Разделы портала «Азбука веры» Храбрость — мужество и решительность в защите добра . Понятие храбрости в христианстве определяется гораздо глубже, чем просто пренебрежение опасностью, и однозначно отличается и от желания «пощекотать нервы», и от молодечества – показной отваги. Экстремалы ищут удовольствия, а храбрость проявляется в самоотвержении ради нравственных и духовных целей. Храбрый человек – не тот, который не переживает (не чувствует) страха, а тот, который может противостоять ему, может с ним справиться. Уже в Ветхом Завете отмечается, что храбрым является тот, кто, уповает на Бога. «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» ( Нав.1:9 ). Выделяют следующие виды храбрости: 1) храбрость эмоционального порыва; 2) храбрость безнадежности; 3) храбрость (сознательного решения; 4) профессиональную храбрость; 5) видимую храбрость или наличие другой мотивации, более сильной, чем страх. Цитаты о храбрости «Мужество не испытывает недостатка в храбрости, поскольку только оно защищает честь добродетелей и стоит на страже их предписаний. Оно есть то, что непреклонно воюет со всеми пороками, не боится тяжких трудов, не дрогнет перед лицом опасности, заставит забыть об удовольствиях, устоит перед похотью, избежит жадности как ослабляющей добродетель порчи». свт. Амвросий Медиоланский «Храбрость язычников происходит от вожделения, храбрость же христиан — от Божьей благодати, которая  разлита в сердцах наших , не через свободу воли, происходящую от нас, но  через Святой Дух, данный нам  ( Рим.5:5 )». 17й канон Аравсионского собора Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/hrabrost

Вселенский Церковный Собор является собранием епископов всей Церкви как преемников святых апостолов. 392. На оснований каких изречений и обещаний Христовых выносят решения Вселенские Церковные Соборы по общецерковным вопросам? Вселенские Церковные Соборы выносят решения по вопросам общецерковного характера на основании следующих изречений и обещаний Христовых: 1) «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ); 2) «И се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ); 3) «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). 393. Что означают эти обещания Господа Иисуса Христа? Эти обещания Господа Иисуса Христа означают, что Господь Иисус своим Божеством постоянно пребывает в Церкви, и что совместно со Святым Духом милостиво воздействует на решения законно действующих Церковных Соборов, чтобы их решения не отклонялись от откровения Божия. 394. Имеют ли право Церковные Соборы провозглашать новые учения или дополнять и изменять откровения Божии? Церковные Соборы не имеют права провозглашать новые учения или дополнять и изменять откровения Божии, так как они собираются только с той целью, чтобы выяснять возникшие церковные вопросы и решать по смыслу откровения Божия, как оно дошло до нас в Священном Предании и в Священном Писании. 395. С какого времени Христианская Церковь могла начать собирать свои Вселенские Соборы? Христианская Церковь могла собирать Вселенские Соборы только после того, как достигла свободы, так как во времена гонений она не могла собирать Вселенских Соборов. 396. Сколько было Церковных Соборов? С первых времен христианства и до нашего времени состоялось очень много Церковных Соборов, но из них было только семь Вселенских Соборов. 397. Как называются постановления Церковных Соборов? Постановления церковных соборов называются «правила» (по-гречески каноны). 398. Имеются ли у Православной Церкви какие-либо церковные правила еще со времен гонений?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

5 . ПРОТИВНИКИ ГОВОРЯТ: На Первом Соборе, состоявшемся в Никее, один монах Пафнутий выступил против всего Собора, желая отнять у всех священников и диаконов жен, и из этого ясно, что не одни Епископы имеют на Соборах законодательную власть. ОТВЕЧАЕМ: Пафнутий говорил не о тех священниках и диаконах, которые имели жен, но о вдовствующих священниках, о том, что таким священникам и диаконам не должно жениться повторно. Более того, в третьем правиле этот великий Собор запрещает женщинам, кроме матери, сестры или тетки, находиться в доме духовных лиц. Смотри Кормчую книгу, лист 32. Пафнутий не противоречил Собору, но если бы и противоречил, выше уже говорилось, что на Соборах каждый может высказывать противоположные мнения, для лучшего освещения предмета, до того, как будет вынесено определение. Иначе происходит после того, как высказано окончательное решение Епископов, и тогда уже заграждаются уста для споров. Из этих возражений противников ясно, что наши враги ни во что ставят Соборы или считают их имеющими очень малые полномочия, поскольку злословят, что и Соборы могут заблуждаться, и приписывают всем, кто на них присутствует, законодательную силу. Поэтому они по своей воле одни Соборные постановления принимают, остальные отвергают, и имеют свободу повиноваться Соборам или пренебрегать ими. Мы же не будем столь дерзки. Если в Ветхом Завете не повинующиеся Собору священников предавались смерти ( Втор. 17 ), то тем более не должно пренебрегать боговещанными святыми Отцами в Новой Благодати, поскольку сам Христос говорит: а если и церкви не послушает (Собор же проходит от лица всей Церкви), то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 16–17 ). И снова: Слушающий вас Меня слушает ( Лк. 10, 16 ). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ) Смотрите, с какой тщательностью Апостолы Павел и Сила завещают хранить постановления Собора, состоявшегося в Иерусалиме: Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме ( Деян. 16, 4 ). Если по велению Апостолов хранились постановления Иерусалимского собора, то почему другие Соборы, подобные Иерусалимскому, не заслуживают такой же чести, силы и хранения, поскольку и Иерусалимский, и Никейский, и Константинопольский, и Ефесский, и Халкидонский, и другие Вселенские истинные Соборы совершались одним и тем же Святым Духом, недвижимым основанием своих правил всегда имея следующее: Ибо угодно Святому Духу и нам ( Деян. 15, 28 )

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ: Противники, вы подчиняетесь Первому Никейскому Собору, поэтому должны подчиняться и Второму. Если же вы им пренебрегаете, то пренебрегаете и Первым, и тем самым придерживаетесь арианского нечестия. Второй вывод Соборной Церкви Христовой должно обязательно повиноваться и слушать ее, потому что Христос говорит: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). И еще: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ). И еще: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ), – говорит Павел. Но Вселенские Соборы, в частности, Второй Никейский Собор, Седьмой Вселенский и святые Отцы, вселенские пастыри, собиравшиеся на Соборы по всем правилам, образуют и представляют Соборную Церковь Христову. Соборная же Церковь Христова есть не что иное как собрание правоверных, а особенно пастырей стада Христова, заботящихся о благосостоянии Святой Церкви и верно понимающих Слово Божией истины. Поэтому им должно обязательно повиноваться и всячески следовать их постановлениям. Третий вывод Первый Апостольский Собор гласит: угодно Святому Духу и нам ( Деян. 15, 28 ) Этого же правила придерживались и прочие Вселенские Соборы, глася: угодно Святому Духу и нам. А поскольку мы прислушиваемся к Первому Апостольскому Собору, то и прочие Соборы, а особенно Вселенские, должны слушать, как наставляемые Святым Духом. ЗДЕСЬ ПРОТИВНИКИ ВОЗРАЖАЮТ: они говорят, что их Собор, который был собран Гноеименитым Копронимом в Церкви Влахернской, и есть Святой Седьмой Вселенский Собор, поскольку именно так его назвали иконоборцы. Поэтому подобает придерживаться решений этого собора, отвергающего иконы. ОТВЕЧАЮ: Не все то золото, что блестит, не всякое сборище является Собором, а особенно Собором истинным и праведным, Святым Вселенским. Вы же знаете, что и у тех, кто распинал Христа, также был Собор, где шла речь о Христе. Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа на Помазанника Его ( Пс. 2, 2 ). У нечестивейших ариан были разные течения о единосущии Христа: и в Антиохии, и в Аримене; подобные течения были и у диаскоряне, и у евтихиан в Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

72. ДЛЯ ЧЕГО СОЗЫВАЛИСЬ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ? Первый и второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ веры, были созваны: первый — для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария; второй — для утверждения учения о Св. Духе против ложного учения Македония. 73. СКОЛЬКО ПРАВИЛ СОСТАВИЛИ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ? Первый Вселенский Собор составил 20 правил (или канонов), второй Вселенский Собор составил 7 правил. О членах Символа веры. 74. ИЗ СКОЛЬКИХ ЧЛЕНОВ СОСТОИТ СИМВОЛ ВЕРЫ? Чтобы лучше понять Символ веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов (частей) и рассмотреть отдельно каждый член. 75. О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В КАЖДОМ ИЗ ЧЛЕНОВ СИМВОЛА ВЕРЫ? В первом члене говорится о Боге, а именно, — о первой ипостаси Св. Троицы, о Боге Отце и о Боге как о Творце мира. Во втором члене — о второй ипостаси Св. Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. В третьем члене — о воплощении Сына Божия. В четвертом члене — о страдании и смерти Иисуса Христа. В пятом члене — о воскресении Иисуса Христа. В шестом члене — о вознесении Иисуса Христа на небо. В седьмом члене — о втором пришествии Иисуса Христа на землю. В восьмом члене — о третьей ипостаси Св. Троицы, Св. Духе. В девятом члене — о Церкви. В десятом члене — о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства. В одиннадцатом члене — о будущем воскресении мёртвых. В двенадцатом члене — о жизни вечной. О первом члене Символа веры. 7б. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕРОВАТЬ В БОГА? Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода. 77. Из св. Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога. Ап. Павел пишет: “Без веры угодить Богу не возможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр 11:6). Действие веры в христианах апостол изображает в следующей молитве о них к Богу: “Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши” (Еф 3:16-17).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

    388. Что послужило причиной появления учения о неизбежной необходимости наличия наивысшего видимого главы всей Церкви Христовой?    Учение о неизбежной необходимости наличия наивысшего видимого главы всей Церкви Христовой появилось вследствие большого упадка веры в невидимого главу Церкви, то есть в Господа Иисуса Христа, и в Его пребывание и воздействие в Церкви, а также ввиду упадка любви к Нему.     389. В какого единственного наивысшего главу всей Церкви мы можем верить?    Мы можем верить только в невидимого единственного главу всей Церкви так же, как верим в Бога, хотя Его и не видим. Этим главой является единственно Господь Иисус Христос, Который есть единый, святой, непорочный и вечный Первосвященник наш и наивысший Пастырь наш (Еф.1:22—23; Кол.1:18; Евр.3:1, 4:14, 5:5—6, 7:26).     390. Кто после смерти святых апостолов имеет право решать основные вопросы общецерковного характера?    После смерти апостолов выносить решения по вопросам принципиального общецерковного характера имеют право Вселенские Церковные Соборы.     391. Что такое Вселенский Церковный Собор?    Вселенский Церковный Собор является собранием епископов всей Церкви как преемников святых апостолов.     392. На оснований каких изречений и обещаний Христовых выносят решения Вселенские Церковные Соборы по общецерковным вопросам?    Вселенские Церковные Соборы выносят решения по вопросам общецерковного характера на основании следующих изречений и обещаний Христовых:    1) «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20);    2) «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20);    3) «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).     393. Что означают эти обещания Господа Иисуса Христа?    Эти обещания Господа Иисуса Христа означают, что Господь Иисус своим Божеством постоянно пребывает в Церкви, и что совместно со Святым Духом милостиво воздействует на решения законно действующих Церковных Соборов, чтобы их решения не отклонялись от откровения Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ПО СЕДЬМОМУ: Самое подходящее к вам, противники, Апостольское пророчес­тво. Поистине странно, что в суете своих помышлений вы сами на себя бич подаете! ПО ВОСЬМОМУ: Вселенские Соборы истинны, никогда не заблуждаются, на­правляемые присущием Святого Духа. Это же исповедуете и, вы противники почитая четыре первых Собора, как четыре Евангельские книги, хотя и не все вы так считаете, не имея духа согласия. Если Соборы заблуждались, они не были истинными и не достойны называться Соборами. Это сборища пошатнувшихся в вере против святой Церкви. Тако­выми были сборища ариан в Антиохии, Медиолане, Аримине, Ефесе и в других местах. Таковыми были соборища и македониан, и несториан. К таким сборищам можно доба­вить и происходившее в Константинополе по поводу святых икон. Претыкание третье Не соборы должны решать возникающие споры о вере, а Священное Пи­сание. Что может этому препятствовать, спрашивают противники. И когда мы отвечаем, что Свя­щенное Писание туманно и неудобовразумительно, они, напротив, говорят, что Священ­ное Писание вовсе не туманно и неудобовразумительно, а ясно, открыто и для каждого, читающего с рассуждением, и каждому легко понять. Это же, говорят они, сказано и в следующих изречениях Священного Писания. ПЕРВОЕ: Во Второзаконии пишется: заповедь сия, которую я заповедую тебе се­годня, не недоступна для тебя и не далека ( Втор. 30, 11 ). ВТОРОЕ: Заповедь Господня светла, просвещает очи ( Пс. 18, 9 ). И снова: Светильник стопам моим закон Твой, и свет его на путях моих ( Пс. 118, 105 ). И снова: Явленные в Писании слова Твои просвещают и вразумляют младенцев ( Пс. 118, 130 ). ТРЕТЬЕ – И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте ( 2Пет. 1, 19 ). ЧЕТВЕРТОЕ: Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для поги­бающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа ( 2Кор. 4, 3–4 ). Из этих высказываний (говорят противники) ясно, что Священное Писание есть светло, откровенно и удобопостигаемо, и не нуждается в определениях Соборов, а само по себе достаточно для решения споров о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Соборы. Поучение в неделю св.отец, иже в Никее Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их ( Мф.18:20 ) Какие утешительные слова для каждого христианина! Хотя и вознесся Иисус Христос от нас на небо; но стоит нам, двоим или троим, собраться во имя Христово, т.е. собраться в единении духа и в союзе мира ( Еф.4:3 ), и Спаситель наш ту есмь, посреди нас. И какова, братие, сила единомыслия и братского единения и общения! Чрез них мы в состоянии не только привлекать к себе благоволение Божие, а и с Богом вступать в единение. Потому, как Иисус Христос пред страданиями Своими молился Отцу небесному об учениках своих: «Отче святый! соблюди их, чтобы они были едино. Но не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (слова ныне чтенного евангелия – Ин.17:11, 20 и 21); так и святая Церковь , вслед за Иисусом Христом, тоже не престает поднесь молить Господа о том, да будет единение духа в чадах ее и единение у них с Господом. И как Иисус Христос в важный минуты своей жизни приглашал (поучительный для нас пример) к участию в своей молитве потрое учеников, на Фаворе, например, и пред страданиями в саду Гефсиманском ( Лк.9:28 . Мф.26:37 ); так и св. Церковь в важных случаях всегда же искала и ищет себе силы в соборных молитвах и совещаниях. Коль скоро ей нужно было когда узнать волю Божию о чем либо, она немедленно созывала соборы, и единогласное решение соборов принимала за голос самого Бога. Так было при апостолах, так и после них, на соборе, ныне воспоминаемом Церковью, первом Вселенском; так и на всех последующих соборах, которых, кстати скажу вам, было всех – семь Вселенских и девять поместных, т.е. семь таких, на которые собирались пастыри Христова стада со всей вселенной, и девять таких, на которые собирались пастыри только известной местности, но которых постановления однако признаны на Вселенских соборах для всей Церкви обязательными. Изволися Духу Святому и нам: так сами апостолы выразились, а за тем и отцы соборные выражались, о своих постановлениях ( Деян.15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

также примеч. к Апост. 60) и как поступил VI Вселенский собор с «Апостольскими постановлениями». Потому и священный Августин, зная это, точно заметил: «Я бы не поверил в Евангелие, если бы меня к этому не побудил авторитет Церкви» (письмо 154). Из всего сказанного следует вывод о том, что никто не может противиться Вселенским соборам, оставаясь при этом благочестивым и православным, но вообще все без исключения обязаны им повиноваться. Ибо противящийся и сопротивляющийся им тем самым противится и сопротивляется Самому Духу Святому, говорящему через Вселенские соборы, становится еретиком и предается анафеме, поскольку и папа Григорий Двоеслов (кн. 1, письмо 24) предает анафеме не повинующихся Вселенским соборам. Да и сами Соборы анафематствуют не повинующихся им. Да что там еретиком – язычником и нечестивцем признается тот, кто не слушается Церкви, чье лицо представляет Вселенский собор! Ибо Господь сказал: Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:17 ), поскольку Вселенский собор – это последнее решение и суд Церкви, согласно Августину (письмо 162). To же самое Бог заповедал соблюдать и собору иереев Ветхого Закона: Если же, сказано, затруднительно будет для тебя рассудить дело между кровью и кровью, и между судом и судом... и придешь к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и, исследовав, они возвестят тебе решение... не уклоняйся от суждения, которое они возвестят тебе, ни направо, ни налево. А человек, который поступит так заносчиво, что не послушает священника, или судьи, пусть умрет человек тот, и истреби лукавого от Израиля ( Втор. 17:8–9,11–12 ). Нужно добавить к сказанному, что Вселенскими названы в собственном смысле только семь Соборов, потому что все они были собраны по законам Вселенских и определили все, что было необходимо знать. Следовательно, все возникающие вопросы могут быть легко разрешены на основе постановлений этих семи Соборов (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 633). Несмотря на то что после VII Вселенского собора и другие Соборы назывались Вселенскими (как Двукратный собор и Собор в храме Святой Софии), однако их называли так неправильно, потому что ни один из них не был созван по законам Вселенских соборов, а значит, они не могут быть причислены к семи Вселенским соборам и увеличить их число.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1Кор.7:7, 32–33, 38 ). Сами апостолы предоставили себе свободу, пребывать ли в брачном состоянии (апостол Петр – ср. Мф.8:14 ; 1Кор.9:5 и др. апостолы) или оставаться девственниками (апостол Павел, Иоанн Богослов, Иаков Заведеев). «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж. Говорит это (апостол)», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «не поставляя в качестве закона, будто без этого ему нельзя было сделаться епископом, а только полагая предел неумеренности, потому что у иудеев позволено было вступать во второй брак и одновременно иметь две жены». 277 – «Проповедь», – говорит блаженный Феодорит , – «была вначале. Язычники не упражнялись в девстве, иудеи не дозволяли его, потому что многочадие почитали благословением. Итак, поскольку в то время невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту, апостол повелевает рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, кто чтил целомудрие». 278 7) Епископ должен «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим.3:7 ). Апостол требует от кандидатов на епископство такой внутренней чистоты, чтобы и враги христиан – «внешние» (язычники – ср. 1Кор.5:12 ; Кол.4:5 ; 1Фес.4:12 ) – давали о нем добрый отзыв. В православной Церкви о нравственных качествах кандидатов на священные степени требуется обязательно доброе свидетельство от соответствующих учреждений и лиц. 8) У православных, кроме епископов, пресвитеров и диаконов, есть патриархи, митрополиты, архиепископы, протопресвитеры и проч. Эти наименования означают особые заслуги и достоинства иерархических лиц, но не степени священства. Ср. «Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами» ( Гал.2:9 ), «знаменитые» ( Гал.2:6 ), «знаменитейшие» ( Гал.2:2 ). 1 Вселенские соборы: Никейский (в 325 г.), Константинопольский (в 381 г.), Ефесский (в 431 г.), Халкидонскиий (в 451 г.), Константинопольский (в 551 г.), Константинопольский (в 680 г.) и Никейский (в 787 г.). Поместные соборы: Анкирский (в 314 г.), Неокесарийский (между 314 и 325 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г), Лаодикийский (в 343 г.), Сердикский (в Сердике, ныне Софии, в 343 г.), Карфагенский (в 419 г.), Констатитинопольский (в 861г.) и Константинопольский (в 879 г.). Никодим еп. Правила правосл. Церкви с толкованиями. Том 1-й. Перев. с серб. 1911 г., стр. 8–32. 10 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». 23 Секта баптистов. Основателем секты баптистов, которые вначале назывались анабаптистами (перекрещенцами), был ученик Мартина Лютера Николай Шторк, который с своим другом Фомою Мюнцером произвел религиозно-политическую революцию в Германии, известную под именем «Великой крестьянской войны» и стоившей человечеству более ста тысяч жертв. Мюнцер, взятый в плен, был обезглавлен в 1525 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010