Также вместо жала, что мы перевели чрез ужаление, Симмах перевел παντημα есть встреча, Феодотион и пятое издание язва и заточение.    Ст. 15. Наведет Господь знойный ветер, поднимающийся из пустыни, и иссушит он родники его, и опустошить источник его и расхитит сокровищницу всех вожделенных сосудов. LXX: Наведет Господь на них знойный ветер из пустыни, и иссушит Он родники его, опустошит источники его; он иссушит землю его и все вожделенные сосуды.    Я читал у одного толкователя, что знойный ветер, который наведет Господь из пустыни, есть тот же, который поразил дом Иова с четырех углов и обрушил его на сыновей [Иова], сидевших за столом (Иов. гл. 1), и что это один из тех ветров, о которых мы читаем в Евангелии, что они дуют, и приходят с вихрем, дождями и молниями, чтобы разрушить дом, построенный на камне или на песке (Матф. гл. 7). Но с этим я не могу согласиться, ибо в книге Иова не написано, что ветер из пустыни навел Господь, но умолчано об имени Господа, так что под ветром из пустыни, который по своей воле устремился против святого мужа, можно понимать противную силу; также нельзя, конечно, понимать в добрую сторону и те ветры, которые разрушают основания домов. Остается допустить, что знойный ветер, который наведет Господь и который поднимается из пустыни, есть тот же, о котором написано у Аввакума: Бог от юга приидет и Святый из горы Фаран (Аввак. 33), находящейся именно в пустыне и на юге. И в Песни Песней мы читаем: где пасеши, где почиваеши в полудне (1, 6)? Таким образом этот знойный ветер, иссушающий родники смерти и истощающий источники ее, наведет Господь, заставляя его подняться из пустыни, то есть из пустыни рода человеческого, в которой и диавол искал покоя, но не мог найти его. Под пустынею мы можем понимать также девственную утробу святой Марии, процветшую без семени человеческого и без соединения с стеблем (nullo frutice), и этот простой, чистейший и плодоносный при своем единстве жезл произвел тот цвет, который говорит в Песни Песней (4, 1): аз цвет польный и крин удольный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

398 Собрание челоб. Аввак. Ник. и Лазаря, см. т. IV и V. Материалы для Истории Раскола г. Субботина 1878 и 1879 гг. 403 См. кн. об антихр. г. Нильского 1859 г. «Вступление» стр. I–XXXVI. Собр. соч. Аввак. – Мат. т. V, стр. 226–230, 257, 261. Челоб. Лазаря. Мат. т. IV. 201. 407 У Никиты стр. 164 Аввакум.· «сего ради открывается гнев Божий на вас и бысть многожды ты (царь) наказан от Бога и все царство твое»... Посл. из Пустоз. 147. Он даже жаждал несчастий для России, ради того, что она не следует за ним. «Чаю, подвигнет Бог турка на отмщение кровей мученических», писал он к некоему Симеону богоприимцу: «Пускай любодеицу-ту потрясут (т.е. Россию) 205. 410 Матер. т. IV. стр. 158 и 159. «И Ведом тебе, великий государь», пишет Никита, «яко ветхий Рим падеся аполлинариевою ересью, второй же Рим, еже есть Константинополь, агаринскими смуты от безбожных турок обладает: твое же государство … третий Рим… и т.д. 417 Указания на это у Никиты в челобитной: 3, 15, 17, 60, 65, 75, 85, 86; у Лазаря: 181–183, 191, 195, 209; у Аввакума: 309. Сами монахи не раз упоминают в челоб. о латинской ереси, вводимой Никоном, челоб. 225, 226, 234, 235 и т.д. 425 После осады у них найдено в запасе хлеба 9661 четв. и денег 29 268 р. Истор. опис. Сол. м. ч. I, стр. 152. 431 Дополн. к Акт. Ист. т. V, 67, стр. 343. Между высланными были гривенский митр. Макарий грек, несколько монахов и расстриженных попов. 432 Прав. Соб. 1879 г. Октябрь. См. Сол. м. пред возмущением. Акты Истор. т. IV. 248, стр. 532. 435 Дополн. к Акт. Ист. т. V, 67, Грам. Волхову 1 сент. 7177 г. Заяцкий остров в 5 верстах от монастыря. 445 Приходорасх. книжка казначея Глеба в Солов. архиве. История России Соловьева, т. II. стр. 460. 446 Истор. опис. Сол. м. ч. I. стр. 157. Допол. к Акт. Истор. т. V. стр. 344. Грамота Иосифу 5 окт. 1670 г. Они разосланы по разным монастырям. 447 Тот самый, который в 1667 г. из Москвы по поручению Никанора предупреждал братию, что не следует принимать на настоятельство Иосифа. 451 Акты Ист. т. IV. 248, стр. 531–539. Показание старцев Митрофана, Амбросина, Геронтия, Павла, Варлаама, бельца Васьки Кириловщины и др. Материалы для Истории раскола т. III, стр. 325 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно: потому что праведный верою жив будет ( Аввак.2:4 ). 12. Закон же несть от веры: но сотворивый та человек жив будет в них. 13. Христос ны искупил есть от клятвы законные, быв по нас клятва: писано бо есть: проклят всяк висяй на древе: 13. Христос искупил вас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою; (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) ( Втор.21:23 ). 14. Да в языцех благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою. 14. Дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал.3:2, 9 ). В вредыдущей речи к ап. Петру, которую ап. Павел нашел нужным привести читателям данного послания, было с очевидною ясностью доказано, что жизнь по вере исключает жизнь по закону и что смешивать эти два принципа жизни, веру и закон, так, чтобы находит возможным и даже необходимым жить по вере и по закону, – совершенно неразумно. Нужно что-нибудь одно: или вера, дающая жизнь духовную, или закон, производящий жизнь плотскую, жизнь по букве. Опыт доказал, что закон ровно ничего не давал своим последователям, кроме проклятия. Стало быть, необходимо жить по вере во Христа и по одной только вере. Между тем галатийские христиане обнаружили именно такое непостоянство: они находили возможным с верой совместить и закон. Такое неразумное поведение галат с первых слов обращения к ним вызвало ап. Павла на обличение. «О, безумные галаты!» Такими словами возбужденный апостол начинает свое обращение к жителям Галатии. Он не мог подыскать более подходящего эпитета для характеристики людей, поведение которых представлялось ему чистейшим абсурдом. Напрасно блаж. Иероним, в объяснение резкости апостола, утверждает, что галатийский народ от природы отличался слабоумием. Характер галатийцев действительно выдавался непостоянством, но об уме его свидетельствуют совершенно обратное: «Галаты, говорит Фемистокл, отличаются природной понятливостью и остроумием» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

40. В книге дней (Паралипоменон) читаем: «у Шовала, отца Кариаф – Иарима, были сыновья, которые пророчествовали в половицу». И еще: «а сыновья Салма, отца Вифлеема и Нетофафа венец дома Иоава, и которые пророчествовали, из половины Зараи» 9 и пр. (1 Парал. 2, 52, 54). Конечно они, пророчествовавшие, также были святы, и однако не удостоились получить совершенного пророчества: пророчествовали не о будущем тайнозрительно (secundum tropologiam), а о настоящем по течению событий (juxta historiam). Пророк Аввакум надписывает песнь свою таким заглавием: «Молитва Аввакума пророка о неведениях» (по др. о неведущих) 10 . Ибо он с дерзновением обращался к Господу и говорил: «доколе, Господи, буду взывать и не услышишь? буду вопиять к тебе, терпя насилие, и не спасешь? Зачем ты показал мне нечестие и труд, видеть грабительство и неправду? Против меня состоялся суд и очень сильная вражда: поэтому разорван закон и суд не достиг до конца: ибо беззаконник берет верх над праведным, и оттого издается приговор превратный» ( Аввак. 1, 2 след.) И потому вместо Него (Господа) сам упрекая себя, что по неведению высказал это, пишет песнь покаяния. Если неведенее не было грехом, то излишне пишет он книгу покаяния и напрасно вздумал оплакивать то, в чем нет греха. В последней части книги Иезекииля, где в устройстве храма поставленного на горе изображаются тайны будущей после многих веков Церкви, в первый и седьмой день первого месяца приносятся жертвы за грех всех, за грех , коим согрешили по ошибке или неведению. И в течении семи дней Пасхи постоянно закалается козел за грех. В пятнадцатый день седьмого месяца совершается такой же чин жертвоприношений за грехи. И после весьма многого иного, что не время излагать теперь, написано: «А было там место к западу, и сказал (Господь) ко мне: это место, где священники должны варить жертву за грех и за неведение» (Иезек. 46, 20). Иеремия говорит Богу: «знаю, Господи, что не в воле человека путь его, и не во власти мужа шествие и направление шагов его» (Иерем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого " один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (Пс. 89:5) " . А если определение Божье о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям.Господь " долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию " (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью, по выражению, употребленному Самим Господом (Матф. 24:43) [ 1 ]. При такой постановке вопроса, закономерной представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что имели (Матф. 13:12 [ 2 ]; ст. 10).С приходом " дня Господня " последует преобразование мира огнем: " небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят " — нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Матф. 24:35 [ 3 ] и Тайновидец в Апок. 20:11 [ 4 ]. Под " стихиями " понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все " дела " , то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Аввак. 2:13) [ 5 ].Этот вещественный мир, который разрушиться огнем, явится затем преображенным и обновленным в новой, нетленной сущности. Как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в " шесть дней творения " он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию — " впрочем мы по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда " .Еще пророк Исаия говорил от имени Божьего: " вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце " (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

   А в своей молитве и песне кому, как не Господу Христу, говорит он: «Господи, услышах слух Твой и убояхся. Господи, разумех дела Твоя и ужасохся!» (Аввак. III:2 и ниже)? Ибо что означает это восклицание, как не невыразимое в словах удивление предугаданному новому и неожиданному спасению людей? «Посреде двою животну познан будеши» (Abb.IIÏ2) — что это значит, как не среди двух заветов, или среди двух разбойников, или среди Моисея и Илии, беседовавших с Ним на горе? «Внегда смутитися души моей во гнев, милость (Твою) помянеши», — что это значит, как не то, что (пророк) представляет в своем лице иудеев, к коим принадлежал по своему происхождению? Смущенные великим гневом, они пригвоздили к кресту Христа, а Он, помня о милосердии, говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. XXIII:34). «Бог от Фемана грядет и Святый — от горы приосененныя чащи» (Авв.3:3). Выражение «от Фемана» некоторые переводят «с юга» или «из Африки», чем обозначается полдень, т. е. пламень любви и блеск истины. Тенистую же и чащею покрытую гору можно объяснять различно; но я охотнее разумел бы под нею возвышенность божественных Писаний, пророчествовавших о Христе. Ибо там много предметов, покрытых тенью и мраком, которые дают упражнение уму исследователя. А приходит Он оттуда, когда там Его находит тот, кто их уразумевает. «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» (Авв.3:3). Что это, как не то же, что говорится и в псалме: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя» (Пс. 56:6)? «Блеск ее — как солнечный свет» (Авв.3:4) — что, как не «Слава о Нем просветит верующих». «Рози (рога) в руках его» (Авв.3:4). Разве это не знак победы крестной? «Пред лицем Его предыдет слово, и изыдет на поле по стопам Его» (Авв.3:5): что это значит, как не то, что о Нем предвозвещено было прежде, чем пришел Он сюда, и проповедано после того, как отошел отсюда? «Он стал - и подвижеся земля»: (Авв.3:6) не то ли значит, что Он стал, чтобы оказать помощь, что поколеблется земля, чтобы уверовать. «Воззрел — и в трепет привел народы» (Авв.3:6), т. е. сжалился и обратил народы к покаянию. «Вековые горы распались» (Авв.3:6), т. е. силою чудес сокрушена гордость надменных. «Первобытные холмы опали» (Авв.3:6), т. е. уничижены на время, чтобы быть возвеличенными вечно. «Пути Его — вечные» (Авв.3:6), т. е. видел подвиг любви, получивший вечную награду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В третьей главе святой Павел говорит сначала о необязательности закона для Галатов: первое доказательство этого он заимствует из наглядного опыта самих Галатов, которые прияли Святого Духа и благодатные дары чудотворения (ст. 1-5); второе доказательство ненужности закона святой Павел заимствует из способа оправдания, как самого родоначальника оправданных Авраама, так и после него всех будущих наследников обетований Авраамовых: " Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность " . Отсюда ясно, что и " верующие благословляются с верным Авраамом " (ст. 6-9). Третье доказательство святой Павел выводит из невозможности исполнить все предписания закона и избегнуть его клятвы: " все утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою " . Почему же это? Объясняет это Апостол ссылкой на Второзаконие 27 гл. 26 ст.: " Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона " . И по первоначальному учреждению своему закон не имел силы оправдывать пред Богом, что ясно из того, что в самом же законе было написано: " праведный от веры жив будет " (Аввак. 2:4). Поэтому, если и возможны были праведники в Ветхом завете, то собственно ради веры в грядущего Искупителя человеков и ради Его искупительной Жертвы, к которой закон прообразовательно руководил все мысли и чувства своих ветхозаветных служителей. Только Христос освободил от проклятия всех тех, на ком оно тяготело за неисполнение закона: " Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ибо написано: проклят всяк, висящий на древе " — эти слова читаются в апостольском чтении на утрени Великой Субботы, объясняя смысл и значение совершенного Господом подвига искупления человечества. " Проклят всяк, висящий на древе " — слова Второзакония 21:23. " Не потому он проклят " , объясняет блаженный Иероним, " что висит на древе, но потому, что впал в тяжкий грех, что заслужил быть повешенным " . " Как все в Ветхом Завете имеет прообразовательный смысл, так и это установление о повешении преступников и о снятии их к вечеру для похоронения было прообразом крестной смерти Спасителя. И Он повешен на древе, а вечером снят " (еп. Феофан Затворник). Христос принял на Себя незаслуженно клятву, тяготевшую над человечеством, и уничтожил ее. " Как кто-нибудь неподлежащий осуждению, решившись умереть за осужденного на смерть, сим избавляет его от смерти, так поступил и Христос (еп. Феофан Затворник) " . " Принявший на Себя проклятие Он освободил людей от проклятия " . Это сделал Христос для того, чтобы " благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою " (ст. 10-14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Днем праздника называет праздник кущей, в пятнадцатый день седьмого месяца, когда сыны Израилевы вышли из Египта. Как в то время, говорит, Я избавил тебя из Египта, и ты жил в кущах, спеша отправиться в святую землю и к месту для храма; так и теперь Я избавлю тебя от скорби, бедствий и угрожающего плена, если, впрочем, ты будешь исполнять заповеди Мои. Ибо Я — Тот, Который чрез всех пророков и различные роды видений уподоблялся людям и призывал тебя в покаянию. Не человеческое ли это уподобление, когда Моисей, поднимая руки к небу, молится, чтобы Иисус победил Амалика (Исх. гл. 17), и этим изображает таинство креста? Не уподобляется ли Бог чрез пророков, когда Иова три дня и три ночи остается во глубине, предзнаменуя воскресение Господа в третий день из преисподней? Об умножении же видений мы читаем у всех пророков. Так, Иезекииль видит Господа, сидящего на херувимах подобно вознице (Иезек гл. 10). И Исаия говорит: видех Господи, седяща на престоле высоце и превознесеине, и серафими два вокруг Его, и взываху друг ко другу: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф (Исаии 6, 1—3); и Аввакум стоял на сторожевой башне, еже видети рози в руках Спасителя (Аввак. 2:1; 3, 4), в которых сокрыта сила Его. Поэтому и псалмоцевец взывает: услышу, что речет о мне Господь Бог (Псал. 84:4). Впрочем, мы должны знать, что всякое пророчество называется в Священных Писаниях видением. И вси людие, говорится в них, зряху глас Господа (Исх. 20:18). Поэтому и пророки прежде назывались видящими. Также к тем, кои обольщены еретиками, говорится, чтобы они обратились к Господу, который более желает покаяния, нежели смерти грешника (Иезек. гл. 18); ибо Он Сам вывел их из земли египетской, то есть из тьмы и заблуждения языческого. А чтобы они, помня о грехах, не обратились слишком поздно, Он говорит: опять поселю вас в кущах, как во дни праздника, так что следствие крещения будет следствием покаяния, и они поселятся в кущах Спасителя, то есть в церквах, о которых говорится: насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

е. за уподобление тебе в вере, в тебе, т. е. в семени твоем или чрез семя твое, т. е. чрез Господа Иисуса Христа по силе веры, а не от дел закона, получат благословение Божие, данное Аврааму, и все язычники. 9 ст. Итак верующие благословляются с верным Авраамом. Итак только верующие становятся ценными в очах Божиих, подобно Аврааму, и вместе с ним удостаиваются того же Божьего благословения (см. Толк. посл. св. ап. Павла к Галат. Еп. Феофана). Другого способа оправдания нет. 10 ст. А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвой. Ибо написано: " проклят всяк кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Втор. 27:26 ). Один закон без веры не поможет в деле достижения спасения. А посему все исполняющие дела закона, но без молитвы о прощении согрешений и без веры в грядущего Мессию, и в этом смысле, не исполняющие его как должно, а посему нарушающие его, находятся под клятвой закона, ибо не исполняют постоянно всего, что написано в законе, т. е. не исполняют предписываемого законом так, как он указует и научает. Закон вел ко Христу. А посему под клятвой закона находятся и те, которые, хотя и уверовали во Христа, но признают и при вере во Христа необходимость для спасения обрядового закона. Следовательно, под клятву закона подводят себя и Галаты, вставая под иго закона. 11 ст. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верой жив будет. ( Аввак. 2, 4 ). Что в этом смысле закон был недостаточен для достижения спасения, это ясно сознавали ветхозаветные праведники. Так, например, пророк Аввакум прямо говорит, что только верой человек праведный, а не всякий, жив будет, т. е. получит, наследует жизнь вечную, т. е. а не этими внешними, обрядовыми делами закона. 12 ст. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. ( Лев. 18:5 ). В законе главное требование не вера, а дела. Дан закон – исполняй его. Исполнишь – жив будешь, т. е. получишь обещанное блаженство; не исполнишь – проклят. Таков закон без веры, а к нему-то вы, Галаты, и склоняетесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

И в другом месте: почерпайте воды из источников Спасителя ( Ис. 12:3 ). Такие источники есть в ветхом и в новом завете. И все преграды, которые могут затруднять шествие верующих, Господь выровняет для них и высокое принизит и низкое поднимет, чтобы путь быль ровный и открытый. А кто те, для коих приготовляется путь, это он выражает очень ясно: вот одни прийдут издалека, и вот одни от севера и моря, а другие от земли южной . Указывая четыре страны света, восток и север, запад и юг, вместо востока он поставил издалека ; вместо южной страны в еврейском читается sinim , что Семьдесят перевели: персов . Прочие выразили так, как читается в еврейском: Синим , что мы перевели: от южной (или от юга ), в том предположении что это гора Синай, находящаяся в южной части, по пророку Аввакуму: Бог от юга приидет и Святый из горы Фаран пресененныя чащи ( Аввак. 3:3 ). Если же под Синим мы будем понимать, как перевели LXX, персов , которые находятся на востоке; то выше сказанное: вот одни прийдут издалека мы можем относить к югу. И заповедуется небесам и земле, или силам, пребывающим на небе и на земле, или же ангелам и людям, чтобы они воспевали хвалебные песни Богу. И находящиеся на высоте добродетелей, пусть ликованием и восклицаниями выражают радость, [наполняющую их] душу. Ибо утешил Господь народ Свой , то есть тех из иудеев, которые восхотели уверовать. И помиловал бедных и смиренных Своих , или весь народ Свой; который был призван к Нему от востока и запада, севера и юга, не имея ни закона, ни пророков, ни богатств духовных; но оставленный, бедный и уничиженный находился в подчинении всем демонам. Ст. 14–21. А Сион сказал: оставил меня Господь, и Господь забыл меня. Может ли забыть женщина дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, Я не забуду тебя. Вот Я на руках Моих начертал тебя, стены твои, всегда пред очами Моими. Пришли строители твои; а разорители и опустошители твои уйдут от тебя. Возведи очи твои вокруг и посмотри, – все они собрались, пришли к тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010