Если во время Рождественского поста мы собрали некие плоды и при этом вместо того, чтобы доверять самим себе, мы доверились Богу, то окажемся в ощущении радости и преддверия Царствия Небесного – радости, которая избавит нашу душу от уныния и поможет воспользоваться Божественными дарами. Аминь! О призвании души 76 Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. Лк. 14:16–17 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня святая Церковь празднует память святых праотец, тех ветхозаветных святых, которые хранили веру в единого Бога и в стремлении      к Земле обетованной шли через пустыни и препятствия не ради земного покоя, но ради обретения Бога. Узнавая из библейского повествования о странствовании в Харране отца Авраама Фарры, 77 мы представляем себе страдания, перенесенные им на чужбине. Эти странствования и страдания, по мнению святых отцов, служат прообразом освобождения души от всяких земных уз и пут, которая, ощутив непривязанность к земному, устанавливает глубокую связь с Богом. 78 В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о званых и избранных, о царском пире, на который созывает Господь Иисус Христос верные Ему души, но не всякий откликается на этот царский призыв. 79 Пир, о котором мы слышали, – это не земной достаток или благополучие, это не земная радость, но пребывание с Богом. Святые отцы говорят, что в Царствии Небесном будет по слову: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут», 80 толкуя их в том смысле, что там не будет ничего земного: ни полей, ни лесов – ничего, что мы строим, и останется только человеческая душа наедине с Богом. Вроде бы это очень аскетично и строго, вроде бы это упраздняет все усилия нашей жизни, все то, что мы созидаем, но когда душа оказывается наедине с Богом, когда наступает божественный диалог, когда душа переполняется Богом, тогда в ней открывается такая удивительная полнота, по слову святых отец, которую трудно даже себе представить. 81

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

И еще тот же Иеремия сказал: “Так говорит Господь Вседержитель: остановитесь на путях и рассмотрите, и расспросите ο путях Господних правых и вечных, и увидите, какой путь истинный, и идите по нему, и найдете очищение душам вашим”. И сказали: не пойдем. И поставил я стражей над вами, : слушайте звука трубы. И сказали: не послушаем. Поэтому услышат народы, пасущие стада в них. И тогда слушай земля: вот, я наведу на народ сей пагубу, плод отвращения их, ибо они словам пророков моих не вняли и закон отвергли». И не только этими одними покажу, что закон изменяется, но и другими явными доводами от пророков». Отвечали ему иудеи: «Всякий иудей знает воистину, что будет так. Но не пришло еще время для Мессии». Философ же сказал им: «Что себе представляете, видя, что и Иерусалим разрушен, жертвоприношения прекратились, и все сбылось, что прорекли пророки ο вас? Ведь Малахия открыто восклицает: “Нет моей воли в вас, говорит Господь Вседержитель, и жертвы из рук ваших не приемлю. Ибо от востока солнца и до запада имя мое славится народами, и на всяком месте приносится фимиам имени моему, жертва чистая, потому что велико имя мое между народами, говорит Господь Вседержитель”». Они же отвечали: «Правильно говоришь. Все народы хотят быть благословленными от нас и обрезанными в городе Иерусалиме». Сказал же Философ: «Так говорит Моисей: “Если вы будете соблюдать закон, будут земли ваши от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки Ефрата”. A мы, народы, от того благословимся из семени Авраамова, от корня Иессеева вышел и назван надеждою народов, и светом всей земли и всех островов, и славою Божиею просвещены не по тому закону, и не в том месте. Пророки громко возглашают. Ведь сказал Захария: “Ликуй, дочь Сиона! Ce цесарь твой грядет кроткий, сидящий на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истребит оружие Ефрема и коней в Иерусалиме, возвестит мир народам, и владычество его будет от края земли до конца вселенной”. Иаков же сказал: “He прекратится князь от Иуды, ки игумен от чресл его до тех пор, пока не придет тот, кому предназначено”, – и он надежда народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сегодня они как и сорок лет назад, могли бы засвидетельствовать перед всем народом: «Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша» ( Числ. 14:7 ). Тосковавшие по Египту, те, кто предпочитал смерть в пустыне ( Числ. 14:2 ) той земле, в которой «течет молоко и мед» ( Исх. 3:8 . Числ. 14:8 . Втор. 6:3 др.), оказались недостойны ее. Те же, кто не вкусил прелестей египетского рабства, стоят у порога новой земли, новой жизни. Для овладения этой землею нужно будет преодолеть немало трудностей, главная из которых – неизменно хранить верность Господу и завету, заключенному с Ним на Синае. Это – единственное условие успеха в предстоящей борьбе за землю. Без полного доверия Богу Авраама, Исаака и Иакова пешим слабовооруженным скотоводам не одолеть хананеев с их «городами укрепленными, весьма большими» ( Числ. 13:29 ). Без послушания Богу Моисея не побороть исполинов-сынов Енаковых ( Числ. 13:29 ), не победить народ ханаанский, «который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц весьма много» ( Нав. 11:4 ). Только верность живому Богу, Которого не имеют хананеи, только вера в его спасительную десницу ( Пс. 43:4 ) даст немощным израильтянам силы победить грозного врага: «Верою пали стены Иерихонские» ( Евр. 11:30 ). «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» ( 1Кор. 1:27 ). Племена, ведомые Иисусом Навином, на собственном опыте познáют, что «немощное Божие сильнее человеков» ( 1Кор. 1:25 ), если только, впрочем, оно не перестает оставаться Божьим. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею (1:3). «Ступать стопами ног» означает брать во владение (ср. Втор. 11:24 ) 67 . Это юридическое выражение дает божественное право потомкам Авраама наследовать землю, которую уже вдоль и поперек исходили стопы ног их патриарха. Ведь Аврааму было когда-то сказано нечто подобное: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в ширину ее: ибо Я тебе дам ее» ( Быт. 13:17 ). Авраам, Исаак, Иаков и его дети не владели землей ханаанской, были на ней «странниками и пришельцами».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

И устрой там жертвенник Господу, Богу твоему… И напиши на камнях все слова закона сего очень явственно» ( Втор. 27:4–5,8 ). Таким образом, не ясно, когда происходит событие – то ли сразу по переходе Иордана (но ведь горы Гевал и Гаризим слишком далеко от берега Иордана и от Иерихона, который в таком случае оставался бы в тылу израильтян) (4Qjos), то ли сразу после уничтожения Гая (TM), то ли после того, как организовалась антиизраильская коалиция ханаанских царей (LXX), то ли, наконец, после покорения всего Ханаана (Иосиф Флавий). Масоретский вариант, без сомнения, более логичен. Именно после взятия Гая евреи могли приблизиться к Гевалу и Гаризиму. Случай с Аханом требовал возобновления завета с Богом, с принесением жертв и чтением «книги закона», что и было сделано на Гевале 320 . Нав. 8:25–30 говорит об очень важном событии в истории израильского народа. Гора Гевал расположена близ Сихема, места, освященного уже патриархами. Аврааму в Сихеме, у дубравы Морè явился Господь ( Быт. 12:6–7 ), где-то здесь же, может быть на самом Гевале, он поставил свой первый и в то время единственный на земле жертвенник Живому Богу: «Двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой. Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» ( Быт. 12:8 ). Пред Сихемом остановился и Иаков по возвращении своем из Месопотамии, и также поставил жертвенник Яхве ( Быт. 33:18–20 ). Отрывок 8:25–30 необходимо читать вместе с этими повествованиями. Кстати, и оканчивается книга Иисуса Навина именно в Сихеме (24:1). Некоторые усматривают параллелизм между Синаем и Гевалом: как кульминацией исхода является заключение завета с Богом на Синае, так кульминацией вхождения в Обетованную землю является возобновление этого завета на Гевале (8:25–30) и в Сихеме (24:25) 321 . Итак, в соответствие с указанием Моисея ( Втор. 27:12–13 ), «шесть колен взошли на вершину горы Гаризим и другие шесть колен – на вершину горы Гевал. Священники, левиты и ковчег оставались внизу, между (двух гор).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Игумен Сергий постриг его и дал ему в монашестве имя Феодор. Видя это, старцы дивились вере Стефана, не пощадившего своего сына-отрока, но с детских лет отдавшего его Богу, как в древности Авраам не пощадил своего сына Исаака. Феодор же с младых ногтей был воспитан во всяком благочестии и чистоте и в посте; поучаясь от дяди, он был исполнен и украшен всеми монашескими добродетелями — и так достиг возраста зрелого мужчины. Одни говорили, что Феодор был пострижен в десять лет, а другие — что в двенадцать; о последующей его жизни мы напишем ниже, потому что об этом следует сказать в другом месте, а сейчас вернемся к нашему рассказу, чтобы повествование не прервалось.    Многие люди, имена которых записаны в Книге Жизни, из разных городов и сел собирались у Сергия и оставались с ним жить. И монастырь понемногу расширялся, поскольку число братии увеличивалось и строились новые келлии. Видя это, Преподобный Сергий умножил свои попечения о братии, прилагая труды к трудам и подавая пример стаду своему, как сказал апостол Петр: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно... не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2—3). В книгах отеческих, то есть в Патерике, записано такое предание: «Сошлись святые отцы и, пророчествуя о последних временах, сказали, что в последние времена люди будут слабы». Но Преподобного Сергия Бог укрепил для Себя в последнем роде и явил в нем как бы одного из древних святых отцов. Бог сделал его тружеником, наставником множеству иноков, Игуменом и главой многочисленной братии.    Кто бы мог подумать, что на месте, где прежде была лесная чаща, — пустыня, где жили зайцы, лисицы, волки, куда забредали медведи и где бесчинствовали бесы, — на этом месте будет поставлена церковь, воздвигнется великий монастырь, соберется множество иноков, которые и в церкви и в келлиях будут славословить Бога и возносить к Нему непрестанные молитвы? Всего же этого зачинатель и основатель — Преподобный отец наш Сергий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Иногда душа задает Богу вопросы: как исправить уныние и отчаяние, как исправить собственное нерадение и равнодушие? Задавая эти и подобные вопросы, мы не находим ответов, не имея достаточной решимости для подражания Богу и святым. Хоть мы и начинаем подражать тому или иному святому, но потом, вернувшись назад на круги своя, очень быстро забываем силу этого святого примера. Так мы остаёмся в глубоком недоумении о том, как в своей собственной жизни исполнить уроки святых и вместо почитания повапленных гробниц сделать так, чтобы мы с вами приобщились к той святости, которой действительно обладали пророки и святые. Мы часто не получаем внешнего ответа на свой вопрос, но, проходя путем смирения, через принятие воли Божией, через радость Рождества, через предстояние у яслей Спасителя, без лицемерия и с открытом сердцем, через стремление к Источнику знания мы вдруг ощущаем надежду на то, что поражение сменится духовной победой. В преддверии Рождественских дней попросим Бога о том, чтобы узы нашей самости, нашего фарисейства и нерадения пали и в нашей душе воссиял Царь мира и всей вселенной – Христос Спаситель. Аминь. О неравнодушной вере 101 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Мф. 1:22–23 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы празднуем Неделю святых отец, а до этого праздновали Неделю святых праотец, то есть память святых Ветхого Завета, которые предварили своей верой, дерзновением и упованием пришествие Господа нашего Иисуса Христа. В евангельском чтении 102 на Литургии говорилось о четырнадцати коленах от Авраама до царя Давида, от царя Давида до переселения вавилонского и от переселения до Спасителя. В этом троекратном повторении четырнадцати колен есть указание на гармонию и красоту, на порядок, которого требует Господь от каждой человеческой души, чтобы она, проникнутая глубокой верой и упованием, могла спастись, вместив в себя Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

«Исследуйте Писания» ( Ин. 5:39 ). Писанию учили катехуменов, в нем поучались день и ночь, его истолковывали в проповедях и апологиях, лишь им решали «межрелигиозные» и «межконфессиональные» споры, им аргументировали догматические позиции. А когда возникло монашество, монахи изучали его день и ночь. Даже еще в начале V века преп. Кассиан Римлянин , один из первых организаторов монашества на Западе, устанавливает в качестве монашеского «правила» ежедневное шестичасовое (!) изучение Писания 84 . Преп. Кассиан не вводит этим новизны – этому он научился за долгие годы жизни среди египетских монахов. Еще и еще раз Иисус Навин слышит повеление Божие и Его обещание: Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь (1:9). Все дальнейшее повествование книги будет исполнением обетования: никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей… Ты народу сему передашь во владение землю… (1:5–6). Сам Господь будет сражаться за Израиля, Сам Всевышний будет вести Свои войны ( Втор. 9:3 . Нав. 23:3,9. 24:12,18 ). От Израиля требуется только, чтобы «любил Господа Бога.., слушал глас Его и прилеплялся к Нему.., чтобы пребывать… на земле, которую Господь с клятвою обещал… Аврааму, Исааку и Иакову, дать им» ( Втор. 30:20 ). На пороге земли обетованной. Приготовления (1:10–18) Приготовления к переходу Иордана начинаются с указания Иисуса Навина надзирателям: И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал (1:10). Этими надзирателями народа (,ih yruw), уже упоминавшиеся во Втор. 16:18 с судьями (,yupw) и во Втор. 1:15. 20:5,8,9 без упоминания о судьях, были, видимо, писарями, обязанными, среди прочего, производить набор рекрутов в народное ополчение. Возможно, в их задачу входила также инспекция и поддержание дисциплины в войсках 85 . Однако, на основе библейских текстов нет возможности четко очертить функции этих чиновников. ruw (иногда – ruvw) – тип чиновника с не совсем ясным статусом; это слово можно перевести как «сторож», «руководитель», «надсмотрщик» 86 . (LXX: grammate‹j; Vulgata: scribas; Церковнослав.: книгочии). Bibbia Piemme переводит это слово как «писарь», Bibbia Paoline как «полководец». Архимандрит Макарий (Глухарев) переводит это слово как «надзиратель» 87 . Этот перевод переходит затем в Синодальный текст 1876 года. Протоиерей Порфирий Владимирский считает этих чиновников (на основании перевода LXX) предшественниками книжников: «Мы видим этих надзирателей в качестве главных писцов (при Моисее и Иисусе Навине. – Арс.). В этих должностях они находились и после, при старейшинах-судьях по городам; но так в основании суда… у евреев полагался закон Моисеев и прочие священные книги, то они назывались после учителями закона и книжниками» 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в 15-ую неделю по Пятидесятнице(Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). О необходимости добровольного покорения Евангелию (Евангельское чтение) Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)   Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 15-уюпо Пятидесятнице (Евангельское чтение)   Ахиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование внеделю 15-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Ахиепископ Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Святитель Димитрий Ростовский.  В неделю по Воздвижении, и в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Евангельское чтение) Праведный Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю по Воздвижении, и в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Евангельское чтение) Святитель Филарет Московский (Дpoздob). Бeceдa LV b неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)       Профессор А.П. Лопухин.Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в 15-ую неделю по Пятидесятнице(Евангельское чтение) Мк.8:34 .   И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Мк.8:35 .   Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Мк.8:36 .   Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Мк.8:37 .   Или какой выкуп даст человек за душу свою? Мк.8:38 .   Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Учение о самоотвержении (см.  Мф. 16:24–27). Евангелист Марк ясно говорит, что учение было высказано вслух перед «народом», окружавшим Христа, т.е. не только для учеников. Точно также один только Марк к выражению  «ради Меня» (стих 35) прибавляет:  «и Евангелия».

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Лука называет имя ученицы  «Тавифа, что значит: «серна»»,  показывая, что она соответствовала своему имени: была так бдительна и бодра, как серна. Потому что часто многие имена даются по Божественному домостроительству. «Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице».  То есть сделали все, что следовало сделать над умершим. Послали же бывшие в Иоппии ученики к Петру  «просить, чтобы он не замедлил придти к ним».  Заметь простоту прочих и отсутствие всякого высокомерия в Петре. Не сами идут, но просят через двоих об исцелении, и он приходит. Почему они не позвали его, пока та не умерла? Считали недостойным утруждать этим учеников и отвлекать их и навязывать им затруднения в деле  проповеди.  Поэтому-то Лука и говорит, что было близко. «Вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними».  Выражение  «живя с ними»  показывает великое смирение ее, потому что она находилась с ними и жила с ними и обращалась со всеми как одна из них, а не так, как мы теперь. «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился».  Для чего он изгоняет всех вон? Для того, чтобы не тронуться слезами и не потерять спокойствие духа.  «Преклонив колени»,  усердную совершает молитву. Затем поддерживает ожившую; потом понемногу возвращаются жизнь и силы ее. «Призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою », — одним в утешение, а другим в покровительство. Заметь отсутствие всякого высокомерия в Петре. Совершив такое великое чудо, он ищет пристанища не у нее и не у другого какого-либо знаменитого человека, но у кожевника Симона; он не стыдится людей ничтожных и не дает великим повода превозноситься.   Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе. О самопонуждении и смирении (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Апостольское чтение)

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. «Да явятся дела Божии…» (Евангельское чтение) Святитель Николай (Велимирович).  Из собрания творений читаемых в 6-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в неделю 6-ю по Пасхе. Проповедь в неделю о слепом (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Евангельское чтение)   Преподобный Макарий Великий, Египетский. Семь слов. (Евангельское чтение)  Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.  Неделя о слепорожденном. (Деян 16:16-34; Ин 9:1-38). Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? «Это пророк», — ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник». Простота веры не умеет связать этих понятий — грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает, откуда отверзший очи слепому. «Это и удивительно», говорит им здравая логика веры, «что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться пред силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры и изгнала ее вон… Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен — люди одного покроя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010