Вот, насколько великие богатства мира собирает бедность избравшим ее: создавший все из ничего Искупитель не только подает им все, чего ни пожелают, но и самой природе повелевает служить им. Я припоминаю историю, услышанную мной несколько лет назад. В одной пустынной местности жил некий отшельник. Очень желая найти его, пришел туда из соседних мест один брат, и был принят со всем радушием. Войдя в крохотную хижину и сотворя молитву, они присели. После того, как они немало побеседовали о слове Божием, старец встал со стульчика и, пойдя в маленький огородик, набрал овощей для трапезы. Разведя очаг, он поставил на открытый огонь… деревянный котелок, полный овощей и воды. Он прибывил огонь, и котелок нагрелся так, что казалось, будто он медный. Увидев это, тот человек пришел в изумление и спросил, как это происходит. Старец отвечал: «Я много лет живу в этом пустынном месте и всегда Божиим изволением готовил пищу для поддержания сил моего бренного тела в этом горшке». Когда все было приготовлено, оба они, вознеся обычную при этом молитву, насытились пищей, сваренной в этом горшке. Об этом чуде я услышал давно. Но вот недавно видел аббата, который называл того старца Ингением и утверждал, что жил он в упомянутой области Августодунской, прибавляя, что сам часто разделял с ним овощи или зелень 285 – пищу, приготовленную в том горшке. Он клятвенно уверял, что сам видел, как этот горшок, поставленный на огонь, весьма нагревался, и при этом дно его всегда оставалось сырым, так что казалось, что его кто-то увлажняет. Глава 97. Об Авите, исповеднике Аврелианском Авит 286 , аббат деревни Карнотен, которую называют Пертенс 287 , по откровению Святого Духа часто говорил о времени своей кончины. Когда же он отошел от тела, то был со славою погребен в городе Аврелиане 288 ; над его гробницей благочестивые христиане воздвигли церковь 289 . После его кончины, когда тот день стал ежегодным праздником и торжественно отмечался всеми, один из горожан, в то время, когда другие пошли на праздничную службу, взял мотыгу и отправился вскапывать свой виноградник. Многие укоряли его за то, что не идет на службу, он же не хотел идти, говоря так: «И тот, кого вы почитаете, был тружеником».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Эпарху Евгения говорит: “Господин, ты – мой родной отец Филипп, мать моя – Клавдия, а восседают рядом с тобой мои братья Авит и Сергий. Я твоя дочь Евгения, которая отверглась мира и всего мирского, заместо этого облекшись в единого Христа. Евнухи же, которых ты видишь,– Прот и Иакинф; они разделили со мной веру и жизнь по Христу”. Она еще продолжала говорить, а отец и братья по словам ее, а еще более по чертам лица поняли правду, ибо узнали, пристально взглянув на нее, что это Евгения. Сердца их исполняются несказанной радостью, а глаза от радости слезами. Они усадили ее на кресло эпарха и готовы были отдать ей свою душу, и со всех сторон любовно окружали ее – там стоял отец, здесь братья, тут мать (ибо, узнав о случившемся, пришла и она),– как бы соперничая друг с другом ласками и приветными речами. Как только они не обнимали ее, какими чувствами не волновались и чего не делали в несказанном счастье, сколько знаков сердечной радости, не таясь от присутствующих, не выказывали! Ибо природа восторжествовала над присущей властителям важностью и гордыней, порождаемой высотой положения. Они кричали как безумные: “Дочь, сестра, услада наших очей, украшение жизни, мы думали, что тебя восхитили к себе боги, без тебя не мил нам казался свет солнца!”. Видя все это, народ стал кричать: “Единый истинный Бог – Христос”. Наиболее бесстрашные христиане, порешившие после смерти мучеников спасти их тела и удостоить подобающего погребения, узнав о столь внезапном обращении эпарха и народа, бегут вместе с толпой, громко восклицая: “Кто Бог так великий, как Бог наш!”, 577 “Он открывает глубокое и сокровенное” 578 и “Уловляет мудрых в лукавстве их”. 579 Отец, хотя и против воли Евгении, облек ее в шитую золотом столу 580 (ибо желал, чтобы все разделяли его радость) и посадил на высокое седалище, чтобы все ее видели. Между тем сам небесный Бог, или, лучше сказать с божественным Иовом, свидетель ее на Небесах: “Вот на Небесах свидетель мой”, 581 внезапно метнув огонь с неба, спалил до основания дом Меланфии, дабы приготовить ей дом вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таких бо ради скверных дел Божий гнев приходит на православное хрестьянство: овогда ратию, иногда же глади, овогда же тлетворныя ветры, овогда же падение человеком и скотом сииречь смертная язва, иногда же великие пожары и иные многие казни наводит Господь Бог к нашему правлению, чтобы таковая мерзость и законопреступныя дела никогда же в православии не именовалися и попраны бы были до конца. О церковном чину. Глава 34 Священным протопопом по соборным церквам, а старостам священником и десяцким по всем церквам дозирати почасту, чтобы у них было по чину и по уставу великого нашего православия везде чинно по церковному чину. Яко да человеколюбец Господь бог, видя всех нас обращение и чистое покаяние, избавит нас належащих всегда праведных своих прощений и отовратит всякого своего гнева, и милостивым оком призрит на свое достояние, и из авит нас мучения и пленения и печалей, видимых и невидимых враг, да сподобит ны всякого пребогатнаго своего благаго воздаяния. И того бы ради протопопы по сеем собором и старосты и десяцкие священники по вся дни брегли и пытали бы священников, приходящих к ним, держат ли у себя хиротонии и чтут ли по них и себе внемлют ли. И аще чтут или внемлют благоугодно Богу. А у которых священников не будут хиротонии, и те бы приходили к святителем кождо во своем пределе и имали хиротонии от своих святителей, да также бы ходили и внимали себе потому, как в них писано. А учнут которые священники и дьяконы жцти в слабости и в пьянстве и в прочих неподобных делех, ихже ненавидит Бог . Или учнут глумитися мирскими кощунами и ходити на мирская позорища, ихже священником не подобает смотрити и слушати, или в корчмы ходити и игры слушати, или учнут нерадиво жити и о церкви Божией небрещи, или учнут о своих детех духовных нерадити и того церковного дела небречи, или не учити их страху божию своего ради безчинства, якоже достоит жити по закону божию всякому крестьянину, и о том о всем известно и достоверно протопопы и старосты испытовают священников и добрых людей и испытавше твердо о всем о том да возвещают святителем митрополиту и архиепискупом и епископум, койждо во своем пределе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/stogla...

В начале VI века блаженный Авит, епископ виенский в Галлии († 525 г.), писал Иоанну константинопольскому и признает за ним привилегии, принадлежащие ему, как епископу столицы 1003 . На так называемом VIII вселенском соборе (869), 21 правилом, признано было первенство константинопольского епископа, после римского 1004 . Когда Константинополь был во власти латинян, в начале XIII века, состоялся в Риме, в латеранском храме, всеобщий собор, называемый римлянами «двенадцатым вселенским», и вот этим собором, когда папой Иннокентием III назначен был константинопольским патриархом тосканский пресвитер Гервасий, составлено было следующее (5) правило: «Возобновляястарые привилегии Патриарших престолов, согласием св. всеобщего собора, определяем, чтобы после римской церкви, которая по милости Божией имеет первенство обычной власти над всеми другими, как матерь всех верных во Христе и учительница, должна иметь первое место константинопольская, второе – александрийская, третье – антиохийская и четвертое – иерусалимская, с сохранением каждой из них своего достоинства» 1005 . Начальные слова этого правила наглядно показывают, какое значение имел протест римских легатов на халкидонском соборе против привилегий, дарованных константинопольскому епископу, и что непризнание этих привилегий римским епископом имело преходящий характер. Наконец, когда при папе Евгении IV состоялась известная флорентийская уния, то в знаменитом Decretum unionis читаем следующее: «Патриарх константинопольский будет вторым после святейшего римского папы, александрийский – третьим, затем четвертым – антиохийский и пятым – иерусалимский, с сохранением всех их привилегий и прав». Мы довольно полно, как нам кажется, изложили историю этого халкидонского правила. В заключение должны сделать еще одно замечание касательно современнаго положения дел. Правило это, как решение истинного вселенского собора, тотчас после подписания получило юридическую силу, какую, как таковое, должно было получить. Хотя против этого правила возвысили свой протест сначала легаты папы Льва, а затем и сам этот папа, все же этот протест продолжался, пока не были разъяснены некоторые обстоятельства и не устранены некоторые недоразумения, а после оно признано было имеющим юридическую силу и легатами и папою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Когда же король ушел в свои покои, мы собрались все вместе и сидели в ризнице базилики блаженного Петра. Во время нашего разговора неожиданно пришел Аэций, архидиакон парижской церкви, и, поприветствовав нас, сказал: «Внемлите мне, святители Господни, собравшиеся здесь вместе, ведь или вы сейчас прославите имена свои, и воссияют они доброй славой, или же отныне справедливо никто не будет считать вас за святителей Божиих, если вы уроните свое достоинство и допустите гибель собрата». Когда он это говорил, никто из епископов ему ничего не ответил, ведь они боялись гнева королевы, по настоянию которой все это происходило. Так как они находились в состоянии напряжения и не раскрывали рта, я сказал: «О пресвятые святители Божий, прошу вас, будьте внимательны к моим словам, особенно прошу тех из вас, которые, по моему мнению, более близки к королю, дайте ему совет святой и достойный епископов, дабы король, воспылав гневом против слуги Божиего, не погиб сам от гнева Всевышнего и не лишился королевства и славы». Эти мои слова были встречены всеобщим молчанием. Я же им, безмолвствующим, добавил: «Вспомните, мои владыки-епископы, слова пророка, которые гласят: «Если страж увидит беззаконие человека и не скажет об этом, будет повинен в погибели души» 744 . Итак, не молчите, но предупредите короля и раскройте ему грехи его, чтобы с ним не случилось чего-нибудь плохого и чтобы вы не были виновными в погибели его души. Разве вы не знаете, что случилось нового за последнее время? Каким образом Хлодомер 745 захватил Сигимунда и заключил его в темницу? И сказал Хлодомеру Авит, святитель Божий: «Не налагай рук своих на него, и когда ты дойдешь до Бургундии, ты одержишь победу». Хлодомер же, отказавшись выполнить то, что советовал ему епископ, отправился в поход, погубил самого Сигимунда вместе с женой и сыновьями, дошел до Бургундии и там, задержанный войском, был убит 746 . А что случилось с императором Максимом? 747 Ведь когда он вынудил блаженного Мартина иметь дело с каким-то епископом-убийцей и тот согласился с безбожным королем, чтобы легче было освободить приговоренных к смерти, Максим, преследуемый правосудием Вечного Царя, был изгнан из империи и осужден на позорнейшую смерть». Так я говорил, но никто ничего не ответил мне, все находились в оцепенении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

11. И так как Господь наш всегда благоволит прославлять святителей своих, я расскажу о том, что произошло в этом году с иудеями в Клермоне 697 . Хотя блаженный Авит много раз увещевал их, чтобы они, сбросив пелену закона Моисеева 698 , поняли писание духовно и чистым сердцем созерцали в священных письменах Христа, Сына Бога живого, возвещенного пророками и законом, однако в их сердце оставалась не то что пелена, которая затеняла лицо Моисеево, но прямо-таки целая стена. Когда же епископ молился о том, чтобы они, обратившись ко Господу, сорвали покров с Писания, один из них попросил, чтобы его окрестили на Святую Пасху; и он, возрожденный Богом в таинстве крещения, уже шел в белых одеждах 699 вместе с другими, одетыми в белое. Но когда народ входил в городские ворота, один из иудеев, подстрекаемый диаволом, вылил на голову крещенного иудея прогорклое масло. Когда весь народ, возмутившись этим, хотел побить его камнями, епископ не позволил сделать этого. Но в святой день, в который Господь по искуплении грехов человеческих возносится во славе на небеса, и когда епископ шел с пением псалмов из церкви к базилике святого Мартина, вся масса людей, следовавшая за ним, набросилась на синагогу иудеев и, разрушив ее до основания, сравняла это место с землею. Но на следующий день епископ направил послов к иудеям сказать: «Я не принуждаю вас силой исповедовать Сына Божьего, я только проповедую и влагаю в ваши сердца сущность учения. Я ведь пастырь, поставленный над стадом Господним. И это о вас сказал тот истинный Пастырь, Кто пострадал за нас, что «у него есть и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Ему привести, чтобы было одно стадо и один пастырь» 700 . Вот почему если вы хотите веровать, как я, то будьте одним стадом, пастырем которого я поставлен; если же не хотите, то уходите отсюда» 701 . Те же долгое время колебались и сомневались, и на третий день благодаря епископу, как я полагаю, они все собрались и отправили к нему послание, говоря: «Мы веруем в Иисуса, Сына Бога живого, возвещенного нам гласом пророков; посему мы просим очистить нас крещением, дабы не пребывать нам в этом грехе». А епископ, обрадованный этим известием, совершив богослужение в святую ночь пятидесятницы, отправился в баптистерий 702 , расположенный за городскими стенами; там вся толпа иудеев, пав перед ним ниц, молила окрестить их. А он, плача от радости, омыл их всех святой водой и, совершив помазание, приобщил их к лону матери Церкви. Горели свечи, мерцали лампады, весь город белел от паствы, облаченной в белоснежные одежды, и в городе радость была не меньше той, какую некогда удостоился видеть Иерусалим, когда Дух Святой нисшел на апостолов. Было же крещено более пятисот человек. Те же, которые не пожелали креститься, покинули этот город и отправились в Марсель.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

И еще в 415 – 416 гг. зимою Августин с церковной кафедры говорил, что в Иоан. 15, 26 Христос «sic ait «de Patre procedit», ut non diceret «de Me non procedit», и что Св. Дух «simul de utroque procedit». Α в 427 – 428 гг. в сочинении против арианского епископа Максимина Августин признает за совершенно твердое («satis sit ergo nobis quia – -»), «quia de utroque procedit (Spiritus sanctus)». (Swete, 123 – 130). dd) Конечно это воззрение не сделалось сразу догматическим учением западной церкви. Собранные у Каспари наставление оглашаемым («изъяснение символа»), именно s.Ambrosii exhortatio ad neophytos de symbolo, Explanatio symboli ad inimiandos (b санкт-галленской ρκп. VII – VIII в.), самого Abrycmuha sermo 213, s. Faustini tractatus de symbolo (nocлe 490 r.?),Tracmamus symboli [мeждy V – IX в.] в «Missale Florentinum» (ркп. начала XII в.), – не преподают учения, что Св. Дух и от Сына исходит. Лишь изъяснение «символа апостольского» в венской ркп. X в. содержит слова: «Credo in Spiritum sanctum ex Patre et Filio procedentem». ee) Августиновское Filioque наиболее сочувственно было принято в христианской письменности в Галлии и Африке. Евхерий, ел. лугдунский († 454: ex Р. et F.), Фауст, еп. рейиский († 485: ex utroque), Геннадий, пресвитер массилийский († 495: ex Р. et F.), Юлиан Померий, пресвитер арелатский († 498: ex Ρ. et F.) Авит, еп. виеннский († 523: a Filio et Ратге[впрочем некоторые документы, связанные с именем Авита виенского, составляют подлог Жерома Винье в XVII в.]), Фульгенций, еп. руспский († 533: de Ρ. et F.), диакон карфагенский Фульгенций Ферранд († 550, ученик Фульгенция, еп. pycnckoroSpirimus sancti ab utroque procedere), держались воззрение блаж. Августина, которое нашло себе последователей и на пиренейском полуострове (Турибий, еп. астурикский (в 447 г.), собор толетский 589 г.). ff) Менее сочувствовали августиновскому воззрению в Италии. Во второй половине V в. еп. Никита аквилейский учил об исхождении Св. Духа от Отца «с таким эмфазом, что можно думать, что или Filioque было неизвестно в аквилейской церкви, или же Никита считал это воззрение ненужною для простой веры тонкостью». Swete, 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: «Поди сюда, возлюбленный мой, и вкусим вместе от этой трапезы». Он же отвечал: «Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже сряду по два и по три дня провожу без пищи». Великий Маркиан сказал: «Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу ждать до вечера». Когда и этими словами он не убедил чудного Авита, то вздохнул и сказал: «Я очень беспокоюсь и душевно мучаюсь тем, что ты предпринял такой труд, чтобы увидать человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержанного». Но чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него приятнее было бы употребить мясо, чем услышать это. Тогда великий Маркиан сказал: «И мы, любезный, проводим жизнь, подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем ее обыкновенно при наступлении ночи; но вместе знаем, что дело любви дороже поста. Первое есть дело Божественного законоположения, последний же – нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле». При таких взаимных разговорах, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились телом, но не духом. Итак, кто не подивится мудрости этого мужа, который знал и время поста, и время любомудрия, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей, какая какой должна уступать и какой по временам предоставлять преимущество? (117, 56–57). Рассказывал об авве Мотие ученик его, авва Исаак: «Старец сперва построил монастырь в Гераклее. Удалившись отсюда, пришел он в другое место и там построил еще монастырь. Но, по действию диавола, нашелся тут один брат, который враждовал на старца и оскорблял его. Старец встал и ушел в свое село, построил себе там еще монастырь и заключился в нем. Спустя некоторое время пришли к нему старцы того монастыря, из которого он удалился, взяв с собой и огорчавшего его брата, чтобы просить его возвратиться в их обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Видя такую опасность, епископ Авит, предвидя в будущем падение колонн, приказал убрать опорные балки, брусья и доски. Их убрали, а колонны не укрепили, и, по изволению Божиему, когда строители, спустившись с лесов, ушли обедать и все остальные покинули церковь , колонны от неизмеримой тяжести с сильным грохотом обрушились на алтарь и вокруг него, наполнив помещения тучами известковой пыли. А епископ, побледнев, размышлял о размерах обоих несчастий: не разбился ли мрамор и не погиб ли кто из народа? Так как не знал, что именно произошло. Из-за пыли никто не мог приблизиться к тому месту. Спустя два часа, когда пыль рассеялась, туда подошли, чтобы собрать тела погибших и фрагменты колонн. Обнаружилось, что никто из людей не погиб, и алтарь чудесным образом остался совершенно цел, так что они не нашли на нем никаких повреждений. Что еще сказать? Они нашли все целым, увидели, что все спасено, и прославили мученика, видя чудо Господа, сохранившего невредимыми и алтарь, и колонны. На территории этого города удостоен заслуженной награды за свою мужественную борьбу и мученик Иулиан. Об известных мне его чудесах я рассказал в книге, которую сам дерзнул написать. Глава 65. О церкви Икиак в Арверне, где покоится святой Сатурнин В то время, когда Храмн покинул Арверн и когда людьми из его свиты чинились различные злодеяния, пятеро мужей тайно проникли в священный церковный дом Икиака – в нем находились мощи святого Сатурнина. Вломившись туда, они украли облачения и другие священные предметы и скрылись под покровом ночи. Пресвитер, поняв, что была совершена кража, начал тщательно разузнавать о ней у местных жителей, но ничего не смог вернуть из того, что было взято. А преступники после кражи тотчас ушли в область аврелианскую, разделили добычу, и каждый взял свою долю. Но скоро, преследуемые небесным отмщением, четверо из них были убиты в собственных раздорах. Пятый (как единственный, оставшийся в живых) по праву наследства забрал себе все награбленное. Как только он ушел к себе домой, внезапно глаза его истекли кровью, и он ослеп. Тогда, подвигнутый и болью, и божественным вразумлением, он обещал: «Если Господь призрит на мое несчастье и вернет мне зрение, то я возвращу тому святому месту все, что взял». Молясь так со слезами, он тогда же получил зрение. Придя в город Аврелиан, он, по Божиему промыслу, встретил арвернского диакона. Рассказав ему обо всем, он смиренно стал упрашивать того, чтобы он вернул украденное церкви. Диакон с благоговением исполнил просьбу. Глава 66. О святом Генесии Арвернском

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

А совсем недавно в этой самой арвернской области, там, где она примыкает к укрепленному городу Тигерн, святой Генезий явил себя одному местному жителю таким образом. Один бедняк, как-то не доглядев, потерял быков, с помощью которых возделывал поле. Он старательно искал их, но не мог найти. Следующей ночью является ему некий муж в видении, говоря: «Иди дорогой, ведущий к лесу, и найдешь быков, которых долго ищешь, жующих густую траву у мраморного надгробного камня. Ты возьми этот камень на телегу и помести на могилу, которая находится рядом с дорогой. Я, говорящий тебе об этом, – мученик Генесий, и та могила – моя. Я был положен в ней в белых одеждах, когда через мученичество покинул этот мир». Тот человек, встав на рассвете, нашел быков рядом с камнем, как и было указано ему в видении. Но главное чудо было в том, что громадный камень, который едва мог бы быть сдвинутым многими парами, был перевезен только двумя быками. Многие недужные, придя туда, чтобы исполнить свои обеты, получают исцеления. Авит, епископ того города, узнав об этом, построил над гробницей святого большую базилику и повелел совершать в ней его празднование со всем усердием. И ныне большие толпы людей приходят туда, как я уже говорил, со своими обетами, и возвращаются исцеленными. Так прославляют эту церковь мощи святого Генесия Арелатского. Глава 67. О мученике Генесии Арелатском Этот мученик Генесий с горячей верой окончил свои мучения за имя Христово в гороле Арелате – ему отсекли голову. На том месте, где, как говорят, это произошло, есть тутовое дерево, от которого подаются силою мученика многочисленные благодеяния больным. Со временем оно засохло, потому что ветви и кору его многие брали для исцеления. Но, однако, для искренне верующих оставшаяся часть все еще жива и точно так же подает помощь, как ранее. Глава 68. О мосте через реку Родан Однажды мост через реку Родан в том месте, где, как говорят, переправлялся святой мученик, начал сотрясаться – он был устроен на кораблях. Якорные канаты оборвались, и из-за большого количества людей эти корабли стали давать течь и погружаться вместе с народом в волны реки. Тогда все, находясь в такой опасности, возопили единым голосом: «Блаженнейший Генезий, избавь нас силой свой святости, чтобы не погиб народ, который усердно пришел с благоговением совершить твой праздник». И вскоре, подхваченную ветром, всю толпу прибило к берегу, а они изумлялись тому, как были спасены чудом мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010