Вот почему они и спрашивали своего Учителя: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ). Вера в близость парусии красной нитью проходит через послания апостольские. Ап. Иаков призывает своих читателей к долготерпению, потому что «приближается пришествие Господне» (τι παρουσα το κυρου γγικεν) и убеждает их не судить друг друга, ибо «вот, Судия стоит у дверей» ( Иак.5:7–9 ). Также и ап. Пётр, призывая христиан к терпению в страданиях и бодрствованию в молитвах, говорит: «но близок уже всему конец» (πντων δ τ τλος γγικεν 1Пет.4:7 ), потому что скоро должен начаться суд ( 1Пет.4:17, 18 , ср. ст. 13), Господь «готов уже ныне судить живых и мёртвых» ( 1Пет.4:5 ). Ожидание близкой парусии Господней сообщило своеобразный характер нравственному учению (этике) св. ап. Павла. В виду «сокращённости» или «краткости времени», оставшегося до пришествия Господня и конца этого мира, Апостол убеждает коринфских христиан прекратить все земные отношения: «Сие же говорю, братие, ибо время сокращено есть. Поэтому и имеющие жён, – да будут как не имеющие: и плачущие да будут как не плачущие: и радующиеся как не радующиеся; и покупающие как не приобретающие; и пользующиеся миром сим как не пользующиеся, ибо преходит образ мира сего» ( 1Кор.7:29–31 ). С другой стороны, такие выражения Апостола, как: «День приблизился» ( Рим.13:12 ) или: «Господь близ» ( Фил.4:5 ), могли быть истолкованы верующими, при общем сильном эсхатологическом возбуждении, как указания на близость второго пришествия Господня, хотя эти слова в устах ап. Павла обозначают духовное присутствие Христа в сердцах верующих, отмечают наличность в них благодатных даров Св. Духа. В послании к Евреям Апостол приглашает своих читателей к усилению своего подвига – и «толико паче, елико видите приближающийся день (судный)» ( Евр.10:25 ), и несколько ниже, призывая читателей к терпению, цитирует из пр. Аввакума ( Авв.2:3 ): «Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит» ( Евр.10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Итак, осознаем, что такое любовь Божья. Я знаю, что некоторые из вас приезжают из дальних районов Москвы на занятия школы, я знаю, что некоторые стоят раннюю литургию с своем храме, потом едут сюда. Любовь к слову Божию – это то качество, которое должен развить в себе каждый верующий. Потому что без изучения слова Божия мы не смогли бы понять характер Бога. Мы оставались бы в состоянии неправильного представления о Боге. И мы читаем далее: «… и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри» ( Откр.6:1 ). По-славянски «иди и виждь». Андрей Кесарийский поясняет: «И между сущими на Небесах существует благой порядок, нисходящий от высших чинов к низшим, ибо первый голос, повелевающий Ангелу, таинственно изображающему видение, он услышал от одного из четырех животных, льва. Первое животное, лев, как я думаю, указывает на царственную власть апостолов над демонами, так как о них сказано: “ты поставишь их князьями по всей земле”». Вот такое толкование мы находим у Андрея Кесарийского : апостолы – как львы, демоны боятся их. А вы знаете, что демоны боятся вас? Святые Отцы учат: «Когда ты, христианин, после причастия выходишь из храма, бесы в ужасе разбегаются от тебя, ты для них страшен, как лев, ибо в тебе присутствует Тело и Кровь Сына Божия». Итак, мы видим, что на Небесах царит порядок, удивительный, стройный порядок, который называется небесной иерархией. Это порядок, который существует во взаимоотношениях между духовными личностями, которые любят друг друга. И далее сказано: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» ( Откр.6:2 ). Святые Отцы поясняют: «Победоносный всадник первого явления, сидевший на белом коне, означает первоначальную Церковь Христову; белизна коня означает войну, но не кровавую, не убийственную войну, войну против заблуждений, нечестия и разврата». «Под сим конем у апостолов и пророков истины можно понимать Церковь , благодатью ставшую белее снега, и всадник ее – Христос. Посему ей сказано чрез пророка: “Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные” ( Авв.3:8 ); посему сказано, что держит она стрелу, в которой следует видеть проповедь Слова Божьего, ибо она может, пронзив душу человека, принести плод веры. Потому написано: “остры и могущественны стрелы Твои… народы падут пред Тобою” ( Пс.44:6 ). В этих словах – победный венец проповедникам» (Примасий, VI век).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Книга пророка Наума. Он предсказал падение Ниневии, а народу Божию – блаженные времена. Книга пророка Аввакума. Аввакум предсказал разрушение царства Иудейского халдеями и падение Вавилона. Он также прославил в торжественной песне пришествие на землю Спасителя ( Авв. 3 ). Книга пророка Сафонии. Сафония, в царствование Иосии, предсказал разрушение царства Иудейского за идолопоклонство и погибель врагов народа Божия. Возвестил также блаженные времена Спасителя (Саф. 3:9–20). Книги пророка Аггея. Содержит увещания иудеям продолжать постройку храма Иерусалимского, в котором должен явиться Мессия. Книга пророка Захарии. Чтобы побудить иудеев к восстановлению храма, он предсказывал его благосостояние и восстановление Иерусалима. Он предсказал также, как Царь праведный и спасающий войдет в Иерусалим в простоте ( Зах. 9:9 ), как Искупителя оценят в тридцать сребреников ( Зах. 11–13 ), как после поражения Пастыря рассеются овцы ( Зах. 13:7 ), как обращенные иудеи с верою будут взирать на Того, Его же прободоша ( Зах. 12:10 ). Книга пророка Малахии. Малахия, современник Неемии, обличал те же беззакония, какие обличал и Неемия, пророчествовал о явлении предтечи Господня и о явлении Самого Господа в храме Своем ( Мал. 3:1, 4, 5 ). Первая книга Маккавейская. Описывает гонение на иудеев от Антиоха Епифана и подвиги маккавеев. Книга неканоническая. Вторая книга Маккавейская. Описывает бедствия и подвиги иудеев со времени покушения Илиодора ограбить храм и потом подвиги Иуды Маккавея до победы его над Никанором. Книга неканоническая. Третья книга Маккавейская. Содержит повествование о гонении на иудеев от Птоломея Филопатора. Книга неканоническая. Третья книга Ездры. Описывает откровения Ездре об Иудейской Церкви и о пришествии Мессии. Книга неканоническая. 539 Каноническими книгами называются те книги Святого Писания, которые введены в канон богодухновенных книг, а неканоническими книгами называются те книги Ветхого Завета, которые не введены в канон богодухновенных книг. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Со стражей понятно: во 2-й главе говорится: « на стражу мою стал я » (Авв. 2, 1), чтобы услышать ответ Божий. Но где о воскресении Христовом говорится в этой песни? Обратимся к тексту: « Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные...Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты вступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха » (Авв. 3:5-13). Блаженный Феодорит говорит: «Ибо шествиями называет пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение, Крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие из начала и до устранения мира, исполнив же напоследок дней» т. 30, c. 34]. Здесь, конечно же, раскрывается и смысл сказанного ранее: « праведный верою жив будет » (Авв. 2:4). Какою верою он жив будет? Неоднократно книги Священного Писания показывают, что эта животворящая вера есть вера во Христа, распятого и воскресшего, — это очевидно и на примере Авраама, и в случае с Иовом. То же и здесь. О чем говорится? Вспомните вот эти слова : « во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы » (Авв. 3:12). У Исаии мы видели некоторое видение. Вспомните, там был Некто, топтавший точило (гл. 63) в ризах красных, и мы с вами вслед за толковниками относили эти слова ко Христу, Который на кресте совершает спасение людей. И здесь то же самое: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего» (Авв. 3:13). Вера, которой будет жить праведник, есть вера во Христа распятого и воскресшего.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

Взывает, кричит к небу Аввакум: 1. 2–4 Доколе, Ягве, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: Так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. К какому времени относится описанное пророком Аввакумом состояние дел? На этот счет имеются две точки зрения. Некоторые иудейские толкова­тели (например, РАШИ), блж. Иероним и некоторые современные экзегеты относят текст Авв. 1, 2–4 ко времени полонения иудеев и насилия халдеев над ними. Так, блж. Иероним пишет: «Согласно буквальному значению пророк вопиет против Бога относительно того, почему Навуходоносор будет разо­рять храм и Иуду, почему Иерусалим будет подвергнут разрушению, хотя он – город Божий» 16 . Сторонники такой точки зрения оправдывают ее тем, что в тексте 1, 2–4 и в тексте 1, 5–11, где, очевидно, говорится о халдейском нашествии, исполь­зованы одни и те же слова для описания беззаконного положения дел. (хамас), что означает «насилие» использовано в 1, 2 и 1, 9 (в синодаль­ном переводе – «грабеж»). (амал), что значит «притеснение», использовано в 1,3 и 1,13. Аргумент этот слаб, так как насилие и притеснение могло быть производимо, как халдеями над иудеями, так и иудейскими старейшинами над народом. Другая точка зрения относит описанное в Авв. 1, 2–4 к состоянию Иудеи незадолго до вавилонского пленения иудеев. Так думал св. Кирилл Алексан­дрийский, говоря об этом Аввакумовом пророчестве: «В том же самом пре­ступлении Бог упрекает сонмище иудейское и устами других пророков...» 17 . Так же понимает блж. Феодорит: «Сказал же сие о поступающих беззаконно в Иерусалиме [т.е. об иудеях. – Г.Ф.]» 18 . Что касается словоупотребления, то в тексте Авв. 1, 2–4 использова­ны слова, могущие относиться только к иудеям в своей внутренней жизни, а отнюдь не к халдейским притеснениям (рив), т.е. «тяжба», «ссора» и (мадон) «брань», «раздор» не могли быть между халдеями и иудеями – какая могла быть между ними «тяжба» или «брань»? Их просто убили бы! В стихе 1, 4 и вовсе говорится о «Торе» (), что означает Закон Моисеев, пренеб­регаемый иудеями. Не могло бы иметь никакого смысла укорение халдеев в нарушении Торы. Можно сказать, что перевод словом «закон» не вполне уда­чен, т.к. заставляет думать о законе вообще, а не конкретно о Торе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На этот тяжелый и плачевный крик пророка Бог отвечает ему, а вместе с ним и всему народу иудейскому, обещанием во дни их совершить такое изумительное дело, которому бы они не поверили, если бы оно совершилось где либо в другом месте, и если бы они его сами не видали, а слышали о нем от других, – дело это – ужасный, соответствующий величию беззакония, суд, который к ним придет от языческих народов, как какой-нибудь страшный вихрь. «Взгляните на народы, – говорит Иегова пророку и народу, – и посмотрите» на быстро идущую от них грозу на вас. Взирая на эту грозу, «трепещите и ужаснитесь» ( Авв.1:5 ). «Ибо вот я воздвигаю халдеев, народ свирепый и буйный, который ходит по пространствам земли», по ее протяжению и по всей широте ее, – ходит для того, «чтобы завладеть» не принадлежащими ему, «не своими селениями» ( Авв.1:6 ). «Страшен он и ужасен; суд его и владычество его происходит от него самого»; он независимо ни от кого определяет право и норму своих действий, и при помощи военной силы, становясь владыкою народов земли, утверждает таким образом свое величие, свою славу ( Авв.1:7 ). «Кони его быстрее барсов и прытче волков вечерних», – тех волков, которые, проголодавшись в течении дня, ночью с яростью и быстротою выбегают на хищничество (ср. Соф.3:3 ). «И всадники его скачут» в иудейскую землю, «и его наездники – они едут издалека» из Вавилона (ср. Ис.39:3 ), «летят как орел, кидающийся на корм», осуществляя тем самым грозное предсказание Моисея в его прощальной речи к народу Израилеву ( Втор.28:49 ; ср. Иер.4:13, 48:40, 49:22 ; Плч.4:19 ). Всякое противодействие сему врагу напрасно; потому что «весь он», не исключая никого, «выступил для злодейства, все лица их устремлены вперед, и он набрал пленных» уже «как песку» морского ( Ос.1:10 ). «Он смеется» над всякого рода сопротивлением, какое противопоставляют ему «цари и владыки», как над бесполезною попыткою; «он издевается над всякою крепостью; осыплет» только «землею», сделает осадный вал «и» тотчас же быстро «возьмет ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

33). Авв.3:4 . Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Ст. 4 изображает внешнюю, чрезвычайно блестящую обстановку грядущего явления Бога: и всей материальной природы только яркий свет солнца может приблизить к пониманию небесную величественность Богоявления; при этом лучи солнца, подобно разодевающие явление Бога (ср. Пс 103.2 ), уподобляются, – как это обычно и в арабской поэзии, – рогам (ср. Исх 34.29 ; Пс 21.1 ). Нечего и говорить, как приличен этот образ в предложении ко Христу – Солнцу правды. Последние слова ст. 4 – вместо евр. вешам хивион уззо, Vulg ibi abscondita est fortitudo ejus, русск. синод.: «и здесь тайник Его силы», – LXX имеют: και εθετο αγαπησιν κραταιανιαχυος αυτου, слав.: «и положи любовь державну крепости своея», откуда видно, замечает блаж. Иероним, что по чтению LXX «даже и эти слова следует понимать в отношении к Христу, (именно) что Бог Отец для того покрыл небеса силою Своею, и землю наполнил хвалениями, и Сияние Свое сделал как бы свет, и положил царство в руке Сына Своего, чтобы побудить людей любить Возлюбленного Своего и любить не слабою любовию, но крепко и сильно» (блаженный Иероним, с. 196–197). Авв.3:5–7 . Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер. Он стал и по­колебал землю; воз­зрел, и в трепет при­вел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Груст­ными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Ст. 5–7 указывают разные грозные явления, сопутствующие явлению Бога в мире, причем образы этих явлений очень употребительны в других священных писаниях. Так, для ст. 5, говорящего о язве т. евр. дебер, и убийственном зное, евр. решав, параллелями служат Исх 9.3 и Втор 32.24 . В тексте LXX слово дебер, прочитанное, очевидно, как дабар, слово (что всегда было возможно при отсутствии вокализации) передано через λογος, слово; иначе передается в греко-слав. тексте и вторая половина ст. 5. Блаженный Иероним замечает: «если согласно LXX мы прочитаем: Пред лицем его предидет слово, и по стопам его выйдет на поля, то это значит, что слово Божие пред пришествием Его, которое иносказательно теперь называется лицом, будет предшествовать Ему и уготовлять сердца верующих, чтобы исправить неправое и уравнять неровное, и чтобы душа слушателя, как бы подобная возделанному полю, могла воспринимать духовное семя» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Авв.3:6 . Ста, и подвижеся земля: призре, и растаяша языцы: стрышася горы нуждею, и растаяша холми вечнии, шествия вечная Его. С Евр: «Стал, и колеблет землю; смотрит, и в трепет приводит народы; разсыпаются горы вечные; холмы древние опадают; пути вечные у Него». Поэтическое изображение Господа, ведшего в пустыне Еврейский народ и восседавшего на кивоте, как на троне. Когда нужно было наказать врагов, кивот останавливался и враждебная Евреям земля колебалась, т. е. жители ее приходили в смущение; тогда достаточно было одного гневного божественного взора на врагов, и все они теряли мужество, ослабевали, как бы таяли от страха. «Вы навели на нас ужас, говорила Раав соглядатаям, и все жители земли сей пришли от вас в робость... ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас» ( Нав. 2:9,11 ; Нав. 5:1 ). Тогда на пути в землю обетованную силою Божественною (нуждею) 87 сокрушены (стрышася) самые горы, тогда растаяли, разсыпались холмы вечнии, 88 древние и знаменитые, т. е. тогда чудесным образом уничтожены были все возможные, по-видимому, непреодолимые препятствия. Таковы были вечные шествия Божии, таковы всегдашние пути и дела Господа Бога нашего. Сн. Псал. 67:25 . «Всем сказанным (поясняет бл. Феодор.) пророк показал нам неизреченное Божие могущество; потому что за преднамерением Божиим следует и самое дело; восхотел только (это выразил пророк словами ста и призре), колеблет Он землю, сокрушает род человеческий, расторгает горы, делает, что холмы тают, как воск. Это и подобное сему соделывает Бог на пользу людям. Ибо шествиями пророк называет дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение крест. На нем стал – Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы; поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив это из начала, до устроения мира, исполнив же напоследок дней». Авв.3:7 . За труд видеша селения Ефиопская, убоятся и кровы земли Мадиамския. С Евр: «Вижу селения Хушана под бременем скорби; содрагаются шатры Мадиамской земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

            mô’ t ywmiqqe dem в Мих 5:1 может означать как Его происхождение – из древности, так и Его исход – от востока. Игрой слов можно считать и парономазию. Эта стилистическая фигура часто встречается в библейской прозе, но и в поэтических текстах пророков она не редкость:             b i tqôatiq , в Ткоа трубите (Иер 6:1 )             hagilglglhyigleh , Галгал будет пленом пленен (Ам 5:5)             ti benrmôr , построил Тир крепость (Зах 9:3) Внимательный читатель пророческих текстов найдет немало и других примеров парономазии. Иногда пророки пользуются паронимами для саркастической насмешки над кем-нибудь, как, например, в серии пар паронимов в книге пророка Софонии (Соф 2:4-9):             azzh z b h , оставленная Газа             eqrôntqr , вырванный Экрон             ammônkamrh , Аммон – как Гоморра К звуковой области относится, несомненно, и ритм . Изысканная проза тоже может быть ритмичной, но четкая ритмическая структура характерна прежде всего для поэзии. Ритм – один из показателей поэтичности библейских текстов, в том числе пророческих. Не забудем, пророчества – изначально устные речи, а устным речам для лучшего их запоминания слушателями нужна ритмичность. «Поэтический ритм, – пишет испанский библеист Алонсо Шёкель, – это всегда вопрос звука и слуха… Ритм нельзя видеть, хотя графическая запись и помогает его определить; это не абстрактно-математический вопрос. Ритм или слышат, или не слышат… Исследователь еврейского ритма должен иметь хороший слух» . Самый распространенный ритм в древнееврейской поэзии выражается формулой 3+3: три ударных слога в первом полустишии (колоне) + три ударных слога во втором (симметрия). У поздних пророков в этом ритме написана, например, молитва Аввакума (Авв 3) и множество других текстов. Очень широко представлен также асимметричный ритм 3+2, за которым со времен Будде закрепилось еврейское наименование qînâ (у поздних пророков – напр., в Ион 2, во множестве пассажей и поэм Исайи и др.). Другие ритмические формулы менее часты: 2+2, 2+3, 2+4, 3+4, 4+4, 4+3, 4+2, но примеры и их использования читатель поздних пророков найдет без труда. Следует заметить, что если псалмы, как правило, выдерживают один ритм, то пророческие поэтические тексты постоянно его меняют, перескакивая с одного ритма на другой.

http://bogoslov.ru/article/3584523

2) Как смотреть на неопределенность надписания книги пророка Малахии? Что касается первого из приведенных оснований, то оно не принадлежит к числу веских, с чем соглашается и сам Генгстенберг, когда, приводя его, упоминает, что подобное же отсутствие более точных определений личности имеет место и еще у двух пророков, – Авдия (в надписании его книги стоит просто , «видение Авдия» – 1:1) и Аввакума ( Авв.1:1 просто ). Противники Генгстенбергова воззрения совершенно справедливо, затем, указывают, что и вообще из 16 пророков, писание которых вошли в канон, только у 8 в надписании названы их отцы. У трех (Амос, Михей и Наум) названо только место рождения. К именам двоих (Аввакума и Аггея) только присоединен эпитет (пророк). А у трех при их имени совсем нет никаких пояснительных замечаний; – сюда, кроме Авдия и Малахии, надо отнести еще и Даниила, о котором только известно, что он происходил из колена иудина и из знатного рода ( Дан.1:3, 6 ). Поэтому и при имени Малахии нельзя непременно требовать более точных пояснений, как признака исторической действительности этого лица. Иначе пришлось бы считать анонимными или псевдонимными произведениями уж во всяком случае пророчества Авдия, Аввакума и Аггея 25 . 3) Можно ли опираться на сомнения древних в исторической личности Малахии? Второе основание более серьезно. Но настаивать на том, что LXX сомневались в значении имени , можно было бы с полным правом только в том случае, если бы они и в заглавии книги поставили «γγελς μου» или «γγλου ατο»; а они не только этого не сделали, а даже ясно обнаружили свое воззрение на этимологию слова , когда транскрибировали его не «Μαλαχ» 26 , а «Μαλαχας»: очевидно представлялось им сокращением из или , (== , вестник Иеговы) 27 ; а в таком виде это имя бесспорно уж является собственным именем; – значит, в отношении к LXX мы можем, – самое большее, – лишь констатировать их колебание, и нам остается только объяснить, почему они, считая имя нашего пророка собственным его именем (как это видно из данного ими заглавия книге), перевели его в 1:1, как нарицательное; но это – уже вопрос экзегетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010