Авв. 1 :3. Зачем Ты показал мне труды и страдания, (дал) видеть бедствие и нечестие? против меня совершается суд и судья берет (взятки) 3 . Авв. 1 :4. Поэтому поверженъ 4 закон и правосудия нетъ 5 , так как нечестивый обижает праведного, то и суд происходит превратный. Авв. 1 :5. Смотрите, презрители, и увидите, и подивитесь чудесам, и исчезните, ибо Я делаю во дни ваши дело, которому вы не поверили бы, если бы кто разсказал вамъ 6 . Авв. 1 :6. Ибо вот Я поднимаю 7 Халдеевъ 8 , народ жестокий 9 и быстрый, ходящий по широтам земли, чтобы завладеть не своими селениями. Авв. 1 :7. Страшен и славен он, от него будет суд его, и власть 10 его от него будет происходить 11 . Авв. 1 :8. И поскачут быстрее рысей кони его и быстрее волков Аравийских: понесутся всадники его, устремятся издалека, и налетят, как орел, бросающийся на добычу. Авв. 1 :9. Конец придет на нечестивыхъ 12 , противодействующих имъ 13 , и соберет он пленников, как песок. Авв. 1 :10. И он над царями будет насмехаться и князья — игрушка для него, и он над всякою крепостию посмеется, насыплет вал и овладеет ею. Авв. 1 :11. Тогда переменит духъ 14 , и пройдет и помолится 15 , это — сила Бога моего 16 . Авв. 1 :12. Не Ты-ли из начала, Господи Боже, Святый мой? и мы не умрем. Господи! Ты для суда назначил его, а меня создал, чтобы объяснить наказание 17 чрез него. Авв. 1 :13. Чистое око 18 не (может) видеть зла и взирать на болезненные труды. Зачем же Ты смотришь на презрителей? молчишь, когда нечестивый поглощает праведного? Авв. 1 :14. И делаешь людей подобными рыбам морским и гадам, неимеющим властителя. Авв. 1 :15. До конца онъ 19 вытаскивал удою, захватывал его 20 сетью и собирал его в неводы свои, посему веселится и радуется 21 сердце его. Авв. 1 :16. За то принесет жертву сети своей и покадит неводу своему 22 , потому что чрез них он сделал тучною часть свою и роскошною пищу свою. Авв. 1 :17. Посему он будет закидывать сеть свою и постоянно безпощадно избивать народы. Глава 2 Авв. 2 :1. На страже моей стану и взойду на камень и посмотрю, чтобы увидеть, что Он скажет во мне 23 и что отвечу на обличение мое 24 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих» (Наум 2:12-13). Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия, и только в прошлом столетии оно было найдено, благодаря раскопкам Раулинсона и других. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума. Книга пророка Аввакума    Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме) и пел в Иерусалимском храме. Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником пророка Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей Суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв.3:17-19). Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4; ср. Гал. 3:11; ср. Евр. 10:38). Вторая и третья главы Книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4 песни канонов утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так, например, «На страже моей стану» — в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышал слух Твой и убоялся (я услышал весть о Тебе и испугался)... Покрыло небеса величие Его... » и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии. Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14).    Содержание Книги пророка Аввакума:    недоумение пророка по поводу успеха беззаконных (Авв. 1:1-4);    ответ Господа (Авв. 1:5-11);    дальнейшие недоумения пророка (Авв. 1:12-17);    ответ Господа (Авв. 2:1-5);    предсказания горя халдеям за их хищничество (Авв. 2:6-20);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

К тому же времени приводит нас и разсмотрение самой книги, хотя оно прямо здесь и не высказывается. Св. Аввакум пророчествует о нашествии на Иудею Халдеев, и о бедствиях, какия имели произвесть сии враги, говорит, как о будущем событии, а не о прошедшем, как думал блаж. Иероним и другие с ним 6 . Пророк говорит, что Бог воздвигает Халдеев, но наездники его едут издалека ( Авв. 1:8 ), день бедствия еще не наступил, а только приближается ( Авв. 3:16 ); видение Аввакума относится ко времени только предназначенному в будущем, хотя уже спешит к концу ( Авв. 2:3 ); и сам пророк говорит о себе, что он будет спокоен, когда настанет день бедствия ( Авв. 3:16 ); Иерусалим и храм еще существуют, не разрушены ( Авв. 2:20 ). Поскольку же храм сей разрушен при царе Седекии ( 4Цар. 25:9 ), то значит, что св. Аввакум жил до Седекии и прежде царя Иоакима, при котором было первое переселение Иудеев в Вавилон (607г. или, по Шлоссеру, 604 г. до Р. X.). Таким образом, для пророческой деятельности св. Аввакума остаются времена царей Манассии, Амона и Иосии (699–611). Может быть, св. Аввакум кончил свою пророческую деятельность уже в первых годах царствования Иосии, когда сей царь, уничтожив идолослужение, восстановил истинное служение Господу, Иегова снова обитал в Своем храме ( Авв. 2:20 ) и в нем снова раздавались хвалебные песни под игру музыкальных инструментов ( Авв. 3:19 ). Впрочем, подобное могло быть и при Манассии. Царь сей хотя был весьма нечестив, и, по слову Свящ. писателя 2 книги Паралипоменон, «довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь» ( 2Пар. 33:9 ); однако он, взятый Ассириянами в плен, покаялся в Вавилоне, – «глубоко смирился пред Богом отцов своих» ( 2Пар. 33:12 ), а по возвращении в Иерусалим уничтожил всех идолов и капища, «восстановил жертвенник Господень, и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву» ( 2Пар. 33:16 ). Тогда и св. Аввакум мог отдавать свои вдохновенные свыше песни для пения музыкальному хору храма. По этой же, может быть, причине пророк ничего не говорит и об идолослужении, сильно свирепствовавшем при Манассии в первые годы его царствования, или потому не говорит, что об идолослужении говорили другие пророки. Так. обр., пророческую деятельность св. Аввакума можно определить между 699–636 годами до Р. X.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Авв.3:16–19 . Я услы­шал, и вострепетала внутрен­ность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль про­никла в кости мои, и колеблет­ся место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда при­дет на народ мой грабитель его.: Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изме­нила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, –: но и тогда я буду радо­ваться о Го­с­по­де и веселиться о Боге спасе­ния моего.: Го­с­по­дь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои воз­ведет меня! В заключение своей «молитвы», а вместе с тем и всей своей книги пророк изображает свои впечатления от Богоявления, а также вызванные им и всем вообще содержанием пророчества чувства и мысли. Первое впечатление видения и откровения, полученного пророком, – впечатление охватывающего все существо ужаса и трепета ( Авв.3:16 ), подобно тому, как таково именно было впечатление видений на пророка Даниила ( Дан. 8:18, 27, 10:8 ). При этом ужас, который охватил пророка, и о котором упоминал он еще в начале своей молитвы ( Авв.3:2 ), вызван был не только сверхъестественностью и небесною природою Богоявления, но и грозным характером предвещаемых им событий, близко и роковым образом затрагивающих судьбу его родного народа: «движимый состраданием к иноплеменникам, пришел он в трепет и страх от предсказаний, изреченных в молитве» (блаженный Феодорит, с. 38). Но как истинный вестник велений и судеб Божиих, пророк знает и возвещает людям, что рядом с ужасом бедствий должно быть и успокоение надежды на Бога и Его непрекращающуюся и среди гнева милость ( Авв.3:16 , ср. Ис. 14:13, 57:18 ). Этого мало: в следующих стихах, 17–19, пророк, как истинный учитель веры и нравственности, святости и добра, высказывает возвышенную мысль о том, что прославлять Бога должно и среди величайших бедствий. В ст. 17 пророк рисует картину величайших и чувствительнейших жизненных лишений и затруднений: пророк предвидит близость такого времени, когда жители Палестины, этой земли кипящей медом и молоком, будут испытывать – по случаю нашествия неприятелей – крайний недостаток в насущных предметах жизненного довольства библейских евреев: не будет ни произведений садовой культуры – плодов смоковницы, виноградной лозы и маслины, ни плодов земледелия и нивы, ни продуктов скотоводства – яркая картина запустения святой земли, напоминающая подобное же изображение ее у пророка Иоиля в пору народного бедствия, нашествия саранчи ( Иоиль 1.17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Композиционно книга состоит из 3 частей: В первой (1:2-2:5) ставится центральная богословская проблема всей книги — проблема теодицеи: как Творец, правящий миром и историей, может допускать притеснение праведных (1:11-12) нечестивым народом. В ответ на «плач» о насилии и беззаконии в Иудее (1:2-4) Господь дает пророку предсказание о нападении халдеев, посланных Им как наказание (1:5-11) с целью восстановить Закон (1:12б). Пророк оплакивает насилие, творимое нечестивым народом халдеев (1:12-17), и получает ответ-обетование Господа, раскрывающий Промысл Божий в истории: все насилие и высокомерие врагов будет уничтожено, спасен же будет тот, кто верен Богу (ст. 2:1-5; особенно ст. 4). Господу подчиняются и языческие державы, которые Он использует как инструмент своего промыслительного действия в истории — с целью восстановить закон — и которые сами потом становятся объектом Его карающего суда. Во второй части это обетование конкретизируется в пяти проклятиях халдеям (2:6-20) за их жестокость, беззаконие и идолопоклонство. Третья часть — «молитва пророка Аввакума» (3:1-19) — изображает пришествие Судии мира и традиционно толкуется как содержащая мессианские предсказания о боговоплощении Иисуса Христа (3:3). В толкованиях на Книгу пророка Аввакума неоднократно предпринимались попытки найти богословское решение проблемы промедления спасительного действия Бога в истории, причем все толкователи, как правило, видели в пророчествах Аввакума предсказание современных им исторических событий. Слова Авв 2: 3-4 («ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, и не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет») стали центральными для более поздних авторов в их поисках богословского решения проблемы промедления ожидаемых эсхатологических событий. Переводчик на греческий (LXX) истолковал Авв 2:3 как предсказание о пришествии Мессии, грядущего Судии мира. Слова Авв 2:4 («праведный верою жив будет») неоднократно цитируются в Новом Завете в обоснование учения апостола Павла об оправдании (Рим 1:17, Гал 3:11, Евр 10:37-38). Тему промедления ожидаемого действия Бога поднимает 2 Петр 3:9: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то промедлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, чтобы все пришли к покаянию». В святоотеческом толковании слова о даровании жизни праведнику традиционно понимаются как предсказание о будущем спасении во Христе.

http://patriarchia.ru/db/text/965005.htm...

А Ирод начал царствовать во сто восемьдесят шестой Олимпиаде, в четвертый год оной. Следовательно, между шестьдесят шестой и сто восемьдесят шестой Олимпиадой будет сто двадцать Олимпиад с небольшим. Из ста двадцати Олимпиад и составляются четыреста восемьдесят лет. А остальные три года, вероятно, включаются во времени между первым и четвертым годом. Теперь ты имеешь доказательство, основанное на Писании, которое говорит: выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины. Итак, вот тебе изъяснение времен, хотя есть и другие различные толкования о предсказанных Даниилом седминах годов. 20 . Теперь выслушай слова Михея о месте обетования: и ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ). Будучи иерусалимлянином, в рассуждении мест наперед уже знаешь и то, что написано в сто тридцать первом псалме: Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима ( Пс.131:6 ). Ибо в недавние еще годы место это было лесисто. Слышал также ты Аввакума, говорящего Господу: Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его ( Авв.3:2 ). Какой же признак приходящего Господа, пророче? Он говорит далее: посреде двою животну познан будеши ( Авв.3:2 ), ясно говоря через это Господу: «Ты, пришедши во плоти, поживешь и умрешь, и воскреснув из мертвых, опять будешь жить». С которой же стороны Иерусалима Он придет? От востока, или от запада, или от севера, или от юга? Скажи нам определенно. Он отвечает весьма ясно и говорит: Бог от Фемана грядет ( Авв.3:3 ) (а Феман, по изъяснению, означает «юг»), и Святый – от горы Фаран. Согласно с сим сказал и псалмопевец: нашли его на полях Иарима ( Пс.131:6 ). 21 . Еще мы хотим знать, от кого Он произойдет и как произойдет? Об этом говорит нам Исаия: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему, Еммануил ( Ис.7:14 ). Иудеи противоречат сему (ибо они издревле имеют обыкновение злобно противиться истине) и говорят, написано: не Дева, но: младолетна (νεανις).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Притч 1.6 ). Имея ближайшее отношение собственно к халдеям Вавилону, эта песнь или речь содержит и общие, универсальные мысли религиозно-нравственного свойства, на что указывает заключительное восклицание речи: «да молчит вся земля пред лицем Иеговы» ( Авв.2:20 ). Авв.2:6–8 . Но не все ли они будут про­износить о нем притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не сво­им, – на долго ли? – и обременяет себя залогами!»: Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимут­ся ли про­тив тебя грабители, и ты достанешься им на расхище­ние?: Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за про­литие крови человеческой, за разо­ре­ние страны, города и всех живущих в нем. Первое «горе»: народу – врагу, олицетворявшему, как и в ст. 5, в образе одного человека, вменяется в вину его безмерная стяжательность, из-за которой он немилосердно грабил многие народы и города; он безмерно обременил себя «залогами» или «заложниками», евр. абтит (ст. 6). Последнее темное слово раввины и сирийский перевод понимали, как сложенное из аб, облако, густота, и тит, грязь, – «масса грязи»; такое понимание известно было от еврейских учителей и блаженному Иерониму: «обрати внимание, – говорит он, – и на то, как тонко назвал он густою грязью накопленные богатства» (с. 162). Преступлению Вавилона будет вполне соответствовать наказание: ограбленные им народы с лихвою, с процентами (ст. 7) взыщут с него свое добро, а он достанется им на полное разграбление (ст. 7–8, ср. Ис 33.1 ). Авв.2:9–11 . Горе тому, кто жаждет неправедных при­обрете­ний для дома своего, чтобы устро­ить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!: Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил про­тив души твоей.: Камни из стен возопиют и пере­кладины из дерева будут отвечать им: Второе «горе» ставит предметом обличения тоже лихоимство врага, но со стороны ложно им понятой цели обезопасить себя от врага: злом нельзя укрыться от зла, на хищении и неправде нельзя созидать свое благосостояние (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме и пели в Иерусалимском храме). Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником прор. Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня» ( Авв. 3:17–19 ). Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: «Вот душа надменная не успокоится, а праведный верой жив будет» ( Авв. 2:4 , смотри Гал. 3:11 и Евр. 10:38 ). Вторая и третья главы книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4-й песни канонов Утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так например, «На страже моей стану» – в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышах слух Твой и убояхся (я услышал весть о Тебе и испугался)... Покрыло небеса величие Его...» и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии. Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» ( Авв. 2:14 ). Содержание его книги следующее: недоумение пророка по поводу успеха беззаконных (1:1–4), ответ Господа (1:5–11), дальнейшие недоумения пророка (1:12–17) и ответ Господа (2:1–5), предсказания горя халдеям за их хищничество (2:6–20), гимн Богу (3 гл.). Книга пророка Иеремии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

19. Поищем еще яснейшего указания времен пришествия, потому что человек с трудом уверяется, и если не будут ясно вычислены самые годы, не верит тому, что говорят ему. Поэтому, какое же это время и какой год, когда, по оскудении царей из колена Иудова, воцаряется уже иноплеменник Ирод? Ангел, беседующий с Даниилом (и ты заметь теперь сказуемое), говорит: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» ( Дан. 9:25 ). Шестидесятью девятью седминами лет составляется четыреста восемьдесят три года. Поэтому Ангел сказал, что по прошествии четырехсот восьмидесяти трех лет от сограждения Иерусалима, и по оскудении князей, придет некий иноплеменный царь, при котором родится Христос. Дарий же мидянин соградил Иерусалим в восьмой год своего царствования и в первый год шестьдесят шестой у греков Олимпиады. Олимпиадою же у греков называется состязание, совершаемое чрез четыре года, потому что по четырехлетии солнечными течениями из трех, после каждого года остающихся часов, составляется целый день. Ирод же воцаряется в сто восемьдесят шестую Олимпиаду, в четвертый ее год. А от шестьдесят шестой до сто восемьдесят шестой Олимпиады включительно с небольшим чем-нибудь – сто двадцать Олимпиад. И из ста двадцати Олимпиад составляется четыреста восемьдесят лет; остающиеся же еще три года заключаются, именно, в промежутке от первого до четвертого года. Имеешь теперь указание в Писании, которое говорит: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» ( Дан. 9:25 ). 20. Но как имеешь пока сие указание времени, хотя есть и другие разные толкования о предсказанных Даниилом седминах лет, так выслушай, наконец, и о месте обетования, что говорит Михей: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Mux. 5, 2). Впрочем, что касается до мест, ты, как иерусалимлянин, предварительно знаешь написанное в 131 псалме: «Вот мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима (лес)» ( Пс. 131:6 ). Ибо за несколько лет место сие покрыто было лесом. Послушай также, что Аввакум говорит Господу: «Внегда приближитися летом, познаешися: внегда прийти времени, явишися» ( Авв. 3:2 ). Что же это за призрак у тебя, Пророк, грядущего Господа? И он тут же говорит: «посреде двою животну познан будеши», ясно говоря Господу следующее: «пришедши во плоти, ты живешь и умираешь, и по воскресении из мертвых снова живешь». И с какой страны грядет в отношении к Иерусалиму? С востока, или с запада, с севера, или с юга? скажи нам с точностию. И весьма ясно ответствует и говорит: «Бог от Фемана приидет» (3), а Феман толкуется юг; «и Святый из горы Фаран приосененныя чащи» ( Авв. 3:3 ). Тоже, согласно с сим, сказал Псалмопевец: «нашли его на полях Иарима».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010