С. 3-58). Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Одним из наиболее ярких проповедников О. в. был еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе). С 14 мая по 4 июня 1868 г. он при помощи переводчиков проповедовал среди абхазов и др. горцев, в результате его миссии приняли крещение 6 тыс. абхазов. Также миссионерскую деятельность в Абхазии вели грузинские священники В. Жордания, Д. Мачавариани, Н. Киртадзе, К. Топуридзе и др. Особое значение имел основанный в 1875 г. близ Сухума рус. монахами афонского Русского великомученика Пантелеимона монастыря с целью активизации миссионерской деятельности в Абхазии Новоафонский во имя апостола Симона Кананита мужской монастырь . В течение 14 лет среди осетин проповедовал еп. Владикавказский Иосиф (Чепиговский), к-рого называли «апостолом Осетии»; еп. Иосиф уделил много внимания переводу Свящ. Писания на осетинский язык. С 1864 по 1893 г. в лоно Православия вернулось 4118 осетин; в 1889-1899 гг.- 93 старообрядца; в 1890-1899 гг.- 116 сектантов; в 1869-1892 гг. было крещено 115 ингилойцев; в 1867 г.- 16 хевсуров; в 1864-1868 гг.- 161 кистин; в 1867-1899 гг.- 3304 ассирийца ( Гаджиев. 2006. С. 217). Большой вклад в миссионерскую деятельность внес инспектор школ О. в. архим. Амвросий (Кавкасидзе; 1849-1896). 1 марта 1890 г. он был избран членом О. в. и проповедовал в мусульманских и полуязыческих поселениях Зап. Грузии (Абхазия, Самурзакано, Сванети, Ахалцихский у., Самцхе-Джавахети, Артвинский и Батумский округа). В 1891 г. др. миссионеру были переданы Артвинский и Батумский округа, в 1892 г. еп. Сухумскому Агафодору (Преображенскому) - Самурзакано и Абхазия, в 1895 г. архим. Леониду (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) - Ахалцихский у. Важную роль в развитии Православия в Саингило сыграл уроженец края выпускник Тифлисской ДС свящ. Тарасий Иваницкий, к-рый в 1894-1899 гг. проповедовал среди ингилойцев, а также среди населения азербайджанских и лезгинских сел.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

д. к. Председателем был назначен архиеп. Алавердский и Телавской Досифей (Пицхелаури), центром стал Тифлис. Комиссия находилась в непосредственном подчинении Синода, ареал ее деятельности был расширен (помимо Сев. Кавказа включены груз. регионы Абхазия, Саингило, Сванети, Самцхе-Джавахети), на ее работу было выделено 14 750 р. серебром, с ежегодным увеличением суммы (НА Грузии. Ф. 492. Оп. 1. Д. 412). Помимо председателя в состав О. д. к. входили архимандрит, игумен, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 иерея, диакон, 8 церковнослужителей. Канцелярские дела вели коллежский секретарь (10-го класса), губ. секретарь (12-го класса, занимался переводами), 2 переписчика. В штате О. д. к. состояли также 30 всадников из церковных крестьян, выполнявших функцию проводников. Они были освобождены от всех налогов. За безопасность миссионеров отвечали 100 штатных казаков, эта служба приравнивалась к воинской повинности. Миссионерские центры О. д. к. находились в Телави (Кахети) и Ананури (Картли) (История груз. иерархии. 1853. С. 79-80). В сент. 1817 г. в результате реформ экзарха архиеп. Феофилакта (Русанова) О. д. к. вошла в подчинение Грузино-Имеретинской синодальной конторе . 28 дек. 1818 г. О. д. к. были выданы правила для миссионеров: для обращения горцев им надлежало «употреблять больше духовные, нежели мирские, побуждения»; они не должны были участвовать в разбирательстве мирских дел и крестить без удостоверения искренности крещаемых (Там же. С. 80-81). Новокрещеным горцам было разрешено выбирать место жительства, им помогали материально. В 1819 г. членам О. д. к. стали выплачивать жалованье (общая сумма составила 13 250 р. в год), были выделены средства для бесплатного распространения икон, крестов и др., общий расход гос-ва на О. д. к. в этом году составил 28 тыс. р. (НА Грузии. Ф. 495. Д. 514. Л. 4). В 1825 г. на строительство церквей в горных районах правительство выделило 49 тыс. р. Кроме того, на работу О. д. к. 1250 р. ежегодно выделял Грузинский Экзархат. Особое внимание уделялось духовному образованию молодежи.

http://pravenc.ru/text/2581603.html

Знак св. Нины 4-го разряда. Серебро. Аверс. Реверс. Фото: http://nagrada.moscow 29 янв. 1865 г. в устав об-ва были внесены изменения и дополнения. Председателем Совета О. в. стал наместник на Кавказе, заместителем - экзарх; в состав Совета входили 6 чел., к-рых назначал председатель. Члены 1-го разряда стали вносить ежегодный взнос в размере 500 р., 2-го - 250 р., 3-го - 100 р. и 4-го - 20 р. 10 февр. 1885 г. имп. Александр III Александрович утвердил новый устав. Председателем О. в. стал экзарх, наместник был удален от дел. Миссионеры О. в. должны были проповедовать не только среди народов Сев. Кавказа, но и среди населения груз. провинций Тушети, Пшави, Хевсурети, Саингило и Сванети, в к-рых Православие некогда было широко распространено, но со временем подверглось значительному воздействию язычества, а также груз. исторических провинций Абхазия и Самцхе-Джавахети, где население в результате завоевания этих территорий османами было обращено в мусульманство. При создании О. в. были учтены ошибки, допущенные в работе ОДК. Миссионерами теперь могли стать только выпускники духовных школ. С этой целью в Тифлисской ДС было создано отд-ние подготовки духовных лиц для миссионерской деятельности. Кроме того, О. в. должно было обеспечить безопасность миссионеров. От них требовалось хорошее знание языка, истории и обычаев того народа, среди представителей которого им надлежало проповедовать. Вместе с рус. духовенством в работе О. в. активно участвовало и грузинское (подробнее об основании О. в. см. в разд. «Миссионерская деятельность Грузинского Экзархата» в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви ). Деятельность О. в. Церковь во имя вмч. Георгия в с. Калдахвары (Абхазия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь во имя вмч. Георгия в с. Калдахвары (Абхазия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. С целью подготовки проповедников в горных районах при Тифлисской и Ставропольской духовных семинариях были открыты классы, где преподавали языки горских народов ( Платонов.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

Митра Абхазских католикосов. XVI–XVII вв. (ГМИГ) Митра Абхазских католикосов. XVI–XVII вв. (ГМИГ) Во время Патриаршества Давида III и Шио II от ГПЦ на Ферраро-Флорентийском Соборе присутствовали митрополиты Григорий и Иоанн и посол груз. царя. Они отказались подписать унию. Груз. посол на встрече с Римским папой заявил, что Грузия «твердо и свято сохраняет каноны Святой Православной Церкви, ничего никогда не добавляла в святое учение Отцов и Семи Соборов», в то время как Римская Церковь «перешла границы учения Святых Отцов» (цит. по: Жужунадзе. К истории внешней политики. 1970. Т. 1. С. 19-23). Резко выступили против унии и груз. архиереи. Митр. Григорий, опасаясь преследования, бежал с Собора в Грузию, митр. Иоанн, переодевшись нищим, обличал в Италии греховность действий папы (Там же. С. 72). Роль митр. Григория как одного из лидеров антиуниат. направления на Соборе отмечали и рус. источники (Повесть о 8-м соборе священноинока Симеона Суздальца; Курбский А. История Флорентийского Собора// Он же. Переписка с Иваном Грозным/Изд.: Н. Г. Устрялов. СПб., 18683 и др.). В 1442 г. груз. царь Александр I принял монашеский постриг с именем Афанасий и поселился в построенном им же приделе около Светицховели ( Бери Эгнаташвили. Новая КЦ. С. 475). К кон. 80-х гг. XV в. Грузинское гос-во окончательно распалось на 3 царства - Кахети, Картли и Имерети - и владетельное княжество Самцхе-Саатабаго (Самцхе-Джавахети). Позднее в Зап. Грузии в полунезависимые княжества превратились Гурия, Мегрелия, Абхазия и Сванети, к-рые фактически не признавали власть царя Имерети. Эти «малые Грузии» на протяжении 3 веков вели неравноправную борьбу против почти непрерывающейся агрессии Персии и Османской империи, а позднее и против набегов дагестан. племен (леков или лезгин). Изоляция от внешнехрист. мира отразилась и на духовной жизни общества. Политический сепаратизм страны породил сепаратизм и в церковных кругах. Католикосы-патриархи Грузии противостояли этой угрозе, в стремлении сохранить церковное единство прибегали к отлучению непокорных священнослужителей. Однако в XV в. от Мцхеты отделился Абхазский Католикосат, к-рый не признавал верховную власть Мцхетского патриарха до своего упразднения в 1814 (по др. версии, 1820) г.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Базилика Анчисхати (VI в.) с колокольней (XVII в.) и надстройками (XIX в.), Тифлис. Фотография Кон. 90-х гг. XIX в. Базилика Анчисхати (VI в.) с колокольней (XVII в.) и надстройками (XIX в.), Тифлис. Фотография Кон. 90-х гг. XIX в. При основании ОВПХК были учтены прежние ошибки работы комиссии. Миссионерами становились выпускники российских духовных учебных заведений, они должны были изучить историю и уклад жизни тех народов, с к-рыми им предстояло работать. Важной задачей миссионера являлось не только обращение местного населения в Православие, но и распространение российской культуры, а также проведение гос. политики на местах, налаживание тесных связей с населением и посильная помощь ему. Устав нового об-ва был утвержден в С.-Петербурге в 1857 г., а указ об образовании ОВПХК с центром в Тифлисе был подписан Александром II 9 июня 1860 г. (Обзор. 1910. С. 15). Деятельность об-ва осуществлялась в 2 направлениях: миссионерском - проповедь Православия в горных районах Кавказа, строительство церквей и мон-рей, налаживание бытовых условий духовенства, перевод на местные языки Свящ. Писания и др.; а также учебно-просветительском - воспитание молодого поколения в духе верности царю и отечеству, открытие приходских школ, учреждение стипендий для детей горцев и т. п. (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 56. Л. 179). Наряду с горными районами Кавказа миссионеры должны были проповедовать в таких районах Грузии, где ранее было широко распространено христианство, но позднее стали проявляться элементы язычества (Тушети, Пшави, Хевсурети, Сванети), а после османского господства осталось много мусульман (Абхазия и Самцхе-Джавахети). 231 172 р.- средства влившейся в ОВПХК Осетинской духовной комиссии - были переданы новому об-ву. Имп. Мария Александровна пожаловала ОВПХК 119 738 р., во всех церквах России были установлены кружки для пожертвований. По предложению экзарха архиеп. Евсевия (Ильинского) тем духовным лицам, к-рые служили в горных районах и проповедовали среди горцев, было поднято жалованье (Обзор. 1910. С. 17).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Значительную материальную помощь оказал М. К. царь Грузии Александр I: в грамотах, изданных царем, перечислено множество сел, церквей, крепостей, торговых лавок, крепостных, ремесленников, купцов, таможен, новых домов азнауров. В 1424 г. царь передал М. К. 2 мон-ря из пуст. Гареджи и половину доходов от 17 селений, ранее принадлежавших гареджийским мон-рям. Это решение было подтверждено грамотой 1428 г. (КГН. 1980. Т. 2. С. 133, 151). Стараниями Александра I и знати к сер. XV в. в распоряжении М. К. находились 37 сел, 142 дыма с крепостными, 2 крепости, 9 мон-рей, таможня у крепости Армази. Наследовавшие трон цари увеличивали владения М. К.: согласно грамоте царя Георгия VIII от 1447 г., число пожалованных Мцхете сел в пределах Картли и Кахети достигало 37 (Корпус груз. 2014. С. 39-40). После распада единой Грузии (кон. XV в.) владения М. К. оказались в пределах разных политических образований: царств Картли и Кахети, княжества Самцхе-Саатабаго. В XVI в. М. К. защищал имущество от посягательств частных феодалов и правителей Самцхе-Саатабаго, возобновляя старые грамоты, в к-рых было зафиксировано все недвижимое имущество Католикосата по отдельным регионам. По грамоте, составленной ок. 1516 г., в княжестве Самцхе-Саатабаго, правители к-рого не желали подчиняться царю Картли, в ведении М. К. все же оставались 25 крупных владений с церквами, мон-рями, землями и крепостными, а также мон-ри Ошки и Вардзиа (Материалы по истории Юж. Грузии. 1961. С. 31-36). Документ был подписан 2 представителями атабагского дома и утвержден печатью Мцхетского католикоса-патриарха (предположительно Дорофея II (1503-1505, 1511-1516)). В XVI в. вслед. почти непрекращавшихся войн между Ираном и Османской империей, интересы к-рых столкнулись в т. ч. на территории Картли и Самцхе-Саатабаго, владения М. К. значительно пострадали, многие села обезлюдели. В 1545 г. Османская империя захватила зап. часть Самцхе-Саатабаго и М. К. утратил свою паству и владения в этом регионе. В Картли в этот период, согласно грамоте 1559 г. царя Симона I (1556-1600), М. К. насчитывал 80 сел, однако ко мн. наименованиям было добавлено слово «пустошь» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 263-268).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Н. Гиоргобиани Эпиграфические надписи в З. Хронология лапидарных, чеканных и фресковых надписей З. охватывает период IX-XVI вв. Особо следует отметить древнейшую чеканную надпись на Зарзмской иконе «Преображение Господне», датированную 886 г. ( Такаишвили. 1919. С. 105-114; Чубинашвили Г. 1959. Т. 1. С. 27-33; Вачнадзе. 1975. С. 9-10). Среди лапидарных надписей наиболее ранняя помещена на стене пристроенного к колокольне однонефного придела. Это 12-строчная строительная надпись Иоанна Сулаисдзе 979-1001 гг., выполненная асомтаврули. В ней содержатся сведения об участии в подавлении восстания Варды Склира 12-тысячной груз. армии под командованием прп. Иоанна-Торникия и Георгия Эристави, направленной царем Тао-Кларджети Давидом III Куропалатом ( 1001) в Византию, и о строительстве придела Иоанном Сулаисдзе под рук. прп. Иоанна-Торникия и Георгия Эристави ( Силогава. 2007. С. 105-107). Неск. лапидарных надписей, датированных в основном рубежом XIII и XIV вв., сохранились на стенах кафоликона З. ( Такаишвили. Археол. экскурсии. 1905. С. 15-17; Беридзе. 1955. С. 129; Бочоридзе. 1992. С. 144-145; Силогава. 2007. С. 109-112). Более поздние эпиграфические памятники позволяют восстановить историю З. в XV-XVI вв., связанную с родом Хурцидзе. Так, 4-строчная надпись на юж. галерее кафоликона, выполненная асомтаврули и датированная 2-й пол. XVI в., является поминальной записью настоятеля З. Гавриила (Хурцидзе): помимо него в ней указаны также «его мать, дочь Иване I (князя Самцхе) - Гаяне, бывшая Гулдам» и «отец его Шио, бывший Шота». Очевидно, родители Гавриила приняли монашеский постриг ( Такаишвили. Археол. экскурсии. 1905. С. 37-40; Беридзе. 1955. С. 129-130; Бочоридзе. 1992. С. 146; Силогава. 2007. С. 113). Единственная датированная (1577) лапидарная надпись в З. принадлежит Парсману Хурцидзе: согласно ей, Парсман устроил на нижнем этаже колокольни ц. во имя Иоанна Богослова (вероятно, сам ктитор похоронен там же). В надписи отразилась политическая ситуация Самцхе того периода, в частности борьба крупных феодалов против атабагов Самцхе (гражданская война 1576-1578): в ней отсутствуют имена атабага Самцхе и груз. царя, в то время как сам ктитор Парсман и архиеп. Серапион (Хурцидзе) названы «патронами» (Там же. С. 115).

http://pravenc.ru/text/182627.html

К. мон-рь Вардзиа и без благословения католикоса-патриарха поставил неск. самцхийских архиереев. В ответ католикос-патриарх Давид IV (Чавчавадзе ; 1443/47 - 1459) посетил Самцхе и в мон-ре Сапара предал анафеме епископов, поставленных Кваркваре II (Там же. С. 92). Действия главы Церкви, поддержанные значительной частью сторонников единой груз. монархии и Церкви из числа местных феодалов, заставляли правителей Самцхе-Саатабаго на нек-рое время воздерживаться от подобных поступков. В 1474 г. М. К. был вынужден примириться с отложением Абхазского (Западногрузинского) Католикосата, к-рый почти одновременно с отделением царства Имерети стал независимым от Мцхетского престола. Инициатором этих действий был царь Баграт III (имеретинский в 1464-1466; картлийско-имеретинский в 1466-1678), к-рый отобрал власть у последнего царя единой Грузии Георгия VIII (1446-1465). Воспользовавшись присутствием в Зап. Грузии Антиохийского патриарха Михаила IV , Баграт III в обход Мцхетского католикоса-патриарха добился от Михаила IV поставления на престол католикоса-патриарха Абхазского (Зап. Грузии) еп. Цаишско-Бедийского Иоакима (подробнее см. в статьях Абхазский (Западногрузинский) Католикосат , Грузинская Православная Церковь ). В 1503 г. правитель Самцхе-Саатабаго Мзечабук возобновил попытки своих предшественников отделить Церковь в Юж. Грузии от Мцхетского престола. По его требованию Антиохийский патриарх Дорофей II ибн ас-Сабуни (сент. 1497-1522/23) даровал наиболее значительному в Самцхе Ацкурскому архиерею право хиротонисать епископов без ведома Мцхеты (ПГП. 1970. Т. 3. С. 240-241). Нет сведений относительно конкретных действий в Мцхете против Мзечабука, но известно, что вскоре он принял постриг, а его преемники проявляли большую лояльность к Мцхетскому престолу, признавая древние юридические права М. К. на южногрузинской территории (Материалы по истории Юж. Грузии. 1961. С. 31-36). В 1555 г. по решениям Амасийского мирного договора Иран и Османская империя разграничили сферы своего влияния на Кавказе: Картли, Кахети и вост.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

часть Самцхе-Саатабаго вошли в ведение Ирана, а зап. часть Самцхе-Саатабаго - Османской империи. Последняя сохранившаяся грамота верности самцхийского архиерея - Тбетского еп. Саввы католикосу-патриарху Доментию I (ок. 1556-1560) - датируется 1556 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 262). Тенденции к церковному сепаратизму проявлялись и в др. груз. царствах. Так, с 60-х гг. XVI в. клятвы верности Мцхетскому католикосу-патриарху приносили архиереи царства Кахети - Алавердские епископы (КГН. 1989. Т. 3. С. 248; ПГП. 1970. Т. 3. С. 268). Возникали сложности и со стремлением местных феодалов присвоить себе владения М. К. С целью предотвращения подобных стремлений католикос-патриарх Авраам II Абалаки (ок. 1492-1497) в сопровождении большой свиты, в к-рую входили Алавердский епископ, служилые люди католикоса-патриарха, а также картлийские и кахетинские вельможи, объехал все кахетинские владения, заново обозначил границы и составил подтверждающий юридические права М. К. письменный документ с подписями сопровождавших его лиц (КГН. 1989. Т. 3. С. 298-299). В отличие от Самцхе-Саатабаго, в Кахети М. К. всегда пользовался поддержкой кахетинских царей. В период распада Грузии М. К. оставался единственной силой в Вост. Грузии, способной удержать свои канонические права в едином церковном пространстве, для чего Мцхетский престол использовал своеобразную систему «разбросанных земель», на владение которыми он, помимо исторического аргумента, имел все юридические доказательства и, главное, опирался на многочисленную паству, к-рая традиционно идентифицировала себя со своим церковным сюзереном. Осознание такой исторической задачи, поставленной перед М. К., было отражено в новой титулатурной формуле католикоса-патриарха, к-рая появилась в последние десятилетия XVI в., впервые была приведена в грамоте (НЦРГ. Ad 77) католикоса-патриарха всей Грузии Николая VIII (Багратиони ; 1584-1589) и была составлена по аналогии с титулатурой царей единой Грузии: «Католикос-патриарх (Владыка, Божий пастырь) всей Грузии, освятитель (благословитель - ) Картли, Кахети и Самцхе-Саатабаго» (ПГП.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Сооружения изобилуют надписями с упоминанием имен царей Баграта III, Георгия I, Баграта IV, царицы Мариам и др. царственных особ, католикосов-патриархов всей Грузии Мелхиседека I и Иоанна V Окропири , еп. Кумурдойского Зосимы, крупных сановников и местных феодалов. О еп. Зосиме известно, что в царствование Баграта IV (1027-1072) он выстроил придел храма Кумурдо, «облачил алтарь, потир, дискос, крест» и «украсил икону Спаса рукою Давида, золотых дел мастера» (Там же. С. 85-86). Эта икона стала одной из известных святынь К. е.; на ней кумурдоели присягали на верность католикосам-патриархам всей Грузии и позже - Мцхетским (Восточногрузинским) католикосам-патриархам. В документе груз. права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно которой в чине венчания царя на царство кумурдоели занимал 8-е место среди 36 архиереев Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Вост. и Юж. Грузия), после кизикели (Кизикского архиерея) и перед ниноцминдели (Ниноцминдским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 48; Грузинские док-ты. 1982. С. 82). В позднее средневековье в иерархии 13 епископов Самцхе-Саатабаго епископ Кумурдойский занимал 2-е место после мацкверели (Ацкурского архиерея) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245). С кон. XIV в. Джавахети постепенно перешла во владение самцхетских атабагов Джакели, которые, стремясь не только к политическому, но и к церковному сепаратизму, подстрекали самцхетских архиереев против католикосов-патриархов всей Грузии. Однако им не удалось добиться церковного отчуждения Самцхе: католикос-патриарх всей Грузии Давид IV (Чавчавадзе) (1443/47-1459) прибыл в монастырь Сапара , отлучил от Церкви непокорных епископов, в т. ч. и кумурдоели (имя неизв.), и хиротонисал новых. Кумурдоели стал еп. Иоанн (Ласурисдзе). После него Кумурдойского епископа избирали самцхетские атабаги. Они направляли кандидата в Мцхету на утверждение католикоса-патриарха, которому новый архиерей был обязан дать клятву верности. В обязанности кумурдоели были внесены дополнительные пункты: он должен был поминать католикоса-патриарха при богослужении и в своих молитвах, хранить верность католикосу-патриарху, не причинять вред атабагам Самцхе, не вступать в союз с отлученными католикосом-патриархом архиереями, не посягать на владения католикоса-патриарха, в частности на монастырь Вардзиа и его имения («Книга верности Иоанна Кумурдоели Картлийскому католикосу Давиду» (1401-1459), «Книга верности Герасима Кумурдоели Картлийскому католикосу Евагрию» (1505-1503), «Книга верности Зосима Кумурдоели католикосу-патриарху Грузии Василию VI» (1519-1528) - ПГП.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010