Мы не можем забыть, как одна, самая невинная, шутка на счёт доблемужества (νδραγθημα) пресловутого Иракла (Геркулеса) при дворе царя Авгия вызвала однажды совсем нежданную вспышку в одном «патриоте», заметившем горячо: наши Ираклы, по крайней мере, очищали что могли, а ваши только гадили в истории. Недаром такая запальчивость. Это говорит претендент на какое-нибудь историческое или географическое наследство «Восточное». Есть немалочисленные наследники и громкого имени Римского. И, по странной случайности, именословные права их на наследство находятся в обратной пропорции с действительными. Имя Римлян – Romani – фактически досуществовало до нашего времени только в Румынах. Но; конечно, никому в голову не придёт считать Румелию практическим достоянием Влахов, пусть даже – Даков (а по нашим исследованиям – Печенегов), хотя под названием Куцо-влахов и Цинцар их можно встретить, говорят, враздробь по всей Румелии. Другими, прямыми – по метрическому, так сказать, свидетельству, наследниками «Римской 3емли» могли-бы быть народы приснопамятной Римской Империи, переходившей в течение веков с места на место из Италии во Францию, из Франции в Германию (заглянувшей даже в Испанию), и досуществовавшей с грехом пополам до текущего столетия. Но и эта «калика перехожая» в 1804 г. скончалась и торжественно погребена Европою, по приказу тогдашнего её диктатора. Настоящих, документальных «римлян», таким образом, не стало. Но, упомянутые выше, ничему не научившиеся арендаторы Востока, кроме слова Рум-или, к счастью имеют ещё другое, за которое крепко и ухватились – было в достопамятный 1853 год, и продолжают держаться доселе. Это ходячее и официальное в Турции слово есть: Рум–милети, т.е. род или народ: Рум, представляющий собою если не преимущественную, то, во всяком случае – существенную часть Турецкой державы. В нём заключается неоспоримый документ народа Рум=Ρωμαων=Romanorum на право владения Румелией – по юрисдикции буквы и фатальной Турецкой практики. Только опять беда. В настоящее время оказывается существующим не в истории уже, а в географии, изучаемой всею Турцией, королевство Рум, которому имя его служит отличною посылкою к понятному без намёка, политическому силлогизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Не берёмся судить, насколько он приятен и вожделенен властителю Румелии «Великому Турку», как его называли в средние века. Может быть он, в своём величии, совсем и не рассуждает о такой мелочи. Нигде на свете так не чтится и не веруется любимое божество лености и неспособности – fatum, как в Турции. Там есть Рум, а здесь есть Рум–или, думает фатопоклонник. Ну, что ж? Значит, так и быть должно. Остаётся быть покойным... до радостного утра! А если бы он хотя мало сдвинулся со своей точки зрения, то в fatum прочитал бы, может быть, только factum его собственного произведения, который можно толковать до того различно, что при небольшой изворотливости схоластики, Румелии не останется и помину при этом, а из мрака, нагнанного её именем, возникнут Миссия, да ещё и не одна, Иллирик и Норик, Фракия и Дакия, Мигдония и Македония, Пеония, Пелагония, Бизалтика, Халкидика и несчётное множество других имён и прозваний, и вероятно даже простых прозвищ, хороших уже тем, что их много... Но – учить своего компатриота (по Туркестану) мы не будем. Тот, кто его послал и, так сказать, навалил на Восток, знал и знает, что делать, и не без Его конечно намерения, по крайней мере – соизволения, существует до наших дней так называемая Румелия, столько веков привлекающая к себе взоры востока и запада, севера и юга. Кто там не бывал из великих деятелей исторических? Ксеркс, Александр, Пирр, Антиох, Мифрадат, Цезарь, Константин, Аттила, Святослав, Барбарусса, Баязид... и столько других славных воителей и завоевателей ходом ходили по перепутной Румелии. Пытаюсь рисовать её себе воображением по периодам, если уже не по векам, держа перед глазами исторические карты Целлярия, Крузе, Шпрунера и ещё кое-кого. Что за хаос имён и пограничных делений! И не перечтёшь всех государств и всех народов, и народцев, в разные времена пестревших на балканском, как теперь его зовёт география, полуострове – от всесветной Македонской до микроскопической Черногорской державы. Сколько различных языков в разные времена слышалось на пространстве нынешней Румелии, и доселе ещё слышится! Каких религий там не перебывало! Каких орудий убивать ближнего ни за что ни про что не перепробовано! Каких кровопролитнейших сражений не видела и не вынесла на себе историческая почва!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Реформы начались с провозглашением Гюль-Ханейского хатт-и-шерифа 1839 г., содержащего основные принципы, которым обязывался следовать султан, сановники и высшее духовенство Османской империи. Объявлялась необходимость принятия законов, которые бы гарантировали безопасность жизни, чести и имущества населения; провозглашалось равенство перед законом всех подданных султана независимо от вероисповедания; светские законы признавались выше воли султана, следовательно, его власть в известной мере ограничивалась; взятки объявлялись преступлением, так как всем чиновникам назначалось жалование. 2 На первый взгляд могло показаться, что провозглашенные принципы, за исключением равенства христиан и мусульман перед законом, не содержали в себе глубоких изменений в общественной жизни. На деле же они подразумевали ломку всего сложившегося уклада Османского государства. Западные державы, вдохновившие издание документа, по-разному реагировали на его появление. Англия и Франция встретили его с удовлетворением. «Английское правительство, – писал А. Д. Новичев, – видело в реформах средство, которое укрепит Турцию и превратит ее в антирусский бастион на Ближнем Востоке. В Англии считали, что осуществление провозглашенного в хатте принципа равенства мусульман и немусульман приведет к тому, что исчезнет повод для вмешательства России во внутренние дела Турции под флагом защиты единоверцев и „братьев-славян“». 3 Французская печать сравнивала указ с Декларацией прав человека. Австрийское правительство внешне приветствовало акт, но предостерегало Порту от приглашения европейских специалистов. Реакция России была однозначно отрицательной. А. П. Бутенев был застигнут врасплох. Если бы он знал о нем заранее, то мог бы убедить Порту не приглашать на его провозглашение европейских послов, и акт не имел бы международного значения. 4 В целом реформы 1830–1850-х гг. были преждевременными и встретили ожесточенное сопротивление мусульманского населения. В результате противоречия внутренней и внешней политики Османской Империи после 1839 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Своеобразное и весьма любопытное явление представляет собою эта держава пресловутых Деспотов, в свое время игравшая такую важную или и прямо фатальную роль в делах разлагавшейся и улетучивавшейся империи, равно тяжелая и ненавистная и своим, и чужим, и равно не любившая ни Византии, ни Европы, ни славян, ни албанцев и никого на свете, кроме своего sic volo. Для того, кто привык укладывать исторические события в готовую рамку дел, лиц, мест, эпох, встретится при изучении ее целая масса неясностей, неточностей и прямых несообразностей, могущих отбить всякую охоту к исследованиям у человека. Самое простое обстоятельство: где средоточилась правительственная жизнь Деспотства в течение 200 с лишком лет ускользает от ясного представления. То Арта, то Янина, фигурируют в значении столицы, то выступают вдруг на первый план Кастория, Аргиро-Кастро, Превеза, Авлон... Впрочем, под конец эфемерного бытия державы лжеименных Ангелов, наша Янина выступает положительно с характером столицы или хотя резиденции властителя края. Находясь теперь в ней, я как-бы долгом своим считаю, насколько могу, уяснить себе и разметить по станциям тот маршрут, которым шла с 1204 по 1480 год хаотическая история отложившихся от империи областей, центром и как-бы знаменем коих, был все-таки древний Эпир, чтобы хотя какая-нибудь образовалась канва для желающего делать исторические наброски, могущие осветить темную и вообще печальную, но любопытную фазу тоже, в своем роде, „борьбы за существование“ (входящей теперь в такую моду), только борьбы не бессознательно-разумной и целесообразной, а большей частью бездельной и как-бы разумно-глупой! Думаем, не раз уже у нас выпало слово о Комнино-Палеологах, как о чем-то цельном непрерывном, столько фатальном для Византии и унаследованного ею императорского принципа. Но между Комниными и Палеологами история поставила еще запятую, так сказать, – живую иронию под именем Ангелов, из худых наихудших державцев Константинова престола, накликавших на него первую (латинскую) катастрофу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

только усилились. Реформы проводились недостаточно энергично, что давало повод западным дипломатам оказывать давление на Порту. С одной стороны, многие турецкие сановники посчитали, что причиной европейского вмешательства являются реформы, и потому решили, что они вредны вообще. С другой стороны, инициатор реформ Мустафа Решид сам призывал державы оказывать влияние на султана и выступил с предложением созвать европейскую конференцию по вопросам проведения преобразований в Турции; он считал необходимым, чтобы в течение 8–10 лет западные дипломаты в Константинополе наблюдали за внутренними делами империи. Чтобы утвердить свое влияние, они должны были иметь каждый одно или два военных судна в Босфоре. В основе идей Мустафы Решида лежала уверенность, что сохранение суверенитета Турции выгодно европейским державам; целостность Османской империи лежала в основе его политики. 5 Однако провозглашение новых принципов только стимулировало рост национально-освободительных движений. Реформы в Османской империи не замедлили сказаться на положении Православной Церкви. От завоевания Константинополя в 1453 г. до середины XIX в. ее положение в империи оставалось в целом неизменным, равно как и внутреннее устройство Патриархата. Во главе церкви стоял Патриарх, который сосредотачивал в своих руках духовную и гражданскую власть над христианами. 7 Власть Патриарх получал пожизненно, но мог лишиться ее вследствие добровольного отречения или по доказанному обвинению в политическом или церковном преступлении. Султанские бераты (документы, утверждавшие инвеституру Патриарха, в которых указывались его права) подчеркивают полную независимость Православной Церкви в ее внутренней жизни. Свобода сохранялась, по крайней мере официально, и в избрании нового Патриарха. В XV-XVIII в. Патриарх избирался всеми архиереями ближайших к Константинополю епархий, а также случайно оказавшимися в столице. В 1741 г. было введено изменение в избирательную систему: Ираклийский митрополит Герман выхлопотал у султана фирман, согласно которому впредь никто не мог назначаться Патриархом, если предварительно пять архиереев (Ираклии, Кизика, Никомидии, Никеи и Халкидона) не дадут доброго свидетельства о его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Я поместился на лавке близ перегородки, разделяющей вагон, по одну сторону двери, ведущей во 2-е отделение вагона, а спутник мой, служитель Семен, – тоже на лавке, по другую сторону двери. Кроме нас в этом отделении было всего два человека. Поезд двинулся с места. Утомленный разъездами к родным и знакомым в Туле, я лег на лавке и заснул; служитель Семен тоже. Но вдруг я пробужден был необыкновенно сильным колебанием вагона и страшным треском. Семен был уже на ногах и сообщил мне страшную весть, что поезд подвергся крушению. Два человека, бывшие с нами, мгновенно выскочили из вагона через окно. Я решился было сделать то же, но, взглянув в окно, я увидел страшную глубину, которая угрожала или совершенною смертью, или неизлечимым увечьем. Поспешно бросился я на свою лавку, закрылся воротником шубы и предался воле Господа Бога. Семен оставался на своем месте. Катастрофа скоро кончилась. Глубоко поразительны были ее последствия. Впереди была огромная груда кусков дерева, железа и других составных частей паровоза и вагонов. Из-под этой груды слышны были вопли истопника, на которого упал раскаленный кусок парового котла, и стоны мальчика, бывшего при нем. Сзади была также груда, и под ней раздавались жалобные просьбы о помощи военного человека, отца семерых детей, и стоны других пассажиров. Отделение вагона, в котором находились мы с Семеном, также подверглось крушению: крыша его, стены и пол были разломаны. Остались целыми только лавки, на которых мы помещались, пол под ними, крыша над ними, державшаяся на колонках, и перегородка с дверью. Милосердием Господа Бога мы были спасены не только от страшной смерти, но даже от всякого повреждения. Рвалось сердце подать помощь страждущим пассажирам, но решительно не было доступа к ним. Мальчик стонавший наконец умолк; через некоторое время не стало слышно и воплей истопника. С большими усилиями отворена была дверь в перегородке, притиснутая кусками разбитого вагона, и, по милости Божией, высвободился из-под них и вышел к нам вышеупомянутый военный человек, измятый, изнуренный.

http://pravoslavie.ru/42620.html

Около четырех часов просидели мы на уцелевших лавках, – пока расчищен был путь и подан поезд для дальнейшего следования. Причиной катастрофы было то обстоятельство, что пассажирский поезд, с которым отправились мы из Тулы, по оплошности железнодорожной прислуги, пронесся мимо станции «Сергиево», на которой должен был остановиться, и на пути за этой станцией столкнулся с багажным поездом, шедшим навстречу»· Так рассказывал о себе сам преосвященный. 27 февраля 1875 года был пострижен в монашество и назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря. I апр. 1878 года возведен в сан архимандрита. 5 июня 1881 года архимандрит Антонин получил назначение на должность инспектора Вифанской духовной семинарии, а в 1883 – на должность настоятеля Сретенского монастыря и члена Московской Духовной Консистории. 27 ноября 1883 года он был хиротонисан во епископа Старицкого, вик.Тверской епархии. 18 окт. 1886 года перемещен на кафедру епископа Ковенского, первого викария Литовской епархии, а I4 марта 1889 года назначен епископом Полоцким и Витебским. · 3 сент. 1893 перемещен на Псковскую кафедру епископом Псковским и Порховским. Свое архипастырское служение епископ Антонин совершал в духе христианской любви и кротости и был известен особой попечительностью о благе вверяемых ему паств и ревностью о насаждении и укреплении в народе начал христианского просвещения. Во время управления им Полоцкой епархией, при его содействии открыто женское училище при Тадулинском женском монастыре; устроено помещение для Витебского духовного училища, учреждена пенсионная касса для духовенства Полоцкой епархии, открыты богадельни и приют для призрения престарелых и воспитания малолетних сирот, кроме этого, стали проводиться религиозно-нравственные чтения для народа по всей епархии, открыта библиотека, в Витебске с читальней и музеем, увеличено число церковно-приходских школ. Особенной попечительностью его пользовались учебные заведения. В Псковской епархии заботами Преосвященного Антонина открыта богадельня для священнослужителей, заведены в церквах епархии церковные хоры, а в воскресные и праздничные дни чтение акафистов·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1886 г., в период епископства К., в Чебоксарах была разобрана ветхая 2-ярусная колокольня при ц. Воздвижения Креста Господня (1702) и началось возведение новой. 27 июля 1887 г. К. был назначен временно управляющим Пермской епархией. 6 окт. по решению Синода К. был освобожден от управления Пермской епархией и вернулся в Казань. 23 янв. 1888 г. назначен епископом Екатеринбургским и Ирбитским, но по болезни не решился занять столь ответственный пост. 2 апр. того же года по собственному прошению уволен на покой в Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери муж. монастырь , ненадолго «получил облегчение от глазной болезни» (ПрибЦВед. 1891. 1. С. 13-14). Несмотря на болезни К., обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев настаивал на его возвращении к архипастырскому служению. 13 мая 1889 г. по ходатайству архиеп. Литовского и Виленского Алексия (Лаврова-Платонова) , к-рый знал К. по учебе в Московских духовных школах, был назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. Одновременно был председателем виленского православного Свято-Духовского братства и Виленского епархиального училищного совета. С 10 нояб. 1890 г., после кончины архиеп. Литовского Алексия (Лаврова-Платонова), управлял епархией. По воспоминаниям современников, «был весьма прост, прямодушен, кроток и незлобив», «в последние годы мало служил, было заметно, что продолжительность служения и усиленные движения утомляли его. В 53 года казался несколько дряхлым». 29 дек. 1890 г. К. был похоронен в Свято-Духовском соборе (с левой стороны входа) на территории вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря . Чин погребения совершили викарий Литовской епархии еп. Брестский Анастасий (Опоцкий) , епископы Полоцкий и Витебский Антонин (Державин) и Минский и Туровский Симеон (Линьков). В 1883 г. К. был награжден орденом равноап. кн. Владимира 3-й степени, в 1887 г. за «отлично-усердную» службу и заботы о просвещении инородцев - орденом св. Анны 1-й степени. Соч.: Речь, сказанная в Св. Синоде настоятелем моск. Знаменского мон-ря при наречении его во еп. Острогожского, вик. Воронежской епархии, дек. 10 дня 1880 г.//Воронежские ЕВ. 1881. 2. С. 49-50.

http://pravenc.ru/text/1840333.html

настоятеля храма Преображения Господня в Звездном городке иеромонах Пафнутий (Фокин). 10 травня 2022 р. 18:52 Шуйское дело: от приговора до канонизации. К столетию первого протеста верующих против антицерковной политики советского государства [Стаття] В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья о так называемом Шуйском деле — самом масштабном примере гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей в 1922 году. 19 жовтня 2021 р. 14:52 Митрополит Волоколамський «Сприяти множенню добра правди» (до церковних зв " [Стаття] Стаття голови церковних зв " Московського митрополита Волоколамського присвячена ВЗЦЗ, у вересневому «Журналу (рос.) 18 жовтня 2021 р. 16:54 Олександр Невський повернувся на Чудське озеро [Стаття] У в про «Князь Олександр Невський з дружиною» в Самолва а також про пам " ятки та монументи Невському, яких було приурочено до дня народження святого князя. (рос.) 21 2021 р. 15:50 Закордонне Вище церковне в До Руського виходу створення Церкви [Стаття] В статтю наукового Церкви, професора Православного доктора наук, кандидата богослов " я А.О. Кострюкова. (рос.) 10 липня 2019 р. 14:33 «Будувати будуть мене». До дня (Страгородського) [Стаття] Про та Московського доктор наук, науковий Православного Кострюков. Стаття в (рос.) 5 грудня 2018 р. 10:00 Пам " [Стаття] 5 грудня 2018 року минуло 10 дня кончини Московського II. (рос.) 6 липня 2018 р. 16:22 Не можна Церкву держави [Стаття] Статтю Владислава присвячену глав Православних Церков 1948 року, в (рос.) 25 серпня 2017 р. 12:35 Архимандрит Антонин (Капустин). Наследство и наследие. 200 лет создателю Русской Палестины [Стаття] Образ архимандрита Антонина (Капустина) (1817-1894) занимает прочное и почетное место в современном восприятии России, Русской Церкви и русско-палестинских духовных и культурных связей на Святой Земле, в целом на христианском Востоке. Уважение к его памяти и наследию соединяет людей светских и церковных, представителей самых разных наций и религий. Выходец из бедного сельского духовенства, он стал одним из главных действующих лиц русской церковной дипломатии на Ближнем Востоке, самобытным церковным ученым и писателем.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/

с 27.06.1881 по 9.03.1885 еп. Тобольский и Сибирский; † 24.10.1893 Анастасий (Опоцкий) епископ, рукоположен с 15.05.1885 по 17.11.1891 еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии; † 7.12.1905 Иосиф (Соколов) епископ, рукоположен с 15.12.1891 по 24.05.1897 еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии † 23.03.1902 Ковенские епископы Платон (Городецкий) епископ, рукоположен с 8.09.1843 по 6.11.1848 еп. Рижский, викарий Псковской епархии Евсевий (Ильинский) епископ, рукоположен с 1.01.1849 по 29.03.1851 еп. Подольский и Брацлавский Филарет (Малишевский) епископ, рукоположен с 28.05.1851 по 13.09.1860 еп. Уфимский и Мензелинский Александр (Добрынин) епископ, рукоположен с 21.11.1860 по 14.08.1868 еп. Минский и Бобруйский Иосиф (Дроздов) епископ, рукоположен с 14.09.1868 по 7.12.1874 еп. Смоленский и Дорогобужский Евгений (Шершелов) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 10.02.1875 по 16.05.1877 еп. Минский и Туровский † 22.03.1897 Владимир (Никольский) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 16.05.1877 по 14.05.1881 еп. Калужский и Боровский; † 29.12.1900 Донат (Бабинский-Соколов) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 14.05.1881 по 6.03.1882 еп. Рижский и Митавский †16.04.1896 Сергий (Спасский) епископ, рукоположен с 30.05.1882 по 7.06.1885 еп. Могилевский и Мстиславский † 20.11.1904 Смарагд (Троицкий) епископ, рукоположен с 15.09.1885 † 2.10.1886 Антонин (Державин) епископ, бывший еп. Старицкий, викарий Тверской епархии с 18.10.1886 по 14.03.1889 еп. Полоцкий и Витебский † 2.03.1902 Кирилл (Орлов) епископ, бывший еп. Екатеринбургский и Ирбитский с 13.05.1889 в 1890 временно управлял Литовской епархией † 26.12.1890 Григорий (Полетаев) епископ, рукоположен с 3.02.1891 по 22.11.1892 еп. Туркестанский и Ташкентский; †15.06.1914 Христофор (Смирнов) епископ, бывший еп. Волоколамский, викарий Московской епархии с 19.12.1892 по 6.06.1897 еп. Екатеринбургский и Ирбитский; † после 1918 Пинский епископ В 1839 году принято из унии в РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010