В 1943 году в Старом городе, в Вавилоне, были произведены раскопки, обнаружившие остатки римских строений. Большой вклад в исследование римских памятников Вавилона внес русский ученый Г. Лукьянов, в течение многих лет изучавший крепость и собравший интересный эпиграфический материал по ее истории 562 . Дом Пресвятой Богородицы В пределах Старого Каира (т.н. Вавилона) располагаются наиболее древние коптские церкви: Сергия и Вакха, св. Варвары и Пресвятой Богородицы. «Всего в Каире и его предместьях насчитывают до двадцати коптских церквей и монастырей. Больше всего их в Старом Каире, – отмечал в 1909 году Б. А. Тураев . – Здесь высокочтимая святыня Абу-Сарга ( церковь свв. Сергия и Вакха) с криптой, где, по преданию, пребывало Святое Семейство, и поэтичная уютная «Эль- Моаллака» с чудной резьбой, и св. Варвара, и монастырь Абу-Сафен» 563 . Русские паломники, бывавшие в Египте, издавна посещали эти храмы. В 1558 году из Новгорода в Москву был вызван архидиакон Софийской церкви Геннадий, и ему было поручено Иваном Грозным «ехати со архимандритом Святогорским во Иерусалим, и в Святую Гору, и во Египет» 564 . В свите Геннадия находился купец Василий Поздняков, родом из Смоленска, оставивший описание своего путешествия 565 . Исключительный интерес в его «Хождении» представляет то место, где Василий Поздняков описывает свое посещение Старого Каира. Он перечисляет здесь храмы, которыми владеют копты, и дает краткое их описание. «А были в Старом Каире церкви христианские: святых мученик Сергия и Вакха, Успение Пресвятыя Богородицы и святыя мученицы Христовы Варвары; а ныне теми церквами владеют кофты (копты – а. А.). А в церквах у кофтей образы и алтарь есть» 566 , – пишет «гость Василий». Древнее коптское предание повествует о том, что именно здесь находилось жилище, в котором останавливалось Святое Семейство по пути в Фиваиду. Русские иеромонахи Макарий и Селиверст, побывавшие в Старом Каире в начале VIII в., свидетельствуют: «Стена градская местами развалилась, токмо одни ворота стоят целы, в которы въехала Пресвятая Богородица с Христом и Осифом из Ерусалима» 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В Александрии и в Каире новые кафедральные соборы (оба в честь св. Марка) резко отличаются от древних церквей и монастырей. Это большие базилики с двумя башнями над входом. Внутри они отличаются от православных храмов только седалищами, поставленными не только вдоль стен, но и в средине церкви, да отсутствием подсвечников пред иконами. Иконостас и царские врата и по расположению, и по письму ничем не отличаются от православных. В Каире рядом стена об стену с собором находится маленькая церковь св. первомуч. Стефана. Она уже устроена по образцу других церквей. Всего в Каире и его предместьях насчитывают до 20 коптских церквей и монастырей. Больше всего их в Старом Каире. Здесь высокочтимая святыня Абу-Сарга ( церковь свв. Сергия и Вакха) с криптой, где якобы пребывало Св.. Семейство, и поэтичная уютная Эль-Моаллака с чудной, резьбой, и св. Варвара, и монастырь Абу-Сафен. Видел я еще церковь, находящуюся вблизи старой православной церкви св. Марка, в тех же узких и непроходимых восточных закоулках, а также помещающуюся вблизи коптской патриархии часовню с чтимым образом Божией Матери, приписываемым евангелисту Луке. Часовня эта имеет для коптского Каира значение Иверской для Москвы – там всегда монахи, нищие, богомольцы. Во всех древних церквах несомненно мусульманское влияние. Вместо иконостаса здесь перегородка резная в арабском стиле с инкрустациями из слоновой кости, иногда очень изящная. В некоторых случаях иконы помещаются на ней, вверху. Это большею частью Деисус, архангелы и апостолы. Иногда две-три, а то и одна иконы повешены над царскими вратами, также не имеющими никаких изображений. В других случаях иконы сосредоточены за престолом, на горнем месте. иных церквях, кроме икон на иконостасе и за престолом, есть еще образа на колоннах и по стенам. Чаще всего здесь мученики: Мина, Георгий, Феодор Стратилат, Меркурий, преподобные: Антоний Великий , Макарий, Пахомий, Шенути, Виса, даже иногда Такла-Хайманот «абиссинец». Надписи сделаны то на коптском, то на арабском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/e...

Внутреннее устройство также отчасти напоминает мечети с ажурными перегородками, коврами, кафедрами и угловыми украшениями в виде сталактитов. Женщины помещаются на высоких хорах, также отделенных резными перегородками, или, если церковь низкая – сбоку, за таким же перегородками. По обе стороны царских врат имеются два отверстия в арабском стиле, кажется, для приобщения. Церковь освещается паникадилами и лампадами, привешенными к потолку. На престоле свечей нет, подсвечники поставлены около него, по углам. Иногда имеется в одной церкви несколько престолов. К туристам привыкли и показывают им церкви всегда охотно, причем относятся к ним с непостижимой снисходительностью, – нам пришлось видеть в Абу-Сарга американца, который ходил по всей церкви, не снимая шляпы! Некоторые из церквей помещаются недостойно, в связи с жилыми помещениями и содержатся недостаточно опрятно, но, по-видимому, судя по описаниям прежних туристов, в этом отношении теперь сделано много в смысле порядка и благолепия. Из провинциальных храмов нам пришлось видеть Луксорский и Ассуанский. Оба снаружи несколько похожи на наши, имея спереди высокую колокольню, а над самой церковью круглый купол. Внутри вместо иконостаса перегородка, три престола, иконы – по одной, по две над каждыми царскими вратами, по одной, по две – за престолами, все довольно грубого письма. Везде седалища. В Ассуане над царскими вратами главного алтаря коптская резная надпись: «радуйся, Голубице прекрасная» ( церковь посвящена Божий Матери). На аналое около царских врат лежит несколько рукописных коптских и печатных арабских богослужебных книг, довольно ветхих и истрёпанных. В Луксоре мы застали на церковном дворе десятка полтора коптов, слушающих чтение по-арабски Деяний Апостольских. Церковь была заперта. Что это – мусульманское ли вне богослужебное чтение Писания, или протестанствующее Bibelstunde? Из монастырей-пустыней мы имели возможность посетить только маленький, расположенный около древнего Абидоса. Нельзя сказать, чтобы впечатление было выгодное.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/e...

Текст молитвы сопровождает изображения сверху. Все эти фрагменты, возможно, принадлежали алтарной преграде ранневизант. периода, к-рая впосл. была заменена новой, без фигуративных изображений, но с богатыми орнаментальными украшениями (XIII-XIV вв.). Церковь св. Сергия (Абу-Сарга) (ранее - святых Сергия и Вакха) изначально была центром христ. К. По копт. преданию, храм был построен на месте пещеры, где 3 недели находилось Св. Семейство во время возвращения из Египта в Палестину, Афанасием, секретарем Абд аль-Азиза ибн Мервана, мусульм. правителя Египта в 689-704 гг. В церкви происходило рукоположение копт. патриархов с кон. VII до XI в., после чего церемонии были перенесены в Эль-Муаллаку. Фасад храма не выделяется среди соседних построек, но его кладка остается открытой, что дает возможность выявить технику: стены сложены из камня с частыми вставками из деревянных досок, что повышает сейсмическую устойчивость постройки. С зап. стороны расположен главный вход в виде 3 дверных порталов (трибелон). Атриум и нартекс отсутствуют. Основной наос храма имеет базиликальную форму (длина 27 м, ширина 17 м и высота 15 м), с 3 продольными нефами и 1 поперечным с зап. стороны. Поперечный неф выделен нишей с сев. стороны, где располагался баптистерий. На пересечении 2 продольных колоннад (по 5 колонн в каждой) и поперечной (2 колонны) поставлены крещатые опоры с несимметричными рукавами-пилястрами. Центральный неф примерно вдвое больше каждого из боковых. С восточной стороны к наосу примыкает алтарное пространство с просторным хурусом, который завершается центральной апсидой с 7-ступенчатым синтроном и 2 боковыми апсидами (с юж. стороны - малая апсида, с северной - пастофорий). При некоторых несимметричных элементах общий пропорциональный строй довольно гармоничен и является классическим и общепринятым для большинства христ. базилик в Египте. Мраморные колонны наоса опираются на различные по профилировке пьедесталы, завершаются коринфскими капителями или простыми плинтами. Фусты колонн различного диаметра, т.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

– Выходи! – приказал старший, седой. Я хотел попросить пять минут, чтобы привести себя в порядок, но вместо этого молча подчинился. Даже причесаться не успел. Коридор, освещенный дрожащим светом факелов, был битком забит вооруженными дварами. Все направляли раструбы на меня. – Иди право, – скомандовал седой двар. Я повернулся, куда было велено, и медленно пошел, наступая на ряды хмурых бородачей. А те, в такт моим шагам, пятились, не сводя прицелов и сосредоточенных взглядов. А сзади, напротив, шли по пятам. У меня на душе стало легче. Видно, удалось ребятам уговорить Сарга. Что ж, сильно я напугал сиурян, если меня из тюрьмы под таким конвоем выводят. И немудрено. Гарзу сорвал, распугав весь город. Жреца избил. А потом еще парня того… табу нарушил. В их глазах я такой отморозок, каких здесь еще не видывали. И они правы. Ладно, я залезу в родимый «Аркс» и носа больше не выкажу из своей каюты. Книги душеполезные буду читать да грехи замаливать. Есть что замаливать… – Иди лево. Я послушно свернул в проход и оказался посреди камеры. Только другой. У противоположной стены бревна старые наставлены, а перед ними столбик торчит. Сзади ткнули в спину. У меня коленки подогнулись. Господи, да что же это… Где же ребята? – Иди прямо. Оборачиваюсь. – Ребятки, не надо… пожалуйста, дайте еще денек… последнее желание. – Они толкают меня лучеметами, как палками, тесня все ближе к столбу. – Неужто у вас такого правила нет? Мне бы только денек… Рождество ведь завтра. Праздник большой. У нас. – Двары наступают, лица каменные… – Слушай, позови Сарга, я хочу сказать последнее слово. Это же мое право. Ну что, тебе сложно позвать? – Толчок в живот, в грудь, еще шаг. – Ладноладно. Я тогда вам скажу, хорошо? Мне жалко, что я прибил того парня. Правда. Я бы все отдал сейчас, только бы он остался жив. Я не хотел… Не знал, что так выйдет… Спина уперлась в столб. Двары остановились. Вася, Сунь, Тези Ябубу, скорее! Где вы? Сзади ктото обходит, я слышу, как шаркают шаги по камням. Справа потрескивает факел. Двар, тот, что со спины, продевает под моими руками веревку, перехватывает…

http://azbyka.ru/fiction/zikkurat/

( Быт.4:2 ) 146 . Ovis laticaudatus из породы широкохвостых овец, белой густой шерсти, с чёрной головой и шеей. Овцеводство составляло одно из древнейших занятий особенно y Евреев, но «для Египтян был мерзостью всякий пастух овец» ( Быт.46:34 ). Овцеводством и доселе ещё охотно занимаются в Палестине; овечка есть любимое животное каждого из Иерусалимских крестьян. Овца – одно из первых животных, упоминаемых в Библии и первое из животных, употребляемых в жертву. Овцы составляли главную статью богатства патриархов. У Евреев особенно ценились овечье молоко и шерсть; потому-то время стрижки овец составляло великий праздник, подобный тому, как и первая жатва (Цар.25). Многие образные выражения в Библии взяты из образа жизни стад и овец: – Пастырь, ведущий стадо овец, зовущий их по имени, неусыпно стерегущий их, напояющий, так как в жарком климате Палестины они ежедневно должны быть напояемы по нескольку раз в день ( Ин.10:1–6 ). Покорность и кротость агнца ( Ис.53:7 ) служат прообразом Господа Искупителя, Агнца закланного от сложения мира, Агнца Божия, вземлющего на себя грех мира. Орикс ( Втор.14:5 ) 148 . Это животное принадлежит к разряду сарга ibex и довольно распространено в Каменистой Аравии и окрестностях Мёртвого моря, особенно в Енгедди (источник козла). Мясо его составляет превосходное кушанье и, вероятно, это самое было принесено Исавом Исааку. Осёл, ослица ( Ин.12:14 ; Суд.5:10 ) 149 . Домашний осёл, по мнению некоторых, происходит от африканского дикого осла, или от африканского онагра. Ослы белого цвета весьма ценились на Востоке. Таковые считались благородными животными и на них ездили только важные и почётные лица, как-то: цари, пророки, судьи. По Моисеевым законам, ослёнок первенец мужеского пола подлежал выкупу, подобно как и первенцы из сынов человеческих ( Исх.13:13 ). Осёл, также как и верблюд, принадлежал к разряду вьючных животных. Считаясь эмблемой силы, Иссахар сравнивается с ослом крепким, лежащим между протоками вод ( Быт.49:14 ). Знаменуя мир, Господь Иисус Христос совершил Свой торжественный вход в Иерусалим, согласно пророчеству Захарии ( Зах.9:9 ), на ослице и на молодом осле, a не на лошади, употребляемой преимущественно на войнах. Ослы употреблялись часто на земледельческих работах. Бык и осёл не запрягались вместе, как бы в назидание, что должно избегать несоответствующих союзов и сообществ как в религиозной, так и в общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

– Риск есть. Однако я уверен, их это заинтересует. Я много лет наблюдал за ними. – Но как передать им послание? Ведь обычный способ для нас закрыт. – Царь кивнул на оцепеневшего главу контактеров, в чьих глазах пылала бессильная ярость. – Есть возможность, – заговорил глава послов. – Через дваров. Я могу попросить Сарга. – Стойте! – крикнул казначей. – Это ловушка! Он же контактер! Он может делать и говорить лишь то, что позволит живущий в нем враг! Нельзя ему верить! Установилась тишина. Царь обвел всех взглядом и спросил: – Что скажешь, Кудурмабук? Глава наблюдателей ответил не сразу, и голос его был полон волнения, когда он заговорил: – Да, я порабощен. Но, клянусь, все, что я сказал, – это мои мысли. Как и вы, государь, я много лет шел к этому дню. Я с вами. Я готов отдать жизнь ради вашего дела! Не понимаю, почему мне сейчас позволяют говорить. Может быть, меня используют. Может быть, они уверены, что нам все равно не удастся отправить письмо… – Как можно выиграть, если они видят все наши ходы? – воскликнул Со. – Государь, мы обречены! – И все же мы попытаемся! – Царь откинул плащ и направился к выходу. За ним последовали остальные. Набунаид, поравнявшись с Кудурмабуком, остановился, и они обнялись. – Следи за мной, друг, – попросил глава наблюдателей. – Если я поведу себя както не так – стреляй. Выйдя через разбитые врата в коридор, государь замер, и остальные поняли причину, когда догнали его. С обеих сторон коридор был заполнен толпой, в которой плечом к плечу стояли знать и слуги. Глядя пустыми глазами, они синхронно двигали губами, произнося: – Это последняя возможность для вас! Остановитесь сейчас и будете прощены. Остановитесь, иначе всех вас ждет суровая кара… Первая часть. Пробуждение Когда капитан Муса сердится, он выглядит спокойным. И чем сильнее рассержен, тем спокойнее выглядит. Таким спокойным, как сейчас, я его, пожалуй, не видел за все время полета. – Ты не участвуешь в контакте, – чеканная капитанская речь жгла, как раскаленный металл. – Когда прибудем на Аган, останешься в каюте. Ни одного сангнхита не увидишь. Я скорее руку себе отрублю, чем допущу это. А по возвращении на Землю твоя выходка не останется без последствий.

http://azbyka.ru/fiction/zikkurat/

– Конечно, быть испепеленными в местных разборках намного лучше. Тези Ябубу поморщился: – Клаус, оставь сарказм. Вольно или невольно, но именно мы втянули сиурян в войну. Они нас приняли, были честны с нами, не захватили силой или обманом наш корабль. Более того – защищали и нас в том числе, когда отбивали разведатаку. – Я вздрогнул и сжался, вспомнив, как исчезла передо мной Санэ. – Бросить их теперь – подло. Напоминаю, что мы здесь представляем все земное человечество. В крайнем случае стартуем и сделаем так, как ты предлагаешь. Но прежде попытаемся помочь сиурянам победить в войне. Отбить главное нападение. Сегодня вечером. – Вы видели, как работают их лучеметы? Я видел! А у нас что? Все «искатели» полегли во время штурма Агана. – Есть арсенал. – Гранатометыпулеметы? И кто ими умеет пользоваться? Ты да Сунь. Сможете вдвоем остановить трехтысячную армию? Лично я не умею и не хочу никого убивать. – Это не твоя забота, Клаус. Я скажу, когда от тебя чтонибудь потребуется. – Спасибо. Очень мило. Но все же, если вас не очень затруднит: разузнайте, как работают дварские лучеметы. – Зеберг, успокойся, – устало сказал Вася. – Не ты один тут умный. Узнавали уже. Я ведь начал говорить, что их сейчас делают мало. В Сиуре нет мастеров. Лучеметы изготовляют в другом городе, далеко отсюда. Сарг утверждает, что кроме мастеров никто не знает, как работает это оружие. Впрочем, так у них со многими ремеслами и даже науками. Астрономы живут в третьем городе, еще дальше. Местные двары готовы вызвать их и попросить помочь нам с навигацией, но не раньше, чем закончится война с каитанами. Так что полюбому мы должны помочь сиурянам. Я просил у Сарга для исследований дать один экземпляр, но правитель наотрез отказался. Накануне войны здесь каждый ствол на счету. Чувствовалась всеобщая взволнованность. Ожидание. Наверху стены, у щитка, стояли трое землян и несколько дюжин дваров. У всех в руках были странные палки, у дваров – белые, а у землян – черные. Внизу, под стеной в несколько цепей выстроилось многомного дваров, тоже с белыми палками в руках. Все хмурые и злые. Когда Магану попробовал спросить одного молодого двара, чего все ждут, тот приказал немедленно уходить, а двар постарше на такой же вопрос молча отвесил ему подзатыльник и ткнул пальцем на дорогу к площади.

http://azbyka.ru/fiction/zikkurat/

При ловле крупной рыбы недостаточно крепкой леской надо стараться соблюдать между ней и удилищем прямой угол. Пружинящая ветка снимает нагрузки с лески, гасит опасные рывки и, значит, снижает вероятность ее обрыва. При некотором навыке и изрядной доле везения можно поймать рыбу на примитивную, безлесковую удочку. В конце длинной, прочной ветки вбивается или закрепляется как-то иначе гвоздь или небольшой кусок проволоки, который загибается в форме крючка. На крючок надевается приманка, конец безлесковой удочки опускается в воду, клюнувшая рыба подсекается рывком ветки на себя. В заключение опишу древнюю удочку «луму», с помощью которой наши предки, обживавшие верховья реки Оби, очень успешно охотились на щук и других крупных рыб. Длинная сарга (узкая и тонкая лента из коры какого-нибудь дерева), на одном конце которой укреплен деревянный крючок, а к другому привязана деревяшка-«наплав» – вот и вся снасть. Простейший тип крючка в луме вырезали из развилки куста тальника, один конец которой делали короче и заостряли, а ко второму, более длинному, выполнявшему роль цевья, привязывали леску-саргу. Рыба заглатывала крючок с наживкой и таскала поплавок-деревяшку до тех пор, пока не выбивалась из сил и не вытаскивалась рыбаком на берег. Удивительно, что подобная примитивная снасть сохранилась в некоторых местах до сегодняшних дней под не самым звучным названием «дурилка». Несколько лум-дурилок, соединенных на одной веревке, жители низовий Оби называют «паннеюх» – налимий перемет. Это уже снасть для серьезного промысла. Наживка . Классической наживкой, привычной и рыбе и рыбаку, остается, конечно, землянойчервь . Известно множество «сортов» червей – навозные, красные, или подлистники, выползки и т. п., которые различаются размером, цветом, местом обитания. В лесу проще всего отыскать червей под лежащими на земле стволами поваленных деревьев, под камнями, кучами прелой листвы, под засохшим звериным пометом, во влажных, затененных местах с влажной почвой. На заболоченной местности – под корнями берез и ив, где нет мха. На глинистых и песчаных берегах – под дерновыми плитами, козырьком нависшими над водой, в местах, где берег подмыт водой. В кочкарниках – где в ложбинах между кочками бурыми рядами лежит старая, прелая осока.

http://azbyka.ru/zdorovie/shkola-vyzhiva...

Хозяин буркнул: «хэсаргу», и транслятор передал: – Привет. Я – Сарг. – Правитель Сарг приветствует нас, – прошептал Софронов, обернувшись к нам, – и выражает взаимную радость. Я хмыкнул. Коротышка буркнул снова, секундой позже в ухе прозвучало: – Здесь зачем? – Правитель спрашивает о цели нашего визита, – с серьезной миной передал русский. – Вася, у нас есть трансляты, – терпеливо напомнил Тези Ябубу. – Не отвлекайся, продолжай. – Что продолжатьто? Что ему ответить? – Правду. Хмурого Сарга наши разговоры между собой явно тяготили, во всяком случае, он со странной задумчивостью глянул на дверь. Софронов тут же залопотал, а нам оставалось только слушать. – Мы не собирались приземляться у вас. Мы посещали сангнхитов на Агане и летим обратно, в Далекий Дом. Однако наш корабль сбился с пути и принес к вашей планете. Это вы сделали? – Нет. Зачем? – Ктото испортил направление корабля. Как вы думаете, кто это мог быть? Бородатый царек совершенно поземному пожал плечами: – Лысые, наверное. – Кто эти лысые? – Ты знаешь. Вася вздохнул и поджал губы. В этот момент я ему не позавидовал. Давно знал, что вести переговоры – дело чудовищно сложное, но тут пришлось убедиться, что в реальности оно еще тяжелее. И немудрено, ведь для нас это всего второй контакт, а первый по всем параметрам провалился. И снова приходится говорить с представителями цивилизации, о которой мы вообще ничего не знаем. – Мы хотели бы некоторое время пожить рядом с вашим городом и просим на это позволения. Да, тут ничего умнее и не придумаешь, надо взять таймаут и закрепиться. Всетаки Вася парень смышленый. Неплохой из него переговорщик, надо отдать должное. А ведь даже не готовился! Бонго должен был выступать… Интересно, что он сейчас поделывает на Агане? – Конечно, – ответил Сарг. – Оставайтесь. И, кивнув нам, шагнул в сторону двери. Вася чуть не схватил его за рукав, но, разумеется, удержался и не забыл при этом отвесить низкий поклон, бормоча: – Я понимаю, что государственные дела не дают вам возможности уделять столько времени на беседу с нами, сколько бы нам хотелось. Может быть, вы назначите когото, кто может ответить на наши вопросы и познакомить с вашей культурой?

http://azbyka.ru/fiction/zikkurat/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010