Действительно всенощную они отслужили вместе. Служба шла довольно долго, по крайней мере гораздо дольше, чем как обыкновенно бывало в институтской церкви; но воспитанницы этого и не заметили. Им очень интересно было в первый раз видеть службу нашего героя в сане диакона и слышать его прекрасное чтение шестопсалмия: служил он так хорошо, как будто уже несколько дет состоял на службе, а читал как ектеньи, так и шестопсалмие так благоговейно, внятно и выразительно, что воспитанницы восхищены были его чтением и жадно довили каждое произносимое им слово. Тут они хорошо поняли, что значит благоговейная, неспешная, чинопоследовательная церковная служба. И молились они все очень усердно. Но следующий за тем день архиерейского торжественного служения произвел на них такое неотразимое впечатление, что они во всю жизнь помнили его. Тут все на них производило свое самое благотворное действие, интересовало их и вливало отраду в их сердца. Едва они вошли в свою церковь , как их непривычному к тому взору представилось интересное зрелище: одна половина церкви уже переполнена была дамами и девицами в пышных нарядах, посредине церкви возвышается архиерейский амвон, на клиросе стоят архиерейские певчие, царские врата уже отворены, законоучитель выходит из алтаря со св. крестом на блюде вместе с протодиаконом, диаконами и иподиаконами ко входу в церковь , туда же выходят еще не облачавшиеся в свои священные одежды архимандрит, благочинный и несколько священников. Невольное любопытство овладевает воспитанницами, и они обращают взор свой ко входу в церковь. Еще пять-шесть минут и архиерей входит в церковь. Здесь делают ему торжественную встречу, и он идет к царским вратам для чтения входных молитв, а оттуда возвращается к своей кафедре и восходит на нее. Сейчас же начинается облачение архиерея во все его святительские одежды при громогласном чтении протодиаконом положенных на этот случай стихов и пения архиерейского хора. Кончается облачение, архиерей благословляет всех предстоящих, певчие поют: «ες πολλ τη δσποτα!» О, как все это для них ново, доселе не видано и не слыхано ими, как это величественно и как прекрасно действует на их юные сердца!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

«На другом конце света молятся о России» Интервью с Олегом Мартыновым, участником XIX церковно-певческого съезда РПЦЗ Олег Мартынов Наш корреспондент встретился с Олегом Мартыновым, преподавателем Московских православных регентских курсов, руководителем певческого отделения Высших православных курсов «Со-действие», который принимал участие в XIX церковно-певческом съезде, организованном Русской Православной Церкви за границей. – В октябре нынешнего года Вы участвовали в церковно-певческом съезде, проходившем под омофором Русской Православной Церкви за границей. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом событии. – Эти съезды под названием Russian Orthodox Church Musician Conference проходят ежегодно в Северной Америке по инициативе Церковно-музыкальной комиссии при Архиерейском Синоде Русской Православной Зарубежной Церкви. В этот раз съезд, ставший девятнадцатым по счету, состоялся на востоке Канады – в Торонто, а местом проведения следующего, намеченного на ноябрь 2007 года, станет город Сиэтл. Съезд в Торонто устраивали церковно-музыкальный комитет Монреальской и Канадской епархии РПЦЗ и Троицкий собор Торонто, то есть это целиком мероприятие Русской Православной Зарубежной Церкви, проводимое для ее паствы. Среди участников съезда были певчие, регенты и ученые-музыковеды со всех концов Североамериканского континента, а также из Европы. На таких съездах уже бывали гости из Русской Православной Церкви, так несколько лет назад на съезд в Чикаго были приглашены Георгий Сафонов – регент хора Свято-Данилова монастыря и Евгений Кустовский – регент храма Трех святителей на Кулишках и руководитель Московских православных регентских курсов. Меня пригласили в Торонто именно по рекомендации Евгения Сергеевича. Я участвовал в съезде и как педагог – проводил мастер-класс по методике разучивания гласов и рассказывал о наших курсах, и как регент – проводил репетиции и управлял одним из хоров на литургии. – Как проходил этот съезд? Он продолжался всего четыре дня, однако программа была очень насыщенная: звучали доклады, проводились мастер-классы и все это перемежалось регулярными репетициями, на которых готовилось воскресное богослужение – всенощная и литургия. В конце съезда его участники вместе поют, а некоторые, соответственно, управляют хором за этими двумя службами. По такой схеме проходит каждый съезд. Это замечательная идея организаторов, так как кроме возможности ознакомиться на практике с прекрасными хоровыми произведениями совместная репетиционная работа «спаивает» многочисленных участников в единое целое. Как я уже говорил, в съезде участвуют и практики – регенты и певчие, и теоретики-музыковеды и поют все. Согласитесь, не так часто можно услышать и самому участвовать в антифонном пении двух хоров по 50 человек в каждом!

http://pravoslavie.ru/4707.html

Последний вечер архиерея Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 К трёхсотлетию со дня преставления святителя Димитрия Митрополита Ростовского 1709 год. Ростов Великий. Осень. В келье митрополита полумрак. Тускло мерцает лампада перед висящей в углу иконой Божией Матери “Ватопедская”. По левой стене в шкафах стоят книги. Свет от догорающих в камине поленьев едва освещает потёртые корешки: Корнелиус а Ляпиде, Канизий, проповеди Млодзяновского, кое-что из Аквината, Бэкон, Acta Sanctorum, много исторических, киевские и другие южные издания — типичная библиотека латинского эрудита XVII столетия. Митрополит Ростовский стоит на коленях перед иконой Божией Матери, опершись левой рукой на табурет, обтянутый красной тканью. Тишина. Слышно его ровное дыхание. Ещё несколько минут назад здесь были певчие архиерейского хора. По просьбе Владыки они пели духовные канты. Этот старинный вид куплетной песни очень любит престарелый митрополит. Но певчие ушли, и он остался один. Ночь. Монахи так любят ночное уединение. Но сегодняшняя ночь особенная: совсем скоро митрополит Ростовский покинет земную жизнь и предстанет перед Спасителем. Он знает это. Но ему не страшно. Для таких, как он, Царствие Небесное начинается на земле, и переход от бренного к вечному заметен лишь окружающим. Душа его давно там, где Христос сидит одесную Бога (Кол 3:1). Влажные глаза архиерея исполнены покоя и благодати. Губы неустанно шепчут слова молитвы. Он вновь обращается к Той, молитва к Которой укрепляла его на протяжении всей жизни. Но о чём думает митрополит в последние часы своего земного странствия? О ком молится? Горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9:16). Вчера он в последний раз отслужил Литургию и впервые за много лет не обратился с поучением к пастве. Болезнь не позволила. Свою первую проповедь он сказал в Чернигове с амвона кафедрального собора почти тридцать четыре года назад. Потом был Вильно… Тогда молодой иеромонах стоял перед искалеченным, но не изменившим Православию белорусским народом. Открытые лица, алчущие глаза — как много они ждали от молодого инока, только окончившего Киево-Могилянскую академию. Лишённые назидания в чтении, они жаждали назидания в слышании. И он не обманул их ожиданий. Данный от Бога талант оратора — уже много для начала, но он верил в то, что говорил. Он жил этим. Слова его проникали в сердца человеческие, и добродетель, заложенная в слове, зажигала эти самые сердца. Так появился “Российский Златоуст”.

http://pravmir.ru/posledniy-vecher-arhie...

Есипов Савва († между 1643 и 1650?), дьяк Тобольского архиерейского дома, автор Есиповской летописи. Встречающееся в лит-ре мнение о его новгородском происхождении источниками не подтверждается. Впервые Е. упоминается как архиепископский дьяк в описаниях Тобольского архиерейского дома, составленных в 1636 г., после смерти Тобольского и Сибирского архиеп. Макария (Кучина ; 1635). Е. получал годовое жалованье 15 р. и 15 четей ржи и овса, что свидетельствует о его относительно высоком социальном статусе. Среди примыкавших в то время к владениям Тобольского архиерейского дома населенных пунктов была «есиповская» дер. Шеломенца, вероятно принадлежавшая Е. О должностных обязанностях Е. при архиеп. Макарии свидетельствует составленная Е. роспись бобылей, плативших оброк в казну дома Св. Софии. После смерти архиеп. Макария в ведении дьяков архиерейского дома М. Трубчанинова и Е. находились деньги, выделенные по царскому указу на поминовение архиерея. В нач. 1640 г. Е. подписал вместо казначея Сергия отпись о приеме софийской домовой казны после Тобольского архиеп. Нектария . 25 сент. 1640 г. Трубчанинов и Е. подали челобитную о «воровском» поведении находившегося в архиерейском доме ссыльного старца Малаха. Автографом Е. является запись в книге из б-ки тобольского Софийского собора: «Лета 7148-го (1639) декабря в 31 день приложил сию книгу, глаголемую «Рай», преосвященный Нектарей, архиепископ Сибирский и Тобольский, в дом Софеи, Премудрости Божий; строена на софейские на домовые на казенные деньги, подписал архиепископль диак Сава Есипов» ( Ромодановская. 2002. С. 70). В сложных обстоятельствах Е. не раз помогал Тобольским архиереям. В 1638 г. архиеп. Нектарий в жалобе на людей дома Св. Софии, служивших при прежнем владыке, выделил «старого дьяка Савву Есипова» как единственного человека, кто был лоялен к нему (прочие же «софийские, государь... дворовые люди, старци, дети боярские и певчие дьяки... умышляют на меня, богомольца твоего, и угрожают доводными составными всякими делами» (цит. по: Там же. С. 70-71)). Е. поддержал Тобольского архиеп. Герасима (Кремлёва ; 1640-1650) в его конфликте с воеводой кн. П. И. Пронским. В 1643 г. по поручению архиеп. Герасима Е. привез в Москву документы о восстании служилых людей в Нарыме. По-видимому, вскоре после поездки Е. скончался, поскольку известно, что к кон. 40-х гг. XVII в. хозяйственными делами Тобольского архиерейского дома занимались недобросовестные родственники архиеп. Герасима, приведшие хозяйство кафедры в расстройство.

http://pravenc.ru/text/190249.html

II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде Александр Константинович Смирнов был младшим братом моего отца, Петра Константиновича, и моим крестным отцом. Семья Смирновых родом из Владимира, где мой дед Константин Петрович обосновался еще в 30-х годах прошлого столетия. До этого Смирновы жили в Суздале, там мой прадед имел свое дело, достаточно обеспечивавшее семью. Мой дед состоял в Московском университете, который должен был покинуть из-за студенческих волнений. Вернувшись во Владимир, он работал в разных городских учреждениях, причем ввиду неуживчивого характера часто менял места службы. Семья обнищала, что отразилось на младшем поколении: оба брата, отец и дядя, должны были с раннего возраста зарабатывать на жизнь семьи (состоявшей, кроме них, из отца, матери Анны Васильевны, урожденной Косткиной, и сестры Ольги) пением в церковных хорах. Петр был на шесть лет старше Александра и успел закончить уездное училище; Саша, родившийся в 1869 году, совсем ребенком попал в певчие. Он полюбил пение и пристрастился слушать архиерейский хор в Рождественском монастыре. Он всегда стоял около правого клироса и обратил на себя внимание другого постоянного посетителя монастыря – Андрея Николаевича Шишкова, будущего управляющего Синодальным хором и училищем, который в ту пору заведовал во Владимире акцизным ведомством. Шишков каждый раз одарял конфетами малолетних певчих с клироса и однажды стал расспрашивать Сашу о его жизни. Тот сказал, что хочет петь в архиерейском хоре. Вскоре он с помощью Шишкова и попал туда. Владимирским архиерейским хором руководил известный регент Ставровский 305 . Пение помогло Саше поступить в духовное училище, что принесло большую радость его родителям, особенно матери. Духовное училище имело интернат, и посещать родительский дом можно было только по праздничным дням. Дальнейшая дорога Александра вела в духовную семинарию. Там дядя подружился с одним из семинаристов постарше, который предложил ему вступить в кружок для изучения запрещенной литературы. Тут у Александра родилось решение посвятить себя не духовному поприщу, а светскому – ехать в Москву и поступать на филологическое отделение Московского университета. К сожалению, этой мечте не суждено было осуществиться: Александр рассчитывал жить у старшего брата Петра, но тот к данному времени уже был отягощен семьей – детей было много (большинство умерло в младенчестве), и все жили на одно жалованье отца, а также на приданое моей матери Екатерины Ивановны, урожденной Шантаровой. Отец служил тогда в Синодальной типографии, а потом в Синодальной конторе в Кремле. Жалованье его было пятьдесят рублей, из них двадцать он платил за очень скромную квартиру в Кудринском переулке, в деревянном двухэтажном домике на четыре семьи. Поневоле пришлось моим родителям отказать Александру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пожнем, если не ослабеем Духовенство стремится отвечать на вызовы времени 03.09.2002 304 Время на чтение 6 минут Знаток мира русского духовенства писатель Николай Лесков заметил некогда, что " жизнь наших владык течет так " прикровенно " , что едва о некоторых из них можно узнать и сберечь для истории что-нибудь образное и живое " . Сказано было много более века назад, в условиях наступившего церковного кризиса, но, думается, это довольно справедливо и во время нынешнего церковного ренессанса. Сегодня епископат Русской православной церкви насчитывает свыше 150 архиереев, большинство которых управляют епархиями, с их сотнями приходов, священнослужителей и сотнями тысяч мирян, а также монастырями, духовными учебными заведениями. Много ли мы знаем об этих церковных правителях? Отнюдь. Видим их, как правило, в саккосах и митрах во время архиерейских служб, так сказать, в свете неприступном... И вот тот редкий случай, когда светской газете рассказывает о своей жизни и служении один из архиереев РПЦ - митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. - Ваше Высокопреосвященство! Прежде всего разрешите вас поздравить с 20-летием служения на Воронежско-Липецкой кафедре. А помните ли вы свой первый приходской храм? - Признателен за поздравление... В 1976 году, будучи молодым иеромонахом, я сам попросился в едва ли не беднейший приход Ленинг радской епархии. Добрался, вошел в храм. Нетоплено, грязно, неуютно. Промерзший алтарь. Но у меня не было и тени разочарования: то, к чему стремился, я получил. Взял топор и пилу, пошел в лес, скинул с себя пальтишко и стал просеку рубить. Потом приволок сосенки к храму, истопил печи, нагрел воду и стал мыть в алтаре, потом в самом храме и пол, и стены... Пар валил из ведра, пар валил от меня. Я был как на небесах! Печи набрали силу, появился в моем храме живой дух, стали ко мне заглядывать люди. Кто-то принес хлеба, кто-то картошки. Я перекусил, тут появились и певчие, и псаломщик; уже стемнело - и мы отслужили нашу первую службу...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский февраля 1878 – †25 января/7 февраля 1929 Прославлен в 2000 г. 180 . Память празднуется 25 января/7 февраля (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Священномученик Петр, архиепископ Воронежский (в миру Зверев Василий Константинович) родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея. После обучения на историко-филологическом факультете Московского Императорского уни- верситета Василий поступил в Казанскую Духовную академию, где за два года до окончания курса (в 1900 году) принял монашеский постриг с именем Петр. По окончании Академии иеромонах Петр преподавал в Орловской Духовной семинарии, а затем исполнял должность епархиального миссионера при Московском епархиальном доме. С 1907 года он получает назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белеве Тульской епархии в сане архимандрита. В это время он часто посещает расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Служения отца Петра очень любили местные крестьяне, поскольку отец Петр, часто служа в их селах, отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивееве, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Ивановну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение. Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Сам же настоятель в 1916 году служил священником в действующей армии. После февральского переворота отец Петр назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту. 2/15 февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда Владыка привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе. Акафистов за всенощной он никогда не читал, но требовал, чтобы вычитывались все кафизмы; сокращений не допускал ни при служении панихид, ни при отпеваниях. Порой Владыка с грустью говорил: “Кто отслужит по мне такую панихиду?”. А келейнику так говорил: “Во всем твой Петр грешен, только устава никогда не нарушал”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М.И. Звездинский Сознание незаконности бегствующего священства еще в конце XVIII века побуждало многих искать соединения с православною Церковью на началах единоверия. Первыми выразителями этого направления были старообрядцы Елисаветградского уезда, куда они переселились из Молдавии и где основали селение Знаменку. Они обратились к тогдашнему Славенскому архиепископу Никифору (Феотоки). Он исполнил их просьбу и послал Елисаветградского священника присоединить их к Церкви, а также благословил их соорудить храм в Знаменке. Который сам и освятил, причем на правом клиросе пели архиерейские певчие по новым книгам и напевам, а на левом новоприсоединенные по своим старым. Тогда же преосвящ. Никифор поставил им священника и благословил совершать службу по старым книгам. Это было в 1780 году. Но то был факт, так сказать, единичный. Широкое распространение единоверие получило только с появления и утверждения его в Москве. В 1799 году московские старообрядцы, поповщинского согласия, в количестве 75 семейств во главе с купцами: Г. Александровым, Д. Г. Ямщиковым и Ф.А. Шелапутиным, подали митрополиту Платону прошение о присоединении их к святой церкви и о дозволении иметь церковь для отправления богослужений. «Надеясь на беспримерные щедроты, – писали в этом прошении московские старообрядцы – и великие милости Его Императорского Величества Павла Петровича к старообрядцам, и на благоснисхождение пастырей Грекороссийской церкви к оным, восприняли мы непременное намерение и желание воспользоваться Монаршими щедротами, и пастырским благоснисхождением, и испрашивать об открытии себе святых церквей, и о снабжении нас правильными священниками». Изложив затем в 16 пунктах условия, на которых эти старообрядцы желали соединиться с церковью, они так заключили свое прошение: «Того ради препоручая себя в милостивое вашего высокопреосвященства благоволение, всепокорнейше просим изъявить нам архипастырскую свою милость и благоснисхождение, открыть нам святые церкви и снабдить нас правильными священниками и о сем нашем прошении милостивое решение учинить». Это прошение, по рассмотрении его в Святейшем Синоде, было представлено на благоусмотрение Государя императора Павла Петровича. Государь на этом же самом прошении начертал: «Быть посему Октября 27 дня 1800 года, Гатчино». Этот важный, исторический документ в подлиннике хранится в Троицкой церкви. Таким образом, с этого времени для московских старообрядцев явилась возможность быть в единении с православной церковью, быть православными, оставаясь при старых обрядах и совершая богослужение при помощи законных священников по старообрядческим патриаршим книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ Фомич Сиков (1873, Вятская губ.- 27.06.1918, пос. Невьянский Завод, ныне г. Невьянск Свердловской обл.), сщмч. (пам. 14 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил полугодичный курс вятской центральной противораскольнической миссионерской муж. школы, предназначенной для обучения взрослых (от 25 до 35 лет) грамотных крестьян, получивших начальное образование или самостоятельно овладевших грамотой. С 1907 г. служил псаломщиком. Был рукоположен Вятским и Слободским еп. Филаретом (Никольским) во диакона. 9 сент. 1912 г. назначен на вакансию псаломщика в Иоакинфовскую ц. при поселке Висимо-Уткинского завода Верхотурского у. Пермской губ. 24 марта 1914 г. И. определен священником в Знаменскую ц. при поселке Верхнетагильского завода (ныне г. В. Тагил). 3 апр. того же года в Крестовоздвиженской ц. архиерейского дома Екатеринбургским и Ирбитским еп. Серафимом (Голубятниковым) рукоположен во иерея. И. наставлял и окормлял прихожан и паломников, которых в праздничные дни собиралось более 300 чел. В храме находилась издревле чтимая чудотворная икона Божией Матери «Знамение», именуемая также «Новгородская». В поселке проживало большое количество старообрядцев, чтивших чудотворную икону Божией Матери. К приезду И. в местной церковноприходской школе по причине плохой подготовки учащихся не проводили выпускных экзаменов, из-за отсутствия казенного ассигнования все учителя трудились бесплатно. И. был вынужден закрыть школу. Еп. Серафим объяснил И. важность работы церковноприходской школы в населенном старообрядцами поселке и упрекнул его в недостаточности принятых мер к ее сохранению. Объяснив причины, по к-рым школа была закрыта, И., возможно, удалось привлечь дополнительные средства к возобновлению деятельности церковноприходской школы. 27 нояб. 1914 г. за богослужением в Знаменском храме еп. Серафим в слове к прихожанам указал лишь на один недостаток - отсутствие своего хора (на архиерейской службе в храме пели приглашенные певчие), «впрочем у вас этот недостаток искупается усердием, с каким вы прославляете Божию Матерь» (Екатеринбургские ЕВ. 1914. 49. Отд. неофиц. С. 1096).

http://pravenc.ru/text/578425.html

Прихожане Благовещенской церкви совершили паломничество в Тихвинский монастырь ноября 2014 Отправляясь в путь, никто из паломников не думал о том, что Тихвинская обитель может быть духовно связана с Благовещенским храмом.  Но, оказавшись в монастыре, они стали делать открытие за открытием. Первый монастырский храм, где оказались паломники, - знаменитая церковь " Крылечко " .  Здесь находится большая чудотворная фреска Божией Матери - копия явленной Тихвинской иконы. Обращают на себя внимание очи Божией Матери: вместо строгости и печали в них угадывается улыбка. Эта фреска была написана на внешней стене монастыря в XVII веке. К стене здесь было пристроено крылечко, и поэтому в народе образ стали называть " Богородицей на крылечке " . В XIX веке, после исцеления перед этим образом тяжко болящего тихвинца Александра Боровского, здесь был построен храм, и фреска Божией Матери оказалась внутри него.   В храме " Крылечко " паломников встречали певчие архиерейского хора, которые пропели песнопения " Помилуй мя, Боже " и " Отче наш " .  Прикладываясь к чудотворному образу, паломники обратили внимание на то, что слева от нее находится еще одна фреска. Оказалось, что на ней изображен святитель Тихон Задонский - небесный покровитель Благовещенской церкви на Васильевском острове: он освящал Благовещенский храм в 1762 году, и он же теперь встречал его прихожан в Тихвинской обители.  После главного события - молебна перед чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в Успенском соборе - паломников встретила экскурсовод Галина Соколова. Это был первый по-настоящему морозный день, и долго находиться на воздухе было трудно. Поэтому паломники вместе с экскурсоводом вошли в Крестовоздвиженский храм и именно здесь услышали рассказ о явлении Тихвинской иконы Божией Матери и основании обители. Явление чудотворной иконы Богородицы на скромной речке Тихвинке произошло в 1383 году - через три года после Куликовской битвы. А в то же самое время в Константинополе из Влахернского храма исчезла икона Богородицы, по преданию, писанная апостолом и евангелистом Лукой. Через семьдесят лет после этого  Константинополь был взят турками… Рухнула Византия - великая православная держава, Второй Рим, в то время как на северо-востоке укреплялся Третий. Именно сюда Божия Матерь пожелала перенести Свой чудотворный образ. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010