Архиерей: “Бог, молитвами…” Протодиакон говорит: “Аминь”; и, положив орарь на аналой под книгу, раскрывает Евангелие. Второй диакон: “Премудрость, прости…” Архиерей: “Мир всем.” Певчие: “И духови твоему.” Протодиакон: “От (имя рек) святаго Евангелия чтение.” Певчие: “Слава Тебе, Господи, слава тебе.” Первый диакон: “Вонмем.” Протодиакон внятно читает Евангелие. Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол, идут под благословение к архиерею, целуют его руку и полагают Апостол и омофор на свои места. Иереи слушают Евангелие с непокрытыми главами, архиерей – в митре. По прочтении Евангелия хор поёт: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе.” Аналой убирают, рипиды уносят в алтарь. Архиерей сходит с горнего места, проходит через царские врата на амвон, целует Евангелие, держимое протодиаконом, и осеняет дикирием и трикирием народ при пении на клиросе: “Ис пола…” Протодиакон отдаёт Евангелие первому иерею, и тот поставляет его на горнее место престола. Иподиаконы молятся к востоку (один поклон), кланяются архиерею, ставят дикирий и трикирий на их места. Иереи становятся на свои места. Ектении . Сугубую ектению произносит протодиакон или первый диакон. Когда произносится прошение: “Помилуй нас, Боже…” все присутствующие в алтаре (диаконы, иподиаконы, пономари) становятся за престолом, молятся к востоку и кланяются архиерею. После прошения: “…и о Господине нашем Преосвященнейшем…” стоящие за престолом поют (вместе с иереями) трижды: “Господи, помилуй,” молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят на свои места. В это же время два старших иерея помогают архиерею раскрыть антиминс с трёх сторон. Диакон продолжает ектению. Архиерей произносит возглас: “Яко милостив…” (Обычно архиерей сам распределяет возгласы служащим иереям). Диакон, поклонившись архиерею, исходит через северные двери на солею и произносит ектению об оглашенных. При прошении: “Открывает им Евангелие правды” третий и четвертый священники открывают верхнюю часть антиминса, молятся к востоку (один поклон) и кланяются архиерею. Во время возгласа первого иерея: “Да и тии с нами славят…” архиерей творит крест губкою над антиминсом, целует её и полагает вверху на правой стороне антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

7. По обоим сторонам цеховые значки, несут их мастеровые, принадлежащие к тому цеху, а в середине несет купечество три креста. 8. Соборные певчие, а по сторонам их дьяконы несут хоругвии. 9. Духовенство с несколькими сзади архимандритами, в полном церковном облачении с иконами, Евангелием и крестом; по сторонам их по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка; по два хоругвия и два больших фонаря с зажженными свечами, одинаковой величины с 6-м; хоругвии несут диаконы, а фонари богомольцы. 10. Адъютант штаб-офицера корпуса жандармов. 11. Полицейские жандармы на лошадях. 12. Архиерейские певчие и по сторонам их цеховые значки, несут их мастеровые, принадлежащие к тому цеху, а по правой стороне сзади их, состоящий по армии Курский полицмейстер на лошади. 13. Большой крест и хоругвий, несут дьяконы. 14. Военный губернатор и губернский предводитель дворянства в парадных мундирах, несут явленную икону Знамения Пресвятой Богородицы, а над ней дьяконы держат рипиды. 15. Епископ в полном церковном облачении, а по сторонам его протодьяконы и дьяконы несут хоругвии. 16. Чиновники города Курска в мундирах, их семейства, купечество и приезжие богомольцы из дворян, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка. 17. Два фонаря с зажженными свечами, такие же, как и под 6 несут богомольцы. 18. Две хоругви, несут дьяконы. 19. Два церковных знамя, несут купцы города Курска. 20. Два фонаря с зажженными свечами, одинокие с 6, несут богомольцы. 21. Две хоругви, несут дьяконы. 22. Два фонаря с зажженными свечами такие же как под 6, несут также на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка. 23. Два больших креста и шесть хоругвий, несут Курское купечество, а богомольцы несут на носилках устроенные две большие иконы, украшенные натуральными цветами. 24. Еще последние одиннадцатой и двенадцатой большие фонари с зажженными свечами одинаковые с 6 несут также богомольцы. 25. Две хоругвии и два значка, несут дьяконы и мастеровые и по сторонам по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorich...

По осенении архиереем предстоящих в храме Крестом настоятель принимает опять Крест на блюдо и, когда, после этого архиерей на три стороны благословит предстоящий народ и на это благословение певчие пропоют: «Тон дэспотин...», настоятель, с прочими священниками и диаконами входит за архиереем через царские врата в алтарь, где полагает Крест на престоле. Затем священники и диаконы вместе с архиереем прикладываются к престолу и в порядке старшинства подходят к архиерею, стоящему на правой стороне от престола, для принятия благословения. Принять благословение архиерея входят в алтарь и псаломщики. По обозрении алтаря и его священных принадлежностей, когда архиерей будет выходить, для обозрения алтарей, в пределах храма и затем всего храма, духовенство снимает облачения, кроме настоятеля и младшего из диаконов, из которых первый, оставив на себе епитрахиль, сопутствует архиерею по храму, а последний, остаётся в облачении для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма. По обозрении храма, когда архиерей взойдёт на амвон преподать святительское назидание пастве прихода, духовенство становится на солее по сторонам архиерея – младшие за старшими, а настоятель прихода входит в это время одной их боковых дверей в алтарь для сложения антиминса, после чего и сам, сняв епитрахиль, выходит из алтаря для слушания архиерейского поучения. Когда архиерей закончит поучение и преподаст всем общее благословение, певчие пропоют: «Ис полла эти, дэспота», прихожане храма подходят к архипастырю для принятия благословения. При выходе архиерея из храма совершается трезвон. Архиерейское служение Литургии Преждеосвященных Даров Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как обычно при архиерейском богослужении. (Служить Преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не полагается, см. Ц. В. 1896, 40. – Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце, Ц. В. 1892, 12), Затем в Чиновнике (по осенению Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: «Тон дэспотин...») сказано: «И отошед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают читать часы, и поют по уставу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5) Киот со списком явленной иконы, несут на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка. 6) Два больших фонаря с зажженными свечами, особенно устроенные для этой церемонии, на носилках несут богомольцы. 7) По обеим сторонам цеховые значки, несут их мастеровые, принадлежащие к тому цеху, а в середине несет купечество три креста. 8) Соборные певчие, а по сторонам их дьяконы несут хоругви. 9) Духовенство с несколькими сзади Архимандритами, в полном церковном облачении с иконами, евангелием и крестом; по сторонам их по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка; по две хоругви и два больших фонаря с зажженными свечами, одинаковой величины с 6-м; хоругви несут дьяконы, а фонари богомольцы. 10) Адьютант штаб-офицера корпуса жандармов. 11) Полицейские жандармы на лошадях. 12) Архиерейские певчие и по сторонам их цеховые значки, несут их мастеровые, принадлежащие к тому цеху, а по правой стороне, сзади их, состоящий по армии Курский полицмейстер на лошади. 13) Большой крест и Хоругви, несут дьяконы. 14) Военный Губернатор и губернский предводитель дворянства в парадных мундирах, несут явленную икону Знамения Пресвятой Богородицы, а над ней дьяконы держат рипиды. 15) Епископ в полном церковномъ облачении, а по сторонам его протодиаконы и дьяконы несут хоругви. 16) Чиновники города Курска в мундирах, их семейства, купечество и приезжие богомольцы из дворян, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка. 15) Два фонаря с зажженными свечами, такие же, как и под 6, несут богомольцы. 16) Две Хоругви, несут дьяконы. 17) Два церковных знамя, несут купцы города Курска. 18) Два фонаря с зажженными свечами, одинаковые с 6, несут богомольцы. 19) Две Хоругви, несут дьяконы. 20) Два фонаря с зажженными свечами, такие же как под номером 6, несут также на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка. 21) Два больших креста и шесть хоругвий, несет Курское купечество, а богомольцы несут на носилках устроенные две большие иконы, украшенные натуральными цветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

О. Виктор пораспек его: – И неистов же ты, Василий... а сколь много раз каялся на духу у меня! И все мы тут ужасно удивились: Василь-Василич так и рухнул в ноги о. Виктору, головой даже об пол стукнул, будто прощенья просит, как на масленице в прощеное воскресенье. Протодьякон поставил его на ноги и расцеловал трижды, сказав: – Ну, чистое ты дите, Василич!.. И все мы прослезились. И еще сказал протодьякон: – Да вы поглядите на сей румяный крендель! Тут, под миндалем-то, сердце человеческое горит любовью!.. ведь это священный крендель!!. И все мы стали глядеть на крендель. Всю рояль он занял, и весь – такая-то красота румяная! Тут о. Виктор и говорит: – А, ведь, сущая правда... это не кренделю-муке трезвон был, а, воистину, – сердцу человеческому. От преизбытка сердца уста глаголят, в Писании сказано. А я добавлю: ...“и колокола трезвонят, даже и в неурочный час”. Так и донесу, ежели владыка затребует пояснений о трезвоне. И тут – ну прямо чудо объявилось. Бежит Михал Панкратыч и кричит истово: – Сам преосвященный в карете... уж не к нам ли?!. И что же оказалось: к нам! Отец приглашал его на парадный обед, а преосвященный надвое, в раздумчивости, сказал: “Господь приведет – попомню”. И вот, попомнил. Самое празднование тут-то и началось. Так в сенях грохнуло, словно там стены рухнули, в зале задребезжали стекла, а на парадном столе зажужжало в бокальчиках, как вот большая муха когда влетит. А это наши певчие, от Казанской, и о. протодьякон архиерея встретили, “исполать” ему вскрикнули. Певчие шли отца поздравить, а тут как раз и архиерей подъехал. В доме переполох поднялся, народу набилось с улицы, а Клавнюша стал на колени на дворе и воспел “встречу архиерейскую”. А голос у него – будто козел орет. Архиерей даже вопросил, чего это юноша вопит... больной, что ли? И тут вот что еще случилось. Архиерея под руки повели, все на него глазели, а прогорелый Энтальцев-барин, который в красном картузе ходит, с “солнышком”, и нос у него сизый, перехватил у какого-то парнишки пирог от Абрикосова, с лету перехватил – сказал: “от Бутина-лесника, знаю! я сам имениннику вручу, скажи – кланяются, мол, и благодарят”. И гривенник тому в руку сунул. Это уж потом узнали. А парнишка-раззява доверился и ушел. Барин отдал пирог Василь-Василичу и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1381...

Когда диакон с омофором (идя кругом аналоя) доходит до чтеца Апостола, тот идет в алтарь (если диакон — через царские врата) и становится по левую сторону престола, а диакон с омофором — на прежнее место. По обе стороны протодиакона становятся иподиаконы с трикирием и дикирием и рипидчики, подняв рипиды над Евангелием. Протодиакон, поставив святое Евангелие на аналой и покрыв его орарем, преклоняет над Евангелием главу и возглашает: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, благовестителя…” Архиерей:  Бог, молитвами… Протодиакон  глаголет: Аминь; и, положив орарь на аналой под книгу, раскрывает Евангелие. Второй диакон : Премудрость, прóсти… Архиерей:  Мир всем. Певчие:  И духови твоему. Протодиакон:  От  (имя рек)  святаго Евангелиа чтение. Певчие:  Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Первый диакон:  Вонмем. Протодиакон внятно читает Евангелие. Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол, идут под благословение к архиерею, целуют его руку и полагают Апостол и омофор на свои места. Иереи слушают Евангелие с непокрытыми главами, архиерей — в митре. По прочтении Евангелия хор поет: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе”. Аналой убирают, рипиды уносят в алтарь. Архиерей сходит с горнего места, проходит через царские врата на амвон, целует Евангелие, держимое протодиаконом, и осеняет дикирием и трикирием народ при пении на клиросе: “Ис полла…” Протодиакон отдает Евангелие первому иерею, и тот поставляет его на горнее место престола. Иподиаконы молятся к востоку  (один поклон),  кланяются архиерею, ставят дикирий и трикирий на их места. Иереи становятся на свои места. Ектении Сугубую ектению произносит протодиакон или первый диакон. Когда произносится прошение “Помилуй нас, Боже…”, все присутствующие в алтаре (диаконы, иподиаконы, пономари) становятся за престолом, молятся к востоку и кланяются архиерею. После прошения “… и о Господине нашем Преосвященнейшем…” стоящие за престолом поют (вместе с иереями) трижды: “Господи, помилуй”, молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят на свои места.

http://azbyka.ru/ukazanije-dlya-svyashhe...

Ключарь же, приняв и целовав архиерейскую руку, закрывает ящичек, и полагает под престолом в среднем столпе. Зри: Егда близ освящаемаго храма другой церкви несть, тогда святыя мощи поставляются такожде с вечера на аналогии пред образом Спасителевым, что у царских врат на правой стране, в томже храме, егоже освящать. Егда же приидет время по мощи идти, выходит архиерей царскимиж враты, и становится противо мощей на орлеце, и помоляся осеняет сослужащих, и приемлет архиерей кадило, и кадит святыя мощи, трижды по трижды: а певчие поют вышеписанный тропарь: Иже во всем мире мученик Твоих : Слава, и ныне, кондак: Яко начатки естества : А как пропоют певчие, протодиакон глаголет ектению малую: Паки и паки : пред мощьми, и все бывает по чину, якоже предписася выше сего. И приемлет архиерей святыя мощи на главу, и идут со кресты вкруг церкви по чину. А егда не возможно никоими меры вокруг храма с мощьми ходити: то пред церковная великая врата выходят, и поставляет архиерей святыя мощи на уготованном столе, и покланяется святым мощем, и приемлет у протодиакона калило, и кадит святыя мощи, трижды по трижды, и бывает все по предписанному чину. По исполнении всего приемлет архиерей святыя мощи на главу свою и, знаменовав оными церковная великая врата, паки поставляет на главу свою. Идет во олтарь царскими враты по обычаю: и вшед во олтарь, обходит со святыми мощьми вокруг престола единожды, вместо того, еже что идти было вкруг храма, и поставляет святыя мощи на святей трапезе, и влагает оныя в ящичек, и в антиминсы, и прочее действует по чину выше показанному. Таже архиерей и в антиминс [или в антиминсы], помазав первее в мешечке святым миром, влагает приуготовленныя частицы, и укрепляет воскомастихом же нарочитою лопаточкою. По исполнении того, протодиакон глаголет: Господу помолимся . Священницы: Господи, помилуй . Архиерей глаголет молитву: Гди бже нашъ, иже и слав, теб пострадавшымъ стымъ мчнкмъ даровавый, стис по всей земл мощемъ ихъ, во стыхъ храмхъ твоихъ, и плоды прозбати: самъ влко, всхъ блгихъ податель сый, млтвами стыхъ, ихже благоизволилъ мощей къ семъ чтнмъ жертвенниц твоемъ [въ сихъ чтныхъ жертвенницхъ твоихъ] быти: сподоби насъ несжденн безкровню теб на немъ [на нихъ] приносити жертв, и дарй намъ вс же ко подай и въ семъ пострадавшымъ за стое им тво, чдодйствовати тми къ нашем

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еще одним негативным фактором, по мнению современников, влияющим на нравственное воспитание детей, поющих вместе со взрослыми мужчинами в хоре, было участие в так называемых «бродячих концертах», то есть в славлении – хождении по домам в праздники с концертами. Вот что об этом пишет «Русская музыкальная газета» за 1907 год : «Случается, что в некоторых домах взрослых певчих приглашают «выпить и закусить»…, а в это время у ворот переминаются с ноги на ногу, плохо одетые, дрожащие от зимнего холода или насквозь пронизывающей осенней мглы и слякоти, бедные малыши… Все это вредно действует на малышей, так как пороки и вообще все худое быстро прививаются и усваиваются впечатлительной детской душой… После такого хождения хор надолго деморализуется, певчие остаются без голосов и схватывают разные простудные болезни» . В своей критике детского труда музыкальные газеты и журналы касались также и высшего духовенства, епископов. Например, в статье «Церковно-певческое дело. Клиросные пираты» Компанейский, называя детей-певчих белыми арапчатами , несомненно, имея ввиду рабский труд детей, описывает какой ценой дается эффект ангельского пения на архиерейских службах: «Когда Владыка, с трикириями в руцех, возведя очи горе, провозглашает тягучим голосом: «и посети виноград сей», приходит ли на ум иерарху, знаменующему своею особою Самого Господа Иисуса Христа, какою ценою покупается религиозный эффект ангельского пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» нежными детскими голосами белых арапчат, исполлатчиков. Сколько подзатыльников съели бедные мальчуганы прежде чем вызубрили, под скрипку, петь чисто эту мелодию. На верху стоит грозный деспот, в парче и бархате, вознесенный на крыльях орлика к небесам превыше царей земных, а там, внизу ступеней солеи, три ребенка в лохмотьях, ситцевых рубашонках, прикрытых блестящим глазетом стихарей. Эти дети проданы хоросодержателю нищей-матерью, как продаются дети содержателям цирков и акробатам» . Таким образом и без того сложный вопрос использования мальчиков в церковных хорах омрачался «клиросным пиратством» , то есть их похищением.

http://bogoslov.ru/article/6192535

Ключарь же, приняв и целовав архиерейскую руку, закрывает ящичек, и полагает под престолом в среднем столпе. Зри : Егда близ освящаемаго храма другой церкви несть, тогда святыя мощи поставляются такожде с вечера на аналогии пред образом Спасителевым, что у царских врат на правой стране, в томже храме, егоже освящать. Егда же приидет время по мощи идти, выходит архиерей царскимиж враты, и становится противо мощей на орлеце, и помоляся осеняет сослужащих, и приемлет архиерей кадило, и кадит святыя мощи, трижды по трижды: а певчие поют вышеписанный тропарь: Иже во всем мире мученик Твоих : Слава, и ныне, кондак: Яко начатки естества : А как пропоют певчие, протодиакон глаголет ектению малую: Паки и паки : пред мощьми, и все бывает по чину, якоже предписася выше сего. И приемлет архиерей святыя мощи на главу, и идут со кресты вкруг церкви по чину. А егда не возможно никоими меры вокруг храма с мощьми ходити: то пред церковная великая врата выходят, и поставляет архиерей святыя мощи на уготованном столе, и покланяется святым мощем, и приемлет у протодиакона калило, и кадит святыя мощи, трижды по трижды, и бывает все по предписанному чину. По исполнении всего приемлет архиерей святыя мощи на главу свою и, знаменовав оными церковная великая врата, паки поставляет на главу свою. Идет во олтарь царскими враты по обычаю: и вшед во олтарь, обходит со святыми мощьми вокруг престола единожды, вместо того, еже что идти было вкруг храма, и поставляет святыя мощи на святей трапезе, и влагает оныя в ящичек, и в антиминсы, и прочее действует по чину выше показанному. Таже архиерей и в антиминс [или в антиминсы], помазав первее в мешечке святым миром, влагает приуготовленныя частицы, и укрепляет воскомастихом же нарочитою лопаточкою. По исполнении того, протодиакон глаголет: Господу помолимся . Священницы: Господи, помилуй . Архиерей глаголет молитву: Г ди бже нашъ, иже и слав, теб пострадавшымъ стымъ мчнкмъ даровавый, стис по всей земл мощемъ ихъ, во стыхъ храмхъ твоихъ, и плоды прозбати: самъ влко, всхъ блгихъ податель сый, млтвами стыхъ, ихже благоизволилъ мощей къ семъ чтнмъ жертвенниц твоемъ въ сихъ чтныхъ жертвенницхъ твоихъ быти: сподоби насъ несжденн безкровню теб на немъ на нихъ приносити жертв, и дарй намъ вс же ко подай и въ семъ пострадавшымъ за стое им тво, чдодйствовати тми къ нашем

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К глубокому прискорбию, случилось именно то, чему и верить не хотелось. По окончании литии над гробом архипастыря в церкви начался разъезд участников в погребении. Было уже совсем темно, а фонари вдоль дороги все еще стояли незажженные. Разыскивать кареты, которых было свыше двадцати, и усаживаться в них в темноте при значительном скоплении народа было не совсем удобно, и потому экипажи отъезжали с некоторыми промежутками. Прежде всего тронулся казачий отряд, сопровождавший шествие до кладбища, а за ним уже двинулись кареты. В первых трех каретах отправились дамы и некоторые светские лица, а затем уже следовали кареты и другие экипажи, в которых помещались соборные диаконы, священники и прочие участники погребального шествия. Когда третья карета, в которой находился между прочим пишущий эти строки, была уже за линией железной дороги (с полверсты от кладбища), вдруг раздался сильный гул, как бы от выстрела орудия крупного калибра. Все едущие невольно подскочили на своих местах. Лошади пошли полною рысью. Взрыв послышался как будто несколько в стороне. «Ну», подумалось: «вероятно, погиб еще кто-нибудь из наших безответных воинов, а может быть, и несколько человек сразу: ведь здесь так сурово беспощадны к русскому воинству». Но велико и болезненно было наше смущение, когда по приезде к кафедральному собору мы были встречены тревожными вопросами: «Ах, Боже! Что там такое? Что с преосвященными? Целы ли они?» Оказалось, что в архиерейском доме уже знали о значении раздавшегося взрыва, от которого вздрогнула и зазвенела в архиерейском доме посуда на столе, приготовленном для поминального обеда, – знали и трепетали за судьбу участников погребения. Минуты тревожного ожидания тянулись немилосердно. Тяжелым камнем давила душу мысль о том, что там происходит за 4 версты, где так темно, где по сторонам шоссе такие глубокие рвы, где оставались еще все духовенство с архипастырями, архиерейские певчие, певчие Литовского полка, ученики Варшавского духовного училища и много усердных христиан обоего пола, даже с детьми. Кто-то пал жертвами невероятного, зверского покушения?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010