Ревекка решила поступить так потому, что ещё при рождении Бог открыл ей, что младший поработит старшего; и Ревекка думала, что теперь настало время, когда должны были исполниться слова Господа; а потому, когда Исав ушел, она велела Иакову выбрать из стада козленка приготовить из него кушанье; потом руки Иакова покрыла кожей козленка, чтоб он мог казаться таким же косматым, как и Исав одела на него одежду последнего и послала к отцу. Исаак спросил «кто тут?» – «Исав, первенец твой», отвечал Иаков, «я сделал, как ты сказал мне; сядь, поешь дичи моей и благослови меня». Исааку послышался голос Иакова; он велел подойти к нему, ощупал его и сказал: «голос, голос Иакова, а руки, руки Исава». Когда же он почувствовал запах от охотничьей одежды, то сомнения его рассеялись. Он поел кушанье и потом благословил Иакова. Он положил на голову его руки и сказал: «Да даст тебе Господь множество хлеба и вина; да послужат тебе народы и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими; проклинающие тебя – прокляты, благословляющие тебя – благословенны». Едва ушел Иаков, как пришел Исав. Узнав, что брат его был уже и получил благословение, Исав в горести воскликнул: «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня!» Исаак понимал, что тем благословением, которым он благословил Иакова, благословить Исава он не мог, потому что оно было произнесено по вдохновению Божию; но он пожалел Исава и тоже благословил его, говоря: «Ты будешь жить в местах плодородных; будешь жить мечом твоим (т. е. будешь вести войны). Ты послужишь брату твоему, но придет время, когда ты избавишься от власти его». В этом благословении предсказана вся дальнейшая судьба потомков Исава – эдомитян, которые долго находились в подчинении у потомков Иакова – иудеев, но впоследствии из них даже вышел царь – Ирод Великий, который подчинил себе последних. Потеряв право первородства, Исав задумал убить Иакова. Ревекка узнала об этом и посоветовала Иакову удалиться в Месопотамию к брату её Лавану. Не желая огорчать престарелого Исаака, Ревекка выставила другую причину для путешествия, а именно, чтобы он мог жениться на ком-нибудь из родных: «Я жизни не рада от дочерей хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей этой земли, то к чему мне жить». Исаак внял её жалобе, благословил Иакова и сказал: «Бог всемогущий да благословит тебя, да размножит тебя, да даст тебе благословение Авраама, отца моего, тебе и твоему потомству, чтоб наследовать землю эту, которую Бог дал Аврааму». Иаков жо потихоньку от брата ушел из родительского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И в третий год этой шестой седмины вышел Иаков и все его сыновья, и жили в доме Авраама у своего отца Исаака и своей матери Ревекки. И вот имена сыновей Иакова: его первенец Робел, Симеон, Левий, Иуда, Исашар, Завулон – сыновья Лии; и сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин; и сыновья Валлы: Дан и Наффали; и сыновья Залафы: Гад и Асер; и Дина, дочь Лии, единственная дочь Иакова. И они пошли и поклонились Исааку и Ревекке. И когда последние увидели их, благословили Иакова и всех его детей. И Исаак очень обрадовался, что увидел сыновей Иакова, своего младшего сына, и благословил их. XXXIV. И в шестой год этой седмины сорок четвертого юбилея Иаков отослал своих сыновей – пасти его овец – и своих рабов с ними на поля Сихемские. И собрались против них семь царей аморрейских, чтобы умертвить их, укрывшись под деревьями, и увести их скот. Но жены их, и Иаков, и Левий, и Иуда, и Иосиф оставались дома у своего отца Исаака, ибо дух его был прискорбен, и он не хотел отпустить их; Вениамин, как юнейший, оставался с своим отцом. И пришли цари Фафы и Арезы, и Сарагана, и Село, и Гаиза, и царь Бефорона, и Маанизакира, и все, живущие на тех горах и обитающие в лесах страны Ханаанской. И известили Иакова: «Цари аморрейские окружили твоих сыновей и похитили их стада». И отправился из своего дома он, и его три сына, и все рабы его отца, и его рабы, и вышли против них в числе восьмисот мужей, носивших мечи; и они поразили их на поле Сихемском, и преследовали бегущих, и убили Арезу, и Фафу, и Сарагана, и Аманискино, и Гаганиса. И он собрал свои стада, и был могущественнее их, и наложил на них дань, чтобы они давали плоды своей страны. И они построили Робел и Фамнафарес. И он возвратился благополучно, и заключил с ними мир, и они сделались его рабами, пока он не ушел с своими сыновьями в Египет. И в седьмой год этой седмины послал он Иосифа, чтобы он осведомился о состоянии своих братьев, из своего дома в Сихем. И он нашел их в стране Дуфаим. И они подстерегали его, и сделали против него умысел убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

После нескольких выражений сомнения и попыток увериться в лице пришедшего ( Быт. 27:21, 22, 24 ), Исаак приступает (ст. 27) к благословению сына, которое (в отличие от благословения, ст. 23, – простого приветствия) является пророчеством, определяющим судьбу Иакова и его потомства (ср. Быт. 9:25 ). Поэтическая форма, образность и непосредственность благословения видна из того, что оно начинается с выражения приятного ощущения благоухания одежды Исава. LXX: γρο πλρους, Vulg:. agri pleni, слав:. «нивы исполнены»; рус:. «поля», по-Евр: sadeh. Поле – Ханаан. Быт.27:28–29 . да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны! Роса – первое условие плодородия на знойном и в летние месяцы почти лишенном дождя Востоке ( Быт. 49:25 ; Ос. 14:6 ). Исполнением начальной части благословения является известное из Библии плодородие Палестины ( Исх. 3:8, 33 и др.). Видимое несходство этой части благословения с обетованиями Аврааму объясняется тем, что Исаак (как после и Иаков) занимался уже земледелием ( Быт. 26:12 ), почему и начинается речь с благ земледелия. Подчинение Исава Иакову осуществилось в лице их потомков, при Давиде ( 2Цар. 8:14 ; Пс. 59:2 ); под братьями матери Иакова разумеются все вообще потомки Авраама не только через Сарру, но и через Агарь и Хеттуру. Слова Исаака о благословении благословляющих Иакова и о проклятии проклинающих его близко напоминают обетования Аврааму, но, в отличие от последних, не содержат обетования о благословении в семени Иакова всех народов, как бы в возмездие за неблаговидный способ получения благословения; только уже после, когда Иаков бегством из дома отца начал искупать грех свой, упомянутое высокое благословение дается и ему ( Быт. 28:14 ). О значении благословения Исаака блаженный Феодорит говорит: «От Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос, чаяние языков, Спаситель и Владыка целой вселенной... Исаак обещает ему росы небесной и тука земли, а сие изображает благодать свыше и обилие земных благ, а затем разуметь во Владыке Христе под росою божество, а под туком земли от нас воспринятое человечество» (отв. на вопр. 83). Скорбь Исава и благословение его

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В том, как она научила своего любимого сына Иакова обмануть отца и хитростью получить от него благословение первородства, думаем, уже сказывается влияние месопотамских, арамейских воззрений, в которых истина перепуталась с ложью, правда с хитростью и обманом. Имел из за своей жены Исаак столкновение с Авимелехом герардским – преемником или одним из преемников того Авимелеха, с которым некогда столкнулся Авраам. По примеру отца Исаак выдал жену за сестру. Авимелех из окна как-то увидал, что отношения Исаака к Ревекке отношения мужа к жене, а не брата к сестре. Он призвал Исаака к себе и сказал: «что это ты сделал с нами? едва один из народа (моего) не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех . И дал Авимелех повеление всему народу: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти» (26, 10–11). История Авраама с Авимелехом и история Исаака с Авимелехом настолько сходны, что с рационалистической точки зрения представляется наиболее удобным объяснять их, как два варианта одной и той же саги. Но с точки зрения православной, которая, полагаем, и есть единственно разумная, из этих повествований должно извлекать более глубокое содержание и в них должно, видеть изображение двух последовательных исторических моментов в жизни народа, далее и далее уходившего отлица Господня. Авимелех второй повидимому также боится греха и также ясно видит, что Бог с Исааком (28 ст.), как боялся греха и как ясно видел в Аврааме богоугодного человека Авимелех первый. Но при этом сходстве между ними открывается и различие: Авимелех первый сам получает откровения от Бога, об Авимелехе втором этого не говорит писание. Он пришел к заключению о том, что Бог, с Исааком, из наблюдения факта житейских удач Исаака. Затем Авимелех второй боится греха не как нравственного преступления, но повидимому исключительно как такого дела, которое может повлечь за собою для него и его народа весьма тяжелые последствия. Для Авимелеха перваго Авраам был молитвенником, ходатаем пред Богом, и Авимелех говорил Аврааму: «вот, земля моя пред тобою; живи где тебе угодно» ( Быт. 20, 19 ); Авимелех второй говорит Исааку: «удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас» (26, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Мы, православные христиане, совершая свой жизненный исход из состояния чад гнева в состояние чад Божиих, должны избавляться от любых суеверий. Самое страшное суеверие, которое бытует в православной среде, это когда диаволу приписывают свойство Бога! Когда некоторые считают, что взаимоотношения между диаволом и Богом – это как перетягивание каната. Это – неправда! Это – страшное заблуждение! Диавол боится Бога! И если православный христианин напуган какой-то бабушкой, которая что-то шепнула, дедушкой, который дунул-плюнул, кошкой черной, которая перебежала дорогу – это те же самые: «терафимы» и идолы-божки, которые напиханы в наше сознание. Кто-то иголочку нашел, аккуратно воткнутую в косяк, и он весь в панике! Любая форма суеверия – это мерзость в глазах Бога. И хотя мне не хотелось бы соглашаться со Златоустом, который как раз обвиняет Рахиль в суеверии, я пытался в этой беседе всячески оправдать ее, эту Рахиль, которая была матерью Иосифа Прекрасного, но не надо забывать и того, что она же – и мать того самого Дана, из колена которого произойдет последний враг рода человеческого – антихрист, во дни которого язычество и оккультизм достигнут своего апогея. Итак, исход совершен, но не все осталось позади. Остались проблемы, и они еще проявятся в жизни этой удивительной семьи, семьи Иакова. И если мы будем живы, и Господь позволит, мы продолжим эту беседу в следующий раз. И самое последнее. Давайте прочитаем, как происходило расставание Лавана со своими внуками и дочерьми. « И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака » ( Быт. 31, 51–53 ). Что это за страшная такая клятва? Если Лаван клянется Богом Авраама и Богом Нахора, то Иаков клянется «страхом отца своего Исаака». Что же это за страх Исаака, которым надо клясться? Когда Авраам на горе Мориа приносил в жертву своего сына Исаака, он связал его веревками, он положил его на дрова, он приготовил огонь, он занес каменный нож над Исааком…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

иудеев. Все ведь они бесстыдные псы, не могущие лаять ( Ис. 56:10 ). Бесстыдно это племя, – бесстыдно не по природе, а по нраву, потому что бесстыдство коренится не в низости происхождения, а в характере. Итак, обвиняет эту сторону, или лучше сказать – их первых вразумляет, как более бесстыдных, – их, которых Исайя находил столь бесстыдными, что сказал о доме Израилевом: «в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный» ( Ис. 48:4 ). Осуждает божественный апостол прежде всего сторону бесстыдную, т.е. иудеев, и так как они ссылались на древность своего происхождения – от Авраама, Исаака и Иакова, то он и показывает им, что ценится не происхождение, но нрав. Начиная свою речь об этом, он говорил: «не все те Израильтяне, которые от Израиля» ( Римл. 9:6 ). Ты, указывая на происхождение, не обращаешь внимания на нравы: «не все те Израильтяне, которые от Израиля, – это прямо против иудеев, – ...не все дети Авраама, которые от семени его», потому что написано: «в Исааке наречется тебе семя» ( Рим. 9:6–7 ). Если благочестие ставить в зависимость от происхождения, то ничто не препятствует Измаила предпочитать Исааку, потому что он был сын Авраама и притом сын старший. Итак, «ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя». И в объяснение прибавляет, что «не плотские дети считаются по вере, но дети обетования признаются за семя» ( Рим. 9:8 ). Но так как он ожидает, что иудей восстанет против этих слов и – в довершение своего бесстыдства по отношению к божественной проповеди скажет, что Измаил отвергнут потому, что он был сыном рабыни, а Исааку оказано предпочтение в силу его происхождения от свободной, то он оставляет наконец пример Измаила и продолжает: и не только Исаак предпочтен был Измаилу, " но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего» ( Рим. 9:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мелхиседек был звездой, сиявшей в мире языческом и представителем новозаветной веры в нем 231 . 7. Рождение Исаака и Измаила от Авраама и их судьба и рождение Иакова и Исава от Исаака, по новозаветному толкованию Написано, учит св. апостол Павел: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной ( Быт. 16:15; 21:3 ). Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот – по обетованию. В этом есть иносказание и пр. ( Гал. 4:22  и дал.). Ту же основную мысль еще яснее и шире тот же св. апостол высказывает и развивает в своем послании к Римлянам, где между прочим говорит: «не все те Израильтяне, которые от Израиля. И не все дети Авраама, которые от семени его. Но сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быт. 21:10 ). То есть не плотские дети суть дети Божии: но дети обетования признаются за семя ( Рим. 2:6–8 ). Прежде всего, – это толкование ветхозаветного понятия о семени Авраама ведется апостолом по поводу и в виду кажущейся несообразности, – противоречия между Божественным избранием ветхозаветного Израиля в особый народ и новозаветным отвержением его в массе. Это отвержение для апостола было уже совершившимся событием ( Рим. 9:1  и дал. и др.), но при самой жизни Спасителя и в устах Его оно было еще только приближающимся к совершению событием (срав. Мф. 23:24 ; Иоан. 8 и др.), которому нужно было еще завершение в величайшем преступлении – убийстве Мессии – праведника ( Иоан. 8 срав. замеч. слова самих иудеев при кресте из Псл. 21 в Мф. 27:43) 232 апостол теперь и развивает в связи с мыслью о предопределении великую историческую и вместе типологическую идею Ветхого Завета, предоткрытую уже в толковании Господа и Его предтечи, – идею о семени спасения и семени погибели, идею самого же Ветхого Завета, проникающую всю историю последнего, начиная с истории Каина и Авеля 233 . Апостол развивает эту мысль на детях Авраамовых и Исааковых ( Рим. 9:6–13 , сн. Гал. 4:22–31 ), из которых Исаак и Иаков являются представителями и типами семени спасения, благословения, а Измаил и Исав – семени погибели и проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Я благословлю благословящих тебя, а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12:3 )... Авраму (который был уже переименован Авраамом), в богоявлении у дуба Мамврийского сказано было: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (18:18/Ср. Пс. 71 /72/, 17) в применении к мессианскому царю: «благословятся в нем (племена)». И после жертвоприношения Авраама, которое совершено было над овном, вместо Исаака, Господь еще раз говорит Аврааму: «благословятся в семени твоем все народы земные за то, что ты послушался гласа Моего» (22:18). И еще раз то же благословение, уже после смерти Авраама дано было Исааку: «умножу потомство твое как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (28:14//Ср. Деян. 3:25 ). Что означает это благословение всех племен земных в лице Авраама, Исаака и Иакова? Оно может быть понято, конечно, прежде всего в прямом смысле генеалогии Христовой: во Христе, который произойдет от праотцев избранного народа, благословятся входящие в Христову церковь , в которой нет эллина и иудея, но призываются все народы. Это относится к грядущей Христовой церкви, пророчески предусматриваемой из глубины Ветхого Завета патриархами. Однако это будущее основывается и на прошлом, имеет для себя основание в самом сотворении человеческого рода в лице Адама, как земного родоначальника, начинающего собой земное родословие Христово. Иными словами, не умаляя значения избранного народа, как приуготовленного явить земных предков Спасителя, мы должны расширить человеческое родство Спасителя, включив в него весь человеческий род, который призывается, если не непосредственно в предках, то, по крайней мере, в потомках, к включению в человечество Христово. Это приводит нас к мысли, что Ветхозаветная церковь вмещает в себя не только избранный народ, связанный установлением обрезания, жертв и закона, но в известном смысле и весь человеческий род (по слову церковной песни: «языческую неплодящую церковь »).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

3Езд.6:7 Тогда я отвечал: какое разделение времен, и когда будет конец первого и начало последнего? 3Езд.6:8 От Авраама даже до Исаака, когда родились от него Иаков и Исав, рука Иакова держала от начала пяту Исава. 3Езд.6:9 Конец сего века – Исав, а начало следующего – Иаков. 3Езд.6:10 Рука человека – начало его, а конец – пята его. О другом, Ездра, не спрашивай Меня. 7–10. Проводимая здесь граница между нынешним и будущим веком отличается наполовину загадочным характером, только слегка приподнимающим покров тайны над последними днями мира (ср. Гaл IV:21–31 ). Он значительно смягчен в латинском переводе и еще более в печатном тексте Вульгаты. Речь Ангела о разделении времен в неприкосновенном виде сохранена в сирском тексте: «От Авраама до потомства Авраамова (ab Abraham usque ad generatorionem Abrahami), ибо от него родился Иаков и Исав, и рука Иакова в начале держала пяту Исава. Пята первого века Исав, а рука второго Иаков, ибо начало человека его рука, а конец человека его пята. Между пятою и рукою не ищи чего-либо другого, Ездра!» (Ср. эф., ар. 1, 2). Арабский перевод объясняет, почему настоящий и будущий век сопоставляются с пятою и рукою человека: «И вот пята и рука связаны между собою». В латинском переводе символы пяты и руки истолкованы, вследствие чего получилась мысль, что Исав будет концом настоящего века, а Иаков началом будущего. Задачей автора было показать, что между настоящим и грядущим веком не будет никакого промежутка: за первым тотчас последует второй. Для этого он пользуется тремя сравнениями. Первым из них автор, по мнению Фолькмара (41), хочет сказать, что образ конца начертан в первоначальной истории избранного народа. Там нет перерыва в смене поколений одного другим. За Авраамом следует его потомок, за ним Исав и Иаков и т. д. Кабиш (43–50) объясняет сравнение еще проще: переход от настоящего века к будущему произойдет точно так же, как происходит появление каждого нового поколения в избранном народе, без участия иноплеменной крови. Цеклер (454) понимает сравнение применительно к дальнейшим словам в том смысле, что будущий век будет следовать непосредственно за настоящим, подобно тому, как два внука Авраама родились у Исаака еще при жизни деда.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Без веры и надежды невозможно противостоять миру. Ты протягиваешь к нему свои телесные руки, и он хватает за них и тащит тебя в свой водоворот. А кто верой и надеждой держится за Бога, тот побеждает мир; тот зачастую выживает вопреки полной невозможности выжить. О помиловании и ожесточении Пятница Мф. 10:32–36:11:1 Рим. 9:6–19 Однажды Господь сказал ученикам: «не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». А между, тем Апостолы в Рождество Христово пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир», – и Сам Господь приветствовал учеников словами: «мир вам»… Но все «противоречия» Священного Писания только от нашего нежелания думать. Да, Господь принес мир. Но Он знает, что Он пришел к свободным существам, и Он знает, что одни примут Его; другие не примут, и воздвигнут гонения на христиан, так что мир Христов обернется для них мечем. Апостол Павел сегодня тоже рассуждает об одном видимом противоречии. Еврейскому народу в лице его родоначальников Авраама, Исаака и Иакова были даны и «усыновление, и слава, и заветы, и законоположения, и богослужение», – а этот народ в подавляющем большинстве ожесточился и отпал от Бога. «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось», – говорит Апостол, и тут же поясняет, что «не плотские дети суть дети Божии». Вообще большинство наших недоумений лишь оттого, что мы принимаем всерьез только плоть. А между тем все происходящее по плоти при всей своей очевидности и осязаемости лишь тогда становится реальным и действительным, когда получает Божье одобрение и Божье благословение. Так и с самого сотворения мира: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма», то есть благословил все, что Им же было создано. И только с этого момента «и был вечер, и было утро», и потекло время, и началась жизнь ( Быт. 1 ). И сегодня Апостол напоминает, что у Авраама прежде Исаака родился сын Измаил; что у Иакова – Израиля был брат близнец Исав, который первым увидел свет. Но Бог сказал Аврааму: «В Исааке наречется тебе семя», и о близнецах сказал: «Больший будет в порабощении у меньшего». Таким образом, не плотское рождение определило судьбу, а Божье благословение, и старшие по плоти остались в стороне, а младшие получили достоинство истинных детей и наследников. Об этих двух случаях нам открыто в Писании, но можно ли сомневаться, что и на всякое вообще плотское рождение Бог невидимо ставит ту или иную духовную печать, и когда приходит время, то вдруг оказывается, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010