Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Артемий Веркольский, прав. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 3). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 4304.jpg:   Размер: 324x1078, 0.35 MPix, 50 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (300) , (18) . Описание: [Пинега. XVIII.] Праведный Артемий с житием. Холмогорская и Важская епархия (Пинега). 1-я треть XVIII в. 113 х 78. Из Никольской ц. деревни Едома Пинежского района Архангельской области. С 1968 г. в Архангельском музее изобразительных искусств. Файл 4307.jpg:   Размер: 1257x1800, 2.26 MPix, 352 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (305) , (6) . Описание: [Русский Север. XVIII.] Св. Артемий Веркольский. Икона. Русский Север. 1-я треть XVIII века. В 1961 г. из Архангельского областного краеведческого музея поступила в Архангельский музей изобразительных искусств. Файл 4308.jpg:   Размер: 880x1200, 1.06 MPix, 217 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (326) , (9) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4310.jpg:   Размер: 278x998, 0.28 MPix, 33 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (345) , (14) . Описание: [Москва ] Святой Артемий Веркольский и святой Амвросий Оптинский. Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица» Мерная икона (20,5Х51 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 19150.jpg:   Размер: 1000x2642, 2.64 MPix, 704 Kb. Дата: 2012-08-14, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 2 (181) , (2) . Описание: [Москва ] Воскресение Христово, святой пресвитер сщмч. Артемон Лаодикийский и святой Артемий Веркольский. На полях иконы святой мч. Алексий и святая мч. Ирина Мерная икона (20,5Х56 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота, на полях басменный оклад.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 19151.jpg:   Размер: 450x1242, 0.56 MPix, 314 Kb. Дата: 2012-08-14, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 4 (143) , (1) . Описание: Икона Артемий Веркольский, прав. XIX в. XIX в., Гуслицы. Дерево, темпера, 31,4 х 27,1 х 2,4 см. Ивановский художественный музей, Иваново. Файл 30999.jpg:   Размер: 604x700, 0.42 MPix, 136 Kb. Дата: 2018-01-19, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (66) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1278-photo

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Архангельск. Часовня Артемия Веркольского. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Артемия Веркольского Год постройки:1994. В кон. 2000-х перестроена в двухэтажную. Год утраты:2019 (снесена по решению суда) Адрес: Россия, Архангельская область, г. Архангельск, пр-кт Чумбарова-Лучинского, д. 37, корп. 1 Координаты: 64.536217, 40.524689 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты До революции на этом месте был дом священника и иконная лавка. В годы НЭПа находилась свечная мастерская К.И. Ковалёвой. В 16-17 веках, по исследованиям историков и археологов, на этом месте было стрелецкое кладбище. Нынешняя часовня – одна из первых в городе – построена в 1994 году. Первоначально сооружение было одноэтажным. До 2004 года в нём находилось подворье Артемиево-Веркольского монастыря, ныне - часовня Святого праведного отрока Артемия Веркольского.  В конце первого десятилетия 21 века основная часть сооружения была поднята и под ней выстроен первый этаж. Часовня находится на реставрации. После её окончания на главном фасаде появится мозаичная икона Артемия Веркольского. Отрок этот жил в 16 веке на Пинеге в селе Веркола. В 1544 году, двенадцати лет от роду, святой Артемий погиб от удара молнией. Через 32 года односельчане обнаружили мощи Артемия нетленными. По преданиям, около останков мальчика начались исцеления больных. Клочев С.Ю. Заповедная улица (проспект Чумбарова-Лучинского). Архангельск, «Кира», 2011. Комментарии и обсуждение Часовня находится в пешеходной зоне на улице Чумбарова-Лучинского. Эта улица - своеобразный заповедник деревянного зодчества (что не мешает ей быть деловым и торговым центром). С конца XX века сюда стали свозить из разных мест города деревянные дома конца XIX - начала XX века - то немногое, что уцелело после десятилетий истребления архитектурного наследия города. К сожалению, я ничего не знаю об истории часовни св. Артемия Веркольского. Скорее всего, это тоже одно из перенесенных сюда зданий. И похоже, что у нее не очень-то счастливая судьба.

http://sobory.ru/article/?object=18086

Веркольский монастырь выпустил книгу о чудесах по молитвам к отроку Артемию 16 апреля 2019 г. 13:18 Книгу «По молитвам к праведному отроку Артемию» выпустил Веркольский монастырь на Пинежье. Автор-составитель нового сборника — пресс-секретарь Пинежского благочиния  Архангельской епархии Людмила Соснина. В первый раздел издания вошли житие святого и краткая история обители. Во второй — чудеса по молитвам  к Артемию Веркольскому из одноименной книги 1900 года. В третьем разделе размещены рассказы наших современников о том, как им помог святой отрок. Книгу проиллюстрировала архангелогородка Елена Лобанова. «Иллюстрации похожи на детские рисунки. Мы это сделали намеренно, поскольку праведный Артемий Веркольский — отрок, и чудеса по его заступничеству происходили и с детьми, и со взрослыми», — отметила Людмила Соснина. Издание отпечатано в типографии «Эталон» в Санкт-Петербурге и рассчитано на широкий круг читателей. Приобрести сборник можно будет в Веркольской обители, а также на ее подворьях в Архангельске и Карпогорах. Наместник монастыря архимандрит Иосиф (Волков) благодарит за помощь в создании книги петербургского предпринимателя Андрея Рогалева и всех причастных к этому событию. Напомним, выпуск сборника «По молитвам к праведному отроку Артемию» приурочен к двум юбилейным датам пинежской обители в 2019 году: 6 июля будет отмечаться 475-летие преставления праведного отрока, а 19 декабря — 400-летие причисления его к лику святых. Отрок  Артемий  родился в 1532 году в Верколе в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием, мальчик отличался кротостью, послушанием и трудолюбием. В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит ударом грома. Суеверные односельчане оставили тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, неотпетым и положили его в лесу, поверх земли, прикрыв хворостом и берестой. Там оно пролежало больше 30 лет. В 1577 году мощи святого отрока были найдены нетленными, от них стали происходить многие чудеса. Так, во время распространившейся в Двинском краю злокачественной лихорадки веркольский селянин Каллиник, взяв с гроба святого Артемия бересту, привесил ее к крестику на груди умиравшего сына, и тот получил исцеление. На месте обретения мощей святого был основан Артемиево-Веркольский монастырь . Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Праведный Артемий Веркольский (+ 1545) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 окт. в день тезоименитствасо св. великомучеником Артемием +362), 23 июня в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Св. праведный Артемий был сыном крестьян села Веркола Архангельской области — Космы и Аполлинарии. Они воспитали его в благочестии и страхе Божием. С пяти лет он перестал играть, стал помогать по своим силам родителям работать и полюбил молитву. 25 июня 1545 г. он, уже тринадцатилетним отроком, поехал с отцом в поле. Вдруг налетела страшная буря и гроза с громом, и ударом молнии Артемий был убит. Но крестьяне отказались его хоронить, как умершего внезапной смертью, и положили в лесу, накрыв хворостом и окружив изгородью. В 1577 г. над этим местом увидели таинственный свет. Тогда взяли тело святого отрока и положили его на церковной паперти, прикрыв берестой. В это время была повальная лихорадка, и один мальчик умирал. Отец его привесил к его кресту кусочек этой бересты, и мальчик исцелился. А когда крестьяне стали петь молебны и творить память по св. отроке Артемии, то прекратилась и лихорадка. Было множество и других чудес. Тогда митрополит Новгородский Киприан приказал освидетельствовать мощи новоявленного угодника Божия, положить их в созданном на месте их обретения монастыре и составить ему службу • Прав. Артемий родился в 1532 г. в с. Веркола на р. Пинеге (при жизни праведника — Новгородская земля, ныне Архангельская обл.). Село это находится в 400 верстах от Архангельска и в 185 верстах от г. Пинеги. • После начала чудотворения, проистекавшего от мощей праведника и освидетельствования их в 1619 г, был построен храм его имени, а при царе Алексее Михайловиче на этом месте основан монастырь. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437801/

В ранних списках жития святого (ГИМ. Щук. 424. Л. 1об., 50-е гг. XVII в.; БАН. Арх. Д. 255. Л. 3об., 1655 г.), переписанных в Веркольском мон-ре иноком Антонием (Ловцовым), имеются миниатюры с ростовым графическим изображением А. В. в орнаментальной рамке старопечатного стиля: отрок, с крестом в правой руке и посохом в левой, обращен к благословляющей деснице Господней в сегменте неба. В Сборнике житий святых XVII в. помещена иллюстрация с сюжетом преставления праведного отрока (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 95об., 96об.). Св. прав. Артемий Веркольский. Литография. 1867 г. (РГБ) Св. прав. Артемий Веркольский. Литография. 1867 г. (РГБ) Большое распространение получили иконы А. В. в молении Спасителю (в облачном сегменте), на фоне деревянного Веркольского мон-ря на берегу Пинеги. Святой традиционно изображался отроком с округлым ликом и короткими, слегка волнистыми волосами, в короткой белой (иногда красной) рубахе, с крестом и веткой (или стрелой-молнией) в руках, с босыми ногами. Панорама мон-ря, как правило, воспроизводит его исторический облик: храм вмч. Артемия Антиохийского, шатровую ц. во имя свт. Николая, трапезную, колокольню, ограду со Св. вратами и др. деревянные постройки; рядом или вдали - пашня с изгородью, конь, запряженный в борону, и лежащая фигура убиенного отрока; в облаках благословляющий Спаситель, к-рому Ангел-хранитель подносит душу праведника. К данному иконографическому изводу относится икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), прорись с иконы XVIII в. северных писем ( Маркелов. Т. 1. С. 133), прорись с иконы XVIII в. (ГРМ) - без вида мон-ря. На иконе 1-й пол. XIX в. (АМИИ) представлен каменный храм во имя А. В., на образе нач. XIX в. (АМИИ) в композицию включено изображение службы монахов в храме у мощей святого. Иногда рядом с фигурой молящегося А. В. представлен только рассказ о его смерти (из неск. сюжетов), без вида мон-ря, напр. на иконах XVIII в. (ГЭ; АМИИ), прориси с иконы XVIII в. (ГРМ); иногда встречается надпись: «Артеми[й] громом убиен бысть». На прориси с иконы XVII в. дважды изображен лежащий отрок, над ним клеймо с образом Успения прав. Анны ( Маркелов. Т. 1. С. 131).

http://pravenc.ru/text/76384.html

В. (освящена по благословению Патриарха Иосифа и Новгородского митр. свт. Аффония ). При храме возник мон-рь, первоначально существовавший без царского указа, «по слову» воеводы, из-за чего насельники подвергались притеснениям со стороны местных жителей. Однажды ночью А. В. явился настоятелю обители иером. Рафаилу и ободрил его, предсказав скорые изменения к лучшему. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил строить мон-рь, 17 нояб. мощи А. В. были переложены в новую раку, перенесены в обитель и поставлены в приделе во имя святого. В 1650 г. в мон-рь было прислано царское жалованье: иконы, книги, колокола, богослужебные сосуды, церковная утварь. Веркольскому мон-рю оказывал покровительство Патриарх Никон , имевший в своей б-ке житие А. В. Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) 21 апр. 1695 г. во время пожара ц. во имя вмч. Артемия, где стояла рака с мощами А. В., сгорела; по благословению Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) мощи св. отрока были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. построили новую деревянную холодную ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского и 4 июля 1701 г. положили в ней мощи праведного отрока. В 1712 г. была сооружена теплая ц. с трапезой во имя А. В., впосл. сгоревшая. На ее месте в 1785-1806 гг. была воздвигнута каменная ц. во имя А. В. с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Артемия, в приделе во имя вмч. Артемия на юж. стороне находилась рака с мощами праведного отрока. В 1867 г. близ Веркольского мон-ря там, где погиб А. В., на месте древней часовни была построена новая, в 1876 г. освященная как храм во имя А. В. (ныне - часовня). С 1888 г. ежегодно 23 июня совершался крестный ход с мощами святого вокруг Веркольского мон-ря. Св. прав. Иоанн Кронштадтский , почитавший А. В., неоднократно посещал мон-рь, в 1892 г. на свои средства он устроил новую раку для мощей святого и резной золоченый балдахин над ней. 14-15 июля 1897 г. св. Иоанн присутствовал при освящении построенного на его средства монастырского храма в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/76384.html

Святой Артемий Веркольский был причислен к лику новоявленных праведников, и именно эта основа его святости – праведность – должна была быть отражена в жизнеописании отрока. Отсюда столь формализованный, нарочито этикетный стиль событийной части, единственными реальными фактами которой являются соответствующие канону отказ от детских игр и земледелие – работа в поле 12-летнего отрока. Несмотря на экспрессивное описание стихии – грозы, во время которой погиб св. Артемий, автору жития не удалось отразить причины изначального местного прославления пинежского мальчика – народного почитания убитых молнией как страстотерпцев во имя Бога. С одной стороны – это смерть без покаяния, смерть, не соответствующая христианским канонам, с другой – это смерть, свершившаяся по воле Божией, – «Артемий является как чистая жертва, угодная Богу, приближаясь к чину святых страстотерпцев» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 212). Но в изложении автора жития причиной гибели святого служит не удар молнии как физическое явление, а страх, ужас отрока перед грозой – воплощением Божьего величия. Вступление и событийная часть Жития Артемия Веркольского являются «ярким образцом искусственности, нарочитости употребления риторических приемов в угоду требованиям жанровых канонов» (Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера... С. 255). Вступление компилятивно по своей структуре, оно буквально соткано из пересказа, в начале дословного, вступительной части «Исторической Палеи» (см.: Попов А. Книга бытиа небеси и земли: (Палея историческая с приложением Сокращенной палеи русской редакции)//ЧОИДР. 1881. Кн. 1. С. 1) и « Символа веры ». Столь же невыразительны и первые 53 чуда, очень краткие, схематичные, похожие по языку и композиции друг на друга. Эти чудеса несомненно были стилистически обработаны, унифицированы при создании 1-й редакции жития и не в полной мере отражают те рассказы (или записи), которые легли в их основу. Второй период литературной истории памятника связан с его бытованием в тех местах, где прославился святой Артемий Веркольский. Именно в ряде чудес, дополненных в Веркольском монастыре или при местных приходских храмах, в рассказах об истории монастыря можно найти те бытовые подробности и яркие детали, в которых и заключается по существу самоценность Жития Артемия Веркольского как памятника севернорусской агиографии. Мы публикуем текст 3-й редакции памятника по списку нач. XVIII в. (БАН. Арх. Д. 351), созданному в Веркольском монастыре иеромонахом Антонием (Поповым). Ошибки списка исправлены по еще одному списку руки иеромонаха Антония (РНБ. Q.I.907). Все исправления выделяются курсивом. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 16. - 2010. - 663 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава, глас 2: Возсия днесь пресветлая радость,/и многоцелебныя мощи твоя источают здравие,/яко алавастр миро,/недужныя исцеляюще,/лукавыя духи прогоняюще/ и от всякой язи избавляющее приидите убо, ныне/радостными усты восхвалим праведнаго и целомудреннаго Артемия,/сподобившагося таковыя благодати прияти,/той бо молится Христу Богу/спастися душам нашим. И ныне, Богородичен. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 3: Хвалите, отроцы, Господа,/хвалите Имя Господне. Стих: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. Апостол к Коринфяном, зачало 154 от полу ( 1Кор. 13:11–14, 14:1, 20 ). Аллилуия, глас 4: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Стих: Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. Евангелие от Матфея, зачало 74 (глава 18, 1–5). Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе,/правым подобает похвала. Молитва Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь. Святой праведный Артемий Веркольский Святой праведный Артемий Веркольский родился в 1532 году в Двинском округе, в селении Верколе, что на реке Пинеге. Богобоязненные родители его Косьма и Аполлинария воспитывали свое дитя во всяком благочестии и чистоте. Уже с 5 лет Артемий отличался от своих сверстников, чуждаясь обычных игр и забав. Однажды в 13-летнем возрасте святой Артемий пошел с отцом на поле. Неожиданно сверкнула молния, ударил гром, и отрок пал мертвым, хотя молния и не коснулась его. Крестьяне сочли случившееся за гнев Божий, поэтому тело отрока оставили непогребенным в пустынном месте, в сосновом лесу. Произошло это 23 июня 1545 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 23 июня (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 270-282) помещена полиелейная служба А. В. (см. Знаки праздников месяцеслова ), под 20 окт.- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Октябрь. С. 524). В Веркольском мон-ре ежедневно читается акафист святому. Ист.: Описание о российских святых. С. 157; Пролог. Сентябрь-февраль. М., 1685. Лит.: Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 183-187; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323-324; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 62-64; Голубинский. Канонизация святых. С. 128; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 231; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 249-261, 290-292; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2; Кн. 6; Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000. А. К. Сальников, Е. В. Романенко Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) По описанию в иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., А. В. «12 лет млад, в одной рубашке, в левой руце посох, в правой крест» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 142об.), в подлиннике XVIII в.: «Праведный отрок... иже со отцом своим Козьмою земледельцем и шед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет в рубашке и в портах» ( Филимонов. С. 175). Одно из наиболее ранних изображений святого - в коротком белом хитоне и гиматии - сохранилось на иконе св. Василия Блаженного и А. В. в молении Спасу Еммануилу 20-х гг. XVII в. строгановского мастера (собрание П. М. Третьякова. ГТГ). На прорисях с икон XVII в. праведный отрок представлен прямолично, в рост, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, нередко в ряду избранных святых ( Маркелов. Т. 1. С. 125, 127, 135). Вместе со свт. Николаем он изображен на иконе сер. XVII в. (ГИМ), в центр к-рой врезан деревянный крест XVI в.; с мч. Уаром - на иконе ок. 70-х гг. XVII в. (ГТГ); со св. Иоанном Предтечей - на образе кон. XVII в. (ВГИАХМЗ). На поле иконы, среди избранных святых,- на образе «Распятие Христово» Леонтия Стефанова, 1679 г. (ГИМ); на нижнем поле иконы Божией Матери «Троеручица», XVII в. (ГИМ),- по пояс, с обращенными к зрителю ладонями.

http://pravenc.ru/text/76384.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010