Церковная жизнь на территории оккупированной Украины в годы Великой Отечественной войны 23 января, 2008. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) С самого начала оккупации разработанные нацистами меры в отношении религии имели успех: значительная часть духовенства и мирян поверила пропаганде. Приход немцев рассматривался некоторыми как спасение веры и Церкви. 22 июня 1941 г.- это не только печальная дата в истории народов СССР, но и серьезный повод для ретроспективного анализа прошлого и размышления о настоящем и будущем, так как уроки предыстории Второй мировой войны, трагического начала Великой Отечественной войны для нынешних поколений далеко не уяснены и не осознаны. Современная историческая наука еще до конца не освободилась от нагромождения мифов и государственно-партийной ура-патриотической фальши в историографии СССР предвоенного, военного и послевоенного периодов. Это сегодня мешает объективно разобраться в недавней истории общества — истории, которая должна вызывать у молодежи и боль, и сострадание, и радость за своих дедов-победителей, и потребность в понимании причин и последствий недавнего трагического прошлого для нынешнего цивилизованного мироустройства и достойного участия в судьбе граждан государств, которые входили в состав Советского Союза. Как известно, до Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь переживала одно из тяжелейших времен своего существования. Церковь подвергли жестоким гонениям: варварски рушили храмы, тысячами убивали и ссылали священнослужителей, да и просто верующих людей. В 1939-1941 гг. церковная жизнь в легальных формах сохранилась, по существу, лишь в присоединенных западных епархиях Украины. Здесь было более 90% всех приходов Русской Православной Церкви, здесь действовали монастыри, все епархии управлялись архиереями. На остальной территории страны церковная организация была разрушена: в 1939 г. в СССР оставалось лишь 4 кафедры, занятых архиереями, включая Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия, около 100 приходов и ни одного монастыря.

http://pravmir.ru/cerkovnaya-zhizn-na-te...

Синод УПЦ, прошедший вчера в Киево-Печерской Лавре, принял ряд кадровых и административных решений 24 декабря, 2010. Протоиерей Андрей Дудченко Вчера, 23 декабря, в Киеве состоялось два заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви — расширенное и обычное. На первом принимали годовые отчеты Синодальных отделов, а на втором, журналы которого были опубликованы на официальном сайте УПЦ к вечеру, был принят ряд важных решений. Вчера, 23 декабря, в Киеве состоялось два заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви — расширенное и обычное. На первом принимали годовые отчеты Синодальных отделов, а на втором, журналы которого были опубликованы на официальном сайте УПЦ к вечеру, был принят ряд важных решений. Снова пополнились ряды украинского епископата. Теперь в УПЦ будет 70 архиереев, что составит почти треть всех епископов Московского Патриархата (241, включая новоизбранных). Новые викарии будут поставлены в Киевскую, Белоцерковскую и Львовскую епархии. Епископом Броварским, викарием Киевской митрополии, определено быть архимандриту Феодосию (Снигиреву), благочинному монастырей Киевской епархии. Епископом Рокитнянским, Белоцерковским викарием назначен архимандрит Никодим (Барановский), преподаватель литургики Киевской духовной академии. Епископом Дрогобычским, викарием Львовской епархии назначен архимандрит Филарет (Кучеров), руководитель «Миссии социальной помощи детям». Надо отметить, что это не первая попытка назначения викария во Львов — епархию, где наиболее сильно влияние Украинской Греко-Католической Церкви, и кроме того, где управляющий епархией — архиепископ Августин (Маркевич) — не так часто бывает на месте, ввиду занятости на посту председателя Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и представителя УПЦ в Верховной Раде. Еще в январе 2007 года Синод избрал викарием Львовской епархии насельника Киево-Печерской Лавры игумена Глеба (Дыню), но спустя три месяца отменил это решение по причине состояния здоровья кандидата.

http://pravmir.ru/synod-upc-23-dekabr/

Закрыть Церковь разрушает мифы о войне 01.04.2005 166 В четверг в Москве под эгидой Русской православной церкви состоялась конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, " За други своя: Русская православная церковь и Великая Отечественная война " . В форуме приняли участие патриарх Алексий II, представитель президента в Центральном округе Георгий Полтавченко, члены Совета федерации и депутаты Госдумы. Практически каждое выступление историков - как церковных, так и светских - начиналось с рассказа об открытии храмов и возрождении церковной жизни на оккупированной немцами территории. Святейший патриарх Алексий II открыл конференцию. Отметив патриотический дух Священноначалия, патриарх сообщил, что к 60-летию Победы все церковнослужители-фронтовики будут награждены новым церковным орденом - Святого князя Дмитрия Донского. Алексий II вспомнил о своих детских впечатлениях: - Когда в годы войны многие наши соотечественники из центральных областей России были вывезены фашистами в Эстонию и помещены в лагеря, духовенству города Таллина было позволено духовно окормлять этих людей. Меня, тогда еще мальчика, мой родитель брал на богослужения, которые он совершал в этих лагерях. Алексий рассказал о духовном подъеме среди узников и желании креститься. В заключение Алексий II призвал историков серьезно и объективно, " без мифотворчества " , отнестись к исследованию вклада церкви в победу над фашизмом. Участники конференции так и поступили. Выяснилось, что немецко-фашистские захватчики открывали на оккупированных советских территориях храмы, а " красные партизаны " убивали служивших там священников. Как сообщил архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич), только на Украине с приходом немцев было открыто 5400 храмов, началась хиротония священников и архиереев, " то есть полностью восстановилась деятельность канонической церкви " . И хотя многие храмы были открыты стихийно, силами самих верующих, однако немецкие оккупанты тоже открывали храмы. По данным церковного историка протоиерея Владислава (Цыпина), всего за два года немецкой оккупации было открыто 10 000 православных храмов. В Белоруссии " только в Минской епархии при немцах открыли 120 храмов и были полностью восстановлены шесть православных епархий " . Все выступавшие историки неоднократно упоминали о фактах " убийства священников красными партизанами " , однако без конкретных примеров и цифр. А протоиерей Владислав (Цыпин) признался " Известиям " , что у него " нет достоверных сведений о партизанских расправах " , зато он знает о том, что 27 священников и епископ были убиты во время фашистской оккупации украинскими националистами. Он отметил, что немцы позволили открыть далеко не все храмы - некоторые использовались для содержания пленных и хозяйственных нужд. Кроме того, он сообщил, что в 1943 году Собор РПЦ постановил отлучать от церкви сотрудничавших с оккупантами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

А был ли мальчик? Работая над статьей «Опаснее врага», я отдавал себе отчёт, что из Петербурга, фактически умозрительно, сделать объективный анализ проблемы украинской автокефалии затруднительно, и поэтому более сосредоточился на удивившей меня реакции московских участников украинских дел. Эта реакция, а вернее отсутствие таковой, на решение Архиерейского собора Украинской Православной Церкви и стала главной причиной написания статьи. С другой стороны, в нашей редакции понимали, что одной статьёй в столь серьёзном вопросе не отделаться, а чтобы яснее разобраться в ситуации нужно пообщаться вживую с участниками процесса. И меня направили в командировку в Киев. За прошедшую неделю я имел удовольствие пообщаться со многими людьми, реально сведущими в обозначенной проблеме. Мне удалось побеседовать (перечисляю в порядке очередности встреч) с руководителем пресс-службы Предстоятеля УПЦ Василием Семёновичем Анисимовым, главным редактором сайта «Православие в Украине» священником Андреем Дудченко, Председателем «Единого отечества» Валерием Кауровым, нашим автором , публицистом Игорем Друзем, депутатом Верховной Рады Екатериной Семёновной Самойлик, директором киевского Центра богословских исследований о. Петром Зуевым, публицистом диаконом Андреем Глущенк о, руководителем Издательского отдела УПЦ МП игуменом Лонгиным (Чернухой), секретарём Предстоятеля УПЦ епископом Переяслав-Хмельницким Александром (Драбинко), руководителем ОВЦС УПЦ игуменом Кириллом (Говоруном), Управляющим делами УПЦ архиепископом Белоцерковским и Богуславским Митрофаном (Юрчуком), архиепископом Львовским и Галичским Августином (Маркевичем), участником обсуждения статьи на нашем форуме Алексеем Мартюшевым, настоятелем Свято-Троицкого храма в селе Рохманив и храма-палатки св. Александра Невского перед Верховной Радой Украины протоиереем Олегом Сирко, Руководителем Главной редакции телевизионных программ УПЦ протоиереем Георгием Коваленко, Председателем Союза Православных братств Украины Валентином Лукияником, православным юристом Геннадием Литвиновым. Причём с каждым из перечисленных людей у меня состоялся подробный, обстоятельный разговор, за что я им всем, а особенно архиереям и духовенству глубоко благодарен. Помимо этих встреч были и многие случайные разговоры с простыми верующими паломниками, соседями по многоместной келии в гостинице Киево-Печерской Лавры, где мне посчастливилось остановиться. Особенная благодарность сотрудникам пресс-службы В.Анисимову и А.Захарченко, поспособствовавшим многим моим контактам в Киеве.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Блаженный Августин — см. примечание на стр. 631. 492 …наставшая вскоре затем филаретовщина всех их свела и скорчила. — Лесков имеет в виду режим, установленный московским митрополитом (с 1821 г.) Филаретом Дроздовым (см. стр. 634). 493 …Урию на войну услал, а к его Вирсаве со грехом ходит. — В библейской Второй книге Царств рассказывается, как царь Давид, чтобы овладеть понравившейся ему Вирсавией, услал ее мужа Урию на войну, где он и погиб; от брака с Вирсавией у Давида родился сын Соломон (Мудрый). 494 …когда, бывало, ему что-нибудь из Евстафия Плакиды приведет…— Евстафий Плакида — римский вельможа и полководец, христианский великомученик (ум. ок. 118 г.). 495 …архиерей в ту пору был Г-иил. — В 1821–1828 годах архиереем в Орле был Гавриил Розанов (1781–1858). 496 Ему бы, по-моему, «Весельчака» издавать. — «Весельчак» — еженедельный юмористический и сатирический журнал, выходивший в Петербурге в 1858–1859 годы. 497 …отвлеченнее, чем в Аристофановой комедии, — все «на облаках» происходит. — «Облака» — комедия древнегреческого драматурга Аристофана (IV–V в. до н. э.). 498 …дворник, которому сама полиция верит больше, чем любому ученому и литератору. — Здесь и дальше у Лескова намек на то, что в царской России дворники систематически использовались полицией для слежки и доноса за проживающими в доме. 499 …плюнул так решительно, как мог плевать только известный Костанжогло…— В главе третьей второго тома «Мертвых душ» Костанжогло несколько раз гневно плюет. 500 …«раннего батюшку» за себя нанимал…— Состоятельные священники, чтобы не утруждать себя ранним вставанием, нанимали вместо себя какого-либо безработного и нуждавшегося попа. В больших городах, вблизи церквей и соборов, порою образовывались своеобразные «биржи труда». 501 …таких своих энгелистов привели…— то есть нигилистов. Ср. стр. 259 наст. тома. 502 Есть чем стесняться? суньте два пальца вместо руки, — вот и сановник. — Эти слова — изложение эпизода, случившегося на вечере у Лескова, когда писатель, камергер Б. М. Маркевич подал генерал-майору А. П. Щербатову два пальца (А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 299). 503

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Особую озабоченность вызвали у архиереев УПЦ поправки к украинской конституции, которые разрешают властям принимать решение о поочередном служении в одном храме представителями различных конфессий Основанием для этого послужили пункты пресловутого Баламандского соглашения 1993 года, подписанного рядом православных и католических иерархов. Подобное решение депутатов Верховной Рады не только не учитывает канонического аспекта данной проблемы, но способно породить множество новых конфликтов на религиозной почве. Диалог между УПЦ и УАПЦ становился все оживленнее. Это вызывало разные отклики внутри Украинской Церкви. Одни искренне радовались первым попыткам вернуть раскольников в лоно Матери-Церкви. Другие откровенно боялись, что соединение с ними принесет плачевные результаты. Обращалось внимание на проблему безблагодатности раскольничьей иерархии, на противный Евангелию дух национальной обособленности, который могли привнести в Церковь раскольники, в искренности устремлений которых были большие сомнения Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) объявил, что в его епархии абсолютно не приемлется идея автокефалии, хотя бы и канонической, что ставит под большой вопрос поиск точек соприкосновения в диалоге с раскольниками Многие иерархи УПЦ, в том числе и Преосвященный Августин (Маркевич), епископ Львовский и Дрогобычский, обращали внимание на то, что речь может идти не об объединении с УАПЦ, но исключительно о принятии в лоно Украинской Православной Церкви лиц, покаявшихся в учинении раскола. А именно покаяния в поведении «архиереев» УАПЦ как раз и не усматривалось Однако, пока строились прогнозы относительно результативности переговоров об объединении между УПЦ и УАПЦ, произошло сенсационное событие: как гром среди ясного неба прозвучало вдруг заявление «патриарха» Димитрия Яремы, сделанное им во Львове 23 ноября 1995 года на встрече с общественностью в музее истории религии. Лжепатриарх УАПЦ объявлял, что условием объединения его «церкви» с УПЦ может быть только автокефалия Украинской Церкви. «Пока я буду Патриархом, никакого покаяния перед Москвой не будет. Речь может идти только о независимой поместной Украинской Церкви,» сказал Ярема Принесение покаяния в учинении раскола, по мнению лжепатриарха, имело бы еще «худшие» последствия, чем Переяславская Рада Ярема также заявил, что пока УПЦ КП возглавляет Филарет, ни о каком диалоге с этой конфессией не может быть и речи. Димитрий сказал, что вместе с покойным «патриархом « Володимиром Романюком они готовились к объединению своих конфессий в одну, но смерть главы УПЦ КП, которую кто-то, по мнению Яремы, ускорил, оборвала эти планы. Глава УАПЦ заявил, что вместе с Романюком они были готовы отказаться от своих «патриарших престолов» ради объединения

http://sedmitza.ru/lib/text/440088/

обсуждение всего комплекса вопросов, связанных с участием представителей правосл. Церквей в контактах с инославным миром, в частности в двусторонних богословских диалогах, в работе ВСЦ и др. международных христ. орг-ций. Доклад и. о. председателя Учебного комитета и ректора Московских духовных школ еп. Евгения был посвящен проблемам богословского образования, заключающимся, в частности, в нехватке преподавательских кадров, снижении числа рукоположений среди выпускников ДС и финансовых трудностях. После докладов состоялась дискуссия. Острокритический характер носило выступление Львовского еп. Августина (Маркевича) . Рассказав о трагической ситуации в его епархии и во всей Галиции, он упрекал собратьев-архипастырей в недостаточном противостоянии униатскому прозелитизму. Кроме того, еп. Августин дал жесткую характеристику проявлениям неообновленчества. Критическое отношение к экуменизму выразили в своих выступлениях епископы Уфимский Никон (Васюков) и Тернопольский Сергий (Генсицкий). Постоянные члены Свящ. Синода митрополиты Смоленский Кирилл и Крутицкий Ювеналий и архиеп. Солнечногорский Сергий (Фомин) , хотя и полемизировали между собой в оценке эффективности участия представителей нашей Церкви в деятельности ВСЦ в прошлом, в основном высказались за то, чтобы РПЦ оставалась в ВСЦ. Их поддержали епископы Уральский Антоний (Москаленко) и Зарайский Павел (Пономарёв) , управляющий приходами Московского Патриархата в США. Киевский митр. Владимир (Сабодан) говорил о крайне тяжелом положении УПЦ, против к-рой ополчились раскольники-автокефалисты, униаты, римо-католики, язычники, греч. старостильники, раскольники из т. н. «Свободной церкви», представители РПЦЗ. Глава УПЦ просил А. С. дать укр. Синоду полномочия на диалог с братскими поместными Церквами по вопросу о положении УПЦ. Большой интерес у участников А. С. вызвал зачитанный Керченским архиеп. Анатолием (Кузнецовым) текст речи отсутствовавшего по болезни Сурожского митр. Антония (Блума) . Митр. Антоний поднял вопрос о духовничестве, участии РПЦ в ВСЦ и экуменическом движении, отношениях правосл.

http://pravenc.ru/text/76520.html

Но скажите, есть ли в нём хоть тень ораторской опытности? Где искусство составлять приступы, изобретённое и переданное столькими ученейшими наставниками, древними и новейшими? Где здравые доказательства? Где движения душевные? Где необходимейшая в священных речах заключения? Где структура мерной речи? Где украшенье, блеск, остроумие, сила, важность, плавность? Где энергия, где важность мыслей, где единство частей? Совершенно нет никакого разнообразия, без которого красноречие ничтожно. Все курьёзы свои Млодзяновский составляет, обыкновенно, из одних разговоров и вопросов, и притом безвкусных: «Давид святой, что делаешь? Любишь ли Бога? Люблю, говорит. Полно любишь ли Его? Люблю. Самарянка, куда идешь? Вероятно, повидаться с друзьями? Но не за водой с ведром. Неужели ты, самарянка, не считаешь это бесчестным? Неужели хочешь, чтобы другие смотрели на тебя подозрительно»? Что же такое пристойная речь, я думаю это не приходило ему на мысль; потому что и самые печальные предметы, наприм. страдания Христовы, не отнимают у него шутливости. Если это красноречие, то пусть покажет нам добрый господин Млодзяновский, у каких авторов он научился этим правилам, какими авторитетами оно одобрено. Пусть созовутся вместе как бы на собор – Платон, Аристотель, Цицерон, учитель Геренния, Фабий Квинтилиан 20 , Гермоген 21 , Августин, также из новейших Юний Мельхиор, Еразм Роттердамский 22 , автор дворца (Palatium), Киприан Зоврий 23 , Мендоза 24 , Кавзин 25 , Фамиан Страда 26 , Понтан 27 , автор энциклопедии наук, Сигизмунд Lavxiai и бесчисленные другие, издавшие что-нибудь об этой науке: кто из них учит подобному красноречию, скажу более, кто не отвергает его, как смешного и нелепого?... Это сказано мною не по ненависти человеческой, потому что я умею уважать добродетель и во враге, ибо никогда не откажу в красноречии Еразму Роттердамскому, Юнию Мельхюру, Страде, Кавзину и другим потому только, что они враги наши 28 ». В 1706 г. 4 июля прибыл в Киев государь для основания Печерской крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

По этой теме выступили архиепископ Львовский Августин (Маркевич), причем его речь носила остро проблемный характер, а также митрополит Одесский Агафангел, епископ Тульчинский Ипполит (Хилько), архиепископ Винницкий Макарий (Свистун), епископ Каменец-Подольский Феодор (Гаюн), архиепископ Черкасский Софроний (Дмитрук), епископ Белоцерковский Серафим (Зализницкий) и другие архипастыри, представлявшие Украинскую Православную Церковь . Неоднократно по ходу дискуссии брал слово Святейший Патриарх Алексий II, комментируя выступления участников дискуссии. С особой озабоченностью обсуждалось на Соборе и положение Православной Церкви в Эстонии, подвергаемой дискриминации со стороны правительства Эстонии. Этой теме посвятил свою речь архиепископ Таллинский и всей Эстонии Корнилий (Якобс). В дискуссии прозвучал призыв к признанию правительством Эстонии Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата субъектом права, который не прервал своего существования в 1940 г., но неизменно продолжал действовать на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада первосвятителя, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям, ряд вопросов церковного устройства и управления. На соборном заседании 14 августа председателем синодальной Комиссии по канонизации святых митрополитом Крутицким Ювеналием были представлены доклад и материалы к прославлению российских новых мучеников и исповедников 20 в. и других подвижников веры и благочестия. Доклад митрополита Ювеналия состоял из трех частей, в первой речь шла о соборном прославлении новых мучеников и исповедников для общероссийского почитания, причем в Собор новомучеников предлагалось внести также имена ранее местно прославленных подвижников, вторая часть доклада была посвящена теме, вызывавшей в течение многих лет особо пристальный интерес как церковного народа, так и широких кругов общественности – прославлению императора Николая II и других царственных мучеников, и третья часть – канонизации других святых, подвизавшихся в разные исторические эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви 04.04.2017 4 апреля 2017 года в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось очередное заседание Синода Украинской Православной Церкви . В начале заседания Его Блаженство проинформировал присутствующих о главных событиях церковной жизни, имевших место после предыдущего заседания Синода Украинской Православной Церкви . Синодом учреждён орден преподобного Иова, игумена Почаевского трёх степеней. В связи с законодательным введением наставничества над детьми, проживающими в заведениях для детей-сирот, и детей, лишённых родительской опеки, главе Синодального отдела по делам семьи архиепископу Ровеньковскому и Свердловскому Пантелеимону (Поворознюку) поручено представить на рассмотрение Блаженнейшему митрополиту Онуфрию " концепцию о наставничестве в УПЦ над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки " . Утвержден обновленный состав Синодальной богословско-канонической комиссии во главе с митрополитом Белоцерковским и Богуславским Августином (Маркевичем) . Утверждены изменения и дополнения в устав Синодального отдела по делам молодёжи. Также принят ряд административных решений по устроению внутренней жизни епархий и монастырей Украинской Православной Церкви. Синод принял к сведению письмо игумена Афонского Пантелеимонова монастыря архимандрита Евлогия (Иванова) , поступившее 27 января на имя митрополита Онуфрия, в котором сообщается о решении собора старцев обители временно прекратить деятельность подворья обители в г. Киеве , функции которого выполнял храм свт. Михаила, первого митрополита Киевского, при Александровской больнице . О причинах такого решения Пантелеимонова монастыря не сообщается. Подворье афонского Пантелеимонова монастыря в Киеве, действовавшее здесь до 1923 года, было возрождено в 2012 году. Официальный сайт Московского Патриархата / Agionoros.ru / Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 06.04.2017 06:37:57

http://drevo-info.ru/news/22165.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010