Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Ноябрь 29 Авив, священномученик, епископ Некресский Священномученик Авив, епископ Некресский – один из тридцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества, пришедших в Грузию в VI веке (сведения о них помещены под 7/20 мая). По благословению католикоса, архиепископа Грузии Евлавия (552–560), поселились они над рекой Арагвой на Заден (Зедазени). Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что католикос предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. И таковыми оказались пресвитер Авив и диакон Иессей (память 2/15 декабря). По окончании литургии Евлавий взял правой рукой Авива, а левой – Иессея, поцеловал их и сказал: «Радуйся, Авив, епископ Некресский! Радуйся, Иессей, епископ Цилканский!» – и затем оба были хиротонисаны в Мцхете. Святой Авив, по прибытии в свою епархию, в виду г. Некресси, на высокой горе построил церковь в честь Рождества Спасителя. Печально было тогда положение всей Грузии. Персы, захватившие в это время Кахетию (Восточная Грузия), повсеместно насаждали огнепоклонство. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Дидойцы и другие горцы Кахетии, жившие на левому берегу реки Алазани, отреклись от огнеслужения и вошли через покаяние в лоно Церкви Христовой. Святитель Авив обратил в христианство и многих персов. Персидский сатрап, живший в городе Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Как повествует Имеретино-Абхазский католикос Арсений Великий († 1390), автор описания мученичества святого Авива, святитель по дороге в Рехи получил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца (память 24 мая/6 июня), а также простился со своими сподвижниками – святым Зеноном Икалтским и святым Шио Мгвимским (сведения о них помещены под 7/20 и 9/22 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Перенесение мощей священномученика Авива Некресского состоялось в Грузии 13 декабря, 2011. Новостная служба Мощи священномученика Авива Некресского из церкви св. Иоанна Крестителя, находящейся в 8 км от районного центра Кварели (Кахети, Восточная Грузия), были перенесены в монастырь Некреси 13 декабря. ПРАВМИР. Вчера, 12 декабря, Грузинская Православная Церковь отметила день памяти священномученика Авива Некресского, одного из 12 сирийских отцов, которые во главе с прп. Иоанном Зедазнийским проповедовали Христианство в Восточной Грузии в VI в. Мощи священномученика Авива Некресского из церкви св. Иоанна Крестителя, находящейся в 8 км от районного центра Кварели (Кахети, Восточная Грузия), были перенесены в монастырь Некреси, сообщает Седмица.ru . В кварельском выставочном зале им. праведного Евфимия Такаишвили открылась приуроченная к торжеству выставка. На ней представлены иконы и ряд других экспонатов, хранящихся в Национальном музее искусств Грузии. Также состоялся концерт духовной музыки, в котором участвовали хоры студентов Кварельской духовной семинарии им. священномученика Авива Некресского, учащихся Кварельской гимназии имения праведного Илии Чавчавадзе и ансамбль народной песни «Хеуро». Священномученик Авив стал первым епископом Некресской епархии. Он проповедовал среди горцев, проживавших в Арагвий­ском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Восточной Грузии. Святой Авив принял мученическую кончину: недалеко от Некреси на зороастрийском капище он погасил «священный» огонь, и персидский марзпан (наместник), обеспокоенный успешной проповедью архипастыря, обвинил его в том, что он «убил бога». Подвижник был брошен в тюрьму в Рехи, подвергся бичеванию и пыткам, затем был забит камнями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/perenesenie-moshhej-sv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ [Исе Цилкнели; груз. ], свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов - основателей монашества в Грузии, прибывших из Сирии в Вост. Грузию вместе с прп. Иоанном Зедазнийским (Зедазнели). Сведения об И. Ц. сохранились в Житии сир. отцов преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (кименная редакция, X в.; метафрастическая редакция, XII в.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 221-224; 1971. Т. 3. С. 149-152). В 1-й пол. XVIII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) на основе кименной редакции создал метафрастическое Житие И. Ц. (НЦРГ. А 170, 1713 г.- ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 79-95). Первоначально сир. отцы поселились в древней столице Грузии Мцхете, затем на горе Зеда-Задени (В. Задени), где прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени . Святые много проповедовали и исцеляли. Католикос Картли Евлавий (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)) предложил Собору груз. архиереев избрать на пустующие кафедры Цилканской и Некресской епархий епископов из числа учеников прп. Иоанна. Поскольку все сир. отцы были равны в благочестии, католикос и архиереи решили взойти на гору и избрать тех, кто в это время совершали литургию. Служащими были иером. Авив (сщмч. Авив Некресский ) и иеродиак. Иессей (И. Ц.), которые соответственно были назначены на Некресскую и на Цилканскую кафедры. Когда И. Ц. прибыл к месту служения, он увидел, насколько сильно среди его паствы укоренились языческие обряды и верования. И. Ц. стал ревностно проповедовать и совершать богослужения даже в наиболее удаленных и труднодоступных селениях. По словам агиографа, спустя нек-рое время в епархии не осталось ни одного человека, к-рый не был бы знаком с основами христ. вероучения. Прп. Иоанну во сне предстали Пресв. Богородица и просветительница Грузии св. Нина и велели ему разослать учеников в разные регионы Вост. Грузии, чтобы каждый основал по мон-рю. С именем И. Ц. связывают основание мон-ря Цилкани : здесь находилась кафедральная цилканская ц. во имя Пресв. Богородицы, построенная сыном св. царя Мириана Бакаром I (50-60-е гг. IV в.).

http://pravenc.ru/text/293806.html

[груз. ] (приблизительно 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преподобных сир. отцов (пам. 7 мая), основателей груз. монашества, прибывших в Грузию вместе со своим наставником св. Иоанном Зедазнийским с целью распространения и укрепления христианства. А. служил диаконом в основанном учителем Зедазенском монастыре . По просьбе Католикоса Евлале рукоположен во епископа на Некресскую кафедру. А. занимался миссионерской деятельностью среди горцев, проживавших в Арагвийском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Вост. Грузии. Недалеко от Некресской ц. А. потушил водой священный огонь, к-рому поклонялись зороастрийцы. Персид. марзпан (наместник), чья резиденция находилась в мест. Рехи (близ г. Гори), встревоженный успешной проповедью святителя и его решительными действиями, приказал доставить проповедника к нему. Предвидя свою кончину, А. простился со своими сподвижниками - преподобными Зеноном Икалтойским и Шио Мгвимским . В Рехи А. был посажен в тюрьму по обвинению в том, что, погасив огонь, он «убил бога». В полемике с марзпаном А. изобличал несостоятельность зороастризма, приводя в качестве доказательства пример бессилия огня перед др. стихиями природы. После тщетных попыток сломить А. марзпан приказал его казнить. А. подвергся бичеванию и пыткам, после чего мученически скончался, забитый камнями, и тело его было оставлено на съедение диким животным. Ночью братия обители Самтависи тайно погребла тело мученика в своем храме. Мощи святого, прославленные исцелениями, при правителе Картли Степанозе (639-663) по желанию Католикоса Фавора были перенесены в мцхетский Самтаврский храм (см. Мцхета ) и положены под престолом, где и почивают под спудом. Католикос Арсен Сапарский (IX в.), используя древнюю версию «Мученичества Авива», написанную в VI-VII вв., создал новую редакцию, к-рая в XI в. подверглась переработке Католикосом Мцхетским Арсеном II, но сохранила древние пласты текста.

http://pravenc.ru/text/62750.html

29-е † Память о преподобном Нектарие Печерском Преподобный старец Нектарий, отличавшийся послушанием», так показывается нетленный Нектарий у Кальнофойского. – По этому описанию, преимущественною добродетелию преп. Нектария было беспрекословное послушание, и им-то достиг он блаженства. Мощи его открыто почивают в Антониевой пещере 454 . Люди мира не хотят слышать о послушании: им дорога свобода безграничная. Как, казалось бы, не видеть необходимости послушания? В природе каждое звено ее сцеплено с другим и все держится повиновением низшего высшему. – Владыка миров правит миром человеческим при посредстве мира ангельского, а мир вещественный отдан в распоряжение человека. Возможен ли порядок в семье, в общине, в городе, в государстве, если не будет послушания? Свобода , говорят – неприкосновенная святыня! Но какая свобода? Истинная свобода состоит в повиновении святой воле Божией; другая же свобода – унижение человеку, бессмыслие и нечестие. «Послушание лучше жертвы. Непокорным быть то же, что творить грех волхвования, и непослушным быть то же, что совершать нечестие идолопоклонства» ( 2Цар.15:22, 23 ). Таково учение откровения Божия! «Нектарий послушливый и единонравный ему Сергий! как преклонившие душу свою под иго послушания Христова, молитвою вашею преклоните непокорство наше под ярмо послушания Иисусова, дабы усердно исполняли мы повеления Христовы» 455 . Св. священномуч. Авива, епископа Некресского в Кахетии Авив, один из 13-ти отцов Сирских (воспоминаемых 7-го мая), живший в УИ стол., во время епископства своего в г. Некреси, ревностно противодействовал покорившим Кахетию Персам, которые преследовали христианскую веру, отвращали христиан от поклонения Истинному Богу и распространяли везде свои капища. Святитель же неустрашимо, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии, истреблял суеверие, тушил алтари, возжженные огнепоклонниками, и проповедию и чудесами отвлекал народ от огнеслужения и возвращал отпавших снова в недра Церкви Христовой. За это был схвачен по распоряжению знатных Персов, предан бичеванию и пыткам, заключен в темницу и оттуда представлен сатрапу Персидскому в город Рехи, который, выслушав твердое исповедание им Бога Христа, снова предал Авива истязаниям и осудил его на побиение камнями. Так и принял радостно мученическую кончину верный Богу святитель. Хотя останки его и были выброшены мучителями за город на съедение зверям, но ни птицы, ни звери не коснулись их, и после нескольких дней иноки Самтаврийского монастыря тайно унесли их и с честию похоронили у себя. Отсюда, при правителе Стефане (639–663), были перенесены мощи св. Авива в Мцхетский Самтаврский собор и положены под святым престолом, где покоятся под спудом и в настоящее время.  Св. мученика Парамона и других с ним

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Тем не менее Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений... Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, на протяжении 2000 лет хранящая веру святых отцов. В Грузии она насчитывает около 2000 человек и нуждается в поддержке и помощи братьев по вере. Отец Серафим с паствой      Двенадцать ассирийских подвижников Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский. В Сирии, Месопотамии и Иране христианство стало распространяться уже в I веке нашей эры, и ассирийцы восприняли его в числе первых. А в середине VI века Божия Матерь явилась ассирийскому подвижнику, святому Иоанну Зедазнийскому , и повелела ему избрать из своих учеников по жребию 12 человек, дабы они отправились для утверждения христианской веры и основания монашества в Иверии – нынешней Грузии. Древнейшее житие святых ассирийских отцов так свидетельствует об этом: «Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы...». Святые подвижники основали 13 монастырей, которые по сей день являются оплотом Грузинской Православной Церкви . Судьба же Ассирийской церкви в это время складывалась драматически. В середине V века она откололась от Вселенской Церкви, приняв лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил о Богоматери и превратно толковал природу Господа нашего Иисуса Христа. Ересь Нестория была осуждена на Третьем Вселенском Соборе , а сам Несторий был предан анафеме, однако «несториане» канонизировали осужденного Церковью Нестория, его предшественника и учителя Феодора Мопсуестского, а также епископа Диодора Тарсийского, разделявшего их взгляды. Ассирийская церковь Востока, некогда исповедовавшая Православную веру, и сегодня почитает их в лике святых, а их учение, в частности, христология, является официальным учением этой церкви.

http://pravoslavie.ru/65278.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Зедазнийский, прп. - житие Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткопский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский - сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. По дороге они получили благословение от святого Симеона Столпника Младшего († 596), а в Мцхета, древней столице Грузии, перейдя " немокрыми ногами " реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом (542-557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552-560). Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом (сведения о нем помещены 1 октября), славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна - Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. После избрания святых Авива и Исе епископами, святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Выслушав наставления святого Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию (Зенон, а впоследствии - Стефан), другие в Карталинию (Пирр, Михаил, Фаддей и Исидор). Сведения о других святых - Авиве, Антонии, Давиде, Исе, Иосифе, Шио - помещены соответственно: 29 ноября, 19 января, 2 декабря, 15 сентября, 9 мая.

http://pravicon.com/info-2460

Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!» Беседа с схиархимандритом Серафимом, служащим на языке Христа Хатуна Раквиашвили Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби)      Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский – святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Они учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устрояли в народе гражданственность. В Грузии, в 25 километрах от столицы находится ассирийское село Канда, где в монастыре в честь тринадцати святых ассирийских отцов служит ассирийский схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) . Он второй священнослужитель в мире, который служит Божественную литургию на арамейском (язык, на котором говорил Христос Спаситель) языке. До этого на этом языке богослужение совершалось только в сирийском городе Маалюля. О том, как он выбрал этот путь и как стал священнослужителем, с корреспондентом портала Православие. Ru беседует батюшка Серафим. – Отец Серафим, расскажите, пожалуйста, как вы распознали Бога и как стали монахом – ведь у вас была семья и трое детей... – Когда мне было 10–11 лет, мама подарила мне детское Евангелие , которое я прочитал несколько раз, но тогда для меня это была красивая сказка, потому что всегда сомневался в существовании Бога. А когда я уверовал в Бога, то принял монашество. У меня была семья и трое детей. В 2001-м году моя жена тяжело заболела. Она была на восьмом месяце беременности. Врачи не оставляли нам надежды на спасение, они открыто сказали, что её спасти невозможно, что нужно думать, как спасти ребёнка. У могилы старца Гавриила (Ургебадзе)     

http://pravoslavie.ru/78842.html

Свято-Успенский мужской монастырь в Шилде (Некреси) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырский комплекс Некреси — уникальное место сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно отсюда начало свое распространение по всей Грузии христианство. Во-вторых, в Некреси расположена старейшая церковь страны. И в-третьих, с вершины горы, на которой стоит монастырь, открывается потрясающий вид на Алазанскую долину. Содержание История [ править править код ] Изначально на этом месте находился древний город Некреси. В VI веке около города появился монастырь, который основал один из ассирийских отцов, Або Некресский (Он же Авив или Абибос). Поскольку весь регион находился тогда под персидской оккупацией, то монастырское движение испытывало определенные трудности. Трения с зороастрийцами привели к тому, что персы увезли Або Некресского в Мцхету и там казнили. По этой причине тело основателя монастыря похоронено не в Некреси, а в храме Самтавро в Мцхете. Позже монастырь многократно страдал от нашествий разного рода. Говорят, что во время одного такого нашествия монахи поместили в монастырь стадо свиней (или обложили монастырь тушками), и мусульмане постеснялись туда заходить. Поэтому в монастыре существует традиция на праздники делать шашлыки только из свинины. Современное состояние [ править править код ] Церковь Иоанна Крестителя IV века Самая старая постройка монастыря — церковь Иоанна Крестителя , датированная 4 веком (о чем сообщает соответствующая табличка). Внутри этого крохотного храма, как и в большинстве подобных сооружений Грузии, довольно аскетичная обстановка: никаких росписей, только грубый неотесанный камень, несколько висящих на стене икон и скромный подсвечник. По соседству расположена церковь Пресвятой Девы Марии 8 века, построенная в форме базилики. Ее стены как раз-таки росписью украшены. Внутри размещены стасидии — особые деревянные кресла, которые сегодня можно встретить лишь в православных храмах Греции, Кипра и Болгарии. Также заслуживают внимания так называемая «Квадратная церковь» 9 столетия, башня 16 века и дворец епископа — своеобразный выставочный зал с множеством картин на библейскую тему и иконами.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010