Если мы скажем Богу всю правду, попросим у Него прощения, сокрушимся всем сердцем, то благодать Божия не оставит нас, и «наши души убелятся паче снега», отметил Франциск. «Вчера я получил письмо от одного священника из Бергамо, который просил молиться за врачей в Берггамо, Тревильо, Брешиа, Кремоне, – сказал далее понтифик. – Эти люди отдают свои жизни, чтобы помочь больным, чтобы спасти жизни других». Глава Римско-Католической Церкви также попросил верующих молиться за власти. Нынешний санитарный кризис стал для них тяжелым испытанием, «и часто они сталкиваются с непониманием». В целом, говоря о врачах, больничном персонале, добровольцах и представителях властей, Папа назвал их «столпами, которые помогают нам идти вперед и защищать себя в условиях этого кризиса». В тот же день, 20 марта, Апостольская пенитенциария – ватиканский трибунал, предоставляющий, в частности, диспенсации от сакраментальных препятствий, – объявила, что в регионах, боле всего пораженных эпидемией коронавируса, отпущение грехов может быть «коллективным и без предварительной индивидуальной исповеди». Хотя «ординарным способом» совершения таинства покаяния является индивидуальная исповедь, кодекс канонического права допускает, что в случае «неминуемой угрозы смерти» или же по причине «острой необходимости» разрешение грехов может преподаваться «коллективно и без индивидуальной исповеди». Изучив нынешнюю ситуацию в мире, Апостольская пенитенциария сочла, что в регионах, где свирепствует коронавирус сложились обстоятельства, в которых может применяться вышеназванная диспенсация. При этом конкретное решение по данному вопросу должен принимать епархиальный епископ после консультаций со своими коллегами по национальной епископской конференции, отметили в Ватикане. Принимая это решение он, в первую очередь, должен руководствоваться «высшим благом спасения душ». Что касается кающихся, то после получения такого «коллективного» разрешения, они должны иметь твердое намерение – когда представится возможность –  рассказать на исповеди о своих тяжких грехах.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Павел V, папа Римский. Бронзовая медаль. 1617 г. Мастер Дж. А. Моро (музей Метрополитен, Нью-Йорк) (17.09.1552, Рим - 28.01.1621, там же; до избрания папой - Камилло Боргезе), папа Римский (с 16 мая 1605). Происходил из знатного сиенского рода Боргезе. Отец, Маркантонио Боргезе (1504-1574), был юристом; не позднее 1537 г. он переселился в Рим, с 1545 г. служил в коллегии адвокатов консистории, с 1555 г.- декан коллегии. В 1548 г. Маркантонио Боргезе женился (это был 2-й брак) на представительнице знатного рим. рода Фламинии Асталли; Камилло Боргезе был их 1-м ребенком. Он с детства был определен на церковное служение; в 16 лет посвящен в клирики (17 сент. 1568). Камилло учился, вероятно, в ун-те Перуджи, в 1569 г. получил степень д-ра рим. и канонического права (utriusque iuris) в Римском ун-те. В том же году поступил на службу в Римскую курию на должность консисториального адвоката. Референдарий Апостольской сигнатуры юстиции (сент. 1572), викарий базилики Санта-Мария-Маджоре (авг. 1577), датарий трибунала Апостольской пенитенциарии (сент. 1581), референдарий обоих трибуналов Апостольской сигнатуры (июль 1586), вице-легат в Болонье (осень 1588 - апр. 1591). В 1590 г. унаследовал от младшего брата Орацио Боргезе (1553-1590) должность аудитора Апостольской палаты, в связи с чем весной 1591 г. Камилло Боргезе вернулся в Рим. В связи с назначением викарием базилики Санта-Мария-Маджоре 8 сент.- 20 окт. 1577 г. получил посвящение в младшие чины, в субдиакона и диакона, 20 окт. 1577 г. был рукоположен во пресвитера. Пользовался расположением папы Римского Климента VIII (1592-1605). Осенью 1593 г. папа направил Боргезе как частного посланника ко двору испан. кор. Филиппа II (1556-1598) для переговоров об организации активных боевых действий против Османской империи . После возвращения Боргезе в Рим папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера (5 июня 1596); Боргезе получил рим. ц. Сант-Эусебио (21 июня 1596), позднее ц. Санти-Джованни-э-Паоло (10 марта 1599) и ц. Сан-Кризогоно (22 апр. 1602). Избран епископом Ези (14 апр. 1597; рукоположен 27 мая того же года в Сикстинской капелле папой Климентом VIII; отказался от кафедры 2 авг. 1599). Секретарь Конгрегации рим. инквизиции (1602-1605), генеральный викарий г. Рима (с июня 1603). После смерти Климента VIII участвовал в конклаве, на к-ром был избран папа Римский Лев XI (1-27 апр. 1605). После его скоропостижной кончины на новом конклаве (8-16 мая 1605) Боргезе был избран на Папский престол. Он обошел кард. Ц. Барония (в предпоследнем туре голосования 13 мая он получил 11 голосов, как и Боргезе) и кард. Р. Беллармина . Боргезе взял имя Павел в честь папы Римского Павла III (1534-1549), покровительствовавшего его отцу. 29 мая состоялась папская коронация в базилике св. Петра, 6 нояб.- церемония папской интронизации в Латеранской базилике.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

– и второго, полномочного в отношении т.н. секулярных институтов. – Конгрегация католического образования (семинарий и учебных заведений) ( Congregatio de Institutione Catholica / de Seminariis atque Studiorum Institis ) Эта Конгрегация восходит к Конгрегации по делам Римского университета (Congregatio pro Universitate Studio Romani), учреждённой Папой Сикстом V-м 22 января 1588 г. для руководства образованием в Римском университете и в наиболее известных католических университетах того времени. Её полномочия в отношении учебных заведений распространяются на весь католический мир, кроме местностей, находящихся в ведении Конгрегации по делам Восточных Церквей и Конгрегации евангелизации народов. Она состоит из трёх служб: – первая заботится об управлении семинариями, о дисциплине в них и о распоряжении их имуществом; – вторая следит за Университетами, факультетами, атенеями и всеми прочими видами католических высших учебных заведений или групп; – третья заботится об учреждении приходских и диоцезальных школ и следит за всеми католическими школами. 2 . 3 Суды – Апостольская Пенитенциария ( Paenitentiaria Apostolica ) Для снятия цензур и предоставления диспенсаций, сохраняемых за Верховным Первосвященником, с конца XII-ro века существовал «Кардинал, принимающий исповеди вместо Папы» (Cardinalis qui confenssiones pro Papa recipit). При папе Гонории III-м (1216–1227 гг.) он стал называться Пенитенциарием (Paenitentiarius). Апостольская Конституция Paster Bonus гласит, что в полномочия Апостольской Пенитенциарии входят все вопросы, относящиеся к области внутренней подсудности (forum internum), в том числе и не имеющей отношения к таинствам. Поэтому она располагает не судебной, а административной и исполнительной властью. Она заведует также порядком предоставления и использования индульгенций. Её возглавляет Старший Кардинал-Пенитенциарий (Cardinalis Paenitentiarius Maior). – Верховный Суд Апостольской Сигнатуры ( Supremum Tribunal Signaturae Apostolicae ) В веке Верховные Первосвященники пользовались услугами особых секретарей (referendarius), готовивших ответы Папы на прошения, где должна была стоять подпись (signatura) Святейшего Отца. Эго могли быть дела, требующие правосудия (iustitia) или милости (gratia). Претерпев разнообразные реформы, в настоящее время Апостольская Сигнатура делится на три секции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Завершение схизмы в католической Церкви и возвращение Папского престола в Рим мало способствовало разрешению одного из крупнейших международных конфликтов средневек. Европы - Столетней войны (1337-1453). Триумфальные кампании англ. кор. Генриха V (1413-1422) в Нормандии, подкрепленные его дипломатическим успехом, привели к подписанию мира в Труа (1420), по к-рому англ. монарх признавался законным наследником франц. короны и регентом при больном франц. кор. Карле VI Безумном (1380-1422). Отказ М. признать условия этого договора позволил впосл. его преемнику папе Римскому Евгению IV (1431-1447) на Базельском Соборе провозгласить Карла VII законным королем Франции (1434). После смерти антипапы Бенедикта XIII в мае 1423 г. при поддержке Альфонса V, кор. Арагона, был избран др. испанец, антипапа Климент VIII (1423-1429). Ввиду того что М. отверг условия Альфонса V, предусматривавшие расширение королевских полномочий по распоряжению бенефициями и церковными доходами в его владениях, король отказался принять при дворе папского легата и запретил подданным обращаться в Рим. В результате переговоров (с 1427) папскому легату кард. Пьеру де Фуа удалось склонить Альфонса V к соглашению; значительную помощь в переговорах ему оказал королевский секретарь каноник Альфонсо (Алонсо) де Борха (папа Римский Каллист III в 1455-1458). После этого Альфонс V принудил Климента VIII отказаться от претензий на папскую тиару; поддерживавшие его кардиналы и гр. Жан IV д " Арманьяк также признали главенство М. Одной из важнейших задач М. была реформа папской курии, прежде всего объединение 3 курий, действовавших во время схизмы,- римской, авиньонской и пизанской. В целом папа стремился выполнять требования, выдвинутые Констанцским Собором: уменьшить число куриальных чиновников, исправить нравы в курии, отказаться от продажи должностей, исключить из курии мирян и т. д. Так, если в кон. 10-х гг. XV в. среди персонала 3 курий насчитывалось 18 секретарей, то к кон. 30-х гг. их осталось 4. Количество референдариев, ограниченное Констанцским Собором, при М., напротив, заметно выросло; утвердилось распределение референдариев между канцелярией милости (cancellaria gratiae) и канцелярией правосудия (cancellaria iusticiae), отвечавшими соответственно за разбор просьб и жалоб. В 1418-1420 гг. М. учредил в качестве самостоятельного органа датарию апостольскую , занимавшуюся распределением бенефициев и выдачей папских диспенсаций, а также реформировал апостольскую пенитенциарию и установил требование для адвокатов консистории не менее 3 лет преподавать право в ун-те. Буллой «In apostolicae dignitatis specula» от 1 сент. 1418 г. папа начал преобразования служб курии (писцов, аббревиаторов и т. д.) и трибунала Римской Роты (см. Rota Romana ); др. меры по упорядочению деятельности Римской курии, прежде всего в сфере судебных дел, были зафиксированы в буллах «Statuimus» (от 7 апр. 1421) и «Romani Pontificis providentia» (от 1424).

http://pravenc.ru/text/2562420.html

По отношению к протестантам требования более жесткие как в отношении участия в богослужении, так и в отношении крестных. Нормы эти постоянно изменяются. Епископство признается у католиков высшей степенью священства. Чин епископа вместе с папой называется преемствующим апостольской коллегии. Сами епископы именуются преемниками апостолов. Вместе с папой епископы осуществляют высшую и полную власть над всей Церковью настолько, насколько они находятся в единстве с папой. В этом отношении папское полновластие по-прежнему абсолютно, то есть в случае каких-либо разногласий между епископатом и папой с точки зрения католической доктрины носителем власти, учительства, авторитета останется только папа, а не епископат в сколь угодно большом числе Римско-католической церкви. Епископы продолжают вместе с папой основную миссию апостолов – учить, освящать и пастырствовать. За епископом признается право судебных и законодательных решений в пределах епархии при условии, что эти решения не будут противоречить установкам вышестоящих церковных органов. При этом даже регулярным порядком папа сохраняет за собой решение ряда вопросов, которые изъяты из компетенции епископов. В частности им не разрешается давать духовникам полномочия на отпущение наказания за определенные категории грехов. Эти грехи могут быть отпущены только духовниками верховной апостольской пенитенциарии. Сами епископы не имеют права давать священникам диспенсацию на занятия медициной и хирургией. Правом поставления епископов Римско-католической церкви с XIV в. обладает только папа или другие епископы при выдаче папского мандата на это. Реально папа, конечно, не рукополагает всех епископов Римско-католической церкви, хотя совершает достаточно много епископских хиротоний. Отчасти это облегчается для католиков тем, что, в отличие от нашей практики совершения Таинства рукоположения, когда на одной литургии может быть совершено только одно рукоположение в данную степень священства, то есть максимум три хиротонии на одной литургии: диаконская, священническая и епископская, католический подход допускает одновременное рукоположение сразу многих клириков на одном богослужении, в том числе рукоположение сразу нескольких епископов на одном богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

– чтобы диоцезальный администратор имел также право: – сместить секретаря или нотариусов курии (кан. 485); – дать отпускную грамоту (litterae dimissoriae) , т.е. письменное разрешение на принятие рукоположения от другого Епископа кандидатам в священники (кан. 1018, §§ 1–2). Конференция Епископов может постановить о том, чтобы задачи коллегии консультантов были доверены кафедральному капитулу – в тех диоцезах, где он традиционно сохраняет свой престиж (кан. 502, § 3). 4. Капитул каноников (Capitulum canonicorum) В прошлом капитул каноников был авторитетным органом, игравшим важную роль в управлении диоцезом. Однако с выходом в свет нового Кодекса он потерял значительную часть своего веса, сохранив прежде всего литургическую функцию. Определение ему даётся в кан. 503: 503 Капитул каноников – как кафедральный, так и коллегиальный – есть коллегия священников, в обязанности которой входит совершение наиболее торжественных богослужебных обрядов в кафедральном соборе или в коллегиальной церкви; кроме того, кафедральному капитулу надлежит исполнять обязанности, возложенные на него правом или диоцезальным Епископом. В каждом капитуле согласно положениям его устава (необходимого, по кан. 505), должен быть председатель и прочие должностные лица (назначение каноников является прерогативой Епископа). Во всех капитулах должен быть также каноник-пенитенциарий (paenitentiarius canonicus), обладающий ординарными полномочиями, не подлежащими делегированию, на то, чтобы в области таинств освобождать от цензур (т. е. церковных наказаний), освобождение от которых не сохраняется за Апостольским Престолом (кан. 508). 5. Диоцезальный пастырский совет (Consilium pastorale diocesanum) – Сущность, цели и обязанности Пастырский совет является соборным нововведением: Декрет Christus Dominus, 27е [«Христос Господь»] выразил настоятельное пожелание того, чтобы он был учреждён в каждом диоцезе, однако не обязал к этому юридически. Такой же была позиция Motu proprio Ecclesiae Sanctae [«Святой Церкви») от 6 авг. 1966 г., 1,16; ср.: AAS 58 1966 766–767). Синод Епископов 1971 г. подтвердил факультативность этого учреждения (ср. док. Ultimis temporibus [«В последние времена»] 30 ноября 1971 г., II, 3, в AAS 63 1971 920–921), а окружное послание Конгрегации по делам духовенства Omnes chistifideles, [«Все верующие»] от 15 марта 1972 г., § 6, подчеркнуло важность и необходимость этого органа и обязало каждого Епископа учредить пастырский совет в своём диоцезе, предварительно обсудив этот вопрос на конференции Епископов и тщательно рассмотрев его на совете священников. Директива о пастырском служении священников Ecclesia imago [«Образ Церкви»] от 22 февраля 1973 г. (§ 204) настоятельно рекомендовала учреждение этого органа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

§ 2. При тех же обстоятельствах, о которых говорится в § 1, но лишь для тех случаев, когда невозможно обратиться к местному Ординарию, правом дать диспенсацию пользуются как приходский настоятель, так и делегированный в надлежащем порядке священнослужитель, а также священник или диакон, который ассистирует при венчании согласно кан. 1116, § 2. § 3. В случае грозящей смерти исповедник пользуется правом дать диспенсацию от тайных препятствий в области внутренней подсудности – как во время самого таинства исповеди, так и вне него. § 4. В случае, о котором говорится в § 2, считается, что невозможно связаться с местным Ординарием, если это можно сделать только по телеграфу или телефону. 1080 § 1. Всякий раз, когда о препятствии становится известно в то время, когда всё уже готово к свадьбе и бракосочетание не может без основательных опасений серьёзного ущерба быть отложено до тех пор, пока компетентная власть не даст диспенсацию от этого препятствия, правом предоставлять диспенсацию от всех препятствий, кроме тех, о которых говорится в кан. 1078, § 2, – пользуются местный Ординарий и – если речь идёт о тайном препятствии – все те, кто перечислены в кан. 1079, §§ 2– 3, соблюдая условия, предписанные там же. § 2. Это же право действительно и по отношению к конвалидации брака, если отсрочка будет заключать в себе аналогичную опасность и время не позволит обратиться к Апостольскому Престолу или к местному Ординарию, когда речь идёт о препятствиях, диспенсацию от которых он вправе предоставить. 1081 Приходский настоятель, священник или диакон, о которых говорится в кан. 1079, § 2, должны незамедлительно известить местного Ординария о предоставленной диспенсации в области внешней подсудности; этот факт следует зарегистрировать в книге бракосочетаний. 1082 Если рескрипт Пенитенциарии не содержит иных указаний, то диспенсацию от тайного препятствия, предоставленную в области внутренней подсудности, не имеющей отношения к таинствам, следует зарегистрировать в книге, долженствующей храниться в секретном архиве курии; в этом случае не требуется никакой другой диспенсации в области внешней подсудности, если впоследствии тайное препятствие станет явным. Глава III. О расторгающих препятствиях в частности

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск произвел перестановки в Римской курии 24.09.2013 11:55 Версия для печати Ватикан, 24 сентября. Папа Франциск принял прошение об отставке в связи с достижением канонического возраста Верховного пенитенциария кардинала Мануэла Монтейру де Каштру и назначил на его место кардинала Мауро Пьяченцу, префекта Конгрегации по делам духовенства, сообщает Радио Ватикана . В Конгрегации кардинала Пьяченцу сменит монсеньор Бениамин Стелла, возглавлявший ранее Папскую церковную академию, а советник нунциатуры и сотрудник госсекретариата монсеньор Джампьеро Глодер вступит в должность президента Папской церковной академии. Папа утвердил в должности префекта Конгрегации вероучения монсеньора Герхарда Людвига Мюллера. Утвержден в должности также секретарь Конгрегации монс. Луис Франсиско Ладариа Феррер. Зам. секретаря назначен монс. Джозеф Августин ди Нойа, ранее возглавлявший комиссию “Ecclesia Dei”. Консультантом Папа назначил монс. Джузеппе Шакку, зам. секретаря Верховного трибунала Апостольской сигнатуры.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В разъяснениях католических богословов и канонистов подчеркивалось, что получение полной И. в большинстве случаев практически неосуществимо, т. к. даже 1 незначительный (venialia) грех, не получивший отпущения в таинстве Покаяния, препятствует получению полной И. (см.: DTC. Vol. 7. Col. 1623; DDC. T. 5. Col. 1345-1346). Ввиду этого Кодекс 1917 г. указывал, что полная И. предоставляется т. о., чтобы неспособные получить ее все равно принимали частичную И. (CIC (1917). 926). Кодекс 1917 г. закреплял полную власть относительно И. за папой Римским, к-рому «вверено Христом распределение всей духовной сокровищницы Церкви» (CIC (1917). 912) и к-рый может даровать любые И. для всякого католика. Лишь папе Римскому дано право предоставлять И. для умерших (CIC (1917). 913 § 2); при этом всякая папская И. может быть применима к душам в чистилище (CIC (1917). 930). В решении вопросов практики и условий предоставления И. Римскому папе помогает Апостольская пенитенциария (CIC (1917). 258 § 2), где регистрируются любые папские привилегии относительно И. для всех верующих (CIC (1917). 920). Предоставление И. гл. обр. зависело от наличия юрисдикции (potestate ordinaria), а не сана (CIC (1917). 912). Кардиналы могли давать 200 дней И. на территории, где они обладали юрисдикцией, или в к.-л. институтах, находившихся под их протекцией (титулярные рим. церкви; для кардиналов, являвшихся правящими епископами,- в их диоцезах) (CIC (1917). 239 § 1, 24); зап. патриархи, примасы и архиепископы имели право предоставлять 100 дней И. на территории своих провинций и архиеп-ств (CIC (1917). 274 § 2); епископы, а также апостольские викарии и префекты (даже не будучи епископами) - 50 дней во вверенных им еп-ствах или территориях (CIC (1917). 294 § 2; 349 § 2, 2). Декретом Апостольской пенитенциарии от 20 июня 1942 г. количество предоставляемых дней И. было увеличено, составив для кардиналов 300 дней, архиепископов - 200 дней, епископов, др. ординариев, апостольских викариев и префектов - 100 дней (AAS.

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

Наиболее частой разновидностью Д. являются Д. от брачных препятствий. При этом действует общее правило, по которому Д. возможна только в отношении препятствий по церковному, а не естественному праву. Так, запрещена Д. от препятствий, проистекающих из близкого родства (по прямой линии и до 2-й степени по боковой линии), т. к. с т. зр. католич. каноники речь идет о запрете естественного права (CIC. 1078 § 3). К компетенции Папского престола относятся Д. от следующих препятствий к браку: священный сан, публичный обет безбрачия в ордене или монашеской конгрегации понтификального права, брак убийцы с супругой(-ом) убитого (CIC. 1078). Если речь идет о вопросах совести (закрытом суде, forum internum), Д. отнесена к компетенции Апостольской пенитенциарии . При этом сведения о предоставленной Д. заносятся в секретный архив курии еп-ства на тот случай, если скрытое препятствие подвергнется огласке и возникнет необходимость в Д. в т. н. открытом суде (forum externum). В чрезвычайных случаях местный епископ вправе предоставлять Д. от любых препятствий канонического права (кроме Д. от обета безбрачия). В случае невозможности обратиться в данных условиях к епископу право предоставить Д. получает приходский настоятель, священник или диакон, к-рые ассистируют при совершении бракосочетания (CIC. 1079 § 2). При тех же обстоятельствах право предоставлять Д. от тайных препятствий в области внутренней подсудности (forum internum) принадлежит также духовнику. Лит.: Suarez F. Tractatus de legibus ac Deo legislatore. Lib. 6, 9. Conimbriae, 1612. Madrid, 19712; Corradus P. Praxis dispensationum apostolicarum. Venetiae, 16996; Thomassin L. Ancienne et nouvelle discipline de l " Église touchant les bénéfices et les bénéficiers. P., 1681. Vol. 3. Pt. 2. Cap. 24 (переизд.: Bar-le-Duc, 1867. Vol. 7); Böhmer J. H. Jus ecclesiasticum protestantium. Halle, 17403. T. 4; Collet M. Traité des dispenses en général et particulier. P., 1752-17533. 3 vol.; Stiegler M. A. Dispensation, Dispensationswesen u. Dispensationrecht im Kirchenrecht. Mainz, 1901. Bd. 1; Brys J. De dispensatione in jure canonico. Brugae, 1925; Couty A. Les dispenses en droit canonique//Revue catholique des institutions et du droit. P., 1933. Vol. 71. P. 174-184; Hove A. , van. De privilegiis: De dispensationibus. Mechelen, 1939; Restrepo-Uribe L. De episcoporum ordinaria dispensandi facultate. Medelii, 1939; Villien A. Dispenses//DTC. 1939. Vol. 4. Col. 1428-1440; Naz R. Dispense//DDC. 1949. Vol. 4. Col. 1284-1296; Plöchl W. M. Geschichte des Kirchenrechts. W., 1953-1969. 5 Bde; Feine H. E. Kirchliche Rechtsgeschichte. Köln, 19725. Bd. 1; Commento al Codice di Diritto Canonico/A cura di P. V. Pinto. R., 1985; Vela L. Dispensa//Nuovo dizionario di diritto canonico. Mil., 1993. P. 420-421; Paolis V. , de. Dispensa dagli impedimenti matrimoniali//Ibid. P. 421-424; Chiappetta L. Sommario di diritto canonico e concordatario. R., 1995.

http://pravenc.ru/text/178549.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010