церковной архитектуры тип - трехцерковная базилика; ранние примеры выявлены в Ареши, Сабуе (ц. во имя прп. Шио Мгвимского), Ведзис-хеви, окрестностях Кварели (храмы во имя Дубской Богородицы и Вазовани), Шилда (ц. во имя Пресв. Богородицы), на некресском городище и в мон-ре Некреси. В пределах Н. е. проповедовали сирийские отцы прп. Антоний Марткопский и сщмч. Авив Некресский. Согласно сведениям «Гуджара Марткопского монастыря Гмртаеба», прп. Антоний Марткопский подвизался в Лопотском ущелье «в необитаемой местности и нек-рое время проживал в уединении». Когда вокруг него начала собираться многочисленная братия, прп. Антоний перешел в Ахмету (ПГП. 1965. Т. 2. С. 367-368). Сщмч. Авив, еп. Некресский, в источниках именуется «епископом города», «епископом Некреси-города»; в этой титулатуре подчеркивался как статус Некреси, так и местоположение архиерейской кафедры. Благодаря усилиям сщмч. Авива горцы Кахети (туши) и Дагестана (дидойцы) были обращены в христианство. Сщмч. Авив активно противостоял религиозно-культурному влиянию персов, к-рые в ту пору господствовали в Вост. Грузии, и принял мученическую смерть (Мученичество Авива Некресского//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 240-247). В VIII-IX вв., во время политической раздробленности Грузии, территория Н. е. оказалась разделенной между царствами Кахети и Эрети. Этот период был ознаменован новым подъемом церковного строительства. В эпиграфических памятниках встречаются имена нек-рых мастеров и строителей. Так, на фасадной стене ц. во имя прп. Шио Мгвимского в Сабуе сохранилась декоративная арка, украшенная крестом и надписью, выполненной асомтаврули : «Христос, Стефана помилуй» ( Чубинашвили. С. 1959. С. 154-155). Т. В. Барнавели датирует надпись IX в., Н. Ф. Шошиашвили - X в. В 1919 г. Г. Н. Чубинашвили обнаружил в окрестностях Дзвели-Гавази камень с надписями от 1025 г. (короникон 245), в к-рых упоминаются ктиторы М[...]ле (имя полностью не читается) и Савлай, а также архитектор Иоане ( Барнавели. |
Он знал на что идет. Когда он вернулся в Некреси, персидские начальники велели схватить его и без всяких разбирательств бить без милости, бичевать и пытать. Затем его, связанного крепкими узами, отвезли в Рехи к сатрапу, то есть наместнику шаха. По пути туда святитель обратил ко Христу сопровождавших его воинов. Они предложили ему свободу, но он не согласился на нее, решив чашу свою испить до конца. В верхней Кахетии, в городе Икальто, где находился другой ученик Иоанна Зедазнийского епископ Зенон, Авив получил послание от преподобного Симеона Столпника с Дивной горы, – они были знакомы в юности, а потом хотя мало виделись, но имели духовное общение на расстоянии и изредка переписывались. Преподобный Симеон прислал Авиву посох свой при письме, прозревая те мучения, на которые вели некресского епископа, укреплял его на подвиг. Исполнившись радости и новых сил, епископ Авив пошел в Мцхету, где просил своих спутников отпустить его ненадолго в Мгвимскую обитель, чтобы проститься со святым Шио, который пребывал в затворе. Преподобный Шио допустил своего друга в пещеру. После взаимного целования Авив сказал: – Помолись, отче, об Иверии и о народе грузинском, ибо беззаконные персы ныне заполонили наши пределы. Твоя молитва сильна и угодна Богу. Да даст Он нам силу сохранить веру христианскую. – Как ты залил огонь на их алтаре, – отвечал Шио, – так и Господь ни во что обратит все их капища. Знаю, что ты, брате, идешь на великое страдание за Христа. Трудами и болезнями подобает нам внити в Царствие Божие. Ныне же будешь ты в Раю Господнем! В тот же день епископ Авив пришел в город Рехи, где сатрап шаха Хозроя уже собрал множество военачальников и всяких чиновников, а также жрецов идольских и приготовил орудия казни. |
Удалившись в свою епископию, св. Авив построил в г. Некреси, на высокой горе, обитель, названную Вифлеемом, во имя Рождества Христова, где и продолжал свои иноческие подвиги, часто спускаясь в самый город для священнослужения и проповедования слова Божия. Между тем Некресская епархия, равно как и вся южная часть Грузии и Кахетии подверглись нападению персов. Пользуясь внутренними беспорядками Кахетии, Хозрой, сын персидского шаха, завоевал Кахетию и заалбанские области и рассеял туземных правителей. Не довольствуясь совершённым покорением Кахетии, персы старались везде истреблять слабые зачатки христианства, обращали не утверждённых в вере христиан вновь к огнепоклонству, разрушали храмы Божии и строили огнилища. Вся южная часть Грузии и Кахетии, теснимые персами, готовы были принять огнепоклонство. То же было и с епархией Некресской: она, по выражению летописца, «со всех сторон была объята огнём». В самом городе Некресе было огнилище, и жители как города, так и окрестностей, ходили к нему для принесения молитв и жертв языческим богам. При таких печальных обстоятельствах св. Авив, ревнуя о славе Божией, много и самоотверженно потрудился для искоренения огнеслужения в своей епархии. Он залил водой огнилище в Некресе, часто гасил священный языческий огонь и в других местах своей епископии. С крестом в руках ходил св. Авив по городам и селениям епархии, истребляя везде грубые заблуждения и суеверия. Дидойцы и другие обитатели Кавказа, убеждённые словом и жизнью этого подвижника, совершенно отпали от огнепоклонства и снова вступили в недра церкви православной. В короткое время своей проповеднической деятельности св. епископ Авив успел совершенно искоренить в своей епархии огнеслужение, потушить огнилища и даже обратить к христианству многих из персов. Язычники сильно озлобились за это на архипастыря и решились его погубить. Преследуемый ими, св. епископ вынужден был удалиться из города Некреси в одно укромное место, однако, он не покинул совершенно своей паствы, продолжая тайно посещать её. Но он недолго оставался в безопасности: он был схвачен и, после суда над ним, побит камнями. Страдальческое тело его похоронено было на месте самой казни, а затем уже, по свержению персидского владычества, торжественно было перенесено другом его и сподвижником, св. Шио, при участии католикоса, в Мцхетский кафедральный собор, где оно покоится и доныне, сокрытое под престолом. Память его грузинская церковь установила совершать 29 ноября 48 . |
Святой Авив, по прибытии в свою епархию, в виду г. Некресси, на высокой горе построил церковь в честь Рождества Спасителя. Печально было тогда положение всей Грузии. Персы, захватившие в это время Кахетию (Восточная Грузия), повсеместно насаждали огнепоклонство. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Дидойцы и другие горцы Кахетии, жившие на левому берегу реки Алазани, отреклись от огнеслужения и вошли через покаяние в лоно Церкви Христовой. Святитель Авив обратил в христианство и многих персов. Персидский сатрап, живший в городе Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Как повествует Имеретино–Абхазский католикос Арсений Великий автор описания мученичества святого Авива, святитель по дороге в Рехи получил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца (память 24 мая/6 июня), а также простился со своими святым Зеноном Икалтским и святым Шио Мгвимским (сведения о них помещены под 7/20 и 9/22 мая). Представ перед персидским сатрапом, святитель Авив отказался принять зороастризм, обличая его в идолопоклонстве и твердо исповедуя перед ним Бога Христа. По приказанию сатрапа святителя Авива подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего он мученически скончался, избитый камнями в селении Рехи, близ Гори. Тело святого Авива бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни птицы, ни тление не коснулись святых мощей. Братия Самтавийской обители с честью погребли их в своей обители. Мощи святого, прославленные исцелениями, были позднее, при правителе Картли Степанозе (639–663), по желанию католикоса Фавора перенесены из Самтавийской обители в Мцхетский Самтаврский собор в положены под престолом, где почивали под спудом. |
После долгой беседы святитель Авив духовно укрепился и приготовился на предлежащий подвиг, радостный и бодрый духом, священномученик возвратился во Мцхета. Наконец, его привели в местечко Рехи и представили сатрапу, который перед тем собрал множество епископов, иереев и областных правителей, чтобы публично перед всеми допросить блаженного. Стечение народа было огромное. Когда все было приготовлено и привели блаженного Авива, епископа Некресского, сатрап спросил его; Для чего пренебрег ты владычеством царя царей и убил божество наше? Святой Авив отвечал: Я не знаю никакого другого Царя царей, кроме Господа нашего Иисуса Христа, а ваше огнище я потушил потому, что этим желал развеять диавольскую прелесть. При этом прошу, оставьте это неверное и нечестивое служение и познайте единого и Истинного Бога, Которым создано все, и Тому единому служите. Ибо написано в законе: Господу Богу твоему поклоняйся и Тому единому послужи (Втор. 6; 13). Сатрап говорил мученику: Я спрашиваю тебя, для чего ты убил наше божество, а ты хочешь привести нас к своему Богу . Блаженный Авив отвечал так: Да будет тебе известно, что я не убивал бога, но погасил только огнище, которое есть сатанинское служение и не есть божество. Ибо знай, что огонь есть часть материи, которую Бог создал и из которой устроил этот видимый мир. Он устроил его из четырех равных стихий: из земли, воды, огня и воздуха, которые поддерживаются взаимно между собой, и такая огромная масса стоит совершенно прямо, и части ее не перевешивают одна другую. И ваш огонь, которому вы кланяетесь, есть часть той материи. Вы ее поддерживаете дровами, а я полил водой и совершенно погасил ее, чтобы истребить нечестивое служение ваше. Как видите, вода победила ее, совсем погасив огонь. Я удивляюсь вашему безумию и ярости, и тому, что вы не стыдитесь называть бездушный огонь божеством, тогда как он подчинен вам и служит для ваших нужд. Идол никого не видит и ничего не разумеет. Как же он может быть божеством? Это бездушная статуя, - продолжал он, указывая на идола, - для чего вы устроили в своих селениях и городах, как вы сами говорите. алтари для неугасимого пламени и воздвигли для поклонения золотого, вами же окованного идола, которого называете теперь божеством, и служите ему? |
Некресси, заброшенный монастырский комплекс , расположенный за рекой Алазани в Кахетии Кварельского района. Сохранились небольшая трехнефная базилика (конца IV в.), купольная в плане квадратная церковь (IX в.) и дворец XVI в. В Некресси прославился его епископ сщмч. Авив (пам. 29 Н.), друг св. Симеона Столпника и ученик св. Иоанна Зедазенийского, пришедший вместе с другими сирийскими отцами для установления монашества в Грузии. После завоевания Кахетии и Карталинии Хозроем Нуширваном (531-579 гг.) персы-огнепоклонники устроили рядом с его кафедрой капище и стали совращать местных христиан. Владыка ходил с проповедью по городам и селам, возвращая к истинной вере христиан и приводя ко Христу многих персов. За это был посажен в темницу, а потом схвачен и ведом на допрос к сатрапу. После избиения камнями тело Авива связали веревками и оттащили за город на растерзание зверям и птицам. Мощи бережно унесли братия обители Самтависи. При правителе Стефане (639-663) мощи перенесли в Самтавро и положили под святым престолом. Дзвели Шуамта (V-VII вв.) , прежде монастырский комплекс, состоящий из трех церквей, нескольких часовен и остатков жилых помещений. Расположен в предгорьи, в 7 км от Телави. Самое раннее из зданий — типичная трехнефная базилика V в. Следующая по хронологии купольная церковь – упрощенный вариант мцхетского Джвари с остатками росписи XI-XII вв. Миниатюрная купольная церковь VII в. типа Джвари, но без угловых помещений и декора фасадов. Здесь останавливалось русское посольство, направленное царем Борисом Годуновым с миссией к кахетинскому царю Александру II. Гареджи (с VI в.), действующий мужской монастырь во имя прп. Давида Гареджийского. В царство солнца , как называют греки час заката, мы добрались до Давид Гареджа. Кто посещал вершины диких гор В тот свежий час, когда садится день, На западе светило видит взор И на востоке близкой ночи тень, Внизу туман, уступы и кусты, Кругом все горы чудной высоты, Как после бури облака стоят, И странные верхи в лучах горят |
Царствование царя Парсмана (541–555), пишет Вахуштий, 37 ознаменовано прибытием в Иверию 13 Сирийских подвижников. Тайное их призвание Божие в Иверию, Иверцы, как пишут летописцы, должны были признать сами, когда водимые верою подвижники, вступая в Мцхет, немокрыми ногами перешли реку, и к удивлению встречавшего народа, царя Парсмана и Католикоса Евлавия, приветствовали миром и благословением на языке Иверцов. Летописи наши сохранили имена всех их, и жизнь некоторых из них. Имена их суть: 1 Иоанн, глава, учитель всех других; 2 Абиб или Авив; 3 Антоний; 4 Давид; 5 Зенон, 6 Фаддей, 7 Исе или Иессей, 8 Иосиф, 9 Исидор, 10 Михаилу , 11 Пирр, 12 Стефан, 13 Шио и 14 всегдашней сопутник Иоанна Дьякон Илия. Отцы сии отказавшись от управления Эпархиями, которые предлагаем было им царь и Католикос, избрали себе для пребывания места, удобного для проповеди веры христианской и поучения народа. Так: 1) Иоанн, старейший из всех их и по летам, поселился на крутой горе Зедазнийской, покрытой густым лесом не далеко от города Мцхета. Истребив здесь остатки языческих капищ, сей подвижник из малой келии своей изливал дары благодати Божией на приходившей к нему народ. Высокая его, жизнь и чудеса доныне воспеваются Грузинскою церковью в 7 день Мая. На этом месте по его кончине построена церковь во имя его, существующая до ныне, в развалинах. 2) Авив Некреский, по просьбе Католикоса и царя принявший сан Епископа и Кафедру Некресскую, ослабил огнепоклонников Персидских обращением многих из них к свету Евангелия; обратил опять к вере обитателей Кавказа и тех из горцев, которые отпали от христианства к язычеству. Но по проискам начальника служителей огня 38 тайно схвачен, побит каменьями и брошен на съедение зверям и птицам в селении Рехи, в 30 верстах от г. Гории Останки сего мученика преданные земле в бывшем около Рехи монастыре, Владетельным князем Стефаном, сыном царя Адарнаса, изъяты из земли и с великим торжеством положены в Мцхетском Кафедральном Соборе, где до ныне поклоняются им с умилением. День его мученичества воспоминается Иверскою церковью 29 Ноября. |
Трёх святителей – 30 января. Четырёх святителей – 5 октября. Святые угодники в алфавитном порядке с указанием дней памяти их. А арон первосвящ. (в неделю Праотцов). Або муч. 790 года, 8 января. Аввакум муч. 270 года, 6 июля. Аввакум пророк, 2 декабря. Авгурий муч. 259, 2 августа. Августа м. (с Екатериною) 24 нояб. Августин еписк. 430, 15 июня. Авда, еп. Сузы, св. 418 г., 31 мар. Авда, еп. Каскарский и муч., 375 г., 16 мая. Авделай свмуч. (с Симеоном) 344 г., 17 апреля. Авделай, друг. муч., 375 г., 16 мая. Авдифакс муч. 269 г., 6 июля. Авдиисус муч. 375 г., 16 мая. Авдий пророк около 560 года перед Рождеством Христовым), 19 ноября. Аверкий муч., 26 мая. Авенарий, царь III века, 19 ноября. Аверкий Иерапольский 167 г., 22 окт. Авив муч. (с Гурием и Самоном) 320 г., 15 ноября. Авив Некресский IV в., 29 нояб. Авим муч. (из Маккавеев) за 183 года перед Рождеством Христовым, 1 августа. Авксентий преп. в Вифинии около 460 года, 14 февраля. Авксентий, учен. Космы, IX века, 18 апреля. Авксентий, преп. Вологодский, 1521 года, 12 июня. Авксентий, муч. Севастийский, 305г., 13 декабря. Авраам патриарх – в неделю Праотцов и 9 октября. Аврамий, преп. Печенгский, 1517 г., 4 февраля. Аврамий, м. Болгар., 1229 года, 6 марта и 1 апреля. Аврамий, преп. Чухломский, 1375 г., 20 июля. Аврамий, преп. Смоленский, не позже 1220 г., 21 августа. Авраамий Печерский, 21 августа. Аврамий, преп. Палеостровский, около 1420 года, 21 августа. Аврамий Печерский, трудолюбивый, XIV века, 21 августа. Аврамий, преп. Мирожский, 1158 г., 24 сентября. Аврамий Ростовский, XII века, 29 октября. Аврамий, затворник Геллеспонтский, IV века, 29 октября. Автоном свящ. 313 г., 12 сент. Авундий муч. III века, 13 августа. Агав, Ап. из 70, 4 янв. и 8 апр. Агапит, препод. Маркушевский, 1584 года, 21 мая. Агапит преп., безмездный врач, около 1095 г., 1 июня. Агапий Ватопедский, 1 марта. Агапий муч. 303 г., 15 марта. Агапий муч. 304 г., 3 апреля. Агапий, м. Римский, 118 г., 20 сент. |
Положением Синода ГПЦ от 17 окт. 2002 г. епархия переименована в Некресско-Эретскую, в 2009 г. ей возвращено старое название. С 1997 г. Н. е. управляет митр. Сергий (Чекуришвили). Архиереи сщмч. Авив Некресский (30-60-е гг. VI в.); Василий (ок. 1556-1560); Климент (ок. 1561-1584); Иосиф (ок. 1589); архиеп. Захария (ок. 1605); Роман (ок. 1613); Арсений (ок. 1637-1640); Никифор (ок. 1673); Николай (ок. 1709); Авив (Русисшвили; ок. 1724); Иоанн (Джорджадзе; 1739/40-1751); Досифей (Черкезишвили; 1751 (?) - 1789); Иоанн (Диасамидзе; ок. 1789); Амвросий (Микадзе; 1794-1811, с перерывом); Григорий (Нодаришвили; ок. 1799); Сергий (Чекуришвили; с 1997). Монастыри Некреси, в честь Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, муниципалитет Кварели, мужской, основан в VI в., возобновлен в 2000, настоятель - игум. Антоний (Павлиашвили)); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, муниципалитет Кварели, мужской, основан в 1565 царем Кахети Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999, настоятель - иером. Иоанн (Балиашвили)); Кварельский (Дуби), в честь Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Бадри Арчуадзе); лагодехский, во имя св. Варвары (г. Лагодехи, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Феодор Хуцишвили); лагодехский, в честь Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, женский, основан в 2002, настоятель - иерей Арсений Кереселидзе). Ист.: Иоселиани П. Путевые записки по Кахетии. Тифлис, 1846; Пурцеладзе А. Величие Багратионов. Тифлис, 1881 (на груз. яз.); Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом: Мат-лы, извлеч. из Московского главного архива Мин-ва иностранных дел. М., 1889. Т. 1; Хаханашвили А. Гуджары. Кутаис, 1891 (на груз. яз.); Шилдели Е. Шилда//Моамбе (Вестник). Тифлис, 1895. Вып. 4. С. 1-26 (на груз. |
На месте идольского капища был сооружен храм во имя Иоанна Предтечи – небесного покровителя игумена – как будто вражеское знамя, развивавшееся над Грузией, было сорвано, и на его месте взвилась хоругвь со знамением Креста. Слово «Зедазени» означает «ввысь и ввысь». Зедазенский монастырь похож на орлиное гнездо, свитое на вершине горы. Как молодые орлы, первыми покинули это гнездо два монаха – Исе и Авив, которые по воле Католикоса и царя были рукоположены в епископы двух древних епархий – Цилканской и Некресской. Исе прославился даром чудес, Авив – борьбой с огнепоклонством, которая окончилась для него мученическим подвигом. Прочих своих учеников преподобный Иоанн после вторичного явления ему Божией Матери разослал во все концы Карталинии и Кахетии, а сам остался на Зедазени вместе с диаконом Илией. Как двенадцать пламенно горящих светильников, двенадцать учеников Иоанна озарили Карталинию и Кахетию неугасимым духовным светом евангельской проповеди – от Триалетских до Кавказских гор. Грузинская Церковь прославляет преподобного Шио как анахорета и пустынника, духом подобного пророку Илие и преподобному Антонию Великому. Он имел власть над дикими зверями и понимал их язык, как Адам в Эдеме. Его монашеская мантия разверзала волны Арагви как милоть пророка Илии – Иордан. Он основал Шио-Мгвимскую обитель в ущелье гор, как преподобный Савва – Лавру близ Иерусалима, с кельями, высеченными в скале, спускающимися уступами вниз на дно глубокого оврага. Скалы около Мгвимского монастыря испещрены пещерными кельями, словно гора стала ульем пчелиных сот, где монахи собирают мед благодати с цветов молитвы и безмолвия. В конце своей жизни преподобный заточил себя, как судья узника, в каменное подземелье, похожее на глубокий колодец. Во тьме затвора душа его созерцала Божественный Свет. Он встретил смерть в своем каменном гробе как вечную жизнь. Церковь называет его «стеной и защитником Грузинского Царства». Преподобный Давид Гареджийский поселился на горе, возвышающейся на западе Тбилиси. У него был особый дар молитвы. Казалось, что он приносил покаяние за всех жителей Тбилиси, даже за тех, кто отступал и отвращался от Христа, и своими молитвенными слезами, похожими на мученическую кровь, хотел угасить огни в капищах Зороастра, которые по ночам сверкали, как глаза волчьей стаи, собравшейся у подножия горы. |
|