несмысленными, и робкими, и беспечными, и ленивыми. Она же не сказала и не подумала ничего такого, но осталась довольна всем, что он сделал. И еще более: когда Лота постигла великая опасность после того, как он сам сделал выбор и предоставил дяде худшую часть, и когда праотец, услышав об этом, вооружил всех своих домочадцев и с ними одними пошел против целого персидского войска, она не удерживала его и не сказала, например, так: куда идешь ты, ввергая сам себя в пропасть, подвергаясь таким опасностям, готовясь пролить кровь за человека, который обидел тебя и похитил твою собственность? Если ты не думаешь о себе, то пожалей меня, оставившую дом, отечество, друзей и родных, и последовавшую за тобою в такой путь, не подвергай меня вдовству и соединенным с ним бедствиям. Ничего такого она не сказала и не подумала, но все перенесла молча. Посему ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою; в этом не будет ничего важного; и ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым; это уже не будет подвигом; но каждый, как я сказал, пусть первый исполняет свои обязанности. И вам, мужья, скажу: никакой проступок не должен вынуждать вас бить свою жену. Вспомни, что она — жена, слабый сосуд, а ты — муж. Ты для того и поставлен над нею начальником и главою, чтобы сносить слабость подчиненной. Старайся сделать свое правление славным; а славным оно будет тогда, когда ты не будешь бесчестить подчиненной.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnaja-sem...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010