Авв. 3 :14. Ты поразил главы сильных умоизступлениемъ 75 : они потрясутся в немъ 76 , разорвут свои оковы 77 , как нищий тайно поедающий 78 . Авв. 3 :15. Ты ввел в море коней Твоих. возмущающих великия воды 79 . Авв. 3 :16. Я стоял на страже 80 и убоялось сердце мое от молитвенного голоса уст моих и вошел трепет в кости мои, пришла в смятение во мне сила 81 моя. Успокоюсь 82 в день скорби моей, чтобы мне войти к народу, пришедшему со мною 83 . Авв. 3 :17. Посему (если) смоковница не принесет плода, и не будет плода на виноградных лозах, обманет урожай 84 маслины и поля не дадут пищи, у овец не будет корма и волы не будут при ясляхъ 85 , Авв. 3 :18. Но я (и тогда) 86 о Господе возрадуюсь, возвеселюсь о Боге Спасителе моем. Авв. 3 :19. Господь Бог мой 87 — сила моя, направит ноги мои на совершение 88 , на высоту возведет меня, чтобы быть мне победителемъ 89 в восхвалении Его. Книга пророка Софонии Глава 1 Соф. 1 :1. Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сына Амории, сына Езекии, во дни Иосии, сына Амона 2 , царя Иудейского. Соф. 1 :2. Все совершенно да исчезнет с лица земли! говорит Господь. Соф. 1 :3. Погибнут люди и скот, погибнут птицы небесные и рыбы морския, и изнемогут нечестивые, и истреблю беззаконников с лица земли, говорит Господь. Соф. 1 :4. И простру руку Мою на Иуду и на всех жителей Иерусалима, и истреблю с места сего имена Ваала и имена жрецов со священниками 3 , Соф. 1 :5. И покланяющихся на кровлях воинству небесному, и клянущихся Господом и клянущихся царем 4 своим, Соф. 1 :6. И уклоняющихся от Господа, и не ищущих Господа, и не держащихся Господа. Соф. 1 :7. Убойтесь пред лицем Господа Бога, ибо близок день Господень, ибо Господь приготовил жертву Свою и 5 освятил 6 званных Своих. Соф. 1 :8. И будет в день жертвы Господней: Я отомщу на князьях и на доме царском и на всех одевающихся в одежду иноплеменническую 7 . Соф. 1 :9. И явно отомщу в тот день на всех находящихся в преддверии (храма), наполняющих храм Господа Бога своего нечестием и лестию 8 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Авв.3:9–15 . Ты обнажил лук Твой по клятвен­ному обетованию, дан­ному коленам. Ты по­токами рас­сек землю.: Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом лета­ю­щих стрел Тво­их, пред сия­ни­ем сверка­ю­щих копьев Тво­их.: Во гневе ше­с­т­ву­ешь Ты по земле и в негодовании по­пираешь народы.: Ты выступаешь для спасе­ния народа Твоего, для спасе­ния по­мазан­ного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты про­нзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись раз­бить меня, в радости, как бы думая по­глотить бедного скрытно.: Ты с конями Тво­ими про­ложил путь по морю, через пучину великих вод. Общий смысл этого отдела понятен: как видно из ст. 12-го, здесь дается ответ на вопрос ( Авв.3:8 ) о смысле и основании стихийных феноменов, величественных и разрушительных, которыми сопутствуется явление Бога в мире: гнев Божий обращен не на море и реки, а на людей, именно против халдеев и подобных им, прогневавших Бога своим нечестием, народов. Но понимание частностей встречает затруднение в разности текстов еврейского и греческого. Не вдаваясь в подробное сличение и примирение обоих текстов, ограничимся кратким анализом и пояснением содержания речи пророка в данном отделе. Ст. 9–11, судя по заключающимся здесь образам, напоминают историю чудесного перехода евреев через Чермное море при Моисее (Авв.3см. Исх 14.21 ) и через Иордан пред занятием Палестины при Иисусе Навине ( Нав 3.16 ), а также чудесное солнцестояние при нем же (Авв.3см. Нав 10.13 ). Напоминание это имеет целью оживить в слушателях или читателях пророка сознание беспредельного всемогущества Божия, непреоборимой силы Иеговы в борьбе с народами, враждебными избранному народу Божию ( Авв.3:12 ), и отдельными, разных времен, провозвестниками Божественной истины из среды его. «И при восстаниях на посланных Тобою к народам проповедников, Ты, говорит пророк, имея неизреченное могущество, изобилуя всякими карательными орудиями, хотя одним крещением можешь растлить всю землю с ее обитателями, однако же пребудешь долготерпеливым» (блаженный Феодорит, с. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В толкованиях на Книгу пророка Аввакума неоднократно предпринимались попытки найти богословское решение проблемы промедления спасительного действия Бога в истории, причем все толкователи, как правило, видели в пророчествах А. предсказание совр. им исторических событий. В кумран. комментарии (см. Кумранские рукописи), содержащем истолкование первых 2 глав, этот текст понимается как предсказание эсхатологического противостояния кумран. общины и ее противников (1QpHab VII. 2). Напр., «халдеи» из Авв 1. 6 истолкованы как «киттеи», т. е. греки, враги иудейской веры (1QpHab II. 12). Слова Авв 2. 3-4 («ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, и не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет») стали центральными для более поздних авторов в их поисках богословского решения проблемы промедления ожидаемых эсхатологических событий. Переводчик на греч. (LXX) в Авв 2. 3 видит в евр. слове  (  ) не инфинитивную форму, а причастие и само предложение понимает как предсказание о пришествии личного Мессии (ρχμενος), грядущего Судии мира (свящ. А. Глаголев). В раввинистической традиции Авв 2. 3 («ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет») использовали для критики спекулятивных расчетов точных дат наступления конца света, к-рые предпринимали таннаи доадриановского времени (Сангедрин. 97б). Слова Авв 2. 4 («вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет») в Септуагинте переводятся иначе. В первой половине стиха говорится не о надменности врагов, а о недостатке веры у самих евреев, вторая часть стиха понимается как обетование жизни праведному - «верою Моей» (κ πστεως μο), т. е. на основании верности Бога (Codex Vamicanus и Codex Sinaiticus). В Codex Alexandrinus и Codex Ephraemi эти слова переводятся как обетование жизни тому, кто в любой ситуации верен Богу ( δκαις μου) (ср. 1QpHab VIII. 1 и след).

http://pravenc.ru/text/62564.html

Здесь конечно же раскрывается и смысл сказанного ранее: « праведный верою жив будет» (Авв. 2: 4). Какою верою он жив будет? Неоднократно книги Священного Писания показывают, что эта животворящая вера есть вера во Христа, распятого и воскресшего, — это очевидно и на примере Авраама, и в случае с Иовом. То же и здесь. « Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы» (Авв. 3: 12). В Книге пророка Исаии (63: 1–6) есть видение, в котором изображен Бог, топчущий точило в ризах красных, и Церковь видит в этом образе Христа, Который на кресте совершает спасение людей. И здесь то же самое: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего» (Авв. 3: 13). Вера, которой будет жить праведник, есть вера во Христа распятого и воскресшего. Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным способом образы библейских пророчеств переплетены в Пасхальном ирмосе. В песне пророка (Авв. 3) мы видим созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. « Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3: 16–19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что, получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср. Лк. 13: 6–9), виноград – народ Божий (ср. Ис. 5: 7), маслина – фарисеев и саддукеев, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс. 51: 10). Поля бесплодные – это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4: 3), а волы – иереи (1 Кор. 9: 9), возделывающие души [см. 74, т. 30, c. 38].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Со стражей понятно: во 2-й главе говорится: « на стражу мою стал я » (Авв. 2, 1), чтобы услышать ответ Божий. Но где о воскресении Христовом говорится в этой песни? Обратимся к тексту: « Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные...Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты вступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха » (Авв. 3:5-13). Блаженный Феодорит говорит: «Ибо шествиями называет пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение, Крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие из начала и до устранения мира, исполнив же напоследок дней» т. 30, c. 34]. Здесь, конечно же, раскрывается и смысл сказанного ранее: « праведный верою жив будет » (Авв. 2:4). Какою верою он жив будет? Неоднократно книги Священного Писания показывают, что эта животворящая вера есть вера во Христа, распятого и воскресшего, — это очевидно и на примере Авраама, и в случае с Иовом. То же и здесь. О чем говорится? Вспомните вот эти слова : « во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы » (Авв. 3:12). У Исаии мы видели некоторое видение. Вспомните, там был Некто, топтавший точило (гл. 63) в ризах красных, и мы с вами вслед за толковниками относили эти слова ко Христу, Который на кресте совершает спасение людей. И здесь то же самое: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего» (Авв. 3:13). Вера, которой будет жить праведник, есть вера во Христа распятого и воскресшего.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

Авв.3:16–19 . Я услы­шал, и вострепетала внутрен­ность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль про­никла в кости мои, и колеблет­ся место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда при­дет на народ мой грабитель его.: Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изме­нила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, –: но и тогда я буду радо­ваться о Го­с­по­де и веселиться о Боге спасе­ния моего.: Го­с­по­дь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои воз­ведет меня! В заключение своей «молитвы», а вместе с тем и всей своей книги пророк изображает свои впечатления от Богоявления, а также вызванные им и всем вообще содержанием пророчества чувства и мысли. Первое впечатление видения и откровения, полученного пророком, – впечатление охватывающего все существо ужаса и трепета ( Авв.3:16 ), подобно тому, как таково именно было впечатление видений на пророка Даниила ( Дан. 8:18, 27, 10:8 ). При этом ужас, который охватил пророка, и о котором упоминал он еще в начале своей молитвы ( Авв.3:2 ), вызван был не только сверхъестественностью и небесною природою Богоявления, но и грозным характером предвещаемых им событий, близко и роковым образом затрагивающих судьбу его родного народа: «движимый состраданием к иноплеменникам, пришел он в трепет и страх от предсказаний, изреченных в молитве» (блаженный Феодорит, с. 38). Но как истинный вестник велений и судеб Божиих, пророк знает и возвещает людям, что рядом с ужасом бедствий должно быть и успокоение надежды на Бога и Его непрекращающуюся и среди гнева милость ( Авв.3:16 , ср. Ис. 14:13, 57:18 ). Этого мало: в следующих стихах, 17–19, пророк, как истинный учитель веры и нравственности, святости и добра, высказывает возвышенную мысль о том, что прославлять Бога должно и среди величайших бедствий. В ст. 17 пророк рисует картину величайших и чувствительнейших жизненных лишений и затруднений: пророк предвидит близость такого времени, когда жители Палестины, этой земли кипящей медом и молоком, будут испытывать – по случаю нашествия неприятелей – крайний недостаток в насущных предметах жизненного довольства библейских евреев: не будет ни произведений садовой культуры – плодов смоковницы, виноградной лозы и маслины, ни плодов земледелия и нивы, ни продуктов скотоводства – яркая картина запустения святой земли, напоминающая подобное же изображение ее у пророка Иоиля в пору народного бедствия, нашествия саранчи ( Иоиль 1.17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стих Авв. 3, 2 звучит следующим образом: «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости». Следует заметить, что данный стих представляет определенную трудность для понимания. Варианты текста различаются между собою. При этом, согласно мнению А.П. Лопухина , общая мессианская мысль стиха сохраняется, и он, «во всяком случае, содержит пророческое предощущение Грядущего Мессии. Следующее Богоявление, стих 3 и далее изображает самое пришествие Его в будущем» 38 . Привести полный обзор толкований песни пророка Аввакума в Авв. 3, 2–19 , имеющей мессианское значение, в рамках настоящего исследования не представляется возможным. В связи с этим автор счел нужным остановиться на некоторых ее стихах. Так, можно обратить особое внимание на Авв. 3, 10–11 : «Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих». Выше упоминалось о том, что библейские события могут иметь и буквальный (исторический), и таинственный смысл. Соответственно, и понимать их надлежит двояко. Читая толкования на книгу пророка Аввакума, автор настоящего исследования обратил внимание на следующий интересный момент: таинственный смысл библейских событий также может иметь не одно значение. Так, например, иеромонах (позднее – архиепископ) Варфоломей (Ремов) , автор диссертации на тему: «Книга пророка Аввакума», толкует солнце, о котором говорится в Авв. 3, 11 , в двух значениях – Евангелия и Христа. «Под солнцем мы разумеем полное света и блеска наставление Евангельских изречений, а под луной меньший и слабейший свет закона, сияющего как бы в ночи и во тьме времени до пришествия Христова, ибо днем называется то время, в которое воссиял Христос, Солнце Правды… Но можем принять здесь и другой смысл… Солнцем мы называем, и вполне справедливо, Еммануила; ибо Он так именно и назван – и это истинно» 39 . Под святыми стрелами автор диссертации понимает святых апостолов и евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Терпение нужно вам. Вам не нужно ничего другого, кроме одного терпения: все прочее вы имеете, и вам не нужно ничего прикладывать. Чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное. Чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное. Воля Божия — в том, чтобы мы терпели до конца. Ибо, говорит, претерпевший до конца спасется (Мф. 10:22). Апостол же убеждает их в этом подобно тому, как если кто, видя, что ратоборец, поборов всех состязателей, потом, не дожидаясь замедливших с наградами за победу, хочет уйти, не вынося жажды и зноя, говорит ему: исполнив все, подожди немного и получишь венки. Поборись и ты с промедлением венков, победи и ты это терпением. Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит (Авв.2:3). Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит (Авв.2:3). Приводит пророка Аввакума, говорящего, что Судия близок, с целью воздать. Если же и Аввакум тогда говорил: еще немного, очень немного, и Грядущий придет, то ясно, что теперь Он еще ближе. Выражение совсем немного обозначает весьма непродолжительный промежуток времени. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Авв.2:4). Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Авв.2:4). Итак, нужно веровать, хотя мы будем и праведниками. Если же праведный поколеблется, то есть подвергнется какому-нибудь сомнению и недоумению, или поколеблется — вместо: придет в уныние под влиянием искушений, то не благоволит, то есть не радуется душа Моя о нем. Чья душа? Божия, по особенному способу выражения Писания, подобно как в следующем месте: праздники ваши ненавидит душа Моя (Ис. 1:14), или: душа Христа. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души. Так как устрашил словами: не благоволит душа Моя, то говорит, что мы не из числа погибающих по причине колебания и впадения в малодушие или сомнение, но из числа твердых в вере, чтобы сохранить собственные души, то есть приобрести, сберечь и спасти. Ибо обладание, приобретение и есть спасение.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорит, что нас, священников и начальников, ожидает «суд, потому что были западнею в Массифеи, сетью, раскинутой на фаворе» (Ос.5:1-2), воткнутой ловцами душ человеческих, и угрожает «пожать» непотребных пророков (Ос.5:6), истребить «огнем судей их» (Ос.7:7), удержаться на время, «чтобы ставить царей и князей» (Ос.8:10), потому что они царствовали сами собой, а не Богом (Ос.8:4), а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы «Сион созидаем был кровью», чьею бы ни было, «и Иерусалим неправдой», чтобы «главы его за подарки судили, священники учили за плату, и пророки предвещали за деньги» (Мих.3:10-11). И чем угрожает за это? «Сион распахан будет как поле, Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома этого будет лесистым холмом» (Мих.3:12). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит и судья говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: «спаси меня, Господи, ибо не стало праведных» (Пс.11:1). Пророк возвещает, что за это оскудеют у них блага, как бы «поядаемые молью» (Мих.7:4). А Иоиль заповедует нам плач, он хочет, чтобы «служители алтаря рыдали» (Иоил.1:13) в тяжкое время голода; он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других, не только повелевает «назначить пост, проповедать цельбу, собрать старцев и младенцев» (Иоил.2:15-16) — эти жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, «ибо опустошены поля» (Иоил.1:10) от бесплодия, «прекратилось приношение и возлияние в доме Господнем» (Иоил.1:9), и таким уничижением привлекли милость. А что скажет Аввакум? Его речь пламеннее, он с негодованием обращается к самому Богу и как бы вопиет на Владыку Христа за неправду судей, говоря: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду вопить к Тебе о насилии, и Ты не спасешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие передо мной, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратным» (Авв.1:2-4). Потом у Пророка угроза и следующие слова: «посмотрите и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо я сделаю дело» (Авв.1:5). Но нужно ли приводить все слова угрозы? Напротив, по моему мнению, лучше присовокупить к сказанному, как Аввакум, вызвав сперва на среду и оплакав многих учинивших что-либо несправедливое и худое, вызывает, наконец, начальников и учителей злонравия, называя порок «развращением мутным», опьянением и заблуждением ума, и говорит, что через них напиваются этим ближние, «как взирают» ко тьме душ своих и «пещерам» гадов и зверей, то есть, обиталищам худых помыслов (Авв.2:15) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

А Ирод начал царствовать во сто восемьдесят шестой Олимпиаде, в четвертый год оной. Следовательно, между шестьдесят шестой и сто восемьдесят шестой Олимпиадой будет сто двадцать Олимпиад с небольшим. Из ста двадцати Олимпиад и составляются четыреста восемьдесят лет. А остальные три года, вероятно, включаются во времени между первым и четвертым годом. Теперь ты имеешь доказательство, основанное на Писании, которое говорит: выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины. Итак, вот тебе изъяснение времен, хотя есть и другие различные толкования о предсказанных Даниилом седминах годов. 20 . Теперь выслушай слова Михея о месте обетования: и ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ). Будучи иерусалимлянином, в рассуждении мест наперед уже знаешь и то, что написано в сто тридцать первом псалме: Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима ( Пс.131:6 ). Ибо в недавние еще годы место это было лесисто. Слышал также ты Аввакума, говорящего Господу: Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его ( Авв.3:2 ). Какой же признак приходящего Господа, пророче? Он говорит далее: посреде двою животну познан будеши ( Авв.3:2 ), ясно говоря через это Господу: «Ты, пришедши во плоти, поживешь и умрешь, и воскреснув из мертвых, опять будешь жить». С которой же стороны Иерусалима Он придет? От востока, или от запада, или от севера, или от юга? Скажи нам определенно. Он отвечает весьма ясно и говорит: Бог от Фемана грядет ( Авв.3:3 ) (а Феман, по изъяснению, означает «юг»), и Святый – от горы Фаран. Согласно с сим сказал и псалмопевец: нашли его на полях Иарима ( Пс.131:6 ). 21 . Еще мы хотим знать, от кого Он произойдет и как произойдет? Об этом говорит нам Исаия: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему, Еммануил ( Ис.7:14 ). Иудеи противоречат сему (ибо они издревле имеют обыкновение злобно противиться истине) и говорят, написано: не Дева, но: младолетна (νεανις).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010