3. Религия Иакова. Бог патриарха — это «Бог его отцов», Бог Авраама и Исаака. Он именуется также — Абир Иаков, то есть «Могучий (Защитник) Иакова» (49,24) и Пахад Ицхак (31,42), то есть «Страх Исаака», где «Страх» означает благоговейный трепет. Впрочем, слово «Пахад» можно переводить и как Сродник. Если принять это второе толкование, то оно означает, что Иаков видел в Боге Авраама Отца-Покровителя своего клана. Богопочитание у Сынов Израилевых в эпоху Иакова было таким же простым, как при Аврааме. Иаков приносил жертвы на импровизированных алтарях (35,1) и возливал елей на камни (28,18), как было принято у жителей Палестины (такие священные камни-массебы найдены во многих ханаанских городах). Все это сильно отличается от сложного централизованного культа поздних времен, но предание с полной достоверностью сохранило память о патриархальных обычаях. Иаков чаще, чем Авраам, задерживался на одном месте и порой даже успевал засевать участки земли и собирать урожай. Его становища находились у древних культовых центров Ханаана — Вефиля и Сихема. Впоследствии иудеи, чтобы стереть память о языческом прошлом этих мест, связывали их почитание с именами патриархов. Но в конце концов святилища там были уничтожены (4 Цар 23,15). Именно в Вефиле Иаков услышал во сне голос Божий, подтверждавший обетование: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся) землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и семени твоем все племена земные» (28,13-14). Рассказ о сновидении в Вефиле содержит две основные темы: первая — ступени таинственной лестницы , ведущей в небо . Она как бы противостоит Вавилону, имя которого (Бабили) означает «Врата божии». Воздвигая ступенчатую башню в центре города, язычники верили, что она будет местом схождения Мардука к своим почитателям. Но Бог Авраама указывает Иакову на иной «дом Божий» и «врата небесные» (28,17), которые соединяют Небо и землю . Эти незримые врата в св. земле знаменуют богочеловеческий смысл истории спасения. Земля, обещанная Аврааму, есть место совершения Домостроительства Божия. И как бы отзвуком видения Иакова звучат слова Христовы: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1,51). «Лествица Иаковля» в церковном сознании символизирует и Богоматерь, поэтому паремия о сне Иакова читается в Богородичные праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Далее сказано: И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22, 18). Здесь Господь как бы говорит: «Да, от твоего семени, точно, произойдет Мессия, Который принесет благословение всем народам, всем племенам, ибо через Него люди познают Заповедь Божию». И возвратился Авраам к отрокам своим (Быт. 22, 19). Они нисходят с этой горы, где, казалось бы, небо преклонилось и голос Бога был слышен. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии (Быт. 22, 19). – А от Вирсавии до горы Мориа день пути, очень близко, даже меньше, чем день. Но тогда он три дня шел, он боролся с теми помыслами-прилогами-бесами, которые одолевали его. И только когда он возвел очи, то есть молитвенно обратился к Богу, помощь пришла, Господь его укрепил, чтобы он выполнил волю Его. После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову; и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху (Быт. 22, 20–24). Почему здесь, сразу после такого трагического описания, идет вот эта информация? Исааку – 37 лет, Исааку пора жениться. Авраам это понимает. Конечно, это переживание на горе Мориа останется с Авраамом до конца его земных дней, и он спешит увидеть потомство Исаака, которого он чуть было не потерял. Сарра не перенесла этого переживания – она умирает. И тематически 22я глава связана с 23й, где сразу говорится о смерти Сарры, которая, скорее всего, просто не перенесла весть о том, что происходило на горе Мориа. Рейтинг: 9.7 Голосов: 741 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Максим 28 декабря 2017, 07:59 Спаси Бог! некто 27 декабря 2017, 03:35 Спасибо, очень глубоко и в тоже время, доходчиво. Образ послушания Авраама Богу и Исаака Богу, думаю, можно сопоставить с единством Любви. Единство Любви в Боге, от Бога и к Богу, делает Авраама и Исаака монолитом. Где уже совершено невозможно, определить,где,заканчивается послушание одного и начинается послушание другого.Они прообраз одного целого-Пресвятой Троицы.Бог не раз поочередно перечисляет имена праотцев:Я Бог Авраама, Исаака, Иакова. Бог воздвиг в них Святую веру и они произошли один из другого,но прежде всего,из Бога.И их Любовь имеет такую крепость, потому,что основание имеет одно-Бога.И их нежность и благоговение друг к другу приоткрывает для нас,предвечную непостижимость Бога.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Р. Ляйнвебер (1845–1921) Жертвоприношение Авраама.      Трудно предположить, что это совпадение… Итак, Книга Бытия сообщает нам, что по смерти Авраама Бог благословил Исаака, и Исаак жил при источнике, при колодце Беэр-лахай-рои. Потом перечисляются имена сыновей Измаила, и мы обратили внимание на то, что здесь впервые в Библии встречаются арабские имена. Таким образом, бытописатель Моисей подчеркивает, что Измаил, сын Авраама,– предок всех арабов. Арабы это знают и очень любят заострять на этом внимание, и, согласно их преданиям, как я вам уже говорил однажды, Авраам принес в жертву не Исаака, а Измаила, то есть они поменяли местами библейских персонажей, потому что каждому хочется быть поближе к такому праведному человеку, как Авраам. И вот мы читаем далее: Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их (Быт. 25, 16). Как и было предсказано праматери арабского народа, служанке Агарь, что великий народ произойдет от нее (Быт. 21, 18). Вот здесь говорится о 12 князьях, которые создают свои племена (родовые линии). И далее мы читаем: Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему (Быт. 25, 17). Сопоставляя с годами жизни Измаила годы жизни Иакова, мы узнаем, что Иаков провел 14 лет, уйдя из дома своего отца Исаака, предположительно, в доме Евера, в его пророческой школе, прежде чем пришел в дом Лавана. Ведь Измаил умрет, когда Иаков покинет отца, как и сказано: И пошел Исав к Измаилу (Быт. 28, 9). Об Евере мы поговорим и чуть ниже… Каждая фраза, цифра, слово чему-то научает и наставляет нас Ибо хотя хронология событий не всегда соблюдается в тексте, он точен в сути излагаемого. Важно осознавать, что каждая фраза, цифра, слово чему-то научает и наставляет нас. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Жизнь Измаила была сложной. Это был сын от Агари, он уклонялся от путей истины, но когда совершалось погребение Авраама, мы видим, что он признал первенство Исаака над собой, то есть пережил покаяние. И вот это выражение – и приложился к народу своему … А какой это народ? Его отец – Авраам, сам родоначальник еврейской нации. Но если бы было сказано: «приложился к отцу своему», как Господь наш Иисус Христос учит: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11), – так было бы понятней.

http://pravoslavie.ru/110922.html

Своего единственного сына Авраам с Саррой назвали Исааком. Нечего говорить, как они любили свое дитя, данное им Богом в их старости. И вот однажды, когда Исаак был уже отроком, Господь, желая испытать веру и любовь к Себе Авраама и его преданность воле Своей, сказал ему: «Возьми сына своего единственного, которого тыл любишь; пойди и принеси его в жертву всесожжения на одной из гор, о которой Я скажу тебе». И Авраам тотчас повиновался Богу. Он взял с собою слуг и все нужное для жертвоприношения, чтобы заколоть Исаака на жертвеннике и потом сжечь его. И пришли они к горе, которую указал Бог. На нее Авраам взошел один с Исааком. Дрова для жертвенника нес на себе Исаак, а в руках Авраама был огонь и нож. Он взял Исаака, положил на жертвенник и собирался уже заколоть, но Ангел удержал его руку, и он услышал голос с неба: «Не поднимай руки твоей на отрока. Я теперь знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего единственного для меня». Авраам оглянулся и увидел ягненка, запутавшегося в кустах рогами. Он взял его и принес Богу в жертву вместо сына. После этого Господь опять сказал Аврааму: «Так как ты не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я благословлю и умножу твое потомство, и благословятся в потомстве твоем все народы земные за то, что ты послушался Меня». Это было новое обещание Божие послать на землю Спасителя, который должен был родиться в потомстве Авраама. Авраам не пожалел для Бога в жертву своего единственного сына; не пожалел и Бог Своего единородного Сына в жертву за грехи людей. И как Исаак нес на себе дрова, орудие своей казни, на которых он должен был быть убит и сгореть, так и Спаситель Сам нес Свой крест, на котором был распят и умер. 10. Иаков-Израиль У Исаака и его жены Ревекки было два сына-близнеца –Исав и Иаков, получивший от Бога имя Израиль. Исаак, вместо Исава, благословил Иакова, как старшего, и от него пошел весь народ еврейский, или израильский. Однажды Иаков был в пути, отправляясь к брату своей матери, на дочери которого он впоследствии женился. Когда настала ночь, он положил под голову камень, заснул и увидел во сне лестницу, которая стояла на земле, касаясь своим верхом неба. A по этой лестнице сходили с неба и восходили на небо ангелы, и на верху ее стоял Сам Господь. Он сказал Иакову: «Я Господь, Бог Авраама и Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок морской, и в Семени твоем благословятся все племена земные». Эти слова о Семени, т. е. Потомке, через Которого придет благословение Божие всем народам, были опять обещанием о Спасителе. А лестница, которую видел Иаков соединявшей небо с землей, заранее таинственно изображала, Пресвятую Деву Марию, через Которую Господь, Сын Божий, сошел на землю. 11. Иосиф

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Расчёт событий жизни Иакова, сделанный доктором богословия Кенникоттом Лета жизни Иакова Рождение Иакова и Исава Первая седмица работы Иаков идёт в Падан-Арам, Исааку 117 лет Вторая седмица работы Рождение Рувима, Симеона, Левия и Иуды от Лии Рождение Дана и Неффалима от Валлы Окончание четырнадцати лет работы за жён Двадцать лет жития у Лавана Начало 20 лет жизни у Лавана, упомянутых в Быт. 31:38 Рождение Гада и Асира от Зельфы Рождение Иссахара и Завулона от Лии Рождение Дины Окончание 20 лет жития у Лавана не работником, а пособником, с собственным хозяйством Рождение Иосифа Шесть лет работы за скот После неизвестных нам семейных происшествий бегство из Падан-Арама, примирение с Исавом Рождение Вениамина, смерть Рахили Иосиф 30 лет от роду управляет Египтом Этот расчёт, прибавляёт Английская Библия, устранит ещё другие возникающие затруднения по жизни Иуды и сыновей его Онана и Ира, потому что, если принять обыкновенный расчёт пребывание в Харране Иакова лишь 20 лет, то Иуда и впоследствии дети его должны были жениться необычайно рано. Быт. 31 Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера. Бог Авраама и страх Исаака – комментаторы полагают, что здесь намёк на различное нравственное развитие Авраама и Исаака. Первый с непоколебимою верою и теплою любовию к Богу стоял к Иегове в более близких отношениях, чем кроткий боязливый Исаак, которого главное чувство было трепет перед Иеговой. Митрополит Филарет изъясняет это ещё тем, что Исаак находился ещё в мире и «соделывал своё спасение со страхом и трепетом» ( Флп. 2:12 ). Быт. 31:43 И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери – мои дочери; дети – мои дети; скот – мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими? Быт. 31:44 Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. [При сем Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мною и тобою.]

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Здесь, конечно, наблюдалась Иаковом будущность его потомков: их восхождение, и падение, и вновь восхождение. Он видел и ангелов целых народов, как высоко они поднимались и как потом низко падали. Поэтому вот эта лестница от земли до неба имеет для нас больше символическое значение. И мы читаем далее: « И вот, Господь стоит на ней, и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему » ( Быт. 28:13 ). Обычно, когда Господь является символически в пророческих видениях, Он восседает на троне – это и Апокалипсис ( Откр. 20:11 ), и великие пророки ( Иез. 43:7 ; Дан. 7:9 ). А что означает Бог, который встает на этой лестнице судьбы? Господь, тут прочитали мы, который «стоит на ней» ( Быт. 28:13 ) – это означает решение, которое вынесено. Это означает решение, которое провозглашено. Почему? Потому что на Востоке, когда проходило любое судебное разбирательство, все сидели. Но когда выносилось решение, то судья, который выносил приговор, вставал обязательно и объявлял приговор стоя. Так как Моисей писал для людей своего времени, он использует, по вдохновению от Духа Святаго, вот такой распознаваемый образ. То есть Бог уже не переменит ничего! Исав будет оставаться злодеем, а Иаков – патриархом Божьим! Но здесь возникает другой вопрос: «И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» ( Быт. 28:13 ). Как это – «Авраама, отца твоего» ( Быт. 28:13 )? У Иакова отец был Исаак, а почему здесь сказано: «Авраама, отца твоего» ( Быт. 28:13 )? И только потом про Исаака говорится… Иаков был духовным воспитанником Авраама! Авраам воспитывал их, Иакова и Исава до пятнадцатилетнего возраста, не забывайте об этом! Для меня есть великое утешение в том, что Иаков называется «сыном Авраама». Почему? Те люди, которые дали обет безбрачия или монашествующие, иногда чувствуют внутреннее беспокойство: «Нет детей!» Я читал записки одного священника, он отвечает другому, молодому еще отцу, такими словами: «Ты говоришь, что нет детей, и это проблема? Почему: «нет детей»? Все дети – твои дети! Тебя же называют «отцом»! И будь для них, настоящим отцом!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Быт. 27:46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; См. Быт. 26:34–35 . если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? Ревекка, из любви к старцу Исааку утаивая важнейшую причину предполагаемого путешествия Иакова, с женскою тонкостью наводит его на мысль о необходимости для Иакова идти в страну, где живут родственные им семиты, для избрания там жены себе, подобно тому, как Исаак получил жену свою из дома Нахорова. Заметим между прочим, что во всём повествовании о жизни Исаака и Ревекки не видно, чтобы Исаак имел какую-либо наложницу, и заметно, что мысль и воля Ревекки были законом в доме Исаака. Глава XXVIII. Исаак благословляет Иакова и посылает его в Месопотамию; Исав женится на дочери Измаила; видение Иаковом лестницы; камень Вефиль; обет Иакова Быт. 28:1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; Благословение Исаака прямо уже относится к тому, кто наследует обетования, данные Аврааму; ср. Быт. 28:4 ; он уже не возвращается к прошедшему; он видит в Иакове избранника Божия. Быт. 28:2 встань, пойди в Месопотамию, И митрополит Филарет, и Английская Библия, и Остервальд переводят Падан-Аран. Мы особенно указываем на это ясное определение Фаррана здесь, между тем как в в главе XXIV Падан-Арам не назван, а рабу Авраама указано идти «в его (Авраама) родину» ( Быт. 24:4 ). Месопотамией обозначалось всё междуречье от гор Масия до устьев Тигра и Евфрата; Падан-Аран был особый округ междуречья между горами и Евфратом вокруг нынешней Урфы, и имя Харрана до сих пор хорошо известно в хорошо обработанной местности между Кабуром и Евфратом. в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Мы и здесь видим влияние Ревекки, которая хочет связать своё семейство с благословением, лежащим на Иакове, представителе обетования. Быт. 28:3 Бог же Всемогущий Ель-Шаддай – то же имя, которое явлено Аврааму в Быт. 17:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В таинственном ночном видении Господь изрекает Аврааму пророчество: Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет.. В четвертом роде возвратятся они сюда (в Св. Землю) ( Быт. 15:13, 16 ). Относятся ли эти 400 лет только к Египетскому рабству, как иногда утверждается? Такое суждение имеет основание в масоретском тексте Исх. 12:40 : Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. Но апостол Павел говорит другое: Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного [с Авраамом – Г.Ф.], закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет [при Моисее, на горе Синай – Г.Ф.], не отменяет так, чтобы обетование [Аврааму – Г.Ф.] потеряло силу ( Гал. 3:17 ). Как же согласовать упоминания о 400 и 430 годах? И как согласовать утверждение апостола Павла, что этот период разделяет Авраама и Моисея с указанием в Исх. 12:40 , что такое же время израильтяне были в Египте? Разрешение недоумения можно найти в Септуагинте. По LXX, текст Исх. 12:40 звучит так: Времени же, в которое сыны Израилевы (и отцы их) обитали в Египте (и в земле Ханаанской), было четыреста тридцать лет. Таким образом, в 430 лет входит не только время пребывания израильтян в Египте, но и время пребывания отцов их, Авраама, Исаака и Иакова, в земле Ханаанской. Так согласовывается свидетельство Торы и апостола Павла. Что же касается различия между 400 годами в пророчестве Аврааму ( Быт. 15:13 ) и указанием на 430 лет в Исх. 12:40 и Гал. 3:17 , то оно объясняется тем, что 430 лет разделяют обетование, данное Аврааму в Харране, и Синайское законодательство, по исходе израильтян из Египта. А 400 лет, сказано в пятом Богоявлении Аврааму, будут скитаться и находиться в рабстве потомки Авраама, т.е. считать надо от рождения Исаака и до исхода из Египта. Известно, что Исаак родился через двадцать пять лет после исхода Авраама из Харрана. Таким образом, от рождения Исаака и до исхода израильтян из Египта – 405 лет. Бог же говорит Аврааму четыреста лет, округляя число 405. Итак, хронологическая картина такова:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Писание замечает о них, что «они были в тягость Исааку и Ревекке " (26:35), С таким дурным нравом жены Исава, по мнению Исаака и Ревекки, были, конечно, недостойными матерями потомства, на которое излито столько благословений. Исаак, как бы желая торжественнее обставить обряд благословения Исава, вздумал устроить семейное торжество. Он призвал Исава и сказал ему: «сын мой! поди в поле, налови дичи и приготовь кушанье, а я благословлю тебя " (27:4). Узнав об этом намерении Исаака, Ревекка уговаривает Иакова, в отсутствие Исава, прибегнуть к хитрости, чтобы предвосхитить благословение первородства. «Тот (Иаков) по началу боялся делать это; но, побуждаемый матерью, приводит с поля двух козленков, красивых и нежных и приспособляет их для снеди. Надев же на плечи козлиные кожи и покрыв ими нагие части тела своего, прекрасно подражает косматости Исава, дабы обмануть отца, если бы он стал осязать его руками. Затем, взяв в руки приготовленную снедь, вбегает к отцу» 392 . «Так как Бог действовал в этих событиях, то и совершилось все успешно» 393 . Иаков, поступив во всем по совету Ревекки, успел получить благословение от отца, и совершил сию похвальную татьбу, за что и содействие от Бога приобрел, и старания его достигли успеха» 394 . Он стал первородным по благословению. Благословение свое Иакову Исаак выразил в следующих словах: «вот запах от сына моего, как запах от поля (полного), которое благословил Господь: да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина, да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя благословенны»! (27:27–29). «Иаков приял благословение и удалился. Потом пришел Исав, приготовил снедь и приглашал отца вкусить. Исаак, увидев, что под именем Исава, другой овладел сокровищами его благословения, вострепетал весьма великим трепетом и сказал: «кто же это, который достал мне дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? Он и будет благословен» (27:33). Так Исаак не мог благословений своих возвратить назад, ибо... сам он, благословляя Иакова, сказал: «проклинающие тебя прокляты» (27:29), и потому боялся, чтобы, если проклянет Иакова, проклятие уст его, изреченное тому, кого прежде благословил он, не обратилось на него самого» 395 . Но «почему Бог не открыл воли Своей Исааку? Чтобы явственным сделалось Божие попечение об Иакове; a сие открывается в том, что Исаак усиливался благословить Исава, Божия же благодать, против воли Исааковой, привлекла благословение на Иакова. Это разумел и сам Исаак. Ибо, употребив все средства, когда послал Исава на ловитву, а Иакова, принесшего пищу, много раз спрашивал: точно-ли он первородный Исав? и не только спрашивал, но и осязал его руками, потом, по возвращении Исава, приведенный в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал Божие намерение, и подтвердил данное им благословение» 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ему поклоняются сыновья отца Его, т. е. сыновья Авраама по вере, потому что и сам Он — сын Авраама по плоти. Проклинающий Его, — проклят, и благословляющий Его, — благословен. Говорю, что Христос наш благословляется, т. е. истинно называется даже устами иудеев, которые, хотя и заблуждаются, но все же поют псалмы и Пророков; а другой, которого они в заблуждении своем ожидают, только кажется благословляемым.    Вот старший брат начинает просить обещанного благословения. Ужаснулся Исаак, и, узнав, что благословил одного вместо другого, удивляется и расспрашивает, кто это был. Однако же он не жалуется, что был обманут; напротив, получив тотчас же в глубине души своей откровение о великом таинстве, устраняет негодование, подтверждает благословение. «Кто же это, — сказал он, — который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен» (Быт. XXVII:33). Делайся это не по небесному вдохновению, а по обычаю земному, — кто не стал бы ожидать в этом случае скорее проклятия со стороны разгневанного?    О, дела, совершавшиеся в действительности, но совершавшиеся пророчески; совершавшиеся на земле, но по небесному; совершавшиеся людьми но божественным образом! Если начать разбирать частности, плодовитые такими таинствами, то придется написать много книг. Необходимость же дать настоящему труду умеренные границы побуждает нас торопиться к другому. Глава XXXVIII. О посылке Иакова в Месопотамию, для взятия себе жены;    о видении, бывшем ему на пути во сне; о четырех    у него женах вместо одной, которой он искал    Родители посылают Иакова в Месопотамию, чтобы он там взял себе жену. Вот напутственные слова его отца: «Не бери себе жены из дочерей Ханаанских Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Давана, брата матери твоей. Бог же всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов; и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму» (Быт. XXVIII:1-4). Здесь мы уже видим, что семя Иакова отделяется от другого семени Исаака, которое шло чрез Исава. Ибо, когда сказано было: «В Исааке наречется тебе семя» (Быт. XXI:12), несомненно принадлежащее граду Божию, то этим самым выделено было и другое семя, шедшее через сына рабыни, равно и то, которое должно было возродиться в сыновьях Хеттуры. Но существовало пока сомнение относительно двух близнецов Исаака: на обоих ли или на одного из них, и если на одного, то на кого именно простиралось известное благословение. Теперь это объясняется, ибо отец пророчески благословляет Иакова и говорит ему: «Да будет от тебя множество народов; и да даст тебе благословение Авраама, тебе, и потомству твоему с тобою».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010