Папин папа из Горького. Работал там на заводе, а на фронте служил старшим политруком — в должности ответственного секретаря политотдела армии на Волховском фронте. Он погиб в 1942 году при первой попытке прорыва блокады Ленинграда. Мой папа был третьим ребенком в семье, после окончания военного училища связи в Горьком его направили служить в Главный штаб сухопутных войск на Фрунзенской набережной в Москве. С моей мамой он познакомился в Ленинграде, где учился в Академии связи. А за полгода до моего рождения его после гарнизонной жизни вернули в столицу. В седьмом и восьмом классах я подряд выигрывал районные олимпиады и по физике, и по математике. Вообще, учился с удовольствием, так же интересно было и в вузе. Как раз в это время я крестился и начал воцерковляться. Служа в ФАПСИ, ездил в паломничества по монастырям. И вот в Дивееве один из священников посоветовал заканчивать с воинской службой и «двигать в Церковь», а за благословением съездить к архимандриту Кириллу (Павлову) или к архимандриту Иоанну (Крестьянкину). На Святки 1992 года я поехал в Псково-Печерский монастырь. Тогда отец Иоанн меня не принял, но записку мою ему передали. Ответ оказался весьма сдержанным: торопиться не следует, обратись к духовнику. Духовником моим был священник, меня крестивший, — протоиерей Владимир Мокренко из Никольского храма села Полтева под Железнодорожным (Балашихинский район). В 1993 году по его благословению я уволился с военной службы и пришел помогать в алтарь. Но оставался вопрос: по какому пути идти — монашескому или семейному? Через мою маму Господь свел меня с протоиереем Михаилом Трухановым — священником поистине духоносным, которого, по моему мнению, вполне можно называть старцем. За свою жизнь я встречался с ним пять-шесть раз и всегда ловил себя на мысли: передо мной человек благодатный. А когда пришел к нему впервые, он, не колеблясь, дал совет: конечно, в монастырь, ведь будешь архиереем! И посоветовал направиться к архимандриту Никандру (Анпилогову) в Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

20 Сердобольскому почтмейстеру… – Город Сердоболь (с 1918 г. – Сортавала), ближайший к Валааму город на материке, через который монастырь поддерживал связь с миром. Пароходное сообщение с Санкт-Петербургом открыто в 1843 г. 21 игумену Вениамину… – Игумен Вениамин, бывший настоятель Валаамского монастыря, был переведен в Костромской первоклассный кафедральный Ипатьевский монастырь на иеромонашескую вакацию. Затем он один месяц управлял Железноборовским Предтечевым монастырем Костромской епархии. В 1841 г. назначен настоятелем в Авраамиев Городецкий Покровский монастырь, в 10 верстах от г. Чухломы Костромской Епархии († 1845). 22 В апреле 1837 г. в одном из монастырей Новгородской епархии был убит архимандрит Пахомий. Гражданские власти дважды начинали следствие, но обнаружить виновных не могли. В 1839 г. началось третье следствие. На этот раз Митрополит Серафим решил послать на следствие отца Игнатия, который пользовался у всех большим уважением. Прибыв на место, где совершилось убийство, Архимандрит своим участием дал делу правильное направление. В июне того же года дело закончилось, виновных раскрыли 23 Преосвященного Викария. – Венедикт (Григорович), епископ Ревельский († 1850). Переведен из ректоров Санкт-Петербургской Духовной академии в 1833 году, назначен Архиепископом в Олонецкую епархию в 1842 г. Ревельская кафедра Викарных архиереев, с пребыванием в Санкт-Петербурге, учреждена в 1817 г.; в 1865 – причислена к Рижской и Митавской епархии. 24 иеродиакону Иосифу… – Вот что пишет о нем архимандрит Игнатий в письме к Митрополиту Серафиму: «Ужасным и достойным сожаления образцом отчаяния служат два подначальных иеродиакона – Иосиф и Матфей. Никогда они не исповедуются и не причащаются Святых Тайн. Никогда, ниже в Светлый праздник Пасхи нельзя их понудить придти в церковь . Лица их – подобные только случалось мне видеть между каторжанами в Динабургской крепости». ( Игнатий (Брянчанинов Дмитрий Александрович) епископ Кавказский. Жизнеописание, составленное неустановленным лицом. Конец 1870-х гг. 451 л. Собрание отд. поступлений. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 90.) Иеродиакон Иосиф упоминается также в письме от 22 сентября 1842 г. Под «потачкой» данной иеродиакону Иосифу следует понимать отказ в переводе его в другую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Находится на границе Нижегородской и Тамбовской губерний. Обер-прокурор — Обер-прокурор Святейшего Синода граф Николай Александрович Протасов (1798–1855). 1003.  …Сердобольскому почтмейстеру… — Город Сердоболь (с 1918 г. — Сортавала), ближайший к Валааму город на материке, через который монастырь поддерживал связь с миром. Пароходное сообщение с Санкт-Петербургом открыто в 1843 г. 1004.  …игумену Вениамину… — Игумен Вениамин, бывший настоятель Валаамского монастыря, был переведен в Костромской первоклассный кафедральный Ипатьевский монастырь на иеромонашескую вакацию. Затем он один месяц управлял Железноборовским Предтечевым монастырем Костромской епархии. В 1841 г. назначен настоятелем в Авраамиев Городецкий Покровский монастырь, в 10 верстах от г. Чухломы Костромской Епархии († 1845). 1005. В апреле 1837 г. в одном из монастырей Новгородской епархии был убит архимандрит Пахомий. Гражданские власти дважды начинали следствие, но обнаружить виновных не могли. В 1839 г. началось третье следствие. На этот раз Митрополит Серафим решил послать на следствие отца Игнатия, который пользовался у всех большим уважением. Прибыв на место, где совершилось убийство, Архимандрит своим участием дал делу правильное направление. В июне того же года дело закончилось, виновных раскрыли. 1006.  …Преосвященного Викария. — Венедикт (Григорович), епископ Ревельский († 1850). Переведен из ректоров Санкт-Петербургской Духовной академии в 1833 году, назначен Архиепископом в Олонецкую епархию в 1842 г. Ревельская кафедра Викарных архиереев, с пребыванием в Санкт-Петербурге, учреждена в 1817 г.; в 1865 — причислена к Рижской и Митавской епархии. 1007.  …иеродиакону Иосифу… — Вот что пишет о нем архимандрит Игнатий в письме к Митрополиту Серафиму: «Ужасным и достойным сожаления образцом отчаяния служат два подначальных иеродиакона — Иосиф и Матфей. Никогда они не исповедуются и не причащаются Святых Тайн. Никогда, ниже в Светлый праздник Пасхи нельзя их понудить придти в церковь . Лица их — подобные только случалось мне видеть между каторжанами в Динабургской крепости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Среди наиболее знаменитых обителей, чье появление связано с кругом преп. Сергия следует отметить основанные им самим Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове; Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин - вблизи Коломны; Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову - вблизи Дмитрова; Борисоглебский - неподалеку от Ростова Великого. Преп. Никон Радонежский явился продолжателем дела своего учителя, став еще в последний год его жизни вторым по счету игуменом Троице-Сергиева монастыря. Другие ближайшие ученики преп. Сергия дали начало множеству новых обителей. Уже упоминавшийся препп. Сергий Нуромский и Павел Обнорский основали одноименные монастыри в вологодских пределах, в обширном Комельском лесу. Здесь же подвизался еще один ученик Сергия - преп. Сильвестр Обнорский. Преп. Авраамий Чухломский основал несколько обителей в Костромских и Галичских землях, где наиболее известен Покровский Авраамиев Городецкий монастырь на Чухломском озере. Неподалеку отсюда возникла и Галичская Предтечева обитель преп.Иакова Железноборского. Преп. Мефодий Пешношский основал свою Никольскую обитель вблизи Дмитрова. Преп. Савва Сторожевский, третий по счету Троицкий игумен, позднее перебрался под Звенигород, где создал знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь. Родственник Сергия - преп. Никита - основал свою Богоявленскую обитель в Костроме. Другой сродник Игумена, его племянник Феодор, о котором мы уже упоминали как об архиепископе Ростовском, - основал в окрестностях Москвы Симонов мужской монастырь, а позднее - Ростовский Богородице-Рождественский девичий. Из Симоновой обители вышел преп. Кирилл Белозерский, который не являясь непосредственным учеником Сергия, был его близким другом и собеседником. Духовное родство Кирилла с Игуменом всея Руси также ставит его в число ближайших преемников Сергия. Кирилл основал свой знаменитый Кириллов-Белозерский монастырь, который в течение всего XV столетия продолжал воспитывать подвижников, основывавших новые обители. В их числе был и преп. Зосима, положивший начало Соловецкому монастырю. Сподвижник преп. Кирилла - преп. Ферапонт, - вышедший также из Симонова монастыря, дал начало Ферапонтову монастырю на Белом озере и Лужецкому вблизи Можайска.

http://sedmitza.ru/lib/text/436269/

После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного Иакова быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным саном. Железноборовскому монастырю покровительствовали московские князья. В 1415 году, когда супруга князя Василия I Дмитриевича София Витовтовна тяжело страдала в родах, преподобный Иаков предсказал ей благополучное разрешение от бремени и рождение наследника. Вскоре наследник, будущий великий князь Василий Васильевич, появился на свет, и Василий I b благодарность пожертвовал Железноборовской обители земли и средства на строительные работы в монастыре. В 1420 году в Галичской земле случился голод. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось при обители. Во время набега татар на Костромскую землю в 1429 году Железноборовский монастырь был сожжен дотла, иноки укрылись в окружавшем монастырь бору. Позже они вернулись на то же место и построили новую обитель. Железноборовский монастырь не раз был сожжен во время татаро-монгольских и польско-литовских нашествий, но неизменно восстанавливался и отстраивался заново. Первоначальные деревянные постройки обители уничтожены пожаром в Смутное время, позже здесь были возведены два каменных храма — Иоанна Предтечи и Рождества Пресвятой Богородицы. После революции Железноборовский монастырь был закрыт. Мощи преподобного Иакова исчезли из монастыря в 1919 году, в ходе кампании по «вскрытию святых мощей» (считается, что они были спрятаны монахами и находятся под спудом в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы). В 1995 году полуразрушенный комплекс возвращен Церкви, на его территории вначале разместилось подворье Ипатиевского Троицкого монастыря, а в 2004 году оно преобразовано в самостоятельный Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь.  Восстановительные работы в монастыре еще ведутся. Дальше других на северо-восток, в окрестности Чухломы, ушел из Радонежской обители преподобный Авраамий Галичский (также его называют Авраамием Городецким и Чухломским). В XVI-XIX веках Авраамий был одним из самых почитаемых святых на Северо-Востоке России, в его честь были освящены десятки храмов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

- В Успенском соборе Московского Кремля. Рассказывают, что, когда французы в войну 1812 года грабили Кремль и добрались до гробницы святителя Ионы, рука святого поднялась кверху, так что захватчики со страху побросали всё награбленное и разбежались. И знаете, наш костромской архиепископ Алексий, почивший недавно, участвовал во вскрытии мощей святителя в 90-е годы. Он рассказывал, что действительно рука была поднята кверху. - Если монастырь назвали лаврой, то, видимо, митрополит Иона оказывал ему особое попечение? - Возможно, - соглашается батюшка. - Точно известно, что он опекал свою родную деревню, включив её в митрополичьи владения. Недавно в архивах Кремля мы нашли сведения, что в Успенский собор от имени Фёдора, родного отца святителя, были пожертвованы земли, в том числе само сельцо Одноушево. Но так как Фёдора в то время уже не было в живых, то, скорее всего, митрополит в память об отце и от его имени пожертвовал это сельцо, где родился. Так эти земли и стали митрополичьими. Воскресенский монастырь Солигалича Раньше солеварение было очень доходным промыслом, и многие московские монастыри имели здесь свои соляные колодцы, выпаривали соль. Поэтому неслучайно святитель Иона из нашего Воскресенского монастыря попал в московский Симонов монастырь, монахи которого заправляли здесь солеварением. Некоторые соляные источники владельцы жертвовали на помин души. На эти средства обустраивалась и Троице-Сергиева лавра. - А монашествующих в Воскресенском монастыре было много? - В XIV веке спасалось 24 монаха. После открытия он просуществовал несколько десятилетий, и во время одного из вражеских набегов, согласно летописи, все насельники приняли мученическую смерть, перед гибелью успели исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. В конце XIV века монастырь снова возродился, и в это время всеобщего покаяния рождается святитель Иона. Приблизительно в те же самые годы в этом монастыре спасался преподобный Александр Вочский, который впоследствии основал недалеко от Солигалича свою Преображенскую пустынь. Чуть поодаль подвизался в молитвенных подвигах преподобный Авраамий Чухломский - родственник Сергия Радонежского. Он основал Покровский монастырь, который существует и в наше время, только называется сейчас Авраамиево-Городецкий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Во вратах города встретил его весь священный собор со множеством народа и сам князь с семейством; он взял икону на свои руки, внес в соборную церковь и поставил на приличном месте. Пред иконою отпел молебен сам преподобный Авраамий со всем клиром, освятил воду и окропил ею князя и народ. Недужные со всего города принесены были пред икону Богоматери; и когда преподобный окропил их водою святою, и они приложились к иконе Богоматери, – все получили псцеление. На другой день преподобный рассказал князю о явлении иконы и о обетовании Божией Матери касательно устроения монастыря на месте явления. Князь пожертвовал имение на построение монастыря и содействовал скорейшему его окончанию. Сначала выстроена и освящена была церковь во имя Успения Богоматери, a no времени основался при ней и монастырь, называемый ныне Городецкий Покровский. Посему и Галичская икона иногда называется Городецкой 633 . Дни Смоленской иконы Богоматери 28 июля (10 августа) и 5 (18) ноября Смоленская икона Богоматери называется Одигитрия и, по сказанию предания, написана св. Лукою. О древности этой иконы в России сказания различны. Говорят, что сей иконою благословлена на путь в Россию греческая царевна Анна – супруга св. равноапостольного князя Владимира, сестра греческого императора Василия II 634 . Иные говорят, что Смоленская икона привезена из Греции в Россию в 1046 году, когда Константин Порфирородный, выдавая дочь свою царевну за Всеволода Ярославича, князя черниговского, благословил ее иконою в путь, отчего она и названа «Одигитрия» – «Путеводительница». А Владимир Мономах , сын Всеволодов, перенес икону в Смоленск и поставил ее в соборном храме Успения Богоиатери, который он заложил 3 мая 1101 года. С того времени икона называется Смоленскою 635 . В 1237 году, когда полчища Батыевы приступили к Смоленску и жители Смоленска не видели ниоткуда помощи, Сама Одигитрия была необоримою Воеводою беззащитного города. Ночью в кафедральном соборе, где стоит чудотворная Ее икона, повелено было от Нее пономарю церковному объявить Меркурию, жителю Смоленска: «Меркурий, изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Сохранилась только Успенская соборная церковь (ныне приходская для нескольких окрестных селений) двухъярусная, великолепно построенная в 1754 году; здесь стоит местно-чтимая храмовая икона Успения Богородицы, принесенная преп. Ферапонтом. Она имеет вид складней и вставлена в старинный кивот превосходной работы. 41. Преп. Авраамий Чухломский, усердный послушник в обители Сергиевой, был удостоен сана священства и пожелал подвизаться в безмолвии. Испросив благословение великого наставника, он удалился в страну Галичскую на берег озера. Здесь, стоя на молитве под горою, он увидел на горе сияющую икону Богородицы с Предвечным Младенцем. На месте явления иконы пустынник, при пособии местного удельного князя, устроил храм и обитель в честь Успения Богоматери. Обитель процвела и сделалась многолюдною; преп. Авраамий назначил ей настоятелем – ученика своего Порфирия, а сам удалился в пустыню, за 30 верст далее, где, по желанию учеников, основал новый монастырь в честь Положения пояса Богоматери. Потом он перешел на реку Вочу и благословил ученикам своим поставить храм в честь Собора Богоматери и третью обитель. Наконец неутомимый просветитель дикого края нашел себе лучшее место, в 13 верстах от Вочского монастыря, под горой, на которой был «Чудский Городок» – гнездо старого чудского суеверия. Авраамий основал на Чудском Городке храм в честь Покрова Богоматери; сам на старческих плечах своих носил землю для укрепления крутого берега и ревностно трудился вместе с учениками обители. Велико было значение основателя четырех монастырей в Чудской стороне! Он сам жил уединенно под горою; но сюда приходили к нему ученики для исповедания помыслов своих: сюда же приходили и окрестные жители и получали полезные наставления. Чухломская сторона чтит его, как своего просветителя. Преп. Авраамий, прозванный Чухломским и Городецким, почил 20 июля 1375 года. Мощи почивают в Чухломской его обители под спудом. Из числа обителей, основанных преп. Авраамием, существует один только Покровский-Городецкий (по имени Чудского Городка в 10 верстах от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

6. В связи с прошением митрополита Тверского и Кашинского Амвросия назначить иеромонаха Дамаскина (Леонова) на должность наместника Успенского Старицкого мужского монастыря города Старицы Тверской области. 7. В связи с прошением митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина назначить монахиню Рахиль (Корепанову) на должность игумении Успенского женского монастыря села Перевозное Воткинского района Удмуртской Республики. 8. В связи с прошением архиепископа Соликамского и Чусовского Зосимы открыть женский монастырь в честь Воскресения Христова в городе Чердыни Пермского края и назначить игумению Афанасию (Майданович) на должность игумении этого монастыря. 9. В связи с прошением архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта назначить монахиню Тамару (Ушакову) на должность игумении Свято-Троицкого Серафимовского женского монастыря села Совхозное Зольского района Кабардино-Балкарской Республики. 10. В связи с прошением епископа Глазовского и Игринского Виктора: а) Признать определение Священного Синода от 16 июля 1993 года (журнал 67) об открытии Покровского женского монастыря в селе Каменное Заделье Балезинского района Удмуртской Республики утратившим силу в связи с отсутствием у монастыря юридической регистрации и многолетним пребыванием его насельниц в расколе. б) Освободить монахиню Наталью (Спиридонову) от должности настоятельницы Покровского женского монастыря в селе Каменное Заделье Балезинского района Удмуртской Республики. 11. В связи с прошением епископа Галичского и Макарьевского Алексия о назначении иеромонаха Михаила (Позднева) на должность игумена Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого мужского монастыря села Ножкино Костромской области, имея в виду отсутствие у иеромонаха Михаила духовного образования: назначить игуменом упомянутой обители епископа Галичского и Макарьевского Алексия, а иеромонаха Михаила (Позднева) — наместником данного монастыря.   ЖУРНАЛ 83 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси о приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ:

http://patriarchia.ru/db/text/5837973.ht...

Среди др. святынь - «обложенная позолоченным бассебным серебром» икона Всемилостивого Спаса с припадающими преподобными Савватием и Зосимой Соловецкими, свт. Николаем Чудотворцем и Сергием Радонежским (Там же. Оп. 11. Д. 1969. Л. 19-20об.), образ Божией Матери «Знамение» с предстоящими святыми Авраамием Городецким, Иаковом Железноборовским, Макарием Унженским и Николаем Чудотворцем, иконы прп. Варлаама Хутынского, св. царевича Димитрия Иоанновича, мч. Христофора в серебряных окладах. В Ж. м. хранились 4-конечный сребропозлащенный крест с 14 частицами мощей (пожалован помещицей г. Нерехты В. В. Килениной), врезанный в обложенную серебряной ризой икону Нерукотворного образа Спасителя, а также 8-конечный напрестольный крест в серебряном окладе с 23 частицами мощей (согласно надписи, «построен» в 1778 игум. Досифеем). Вероятно, из Ж. м. происходит ростовая икона прп. Иакова Железноборовского (3-я четв. XVIII в.), в 2008 г. находится в костромском Богоявленском Анастасиином мон-ре (см.: Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. 248. С. 603). В Буйском краеведческом музее (Ф. 21) хранятся вериги, по преданию принадлежавшие прп. Иакову, к-рые в 1946 г. были переданы в музей жительницей с. Борок. В нач. XX в. в книжном собрании Ж. м. имелись рукописные книги XVI-XVII вв., в т. ч. Евангелие 1508 г. (устав), переданное в мон-рь в 1561 г. при игум. Феогносте, Евангелие 1570 г. (устав), Евангелие толковое (устав), переписанное в июне 1596 г., Минея месячная (полуустав), переписанная в 1536 г. при игум. Нифонте Ф. Ивановым (Бередников Я. О нек-рых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках//ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-90), а также сохранившаяся до наст. времени Минея месячная, переписанная 11 июня 1541 г. при игум. Нифонте дьяком Софронием (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430). Синодик мон-ря сохранился в списках сер. XVII и 2-й пол. XVIII в. (Костромской музей-заповедник. КОК 627, 24419). В мон-ре хранились также старопечатное Евангелие 1605 г., Евангелие нач. XVII в., обложенное малиновым полубархатом, Евангелие-апрокос, вложенное в обитель в 1689 г., Евангелие (Москва, 1701), обложенное алым бархатом. Судьба книжного собрания, составлявшего к 1913 г. более 500 книг, неизвестна. Нек-рые рукописи после 1929 г. находились в частных собраниях.

http://sobory.ru/article/?object=05009

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010