Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНВЕРСЫ [лат. conversi - обратившиеся], в широком смысле слова все христиане, принявшие крещение в сознательном возрасте; в IV-VII вв. К. называли мирян, решивших вести более строгую духовную жизнь, оставаясь в миру (синоним religiosi). Строгих канонических правил в отношении К. в отличие, напр., от пенитентов (публично кающихся) разработано не было. Сальвиан Массилийский упоминает К. между пенитентами и вдовицами церковными и девами ( Salvian. Ep. 9. 10-11// Salviani Opera omnia/Ed. F. Pauly. W., 1883. P. 220. (CSEL; 8)). Вероятно, одним из критериев для выделения К. в особую группу было то, что они состояли в браке, продолжали жить в своих домах и не меняли рода деятельности. Но, даже состоя в браке, К., видимо, воздерживались от супружеских отношений (отсюда их др. наименование - continentes ( Victricius Rothomagensis. De laude sanctorum. 3//PL. 20. Col. 445-446)). К. отличала особая одежда коричневого или черного цвета ( Julianus Pomerius. De vita contemplativa. II 4. 1//PL. 59. Col. 448; Greg. Magn. In Ezech. I 8//PL. 76. Col. 889; Ruricii Ep. 2. 32//CSEL. 21. P. 415; ср.: Caes. Arel. Reg. ad virg. 5 (4); 19-й канон Аврелианского (Орлеанского) Собора (549) - Concilia Galliae A. 511 - A. 695/Ed. C. le Clercq. Turnhout, 1963. P. 155). К. вели благочестивый образ жизни: постоянно постились, молились и совершали дела милосердия ( Ruricii Ep. 2. 15//CSEL. 21. P. 395). Они могли участвовать в покаянных обрядах, подобно пенитентам, но добровольно, при этом не отделялись от верных. Вероятно, к К. принадлежал Кассиодор (PL. 70. Col. 1240, 1322). Спустя какое-то время К. могли вступить в клир и принять сан (22-й канон Аравсионского (Оранжского) Собора 441 г. разрешает поставлять диаконами женатых мужчин только после того, как они стали К.; 16-й канон Собора в Агате (ныне Агд) 506 г. уточняет, что в этом случае К. должны стать оба супруга; ср.: Caes. Arel. Serm. 1. 14). В Испании эта категория существовала по крайней мере до араб. завоевания (711) (в Liber Ordinum встречается чин благословения К.- Ordo conversorum conversarumque, согласно к-рому К.-мужчины получали тонзуру, а женщины должны были носить особую одежду, см.: Le Liber ordinum en usage dans l " Église wisigothique et mozarabe d " Espagne du cinquième au onzième siècle/Éd. M. Férotin. P., 1904. P. 82-85).

http://pravenc.ru/text/1841878.html

и августинизмом и несводимой к этим крайностям (см.: Ogliari. 2003. P. 91-106; Уивер. 2006. С. 62-69). Отвечая на письма Проспера и Илария, блж. Августин в сочинениях «О предопределении святых» (De praedestinatione sanctorum; CPL, N 354) и «О даре пребывания» (De dono perseverantiae; CPL, N 355), написанных в 428-429 гг., повторял и усиливал основные тезисы собственного учения о благодати (подробнее о содержании см.: Ogliari. 2003. P. 153-183; Уивер. 2006. С. 69-91). При критике взглядов оппонентов блж. Августин исходил из фундаментальной убежденности в том, что никакие заслуги человека не могут предшествовать благодати. Понимая под заслугами не только поступки, но и волю, желания, намерения, веру и т. д., блж. Августин считал, что допущение любых вознаграждаемых Богом человеческих заслуг ведет к П., т. е. к умалению и отвержению значения благодати (см.: Aug. De praedest. sanct. 18. 37; Idem. De dono persev. 8. 16; 16. 41). Поскольку благодать всегда подается «даром», только Бог заранее определяет, кому она будет дана и кто благодаря ей будет спасен. Как начало веры, т. е. первоначальное обращение человека к Богу, так и пребывание в добре до конца жизни всецело зависят от благодати, подаваемой согласно предопределению, а не согласно предведению (см.: Idem. De praedest. sanct. 2. 5; 8. 16; 10. 19; 18. 36; 21. 43; Idem. De dono persev. 7. 14; 13. 32-33; 18. 47; подробнее о концепции предопределения см.: Ogliari. 2003. P. 303-402). В последних антипелагианских сочинениях блж. Августина была представлена система взаимосвязанных богословских убеждений, исключавшая для ее сторонников возможность к.-л. доктринальных уступок и компромиссов, поэтому получение этих сочинений в Юж. Галлии не разрешило, а лишь усилило споры. После кончины блж. Августина в авг. 430 г. его последователи вновь и вновь возвращались к полемике с оппонентами и добивались от Римских епископов признания т. зр. блж. Августина офиц. учением Западной Церкви. Третий этап пелагианских споров: П. и полупелагианство от III Вселенского Собора (431) до Аравсионского Собора (529)

http://pravenc.ru/text/2579902.html

45. 5; 126. 5; 161. 1; 227. 1). Благодать, данная в крещении, делает возможной добрую волю, пребыванию в к-рой содействует, но не обеспечивает благодать, подаваемая впоследствии. Пребывание в добре до конца К. в отличие от блж. Августина не понимает как необходимое следствие божественного предопределения. Так, Иаков и Исав , боровшиеся во чреве Ревекки , по его толкованию, представляют собой 2 группы людей - добрых и злых, которые борются друг с другом в «утробе» Церкви. Иными словами, Иаков и Исав представляют тех, кто существуют между крещением и Страшным Судом, когда одни следуют добру, а другие - злу. Их окончательная судьба пока не решена, ибо, как настаивает К., для злых все еще остается возможность посредством покаяния и благодати перейти на сторону добрых (Ibid. 86. 2-5). Оказавшись на стороне последних, человек должен бороться за то, чтобы пребывать в добре с помощью благодати, помня, что «претерпевший до конца спасется» (ср.: Мф 10. 22; Caes. Arel. Serm. 156. 6; 209. 3; 233. 2; 234. 2). Т. о., согласно К., вечную судьбу человека в конечном счете определяют его собственные усилия, направляемые к добру и поддерживаемые благодатью ( Уивер. 2006. С. 278). Вместе с тем в «Сочинении о благодати», где К. намеренно избегает вопроса о предопределении, рассуждая о совершенной незаслуженности дара благодати, он все же воспроизводит августиновский ответ на вопрос о том, почему одним Бог дает благодать, а другим - нет: суд Божий столь таинственен и возвышен (occultus et altus), что его нельзя объять мыслью, а Его решения (judicia) хотя и непостижимы, но всегда справедливы ( Caes. Arel. Op. de grat.// Morin. 1942. P. 162-163; Serm. 101. 5). В «Определении веры» Аравсионского Собора 529 г., составленном К., фактически утверждается синергия человеческого действия и благодати после крещения: «После принятия благодати крещения все крещеные при помощи и содействии Христа (Christo auxiliante et cooperante) могут и должны (possint et debeant) делать то, что относится к спасению души» ( Morin.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

Во-первых, «августинизмом» может быть названа реципированная Католической Церковью совокупность фундаментальных философско-богословских убеждений самого блж. Августина, предложенных им путей решения фундаментальных богословских вопросов о природе и свойствах Бога, о Св. Троице, о Боговоплощении и спасении, о грехе и благодати, о Церкви и государстве и т. п. В этом отношении богословие любого католического средневекового теолога до середины XIII в. может быть названо августинизмом, поскольку никакой альтернативы фундаментальному богословию блж. Августина для католика этого времени попросту не существовало; единственной альтернативой было впадение в ересь и разрыв с Католической Церковью. Хотя формально о признании ряда принципиальных положений богословской системы блж. Августина вероучением католической Церкви можно говорить лишь после Тридентского собора (1545–1563), неформальный статус блж. Августина как «учителя Церкви» закрепился уже в ближайшие века после его смерти и ко времени расцвета средневековой схоластики был непререкаемым. На рубеже XIII и XIV вв. это было засвидетельствовано литургически: na na Бонифаций VIII (1294–1303) постановил совершать так называемую «двойную память» 235 12 апостолам, четырем евангелистам и четырем «учителям Церкви» (doctores Ecclesiae): блж. Августину, свт. Амвросию, еп. Медиоланскому, блж. Иерониму Стридонскому и свт. Григорию Великому , Папе Римскому 236 . Даже наиболее спорный раздел августиновской теологии, учение о благодати и предопределении, в результате полупелагианских споров V–VI вв. было реципировано Католической Церковью как истинное выражение церковной веры и после подтверждения канонами Второго Оранжского (Аравсионского) собора (529) более не подвергалось прямой критике. Если среди средневековых теологов X–XIII вв. и были отдельные лица, несогласные в чем-то с блж. Августином, максимальным выражением этого несогласия мог быть лишь отказ от обсуждения неких принципиальных тем августиновского богословия, своеобразная «фигура умолчания», но ни в коем случае не прямое несогласие и полемика с блж. Августином 237 . Таким образом, в своих богословских основаниях все средневековое мышление до XIII в. было августинизмом в широком смысле, хотя при решении периферийных вопросов теологии и философии некоторые авторы могли довольно далеко отходить от воззрений блж. Августина и развивать собственные оригинальные концепции.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИФАЦИЙ II Бонифаций II. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Бонифаций II. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (до 476, Рим - 17.10.532, там же), папа Римский (22 сент. 530 - 17 окт. 532). Согласно Liber pontificalis , сын гота Сигибальда, или Сигисвульда, первый папа герм. происхождения. Когда он был архидиаконом, папа Феликс III назначил его своим преемником, дабы избранием на Римскую кафедру гота предотвратить конфликт с остгот. королем, особенно вероятный, если бы папой был избран сторонник вытеснения остготов из Италии с помощью визант. армии. Этот выбор приняла лишь нек-рая часть духовенства, др. же, принадлежавшая к провизант. партии, выдвинула в качестве кандидата на Римский престол диак. Диоскора из Александрии (см. Диоскор , антипапа), что стало причиной раскола, к-рый завершился со смертью Диоскора в окт. 530 г. На Соборе 27 дек. 530 г. Б. осудил действия Диоскора, а 6 священников, бывших его приверженцами, принесли публичное покаяние. Укрепив свое положение, Б. также решил назначить себе преемника - диак. Вигилия (впосл. папа Римский Вигилий ), но в дальнейшем, осознав, что недопустимо предотвращать политические конфликты неканоническими действиями, на Соборе, созванном в Риме, отказался от своего намерения и торжественно сжег документ с подписями духовенства в пользу Вигилия, признав т. о., что назначение преемника не соответствует церковному праву. Б. поддержал несправедливо смещенного К-польским патриархом Епифанием еп. Ларисского Стефана, при этом еще раз подтвердив юрисдикцию Рима над Иллириком. Из сохранившегося эпистолярного наследия Б. наибольшее значение имеет послание от 25 янв. 531 г., к-рым он утвердил решения II Аравсионского Собора (Юж. Галлия), созванного Кесарием , еп. Арелатским, в 529 г. для борьбы с полупелагианством . Соч.: PL. 65. Col. 29-48. Ист.: LP. Vol. 1. P. 281-284; Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 111-112; Vol. 2. P. 694, 737. Лит.: Harnack A. von. Der erste deutsche Papst und die beiden letzten Dekreten des römischen Senats//Sitzungsber. d. Deutschen Akad. d. Wiss. zu Berlin: Phil.-hist. Klasse. 1924. S. 24-42; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 142-145; Pontal O. Histoire des conciles mérovingiens. P., 1989. P. 75-99; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 80-82. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153077.html

M. Magistretti. Mediolani, 1894. P. 112-113). Также этот термин мог относиться к послекрещальному причащению ( Alzati C. Prassi sacramentale e «Militia Christi»//Aevum. 1993. Vol. 67. Fasc. 2. P. 313-331). Галлия Для изучения послекрещальных обрядов галликанской традиции большое значение имеет толкование соборных постановлений V-VI вв. Так, в 3-м и 4-м правилах Регийского Собора 439 г. среди обязанностей епископа называется К. новокрещеных (confirmare neophytos) (CCSL. 148. P. 67-68). Это же выражение встречается и в постановлении III Арелатского Собора (между 449 и 461) (Ibid. P. 133). Парижский Собор 573 г. использует выражение infantes confirmare (CCSL. 148A. P. 213). Во 2-м правиле I Аравсионского Собора 441 г. впервые используется не глагол, а существительное confirmatio в контексте литургического обряда: помазание хризмой должно совершаться только один раз, независимо от того, кто совершает чин крещения; при «конфирмации» необходимо напоминать епископу о тех, кто не были помазаны при крещении; при этом 2-е помазание (видимо, с намеком на рим. практику) называется излишним (Ibid. P. 78). 3-е правило Вазионского Собора 442 г. предписывает пресвитерам и диаконам просить хризму перед Пасхой у своего епископа (Ibid. P. 97; аналогичное правило в Statuta Eccl. antiq. 87; Collectio Vetus Gallica. 61// Mordek H. Kirchenrecht und Reform im Frankreich: Die Collectio Vetus Gallica, die älteste systematische Kanonessammlung des Fränkischen Gallien: Studien u. Ed. B.; N. Y., 1975. S. 587). 16-е правило Эпаонского Собора 517 г. говорит о том, что пресвитер может совершать «конфирмацию» еретиков (CCSL. 148A. P. 28), тогда как Парижский Собор 573 г. предписывает это только епископу (Ibid. P. 213). В исследовательской лит-ре существует неск. гипотез относительно значения выражений confirmare и confirmatio в этих источниках. Одни полагают, что речь идет о возложении рук епископом. Другие считают возможным видеть здесь послекрещальное помазание (единственное или 2-е), совершаемое именно епископом.

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОНИФАТИЙ II РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бонифаций II. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Вонифатий II (Бонифаций, лат. Bonifatius; + 532 ), папа Римский , первый папа германского происхождения Родился до 476 года в Риме . Согласно Liber pontificalis, был сыном гота Сигибальда, или Сигисвульда. Когда он был архидиаконом , папа Феликс III назначил его своим преемником, дабы избранием на Римскую кафедру гота предотвратить конфликт с остготским королем, особенно вероятный, если бы папой был избран сторонник вытеснения остготов из Италии с помощью византийской армии. Поставлен на папский престол 22 сентября 530 года. Его признала лишь некоторая часть духовенства, другая же, принадлежавшая к провизантийской партии, выдвинула в качестве кандидата на Римский престол диакона Диоскора из Александрии , что стало причиной раскола, который завершился со смертью Диоскора в октябре 530 года. На Соборе 27 декабря 530 года Вонифатий II осудил действия Диоскора, а шесть священников, бывших его приверженцами, принесли публичное покаяние. Укрепив свое положение, Вонифатий II также решил назначить себе преемника - диакона Вигилия , но в дальнейшем, осознав, что недопустимо предотвращать политические конфликты неканоническими действиями, на Соборе, созванном в Риме, отказался от своего намерения и торжественно сжег документ с подписями духовенства в пользу Вигилия, признав т. о., что назначение преемника не соответствует церковному праву. Вонифатий II поддержал несправедливо смещенного Константинопольским патриархом Епифанием еп. Ларисского Стефана , при этом еще раз подтвердив юрисдикцию Рима над Иллириком . Из сохранившегося эпистолярного наследия Вонифатия II наибольшее значение имеет послание от 25 января 531 года, которым он утвердил решения II Аравсионского Собора (Юж. Галлия), созванного Кесарием, еп. Арелатским, в 529 году для борьбы с полупелагианством. Скончался 17 октября 532 года. Сочинения Литература Использованные материалы Редакция текста от: 09.01.2022 12:35:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680853.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АРАВСИОНСКИЙ СОБОР 529 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru II Аравсионский (Оранжский) Собор Собор созван по инициативе председательствовавшего на нем свт. Кесария, еп. Арелатского , по вопросу о соотношении свободы воли и Божественной благодати . Иером. Серафим (Роуз) писал о предпосылках Собора: " К началу VI-ro века спор о благодати сконцентрировался вокруг критики учения святого Фавста , чей " маленький крючок " свободной воли продолжал тревожить по-прежнему чрезмерно логических последователей Августина . Вся полемика, в конце концов, завершилась в значительной мере благодаря усилиям одного человека, чья позиция особенно способствовала окончательному примирению двух партий. Св. Кесарий, митрополит Арльский , питомец Лиринского монастыря, отличался строгостью подвигов, был последователем аскетического учения святого Фавста, которого он никогда не переставал называть святым; но в то же время, он весьма почитал и горячо любил блаженного Августина " . Открытие Собора состоялось 3 июля 529 года. Состав Собора В Соборе участвовали 14 епископов. Известные участники Собора: Деяния Собора Собор принял 25 правил и «Определение веры» (Definitio Fidei) , в основу которых были положены «Главы» (Capitula) папы Феликса IV (III) против Пелагия , Целестия , Юлиана, еп. Экланского , и Фавста Регийского , направленные свт. Кесарию накануне Собора. В постановлениях Собора, каждое из которых сопровождается цитатой из блаженного Августина , заметно стремление утвердить авторитет иппонского святителя, который еще в конце V века ставился под сомнение, напр. Фавстом Регийским . Вместе с тем Собор осудил многие положения учения о Божественной благодати прп. Иоанна Кассиана (хотя его имя и не называется). Если прп. Иоанн Кассиан допускал наличие в человеке волеизъявления к добру, которое действует совместно с необходимой для спасения благодатью , то Собор четко заявил, что после грехопадения " так поколеблена и умалена (inclinatum et adtenuatum) была свободная воля, что никто после этого не может ни любить Бога как должно, ни верить в Бога, ни творить ради Бога добро, если на него прежде не снизойдет Божественная благодать " . Иоанн Кассиан допускал как предшествующее действие благодати, побуждающей к добру, так и последующее благому изволению. Согласно же постановлениям Собора, " во всяком благом деле не мы начинаем и после этого получаем помощь Божиего милосердия, но Он прежде вдохновляет нас к вере и Своей любви " . Собор делает важное разъяснение этого утверждения, согласно которому не умаляется значение христианского подвига и принятие благодати верующими связывается с сакральной жизнью Церкви: " После принятия посредством Крещения благодати, все крещеные, если они хотят благочестиво подвизаться, с помощью и содействием Христа могут и должны исполнить то, что служит ко спасению души " .

http://drevo-info.ru/articles/2037.html

В 20-х гг. VI в. как из-за дисциплинарных мер свт. Кесария Арелатского, стремившегося укрепить свою власть как папского викария и первенствующего епископа Галлии, так и из-за богословских расхождений обострились разногласия между его сторонниками и другими галльскими иерархами. Основная часть галльского духовенства отвергала учение блж. Августина о благодати, свободной воле и предопределении, следуя «полупелагианской» позиции, наиболее последовательно выраженной св. Фавстом († до 500), еп. Рейским. Свт. Кесарий Арелатский занимал компромиссную позицию: вслед за блж. Августином он признавал основополагающее значение божественной благодати для зарождения веры в человеческой душе и для совершения добрых дел, но отвергал его учение о предопределении человека к спасению или к проклятию. В проповедях святитель утверждал, что всякий христианин, творящий добрые дела, может достичь спасения ( Klingshirn. 1994. P. 142-143). Противники свт. Кесария Арелатского объединились вокруг Вьеннского еп. Юлиана, чья кафедра находилась на подконтрольных бургундам, а затем франкам землях. Вероятно, ок. 528 г. еп. Юлиан созвал Собор в г. Валенция (ныне Валанс). Приглашение получил и Кесарий, к-рый отказался приехать, сославшись на болезнь. Однако в июле 529 г. он возглавил Собор епископов, состоявшийся в г. Аравсион (ныне Оранж) по случаю освящения базилики, к-рую построил для горожан префект претория Либерий. Кроме 14 епископов на Соборе присутствовали 8 высокопоставленных мирян - представителей остгот. администрации Юж. Галлии. Участники Собора приняли ряд канонов, которые в основном соответствовали рекомендациям, полученным от Папского престола; к этим канонам были добавлены предисловие и вероучительные параграфы, которые составил Кесарий Арелатский. Собравшиеся в Аравсионе епископы поддержали умеренную позицию святителя, подтвердив его мнение о соотношении божественной благодати и человеческой воли и отвергнув учение блж. Августина о предопределении каждого человека ко злу и к гибели или к добру и спасению. Вероятно, вскоре после Аравсионского Собора состоялся Собор в Валенции, на к-рый свт. Кесарий направил делегацию во главе с К., «великим и славным предстоятелем Телонским» (Vita Caesarii. I 60//Vie de Césaire d " Arles. 2010. P. 232). О постановлениях Собора известно только из Жития свт. Кесария. Вопреки решениям Аравсионского Собора участники Собора в Валенции поддержали традиционную для галльского духовенства т. зр., согласно которой вера исходит из природы человека, а не от даруемой свыше благодати. В речи к собравшимся епископам К. изложил «истинное и очевидное учение, соответствующее апостольскому преданию», призвав согласиться с вероучительным определением, принятым в Аравсионе. Согласно Житию свт. Кесария, со временем противники святителя признали его правоту, поскольку его позицию поддержал папа Римский Бонифаций II (530-532).

http://pravenc.ru/text/1684734.html

718 Титул consularis, который прежде носили бывшие консулы, в эту эпоху означает губернатора провинции. 721 Письмо датируется июнем 392 г. Император Валентиниан II (371–392 гг.) был убит в Виенне (недалеко от совр. г. Лиона, Франция) 15 мая того же года, его тело вскоре было перенесено в Медиолан. Точная дата перенесения неизвестна, однако известно, что оно оставалось не погребенным в течение двух месяцев (см.: ob. V. 49). 725 Это могли быть епископы Фебадий Агенский, Делфин Бурдигальский, Констанций Аравсионский; легат Галлии на Аквилейском соборе 381 г. Прокл Массилийский, второй легат на том же соборе Юст Лугдунский (Gest. conc. Aquil. epist. 1) (см.: Banterle. P. 247). 727 Указание на события 388 г., когда Феодосий, разгромив узурпатора Магна Максима, восстановил власть Валентиниана. 728 Порфир – близкий к граниту камень темно-красного цвета, высоко ценившийся и использовавшийся для украшения роскошных зданий. 731 «Сыном» Феодосия Валентиниан называется по разнице в возрасте: Феодосий родился в 347 г. и был на 24 года старше Валентиниана. В 387 г. Феодосий женился на его сестре Галле. 732 Евсевий, по-видимому, тот самый житель Бононии, к которому обращен трактат «О наставлении девы». Мавристы называют его отцом Фавстина, адресата epist. 8, и дедом «маленького Фавстина». Евсевию также адресовано epist. 38, в котором упоминаются и другие члены семьи. 734 Возможно, подразумевается Остия, которая, находясь в устье Тибра, являлась морской гаванью для Рима, портом. Читать далее Источник: Собрание творений : на латинском и русском языках/свт. Амвросий Медиоланский ; [пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой ; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2012-./Т. 4, ч. 1/Письма (1-53). - [пер. с лат. Т. Л. Александровой, Е. В. Матеровой, Н. А. Кульковой ; сост., предисл.: Кулькова, Н. А.]. - 2014. - 480 с. ISBN 978-5-7429-0883-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010