Жертвоприношение Авраама (Быт. 22: 1–24) Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 15-я Протоиерей Олег Стеняев Жертвоприношение Авраама Сегодня мы будем говорить, может быть, о самом драматическом событии, которое описано в Книге Бытия. Это событие связано с десятым испытанием, которое претерпел патриарх Авраам. Из них нам уже известны: Начинается 22я глава словами: И было, после сих происшествий … (Быт. 22, 1). Нечто подобное мы находим раньше, в самом начале 15й главы: После сих происшествий было … (Быт. 15, 1). Обычно такое выражение встречается, когда речь заходит о чем-то очень значимом. В первом случае, в 15й главе– это завет благословения Бога с Авраамом, а во втором – речь идет о самом тяжелом испытании, которое претерпел праотец Авраам. То есть не бывает благословения без испытания и испытания без благословения (1 Кор. 10, 13). И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я (Быт. 22, 1). Здесь немного непонятно: что значит «Бог искушал Авраама»? В Соборном послании апостола Иакова сказано: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1, 13). Мы должны придерживаться этой позиции, что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого . Цель «искушений», испытаний – усовершенствовать человека В действительности те испытания, которые Бог нам посылает, Он посылает не для того, чтобы нас испытать, проэкзаменовать, перепроверить: в глазах Бога мы абсолютно прозрачны. Сказано: … Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его! (Дан. 13, 42). Цель одна: усовершенствовать человека, которому Бог посылает то или иное испытание («искушение»). В этом же Соборном послании Иакова мы читаем: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12). Итак, цель вот этих «искушений», испытаний – усовершенствовать человека, именно усовершенствовать. Другой цели со стороны Бога быть не может, ибо Он всегда ищет для нас блага, потому что Сам Он благ.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Жертвоприношение Авраама. Роспись кафоликона сщмч. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр. 3-я четв. XIII в. Жертвоприношение Авраама. Роспись кафоликона сщмч. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр. 3-я четв. XIII в. История И. Авраама символична. Подобно Аврааму, народ израильский имеет обетования Божии, однако неоднократно Бог, как кажется, отказывается от Своих обетов, испытывая Свой народ. В сложных исторических обстоятельствах Израиль должен был видеть Промысл Божий и сохранять верность Богу. В кн. Иудифь угроза Ветилуе расценивается как божественное И., которое уподоблено И. Авраама, Исаака и Иакова (Иф 8. 25-27). То, что Бог испытывал патриархов и теперь испытывает жителей Ветилуи, не случайность, у Бога есть цель испытать их сердца и привести к мудрости: «Как их искушал Он не для истязания сердца их, так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему» (Иф 8. 27). Неоднократно Свящ. Писание напоминает о добродетелях патриархов евр. народа как образцах для подражания. Неизменно в таких случаях упоминается верность Богу Авраама (Сир 44. 19-24; 1 Макк 2. 52; 4 Макк 16. 20; др.). В ВЗ присутствовало сознание того, что беды и несчастья постигают человека вслед. греха и в конечном счете человек волен выбирать между благополучием и страданием (см., напр.: Втор 30. 15-18). Такое понимание вполне соответствовало ветхозаветному представлению о справедливости Бога. Однако в ряде случаев проявление воли Божией в отношении людей оказывается видимо не связанным с их конкретными поступками (см., напр.: Иов 2. 3). Бог проявляет Себя как властитель, Который волен посылать как благо, так и зло людям: «Видите ныне, видите, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор 32. 39; ср. также: Ис 45. 6-7; Ам 3. 6; Еккл 7. 14; Плач 3. 38). Кроме того, явные грешники не несут немедленного наказания; прор. Иеремия вопрошает Бога: «Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер 12. 1). Напротив, праведник часто оказывается в угнетенном положении («Господи! как умножились враги мои!» - Пс 3. 2).

http://pravenc.ru/text/674970.html

За высокие качества и достоинства Авраама Господь возлюбил его, почему и называет Себя его Богом по преимуществу (Быт. 17:7; 26:24; 28:13), а Св. Писание называет его другом Божиим (2 Пар.20:7; Ис.4:8; Иак.2:29). Ветхозаветные потомки его и даже святые пред Богом, Моисей и Давид, призывали Авраама в ходатаи пред Богом. От сего родоначальника народа иудейского, в потомстве которого сохранялась истинная вера на земле, произошел Сам Христос по плоти, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама (Рим. 6:7–8; Гал.3:7, 26–29). И в будущей участи нашей за гробом — только с верным Авраамом можно надеяться получить наследие вечной жизни и спасения. Сам Господь в Своей притче о богатом и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном (Мф. 8:11; Лк.16:22; Гал.3:9, 29), коего да сподобит Христос и всех нас молитвами святого праведного Авраама, праотца Своего по плоти. Аминь. Память преподобного Петра Память святой Поплии Святая Поплия была в царствование Юлиана диакониссой Антиохийской церкви, славилась своею добродетельною жизнью. В молодости своей она недолгое время пребывала в браке и имела сына Иоанна, который впоследствии был благочестивым пресвитером. По смерти мужа она собрала у себя лик девственниц [ 1 ], с которыми славословила Господа. Однажды она с этими девственницами пела утреню; между прочим, они громогласно воспели псалом: «Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них…» (Пс. 134:15–18). Случайно в то время мимо проходил прибывший в Антиохию император, и, услышав сие пение, приказал замолчать. Но Поплия начала петь еще громче. Тогда разгневанный император велел привести к себе начальницу хора и приказал каждому из сопровождавших его воинов бить ее по лицу. Святая в это время бестрепетно обличала Юлиана в безбожии и говорила, что считает истину Божию выше всего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Здесь мы увидим новые примеры и великой добродетели праотца и дивного человеколюбия Божия. “ И было , - говорит Писание, - после сих происшествий Бог искушал Авраама ”. Что означают эти слова: “ И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама ”? Посмотри, как божественное Писание уже в этих самых словах хочет открыть нам добродетель праведника. Намереваясь поведать нам об искушении, наведенном от Бога на Авраама, Писание предварительно хочет указать нам самое время, в которое праотцу дано было повеление принести (в жертву) Исаака, чтобы ты (полнее) знал великое послушание праотца, и то, как он ничего не позволял себе почитать выше угождения Богу. Что же значит: “ И было, после сих происшествий ”? После рождения Исаака, Сарра, видя близкое обращение Измаила с Исааком, как мы вчера об этом беседовали с вами, вознегодовала на это и сказала Аврааму: “ Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком ”, - а праотцу показалось это жестоко. Тогда Бог, желая утешить праведника, сказал ему: послушай Сарру, жену твою, и сделай так, как она говорит тебе; “ не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; …ибо в Исааке наречется тебе семя”; но и (от) Измаила “ произведу народ, потому что он семя твое ” (Быт.21:10-13). Все данное ему от Бога обетование и благовестие состояло в том, что потомки Исаака размножатся в великий народ. Питаемый этими надеждами, праведник приближался к концу своего поприща, как бы уже получив возмездие за столь великие и непрерывные скорби и искушения, уже достигнув наконец спокойствия; он видел пред глазами своими преемника, который должен был наследовать ему. Таким образом, говорю, жил в мире праведник, вкушая плоды величайших для себя утешений. Но Ведущий сокровенные помышления, желая показать нам всю добродетель праведника и ту великую любовь, какую он имел к Богу, - после столь великих обетований, и особенно после нового, недавно бывшего [обетование, что в Исааке наречется Аврааму семя; обетование это дано в последний раз при изгнании Агари и Измаила из дому Авраама], которое было еще в свежей памяти, - когда Исаак пришел уже в возраст и находился в самом цвете лет, и любовь к нему отца видимо более и более усиливалась, тогда-то именно, после тех слов обетования, после того, как было сказано: “ В Исааке наречется тебе семя ”, и он будет твоим наследником, - “ И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама ”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

И благословил имевшего обетования. Так как Авраама всячески возвышало то, что он получал обетования от Бога, то теперь он присоединяет, что такого и столь великого, удостоившегося беседы с Богом и имеющего Бога должником, благословил прообраз Христа. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. Сказал, что Мелхиседек благословил столь великого Авраама. Все же мы согласно и беспрекословно признаем, что благословляющий выше благословляемого. Следовательно, и Мелхиседек, прообраз Христа, выше патриарха. И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет. И другое рассуждение, доказывающее, что Мелхиседек выше священников закона. Ибо здесь, то есть в законе, получающие десятины умирают; а там, то есть в случае с Мелхиседеком, получил десятины тот, о котором свидетельствует Писание, что он живет. Ибо Ты, говорит, священник вовек по чину Мелхиседека (Пс.109:4). Что же касается того, что Мелхиседек вечно жив, то это понимай так же, как и выше было сказано, то есть что в Писании не упоминается о смерти его. Что левиты умирают, а Мелхиседек живет, некоторые понимают так, что образ священства левитского стал мертвым, ибо сделался недействительным, образ же священства Мелхиседека, или жизни по Христу, живет и пребывает, и будет существовать вечно. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину. Чтобы священники закона не могли сказать: какое имеет отношение к нам если Авраам дал десятину? - говорит, что чрез посредство Авраама и Левий, родоначальник нашего священства, принимающий десятины, дал десятину. Таким образом, разве Мелхиседек не выше и Левия, когда, очевидно, он и от него получил десятину, чрез посредство Авраама? Выражение: так сказать или означает: вкратце сказать, или вместо: так скажу. Так как казалось слишком смелым сказать, что Левий, еще не родившись, дал десятины Мелхиседеку, то он смягчил это (высказывание, употребив оборот речи " так сказать " , - Прим.Ред.). Ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя...( Быт.26:24 ) Испокон веку, братья, тесен путь, которым идут праведники. Испокон веку они стеснены теми, кто не верует в Бога или теми, кто ложно верует. Авель был стеснен своим братом Каином. Ной и Лот – сплошь испорченным родом, а Авраам, Исаак и Иаков – не знающими Бога. Но Бог не оставляет праведника на тесном пути. Это мы видим и в случае Исаака: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся... Эти многозначительные слова Исаак понял. Этими словами Бог его ободрил и предупредил. Он имел в виду: из-за Авраама и тебя благословлю; и как Авраама Я сохранял среди безбожников, так буду и тебя; и еще: будь мне верен так, как Авраам, отец твой. И последовал Исаак примеру отца своего и не отступался от Бога всю жизнь свою. Он был пахарем и скотоводом, как и отец его; был праведным и кротким, избегая ссор с людьми и делая добро людям. Мы ясно увидели, что Господь с Тобою... ( Быт.26:28 ), – вынуждены были признать ненавистники и гонители его. И удостоился Исаак, что Бог был назван Богом его; подобно, как назывался Богом Авраама, так потом назывался и Богом Исаака. О, Господи Дивный во святых Твоих, помяни и наши имена с именами праведников и святых Твоих во Царствии Твоем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 27 декабря. Поучение об Иакове ...Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:30 ) Бог Авраамов и Исааков был и Бог Иаковлев – Бог верных, послушных, милостивых и кротких. Кротким боговидцем может быть назван Иаков. Ибо он воистину кротким был, и видел Бога, и разговаривал с Богом, и видел Ангелов Божиих, и лествицы от земли до Неба. Кротостью своей он победил Лавана, тестя своего, и Исава, брата своего; кротостью установил мир между женами своими, Лией и Рахилью; из-за кротости мил он был и Фараону. Кротость Иакова есть прообраз кротости Христа. Блаженны кроткие, – сказал Христос, – ибо они наследуют землю ( Мф.5:5 ). Эти слова подтвердились и на Иакове. Он унаследовал землю отцов своих; его потомство освободилось из Египта и унаследовало землю обетованную; а через Христа Господа, своего потомка по плоти, он унаследовал всю землю. Это Церковь Божия, которая распростерлась по всей земле. Он видел Бога лицом к лицу. Иаков видел Бога в облике человека, но не как обычного человека. И это видение – лишь предсказание истинно воплощенного Бога как человека. И сохранилась душа моя. Сохранилась душа его от страха и от всякой несправедливости. И если Иаков спасся, только увидев призрак Бога, насколько легче спастись нам, знающим Бога как истинного человека, как Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И Давид сознавал, что человек может чувствовать себя блаженным только тогда, когда Бог, независимо от дел человека, простит ему его прегрешения – сам человек не может загладить свою вину своими подвигами. Рим.4:9 .  Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Рим.4:10 .  Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. Но защитники дел могли, по поводу ссылки Апостола на пример Авраама, оправданного по вере, сказать: «пусть будет так! Но Авраам удостоился оправдания через веру только потому, что он был обрезан, обрезание же во всяком случае есть дело, подвиг человека». Апостол, поставив этот вопрос (слово «оправдание» он, ввиду приведенного изречения из Пс 31 -го, здесь заменяет словом «блаженство»), сейчас же просто и ясно решает его так: Авраам был оправдан Богом через веру гораздо раньше установления обрезания – именно после оправдания прошло до установления обрезания около 14-ти лет (ср. XV и XVII гл. кн. Бытия). В то время Авраам ничем внешним не отличался от язычников. Рим.4:11 .  И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, Рим.4:12 .  и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. Апостол еще далее развивает свою мысль. Самое обрезание было, так сказать, печатью или последствием уже совершившегося оправдания Авраама. – «Так что он стал…» (ст. 11) правильнее с греч.: чтобы ( ες τ). Апостол хочет сказать, что хотя сам Авраам, конечно, с верою принимая божественное обетование, не думал, не имел целью стать духовным отцом верующих язычников, однако таково было в настоящем случае намерение Бога. Бог, принимая веру Авраама, как оправдывающую, имел при этом в виду собственно язычников, и теократия была для него только средством (ср. Быт 12:3 ). Говоря о язычниках, как духовных чадах Авраама по вере, Апостол ставит их на первом плане – о верующих из иудеев он говорит в 12-м ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И еще один важный момент: как Елиезер приводит слова Авраама: Он сказал мне (Елиезер рассказывает про Авраама – О.С.): Господь, пред лицем Которого я хожу … Вот, оказывается, как жил Авраам! Он ходил перед Лицом Божиим (Ангелом Лица Божия). То есть – очами веры взирая на Начальника и Совершителя жизни Господа Христа! Вот, про Ноя сказано иначе : Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 9). Про Еноха сказано : И ходил Енох пред Богом (Быт. 5, 22, 24) . А про Авраама сказано, что он ходил пред Лицом Божиим. А когда архидиакона Стефана побивают камнями, он, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55–56) – то есть видел, как Христос стоя приветствует его восхождение в Царствие Небесное. Кстати, в случае с Ноем там дословно сказано : И ходил Ной с Господом. «с» Господом – здесь приставка «эт» («с»), то есть самостоятельно Ной не мог ходить. Это не в том смысле, что он много пил, но в том смысле, что времена были настолько тяжелые, что он не мог без помощи Божией никак выжить. И если Лот был падший праведник, то Ной был пьющий праведник… Для Авраама присутствие Божие в мире было зримым, и зримым ясно А вот Авраам – это человек, который ходит перед лицом Господним. Это особый человек, особый праведник. Ходить пред Лицом Божиим – означает пользоваться особым расположением Господа Бога. Ибо Бог действует как с открытием Своего Лица, так и с закрытием . Сказано: скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются (Пс. 103, 29); и еще: А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс. 16, 15). Есть люди, от которых скрыт лик Божий, а есть такие, которые не только наслаждаются образом, но и могут сказать о себе: Господь, пред лицем Которого я хожу… Таким был Авраам, для которого присутствие Божие в мире было зримым, и зримым ясно. И вот Елиезер приводит слова Авраама: Он сказал мне: Господь [Бог], пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего; тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей (Быт. 24, 40–41).

http://pravoslavie.ru/110108.html

И, наконец, третий завет Бога – с Авраамом – о том, что от него произойдет Богоизбранный народ, который будет хранить веру в Истинного Бога, и будет Господь хранить этот народ и, посылая им Своих пророков, возвещать волю Свою, пока не придет " Примиритель, и Ему покорность народов " , как пророчествовал внук Авраама Иаков (Быт. 49, 10). Часть 2 Часть 2 Этот последний Завет Бога – с Авраамом и его потомками до пришествия на землю Сына Божия – именует Святая Церковь Ветхим Заветом в узком смысле слова, но Ветхий Завет с человеком в широком смысле обнимает период времени от Адама до Рождества Христова. Страшное время сопутствовало юности Авраама. Истинное Богопочитание сынов Сима и Иафета стало забываться потомством их. Потомки Сима еще хранили почитание Истинного Бога, но при Аврааме это было уже редким исключением: только отдельные семейства в Урийском царстве и некоторые небольшие княжества, например, княжество Салима (Иерусалима) во главе с царем и первосвященником Мелхиседеком, который благословил первоначальника богоизбранного народа Авраама. Богословская наука не знает, когда хронологически прекратилось истинное Богопочитание в восточных и западных ветвях потомков Иафета. Можно сказать, что эпоха Авраама (1800 лет до Р.Х.) была эпохой умирания истинного Богопочитания у иафетитов в Европе. И вот избирает Бог одного из представителей рода Симова по прямой линии, живущего на родине, в городе Уре Халдейском в Шумере. " И сказал Господь Аврааму: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое и благословятся в тебе все племена земные " (Быт. 12, 1-3). В последних словах указано на то, что от его корня изыдет Христос, именем Которого благословятся все племена земные. Так начинался новый период жизни Авраама, полный тяжких испытаний, драм и бесчестия, тяжких скорбей за любимую красивую жену. И вот явился Бог царю во сне и сказал ему: " Я не допустил тебя прикоснуться к ней (Сарре), теперь возврати жену мужу ее, ибо он – Пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив " (Быт. 20, 6-7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И призвал фараон Авраама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Для чего ты сказал: она сестра твоя? И я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя: возьми (ее) и пойди» (12, 17–19). Ключ к пониманию всего этого события дает древняя история востока. Восточные цари имели право вводить в свои гаремы всякую понравившуюся им незамужнюю женщину страны. Может быть, это право или – точнее злоупотребление только что возникало во дни Авраама. Фараон, вступивший на путь пользования этим правом, и был вразумлен от Господа. Обращает внимание на себя то обстоятельство, что он немедленно узнал начавшую поражать его руку Божию и поспешил подчиниться воле Божией. Фараон получил откровение о воле Божией в тяжкой форме, но он немедленно и безпрекословно подчинился этой воле. Как человек, он не удержался от искушения перенести ответственность за свой поступок с себя на другого и хотел найти виновного в Аврааме, но то, как он поступил с Авраамом («и дал о нем Фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было» ст. 20), показывает, что в глубине своей души он ясно сознавал свою виновность и опасность для Авраама высказать полную правду. Авраама нечего было бы провожать и о нем нечего было бы давать повеление, если бы положение его было безопасным. И Сарра – и как сестра Авраама – не могла бы оказаться в доме фараона, если бы не существовало права насилия со стороны египетской царской власти. Фараон сознал это, и эта ясность нравственного сознания, равно как и покорность воле истинного Бога, показывают, что он был не далек от царствия Божия. Несомненно, что при 12 династии в Египте уже широко распространилось ложное богопочитание, но Библия открывает нам, что к этому времени еще не вполне исчезло там и богопочитание истинное. Голос Божий здесь еще узнают и его слушают. В настоящее время усердно ищут в Библии следов первоначального политеизма у евреев. Эти искания увенчаются таким же успехом, как искания средневековыми алхимиками золота в тигле, в который они бросили серу и ртуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010