«Бог», говорит св. Григорий Нисский , «сведый вся прежде бытия их» ( Дан. 13:42 ), предвидя, что злоба диавола будет распространяться с каждым поколением людей, приготовляет приличного и соответствующего болезни каждого поколения врача, чтобы не осталась без врачевания болезнь людей от недостатка врачующих и не овладела родом человеческим. Посему когда превозмогла философия халдеев, полагавших причину сущего в известном движении звезд, и не признававших высшей видимой Силы, все создавшей, тогда Бог воздвигает Авраама, который, пользуясь сим учением, как руководством, чрез видимое обрел Умопостигаемого, и для потомков сделался путем веры в сущего Бога, сам достигнув ее через оставление отеческого заблуждения и сродства чувств с видимой тварью 54 . Св. отцы считают Авраама, Исаака и Иакова учителями веры и благочестия для язычников всех стран, где только патриархам этим приходилось быть 55 . Ханаан с разнообразными видами язычников его населявших и Египет, славившийся своим нечестием, были ареною деятельности патриархов. Назначением учительства объясняется странное на первый взгляд обстоятельство, что, как будто, избранное семя изолируется от нечестивых халдеев, а на самом деле попадает в еще более нечестивую среду язычников Египта и Ханаана, в каковой среде протекла жизнь всех трех патриархов. По рассказу Бытописателя, призвание Авраама произошло уже в Харране, куда переселился Фарра из Ура Халдейского. «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова внука своего, и Сару невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но дошедши до Харрана, они остановились там» (Быт, 11:31). В перечислении лиц, вышедших с Фаррой из Ура Халдейского, Бытописатель совсем не упоминает о Нахоре и его семействе. Между тем из последующих повествований книги Бытия (24:10) видно, что и Нахор со своим семейством поселился в Месопотамии, в городе Нахоре. Недоразумение это решается в отеческой литературе следующим образом. По мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда я говорю о Боге, то, как и выше, я говорю об Отце, и Сыне, и Святом Духе в едином существе; ибо здесь были произнесены такие слова: «Вот люди говорят одним языком и едиными устами и могут сделать все, что захотят, спустимся и разделим их». Кто бы это мог говорить, как не Троица? И затем, когда люди вновь умножились и подчинились врагу и Бог еще более на них прогневался и отступил от них, дьявол поработил их и по своей воле стал вести все человечество. И отсюда пошли мучители, и властители, и цари, как первый Неврод, который начал строить столп, когда и произошло разделение языков. Неврод начал царствовать в Вавилоне, затем Мисрем в Египте, и в Ассирии Вил крепкорукий, он же Крон, и Бел, и Бол, и Белус, и Белье, и Вабал, и Вельефегор, и Вельсавух, и Вельсавав, и Астарта, затем Ниние и Фор, он же Арес, и повсюду возникли многоразличные царства и каждое царство отдельно. Так возникло среди людей неблагочестивое царствование, то, о котором Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: «Высокое для людей – мерзость для Бога». И так увидел Бог, что погибает род человеческий, и умилосердился над ним, и создал праведника Авраама, того Авраама, который познал истинного Бога, и которого Бог возлюбил. И ради этого Бог склонился на милосердие к человечеству и благословил Авраама, и указал ему его обязанности, и даровал ему наследника – Исаака и Исааку Иакова, он же Израиль. И так обещал Бог Аврааму: «Сделаю тебя прародителем многих народов, и цари от тебя произойдут». И те, которые произошли от рода Авраама, Исаака и Иакова, стали называться людьми, а прочие – язычниками, ибо говорит великий пророк Моисей: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божиих; и стал Иаков уделом Господним, Израиль – достоянием его». И в то время, когда Бог пас народ израильский и извел его из Египта своей рукою крепкою и мышцею высокою – проводником Моисеем и Иисусом Навином, и поместил их в обетованной земле (было в то время много государств, и некоторые из них израильтяне истребили) и так он сохранял еврейский народ и давал ему судей и правителей, и сам руководил ими до самого времени пророка Самуила, но израильтяне из-за того, что после преступления Адама все человечество было охвачено прельщением и порабощено врагу, часто преступали Божьи заповеди, прельщаясь делами беззаконных язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вовремя сна Иаков сподобился увидеть «Лествицу», утвержденную на земле и касавшуюся вершиной неба; множество ангелов восходили и нисходили по ней. «Господь же утверждашеся на ней и рече. Аз есмь Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака, не бойся " ( Быт. 28:12–13 ). «Усматривай здесь дивное попечение человеколюбца Бога. Он видел, что Иаков, по совету матери, страшась брата, предпринял это странствование, и совершает путь, как какой-нибудь скиталец, не имея ни откуда никакого утешения, но во всем полагается на помощь свыше; и вот тотчас, в самом начале пути, Бог, желая укрепить доброе расположение его духа, является ему и говорит: «Аз есмь Боге Авраама, отца твоего, и Бог Исаака». Я сделал то, что и праотец, и отец твой столь великой достигли славы; а потому «не бойся», но веруй, что Я, исполняя данные им обетования, удостою и тебя Моего промышления. И так, не бойся, но уповай, и, отложив всякий страх, веруй тому, что Я говорю тебе: «земля, на ней же ты спиши, тебе дам ю и семени твоему, и будет семя твое, яко песок морский» ( Быт. 28:13–14 ). Не думай, что, если ты теперь идешь в чужую страну, то лишишься той земли, где ты родился, где воспитан и возрос. «Тебе дам ю и семени твоему», которое умножу, «яко песок морский, и распространится на море, и Ливу, и север, и на востоки (т. е. распространится повсюду), и благословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем» (–ст. 14–15). Бог предрекает ему все, что будет впоследствии, спустя долгое время. Так обыкновенно Господь всяческих творит в отношении к каждому праведнику: дает обетования, но не тотчас приводит их в исполнение, а сперва испытывает послушание и долготерпение праведников, и потом уже обещанное исполняет с великою щедростью. Иакову Бог обещал еще только имеющее после этого случиться, тогда как праведник имел нужду в утешении не на будущее время, а именно в тогдашнем его положении: но посмотри, как благий Владыка, вместе с обетованием будущего, обнадеживал его и в настоящем его состоянии, тем самым, что теперь ему возвещает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же св. угодники так заботились и любили ближних, когда жили еще на земле и имели свои нужды и недостатки, то что же мешает им заботиться, помогать и молиться за нас там, где нет ни печали, ни воздыханий! Если мы, далее, почитаем земных наших благодетелей, то не тем ли более мы должны почитать св. небожителей, этих великих наших благодетелей? Да, почитание святых вполне сообразно с нашею природою и необходимо требуется ею: если мы прославляем героев за подвиги их, совершенные в той или другой области жизни, то не естественно ли нам прославлять также и святых, совершивших величайшие подвиги в области нравственной жизни? Итак, с точки зрения св. Писания и начал разума не подлежит сомнению, что должно почитать святых. Священное Писание представляет нам прямые и ясные свидетельства о том, что св. угодники, по отшествии от земной жизни, предстательствуют за нас пред престолом Вседержителя, не престают молиться за оставшихся на земле, что эти молитвы действенны пред Богом, т. е. угодны Ему и спасительны для человека. Так, еще в Ветхом Завете некогда Сам Бог говорил пророку Иеремии относительно народа еврейского: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер. 15:1 ). Этими словами Сам Господь показал, что Моисей и Самуил, давно уже умершие тогда, могли, значит, ходатайствовать пред ним за иудеев. Во 2-й же Маккавейской книге приводится и случай такого ходатайства или предстательства пред Богом праведника за грешников. Иуда Маккавей, пред вступлением в битву с Никанором, видел в откровении первосвященника Онию и пророка Иеремию умерших, молящихся за народ израильский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Об Иеремии же Ония сказал Иуде: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия пророк Божий» ( 2Мак.15:12–16 ). Верование в ходатайство пред Богом, и по отшествии их на небо, выражается также и в молитвах ветхозаветной Церкви. Почти каждая молитва древней еврейской Церкви начиналась, сопровождалась и оканчивалась именами праотцов Авраама, Исаака и Иакова. Одушевленный такой верою, пророк Давид, например, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиль, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), очевидно, прося Господа услышать его молитву ради ходатайства этих угодивших Ему праведников. Точно также и пророк Даниил молил Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» ( Дан. 3:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, если молитвенное предстательство Ангелов за людей есть несомненная истина, то тем менее оснований сомневаться в предстательстве святых угодников Божьих, от земли перешедших в мир загробный и сподобившихся равноангельского ( Лук.20:36 ) общения с Богом. Они были подобострастны нам, понесли на себе все немощи естества нашего, знают нужды наши и потому с тем большей готовностью могут ходатайствовать о нас пред Богом. Если приточный богач, сам отверженный Богом, молит однако о спасении своих земных братий ( Лук.16:27–28 ), то не в гораздо ли большей степени это попечение о спасении ближних должно быть присуще святым, при их чистейшей любви к присным по вере и при их ревности о славе имени Божия? Так, действительно, веровала Церковь во все времена и не переставала обращаться с молитвой к отшедшим святым в том убеждении, что по своей любви к людям они всегда готовы услышать их молитву, а по своей близости и угодности Богу сильны ходатайствовать пред Ним. В ветхом завете было слишком употребительно молитвенное обращение к Богу именем праотцов – Авраама, Исаака, Иакова и др. Так, Моисей молится за народ свой, взывая к Богу: «отврати пламенный гнев Твой… вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих… И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» ( Исх.32:12–14 ). Три отрока в пещи вавилонской молят Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего ( Дан. 3:35 ). Сам Господь, ниспосылая различные благодеяния Свои потомкам святых патриархов, не раз свидетельствует, что делает это ради благоугодивших Ему праотцов (см. напр. 3Цар.11:34–36 ; 3Цар.15:4–5 ; 4Цар.20:6 и др.). Что значит это «ради», как не особое благоволение Божие к праведникам, коих посредство и ходатайство сильно низвести милость Божию и на таких их ближних, которые сами не заслуживали бы того? Есть, впрочем, мера человеческой греховности, далее которой и предстательства святых не могут иметь силы. Чрез пророка Иеремию говорит Господь, прогневанный преступлениями народа Своего: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Итак, если молитвенное предстательство Ангелов за людей есть несомненная истина, то тем менее оснований сомневаться в таком предстательстве святых угодников Божиих, от земли перешедших в мир загробный и сподобившихся равноангельского ( Лк.20:36 ) общения с Богом. Они были подобострастны нам, понесли на себе все немощи естества нашего, знают нужды наши, и потому с тем большею готовностью могут ходатайствовать о нас пред Богом. Если приточный богач, сам отверженный Богом, молит однако о спасении своих земных братий ( Лк.16:27–28 ), то не в гораздо ли большей степени это попечение о спасении ближних должно быть присуще святым, при их чистейшей любви —310— к присным по вере и при их ревности о славе имени Божия? Так, действительно, веровала Церковь во все времена и не переставала обращаться с молитвою к отшедшим святым в том убеждении, что по своей любви к людям они всегда готовы услышать их молитву, а по своей близости и угодности Богу сильны ходатайствовать пред Ним. В ветхом завете было слишком употребительно молитвенное обращение к Богу именем праотцов – Авраама, Исаака, Иакова и др. Так, Моисей молится за народ свой, взывая к Богу: «отврати пламенный гнев Твой.... вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих.... И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» ( Исх.32:12–14 ). Три отрока в пещи вавилонской молят Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» ( Дан.3:35 ). Сам Господь, ниспосылая различные благодеяния Свои потомкам святых патриархов, не раз свидетельствует, что делает это ради благоугодивших Ему праотцов (см. напр. 3Цар.11:34:36; 15:4–5 ; 4Цар.20:6 и др.). Что значит это «ради», как не особое благоволение Божие к праведникам, коих посредство и ходатайство сильно низвести милость Божию и на таких их ближних, которые сами не заслуживали бы того? Есть впрочем мера человеческой греховности, далее которой и предстательства святых не могут иметь силы. Чрез пророка Иеремию говорит Господь, прогневанный преступлениями народа Своего: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) Авраам согрешил; 2) Авраам поступил праведно; 3) Авраам согрешил, но грех этот извинительный. Слова святителя Филарета «он не предал судьбы своей просто в руки Божии, а хотел привести себя в безопасность собственным искусством и хитростью» — это достаточно тяжкое обвинение праведника, тем более если принять во внимание то, что как раз безусловная вера Авраама Богу и была вменена ему в праведность. Можно было бы возразить, что данное «вменение праведности» Аврааму Богом произошло уже после того случая, как Авраам отдал Сару в гарем египетскому фараону. Но мы знаем, что подобный случай снова повторился через несколько лет, уже перед рождением Исаака. Тогда Авраам отдал жену в сожительство царю Авемилеху, чтобы спасти собственную жизнь (Быт. 20:2). Это случай, в отличие от египетской истории, произошел уже после того как в Писании сказано: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Нужно признать, что данный поступок был совершен не возрастающим в праведности грешником, а именно праведным с точки зрения Писания человеком. Подтверждением этому может служить тот факт, что Господь не только ни разу не упрекнул Авраама в грехе, но несколько раз благословлял его. «И Авраму хорошо было ради ее (Сары); и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды» (Быт. 12:16). «И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его» (Быт. 20:14). При этом Господь в обоих случаях наказывал царей и их народы за еще даже не совершенный ими «грех по неведению» в отношении жены Авраама (см. Быт. 12:17; 20:3). Необходимо понять, почему аморальные с точки зрения современного человека действия Авраама оказались праведными пред Богом. Однажды Спаситель сказал иудеям, которые уповали на свое плотское родство с Авраамом: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Иоан. 8:39). Заметим, что Господь не говорит «праведные» дела Авраамовы. Подобное уточнение было необходимо сделать, если бы Авраам, наряду с праведными делами, совершал поступки, не достойные подражания. Здесь необходимо вспомнить слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Возможно, кто-то возразит и скажет, что Синайский закон появится лишь через несколько столетий и к Аврааму не имеет никакого отношения. Но современный христианин, живущий в эпоху Нового Завета, строго говоря, тоже не имеет отношения к иудейскому закону, и, тем не менее, принцип духовного совершенства, описанный ап. Иаковом или ап. Павлом (см. Гал. 5:3), относится и к нам. Если христианин нарушит одну из заповедей блаженства, неужели он сможет исполнить Закон Христов? Подобным образом мы относимся, например, и к понятию «смертный грех». Все из нас согласятся с тем, что впадая лишь в один из них, человек уже лишает себя всего духовного наследия.

http://bogoslov.ru/article/6171749

Как совершился религиозный переворот в душе патриарха, остается для нас тайной. Рационалисты пытались объяснить веру Авраама в единого Бога природной склонностью семитов к монотеизму. Но факты истории опровергают эту гипотезу. У всех семитических народов: вавилонян, финикийцев, хананеев, ассирийцев: доисламских арабов, — мы находим ярко выраженное многобожие. Библия говорит о призвании Авраама как об особом действии Божественного Промысла. Истоки библейской веры не в человеке, а в воле Божией. «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (12,1-3). Иными словами, история ветхозаветной Церкви начинается с призыва к исходу , призыва, который повторится во дни Моисея и в конце вавилонского плена. Авраам внемлет небесному голосу и смело отправляется в путь, в чужую ему страну, не колеблясь и ни о чем не спрашивая. Лишь в Ханаане, где Бог уже не только «говорит», а является Аврааму в видении, патриарх спрашивает: как может совершиться обещанное, раз он бездетен. Но Бог еще раз подтверждает обетование. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15,6). 3. Личность Авраама. Народных героев в легендах обычно изображают в идеализированном виде. Библия, напротив, рисует Авраама реалистично, со всеми его слабостями. Он не сверхчеловек. На первый взгляд, он — обычный сын своего времени. Ему не чужды сомнения и уныние (15,2), порой он проявляет малодушие (12,10-20, 20,1-8), не может воспротивиться злым настояниям жены (16,1-6). Однако тем рельефней выступают на фоне этих слабостей человеческие достоинства Авраама. Он дружелюбен и стремится избегать ссор (13,8-10), но, если нужно, готов с оружием в руках защитить сродника (14). Гостеприимство для него — священный закон (18,1-8, ср. Мф 25,35) Он не желает породняться с распутными и нечестивыми хананеями и посылает за невестой для сына в родной Арам (24). Как пророк (20,7) он отвергает их мерзости. Недаром великий борец против ханаанских Ваалов Илия будет взывать к «Богу Авраама, Исаака и Иакова» (3 Цар 18,36). Тем не менее Авраам не испытывает никакой вражды к жителям Ханаана и охотно заключает с ними союзы (21,22-34). Более того, он даже молит Бога, вступаясь за грешных содомлян (18,22-33) и за Авимелеха Гегарского (20,7,17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Кроме этого Бог обещает сделать великим его имя. То есть само оно будет прославлено через соединение его носителя с Всевышним. Для восточного человека величие имени означает также и славу его потомства. И, конечно, мало кто из людей может сравниться с тем величием, которое получило потомство Авраама. По плоти от Него происходят евреи и многие арабы, идумеи и спартанцы, а также ряд народов северной Сирии. Еще больше возвеличивает это имя то, что все христиане являются детьми Авраама по вере. Так что, когда мы молимся Богу, то мы искренне говорим Ему: «Боже отцов наших, Авраама, Исаака, Иакова», ибо все эти патриархи – наши духовные предки. Но величайшую славу имени Авраама дал Господь наш, ставший по плоти сыном Авраама ( Мф. 1, 1 ). Естественным следствием союза между Богом и Авраамом становится то, что у обоих Сторон Завета становятся общими враги и друзья. Как прекрасно говорит свт. Филарет, Бог «хочет быть для него не только милосердным Владыкой, но и неизменным союзником… не благословляющие или злословящие Аврама суть неверующие: следовательно, те, которые сами себя отчуждают от благословения предлагаемого вере, и остаются таким образом по необходимости под проклятием». И, наконец, величайшим обещанием Бога является пророчество: «И благословятся в тебе все племена земные». Здесь Всемилостивый прямо предсказывает, что из потомства Авраама родится Тот, Кто истребит всемирное проклятие Адамово ( Гал. 3, 14–16 ). Таким образом, с самого начала Бог показывает, что Завет с Авраамом никак не может быть основой национализма, ибо он предназначен не для маленького племени, а для восстановления всего человечества. «И пошел Авраам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Авраам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Авраам с собою Сарру, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Авраам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Поэтому он берёт нож, поднимает нож — и его останавливают, потому что Авраам показал свою веру. Вот ещё один пример. Если мы называем себя верующими, то мы не можем не показывать свою веру. Как мы показываем свою веру — слушая слова Христа. На этом, пожалуй, можно было бы сегодня и завершить. Я с удовольствием послушаю ваши вопросы. Я читал про Иова — он был племянник Авраама? Да. Давайте это место найдём. Есть дополнение к Книге Иова, оно неканоническое дополнение, но оно есть, и там оно звучит так: Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь. О нем толкуется в Сирской книге, что жил он в земле Авситидийской на пределах Идумеи и Аравии: прежде же было имя ему Иовав. Взяв жену Аравитянку, родил сына, которому имя Еннон. Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама. Помните, Исав. У Авраама сын Исаак, у Исаака двое сыновей — Иаков и Исав. Исав охотник и волосатый был. То есть вы понимаете, что — да, он от Авраама. Но дело даже не в том, что он потомок Авраама, а в том, что он верующий. Евреи — это кровные потомки Авраама, но куда важнее не кровное родство, а духовное родство. Иов он мог быть родней мог, и не быть — главное, какой он был. Потому что, например, тот же Исав был, получается, внуком Абрама, но однако верой он не блистал. Поэтому Иакова Я возлюбил а Исава возненавидел ( Рим.9:13 ), то есть отверг. В Послании апостола Павла к Колосянам, 2я глава, последние стихи, там говорится о том, что (я не помню дословно), раньше говорилось «не дотрагивайся», «воздерживайся», ну и так далее, а сейчас после пришествия и воплощения Христа как бы вы уже как сыны оправданы, наследники уже — Ну, как я понял, возможно, я понял неправильно, поэтому хотелось бы услышать от Вас, что конкретно имелось в виду под словами, что «раньше было сказано: воздерживайся, не дотрагивайся», а сейчас это не такую силу имеет. Я нашел это место, сейчас я вам его зачитаю. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти ( Кол.2:20-23 ).

http://azbyka.ru/audio/avraam-otec-vsex-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010