Адрес: Грузия, край Самцхе-Джавахети, Адигенский муниципалитет, с. Зарзма Проезд: Монастырь Зарзма - последняя архитектурная древность на пути из Ахалцихе на запад (по трансаджарской дороге). За селом Зарзма начинается глухая горная трасса, которая остается глухой до самого Хуло в Аджарии. Это километров с 50. До Адигени всего 4 километра относительно сносного асфальта. Подробнее... Икалтойский мужской монастырь [ править править код ] Икалтойский монастырь – один из первых в Грузии, а в Кахетии почти самый первый. Он основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским ( ) где-то после середины VI века. От строений той эпохи уже ничего не осталось. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке. Видимо, есть какая-то связь с возникновением независимого Кахетинского царства в те века. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день. В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба. В 1616 году шах Аббас во время знаменитоо нашествия сжег академию и тем поставил точку в ее истории. С этого момента монастырь почти прекратил свое существование и был восстановлен только в XIX веке. Адрес: Республика Грузия, Кахетия, муниципалитет Телави, с. Икалто. Подробнее... Свято-Никольский мужской монастырь (Кинцвиси) [ править править код ] Известно, что монастырь в основном построен около 1200 года, хотя небольшое строение храма Святой Марии даритуется X веком. Основной храм - Святого Николая - построен еще при жизни царицы или же в самые последние годы её существования. Сохранились фрески того времени. Фресок XIII века в Грузии очень мало, так что ими монастырь и знаменит. Позже был пристроен еще один небольшой храм и западный придел. И это все, что известно об истории храма. Он находился на земле князей Цицишвили (Верхнее Сацициано), однако мы почти ничего не знаем о роли монастыря в истории рода Цицишвили.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

Самое раннее сооружение монастырского комплекса – это однонефная Успенская церковь X века, известная своим иконостасом, увенчанным великолепными рельефными скульптурами (в настоящее время его фрагменты хранятся в музее искусств им. Ш. Амиранашвили национального музея Грузии). Эта церковь интересна и сама по себе – возведенная из прекрасно обтесанного камня с искусно выполненным наличником окна в алтаре, с навесом и первоначальным карнизом, она впечатляет строгими пропорциями интерьера, который расчленен пилястрами и имеет с западной стороны патроник (хоры). Адрес: Ахалцихе, Самцхе-Джавахети, Грузия Подробнее... Бодбийский женский монастырь [ править править код ] По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой святой равноапостольной Нины относится ко времени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель. Царская династия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 1230-х гг. Бодбийский монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230-х гг. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славу религиозного центра. Адрес: Грузия, в 2-х км. к югу от г. Сигнахи, ок. с. Кедели Подробнее... Женский монастырь Ахали Шуамта [ править править код ] Монастырь Ахали Шуамта ( ) основан в XVI веке около монастыря Старая Шуамта. Существует легенда, что эту обитель построила кахетинская царица Тина. Когда она была ребенком, ей приснился сон, что она строит прекрасный православный храм. Тогда же она увидела незнакомую местность, где должно было возвышаться здание церкви. Спустя много лет, Тина вышла замуж за кахетинского князя Левана. Во время путешествия по просторам царства, она узнала приснившуюся ей местность и основала монастырь. Через некоторое время Тина сама приняла постриг в монастыре.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

Монастырский комплекс включает защитную ограду, большой храм и колокольню. Адрес: Грузия, Телавский р-он, монастырь Ахали Шуамта Проезд: Монастырь обнаружить весьма просто. Прямо на телавской трассе существует указатель, от которого менее ста метров до самого монастыря. При этом ехать нужно на юго-запад от Телави, не доезжая 2 км. до Старой Шуамты. Подробнее... Успенский пещерный мужской монастырь (Вардзиа) [ править править код ] Вардзиа (груз. ) — пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села. На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы. Адрес: Грузия, Аспиндзский район, с. Вардзиа Проезд: По шоссе около 70 км к югу от Боржоми Подробнее... Свято-Успенский мужской монастырь (Зарзма) [ править править код ] Зарзма () - вообще говоря, это такой поселок в Адигенском районе, но в последнее время под Зарзмой часто понимают находящийся в поселке Преображенский монастырь. Это один из древних и оригинальных монастырей Джавахетии. Его не надо особенно искать, он хорошо виден со всех окрестностей и с трассы, что ниже поселка. Монастырь был основан во время существования царства Тао-Кларджети (точный год не известен). Основателем был Серапион, известный как Серапион Зарзмский. Князь Георгий Чорчанели подарил монастырю землю, первый храм построил архитектор Горбнели, но она не сохранилась. Вообще, мы ничего не знаем о внешнем виде монастыря в ранние эпохи его существования. Самый старый кусок - это арка звонницы, на которой сохранилась надпись X века.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

В Грузии разработана программа по спасению древнего пещерного монастыря На осуществление четырехлетнего проекта из резервного фонда правительства выделено 570 тысяч лари (около тыс). ТБИЛИСИ. Правительство Грузии приняло решение о начале проекта спасения пещерного монастырского комплекса Вардзиа в регионе Самцхе-Джавахети, сообщает корреспондент портала " Русский Афон " со ссылкой на Новости-Грузия . На первом этапе планируется проведение мультидисциплинарных исследований и ряда работ. На осуществление четырехлетнего проекта из резервного фонда правительства выделено 570 тысяч лари (около тыс). " Будут созданы карты повреждений скал и рисков камнепада, и разработана первичная оценка необходимости осуществления консервации. В рамках проекта планируется благоустройство и реабилитация инфраструктуры комплекса. После укрепления двух каменных глыб будет устранен риск уничтожения фрагмента комплекса и обеспечена безопасность визитеров и обслуживающего персонала " , - сообщает министерство. Исследовательскими работами будет руководить профессор Клаудио Марготтини (Claudio Margottini), который является консультантом ЮНЕСКО. Будут также приглашены международные эксперты, которые вместе с грузинскими специалистами определят методологию и технологию необходимых работ по спасению памятника. Вардзиа – пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков в долине реки Кура, примерно в 70 километрах к югу от города Боржоми. Это выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Возник под влиянием аскетическо-исихастских традиций Святой Горы Афон. Ансамбль создавался в основном в 1156-1203 годы, в период правления Георгия III и его дочери - царицы Тамары на юго-западной границе Грузии. В монастыре действовал строгий афонский устав. Монастырский комплекс играл важную роль в политической и культурной жизни страны. Комплекс использовался в том числе и в целях обороны - в восточной части находится тайный тоннель, который спускается к реке. В теле горы были сделаны сотни помещений и переходов между ними, которые простирались вдоль горы в длину на 800 метров, в глубину горы до 50 метров и в высоту на восемь этажей. Среди помещений: трапезные, кельи, кладовые, винные погреба.

http://sedmitza.ru/text/5059647.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНСТИТУТ РУКОПИСЕЙ ИМЕНИ КОРНЕЛИЯ КЕКЕЛИДЗЕ АН Грузии [груз. ; ИР]. Основан в 1958 г., с 2007 г.- Национальный центр рукописей Грузии, находится в Тбилиси. В ИР хранится наибольшая часть известных рукописей, созданных на груз. языке (ок. 10 тыс.). Фонды ИР включают памятники как церковной, так и светской лит-ры 15 веков (V - нач. XX в.), созданные на папирусе, пергамене, бумаге и бомбицине и охватывающие все сферы средневек. науки (богословие, философию, агиографию, гимнографию, литургику, экзегетику, аскетику, гомилетику, художественную лит-ру, языкознание, историю, медицину, право, химию, астрономию, алгебру и геометрию, физику и др.). «Литургия ап. Иакова». XIII в. (НЦРГ. S 4980) «Литургия ап. Иакова». XIII в. (НЦРГ. S 4980) Груз. манускриптами располагают также др. архивы, музеи и б-ки Грузии (Национальный архив Грузии, ГМИГ, Зугдидский историко-этнографический музей, Кутаисский гос. историко-этнографический музей , ЦГИАГ, ИЭМС, Национальная б-ка парламента Грузии, Историко-этнографический музей г. Гори, Исторический музей Самцхе-Джавахети, Аджарский гос. музей и др.), России (РГАДА, РГБ, РНБ, СПбФИВ РАН, РГВИА и др.), Польши (Музей Чарторыйских в Кракове), Греции (мон-рь св. ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, Иверский мон-рь на Афоне), Египта ( Екатерины великомученицы мон-рь на Синае ), Израиля (архив Патриархии Иерусалимской Православной Церкви, Крестовый мон-рь в Иерусалиме), Франции (Национальная б-ка в Париже), Великобритании (б-ка Кембриджского ун-та, Бодлианская б-ка Оксфордского ун-та, Британский музей), Ватикана , Австрии (Австрийская национальная б-ка в Вене, б-ка Грацского ун-та, Гос. архив Австрии), США (б-ка Принстонского ун-та, б-ка Гарвардского ун-та), Армении (хранилища ин-та древних рукописей Матенадаран в Ереване, мон-рь Эчмиадзин ), Чехословакии, Германии (б-ка Лейпцигского ун-та), Болгарии (Народная б-ка им. равноап. Кирилла и Мефодия), Эстонии (Лит. музей им. Ф. Р. Крейцвальда в Тарту) и др. История

http://pravenc.ru/text/468825.html

В Грузии законсервируют уникальный пещерный монастырский комплекс XII-XIII вв. Вардзиа, 10 июля 2014 г. Вардзиа – пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков в долине реки Кура, примерно в 70 километрах к югу от города Боржоми. Это выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества.      С благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго с 1989 года в стенах Вардзии вновь возобновилось богослужение. В сентябре 2004 был проведен комплекс работ по реабилитации монастырского комплекса. А в 2007 году министерство культуры и охраны памятников Грузии представило в ЮНЕСКО список из 15 памятников культуры и природы, среди которых Вардзиа. Трехдневный международный семинар, посвященный вопросам разработки плана по консервации пещерного монастырского комплекса Вардзиа в регионе Самцхе-Джавахети, начался 9 июля в музее-заповеднике. Семинар организован Национальным агентством охраны культурного наследия и министерством культуры и охраны памятников Грузии. " Главной целью Национального агентства охраны культурного наследия Грузии является приостановка камнепада в уникальном пещерном комплексе и продление жизни исторического памятника. Для спасения Вардзиа грузинским отраслевым специалистам важно объединится и создать несуществующий до сих пор документ по консервации Вардзиа. Этот документ станет началом подготовки плана по управлению пещерным монастырским комплексом " , - сообщает министерство культуры. Специальным гостем семинара является президент научного консультативного совета министерство окружающей среды Италии, консультант ЮНЕСКО, помощник президента Международного консорциума по изучению оползней Клаудио Марготтини (Claudio Margottini).      Ансамбль создавался в основном в 1156-1203 годы, в период правления Георгия III и его дочери - царицы Тамары на юго-западной границе Грузии. Монастырский комплекс играл важную роль в политической и культурной жизни страны. Комплекс использовался в том числе и в целях обороны - в восточной части находится тайный тоннель, который спускается к реке.

http://pravoslavie.ru/72125.html

иером. Шио (Авалишвили) был хиротонисан во епископа с титулом «Ацкурский и Никорцминдский»; одновременно он получил должность викария католикоса-патриарха всей Грузии; в дек. того же года был возведен в сан архиепископа и переведен на Кутаисскую кафедру. В апр. 1979 г. было возобновлено богослужение в храме Никорцминда, нек-рое время этот храм оставался единственным действующим в епархии, настоятелем был назначен священник кутаисского храма во имя святых Петра и Павла Александр Катамадзе. В мае того же года он был переведен в Тбилисский Сиони и получил сан протоиерея. 10 авг. прот. Александр принял постриг с именем Амвросий, 11 авг. возведен в сан архимандрита, 13 авг. был хиротонисан во епископа и назначен на Никорцминдскую кафедру. Одновременно он окормлял и Аргветскую епархию. В 1980 г. еп. Амвросий был переведен на Ахалцихскую и Самцхе-Джавахетскую кафедру, в 1981 г. вновь занял Никорцминдскую. В 1990 г. Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) возвел еп. Амвросия в сан архиепископа. После распада Советского Союза архиеп. Амвросий активно участвовал в политических событиях, происходивших в Грузии, во время гражданской войны 1991-1992 гг. поддерживал президента Грузии З. Гамсахурдию и вместе с ним эмигрировал в г. Грозный. До 2005 г. находился в России, ушел в раскол. По постановлению Синода ГПЦ от 12 мая 1992 г. за самовольное оставление епархии и противоцерковные действия был снят с кафедры и запрещен в служении, в 1998 г. Синод ГПЦ лишил его священного сана. Весной 2005 г. он вернулся в Грузию, принес чин покаяния, был принят в юрисдикцию ГПЦ в качестве монаха и определен в мон-рь Шиомгвиме , где скончался 1 дек. 2008 г. В мае 1992 г. Никорцминдским епископом стал Давид (Махарадзе; в дек. 1992 был переведен на Бодбийскую кафедру), затем - Авраам (Гармелиа). В июле 1993 г. еп. Авраам был назначен ректором Тбилисских ДА и ДС, в 1995-2000 гг. возглавлял отдел Иностранных связей ГПЦ, в 1996 г. переведен на Гурджаанско-Сагареджойскую кафедру. 14 марта 1996 г.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Грузия Церковь Владимира равноапостольного при бывшем 78-м Навагинском пехотном полку Самцхе-Джавахетия, Ахалкалаки Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: Между 1911 и 1912 Архитектурный стиль: Русский стиль Забайкальский край Церковь Николая Чудотворца (?) при 15-м Сибирском стрелковом полку (утрачена) Забайкальский район, Даурия Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: приблизительно 1912 - 1916 Архитектурный стиль: Русский стиль Казахстан Собор Николая Чудотворца Восточно-Казахстанская область, Зайсан Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: 1905 Архитектурный стиль: Русский стиль Красноярский край Церковь Алексия, митрополита Московского при 30-м Сибирском стрелковом полку (утрачена) Красноярск, город, Красноярск Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта), В.А. Соколовский (строительный надзор) Год постройки: Между 1909 и 1916 Архитектурный стиль: Русский стиль Латвия Церковь Иверской иконы Божией Матери при 177-м Изборском пехотном полку (утрачена) Рига, город, Рига Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта), М.О. Эйзенштейн (строительный надзор) Год постройки: 1907 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 113-го пехотного Старорусского полка (утрачена) Лиепая, город, Лиепая Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: не позже 1905 Архитектурный стиль: Русский стиль Ленинградская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при бывшей 24-й Артиллерийской бригаде Лужский район, Луга Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: Между 1902 и 1904 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Николая Чудотворца Шяуляйский уезд, Шяуляй Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: Между 1906 и 1908 Архитектурный стиль: Русский стиль Молдова Церковь Троицы Живоначальной при 56-м Житомирском пехотном полку (утрачена) Тирасполь (Приднестровье), Тирасполь Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект)

http://sobory.ru/architect/fmverzhbitski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ VI Католикос-патриарх всей Грузии (1419-1426). В сочинении Бери Эгнаташвили «Новая Картлис Цховреба» М. упомянут после католикоса-патриарха Елиоза (Гобирахисдзе) (90-е гг. XIV в.- 1419) ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 339, 473). В грамоте пожертвований (1419), данной мцхетскому кафедральному патриаршему собору Светицховели царем Грузии Александром I (1412-1442), М. упомянут одновременно с Елиозом: «...Вы, святые католикос Елиоз и возлюбленный им... лекарь и утешитель души моей католикос и архиепископ Микел...» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 220). Очевидно, к этому времени уже было решено уволить на покой Елиоза и поставить на его место М. (либо М. уже взошел на Патриарший престол, а Елиоз оставался на покое). В грамоте, данной Светицховели царем Александром I в 1420 г., подчеркнута заслуга М. в обновлении собора. В документе указано, что Тамерлан (Темур-Ленг) «разгромил церкви и Мцхету» до царствования Александра I и царь в возрасте 24 лет «принялся за обновление Мцхетского собора... и в этот же период стал патриархом католикос Микел, который много трудился... для обновления этого собора». Оттуда же становится известно, что царь попросил М. рукоположить его сына, мон. Давида (Там же. С. 224). В документе за 1422 г. Давид, сын Александра I, упомянут как монах и «будущий патриарх Мцхеты», а действующим патриархом назван М. В грамоте 1426 г., данной царем Александром I представителям рода Зедгенидзе, предстоятелем Грузинской Церкви назван уже его сын, католикос-патриарх всей Грузии Давид II (Багратиони) (1425/26-1428) (Там же. С. 229). В кон. XIV в. в южногруз. исторической пров. Самцхе имели место проявления церковного сепаратизма, к-рые инициировали Ацкурские епископы, поддерживаемые мтаварами (князьями) провинции Джавахети. Они не поминали католикосов-патриархов всей Грузии и присвоили мон-рь Вардзиа , принадлежавший Светицховели. В 20-х гг. XV в. энергичные действия Александра I временно приостановили этот процесс, еп. Ацкурский Герасим принес ему и М. клятву в Книге верности (между 1420 и 1428 гг.), пообещав «молиться за царей и поминать Вас. Не будем поминать Антиохийского патриарха, не будем принимать человека, посланного им, и не будем посвящать вардзийского диакона» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 226-227; ПГП. Т. 3. С. 183). Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442. Лит.: Абашидзе З. Микел VI//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 68-69 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/2563698.html

Старинная армянская церковь восстановлена в Самцхе-Джавахети (Юго-Западная Грузия) 8 мая 2008 г. 19:12 1 мая в селе Дамала Аспиндзского района (регион Самцхе-Джвахети) после проведения восстановительных работ состоялось освящение старинной армянской церкви Сурб Хач (Святой Крест), сообщили ИА Regnum в посольстве Армении в Грузии. Первые упоминания об этой церкви в исторических источниках относятся к 30-м годам XIX века, а основательный ремонт храма в последний раз был осуществлен в 1872 году. Как и 136 лет назад, в наши дни церковь была восстановлена на средства, собранные жителями Дамалы и их бывшими односельчанами, сохранившими связь со своей малой родиной. Освящение храма совершил предводитель Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Вазген Мирзаханян. На освящении церкви Сурб Хач присутствовал посол Армении в Грузии Грач Силванян. Регион Самцхе-Джавахетия (арм. Джавахк) расположен на юго-западе Грузии. Является одной из наиболее крупных провинций страны и включает в себя шесть административных районов — Адигенский, Аспиндзский, Боржомский, Ахалцихский, Ахалкалакский и Ниноцминдский (бывший Богдановский). Дамала была основана в 1828 году 29 семьями армян, переселивашихся из Эрзрума в годы русско-турецкой войны 1828-1829 гг., сообщает сайт выходцев из села . Согласно Адрианопольскому мирному договору, заключенному 2 сентября 1829 г., города Ахалкалаки и Ахалцихе вошли в состав Российской империи. В соответствии с этим договором, в 1830-1831 гг. из Эрзурума, Ардагана и других районов Западной Армении в юго-западные районы Грузии (ныне составляющие регион Самцхе-Джавахети) переселилось большое количество армян во главе с архиепископом Карапетом Багратуни. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/404958.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010