Прихожанка. Интересно. Пресвитер. Так вот, 1-я песнь – это благодарственная песнь иудеев после перехода их через Чермное море ( Исх. 15, 1–19 ). 2-я песнь представляет собой обличение беззаконий иудейского народа, которые Моисей произнес во время странствования евреев по пустыне, чтобы пробудить в них чувство раскаяния ( Втор. 32, 1–44 ). 3-я песнь воспета Анной, матерью пророка Самуила, в благодарность за снятие с нее Господом позора бесчадия. ( 1Цар. 2, 1–10 ). 4-я песнь состоит из некоторых стихов книги пророка Аввакума, в которых предсказывается явление Господа Иисуса Христа и выражается чувство благоговения перед Ним ( Аввак. 3, 2, 20 ). 5-я песнь есть моление к грядущему Избавителю, выражающее жажду мира, который должно принести Его Пришествие ( Ис. 29, 9, 12 ). 6-я песнь – это молитва пророка Ионы во чреве кита, в которой изображается пророчество о восстании Христа из мертвых ( Иона 2, 3–7 ). 7-я песнь представляет собой славословие трех благочестивых еврейских отроков, находившихся в огненной печи Вавилонской, куда их ввергли за отказ поклоняться идолу ( Дан. 3, 21–56 ). 8-я песнь – продолжение предыдущего славословия, призывающего воздавать хвалы Богу за все ( Дан. 3, 57–72 ). 9-я песнь – славословие Божией Матери, произнесенное Ею после приветствия Елизаветы, наименовавшей Ее Матерью Господа ( Лк. 1, 46–55 ). 10-я песнь – славословие Бога священником Захарией при рождении святого Иоанна Предтечи ( Лк. 1, 68–79 ). Как видите, канон состоит не из восьми или девяти, а из десяти песней. Девятая песнь – песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...», к стихам которой добавляется текст песни святого Космы Маюмского «Честнейшую Херувим...». Кстати, таким же образом, как и песнь Богородицы, согласно Уставу, должен петься и весь канон, т.е. к библейским стихам должны добавляться песни, составленные в новозаветные времена, как это и делается Великим постом. Прихожанка. Надо же! Пресвитер. Но я сейчас хочу сказать не об этом. Обратите внимание на содержание библейских песней. Все они прославляют Господа как Всемогущего Избавителя от зол: в них прославляется Его добродетель и сила и слава, а также содержится пророчество о воскресении Его из мертвых. А в последних двух песнях прославляется Его Пречистая Матерь и Предтеча Его Иоанн. Исключение составляет только 2-я песнь. В ней дается образ Господа, карающего за грехи и посылающего в огонь геенский ( Втор. 32, 22 ). Поэтому и употребляется она исключительно только в дни покаянные, т.е. во время Великого поста. В прочее же время года, даже в малые посты, когда по Уставу поется почти великопостная служба, эта песнь опускается. Вот почему богослужебные каноны в подавляющем большинстве своем имеют несколько необычный, а для неосведомленных даже странный счет песней: первая, третья, четвертая и далее по порядку. Вот вам один небольшой пример того, насколько тщательно Святая Церковь охраняет свои праздники с их радостным настроением от всего горестного и печального.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Князь скончался жертвой мщенья, С той поры он всюду чтим. Михаила за мученье Церковь празднует своим.                                      ( " Дума " ) Его может процитировать учитель, воспроизвести политик или припомнить на проповеди священник. В 95% случаев никто ничего не заметит, поскольку авторитет Церкви в этом вопросе несомненен, а выше упоминавшиеся дискуссии относительно государственной успешности князя продолжаются. Существует – и в последние годы не умаляется – большой историографический соблазн идеализации прошлого Церкви, особенно в той её части, что касается церковно-государственных взаимоотношений и их объективного отражения в агиографии русских святых. Здесь немало натяжек, неточностей и досадных ошибок. Если бы меня попросили провести один-единственный урок-проповедь о св. Михаиле в классе школьников, более или менее с тверской историей знакомых, я бы проигнорировал лозунги, патриотические обороты речи ( " отечестволюбец " , например), призывы " чтить " , " не забывать " , оставив единственный – понять, то есть вникнуть  в суть того, что сокрыто за облаком кадильного дыма и монументально-скульптурной символикой. Будет неплохо, если школьник поймёт, что св. князь был " человеком Книги " , не учёным монахом-переписчиком, не толкователем, но христианином, из Св. Писания знавшим: все войны и сражения начинаются по воле Божией (в том числе и Бортеньевская сеча) и касаются не только людей, но Церкви, которая есть тень, земная ипостась небесной (Августин). И события реальной жизни церковных людей находят свою символическую предысторию в Священном Писании и Преданиях, в т.ч. Ветхого Завета. В этом месте " урока " можно открыть книгу пророка Аввакума (7 в. до Рождества Христова), чтобы прочитать отрывок, рассказывающий о халдеях, врагах Божьего народа, людях порочных, обречённых наказанию. Аввакум видел: " Народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащим ему селением. Он страшен и грозен… быстрее барсов кони его… издалека приходят всадники его… весь он идёт для грабежа… забирает пленников как песок… и князья служат ему посмешищем… сила его – бог (идол) его " (Аввак. 1:6-11). Но далее " народ " этот будет повержен, а " праведный своей верой жив будет " (Авв. 2:4). Под " праведным " Писание и св. Михаил, читавший-слушавший перед смертью другую ветхозаветную Книгу – Псалтирь, – подразумевает не столько доброго, благочестивого человека, но того, кто верит в Промысел Божий, обетование святым. – Князь это просто знал. Ещё он понимал, что праведники оправдываются через веру, ту, что засвидетельствована делами, подвигами, жертвами – то есть исповеданием, подражанием Христу, " положением души " . Для него, как для любого средневекового христианина, была очевидна истина: Библия не отвлечённый исторический рассказ, а Слово Божие, обращённое к человеку, " образу Божию " . Он верил и поступил согласно очевидным урокам веры.

http://radonezh.ru/analytics/bibleysky-o...

Слово на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Св. Фотия, митрополита Киевского и всея Руси 125 Егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни. И се бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив. И бе ему обешанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде духом в церковь : и егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем, и той прием Его на руку своею, и благослови Бога и рече: ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром ( Лук. 2:22–29 ). Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс. 105:2 )? Вмещается на руках Содержай землю горстию, и носятся Носяй всяческая глаголы уст Своих. Да радуется днесь Адам, с Симеоном говоря ко Христу: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: ныне отпущаеши меня от вечных уз, ныне отпушаеши меня от тли, ныне отпущаеши меня от смерти, ныне разрешаешь мою скорбь. Днесь Симеон благовествует всем языкам и велегласно взывает о Нем, говоря: Сей есть Сый, прежде и присно Сый, Отцу соприсносущный, безначальный, несозданный, Источник живота из Источника жизни Отчей происходящий. Это – Отроча, о Коем возгласил Исаия, говоря: яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам. И нарицается имя Его: велика совета Ангел, чуден, советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущаго века ( Пс. 9:6 ). Это – Отроча, о Котором изрек Давид: явится Бог богов в Сионе ( Псал. 83:8 ), – и воспел Иеремия: яко Бог на земли явися, и с человеки поживе ( Варух. 3:38 ). Это – Отроча, Которое древле разделило море и потопило фараона, даровало закон и днесь – в нынешний день вошло в земный Иерусалим. О Нем вопиет пророк Аввакум, говоря: Бог от юга приидет ( Аввак. 3:2 ), от юга Иерусалимского, от Вифлеема. Это Отроча предвозвестили все пророки, сие Отроча поют ангелы, Его трепещут Власти, Его славят Силы, Ему работает солнце, Ему служит луна, Его слушают стихии, Ему покоряются источники. Увидевши сие Отроча, затворились двери адовы и отверзлись небесные двери; увидев сие Отроча, вострепетал ад. Оно упразднило смерть, посрамило диавола, разрушило клятву, сокрушило губителя змия, пресекло средостение, раздрало лукавое рукописание, попрало грех, упразднило лесть, восставило тварь, спасло праотца нашего, призвало языки, просветило мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Аввакум же писал такие хулы: „Тяжела просыпка пившему чашу ту (полну мерзости чашу Апокалипсической блудницы), триперстную бл.»... (Послание Авв. к Симеону); а перстосложение именословное – предание врага и адова уза, Малаксы протопопа (Сочинение о сложении перстов). Развращенная Малакса печать антихристова (О Мельхиседеке послание; Паки и паки). Кому Малакса поп на чело наложит, тот не проснется до судного дня (Послание к Симеону. Описание рукописей ч. 2, стр. 49, 50). О Св. Церкви он писал, что в ней „столпи поколебашася наветом сатаны, патриархи изнемогоша, святители падоша и все священство еле живо. Бог весть, али и умроша (Послание Аввак. к царю Феодору Алексеевичу); Никониане из церкви все выбросили и жертву переменили, молитвы и пение, все на антихристово лице устроили; дети антихриста отцу своему, углаждающие путь, предотечи его жиды Богоубийцы». „Никониане, любя ветхая с Римляны, опресноки и прочие обычаи и поступки закона Моисеова, упразднились от Христа и благодати отпали (Соч. о Мельхиседеке). В храмах у Никониан доброму человеку послушать нечево (Рассужд. Авв.: Послание ко всем верным на всем лице земном); Никонианы нечестивы, Богоотступны и Богомерзки (Книга всем горемыкам). И все это зло сделал Никон, еретик... Мерзки книги и догматы его, и укрепляющи их ученики его ненавидимы суть от Христа Бога и Святых Его (Сказ. свящ. протоп. Авв.). (Описание рукописей в пользу раскола ч. 2, стр. 48, 49). О пении православной Церкви тот же ересиарх писал: любя пение партесное, Никониане упразднились от Христа (Послание к Маремьямне). Зело Богу гнуснонынешнее пение (Послание к рабам Христовыми) (там же стр. 51). В конце же концов последовало от Аввакума безумное дозволение даже на блудное сожитие: „Молю вас, – писал он, – не прикасайтесь ересям (т. е. священников православной церкви)... аще же венчаеми бывают у них, то не браки, а прелюбодеющи. Аще кто не имать иереев, да живет не венчавшеся». Лжеучения Аввакума, как потворствующие вожделениям своенравия и возводящие в религиозное правило даже разнузданность животных страстей и похотей были в его время подхвачены другими бунтовщиками против Св. Церкви. С ним на Московском Соборе 1666 и 1667 гг. по 10 и 11-му правилам Карфагенского собора, повелевшего пресвитеров, производящих раскол, предавать анафеме, были осуждены: Суздальские попы Никита Пустосвят и Лазарь, Московский диакон Феодор, монах Ефрем Потемкин, Соловецкий чернец Епифаний, иеромонах Сергий, Григорий и Авраамий, Муромский архимандрит Антоний, Смоленский протопоп Серапион, игумены Сергий Салтыков и Феоктист и старцы Боголеп и Герасим Фирсов. Но соборное осуждение не ужаснуло восставших на Св. Церковь и не угасило разыгравшейся фантазии невежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Итак, братие, видите, как Святые поступали при находках: так, что тотчас же возвращали найденное ими потерявшему; ничего, от него не требовали из найденного и, возвративши оное, скорее бежали от того, кому возвратили, чтобы избежать славы человеческой и не потерять награды от Бога. И как поступали Святые, так, повторяем, советуем поступать и вам. Ибо, в противном случай, т. е. если вы утаите найденное, тогда, не говоря уже об ответственности пред Богом, которой вы подвергнетесь за утайку, вы и вообще, пожалуй, и сами не замечая того, можете сделать страшное зло. Вы нашли, положим, деньги: но кто знает может быть, у потерявшего они были последними? И, может быть, вследствие потери их, у него останется голодною целая семья? Или, спаси Бог, он придет в отчаяние? Или, может быть, он потерял чужое, и его сочтут вором, лишат честного имени и жестоко накажут? Все это, братие при находках, вы должны иметь в виду и потому найденное тотчас возвращать. Да и хорошо ли, помимо этого, вообще-то жить чужим добром? Нет, братие, худо, очень худо. Ибо слово Божие неложно говорит: горе созидающему дом свой с неправдою (Иер. 22, 13)! Горе умножающему себе, не сущая его (Аввак. 2, 6)! Аминь, Слово Спасителя имеет благодатное могущественное действие на сердце человеческое (Слово о двою монаху, яже спасоста блудницу. Пролог Сент. 14) Господь сказал: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть... Дух есть, иже оживляет (Иоан. 6, 63). Что значат эти слова Спасителя? То, что ими Он указывает на благодатное, необыкновенное и могущественное действие слова Его на сердце человеческое, когда слушают это слово со смирением, благоговением, глубоким вниманием и готовностью последовать ему. Эту истину, по нашему мнению, лучше всего можно указать примерами грешников, которые единственно чрез такое слушание слова Христова, обратились ко Христу, бросили греховную жизнь, из грешников сделались праведниками и ныне блаженствуют там - в обителях Отца небесного. Обратимся же поэтому для доказательства к самому делу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

VIII. Между тем случилось так, что, когда вели меня в названную выше крепость, тот начальник опять был выгнан и стал беглецом там, где и прежде был. Но Бог возбудил Духа Своего в муже, ревнители добра, который имел в себе страх Божий, равно как и любовь, и соответственно своему имени (Григорий) обладал умом, истинно бдевшим по Боге, – который с Господом ныне править страною. Движимый Богу подражательным снисхождением или состраданием, он воротил меня с дороги в часто упоминавшуюся крепость Схемарис и поместил меня в расстоянии около пяти миль 1583 от богохранимого жилища своего, в совершенно подобающем монахам месте, в большом изобилии доставляя все необходимое для потребностей тела. За это все Христос Истинный Бог, предстательством Родившей Его по плоти Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, да защищает его, вместе с возлюбленными сыновьями его и почтеннейшею и достохвальною матерью их, от всякого скопища злодеев и от толпы совершающих беззаконие, даруя им изобилие благ, чтобы, имея всегда всякий достаток, они преизбыточествовали на всякое дело доброе, – и да соделает их достойными стать в будущее пришествие Христа на правой стороне и услышат тот божественный и кроткий глас, который скажет: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от начала мира, ибо странником был Я, и вы приняли Меня» и пр. аминь ( Мф.25:34–35 ). И вас святейших умоляю того же просить за них в святых молитвах ваших, особенно когда молитесь в храмах и святых собраниях. Они достойны того, чтобы вы предстательствовали об этом за них, ибо они суть истинные сыны святого 1584 воскресения Христа Бога нашего. IX. И наконец, когда Стефан святой, сын блаженного Иоанна пресвитера, бывшаго сокровище-хранителем 1585 святейшей церкви, пришел в эту страну, как уверял он 1586 , для отыскания меня смиренного, они приняли его со всем усердием и радостью и почтили и оказали всякое содействие 1587 к отысканию меня, как люди истинно Святого воскресения Христа Бога нашего. Оттуда, при их помощи, и нашел меня этот святой Стефан, коему да явит в тот день Свое милосердие Господь Бог, Праведный Судия, но и тем, кои послали его, так как поистине дело евангелиста совершил он ( 2Тим.4:5:8 ). Как конь духовный, имея всадником Самого Бога, по слову Писания: «восседая на кони твои, и конница твоя – спасение» ( Аввак.3:8 ), – он, пробегая по всей Лазике и Апсилии и Авасгии, без страха проповедал как об истине так и о привнесенном новшестве, – и присутствие этого мужа соделалось причиною как пользы и спасения для многих, так и успокоения и утешения для меня самого. И то негодное имя (еретиков), что дали нам истинные отступники от истины, тогда же было уничтожено, и истина соделалась очевидною для многих. Наконец, доставив 1588 своим пришествием сюда все эти блага, сей славный муж, в январе восьмого, только что прошедшего, индикта почил в Господе у христолюбивого начальника Авасгии. И все, кто знал его, пожелали ему, как святому, упокоения.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

17, 14); воздвити силу твою и прииди во еже спасти нас ( Пс. 79, 3 ). Иной: яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли (3 Дар. 8, 27)? Скоро да предварят ны щедроты твоя, Господи, яко обнищахом зело ( Псал. 78, 8 ). Другие говорили: о люте мне душе, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющего в человецех несть ( Мих. 7, 2 ). Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися ( Псал. 69, 1 ). Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит ( Аввак. 2, 3 ). Заблудих яко овча погибшее; взыщи раба твоею, уповающего на тя ( Псал. 118, 156 ). Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит ( Пс. 49, 3 ). Потому, Тот, кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола; благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властию диавола: присносущий пришел и дал в уплату свою кровь; для искупления рода человеческого от смерти отдал свое тело, которое принял от Девы, свободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть своею смертию. Христос ны искупил есть от клятвы законные, восклицает св. Павел. Он пришел спасти, но должен был и пострадать. Как могло быть то и другое вместе? Простой человек не мог спасти; а Бог в одном только своем естестве не мог страдать. Каким же образом то и другое совершилось? Так, что Он, Еммануил пребывая Богом, сделался и человеком, и то, чем Он был, спасло; а то, чем Он сделался, страдало. Потому, когда Церковь увидела, что иудейское сонмище увенчало Его тернием, оплакивая буйство сонмиица, говорила: дщери Сиони, изыдите и видате венец, им же венча Его мати Его ( Песн. 3, 11 ). Он носил терновый венец, и разрушил осуждение на страдание от терния. Он один и тот же был и в лоне Отца и во чреве Девы; один и тот же на руках матери и на крылиях ветров ( Псал. 103, 3 ); Он, которому покланялись ангелы, в тоже время возлегал за столом с мытарями. На Него серафимы не смели взирать, и в тоже время Пилат делал Ему допрос. Он один и тот же, которого заушал раб и пред которым трепетала вся тварь. Он пригвождался ко кресту и восседал на престоле славы; полагался во гроб и простирал небо как кожу ( Пс. 103, 2 ); причислен был к мертвым и упразднил ад; здесь на земле клеветали на Него, как обманщика, там, на небе воздавали Ему славу, как святейшему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

6. Ислам, несмотря на то, что он является одной из относительно высших религий, совершенно не терпит учения о Боге как о Святой Троице. В Коране такое понятие высмеивается. На мечети Омара в Иерусалиме высечена на стене такая заповедь: " Правоверные, знайте, что Аллах не имеет Сына " . И именно потому, что по этой вере Бог не имеет Сына, в Коране нигде не говорится о любви Божией, но только о правде Божией и милосердии. Несмотря на то, что свои понятия Мухамед почерпнул из Ветхого Завета, он не заметил слов Всевышнего: " Ужели Я, Который отворяет утробы, не могу родить? Ужели Я, Который дарует жизнь, останусь без наследия? " (Ис. 66, 9). И этого не заметили не только Мухамед, но и древние ариане и современные унитарии. 7. Знай и помни, дочь моя: Тайна Святого Триединства - внутренняя тайна Божественной природы. Эту Свою сокровенную тайну Бог не мог открыть людям ни помимо закона, ни через закон, ни через людей, ни через великих пророков. Он мог только через избранных пророков предвозвещать, довольно ясно и определенно, сошествие на землю и воплощение Сына Своего, через Которого " земля наполнится познанием Господним, как море полно воды " (Ис. 11, 9; Аввак. 2, 14). А главное знание, которое принесет Сын, будет знание о Боге как о Святой Троице, одно из имен Которого Любовь. 8. Вечный Отец любит Сына и Духа Святого. Вечный Сын любит Отца и Духа Святого. Вечный Дух любит Отца и Сына. Все это в непостижимом единстве, нераздельном и неслиянном. Все бестелесно и духовно. И так из вечности в вечность, без начала и конца, без перемен, без уменьшений и увеличений, без каких-либо внешних событий, вне времени и пространства. 9. Мыслить Бога без Сына - все равно, что мыслить Бога без Любви. Ибо всякая любовь ищет предмет своей любви. И ты знаешь, дочь моя, что когда кто-то из людей говорит: " Я люблю! " , то мы сразу, естественно, спрашиваем: " Кого ты любишь? " Кого бы, следовательно, любил Бог Отец в вечности, прежде сотворения мира, если бы Он не имел Сына как предмет Своей Любви? А это означало бы, что Он не знал Любви и не был Сам Любовью по сущности Своей, прежде чем сотворил мир как предмет Своей Любви. А то, в свою очередь, означало бы, что Бог с сотворением мира приобрел нечто такое, чего Он прежде не имел и через что Он переменился. Это же бессмысленно, не логично и противоречит Священному Писанию, в котором с Небес засвидетельствовано, что в " Боге нет перемены " (Иак. 1, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1940...

Если бы в древнееврейской религии была идея кармы, то не были бы слова пророков полны недоумения о торжестве несправедливости в мире. Я не буду сейчас изъяснять ответ, который библейские мудрецы и христианские писатели дают на этот вопрос. Предположим даже, что этот ответ будет менее глубоким и продуманным, чем кармический ответ на вопрос о причине «несправедливости» в мире. Но нельзя не заметить, что, во-первых, библейские авторы прежде всего честны. Они видят реальную боль и не прячут ее за удобными расхожими формулами. И, во-вторых, нельзя не заметить, что мысль о кармической гармонии им вполне чужда. В их мире — больно, очень больно. Так больно не бывает в умах тех людей, которые поселяют себя в мир кармы, автоматически осуществляющей справедливое воздаяние. Вот обращается к Богу пророк Аввакум: «Доколе, Господи, я буду взывать и Ты не слышишь, буду вопиять о насилии, и ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?.. Закон потерял силу, и суда правильного нет, так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Аввак. 1, 2-4). «Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя?» (Аввак 1, 13-14). Он получает ответ. Но, во-первых, в услашнном им ответе нет ничего о «карме» и «прежних жизнях». Во-вторых, в этом ответе вообще нет ничего утешительного. Бог не отвечает прямо на тот вопрос, что обращает к Нему Аввакум. Лишь говорит, что еще горшие бедствия падут на Израиль за его грехи (не за грехи атлантов). Но Аввакум слышит Господа, и ему достаточно Встречи. В видении Бога забывает себя и свою боль сердце его: «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи; хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах; но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Аввак. 3, 16-18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010