Rota Romana ), ставшей 2-й апелляционной инстанцией (после папы Римского), хотя окончательно ее компетенция в XIV в. так и не была определена. Уточнению и регламентации подверглась деятельность апостольского пенитенциария. В первые годы понтификата И. была проведена реорганизация церковных структур на юге Франции, основной целью к-рой стало дробление крупных еп-ств. В 1317-1319 гг. обширное Тулузское еп-ство было выведено из состава Нарбонского архиеп-ства и возведено в статус архиеп-ства с еп-ствами-суффраганами Монтобан, Риё, Ломбес, Сен-Папуль, Мирпуа и Лавор. Тем самым И. завершил преобразования, начатые папой Римским Бонифацием VIII , к-рый сократил территорию Тулузского еп-ства и основал в 1295 г. еп-ство с кафедрой в г. Памье. Были основаны 2 новых еп-ства под юрисдикцией Нарбонского архиепископа - Лиму и Сен-Понс; разделены епископства Альби (на Альби и Кастр), Ажен (на Кондом и Ажен), Лимож (на Лимож и Тюль) и ряд других. Подобные преобразования способствовали росту эффективности в управлении делами епископств и в организации борьбы с еретиками. На Пиренейском п-ове в 1318 г. была реорганизована церковная пров. Таррагона, к-рая в то время была единственной в кор. Арагон: еп-ство Сарагоса было возведено в ранг архиеп-ства с 5 еп-ствами-суффраганами, 6 диоцезов остались в юрисдикции Таррагоны. В Италии в 1322 г. было создано еп-ство Монте-Кассино. Меры, принятые И., позволили преодолеть кризис в ордене госпитальеров (см. Мальтийский орден ). В 1317 г. рыцари, недовольные политикой магистра ордена Фулька де Вилларе, объявили его низложенным и провозгласили новым магистром Мориса де Паньяка. Фульк де Вилларе и его сторонники были осаждены в замке Линдос на Родосе. И. предписал обоим явиться в Авиньон. В 1317-1319 гг. были приняты меры по реформированию ордена, находившегося на грани финансового разорения и распада: И. подтвердил старые привилегии, ужесточил дисциплину среди госпитальеров, запретил продажу земель, находившихся в собственности ордена, принял меры по погашению долгов.

http://pravenc.ru/text/469712.html

332 § 1. Полную и верховную власть в Церкви Римский Первосвященник обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Первосвященника, уже находящееся в сане Епископа, обретает эту власть с момента принятия [им своего избрания]. Если у избранного нет епископского сана, он должен быть немедленно посвящён в Епископы. В то время, когда Апостольский Престол вакантен, Коллегия Кардиналов не располагает никакой властью юрисдикции, и Кардиналы, возглавляющие ведомства и службы Римской курии, отстраняются от своей должности. Однако остаётся в силе власть Кардинала-Камерленга, Кардинала-Викария города Рима и старшего Кардинала-Пенитенциария. – Власть и прерогативы Верховного Первосвященника Являясь главой католической Церкви, Папа в то же время возглавляет Государство Ватикан. По Латеранским соглашениям, заключённым в 1929 г., Святому Престолу принадлежит небольшой участок территории, который призван обеспечить независимость Верховного Пастыря Вселенской Церкви от какого бы то ни было влияния любой гражданской власти. В то время как внутренняя церковная организация подчиняется нормам канонического права, правление Государством Ватикан подлежит прежде всего особым законам Града Ватикан, а также нормам международного права. «Папский Ежегодник» (Annuario Pontificio) перечисляет следующие титулы Папы Римского: – Епископ Римский; – Наместник Иисуса Христа; – преемник главы Апостолов; – Верховный Первосвященник Вселенской Церкви; – Патриарх Запада; – Примас Италии; – Архиепископ и Митрополит Римской провинции; – Глава Государства Града Ватикан; – Раб Рабов Божиих. Он обладает также правом на особые почётные титулы и знаки отличия и достоинства, как, например, Папа, Его Святейшество, Святейший Отец и т.п. В отношении полного осуществления церковной власти Папа является: – верховным законодателем всей Церкви (и поэтому он подчиняется не церковным законам, а лишь божественному праву); – верховным наставником, обладающим безошибочностью в силу своей должности, когда он в качестве верховного Пастыря и Учителя окончательным образом провозглашает учение о вере или нравах (кан. 749, § 1);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

§ 2. При тех же обстоятельствах, о которых говорится в § 1, но лишь для тех случаев, когда невозможно обратиться к местному Ординарию, правом дать диспенсацию пользуются как приходский настоятель, так и делегированный в надлежащем порядке священнослужитель, а также священник или диакон, который ассистирует при венчании согласно кан. 1116, § 2. § 3. В случае грозящей смерти исповедник пользуется правом дать диспенсацию от тайных препятствий в области внутренней подсудности – как во время самого таинства исповеди, так и вне него. § 4. В случае, о котором говорится в § 2, считается, что невозможно связаться с местным Ординарием, если это можно сделать только по телеграфу или телефону. 1080 § 1. Всякий раз, когда о препятствии становится известно в то время, когда всё уже готово к свадьбе и бракосочетание не может без основательных опасений серьёзного ущерба быть отложено до тех пор, пока компетентная власть не даст диспенсацию от этого препятствия, правом предоставлять диспенсацию от всех препятствий, кроме тех, о которых говорится в кан. 1078, § 2, – пользуются местный Ординарий и – если речь идёт о тайном препятствии – все те, кто перечислены в кан. 1079, §§ 2– 3, соблюдая условия, предписанные там же. § 2. Это же право действительно и по отношению к конвалидации брака, если отсрочка будет заключать в себе аналогичную опасность и время не позволит обратиться к Апостольскому Престолу или к местному Ординарию, когда речь идёт о препятствиях, диспенсацию от которых он вправе предоставить. 1081 Приходский настоятель, священник или диакон, о которых говорится в кан. 1079, § 2, должны незамедлительно известить местного Ординария о предоставленной диспенсации в области внешней подсудности; этот факт следует зарегистрировать в книге бракосочетаний. 1082 Если рескрипт Пенитенциарии не содержит иных указаний, то диспенсацию от тайного препятствия, предоставленную в области внутренней подсудности, не имеющей отношения к таинствам, следует зарегистрировать в книге, долженствующей храниться в секретном архиве курии; в этом случае не требуется никакой другой диспенсации в области внешней подсудности, если впоследствии тайное препятствие станет явным. Глава III. О расторгающих препятствиях в частности

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Папе в управлении Церковью постоянно помогает Римская курия. Она состоит из государственного секретариата или секретариата папы, который, в свою очередь, включает в себя два отдела: по общим вопросам и по сношениям с государствами, а также из конгрегаций, судов и других учреждений (советов, комиссий, комитетов, папских академий и т. п.). Во главе обоих отделов государственного секретариата стоит статс-секретарь из числа кардиналов. Отдел по общим вопросам выполняет функции папской канцелярии, отдел сношений с государствами поддерживает дипломатические отношения Ватикана с другими государствами. В настоящее время в Римской курии состоит девять конгрегаций: вероучения, по делам Восточных Церквей, богослужения и Таинств; канонизации святых, по делам епископов, евангелизации народов, по делам духовенства, по делам институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни; католического образования (семинарий и учебных заведений). В каждую из конгрегаций входят кардиналы, один из которых является её префектом, и другие епископы. Судебные функции в курии исполняют Апостольская пенитенциария, Верховный суд апостольской сигнатуры и суд «Рота Романа». В состав курии входят также папские советы по делам мирян, по содействию христианскому единству, по вопросам культуры, по средствам массовой информации, комиссия по религиозным отношениям с иудаизмом и ряд других советов, комиссий, комитетов и служб. 37.6. Легаты Римский Первосвященник назначает легатов и направляет их в Церкви разных государств и регионов мира, а также аккредитовывает их при государственной власти различных стран, соблюдая при этом нормы международного права. Легаты являются постоянными представителями Римского папы при отдельных Церквях и правительствах. Апостолический Престол в международных учреждениях, на конференциях и ассамблеях представляют также специальные делегаты и наблюдатели. Главная задача папского легата заключается в том, чтобы поддерживать постоянную и надёжную связь между Апостолическим Престолом и Поместными Церквями. Легат информирует папу о состоянии и жизни Церкви; помогает её епископам своими советами; оказывает помощь епископским конференциям в назначении епископов, в установлении приемлемых взаимоотношений между Католической Церковью и другими Церквями и церковным общинами, а также с нехристианскими религиозными общинами, в защите интересов Церкви и Апостолического Престола перед главами государств и в других вопросах. Все эти полномочия он получает от Апостолического Престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Конституция «Indulgentiarum doctrina» установила 20 практических норм, к-рыми упразднялось исчисление частичной И. в днях и годах, сокращалось количество полных И. и отменялись И., связанные с к.-л. святыней или местом (т. н. реальные и локальные), поскольку И. «приобретаются делами верующих, а не благодаря объекту или месту, которые лишь дают возможность получить индульгенцию» (ID. 12). На основе этих норм 29 июня 1968 г. Апостольская пенитенциария выпустила «Enchiridion Indulgentiarum» (Руководство по индульгенциям), где содержатся условия получения И., действующие в наст. время. В новом Кодексе канонического права 1983 г. связанные с И. вопросы рассматриваются в канонах 992-997. В отличие от Кодекса 1917 г. в них не дается подробная регламентация предоставления И., ссылаясь на «предписания, содержащиеся в особых законах Церкви» (CIC. 997), т. е. в постановлениях Папского престола, нормах «Enchiridion Indulgentiarum» и декретах Апостольской пенитенциарии. Каноническое определение И. как «отпущения перед лицом Бога временного наказания за грехи, уже прощенные в том, что касается вины» в целом совпадает с определением Кодекса 1917 г., но дополняется текстом 1-й нормы конституции «Indulgentiarum doctrina» о личном участии «верного Христу, расположенного должным образом» в ее получении на «строго установленных условиях». И. предоставляется посредством действия Церкви, служительницы искупления, из сокровищницы заслуг Христа и святых (CIC. 992). Кодекс 1983 г. определяет деление И. на частичную и полную «в зависимости от того, как она освобождает от временного наказания, полагающегося за грехи: частично или полностью» (CIC. 993). В Кодексе 1983 г. подтверждается возможность каждого католика получать частичные или полные И. как для себя, так и применять их к умершим «посредством заступничества», т. е. заупокойных молитв (CIC. 994); условия предоставления И. схожи с требованиями Кодекса 1917 г. (CIC (1917). 925; CIC. 996). В отличие от Кодекса 1917 г. власть выдавать И. в новом Кодексе четко не ограничивается рамками юрисдикции: помимо Папского престола выдавать И. «могут лишь те, за кем эта власть признается правом», или те, кому она предоставлена Римским епископом (CIC. 995 § 1).

http://pravenc.ru/text/389591.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕНИТЕНЦИАРИЙ [Лат. poenitentiarius, от poenitentia - покаяние], в Римско-католической Церкви клирик, к-рому правящий епископ делегирует совершение в диоцезе таинства Покаяния, а также наложение и снятие церковных прещений (цензур). С распространением в католич. Европе в XII в. частной сакраментальной исповеди и практики выдачи особых разрешительных грамот - индульгенций связано возникновение особой должности клирика-духовника, иногда называвшегося П. (одно из первых упоминаний - в постановлениях Собора в Йорке в 1195 - Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church. Oxf., 1981. Vol. 1. Pt. 2: AD 1066-1204/Ed. D. Whitelock e. a. P. 1051). Латеранский IV Собор (1215) предписал епископам назначать помощников и заместителей для приема исповеди и определения церковных прещений (канон 10), однако термин «пенитенциарий» в постановлении не используется. Под влиянием соборных постановлений должность П. к сер. XIII в. появилась в большинстве диоцезов Сев. Франции и Англии ( Mansfield M. C. The Humiliation of Sinners: Public Penance in XIIIth-Cent. France. Ithaca (N. Y.); L., 2005. P. 100-101). Согласно решению Тридентского Собора (1545-1563), в кафедральных капитулах надлежало создать должность каноника-П. На нее могли назначаться клирики не моложе 40 лет, имевшие степень магистра, доктора или лиценциата теологии или канонического права (CTrident. T. 5. P. 241-242; T. 9. P. 982). Действующим Кодексом канонического права Римско-католической Церкви (1983) каноник-П. определяется как лицо, имеющее в силу самой должности ординарное полномочие принимать исповеди на территории своей юрисдикции (CIC. 968 § 1), а также в рамках покаянной дисциплины (forum internum) «освобождать от цензур по заранее вынесенному решению, не объявленных и не сохраняемых за Апостольским Престолом. На территории диоцеза он может освобождать от цензур и лиц, не принадлежащих к диоцезу, а лиц, принадлежащих к нему,- даже за пределами диоцеза» (CIC. 508 § 1).

http://pravenc.ru/text/2579952.html

Также в письме архиепископа Блэра называется недопустимым, когда во время таинства елеосвящения (соборования) священники читают молитвы и освящают елей, находясь в отдельном от больного помещении, а само помазание «делегируют» медсестрам. Такую практику ввел 25 марта епископ Спрингфилда (шт. Массачусетс) Майкл Розански, однако уже через два дня это решение было отозвано. Архиепископ Блэр рекомендует американским епархиям в случаях, когда соборовать больного лично невозможно, применять к елеосвящению рекомендации Апостольской пенитенциарии о таинстве покаяния во время пандемии коронавируса. «В тех случаях, когда верующие не имеют возможности получить сакраментальное отпущение грехов, они должны показывать «совершенное сокрушение», которое выражается в искренней просьбе о прощении и твердой решимости прибегнуть к таинству исповеди в кратчайший срок. В этом случае верующие получают прощение грехов, в том числе смертных», – говорится в постановлении Апостольской пенитенциарии от 20 марта. Как поясняется в меморандуме, вопросы о порядке совершения таинств во время пандемии COVID-19 были переданы апостольскому нунцию в США архиепископу Кристофу Пьеру, который, в свою очередь, направил их архиепископу Артуру Роше, секретарю ватиканской Конгрегации богослужения и дисциплины таинств. Архиепископ Роше направил ответы архиепископу Блэру. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 18.08.2022 14:58 В Москве не планируют вводить ограничения по COVID-19 в церквях 24.06.2022 14:32 Архиепископ Афинский Иероним во второй раз заразился коронавирусом 03.06.2022 15:36 Ватикан временно смягчил антиковидные ограничения 23.03.2022 10:27 Ряд антиковидных мер в московских храмах остался – мэрия 18.02.2022 09:30 Фонд им. Павла VI провел в Мадриде форум для изучения последствий пандемии для психического здоровья 14.02.2022 12:47 " Коммерсантъ " «Наши добровольцы в «красной зоне» переступают через себя» 02.02.2022 11:32 Глава Евангелическо-лютеранской Церкви России заразился коронавирусом

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святейший Патриарх Алексий передаст книги для библиотек исправительных учреждений России 29 мая 2006 г. 18:50 30 мая 2006 года в рамках открытия IV общецерковной выставки-форума «Православная Русь» состоится благотворительная акция «Книги для библиотек исправительных учреждений». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий передаст представителям Министрества юстиции и Федеральной службы исполнения наказаний книжные комплекты для библиотек пенитенциарных и исправительных учреждений России. В подготовке книжных комплектов для благотворительной акции «Книги для библиотек исправительных учреждений» приняли участие более 20 светских и религиозных книгоиздателей и книгораспростаннителей Москвы, откликнувшихся на призыв Святейшего Патриарха Алексия поддержать инициативу благотворительного фонда «Пересвет» по пополнению фондов библиотек исправительных учреждений качественной духовной, художественной, исторической и образовательной литературой. «В евангельской притче о Страшном суде говорится, с какой любовью приемлет Господь совершаемое добро по отношению к тем, кто находится в заключении (Мф. 25. 36). Церковное предание сохранило в назидание нам наставления о том, с каким усердием, подвергая свою жизнь опасности, служили узникам христиане первых веков. Со времен апостольских минуло почти две тысячи лет. Но сегодня по-прежнему актуально звучит призыв апостола Павла: “Поминайте узников, как бы и вы были с ними во узах” (Евр. 13. 3)», – сказал Святейший Патриарх в своем послании участникам благотворительной акции. «Передача книг находящимся в заключении людям станет реальным вкладом в исправление людей, некогда преступивших закон», – сказал на прошедшей 29 мая в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата пресс-конференции начальник управления по социальной, психологической и воспитательной работе с осужденными Главного управления Федеральной службы исправления наказаний полковник В.Л.Полозюк. По его словам, в настоящее время в России насчитывается 360 тюремных храмов, 71 храм строится, также в местах лишения свободы имеется более 500 молельных комнат. Отметив расширяющееся взаимодействие Церкви и пенитенциарных учреждений, В.Л.Полозюк отметил, что людям, отбывающим наказание, необходимы книги. Особенно эта проблема остро стоит в учреждениях для несовершеннолетних заключенных. Благотворительная акция «Книги для библиотек исправительных учреждений» состоится 30 мая 2006 года в 12 часов в выставочном центре «Гостиный Двор» (Москва, ул.Ильинка, 4) в рамках церемонии открытия общецерковной выставки «Православная Русь». Служба коммуникации ОВЦС МП /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/116442.htm...

М. Червини был избран папой Римским. Он стал последним в истории папства понтификом, не сменившим после избрания свое имя. В тот же день в Сикстинской капелле кард. Дж. П. Караффа, архиеп. Кьети, совершил епископское рукоположение избранного папы. М. настоял на том, чтобы в базилике св. Петра была сразу же проведена церемония папской коронации, объясняя это желанием сэкономить деньги. Половина суммы, к-рая обычно тратилась на церемонию (ок. 20 или 30 тыс. скуди), была роздана нищим и беднякам. С 1-го дня своего понтификата М. демонстрировал рвение в реализации принципов церковной реформы. Он не стал приближать к папскому двору никого из родственников, за исключением 2 представителей своей семьи - Джованни Баттисты Червини и Бьяджо Червини, к-рые в соответствии с обычаями того времени получили должности, связанные с охраной понтифика,- капеллана замка Св. ангела и командующего папской гвардией. Возглавить папскую канцелярию он предложил своему бывш. покровителю кард. А. Фарнезе, однако тот отказался; эту должность занял кард. Себастьяно Пигино, церковная карьера к-рого была сходна с продвижением по службе самого М.: при Юлии III Пигино был папским легатом при имп. дворе, в этом же качестве участвовал в Тридентском Соборе. Папа поручил вновь принять к рассмотрению проекты реформ, подготовленные в понтификат Юлия III, в т. ч. проект реформы Римской курии (булла «Varietates temporum»). Он настаивал на скорейшем реформировании всех основных дикастерий (служб) Римской курии: Датарии апостольской , Верховного суда апостольской сигнатуры, суда Rota Romana , Апостольской пенитенциарии. Стремление нового папы к церковной реформе, начиная сверху (in capite), и его борьба со злоупотреблениями в курии были с одобрением восприняты европ. правителями, которых понтифик заверил в своем политическом и дипломатическом нейтралитете, заявив, однако, о намерении способствовать общему примирению. Практически сразу после избрания М. серьезно заболел. Он умер на 22-й день своего понтификата.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Папа Франциск объявил о проведении специального Года святого Иосифа 08.12.2020 16:53 Версия для печати Фото: sib-catolic.ru Ватикан, 8 декабря. Папа Римский Франциск объявил о проведении специального Года святого Иосифа, который начинается во вторник, когда Римско-Католическая Церковь отмечает праздник Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии, и завершится 8 декабря 2021 года. Понтифик принял такое решение в связи со 150-летием подписания Папой Римским Пием IX декрета, согласно которому св. Иосиф был объявлен покровителем Католической Церкви. Об этом сообщается в особом декрете о предоставлении специальных индульгенций верующим по случаю Года св. Иосифа, который опубликовала во вторник Апостольская пенитенциария (один из трех трибуналов Святого Престола). По этому случаю Папа Франциск направил верующим апостольское послание Patris Corde («Сердцем отца»), текст которого во вторник обнародовал Святой Престол. В этом документе понтифик отметил особую роль Иосифа, обрученного мужа Богородицы, в евангельской истории. Он подчеркнул, что Иосиф любил Христа «сердцем отца» и обратил внимание на то, что авторы всех четырех Евангелий называют Иисуса «сыном Иосифа».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010