Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. « , », «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря. В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которого от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня. В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря. В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь. В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века. В сентябре 2004 Министерством культуры, охраны памятников и спорта Грузии был проведён комплекс работ по реабилитации монастырского комплекса: восстановление отводящих систем, очистка верхней скалы комплекса, заполнение опасных трещин и остановка процесса их расширения, восстановление подпорок, удерживающих камни.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_пеще...

Власти и общественность Армении выражают обеспокоенность ситуацией вокруг армянских храмов в Грузии 3 декабря 2008 г. 12:36 Министр по делам диаспоры в правительстве Армении Грануш Акопян выразила озабоченность в связи с посягательствами против армянских церквей в Грузии, сообщили агентству «Новости-Армения» во вторник в пресс-службе министерства. Свою обеспокоенность Акопян выразила в ходе состоявшейся во вторник встречи с управляющим Грузинской епархией Армянской Апостольской Церкви епископом Вазгеном Мирзаханяном и викарием Самцхе-Джавахети (область на юге Грузии с компактным армянским населением) отцом Бабкеном Салбияном. Представители духовенства ознакомили министра с положением армян в Грузии, особо затронув вопрос, связанный с посягательствами против секуляризованных в советское время армянских церквей, в частности, церкви Сурб Норашен в Тбилиси. «Министр выразила озабоченность в связи с создавшимся положением и выразила надежду, что грузинские власти предпримут все возможные меры для пресечения незаконных действий», — говорится в пресс-релизе. Стороны также обсудили вопросы охраны историко-культурных памятников, восстановления школ в Джавахке, обучения в школах истории армянской церкви, а также вопросы переподготовки учителей. Посягательства грузинской стороны на армянскую церковь Сурб Норашен в Тбилиси неприемлемы и заслуживают осуждения, считает член парламентской фракции партии «Процветающая Армения» Наира Зограбян. «Постоянная парламентская комиссия по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта осуждает посягательства на армянскую церковь Сурб Норашен. Подобные посягательства на армянские церкви в Грузии не новое явление», — сказала она во вторник во время часа политических заявлений в парламенте страны. По словам Зограбян, подобные посягательства на армянскую церковь могут привести к непредсказуемым последствиям. Депутат отметила, что власти Грузии, провозгласившие приоритет демократических ценностей, не проявляют соответствующих подходов в отношении армянского населения и памятников культуры.

http://patriarchia.ru/db/text/497944.htm...

Сапара. Успенский монастырь. Монастырь Сапара Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 850. Адрес: Грузия, край Самцхе-Джавахети, Ахалцихский муниципалитет, Уравельское ущелье, в 10 км от г. Ахалцихе Координаты: 41.603688, 43.031243 Проезд: Если идти от центра города Ахалцихе, то сначала надо пройти 2 километра но улице Руставели на восток, и там повернуть на дорогу к деревне Хрели, причём этот поворот никак не отмаркирован. Деревня начнётся почти сразу. Дорога здесь имеет вид грунтовки и идет довольно круто вверх, поднимаясь на склон. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Если идти от центра города Ахалцихе, то сначала надо пройти 2 километра но улице Руставели на восток, и там повернуть на дорогу к деревне Хрели, причём этот поворот никак не отмаркирован. Деревня начнётся почти сразу. Дорога здесь имеет вид грунтовки и идет довольно круто вверх, поднимаясь на склон. Местность с виду скучноватая: обыкновенная сельская окраина. Но если пройти 2400 метров от края села, вы выходит к перевалу небольшого хребта и вот там начинаются красивые горы. С перевала видно весь Ахалцихе и его окрестности. За перевалом слева будет виден домик и развалины построек. Это считается селением Верхнее Хрели. Там есть родник с очень вкусной водой, а справа от трассы находится чистый красивый сосновый лес, где днем иногда школьники устраивают пикники, а ночью там вполне можно ночевать. Это наверное лучшая дикая ночевка в окрестностях Ахалцихе. От поселка до монастыря - около 3 километров по ровной дороге, почти без подъемов. С дороги видно долину Куры внизу, окраины Ахалцихе и село Минадзе. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36404

Пресв. Богородицы в с. Джава (6), при ц. вмч. Георгия в с. Хачираанткари (10), при церкви Ананури (12), в Барисахо (10), в Лыхнах (4) и др. (НА Грузии. Ф. 492. Оп. 1. Д. 512). В первые 10 лет после возобновления работы О. д. к. было построено 28 каменных и 16 деревянных церквей (в общей сложности потрачено 365 тыс. р.). В 30-50-х гг. XIX в. во Владикавказе в и его окрестностях было построено 6 церквей, в Ардоне - 5, в Джаве - 3, в Хевсурети - 1, в Абхазии - 3, в Сванети - 3 (НА Грузии. Ф. 492. Оп. 1. Д. 471). Особенно тяжело проповедь велась в Самцхе-Джавахети, к-рая вошла в состав России в 1828-1829 гг., после 300-летнего тур. господства. Бóльшая часть мусульм. населения переехала в Османскую империю, на место мусульман поселили армян из Османской империи; оставшееся мусульм. население равнодушно относилось к деятельности миссионеров. Усиливалась пропаганда ислама и в Осетии, где к 1855 г. вслед. действий Шамиля в условиях русско-тур. войны (1853-1856) христианство было совершенно подавлено. В кон. 50-х гг. XIX в., после окончательного присоединения Сев. Кавказа к Российской империи, был поставлен вопрос о реорганизации О. д. к. 9 июня 1860 г. по распоряжению имп. Александра II комиссия была упразднена, вместо нее основано Общество восстановления православного христианства на Кавказе . По состоянию на 1860 г. в результате деятельности О. д. к. было построено 87 церквей, 6 начальных школ и 4-классное ДУ. Ист.: Состояние христианства в Осетии под рус. владычеством в XVI-XVIII вв.//Владикавказские ЕВ. Ч. неофиц. 1900. 14. С. 245-249; 15/16. С. 261-269; 17. С. 289-299; 21. С. 379-384; 22. С. 400-406; 23. С. 427-432; 24. С. 453-464; Татуев А. Христианство в Осетии//Там же. 12. С. 205-209; Платонов А. И. Обзор деятельности «Общества восстановления правосл. христианства на Кавказе» за 1860-1910 гг. Тифлис, 1910; Материалы по истории Осетии. Орджоникидзе, 1933. Т. 1: XVIII в. Лит.: История груз. иерархии, с присовокуплением обращения в христианство Осетии и других горских народов, по 1-е янв.

http://pravenc.ru/text/2581603.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ашот I Великий. Барельеф. 1-я четв. IX в. Мон-рь Опиза [Груз. I ] (Багратиони; † 826 или 829), св. блгв. царь (пам. 29 янв.) Грузинской Православной Церкви, эрисмтавар Картли (кон. VIII в.- ок. 809), куропалат Тао-Кларджети (возможно, с 809) и основатель династии Багратиони в Тао-Кларджети. О происхождении А. В. существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство арм. историка X в. Вардана Великого, по к-рому А. В.- внук Васака и сын кн. Адарнасе из рода Багратидов арм. ветви ( Вардан Великий. Всеобщая история/Пер. Н. Эмин. М., 1861. С. 106). По второй, А. В.- прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода груз. Багратидов ( Сумбат Давитисдзе. КЦ. Т. 1. С. 376). В кон. VIII - нач. IX в. А. В. находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство ( Вардан Великий. С. 106) и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от араб. зависимости. Местом пребывания А. В. были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Однако он был вынужден бежать в Кларджети, на родину груз. Багратидов, находившуюся под властью Византии. А. В. намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали , отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Постепенно власть А. В. распространилась на всю Юго-Зап. Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети. В нач. IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, А. В. захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» (Матиане Картлиса. С. 29). Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави.

http://pravenc.ru/text/77252.html

В церковном отношении территория бывш. К. е. вошла в юрисдикцию Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. Этнокультурный и конфессиональный состав Джавахети в XIX в. был довольно пестрым: большая часть грузин-мусульман была выселена, вместо них на эти территории были заселены армяне-монофизиты, армяне-католики и рус. духоборы. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. на основе границ древних епархий были учреждены новые, в т. ч. Ацкурская, которая охватила территории всех епархий Самцхе-Саатабаго, включая К. е. ( Анания (Джапаридзе). 2012. С. 103). В 1995 г., согласно решению о восстановлении и об обновлении епархий ГПЦ, как преемница К. е. была создана Боржоми-Ахалкалакская епархия. В 2002 г. Свящ. Синод ГПЦ принял решение о разделе епархии на Боржоми-Бакурианскую и Ахалкалакско-Кумурдойскую, последнюю возглавил архиеп. Николай (Пачуашвили). Архиереи (По реконструкции Силогавы): Иосиф (ок. 506), Иоанн (50-60-е гг. X в.), Гавриил (70-80-е гг. X в.), Ефрем (80-90-е гг. X в.), Григорий (кон. X - нач. XI в.), Зосим (сер. XI в.), Иоанн (Ласурисдзе) (сер. XV в.), Герасим (нач. XVI в.), свт. Зосим (приблизительно 1519-1528), Серапион (сер. XVI в.). Ист.: Такаишвили Е. С. Христианские памятники: Кумурдо//МАК. 1909. Вып. 12. С. 34-55; Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Книга посланий/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. языках); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Ухтанес. История отделения грузин от армян/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1975 (на арм. и груз. языках); Описание груз. рукописей: Синайская колл./Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1978. Т. 1 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Обращение Грузии/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тб., 1989; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

В Грузии разработана программа по спасению пещерного монастыря Тбилиси, 7 сентября 2014 г.      Правительство Грузии приняло решение о начале проекта спасения пещерного монастырского комплекса Вардзиа в регионе Самцхе-Джавахети, сообщает Новости-Грузия . На первом этапе планируется проведение мультидисциплинарных исследований и ряда работ. На осуществление четырехлетнего проекта из резервного фонда правительства выделено 570 тысяч лари (около тыс). " Будут созданы карты повреждений скал и рисков камнепада, и разработана первичная оценка необходимости осуществления консервации. В рамках проекта планируется благоустройство и реабилитация инфраструктуры комплекса. После укрепления двух каменных глыб будет устранен риск уничтожения фрагмента комплекса и обеспечена безопасность визитеров и обслуживающего персонала " , - сообщает министерство. Исследовательскими работами будет руководить профессор Клаудио Марготтини (Claudio Margottini), который является консультантом ЮНЕСКО. Будут также приглашены международные эксперты, которые вместе с грузинскими специалистами определят методологию и технологию необходимых работ по спасению памятника. Вардзиа – пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков в долине реки Кура, примерно в 70 километрах к югу от города Боржоми. Это выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Ансамбль создавался в основном в 1156-1203 годы, в период правления Георгия III и его дочери - царицы Тамары на юго-западной границе Грузии. Монастырский комплекс играл важную роль в политической и культурной жизни страны. Комплекс использовался в том числе и в целях обороны - в восточной части находится тайный тоннель, который спускается к реке. В теле горы были сделаны сотни помещений и переходов между ними, которые простирались вдоль горы в длину на 800 метров, в глубину горы до 50 метров и в высоту на восемь этажей. Среди помещений: трапезные, кельи, кладовые, винные погреба. В монастырском комплексе Вардзиа 15 церквей. В центре расположен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, на стенах храма имеются уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/73428.html

С 1899 г. миссионерская деятельность в Саингило была поручена инспектору школ О. в. Е. Миминошвили, вместе с ним работали благочинный церквей Саингило свящ. Иродион Окропиридзе и назначенный миссионером в 1902 г. свящ. Аполлон Иваницкий. Благодаря миссионерской деятельности из среды ингилойцев в 80-90-х гг. XIX в. вышли известные культурные и научные деятели Грузии И. Булулашвили, Г. Джанашвили, К. Тархнишвили, М. Г. Джанашвили и др., священники Д. Джанашвили и М. Кулошвили. Миссионерскую деятельность в Аджарии вели прот. Симеон Кикодзе, исп. Амвросий (Хелая; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), свящ. Евфимий Талаквадзе и др. В 1910 г. в Тифлисе торжественно отмечали 50-летие О. в. Были изданы отражающие деятельность О. в. труд ( Платонов. 1910) и фотоальбом (Альбом церквей. 1910), посвященный церквам и приходским школам, основанным О. в. Было выявлено, что в течение 50 лет благодаря миссионерской деятельности О. в. было крещено 33 547 чел. После самопровозглашения автокефалии Грузинской Православной Церкви 12 марта 1917 г. созданное Временное правление прекратило связь с О. в. Архивные материалы фонда О. в. (НА Грузии. Ф. 493) позволяют установить, что с 1918 г. делопроизводство О. в. не велось; вместе с тем в фонде содержатся документы до 1920 г., имеющие отношение к О. в. Деятельность О. в. в Абхазии - см. разд. «Просвещение Абхазии» в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви . Деятельность О. в. в Самцхе-Джавахети, Саингило и Аджарии - см. разд. «Присоединение к России и просвещение юго-восточных и юго-западных областей Грузии» в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви О церковной истории Саингило см. в ст. Курмухская епархия . Деятельность О. в. в Туш-Пшав-Хевсурети и Сванети В горных регионах Сев. Грузии христианство проповедовали в древности, однако местное население сохраняло приверженность язычеству. По инициативе О. в. с 1865 г. в Туш-Пшав-Хевсурети стали открываться школы, преподавателями и миссионерами в к-рых были груз. духовные лица.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

Пещерный мужской монастырь Ванис-Квабеби Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ванис-Квабеби — пещерный монастырь в Грузии, в регионе Самцхе-Джавахети, в 2 км от Тмогви. Возник предположительно в VIII веке. В 1204 году в Ванис-Квабеби построена защитная стена. В комплекс входит несколько уровней туннелей и две церкви. В XII веке неподалёку основан более знаменитый монастырь Вардзиа. Содержание История [ править править код ] С историей монастыря много неясного. Считается, что первые постройки тут появились уже в VIII веке. В IX-XI веках пещерный комплекс расширился. В те годы Вардзии ещё не было, и разве то Ананаурская церковь уже существовала и пещерный посёлок около неё уже мог быть. В 1089 году случилось землетрясение, из-за которого рухнула центральная часть комплекса. В 1186 - 1191 годах патроном монастыря был род Гургенисдзе, в это время монастырь был отремонтирован - в частности, восстановлен был собор Святого Гиоргия. В 1204 году была построена большая каменая стена. В 1283 году грянуло то самое землетрясение, что разрушило Вардзию и замок Тмогви. Ванис-Квабеби тоже серьезно пострадал. Современное состояние [ править править код ] Монастырь имеет вид амфитеатра с очень крутым наклоном - почти вертикальным. От основной трассы надо подниматься по крутой бентонке-серпантину, и монастырь будет перед вам как бы тремя частями - правой, центральной и левой. Все три части отгорожены каменной стеной, которой сейчас осталась небольшая часть, метр-два в высоту. Некоторые краеведы предполагают, что это мегалитическое сооружение и, стало быть, построено было еще где-то в бронзовом веке. Левая часть комплекса обитаемая - там внизу находится небольшая современная церковь, а рядом с ней каменные кельи монахов. Тут же можно видеть какие-нибудь доски, провода и прочие признаки жизни. Правая часть комплекса совершенно необитаема и добраться туда сложнее. Там находится несколько галерей, выпиленных в туфобрекчии. Туфобрекчия - это слежавшийся вулканический туф и шлак. Соседняя Вардзия вырублена в известняке (хотя часто пишут про туфобрекчию), поэтому комнаты там более ровные и аккуратные. Туфобрекчия не поддаётся выравниванию, поэтому в Ванис-Квабеби всё очень неровное и корявое. Это главное отличие между двумя монастырями.

http://azbyka.ru/palomnik/Пещерный_мужск...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ [груз. ] (прибл. 820-887), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.), Католикос Мцхетский (Картлийский) (860-887). Сведения о жизни А. В. содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя А. В. упоминается также в списке Католикосов в груз. исторической хронике «Картлис Цховреба» . Младший сын феодала Мириана из пров. Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском мон-ре вместе с буд. еп. Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на к-ром молодой А. В. был посвящен в сан Католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии др. крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата ), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры А. В., и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в пользу А. В. Нек-рые исследователи приписывают А. В. авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского . А. В., используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». . Ист.: . // . , 1963. Т. 1. С. 248-319. Лит.: . // . , 1960. Т. 1. С. 119-125; -. , 2000. С. 38-40. А. Богверадзе Рубрики: Ключевые слова: ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/text/76258.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010