По всем его произведениям разбросаны, как прекрасные перлы, моральные максимы и красноречивые призывы пренебрегать миром и вести благочестивый образ жизни 2142 . 4 . Послания Иеронима, со всеми их недостатками, необычайно назидательны и интересны. По легкости слога и элегантности высказываний они не уступают посланиям Цицерона. Валларси впервые разместил их в хронологическом порядке в первом томе своего издания, так что прежняя их нумерация (даже нумерация из бенедиктинского издания) устарела. Он насчитывает их всего сто пятьдесят (но включает сюда и несколько посланий его современников, таких как Епифаний, Феофил Александрийский, Августин, Дамас, Паммахий и Руфин; некоторые из них обращены непосредственно к Иерониму, в некоторых рассматриваются проблемы, которыми он интересовался). Они адресованы друзьям, таким как Римский епископ Дамас, сенатор Паммахий, епископ Павлин из Нолы, Феофил Александрийский, Евангел, Руфин, Елиодор, Рипарий, Непотиан, Океан, Авит, Рустик, Гауденций и Августин, а некоторые – выдающимся аскеткам и девам, таким как Павла, Евстохия, Марцелла, Фурия, Фабиола и Димитрия. Почти во всех них рассматриваются проблемы философии и практической религии, волновавшие весь христианский мир; они точно отражают добродетели и недостатки, а также замечательные контрасты в характере самого Иеронима и его эпохи. Ортодокс в богословии и христологии, полупелагианин в антропологии, романист в учении о церкви и предании, антихилиаст в эсхатологии, законник и аскет в этике, яростный борец против всех ересей, фанатический апологет монашеских крайностей – таким был Иероним, которого почитали в католическое средневековье как святого покровителя христианства и церковной учености, следующий после Августина maximus doctor ecclesiae; но его полная энтузиазма любовь к Священному Писанию, его внимание к языкам оригинала, его классический перевод Библии и многочисленные экзегетические заслуги сыграли на руку Реформации, и, как ученый и автор, он по–прежнему первый, а как богослов, по влиянию, – по–прежнему второй (после Августина) среди латинских отцов церкви; в том же, что касается морального характера, он явно уступает многим другим, таким как Иларий, Амвросий и Лев I, и даже по стандартам римского аскетизма он только в очень ограниченном смысле может считаться святым 2143 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

2 . Он был неутомим в трудах во славу Христа, ничего больше не делал – лишь читал и молился; и даже когда проглатывал свою скудную еду, Преподобный не прерывал молитву. Время от времени (довольно редко) он рыбачил на реке, и, когда хотел того, рыба немедленно волей Божией ловилась. Хлеб он получал только тот, что присылали из монастыря. Если какой-либо благочестивый человек приносил ему хлеб или вино, все это он переправлял для пропитания бедных или тех монахов, которые испрашивали или его благословения, или его помощи в исцелении от болезней; то есть тем, кого он исцелял своими молитвами, он давал и пищу, помня о том, что сказал в евангелии Господь о людях, которых исцелил от разных болезней: “отпустити их не ядшихъ не хощу, да не како ослабеют на пути” ( Мф. 15, 32 ). И, думаю, не стоит мне скрывать благодеяния, которыми в том месте удостоило его провидение. Поскольку с низа долины, с расстояния почти в два километра кто-то должен был приносить ему воду, он помолился Господу, чтобы на том самом месте, где стоит его келья, появился бы источник. Тогда сила небесная, которая прежде заставила воду изливаться из скалы, чтобы облегчить жажду целого народа, не оставила его, ибо сразу же после его молитвы из скалы забил источник, и во все стороны потекли по земле ручейки воды. Преподобный, обрадованный этим даром, выдолбил в камне углубление, которое служило ему хранилищем и содержало почти восемь литров воды, чтобы сохранять эту воду, дарованную ему свыше, и брать оттуда каждый день столько, сколько необходимо было ему и мальчику, данному ему в услужение, и не больше. 3 . Мы сами и епископ Авит 83 приходили к тому месту, и все, о чем поведали, узнали или от самого Преподобного, или от тех, кто видел все своими глазами. Его посвятил в дьякона, а потом во священника Иерарх, которого мы только что назвали. Он исцелил многих людей, страдавших различными заболеваниями. И еще: он никогда не выходил из своей кельи и никому не показывался, а обычно высовывал через маленькое окошко руку, чтобы преподать свое благословение. И если кто-нибудь его навещал, он подходил к этому оконцу, говорил с посетителем и молился о нем. Наконец, на пятидесятом году жизни (если я не ошибаюсь), он окончил срок своей земной жизни, чтобы отойти ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

—254— фанатизма арианствующих германцев. Ужас царил во всём западном католическом мире, и вот в это-то тяжелое для православия время могущественный вождь франков становится в ряды его исповедников! Прямым следствием крещения Хлодвига и было быстрое распространение его владений в Галлии; на нём теперь покоились надежды православного населения всех западных областей, и ему легко было, опираясь на них, сломить силу вестготов и бургундов. Вот что писал к Хлодвигу Авит, еп. Вьены, первое лицо в православном населении бургундского королевства. «Ваша вера – наша победа, провидение избрало Вас решителем нашего времени. Греция может еще хвалиться, что она имеет православного властелина, но она не одна владеет теперь этим драгоценным даром и остальному миру дан теперь свет». Итак, по словам Авита, в лице Хлодвига-христианина и остальному, т. е. западноевропейскому миру, дан «свет!» Это значит, что принявши христианство по католическому исповеданию, Хлодвиг стал как бы внешним главой, покровителем западного православного христианства, представителем религиозного единства запада. Не даром его называли «новым Константином»! Западная церковь перенесла на него те идеи, которые христианский мир привык соединять с именами лучших христианских императоров, как Константин или Феодосий Великий, и вступила с ним в тесный союз. «Наша мать- Церковь , – писал папа Анастасий, получивши известие о крещении Хлодвига, – радуется рождению в Боге такого короля. Продолжай, славный и знаменитый сын, радовать твою мать; будь железной колонной для её поддержания, и она даст тебе, в свою очередь, победу над врагами». – В словах папы ясна мысль, определившая надолго историю Запада: отныне папа и король в союзе должны воспитывать народы запада и руководить их судьбами. с., Следствия нового положения Хлодвига, созданного переходом его в христианство, не замедлили обнаружиться во внутренних переменах строя франкского государства. Подчинив себе большую часть Галлии и став в отношение к коренному населению её в положение наследника западного императора, Хлодвиг необходимо должен был изменить свои прежние воззрения на характер королевской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По своему содержанию эти чтения в честь святых разделялись на три вида: во-первых, мучения, очевидно – во дни памяти мучеников, во-вторых, жития, очевидно – во дни памяти преподобных, в-третьих, наконец, учительное слово – διδασκαλα какого-либо отца Церкви, преимущественно Златоуста т. е., надо полагать, авторитетные похвальные слова. Здесь мы имеем два важных факта: с одной стороны, на ряду с мучениями в честь мучеников уже совершенно равноправное положение заняли жития в честь преподобных и прочих святых; с другой, что еще более важно, на ряду с мучениями и житиями, как взаимозаменимый и однородный по значению с ними элемент, выступают в богослужебном употреблении похвальные слова. Последний факт дает основание полагать, что похвальные слова вошли в церковно-богослужебное употребление на правах житий и мучений, как некоторый особый их вид, или дополнение. И едва ли не похвальные слова разумеются уже и в вышеупомянутой у нас проповеди, приписываемой Августину или Цезарию, когда упоминается о чтении обширных страданий, или каких-либо более длинных чтений. Не трудно понять причину первоначального появления этого нового вида и постепенного его утверждения, если принять во внимание, что чтение жития заняло место, предшествующее проповеди. Такой именно порядок, как мы уже указали, отмечают блаж. Августин, папа Лев Великий , а также галльский епископ Авит 1116 , когда в своих проповедях в честь святых ссылаются на «читанное сегодня страдание». Проповедь в этом случае, естественно, становилась дополнением и как бы комментарием житийно-повествовательного произведения. Но этот комментарий мог быть так обстоятелен, что делал излишним чтение жития; именно потому, нам кажется, в проповедях в честь святых у знаменитейших восточных отцов, в особенности у такого ревнителя и организатора агрипний в честь святых и вообще византийского богослужебного чина 1117 , как Иоанн Златоуст , нет вовсе указаний на то, чтобы их проповедям предшествовало или по крайней мере последовало чтение мучения того лица, о котором они проповедуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Если достойна восхищения заслуга Иоанна в том, что был открыт рот Захарии, то не меньше достойно восхищения то, что Флорентий не один раз, а дважды был исцелен своим сыном. Благодаря этому Флорентий и его жена поняли, что их сын получит дар и будет Боговдохновенным человеком; действительно, они не могли не увериться, что Божественная мудрость создала его для каких-то более возвышенных целей. Однако они не звали его к постригу, желая, как мне кажется, чтобы он сам выбрал религиозную стезю; только с большим усердием принялись за его обучение. Исцеление и постриг Он был еще мирянином, но уже окреп телом и духом, когда внезапно, жестоко простудившись, серьезно заболел, и слабость его день ото дня все увеличивалась; и медицина была бессильна ему помочь. Его дядя епископ Галл часто навещал его, а мать его, по обыкновению всех матерей постоянно причитала над ним. Но в момент, когда исчезли всякие надежды на помощь со стороны людей, небо напомнило юноше обратиться за помощью к силе Божией. И он попросил, чтобы его перенесли к могиле (поскольку она была недалеко), но это дало мало пользы, так как не к тому должна была подтолкнуть его болезнь. Вернувшись домой, он через короткое время стал так страдать, что все решили, что приблизилась скорая его кончина. Страдания эти заставили его, наконец, понять, в чем дело; он утешал плачущих над ним, говоря: “Отнесите меня еще раз к могиле святителя Иллидия; уповаю, что он скоро подаст мне исцеление, а вам радость”, Будучи, вследствие того, доставлен туда, он стал молиться с таким усердием, на какое только был способен, обещая, что если только будет исцелен от болезни, то без всякого промедления примет постриг. И только он произнес это, сразу же почувствовал, что лихорадка его оставила, из носа хлынула кровь, и болезнь полностью ушла, как торопится уйти посланник, получив то, за чем пришел. Он был пострижен, и полностью предался служению вере. 12 Литературные занятия Когда святитель Галл призван был получить должное вознаграждение за свою благочестивую жизнь, юношу принял человек Божий Авит (тогда, в 551 году, архидиакон в Клермоне, позднее – епископ Клермонский, 517–594). Испытав его характер и нравственные качества, тот вверил его заботе учителей, с помощью которых принудил его подниматься по ступенькам мудрости настолько быстро, насколько это позволяли активность и трудолюбие их ученика. Вы найдете это в житии уже упоминавшегося святителя Иллидия. 13 Но при этом он столь увлекся изучением литературы, что пришлось воздерживаться от другой крайности: его совсем не ужасала глупость поэтов, но, с другой стороны, он не был их поклонником, как то в неподобающей манере многие передают, и душа его не была рабой их власти. Исполняя требуемое от него, он, словно на кремне, отточил острие своего духа и, живя так, будто позаимствовал в Египте золотые сосуды, чтобы отправиться в пустынь питаться манной, он углубился в исследование дивной силы, которая скрывается в

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Владимир 21 октября 2016, 10:36 Иосиф Волоцкий (однако, псевдоним у вас, лишней скромностью не страдаете!), спрашивали ИМЕННО мнение священника, а не позицию Церкви, смотрите внимательно видео: " какой вопрос вы бы хотели задать православному священнику? " , и человек спросил. Скажите, те, кто не слышал " настоящего " Слова, православного (ну, не имел такой возможности, если вырос в протестантском, католическом или вообще атеистическом или языческом окружении), и о ком говорит ап. Павел как о людях, имеющих в сердце Закон Божий, - какова их участь, по-вашему? Вы уверены, ув. Волоцкий, что им гореть в аду? Точно? Вот об этом и говорит о. Андрей, не нашего ума это дело, мы верим в истиннось Православия, судить же о посмертной участи миллионов незнакомых нам людей (и знакомых, кстати, тоже) не берёмся. Иосиф Волоцкий 21 октября 2016, 08:18 " Го­во­рит ли кто, [го­во­ри] как сло­ва Бо­жии " 1Пет 4:11 У отца Андрея спрашивали не его личное мнение, не его суда требовали, а спрашивали об учении Церкви. Нельзя прикрываясь лжесмирением исповедовать ересь всеспасения/возможности спасения вне Церкви/незнания Церковью, спасутся ли еретики и иноверцы. Да, мы должны всем желать спасения, да, мы не должны брать на себя суд, но мы, как христиане обязаны исповедовать вслед за всеми святыми отцами учение Церкви о невозможности спасения вне Единой Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. Всякий, кто исповедует иначе, суть еретик, соблазнитель и губитель душ человеческих. Надеюсь, вы удалите это ужасное видео. Авит Биджамов 21 октября 2016, 01:57 Отец Андрей проповедует ересь о вспеспасении. Святая Церковь в это не верит, святой Апостол Павел говорит: " ереси...Царствия Божия не налседуют " Галатам 5:20-21 Святые отцы пишут что еретики не спасутся: Преподобный Антоний Великий говорит: «Кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной». А по словам святого аввы Агафона «ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший».

http://pravoslavie.ru/97966.html

Во 2-м разд. излагаются заблуждения оригенистов. О. отмечает, что два его соотечественника, имевшие одинаковое имя - Авит, ревностно занимались распространением трудов и учения Оригена. О. перечисляет следующие заблуждения оригенистов: 1) все сущее, прежде чем оно было явлено в качестве сотворенного, всегда пребывало сотворенным в премудрости Божией; 2) ангельские чины, человеческие души и демоны имеют одно начало и одну сущность, но каждый получает свое место сообразно заслугам; 3) видимый мир был создан в конце времен для того, чтобы души, прежде согрешившие, очистились в нем; 4) огонь, в к-ром предстоит получить наказание грешникам, не является реальным огнем и не вечен, но есть временное наказание совести; после очищения совести все души грешников возвратятся в единство Тела Христова; 5) диавол в своей сущности также будет некогда очищен от зла; 6) Христос при воплощении и вознесении проходил через все сферы духов, облекаясь в духовные тела, а затем совлекая их с Себя; 7) Солнце, Луна и звезды суть разумные существа (см.: Oros. Common. 3). Все эти мнения действительно характерны для последователей Оригена; многие из них впосл. были осуждены Церковью как еретические (подробнее см. в статьях Ориген , Оригенистские споры ). 2. «Апология против Пелагия» (Liber apologeticus contra Pelagium; CPL, N 572; крит. изд.: Liber apologemicus contra Pelagium de arbitrii libertate. 1882; рус. пер. отсутствует). Начальные 8 глав сочинения имеют фактологический характер; в них О. излагает ход событий, связанных с совещанием пресвитеров в Иерусалиме в 415 г. и с конфликтом со свт. Иоанном II, архиеп. Иерусалимским. В последующих 25 главах, образующих основную часть сочинения, О. разъясняет собственную позицию и критикует мнения Пелагия. В основе всех рассуждений О. лежит выработанная блж. Августином стратегия решения вопроса о том, может ли человек в земной жизни быть без греха. Свою позицию блж. Августин представил в трактатах «О воздаянии за грехи и об отпущении грехов» и «О духе и букве», на материал к-рых неявно опирается в своих рассуждениях О.

http://pravenc.ru/text/2581567.html

Все естество Ангельское велиею возрадовася радостию, узревши мужественную крепость твою, преподобная Евгение, и удивишася, како жена сущи, в мужестем образе среди лика иноков подвизаешися, и неповинне наносимую клевету терпяще, за вся благодарне Богу поеши: Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещаннии недоумеют достойно восхвалити тя, преподобная дево, паче бо естества человеческаго подвизалася еси в чине иночестем и любве ради его открытися на суде изволила еси: раздрав свыше одежду, показала еси себе быти женска пола и, обращся к епарху, рекла: «Ты мне отец по плоти, Клавдия же матерь моя, а с тобою седящии Авит и Сергий братия ми суть, аз же Евгения, дщерь твоя, яже любве ради Христовы, мира и всех его сластей отвергохся!» Мы же, любовию подвизаеми, со слезами вопием тебе сице: Радуйся, ревнительнице славы имене Божия. Радуйся, любительнице уставов жития иноческаго. Радуйся, ревностная их исполнительнице. Радуйся, яко плоть твою духови покорила еси. Радуйся, яко во бденных молитвах неослабно пребыла еси. Радуйся, яко умерщвлением плоти безстрастие стяжала еси. Радуйся, всякое наслаждение земное возненавидевшая. Радуйся, тесным и прискорбным путем ходившая. Радуйся, яко язвы Господа Иисуса Христа на теле носила еси. Радуйся, яко силою креста Господня демонския козни сокрушила еси. Радуйся, вышних присно искавшая. Радуйся, мысленным оком к Невечернему Свету Христу непрестанно взиравшая. Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение. Кондак 10 Спасти хотя многия и обратити ко Христу, обличила еси клевету, на стадо твое наносимую, и истину со смирением открыти о себе изволила еси. Отец, мати и братия твоя, познавше тебе, возсташа абие с мест своих, с неизреченною радостию и слезами притекше, падоша на выю твою, объемлюще, лобызающе, плачуще от радости и веселящеся о внезапном обретении твоем. Народ же, на то смотряй, удивляшеся и воздвигши глас, взываше: «Един Христос! Един истинный Бог христианский!» Емуже ты всех научила еси пети: Аллилуиа. Икос 10 Стена твердая и крепкое ограждение иночествующим и всем православным явилася еси, преподобная Евгение: тобою бо неповинно терпящии иноцы от уз разрешени быша, и яко Христовы истиннии раби, от всех почитаеми, во обитель свою возвратишася. Безстудную клеветницу суд Божий постиже: еще бо сущей ей на позорищи: огонь с неба на дом ея паде и со всем ея богатством сожже. И не токмо во Александрии, но и во всей стране Египетской благочестие процвете и мир церкви Христовой возвратися. Отец твой Филипп, отложив сан епаршеский, епископ бысть и со славою мученическою на небеса преселися. Ты же, собравши к себе христианския девицы, добре Господеви работала еси, подвизая нас вопити тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Но теперь он снова не мог говорить (а лишь кричал, как всякий младенец), пока не достиг того возраста, когда уже пора было говорить. Думаю, следует мне рассказать и о том, что случилось, когда разожгли печь, чтобы обжечь известь для базилики. Перемычка, на которой держался вход в печь, сломалась, а около печи в это время спали люди, и в их числе Аббат этой церкви. Аббат сразу же увидел во сне Епископа, который сказал ему: “Поскорее разбуди всех, как бы они не пострадали. Перемычка, на которой держится масса камней вот-вот упадет”. Аббат проснулся, всех заставил отбежать от печи, и масса камней упала по обе стороны от печи, не повредив никому из бывших там, а ведь без вмешательства епископа случилось бы, полагаю, по-другому. Потом Аббат после молитвы над могилой Святителя велел перемычку починить, камни вернули на место, и, содействием Святителя, они завершили начатую работу. Блаженное тело Исповедника было издавна похоронено в склепе, но, поскольку строение было узкое и туда трудно было войти, святитель Авит заказал выполненную в круглой форме апсиду, и сделана она была превосходно; и, собрав святые мощи, которые он нашел в деревянном гробу, поместил их, согласно обычаю, в саркофаг. В этом месте покоится тот, кто по заслугам был прославленным иерархом. 5 . Сообщали также о многих других чудесах этого Святого, но я посчитал, что их пересказ займет слишком много места; думаю, что сказанного вполне достаточно для верующих право, а тому, кому этого малого недостаточно, и долгие рассказы не пойдут на пользу. Истинно, у его могилы слепые прозревают, бесы изгоняются, глухие обретают слух, хромые исцеляются по милости Господа нашего Иисуса Христа, Который обещал дать верным все, о чем они попросят, не сомневаясь в своих молитвах. Примечания Свят. Иллидий (Allyre по-французски) был четвертым епископом Клермона. Он умер, вероятно, в 385 году, 5-го июня, это день его поминовения. Могила дочери императора Максима сохранялась в аббатстве свят. Иллидия, по крайней мере, до 1311 года, когда она была вскрыта (римо-католическим) епископом города, и была уничтожена надпись, свидетельствовавшая о ее исцелении свят. Иллидием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Когда и этими словами он не убедил Авита, то вздохнул и сказал: «Я очень беспокоюсь и душевно мучаюсь: ты предпринял такой труд, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержного». Но чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него приятнее было бы употребить мясо, чем услышать это о Маркиане. Тогда великий Маркиан сказал: «И мы, любезный, проводим жизнь, подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем ее обыкновенно при наступлении ночи, но вместе с тем знаем, что дело любви дороже поста. Первое есть дело Божественного законоположения, последнее же – нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле». Так рассуждая, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились телом, но не духом. Итак, как не подивиться мудрости этого мужа, который знал и время поста, и время любомудрия, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей, когда одна должна уступать другой и какой по временам предоставлять преимущество (117, 56). Когда Иоанн Мосх был в великой Антиохии, один пресвитер той Церкви рассказал ему о происшествии, о котором он слышал от патриарха Анастасия: «Один монах из монастыря аввы Севериана был послан на служение в Елевферопольскую область и дорогой зашел к одному христолюбивому земледельцу. У него была дочь. Мать ее уже скончалась. Монах прожил там три дня. Всегдашний враг людей – диавол – внушил брату нечистые помыслы и страсть к девице, и он искал удобного случая причинить ей насилие. Диавол, внушивший нечистую похоть, позаботился и об этом. Отец девицы по неотложному делу отправился в Аскалон. Монах, видя, что в доме никою нет, кроме него и девушки, приступил к ней с явным намерением обесчестить ее. Увидев его в сильном волнении, в пылу нечистой похоти, девица сказала: «Успокойся и не спеши причинить мне бесчестье. Отец мой не вернется домой ни сегодня, ни завтра.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010