Духовная прелесть – доминирующий фактор в психологических причинах неохаризматизма Всё, что было в Ветхом Завете, – это образы. Таинство Евхаристии было образно явлено ветхозаветному народу Божию, как мы видели выше; в Новом Завете установлено Самим Спасителем и касается нашего спасения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 54–56). И сие не есть символы и образы. Святитель Софроний Иерусалимский учит: «…пусть никто не думает, будто святая сия суть образы Тела и Крови Христовой, но да верует, что предлагаемые хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа» . Многие, когда слышали эти слова, соблазнились их значением и, как написано, отошли от Христа. «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6: 67–69). Гордость как стремление человека стать выше какого бы то ни было стеснения и ограничения и быть абсолютно свободным деятелем в мире приводит в результате к теоретическому устранению Бога и постановке на Его место человека, то есть самооб о жению. Гордый самообольщенный человек считает излишним в деле спасения какое бы то ни было посредничество, так как у него есть свои «средства спасения». Отсюда, восходя от «совершенства к совершенству», достигает сам собой «безгрешности» и «святости». Церковь, – считает такой человек, – налагает на свободную волю оковы, томит дух, порабощает дерзновение, поэтому она ему не нужна, ибо Дух Святой и так с ним. По его мнению, иерархия, Таинства, посты и уставы, кресты и иконы – всё заблуждение; если же и нет, то всё это никак не относится к совершению дела спасения. В Притчах сказано: «Погибели предшествует гордость» (Притч. 16: 18), и у пророка Авдия читаем: «Гордость сердца твоего обольстила тебя» (Авд. 1: 3) А зная и то, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6), становится ясно, что духовная прелесть есть доминирующий фактор в психологических причинах неохаризматизма. В Церкви это называется просто – прелестью.

http://pravoslavie.ru/107551.html

Духовное и материальное примирялось и входило в самое тесное единство в человеке, назначением духа которого было достигнуть доступного ему нравственного совершенства и возвести данное ему тело, а с ним вместе и всю видимую природу к совершенству физическому. Таковым для мира материального было его одухотворение, приближение его к области духа без изменения своей сущности. Возможность такого рода совершенствования материального бытия видна из того, что как в области духа, так и в мире материи существуют различные степени духовности и материальности, которые приближают один мир к другому. Бог, абсолютный дух, и тварный дух человеческий, хотя одно и то же по своей сущности, но по степени близости к материи представляют бесконечное различие 385 . Для последнего соединение с материею естественный ход развития и путь к блаженству, для Сына же Божия оно является уничижением, которое Он принял на Себя только по бесконечной любви к человеку. Точно также и в мире физическом: не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Материя при единстве своей сущности представляет различные образования, из которых одни способны к жизни, другие – нет; высший же из организмов – тело человека уже входит в единение с духом. Таким образом, и в материальном мире одни тела стоят ближе к области духа и в этом смысле могут быть названы более духовными, чем другие. Это зависит от различных свойств и соединения материальных частиц, так как не каждая из последних может войти в состав организма, особенно высшего: так царство растений заимствует необходимую для него пищу непосредственно из неорганического вещества и в свою очередь служит пищею для высших организмов. Опыт позволяет нам говорить только о тех видоизменениях материи, какие мы наблюдаем в этом мире, подвергшемся проклятию, но Писание научает нас, что кроме земных тел есть еще небесные, к каковым, без сомнения, будет принадлежать по своим свойствам и наше воскресшее тело. Явление Господа по воскресении Своим ученикам, когда двери были заперты ( Ин.20:19, 26 ), дает нам некоторое представление 386 о том, в чем именно будет состоять одухотворение материи нашего тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Ему ведомо все. Это – тайна Боговоплощения во Христе. Но если даже Он, Сын Человеческий, не знает, кто из нас дерзнет знать? Не ваше дело… Это очень важно! Начиная вычислять времена и сроков, мы непременно сразу же скатываемся в лжедуховность, а там и до демонов. Что же тогда является нашим делом? Наше дело – ожидать. Каков будет Христос в том, Небесном Иерусалиме? Об этом свидетельствуют последние главы Апокалипсиса. Чего не увидел там апостол Иоанн Богослов, чего там нет? Там нет солнца и нет луны. Но ведь написано в Библии: И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды ( Быт.1:16 ). Почему же Небесный Иерусалим «обделен»? Потому, что светильник там, как сказано, Агнец, то есть Христос. Нужно ли было солнце на горе Фавор, если одежды Христа были светлее света? Даже одежды, а не Он Сам… Так же как ярким, солнечным днем мы не пользуемся искусственным освещением, потому что от него все равно светлее не станет, так и в Царствии Небесном, сколько бы солнц ни зажечь – светить будет Сам Христос. Это – свет не физический, это – свет благодати, свет нетварный, свет Фаворский, о котором говорил Григорий Палам 134 и все афонские исихаст 135 . И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца ( Откр.22:1 ). Чистаярека воды жизни –  это Дух Святый, Который светел, как кристалл, исходит от престола Бога, ибо Дух Святой от Отца исходит, и от Агнца, потому что Христос – Крестящий Духом Святым. Апостол Павел пишет: Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ). Знаменательное слово «напоены». Подобно тому, как губка насквозь пропитывается водой, так и христианин весь напоен Духом Святым. И город будет орошаем этой рекой, светлой и чистой, как кристалл… Христос сел одесную Бога Отца, который, по слову апостола, покорил Ему все ( 1Кор.15:20 ). Отец все покорил Сыну. Все, кроме Себя Самого. Поразительно: все мироздание, вся вселенная, весь бесконечный космос покоряется Христу, абсолютно все будет пронизано Им. И при этом Сам Сын покоряется Отцу. Слово возвращается к Устам, Его изрекшим, ведь Христос – это Слово Отца. Вот Оно воплотилось и теперь вновь вернулось в Отчее лоно.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Закон устанавливает императивную норму поведения, определяет правовые отношения гражданина и кесаря (римский закон), народа и Бога (ветхозаветный закон). Закон – это своего рода юридический договор, предписывающий человеку его соблюдение, а в случае нарушения чреватый соответствующими наказаниями: по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим . Однако с Боговоплощением приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2), Царство не от мира сего (Ин. 18, 36). Оно метаюридично, с ним невозможно завязать какие-либо договорные правовые отношения. Напротив, эти отношения должны быть не нарушены ( не нарушить пришел Я, но исполнить [Мф. 5, 17]), но сняты, ибо здесь правит иной порядок бытия: м ногие будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19, 30), иной строй этики: блаженны нищие духом (Мф. 5, 3), иной закон любви: любите врагов ваших (Мф. 5, 44), иной дух истины и свободы: истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Эта любовь не есть договор, не есть норма правовых отношений – она сама есть новая жизнь. И именно в этом смысле, сам того не подозревая, был прав Аристотель, утверждавший, что вне государства и закона – " или животные, или боги " . Ибо христианство как раз и утверждает именно этот парадокс: да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 45), Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим. 8, 16), все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3, 26). " Царство благодати, сфера обожения – сверхприродны, сверхзаконны, метаполитичны " [ CXCVII ]. Это Царство не от мира сего с его новой системой ценностей оказывается принципиально несовместимым с признанием автономной ценности закона. Закона как императивной нормы. Обожествленного закона языческого античного мира и непререкаемого, абсолютного закона иудеев. Мало того, инвективы святого апостола Павла, направленные против закона, трактуют его в универсальном смысле. Закон у него также и нравственное сознание язычников, живущее по природе в их сердцах ( дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их [Рим. 2, 15]). В этом случае закон для апостола Павла – это вообще категория нормативной этики, моральное долженствование, императив.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И говорит апостол Иоанн Богослов в видении об этом новом небе и об этой новой земле, об этом Царствии Божием, к которому мы идем: «И увидел я новое небо и новую землю» ( Откр 21:1 ), «и услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» ( Откр 21:3-5 )- «И вот, Я гряду скоро, и Дух и Невеста говорят: гряди!» ( Откр 22:12,17 ). И слышавшие — мы с вами слышавшие! — да скажем: гряди! Свидетельствующие — мы с вами свидетельствующие! — это говорим: гряди скоро, аминь! Ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь. Об исповедании Христа, пришедшего во плоти, и различении духов. Память ап. Иоанна Богослова 20.05.1977 г. Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем память и праздник в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, о личности и значении которого можно и нужно много говорить. Можно и нужно говорить о том, что он был самым любимым, самым близким учеником Христа. Можно и нужно говорить о том, что он жил дольше всех апостолов, что для христианского благовестия, для глубины понимания христианства он сделал, во плоти, а, значит, ставшего человеком, истинным настоящим человеком, таким, как мы все, кроме греха, — значит, исповедуем, что Бог — абсолютный Дух, святость, — воплотился, стал человеком, принял плоть, вот это материальное тело наше. Это значит, что все материальное, что весь этот мир материи, весь мир плоти, весь мир тела освящен Господом Иисусом Христом. Ибо он принял на Себя, в Свою пречистую плоть естество наше. Мало того, что Он принял, — Он не только пострадал в телесности нашей, в материальности нашей, не только был подвергнут всем лишениям, страданиям и всему тому, чему мы с вами подвержены, и не только умер так, как и мы умираем, — но Он воскрес с плотью нашей, в телесности нашей, в материальности нашей.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Иов.12:6 .  Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих. После общих рассуждений о несостоятельности мудрости друзей, в частности Софара, Иов указывает на ошибочность их главного положения, в установлении и обосновании которого и сказывается вся их мудрость. Теория друзей, будто спокойствие и безопасность – удел одних благочестивых ( Иов 5:19–21, 24, 8:6, 11:18–19 ), опровергается жизнью. Она неотразимо свидетельствует, что данными благами пользуются лица, попирающие божеские и человеческие законы ( " грабители», раздражающие Господа), лица, не признающие другого божества, кроме силы своих рук ( Авв 1.11 ). Иов.12:7 .  И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; Иов.12:8 .  или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Иов.12:9 .  Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? Иов.12:10 .  В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти. И подобное явление, т. е. благоденствие нечестивых, – дело не случая, а рук Божиих. Одушевленная и неодушевленная природа ясно свидетельствует, что все в мире делается по воле Господа (ст. 9). В Его руке, власти душа («нефеш») всего живущего, – низшая, элементарная сторона психической жизни, и дух («руах») «всякой человеческой плоти», – то, чем отличается от животных, – разум и высшие идеальные стремления и потребности. Если же все зависит от Бога, то Он, очевидно, допускает и благоденствие нечестивых. Иов.12:11 .  Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? Иов.12:12 .  В старцах – мудрость, и в долголетних – разум. Иов.12:13 .  У Него премудрость и сила; Его совет и разум. Для оправдания своей теории друзья ссылаются на авторитет предков ( Иов 8.8, 10 ). И никто, конечно, не станет отрицать, что долгая жизнь – школа мудрости (ст. 12). Но, во-первых, нельзя принимать на веру все сказанное ими. Это противно свойственной человеку способности лично познавать истину, различать правду от неправды ( «не ухо ли разбирает слова?» ср. Евр 5.14 ), как лично при помощи языка различать вкус в пище (ст. 11). С другой стороны, хотя старцы и обладают мудростью, но все же остается вопросом, способны ли они понять мироправление существа абсолютного (ср. ст. 12 с Иов 21.22 ), обладающего для управления миром всеми необходимыми свойствами: премудростью – способностью познавать вещи и явления в их существе; силою, – способностью без всяких затруднений осуществить свои планы; советом, – способностью находить самые лучшие пути и средства для достижения известных целей, и разумом, – способностью различать между истиною и ложью, полезным и вредным ( 3Цар 3.9, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.57:12 . Я по­кажу правду твою и дела твои, – и они будут не в по­льзу тебе. Подводя итог всем историческим винам Израиля, этот стих в то же время как бы служит переходом к последующей речи пророка о помиловании Израиля. Ис.57:13–19 . С 13–19 идет мессианское пророчество о духовном Израиле, или о Церкви Христовой, в которую со временем войдут и ближние (евреи) и дальние (язычники). Ис.57:13 . Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? – всех их унесет ветер, раз­веет дунове­ние; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. Под «сборищем», о котором, как о негодном средстве самообороны и защиты, говорит здесь пророк, естественнее всего, на основании контекста, разуметь здесь тот пантеон божества, который существовал у евреев в эту эпоху религиозного синкретизма. По контрасту с целым сонмом этих пустых и ничтожных божеств, Господь один дает полное торжество всем надеющимся на Него. Ис.57:14 . И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте пре­граду с пути народа Моего. 14 ст. заключает в себе пророчественное приглашение членам новозаветной церкви всячески содействовать и обращению заблужденного Израиля, что еще яснее становится при сличении с новозаветными параллелями ( Рим.9:32–33 ; Рим.11:25 ). Ис.57:15 . Ибо так говорит Высокий и Превоз­несен­ный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушен­ными и смирен­ными духом, чтобы оживлять дух смирен­ных и оживлять сердца сокрушен­ных. В 15 ст. обращает на себя внимание целый ряд эпитетов, прилагаемых к Всевышнему и носящих черты высокого религиозно-нравственного монотеизма: «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святый – имя Его.» Как бы по контрасту с этой своей абсолютной святостью и надмирной превознесенностью, Господь особенно любит смиренных и сокрушенных сердцем грешников, о чем, вообще, неоднократно говорит Библия, как Ветхого, так и Нового Завета ( Пс.33:19 ; Ис.66:2 ; Мф.11:29–30 ; Лк.4:18 ; Иак.4:16 ). Ис.57:16 . Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гне­ваться; иначе изнеможет пре­до­ Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворен­ное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как бесконечно важно для нас напомнить себе и нам это потрясающее благовестие любви и свободы, эту безмерную широту веры! Ибо в нашем темном и холодном мире люди непрерывно враждуют, ненавидят и преследуют друг друга во имя «принципов». И даже в религии так часто сквозит дух мелкого законничества, приверженности к букве в ущерб духу! И вот, как порыв свежего воздуха, как радость освобождения врываются к нам в сердце эти слова апостола свободы: К свободе призваны вы, братья. И еще, в другом послании: Будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия: вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу, и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без ηοροκα в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворитсие ( 1Фес.5:13–24 ). Читаешь эти удивительные слова, повторяешь снова и снова и узнаешь в них разрешение всех наших «проклятых вопросов», конец духовного порабощения, отравлявшего воздух, которым мы дышим. Как случилось, что люди забыли эти слова, почему мы сами так часто предаем и заглушаем в себе этот призыв к свободе и любви, радости и добру? Всегда радуйтесь. За все благодарите – это пишет человек, испытавший полную меру страданий и жизнь свою окончивший мучеником. И вот – эта радость, эта широта сердца, это абсолютное доверие к Богу и лучшему в человеке! О, если бы вошла в нашу жизнь хоть малая часть этого доверия, если бы открылось наше сердце к этой любви и радостной свободе, если бы ощутили мы, что «верен Призывающий»! Тогда через малый подвиг каждого из нас началось бы разрушение опутывающего нас зла и упразднение покрывающей нас тьмы мира. К этому призывает всех апостол свободы, твердо знавший, на что призвал его Сам Христос. Святость. Завет на все времена

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Как многие великие созерцатели, Матерь Божия письменно Своего опыта не излагала. Однако те немногие Ее слова, которые донесли до нас евангелисты, свидетельствуют об удивительной глубине Богопознания. «Се - раба Господня, да буди ми по слову твоему» - отвечает Она Ангелу-благовестнику. Это всего лишь подтверждение Ее личного полного послушания Господу. А какое теоретическое Богословие больше полного, абсолютного, без тени колебаний послушания Богу? Именно к этому Пресвятая Богородица призывает и виночерпиев (всего лишь виночерпиев! - Она очень скромна!) в Кане Галилейской: «что скажет Он вам, сделайте». Но ведь это пожелание всецелого послушания Богу. В нескольких словах отражена ее естественная жизненная позиция, возможно, с момента рождения. Это ли не Богословие? И, наконец, удивительный гимн в первой главе Евангелия от Луки: «величит душа Моя Господа, 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». Думаю, не нужно объяснять православному читателю, что здесь каждое слово - Богословие высочайшей пробы. 3. «...чтобы посрамить жестокосердие мужей» Это выражение придумано не феминистками, а авторами житий некоторых равноапостольных ( и не только равноапостольных) святых жен. Звучит оно обычно так: «Господь воздвиг такую-то, чтобы посрамить жестокосердие мужей». А такое бывает? - возмутятся некоторые братья. Давайте обратимся к истории. Древний Израиль. Эпоха Судей. Доблестные мужи-Судьи периодически спасают Отечество от завоевателей и приводят в чувство регулярно отпадающий от Бога народ. И вдруг в этом славном мужском ряду появляется женщина, Девора. А Библия нам свидетельствует, что на всех Судьях Израиля почивал Дух Божий. То есть узурпировать эту должность было невозможно. Девора была пророчицей еще до того, как стала управлять Израилем. Почему Господь на столь важное дело выбрал женщину? Кроме всего прочего, еще и потому, что самый храбрый из мужей Израиля, Варак, боялся без нее битву начать. Под руководством Судьи и пророчицы враги были побеждены. Наступил период благоденствия.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Как носитель Христа Папа – Глава Церкви, причем его власть абсолютна. При этом ссылаются на слова Господа, Который сказал: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас ( Ин.15:16 ). Папа прав в любом случае: он не глашатай учения Церкви, а ее учитель. Точнее, устами Папы учит Сам Христос, а Папа – Его наместник, викарий, местоблюститель и носитель. Не Церковь учит Христа, она у Христа учится, и, действительно, если все двенадцать апостолов думали одно, а Спаситель – другое, прав был именно Спаситель. Итак, в сознании западного христианина Папа несет в себе Господа. С того момента, как он занимает этот престол и говорит ex cathedra, то есть с кафедры, в нем и через него действует Христос. Такова вторая позиция, присущая христианству. Третья позиция выражает нашу с вами веру. Для православного христианина Христос не просто образно, символически или риторически Глава Церкви; Он реально возглавляет Церковь, Он действительно управляет Ею, и совершается это благодатью Божией. Власть священству была дарована в день Воскресения Христова, когда, явившись ученикам в Сионской горнице, Иисус сказал им : мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:21–23 ). Церкви как таковой тогда еще не существовало. И теперь Господь Духом Святым управляет Церковью. Дух Святой присутствует в ней; Он пребывает в ее епископах, в ее пресвитерах, в ее дьяконах, в каждом ее члене. Мы – не общество, которое собирается, чтобы исследовать Библию и жить в соответствии с тем, что в ней написано. С другой стороны, мы не смотрим на понтифика как на наместника Христа. Святой Дух действует не только индивидуально в каждом из нас, Он действует в нас и соборно. Соборное действие Духа Святого делает нас Церковью, а Христа – Главой нашей Церкви. Об этом ярко, хотя, на мой взгляд, и с некоторым перегибом писал Хомяков 116 . По его мнению, носителем истиной Православной Церкви является народ. Как мне думается, он принизил учительскую функцию священства, но при этом тонко прочувствовал соборность Церкви.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010