Точно также целовал он и икону Богоматери, а протодиакон в то время читал: «Богородице, будучи источником милосердия, сподоби нас милости, призри на людей согрешивших, яви, как и всегда, силу твою». После того, Владыка, наклонивши свою главу, прочитал тайно молитву, в которой испрашивал у Господа, чтобы Он послал ему с высоты руку свою и укрепил в предстоящем служении неосужденно предстать страшному Престолу и совершить бескровное священнодействие. Затем, сознавая всю важность предстоящего священнодействия, во время которого небесные силы со страхом и трепетом будут предстоять Престолу, когда на нем принесется бескровная жертва, он, в сознании своей человеческой немощи, преклонив главу, молился: «ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже в уме и в помышлении, вся ми проста, яко благ и человеколюбец». Испросивши у Бога благодати и помощи для совершения таинства бескровной жертвы, Владыка обратился к народу и преподал ему благословение, на что присутствовавшие ответили ему желанием многолетия: «Господи, сохрани на многая лета нашего Владыку и Архиерея», пропели певчие на греческом языке (тон деспотин ке архиереа имон, Кирие, филатте ис полла ети деспота). Приложившись к св. иконам и благословивши народ, Владыка взошел на приготовленное среди храма возвышение для облачения. Все священнослужащие, получив от него благословение, отправились в алтарь для облачения, архиерейское же облачение началось среди храма, на возвышении, пред лицом всего народа. Святитель, как изображающий собою во время совершения литургии Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, как пастырь народа, в подражание Пастырю доброму – Христу, совершает свое приготовление к принесению бескровной жертвы среди самого народа. Торжественно и знаменательно архиерейское облачение, а вместе с тем оно поучительно и назидательно. Оно указывает на всю важность его служения. Вот мы видим: снимается с него одежда его монашеского самоотвержения (мантия) и пастырского смирения (ряса) и постепенно надеваются блестящие священные одежды, знаменующие собою славу Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Эта мера А.Ф. Львова была поддержана Святейшим Синодом в указе 5117 от 24 мая 1847 года 585 . А указом 14040 от 11 декабря того же года Синод предписывал всем епархиальным архиереям поручать обучение хоров придворному напеву только тем певчим, которые получили от капеллы соответствующий аттестат, даже в том случае, если они не занимали должности регента. Другими словами, такие аттестованные капеллой певчие были поставлены в отношении простого, придворно-обиходного пения выше тех, кто занимал должность регента, но не имел аттестата капеллы, хотя бы по третьему разряду! Львов и Синод действовали в направлении образования регентов церковных хоров в полном согласии друг с другом. Трудно сказать, исполнял ли в данном случае Синод желание Львова; скорее всего подобные указы Синода были подсказаны желанием государя, быть может, высказанными Львову. Важно, что Синод стал направлять кандидатов на регентские должности для обучения в капеллу. Тот же указ Синода требовал от епархиальных архиереев, чтобы они присылали в капеллу для обучения регентскому делу или регентов своих архиерейских хоров, или одного их старших и опытных певчих, который смог бы после обучения в капелле занять должность регента. Контроль над такими регентами осуществлялся тем, что получившие регентские аттестаты и возвратившиеся в свои епархии регенты обязывались приезжать каждые четыре года в капеллу «для проверки напевов», т.е. для периодической проверки знаний напевов придворного обихода 586 . Получившие регентские аттестаты от капеллы, независимо от разряда, обязывались строжайше держать себя в границах данных им аттестатом прав, а главное – должны были в гласовом пении точно придерживаться придворного обихода. В случае уклонения от этих правил владелец аттестата рисковал лишиться аттестата и связанных с ним прав. Благодаря такому мероприятию обеспечивалось повсеместное (на первых порах в архиерейских хорах и в хорах учебных заведений, а затем и повсюду) внедрение и укоренение придворного напева, который со временем совершенно вытеснил местные напевы, сохранившиеся разве что у дьячков, подлежащих контролю только духовной власти, а не капеллы. При этом Львов по привычке, приобретенной им, когда он был еще жандармским офицером, действовал посредством «строжайших предписаний», циркуляров и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К «латыном» добавляются здесь «иные еретические веры», под которыми, видимо, имеются в виду протестантские деноминации, возникшие в результате Реформации. " Иные еретические веры« попадают и в догматическую часть архиерейского обещания, вытесняя из нее упоминание о незаконных претендентах на московский митрополичий престол, приходящих «от Царяграда турецкия державы»; оно стало неактуальным после учреждения московского патриаршества и восстановления отношений с Константинополем. В Чине около 1630 года эта рубрика читается так: Такожде и тех всех отрицаюся, еже по нем когда случится кому приити, в царствующий град москву от рима, еже от латын, или от иных еретических вер 617 . Второе важнейшее событие в истории русской церкви XV–XVI веков – учреждение патриаршества – отразилось в чине избрания и поставления самым непосредственным образом в смене титула предстоятеля Русской Церкви: митрополит Московский становится патриархом Московским. Учреждение патриаршества изменяло статус Русской Церкви еще и в том, что вводились в канонические рамки ее отношения с православным Востоком, отвержение Константинополя переставало быть актуальным. Это и приводит к устранению из архиерейского обещания слов об архиереях, приходящих «от Царяграда турецкия державы». Одновременно появляется поминовение восточных патриархов на ектенье, читаемой при избрании архиерея. Самым заметным образом отражается в чине избрания и поставления архиерея изменение отношения Русской Церкви к верховной светской власти. При сравнении чинопоследований XV века с чинопоследованиями первой половины XVII века бросается в глаза, насколько возрастает роль царя во всей процедуре в целом и в особенности в ее вербальной части – в постоянном и развернутом воспоминании царя во всех частях обряда. Так, если в чине 1423 года благовестие заканчивалось многолетием Киевскому митрополиту, то в чине около 1630 года певчие поют многолетие царю, патриарху и новонареченному епископу, а патриарх произносит молитву за здравие царя, повторяющую такую же молитву, произносившуюся при избрании.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Свещеносец и посошник становятся перед солеёй. Диакон с митрой идёт в алтарь и останавливается у левого угла престола. Рипидчики и иподиаконы становятся по сторонам орлеца, постланного на солее, протодиакон – перед орлецом, став на одно колено, диакон с кадилом – у царских врат с правой руки от архиерея, иереи – в два ряда, обратившись на север и юг, старшие – к царским вратам. Архиерей идет к царским вратам, берёт кадило у диакона и кадит Дары. Протодиакон говорит тихо: “Архиерейство твое…,” архиерей берёт дискос, совершает поминовение по чину и уносит дискос на престол. Первенствующий иерей становится пред орлецом и тихо говорит шествующему из алтаря архиерею: “Архиерейство твое…” Архиерей кадит чашу, берёт её. Первый диакон, приняв от архиерея кадило, отходит к правой стороне престола; первенствующий иерей, поцеловав руку архиерея, становится на своё место. Архиерей совершает поминовение по чину и уносит чашу на престол; за архиереем в алтарь входят иереи. Читая положенные тропари, архиерей, сняв покровцы, воздухом покрывает дискос и чашу, затем надевает митру и после каждения Даров говорит: “Братие и сослужителие помолитеся о мне.” Ему отвечают: “Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя.” Протодиакон и сослужащие: “Помолися о нас, Владыко святый.” Архиерей: “Да исправит Господь стопы ваша.” Протодиакон и прочие: “Помяни нас, Владыко святый.” Архиерей, благословляя протодиакона и диаконов: “Да помянет вас Господь Бог…” Протодиакон: “Аминь.” После благословения первый диакон, став у восточного правого угла престола, кадит архиерея трижды по трижды, отдаёт кадило пономарю, оба молятся к востоку, кланяются архиерею, и диакон выходит из алтаря произносит ектению. Архиерей на солее благословляет народ дикирием и трикирием. Певчие поют: “Ис полла…” Царские врата по великом входе при архиерейском служении не затворяются. Посошник и свещеносец становятся на свои места у царских врат. Первый диакон произносит ектению: “Исполним молитву нашу Господеви.” Во время ектении архиерей и иереи читают тайно молитву: “Господи Боже, Вседержителю…” Возглас: “Щедротами Единороднаго Сына Твоего…” После ектении, когда диакон говорит: “Возлюбим друг друга,” все делают три поясных поклона, говоря тайно: “Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое.” Протодиакон снимает митру с архиерея; архиерей целует дискос, говоря: “Святый Боже,” чашу: “Святый Крепкий” и престол: “Святый Безсмертный, помилуй нас,” становится возле престола с правой стороны на орлеце. Все священники также целуют дискос, потир и престол и подходят к архиерею. На его приветствие: “Христос посреде нас” они отвечают: “И есть, и будет” и целуют архиерея в правое плечо, в левое плечо и руку и, облобызавшись таким же образом между собой (иногда, при большом количестве сослужащих, целуют друг у друга только руку), становятся около престола на свои места. Слово: “Христос посреде нас” всегда говорит старший.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Вот какими чертами описывает один современник 204 жизнь Иосифа в Жировицах. Помещался владыка обыкновенно в монастыре на втором этаже, а на третьем, прямо над его покоями, помешалось богословское отделение Литовской духовной семинарии. Преосвященный часто любил сидеть на балконе красивого деревянного домика, принадлежавшего викарному архиерею, за которым находился прекрасно устроенный сад. Вокруг владыки садились наставники семинарии и члены консистории. В этом, как бы семейном, кружке велась веселая непринужденная беседа, в которой владыка принимал самое живое участие. Между тем в саду архиерейские певчие пели песни, а семинаристы играли, резвились и получали угощение за счет владыки. «Но главное, что оживляло здесь всех и каждого, заключает почтенный протоиерей, это не угощение, которое предлагалось в совершенном изобилии, а личность радушного хозяина. Смотришь, бывало, на светлое, сияющее удовольствием лицо архипастыря, видишь неподдельную радость, написанную на лицах всех его окружающих, и забываешь, что перед тобою высший начальник; кажется, что это любящий отец среди своего семейства, среди своих детей». Пошатнувшееся было в Петербурге здоровье Иосифа восстановилось в период пребывания его в Жировицах; прекратились прежние геморроидальные припадки, сопровождавшиеся головокружением и обмороками, доходившие до того, что он должен был хвататься за какую-нибудь мебель, чтобы не упасть. Недавнее уныние и разочарование исчезли. Иосиф снова почувствовал в себе силы для борьбы с врагами православия и России на новом поприще служения в Вильне. Он хороню знал, что удаление его на покой могло бы послужить величайшим торжеством для латино-польской партии. Он всегда был того мнения, что господство этой партии в западной России должно неминуемо прекратиться. Поэтому воссоединение униатов он считал, как бы сигналом для дальнейшего возвращения всех римлян русского происхождения в православие и всегда желал, чтобы так удачно и успешно веденное им униатское дело послужило для правительства средством и указанием, как нужно действовать в обращении самих латинян в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С усердной молитвой к Богу о родителях соединяйте всегда молитву о царе как о нашем общем отце, любящем нас и заботящемся о нас как о своих детях. От чистого детского сердца всегда возносите и усердные молитвы о нашем благостном архипастыре, по любви которого открыты у нас многие женские школы, а равным образом не забывайте в своих молитвах и всех благодеющих вам, обучающих и наставляющих вас. Теперь призовем в помощь, возлюбленные братия и сестры, святых равноапостольных царей Константина и Елену и вознесем усердные молитвы к Богу Спасителю нашему о здравии и спасении благочестивейшего государя нашего и всего царствующего дома, Святейшего Правительствующего Синода, преосвященнейшего епископа Илариона и боярина Константина, наиусерднейшего благожелателя и благопопечителя церковных школ во всем нашем великом отечестве». На благодарственном Господу Богу молебствии дети пропели многолетие государю императору и царствующему дому, Святейшему Синоду и преосвященному епископу Илариону, высокому имениннику боярину Константину; учащим и учащимся многолетие пропели певчие. После молебствия все девочки со своими учительницами и учителями по школам подходили для принятия архипастырского благословения. Преосвященный владыка, давая благословение, каждой девочке лично вручал при этом небольшой образ Богоматери, а каждой учительнице Четвероевангелие на славянском языке малого формата; кроме того, девочкам-чтицам даны были серебряные крестики. Из храма все дети стройными рядами направились в женское епархиальное училище, где их угостили чаем. После чая дети направились на отдых в архиерейский сад. Здесь под развесистыми липами принимал детей сам радушный хозяин. Детям показан был при этом подлинный высочайший рескрипт, послуживший виной настоящего торжества. Дети с почтительным вниманием и интересом всматривались в собственноручную подпись государя императора. Тут же они пропели «Боже, царя храни» и «ура» государю императору, «Многая лета» радетелю школ, дорогому имениннику Константину Петровичу Победоносцеву , «Многая лета» самому преосвященному хозяину и своим начальникам и наставникам. После этого пошло пение гимнов, родных малорусских песен, игры и детская беготня. При играх дети получили пряники и конфеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

—758— греков служится непосредственно пред литургией, и состоит только из великой ектеньи, полиелея (если есть) и канона, после которого было благословение хлебов – очень больших просфор. При этом архиерей читал молитву на своей кафедре, не сходя к столику, а диакон, взяв один верхний хлеб, подал ему, и владыка благословил его и поцеловал. После этого запели великое славословие, а епископ пошел к царским дверям читать входную, при чем сопровождал его один диакон, а сослужащие священники уже были в облачении; пока пели славословие, он облачился. При этом вот особенности: всё облачение вдруг выносят из алтаря служащие священники и становятся с ним по ту и другую сторону кафедры в обыкновенном порядке; старший из них имеет в руках на блюде архиерейский служебник или чиновник и на нём митру. Диаконы облачают владыку неловко, и архиерей не только повертывается из стороны в сторону, но и становится задом наперед; так он сделал, чтобы диакону было удобнее застегнуть голубую ленту ордена Спасителя, с которым орденом он служил и утреню. Облачение у архиерея и священнослужащих весьма хорошее, особенно у первого – из парчи, которая в Москве продается около 30 руб. аршин; а следует заметить, что здесь облачение составляет собственность их. О русская простота и безмерное благодушие! Таким беднякам у нас собираются жертвы, когда действительно нуждающихся у нас – на Руси столько! Эти мысли невольно приходили мне в голову; я уверен, что разве у Московского викария найдется подобное облачение, в провинциях-же и епархиальные архиереи не имеют таких. С окончанием великого славословия окончилось и облачение архиерея, который осенил народ трикирием и дикирием, и певчие не совсем еще кончили ες πολλ τη, Δσποτα, как диакон уже возгласил: благослови владыко. Старший священник стоит в алтаре пред престолом посредине, как бы он один служил, до входа архиерея и после возгласа ни священник, ни диакон не делают поклона владыке, который всё время стоит на кафедре с посохом в руке. Посох не имеет сулока, и всякий раз как служка берет из руки владыки посох, вытирает

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) Члены синода. 2) Митрополиты подведомственные. 3) Епископы титулярные московские и хорепископы московского уезда. Архимандрит московской губернии. 4) Митрополиты старшие других приматов: Новгородский, Харьковский, Херсонский, Витебский. 5) Патриаршие клирошане и диаконы. 6) Патриаршие капелланы-секретари. 7) Патриаршие клирики. 8) Патриаршие певчие и музыканты. 9) Архиепископские ассистенты (до 24 на всю Россию). 10) Епископские ассистенты (до 70 на всю Россию). 11) Прелаты патриаршего двора и капелланы ассистенты (до 70 на всю Россию). 12) Прелаты московской епархии. Архимандрит ставропигий. Начальник Орденов. Ректора. 13) Парохи города Москвы. Протодиаконы. Патриаршие служения В Патриаршем служении каждый раз участвуют: От 2 обычно 6 и до 12 Архиепископов (по праву старшинства). От 2 обычно 6 и до 12 Епископов (по праву старшинства). Непременно 2: Архидиакон и Протопресвитер по личной обязанности. От 2 обычно 6 и до 12 митрованных прелатов, клирошан и др. От 2 обычно 4 и до 6 архимандритов и архипресвитеров. От 2 обычно 4 и до 6 хорепископов и экзархов и протонотариев. По очереди 2 протоиерея один из города другой из уезда. По очереди 6 парохов из города. Непременно 14 диаконов и иподиаконов. Непременно 20 клириков. Это нисколько не мешает патриарху служить по-архиерейски в дни, не указанные для торжественных выходов всего с 2 архиереями, 2 митратами, 2 прелатами, 2 протоиереи и 6 священник и остальных и даже, наконец, без архиереев с 4 священниками, 3 диаконами, 4 иподиаконами и клиром. Наконец, у себя Патриарх ежедневно служит по пресвитерскому чину. Патриаршие клирики 1 . Примикирий с предносной свечой. 2 . Ставрофор с предносным крестом. 3 . Митрофор – держит митру. 4 . Посошник – держит посох. 5 . Лампадарий – возжигает свечи. 6 . Литургиарий – держит книгу-служебник. 7 . Первый Аколуф – следует за архиереем. 8 . Второй Аколуф – следует за архиереем. 9 . Канонарх – руководит клиросами. 10 . Параеклисиарх – руководит обрядами. 11 . Экзорцист – приводит крещаемых, ставленников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Как он мог во всей этой бестолковой суете обдумывать, сочинять и набело переписывать свою «проповедку», — это достойно удивления. Именно, разве бог помогал. Но не легче ему было прийти в себя и собраться с духом, чтобы произнести эту «проповедку» в присутствии своего маститого начальника. «Встреча (в Мотыжине) была сделана только двумя священниками: отц. Тихоном и Вознесенским. Первый из них тотчас начал литургию. Певчие пели, а я шатался и хлопотал о чае и фриштыке, но успел неробко произнести слово». «Сопты и отирать с чела пот» более было не нужно. Дневник далее повествует: (владыка) «уехал с довольно веселым к нам благорасположением. Тут-то мы, отощавшие, принялись в двенадцать часов в доме отца Иакова подкрепляться, где был и священник Ч-ский, приехавший просить духовенство на погребение жены священника Г-ва, вчера скончавшейся. Напились до избытка и, дремля, в шесть часов вечера уехали». Этим заключено описание второй архиерейской встречи, которою труждался в своем благочинническом житии отец Фока Струтинский. Впечатление, производимое его характерным очерком, опять очень цельно и способно надолго оставить в памяти всю эту комическую суматоху, где не отличишь серьезное от смешного. Я, конечно, не берусь определять, насколько деятели описанной суматошной истории повысились или понизились после того, как чрез их места проследовал владыка, и они тотчас же за его отъездом, — не знаю, с горя или с радости, — «напились до избытка», причем под эту же стать попал и скорбный посол смерти — священник, приехавший просить духовенство на погребение жены другого священника, «вчера скончавшейся»… Вот и все возвращение «целебных свойств застоявшимся водам сельской купели!» Живыми и мертвыми здесь обладает какая-то жуть, от которой даже бедной покойнице беспокойно. Будь это все проще и не вызывай такой суеты, разумеется, было бы лучше; тогда перед нами, может быть, прошло бы течение более чистое, в котором мы могли бы разглядеть что-нибудь более достойное внимания и забот благочестивого человека вообще, а христианина в особенности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

до 62: из них на монастырское содержание принято уже 45 человек; в 1725 г. всех было 82 человека. Между ними церковнослужительских детей было весьма немного; большая часть – дети канцелярских чиновников и монастырских служителей; двое дворянских детей – Певцовы, несколько купеческих и иноземцев: один араб, присланный от Высочайшего Двора, один индеец и один калмык. Последний прислан был в 1724 году, при указе св. Синода, для обучения правильному книгочтению, нравственности и закону Божию, дабы впоследствии мог быть священнослужителем для желаюших принять святое крещение из калмыцкого народа. – При переименовании Александроневской школы семинарией, с назначением ее собственно для детей священно и церковнослужительских, большая часть школьников – менее способные к книжному учению–определены к разным монастырским службам; 26 человек отобраны в семинарию и не многие перешли в другие школы – здешнюю немецкую и новгородскую при тамошних монастырях. Надзор за учителями в частных домах и школах В 1722 г. преосв. Феодосий, архиепископ Новгородский, предложил св. Синоду, что «в С.-Петербурге люди духовного и мирского чинов обучают детей с.-петербургских жителей словесной грамоте, которая в детском возрасте требует от учащего весьма правильно грамматичного от фундамента к чтению и письму научением вкоренения. А они учащие все ли такового находятся искусства, о том св. правительствующему Синоду не известно. Чего ради надлежит быть им под присмотром и ведением учителя, обретающегося при Троицком Александроневском монастыре, Иродиона Тихонова». Вследствие этого предложения св. Синод возложил на Тихонова поручение проэкзаменовать всех учителей со стороны их познаний и способностей к учительству и представить в св. Синод ведомость с отметкой, кому можно дозволить обучение детей и кого следует отстранить. Приходским священникам поручено было сыскать всех таких учителей и объявить им указ св. Синода. По исследованию оказалось, что учителями в частных школах и домах были архиерейские певчие, дьячки, дети их и дворовые служители; тем из них, которые оказались годными к учительской должности, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010