Житие Иакова Барадея из сборника житий святых. 688 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 146 47. Fol. 117) Житие Иакова Барадея из сборника житий святых. 688 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 146 47. Fol. 117) Восточносир. (несторианская и халдейская) традиция отличалась меньшей полемичностью и аскетической направленностью. Отмечается даже негативное отношение в восточносир. среде к подвигу столпничества, важному для западносир. монашества ( Fiey. 2004. P. 7-8). Тем не менее несторианами было написано немало житий подвижников и основателей мон-рей: Авраама Кашкарского , Авраама Натфарского , Раббан Хормизда и др. Житийные повествования включались в сборники, подобные «Книге начальников» Фомы Маргского и «Книге целомудрия» Ишоднаха , еп. Басрского (оба IX в.). Бытование в богослужебной традиции агиографических текстов определялось включением их в различные минологические и др. сборники. Из западносирийских следует назвать яковитский Синаксарь, текст которого в версии патриарха Михаила Сирийца находится в рукописях 12/17 и 12/18 сиро-яковитского Патриархата в Дамаске. Языковые и жанровые особенности сир. Ж. л. мало исследованы. Ее язык развивался под влиянием переводов с греческого и не представлял собой ничего выдающегося в филологическом плане. Сир. агиография, даже в наивысших своих проявлениях, таких как «Жития восточных святых» Иоанна Эфесского, не достигла высот стиля Кирилла Скифопольского или Леонтия Неапольского. Отчасти причиной этого была относительная бедность сир. языка в сравнении с греческим. Ж. л. сирийцев осталась по большей части монашеским чтением, не став популярной в широких кругах, как в визант., эфиоп. или копт. мире. Случаи возникновения т. н. агиографических романов (таких как Житие Андрея Юродивого) в сир. среде редки, к их числу можно отнести «Роман о Юлиане» и Сказание о «человеке Божием», к-рое впосл. было заимствовано греками и превращено в Житие прп. Алексия, человека Божия. Научное исследование сир. Ж. л. было начато C. Э. Ассемани , опубликовавшим в 1748 г. в Риме сборник сир. житийных материалов. В 1880 г. Г. Хофман издал Деяния Персидских мучеников. Затем лазарист П. Беджан выпустил 7-томный свод «Acta martyrum et sanctorum», до сих пор остающийся стандартным сборником агиографических текстов на сир. языке. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в изучение сир. Ж. л., следует выделить бельгийца Петерса, к-рый применил для ее изучения методы «критической агиографии» болландистов, а также голландца Венсинка, бельгийца ван Эсбрука, англичанина С. Брока , француза Ж. М. Фие. Из числа российских ученых сир. агиографическими текстами занимались А. П. Дьяконов , А. П. Алявдин , Н. В. Пигулевская , А. В. Пайкова и др.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Значение Авраама в свете Нового Завета В Новом Завете Авраама вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Писатели Нового Завета признают значение Авраама в истории спасения Израиля (Мф 8, 11; Мк 12, 26; Лк 16, 22-24; Лк 19, 9]]; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с Авраамом (Лк 1, 55, 73) и то,что Израиль есть семя Авраама (Лк 13, 16; Лк 16, 24; Лк. 19, 9 и др.), но эта причастность к детям Авраама отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8, 33; Мф 3, 9; Лк 3, 8), ибо Господь Иисус больше Авраама (Ин 8, 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком Авраама по плоти («семя Авраама», Ин 8, 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела Авраама, суть подлинные дети Авраама. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3, 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф 1, 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф 1, 1), на котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9, 7; Рим. 11, 1; 2 Кор 11, 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9, 7-9; Гал 4, 22-31), т. е. за теми, кто принял веру. Именно вера Авраама имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. Авраам - прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование Аврааму и его веру: еще необрезанный Авраам оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4, 13-15). Согласно Гал 3, благословение Авраама народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3, 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя Авраама и наследники обетования (Гал 3, 29).

http://pravicon.com/info-1620

Среди вариантов изображения жертвоприношения Авраама чаще всего встречается композиция, где Авраам левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке - занесенный нож; слева от Авраама у дерева - овен, в небесном сегменте - десница Божия. Иногда позади Авраама изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) - ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве. С IX в. Авраам начинает изображаться с нимбом Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313 г.). С XII в. Авраам, как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения Авраама в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов, Лицевого Летописного свода, Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.). Другой сюжет - Явление трех ангелов Аврааму, или Гостеприимство Авраама (см. Святая Троица). Самое раннее из дошедших до нас изображений сохранилось в катакомбах на Виа-Латина, IV в.: к сидящему под деревом Аврааму подходят трое юношей в туниках с клавами и паллиумах; около Авраама - телец. В мозаиках нефа Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440 гг., где подробно иллюстрируется история Авраама, явление ангелов и трапеза изображены в 2 сценах. В Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г., Гостеприимство Авраама и жертвоприношение объединены в одну композицию, расположенную на стене вимы напротив жертвоприношения Авеля и Мелхиседека, т. о. подчеркнуто символическое значение события как прообраза Евхаристии. Тот же смысл имеют гостеприимство и жертвоприношение Авраама во фресках ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в., и собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в. Различные эпизоды из жизни Авраама представлены в миниатюрах рукописей (Венский Генезис (VI в. Vien. gr. 31); Коттон Генезис (Кон. V - нач. VI в. Пятикнижие Ашбурнхама (VII в. и др.), а также в иллюстрациях Псалтирей IX-XVII вв. В ряду сцен библейского цикла явление ангелов и трапеза представлены в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, 1143-1146 гг., собора в Монреале, 1180-1190 гг., Сан-Марко в Венеции, XII - нач. XIII в. С XVI в. ветхозаветные события, в т. ч. история Авраама, изображаются в рус. монументальных росписях (ц. Св. Троицы в Вязёмах, кон. XVI в.), а также в клеймах икон Св. Троицы с деянием.

http://pravicon.com/info-1620

Отвечаю: После смерти души людей не могут найти покой, иначе как заслугой веры, потому что «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал» ( Евр. 11:6 ). Первый пример и образец веры был дан людям Авраамом, который первый отделил себя от неверующих и получил особый знак веры, по каковой причине место покоя, даваемое людям после смерти, называется лоном Авраама, как об этом пишет Августин («Gen. ad. lit.» ПЛ 34,482, ср. ПЛ 44,538). Но, души святых имеют не во все времена тот же самый покой после смерти, потому что, с пришествием Христа они имеют уже полный покой, наслаждаясь зрением Бога, в то время как до пришествия Христа они получали покой через изъятие их от наказания, но их желание еще не было тогда успокоено достижением этой цели. Следовательно, состояние святых до пришествия Христа может быть рассматриваемо и в отношении покоя, который оно доставляло, и в этом смысле оно именуется лоном Авраама, и в отношении того, что в нем отсутствовал покой, и в этом смысле оно именуется лимбом или преддверием ада. Следовательно, до пришествия Христа лимб и лоно Авраама были одним местом не по существу, но акцидентально, а поэтому ничто не препятствует бытию лона Авраама и после пришествия Христа и тому, чтобы быть ему уже совершенно отличным от лимба или преддверия ада, так как вещи, которые являются чем-то одним акцидентально, могут быть отделены одна от другой. Ответ на возражение 1. Состояние святых ветхозаветных Отцов в отношении того, что было в нем хорошим, было именуемо лоном Авраама, а в отношении его недостаточности было именуемо адом. Поэтому, ни лоно Авраама не понимается в неблагоприятном смысле, ни ад – в благоприятном, хотя в каком-то отношении они есть нечто одно. Ответ на возражение 2. Место упокоения святых Отцов было именуемо лоном Авраама и до, и после пришествия Христа, но в различных смыслах. Ибо поскольку до пришествия Христа место упокоения святых имело какую-то недостаточность покоя, то по причине отсутствия его, оно и было именуемо и адом, и лоном Авраама, поскольку Бог не был зрим там. Но, так как после пришествия Христа упокоение святых является совершенным благодаря тому, что они зрят Бога, это упокоение именуется только лоном Авраама, а не адом в каком-либо смысле. Вот об этом лоне Авраама Церковь и молится, чтобы были перенесены (туда) души верных. Из этого очевиден ответ и на третье возражение, и то же значение берется в церковном толковании на слова «умер нищий и отнесен был ангелами»... и т.д. ( Лк. 16:22 ), когда в нем говорится: «Лоно Авраама есть упокоении блаженных нищих, которым принадлежит Царство Небесное» (ср. Беда «На Лк.» ПЛ 92,535). Раздел 5. Есть ли лимб то же самое, что и ад осужденных?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И вот только в этой ситуации, когда Авраам исчерпал все человеческие возможности сохранить и свою жизнь, и честь Сары, этот великий муж предает себя и свою жену в руки Бога. Свт. Филарет замечает: «Аврам и в сем случае невинен, если предположим, что Сара взята была во двор только еще для почести и для приготовления ко браку, которое могло продолжаться несколько месяцев, подобно как впоследствии было в обычае при дворе персидском (Есф. 2:12); что Аврам, поручив своей супруге или решась сам открыть свою тайну в случае крайней опасности, ожидал между тем воли Божией о своем спасении, которая вскоре и открылась действительно чрез казни над фараоном» . К приведенному святителем пояснению можно еще раз вспомнить, что Саре на момент взятия ее в дом фараона было минимум семьдесят лет. Поэтому она могла и не стать наложницей фараона, а быть лишь неким украшением царского двора. В любом случае, у Авраама было достаточно времени для того, чтобы в случае крайней безысходности открыть фараону правду. Теперь необходимо сказать несколько слов о том, каким образом фараону стало известно о замужестве Сары. Выше мы уже говорили о том, что ни Авраам, ни Сара не могли сказать об этом фараону без негативных для себя последствий. А так как фараон не только не сделал зла Аврааму, но еще и взял его под свою защиту, то, следовательно, фараон, как впоследствии это случилось с царем Авимелехом, узнал правду от самого Бога. Только Его мог убоятся и устыдится безграничный в своем самовластии правитель. В том, что Господь позволил зайти этой истории так далеко и что Он Сам открыл истину фараону, есть еще одно положительное обстоятельство. Ведь если Господь своим промыслом ограждал бы Авраама и Сару сразу по их приходе в Египет и грозил бы карой всякому встречному на пути Авраама, то проблема пропитания семейства Авраама (а это несколько сотен человек — см. напр. Быт. 14:14) осталась бы нерешенной. А ведь ради решения этой проблемы Авраам и пришел в Египет. По промыслу же Божьему поклонники Сары, добиваясь расположения не только «невесты», но и Авраама, (так как несомненно требовалось его согласие на брак с его «сестрой») приносили в стан Авраама богатые дары, то есть овец, волов, дорогие украшения. Можно предположить, что среди прочих подарки фараона были самыми щедрыми. Но как только Авраам и все его многочисленное семейство, с рабами и наемниками, благодаря красоте Сары получили достойное благосостояние и пропитание, Господь, Своим явлением открыв истину фараону, промыслительно оградил Авраама от возможных поползновений со стороны обиженных вельмож Египта не только на его жену, но и на его приумноженное имущество. Теперь не Господь, а приказ фараона останавливал всякого встречного от противозаконных действий в отношении семейства Авраама.

http://bogoslov.ru/article/6171749

Авраам поверил Ягве, а не просто «поверил в Господа», и это – большая разница. Это разница между мировоззрением, вероисповеданием и личной верой, доверием, преданностью. Многие верят в Господа, но не многие верят Господу, вверяют себя Ему. Ряд удивительных побед веры Авраама над невозможностью того, что реально в жизни, привел его к славному итогу – оправданию в Боге. В нравственном отношении, вера Авраама укоренена в его терпении. При отсутствии великого терпения, вера Авраама не устояла бы, поколебалась бы и разрушилась. Тертуллиан : «Ибо таково свойство терпения, что оно предшествует вере и, вместе с тем, следует за нею. Так, Авраам поверил Богу и был наделен праведностью» 469 . Прп. Ефрем Сирин отмечает силу веры Авраама, побеждающую невозможное по естеству: «И верова Аврам, и вменися ему в правду, и, притом, в правду великую. Поскольку поверил он неудобоисполнимому, чему не всякий человек мог поверить; то вменилось ему сие в правду " 470 . И эта, побеждающая естество, вера привела Авраама к «правде великой» – к оправданию пред Богом. То, что будет возвещать апостол Павел об оправдании верой, а не делами закона, то уже произошло в праотце Аврааме. Этому факту святой апостол Павел посвящает в послании к Римлянам целую главу ( Рим. 4 ). Св. Амвросий Медиоланский рассуждает о том, что христианский пастырь должен быть благоразумен. Благоразумие же его должно проявляться в том, чтобы он умел свое хотение подчинять разуму и не считать великое – за ничтожное, а ничтожное – за великое. В качестве примера, св. Амвросий указывает на Авраама, для которого сила Божия и веления Его были великими, а преграды природной невозможности – малыми. Вера в сверхразумное и есть благоразумие Авраама. Св. Амвросий Медиоланский : «Когда же [Авраам – Г.Ф.] получил обетование о сыне, то, хотя и раздумывал о совершенно безжизненных силах своего увядшего тела, о бесплодии супруги и глубокой старости, однако, поверил Богу даже в том, что противоречило закону природы ( Быт. 15:6 ). Обрати внимание на полное соответствие во всем. Хотение было, но оно было подавлено; и в своей деятельности Авраам обнаружил полное спокойствие духа, он не признал великое [силу обетования Божия – Г.Ф.] за ничтожное и неважное [естественную невозможность – Г.Ф.] за ценное... У св. Авраама на первом месте было благоразумие, как об этом свидетельствует Писание: И поверил Авраам Богу, и вменено ему было в праведность ( Быт. 15:6 ). Ибо никто, не зная Бога, не может быть благоразумным. Поэтому, безумный сказал, что нет Бога ( Пс. 13:1 ), а благоразумный этого не скажет... Когда же Писание говорит: вменено было в праведность, то (этим самым показывает), что он (не верующий в Бога) лишен и другой добродетели (не отличается нравственной жизнью)» 471 . Благоразумие сводится к вере, а без веры нет праведности – так по св. Амвросию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поэтому Иисус Христос – Первосвященник по чину Мелхиседекову, а не по чину левитскому или Ааронову, что священство левитское в лице Авраама почтило десятиной священство Мелхиседеково. Из этих двух людей Божиих Мелхиседек – представитель общего, вечного и неизменного Завета Бога со всем человечеством, Авраам – представитель частного, временного и преходящего завета только с одним потомством его. Священство Мелхиседека есть священство во имя вечного Завета Бога с человеком, а Авраам, как и Аарон, первосвященник из рода его, есть служители завета временного, частного. Равным образом Иисус Христос – Служитель Завета вечного; первобытного Завета Бога с Адамом, а не временного, который установлен был между Богом и семенем Авраамовым. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:22 ) «Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» ( 1Кор.15:45 ) Завет Божий и «чада Авраама» «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» ( Гал.3:7 ) Встает еще один важный вопрос. Кто является «чадом Авраама»? Кто вступает в завет Божий? Ответ на этот вопрос дает св. ап Павел в своём послании к Римлянам. Он раскрывает нам всю широту и глубину мысли Божией в наречении семени Аврааму именно в одном Исааке и потом в одном Иакове из двух сыновей Исаака. Св. ап. Павел говорит, что не все те, кто родился в племени Авраама, являются чадами, то есть не все плотские дети его являются обязательно детьми Божиими, но только те, кто верит в обещание Божие, кто рожден по вере в это обетование, кто призван к участию в Завете Бога с Авраамом и наследию обещаний Божиих. «Не все те израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его. Но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя» ( Рим.9:6-8 ) Из этого ясно, что вера в Первоевангелие, в первый, вечный Завет есть единственный признак, по которому определяются «чада Авраама». Только эта вера может открывать путь к участию в обещаниях Завета Божия с Авраамом и для тех, которые не являются детьми Авраама по плоти. В то же самое время неверие в Первоевангелие может заградить путь к участию в Завете с Авраамом и для тех, кто является по рождению потомком Авраама.

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Описание пути Авраама из Харрана в землю обетованную (Быт 12) давало материал для аллегорического истолкования его как указания на путь, по которому должен идти человек в познании Бога и как восхождения падшей души человека на путь добродетели ср.: Тропарь 3-й песни Великого канона Андрея Критского: " Авраама слышала еси душе моя, древле оставльша землю отечества, и бывша пришельца сего произволение подражай " В 318 домочадцах Авраама (Быт 14, 14) святые отцы - составители богослужебного чина Православной Церкви усматривали прообраз числа участников I Вселенского Собора - указанный отрывок читается в день памяти Собора В хлебе и вине, поднесенных Мелхиседеком Аврааму (Быт 14), многие видели прообраз Евхаристии В согласии с учением ап. Павла святые отцы в своих комментариях к Посланию к Римлянам понимают веру Авраама как прообраз новозаветной веры в искупительное событие спасения во Христе (Рим 4, 22-25). В богослужении Господь Иисус Христос, как потомок Авраама по плоти, сопоставляется с христианами как потомками Авраама по вере " Христа родив по плоти, верою родоначальниче отче Аврааме, явился еси языков духом отец яве " Оправдание (необрезанного) Авраама верою остается постоянным аргументом в полемике с иудеями с целью доказать превосходство христианской веры над обрядовым законом Моисея В назидательной проповеди вера Авраама, его покорность Богу и готовность пройти испытание веры остаются образцом для подражания Прообраз новозаветного таинства Крещения усматривался некоторыми толкователями в обрезании Авраама В явлении Аврааму трех странников (Быт 18) многие видели тайну откровения всей Св. Троицы в Ветхом Завете «Видите ли... Авраам встречает трех, а поклоняется единому?.. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедовал Единого Бога в трех Лицах» такое понимание этого события отразилось и в православных богослужебных текстах: " Видел еси, яко же есть мощно человеку видети Троицу, и Тою угостил еси яко друг присный преблаженне Аврааме: темже мзду приял еси страннаго гощения, еже быти тебе безчисленных языков отцу верою " " Древле приемлет Божество едино триипостасное священный Авраам "

http://pravicon.com/info-1620

Заметим, что некоторые черты в этом сказании о вознесении Авраама заимствованы из иудейских апокрифических сказаний. Мы видели, что по иудейским сказаниям Бог сначала создал Адама такой величины, что он распростерся от востока до запада, и что ангелы, увидев его, испугались; в Откровении, согласно с этими сказаниями, Адам также представляется мужем великим зело в высоту и страшным в широту. Об Азазиле, который в Откровении представляется виновником падения Адама и Евы, говорится в книге Еноха: в 7-й главе этой книги, как мы видели, Азазел упоминается в числе Стражей, или падших ангелов, которые распространили зло и нечестие по всей земле, а в 68-й главе сказано, что Азазил обольстил Еву в раю. Отдельно от Откровения Авраама в славянских рукописях встречается еще Смерть Авраама. Впрочем о смерти Авраама говорится только в начале и конце этого апокрифа, а главное его содержание составляет также рассказ о вознесении Авраама на небо архангелом Михаилом, где Аврааму показаны были мучения грешников и где даже ему самому позволено было Богом произвести опыт суда над грешниками. В славянском списке апокрифических книг этот апокриф, как мы видели, означен следующими словами: «Исак сон виде – столп посреди двора, архангел Михаил возносил Авраама на небо и дал ему видети, что деют, и судил им». Но он, конечно, не есть оригинальное славянское произведение. У иудеев, мы заметили выше, есть предание, что Бог позволил Аврааму еще при земной жизни вкусить от источника жизни вечной, что в загробном мире Авраам вместе с Исааком и Иаковом сидит при вратах ада, как судия над грешниками. Может быть, под влиянием этого предания, которое, перешедши к христианам, получило христианский колорит и соединилось с евангельским учением и вообще христианскими представлениями о загробной жизни, 449 и возникли те повести о восхождении Авраама на небо, которые указаны у Ламбеция и из которых, может быть, переделаны Откровение и Смерть Авраама. Вот в кратких чертах содержание последнего апокрифа. «Когда настало время умереть Аврааму, Бог послал к нему архангела Михаила возвестить ему об этом; по Авраам так радушно принял архангела, явившегося к нему в виде странника, омыл ему ноги, угостил и вообще так понравился ему, что архангелу жаль стало Авраама, и он не решился объявить ему о смерти и сказал Богу: «пусти мя, Господи, ко Аврааму, рабу твоему, в отлучение мира изыти души его из тела, аз же не смеях ему обличити слова, друг бо ти есть и правдив человек, странныя приемля; молю тя, Господи, пусти паметь смертную к Аврааму, да внидет ему в сердце, и разумеет сам, и от мене да не услышит, велика бо речь глаголати к нему, яко отъити ему есть от света сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Ответ на возражение 6. Хотя души святых или души осужденных грешников иногда действительно присутствуют там, где они являются, однако мы не должны думать, что это всегда так, ибо иногда эти явления идут к людям (находящихся во сне, или в бодрствовании) со стороны добрых или злых ангелов, для того, чтобы в чем-то научить или, наоборот, обмануть живых. Иногда даже и живые являются к живым и говорят им разные вещи во сне, и, однако, ясно, что сами они не присутствуют, что Августин доказывает многими случаями («О попечении о мертвых» ПЛ 40,601,602). Раздел 4. Является ли лимб или преддверие ада тем же, что и лоно Авраама? То, что лимб или преддверие ада не является тем же, что и лоно Авраама, представляется из следующего: Возражение 1. Августин говорит: «Я еще не видел, чтобы Писания упоминали ад в хорошем смысле» («Gen. ad. lit.» ПЛ 34,482). Лоно же Авраама понимается в благоприятном смысле, как говорит далее Августин: «Конечно, никому не позволительно давать неблагоприятное значение понятию «лоно Авраама» и месту упокоения, куда был перенесен ангелами праведный нищий» (там же). Поэтому, лоно Авраама не есть то же самое, что лимб или преддверие ада. Возражение 2. Те, которые находятся в аду, не видят Бога. Но Бог видим теми, которые находятся в лоне Авраама, что можно понять из слов Августина, который говоря о Небридие, пишет: «Что бы ни было то, что обозначает этим «лоном», там живет мой Небридий... он сейчас не приставляет свое ухо к моим устам, но его духовные уста у Твоего источника, и он пьет, бесконечно блаженных, сколько он может воспринять премудрости, соответственно своей жажде» («Исповедь» ПЛ 32,765). Поэтому, лоно Авраама не есть то же самое, что лимб или преддверие ада. Возражение 3. Церковь не молится о том, чтобы человек был взят в ад, и, однако, она молится о том, чтобы ангелы отнесли и душу умершего человека на лоно Авраама. Поэтому представляется, что лоно Авраамово не есть то же самое, что лимб. Этому противоречит мы знаем, что, то место, куда был отнесен нищий Лазарь, называется лоно Авраамово ( Лк. 16:22 ). Но, он был отнесен в ад, ибо в церковном толковании на слова: «Ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живущих» ( Иов. 30:23 ), – сказано «ад был дом всех живущих на земле до пришествия Христа» (Григорий Вел. «Поуч.» ПЛ 76,177). Таким образом, лоно Авраама есть то же самое, что лимб. И Иаков сказал своим сыновьям: «сведёте вы седину мою с горестью в ад» ( Быт. 44:29 , в рус. Библ.: «во гроб»), так что Иаков знал, что после смерти он будет взят в ад. Поэтому, и Авраам был взят после своей смерти в ад, и, следовательно, лоно Авраамово, очевидно, является частью ада.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010