Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Абрамович Иоанн – протоиерей, благочинный Владимирский. Абрамович – бывший католический ксендз. Авраамий (Летницкий) – епископ Брестский после епископ Тобольский, Саратовский. Акиндинов – раскольнический наставник. Александр II – Император Всероссийский. Александр III – Император Всероссийский. Александр (Добрынин) – епископ Ковенский, Минский, архиепископ Донский, Литовский. Алексий (Лавров-Платонов) – архиепископ Литовский. Альбединский Петр Павлович генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Анастасий (Опоцкий) – епископ Брестский, Сарапульский, Чебоксарский, Туркестантский, ныне – Балахненский. Андрей (Савич) – настоятель Борунского монастыря. Антонин (Державин) – епископ Ковенский, Полоцкий, ныне – Псковский. Антоний (Амфитеатров) – архимандрит, после архиепископ Казанский, автор книги «Догматическое богословие». Антоний (Зубко) – епископ Брестский архиепископ Минский. Антоний – архимандрит благочинный монастырей. Антония-казначея ныне – игуменья Виленского Мариинского монастыря. Ахматов Алексей Петрович – обер-прокурор св. Синода. Бантыш-Каменский – автор книги «История об унии». Баранов Эдуард Трофимович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф, Виленский генерал-губернатор. Барановский Иоанн – священник, благочинный Свенцянский. Барановский Петр – священник, благочинный Дрогичинский. Бергман – составитель русских прописей. Бедрицкий Стефан – священник Княгининской церкви. Бернацкий – римско-католический ксендз, после становой пристав. Бибиков Дмитрий Гаврилович – Киевский военный губернатор, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Бибиков Илья Гаврилович – Виленский военный губернатор управляющий и гражданской частью, Гродненский, Минский в Ковенский генерал-губернатор. Бирюкович – священник, благочинный Друйский. Бобровский Михаил – протоиерей, благочинный Пружанский. Босяцкий Виктор – настоятель Виленского Троицкого монастыря. Бояржинский – римско-католический ксендз. Брен Самсон – протоиерей, благочинный Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Архив Архимандрит Антонин (Капустин), руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме. Историко-археологическая работа отца Антонина в Палестине, которой он отдал без малого тридцать лет своей жизни, явилась естественным продолжением той же его деятельности в Афинах и Константинополе. Но если труд его там остался достоянием сравнительно узкого круга специалистов, то как деятель Православия на Востоке, как русский ученый в Святой Земле, как начальник нашей там Духовной миссии он сделался известен даже самым широким слоям русского богомольного люда, ежегодно до войны в числе нескольких тысяч посещавшего Иерусалим, чтобы видеть и осязать памятники его деятельности. В ряду наших деятелей там — и организаторов, и просветителей, и, главным образом, ученых исследователей — о. Антонину, бесспорно, принадлежит первое и самое почетное место. Никто не сделал, да и вряд ли смог бы сделать там для прославления русского имени столько, сколько сделал он. Побывавшие в Святой Земле невольно поражаются всему тому, что сделано в течение столь краткого времени волей, умом и энергией одного человека. Действительно, дивные и величественные русские храмы, в которых совершается богослужение на церковно-славянском языке, обширные и хорошо оборудованные приюты и подворья, в которых паломник находит отдых и гостеприимство после утомительного пути, зноя и непогоды, участки земли с богатой растительностью и необходимыми по-стройками и, наконец, самое, может быть, существенное и внушительное — это памятники древней библейской истории и археологии исключительной ценности и первоклассного значения, и все это рассеянное по всей Палестине — от Тивериадского озера до Хеврона, от Яффы до Иордана. Когда-то, в XII веке, русским принадлежал в Иерусалиме монастырь Пресвятой Богородицы; о других владениях мы ничего не знаем. Известно, что и сербы имели в средние века немалые земельные имущества в Святой Земле. Построенный кралем Милутином в XIV веке монастырь Святого Архангела принадлежал им в течение долгого времени, равно как в течение 136 лет они владелитакой знаменитой святыней, как лавра Саввы Освященного на Кедронском потоке и только в 1636 году должны были ее уступить греческой Патриархии в погашение сравнительно небольшого долга. После гибели Сербской державы на Косовом поле и вследствие долгого 500-летнего рабства сербы потеряли все, чем когда-то владели в Святой Земле.

http://pravoslavie.ru/put/070323104324.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНКИРА [греч. ρδβλθυοτεΑγκυρα; Ангора, совр. Анкара], г. в центральной части Анатолийского плоскогорья, расположенный у слияния рек Чубук и Анкара, совр. Турция. Легендарным основателем А. считается фригийский царь Мидас, но уверенно о существовании города можно говорить лишь с эллинистической эпохи (III в. до Р. Х.). Город, находившийся на перекрестке важных путей сообщения, поочередно входил в состав Лидии, Персидской державы Ахеменидов , гос-ва Селевкидов , Галатии. В 25 г. до Р. Х. присоединен к Римской империи. После 381 г. А. стала центром рим. пров. Галатия I. В 620 г. город был захвачен и разрушен персами; в VII, IX и Х вв. неоднократно подвергался нападениям арабов. После адм. реформ VII-VIII вв. А. входила в состав визант. фемы Опсикий, в X в. стала столицей фемы Вукеллариев. В XI в. город был завоеван сельджуками. С сер. XIV в. А. вошла в состав гос-ва османов. В 1919 г. Анкара стала резиденцией правительства Кемаля Ататюрка, с 1923 г.- столица Турецкой Республики. Большую часть населения составляют турки; в городе проживают также греки и армяне. Церковная история Хотя первые упоминания о появлении христианства в А. относятся ко II в. по Р. Х., христ. община существовала здесь, вероятно, уже в апостольские времена. В Галатии проповедовали апостолы Павел, Петр и Андрей. Во II в. в А. была распространена монтанистская ересь ( Евсевий. Церк. ист. V 16. 4). В IV в. здесь проходили Анкирские Соборы . В А. прославились многие святые, одним из первых был сщмч. Крискент (нач. II в.), при имп. Траяне (98-117) - мученики Прокл и Иларий, при Александре Севере (222-235) - мц. Феодотия и пресвитер Сократ, при Аврелиане (270-275) - мч. Филумен , при Диоклетиане и Максимиане (286-305) - сщмч. Климент и др., а также мч. Платон , сщмч. Евстохий , мч. Гаий , Феодот и 7 дев , при Ликинии (308-324) - пресвитер Юлиан и 42 др., Ипатий Гангрский и воин Евстафий, при Юлиане Отступнике (361-363) - мученики Меласипп , Кассиния и Антонин ; пресвитер Василий, мученики Вусирис и Гемелл .

http://pravenc.ru/text/115538.html

Остановимся несколько подробнее на церковно-политической ситуации в Константинополе в 18501860-е гг. Середина XIX в. – эпоха преобразований в Османской империи, Танзимата. Широкомасштабные реформы в государственном и административном аппарате Османской империи были вызваны разными причинами. С турецкой стороны было стремление к выходу из внутреннего и внешнеполитического кризиса, в котором страна находилась в первой половине XIX в. Для европейских держав, в первую очередь Великобритании, явившейся инициатором реформ, целью преобразований было усиление их влияния на Ближнем Востоке и ослабление влияния русского. В результате победоносных войн с Турцией XVIII – первой половины XIX в. Россия не только значительно расширила свою территорию, но и получила возможность вмешиваться во внутренние дела Османской империи: согласно Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г., русское правительство официально получило право покровительства православному населению Турции. Таким образом, было максимально использовано важнейшее преимущество ближневосточной политики России перед западными державами – общность православной веры с христианским населением Османской империи. Ряд выгодных для России договоров касательно прохода торговых и военных судов через проливы Босфор и Дарданеллы поставил Россию в первенствующее положение в Восточном Средиземноморье. Европейские державы, имевшие свои военно-политические виды в отношении Турции, не желали мириться с таким преобладанием русского влияния. Подорвать авторитет России и ее силу на Ближнем Востоке можно было разными путями: во-первых, Россия оказалась связанной договорами о взаимопомощи «Европейского концерта» против революционных движений, в том числе национально-освободительных; во вторых, необходимо было ослабить влияние России, осуществляемое как через непосредственные контакты с султаном и Портой, так и через Церковь . Вестернизаторские преобразования в Османской империи предоставляли западным державам возможность, с одной стороны, ограничить единоличную власть султана и его ближайших советников, а с другой стороны, постепенно вовлечь Церковь в административную систему империи, поставить ее под контроль государства и тем самым упразднить поводы к иностранному вмешательству в ее дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Точнее следует перевесть: Иоаннины (множественное число) с греческого: Τ ωννινα. Имя города, очевидно, христианское и, даже в христианстве, не очень древнее, едва выходящее за переживаемое нами тысячелетие. Упоминается оно у историков и именно у Анны Комниной 147 . О начале если не города, то имени его, хронография Эпира гадает следующим образом. На самом выдающемся пункте полуострова, занимаемого теперь городом, существовал в старину подобно стольким другим пустынный монастырь, посвященный св. Иоанну Предтече. По удобству места при нем образовали поселок, поселок разросся в город, город подавил собою монастырь… повторение, значит, Битольской истории, темной, как и та, от темноты вообще средних веков. Так ли было, кто может сказать? По крайней мере, это ничуть не хуже попытки навязать городу Ктитора одного из императоров, Иоанна по имени (Цимисхия, Дуку, Комнина). Как бы то ни было, история, осветившая это место в 1081 г., находит Иоаннину уже значительною крепостию, – местом богатым и цветущим. Во все продолжение растерянного царствования Палеологов, город по необходимости разделял общую участь края, то есть подчинялся первому, кто им так или иначе овладевал, всего же более колеблясь между Императором и Деспотом, то есть владетелем Эпира и Этоло-Акарнании, распространявшим в разные времена различно пределы своих владений, и резиденцией своей имевшим нередко самую Янину. Из периода этого сохранились неложными памятниками его два Хрисовула Имп. Андроника старшего 1319 и 1321 годов. Первый относится вообще к городу, второй собственно к Янинской Церкви. Из обоих документов видно, что в начале XIV века город уже процветал действительно, а не гадательно. Из той же эпохи и приставший к Палеологам „царь“ Симеон почтил город своим хрисовулом 1361 г. Он может считаться представителем стороны Деспотов, ибо в действительности был таковым, насколько к его времени уцелело из державы первого Михаила, и второго по нем Феодора, с которым мы уже познакомились в кратком изложении Солунского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Левкада. 27 июня 1865. Воскресение. „Спеши медленно“. Остроумный совет этот, выработанный римскою жизнию, не по кличке бы приходился нашему Форвэртсу, но оправдался на нем вполне, к немалому неудовольствию нашему. Чуть мы вчера отплыли от турецкого берега, напутствованные самыми живыми и спешными мыслями шири, воли и свободы, как пароход наш сделал нежданный привал у первого подвернувшегося берега, и не только бросил у него якорь, но и заночевал тут. Берег этот оказался краем острова, известного в современной географии под именем: Санта-Мавра, а когда-то классически звавшегося Левкадой, в переводе бы: белизной. Так скоро мы уже очутились в пределах бывшей Ионической Республики, этого „трагелафа“ (козо- лани), Бог весть зачем, на что и про что выдуманного европейскою дипломатией 1800-х годов, и пущенного в виде пробного шара Греческого освобождения на политический горизонт, носившегося безцельно и бездельно столько лет и, наконец, на днях наших мирно скончавшегося тоже Бог весть отчего и почему. Изо всех семи островов Ионических, Левкада (официально восстановленное Греческим правительством имя) есть приближеннейший к материку и, в свое время, играл рол переходного моста из Турции в Европу, от рабства и изуверства к свету и свободе. Пролив, отделяющий его от Акарнании, в некоторых местах так узок, что можно вплавь достичь с одного берега на другой. Остров, а вероятнее первоначально еще полуостров, известен был уже Омиру, составляя часть владений пресловутого Одиссея. Он считался колонией Коринфа, но имел самостоятельность и бил свою монету. В республиканский период Греции, он волей-неволей принимал участие в войнах Афин со Спартою, Керкирой, Сицилией, Мидами и Персами, и потом вместе со всей Грецией вошел в состав Македонской монархии, от которой за 200 лет до Р. X. перешел к Римскому владычеству. Когда и тень Римской державы, т е. Восточная Империя, близилась к своему концу, островом (вместе с тремя другими соседними) овладели Венециане, сделав из него ленное владение Герцогской фамили Токков.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Державин Иван Дмитриевич; 17.01.1831, с. Кондрыкино Жиздринского у. Калужской губ.- 2.03.1902, Псков), еп. Псковский и Порховский. Род. в семье священника, окончил Калужское ДУ, затем ДС, в 1854 г.- МДА, 20 апр. 1855 г. удостоен степени канд. богословия. 26 февр. 1855 г. рукоположен во священника к Афанасиево-Кирилловской ц. г. Белёва Тульской губ. 24 окт. 1861 г. назначен инспектором Белёвского ДУ, с 1867 г., после введения в уч-ще нового устава, стал именоваться смотрителем. Служил цензором проповедей, неоднократно был членом строительных и ревизионных комитетов Белёва. После кончины супруги 25 дек. 1874 г. подал прошение о постриге и 28 февр. 1875 г. еп. Тульским Никандром (Покровским) был пострижен в монашество. 4 марта того же года назначен настоятелем белёвского в честь Преображения Господня мон-ря и благочинным мон-рей епархии. С 1 апр. 1878 г. архимандрит. В 1881 г. переведен инспектором (по нек-рым источникам, ректором) в Вифанскую ДС. 23 апр. 1883 г. уволен от преподавательской деятельности и назначен настоятелем московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря , членом консистории. 27 нояб. 1883 г. А. был хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. 18 окт. 1886 г. назначен епископом Ковенским, первым викарием Литовской епархии, 14 марта 1889 г.- епископом Полоцким и Витебским. Большое внимание уделял укреплению позиций Православия в Литве и Белоруссии, урегулированию отношений между православными, старообрядцами и местными властями. Поддерживал деятельность правосл. об-в, пожертвовал 2000 р. Ковенскому Свято-Николаевскому братству. Трудами А. при Тадулинском жен. мон-ре были открыты жен. уч-ще, приют для малолетних сирот, б-ка с читальным залом и музеем, учреждена пенсионная касса для духовенства Полоцкой епархии. По инициативе А. по всей епархии были введены внебогослужебные религиозно-нравственные чтения. 3 сент. 1893 г. А. был назначен епископом Псковским и Порховским. Заботился о просвещении паствы, благоустроил здание епархиального жен. уч-ща, открыл богадельню для священнослужителей; не поощрял тех, кто противопоставлял земские школы церковным. А. отличался редкой душевной добротой и кротостью. Несмотря на потерю зрения за неск. лет до смерти, сохранял работоспособность. В нач. июля 1901 г. А. серьезно заболел, в помощь ему для управления епархией был прислан Герман (Иванов), еп. Люблинский, вик. Холмской и Варшавской епархии. А. погребен в усыпальнице Троицкого собора Пскова.

http://pravenc.ru/text/114024.html

Витебская Основана 05.08.1839. Упразднена в 1935 г. В 1942–1944 гг. возобновлена в пределах Белорусской временной автономии. Упразднена в 1959 г. Возобновлена 29.05(11.06)1992 (выделена из Полоцкой епархии). Именовалась: с 17.04.1840 – Полоцкая и Витебская; с 07.07.1840 – Витебская и Полоцкая; Полоцкая и Витебская, паки (с пребыванием иерарха в Витебске (Иерархия Российской Православной Церкви (см. Список конца 1918 года с собственноручной правкой Святителя Тихона: Приложение С. ). с 29.05(11.06)1992 – Витебская и Оршанская. 07.07.1840 27.03.1866 16.06.1866 07.12.1874 07.12.1874 06.03.1882 Викторин Любимов 06.03.1882 25.02.1889 14.03.1889 03.09.1893 Антонин Державин 03.09.1893 27.07.1899 20.08.1899 04.06.1902 Сщмч. Тихон Никаноров 04.06.1902 25.07.1911 Серафим Мещеряков 25.07.1911 08.03.1913 Никодим Боков 08.03.1913 11.07.1914 Владимир II Путята 03.11.1913 18.12.1913 11.07.1914 10.01.1915 Иннокентий Ястребов 10.01.1915 12.07.1917 09.1917 06(19)03.1918 Иннокентий Ястребов, паки в/у Пантелеимон Рожновский, паки 06(19).03.1918 09(22)04.1918 Серафим II Александров 09.1918 1926 (?) 02(15)03.1923 Алексий II Буй (?) 01(14)10.1926 28.11(10.12)1927 Сщмч. Павлин Крошечкин 12.1927 31.01(13.02)1932 31.01(13.02)1933 14(27)07.1935 Тихон II Русинов 23.02(08.03)1942 07.1944 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 14(27)07.1992 Витебская, обн. Основана 08.1922. Упразднена в 1935 г. Именовалась: Витебская, Полоцкая, Полоцко-Витебская. Викарные кафедры: Велижская, Дриссенская. 28.08(10.09)1922 03.1923 01(14)01.1923 07(20)10.1926 07(20)10.1926 06(19)11.1928 06(19)12.1929 21.12.1931(03.01.1932) 20.10(02.11)1932 25.02(10.03)1933 03.1933 09.1937 701 Бывший униатский епископ Оршанский; один из ближайших сотрудников митрополита Иосифа (Семашко) в деле воссоединения Западнорусских униатов, в 1839 году. Архиепископ с 5.04.1841. Вторая дата – увольнение с определением присутствующим в Св. Синоде. Скончался 26.01.1876. 702 По ACT. Т. 3. С. 367 и ММЛ РПИ, дата его назначения из Можайска в Витебск указывается иная: 17.06.1866.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ковненская Основана 19.06.1843. Именование – по г. Ковно (Виленская губерния; г. Каунас, Литва). Виленское и Литовское викариатство. Самостоятельная в 1923-–945 гг. Упразднена в 1945 г. Именовалась: Ковненская; Ковенская. 08.09.1843 06.11.1848 Платон Городецкий 01.01.1849 29.03.1851 Евсевий Ильинский 28.05.1851 13.09.1860 Филарет Малышевский 21.11.1860 14.08.1868 Александр Добрынин 11.09.1868 07.12.1874 Иосиф Дроздов 13.02.1875 16.05.1877 Евгений Шерешило 16.05.1877 14.05.1881 Владимир Никольский 14.05.1881 06.03.1882 Донат Бабинский-Соколов 30.05.1882 07.06.1885 15.09.1885 02.10.1886 18.10.1886 14.03.1889 Антонин Державин 13.05.1889 26.12.1890 02.02.1891 21.11.1892 19.12.1892 06.06.1897 Христофор Смирнов 06.08.1897 22.09.1899 Михаил Темнорусов 20.10.1899 06.09.1903 Михаил II Ермаков 06.09.1903 25.01.1907 Сергий II Петров I 25.01.1907 15.02.1908 22.02.1908 25.07.1911 21.08..1911 28.06(11.07)1921 Елевферий Богоявленский 28.06(11.07)1921 23.01(06.02).1923 в/у Елевферий Богоявленский 23.01(06.02)1923 20.10(02.11)1939 05.1942 17(30)12.1945 Ковровская Основана в 1920 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. 26.06(09.07)1920 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) 01(14)09.1924 Ковровская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1924 г. 20.02(05.03)1923 24.01(06.02)1925 Александр Лавров 2091 Запрещен в священнослужении. Арестован по обвинению в причастности к убийству в Тифлисе Экзарха Грузии Никона (Софийского). Затем уволен на покой с пребыванием в монастыре. 2093 Бывший архиепископ Литовский и Виленский; с 1923 г. – с титулом Ковненский и Литовский, ввиду временного отхода Вильны к Польше. Первая дата – прибытие в г. Каунас по освобождении из заточения в Краковском Камалдульском монастыре. Митрополит с 15(28)11.1928. В 1930–1940 гг. – управляющий Патриаршими приходами в Западной Европе. 2094 Ставленник митрополита Сергия (Воскресенского), Экзарха Прибалтики (Латвии и Эстонии), убитого 16(29)04.1944. После его смерти возглавил Литовскую кафедру и Экзархат. Архиепископ с 1944 г. Вынужден был оставить епархию в июне 1944. Вторая дата – дата назначения на Пинскую кафедру, до этого времени именовался Ковненским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По распоряжению Высокопреосвященнейшего Никандра, архиепископа Тульского и Белевского, я вызван был братом моим, Тульского кафедрального собора протоиереем Афанасием Дмитриевичем, в Тулу, к празднику Рождества Христова. В этот праздник, по назначению владыки, я служил с ним и с соборным причтом литургию и положенный после нее молебен. После того, вместе с другими, был я и у владыки, а вечером в другой раз явился к нему и подал ему прошение о пострижении меня в монашество. На следующий день 26 декабря утром был я за литургией в соборе, а вечером посетил моих родных и знакомых и затем прибыл на вокзал, чтобы отправиться в гор. Белев с ночным поездом Московско-Курской железной дороги. Брат отпустил со мной служителя своего Семена Матвеева Фурсова. По просьбе моей, мне было отведено в поезде место, наиболее свободное от пассажиров, в ближайшем к паровозу вагоне третьего класса, в первом отделении его. Я поместился на лавке близ перегородки, разделяющей вагон, на одну сторону двери, ведущей во второе отделение вагона, а спутник мой, служитель Семен, – тоже на лавке, по другую сторону двери. Кроме нас в этом отделении было всего два человека. Поезд двинулся с места. Утомленный разъездами к родным и знакомым в Туле, я лег на лавке и заснул: служитель Семен тоже. Но вдруг я пробужден был необыкновенно сильным колебанием вагона и страшным треском» Семен был уже на ногах и сообщил мне страшную весть, что поезд подвергся крушению. Два человека, бывшие с нами, мгновенно выскочили из вагона чрез окна. Я решился было сделать то же, но, взглянув в окно, я увидел страшную глубину, которая угрожала или преждевременной смертью , или неизлечимыми увечьями. Поспешно бросился я на свою лавку, закрылся воротником шубы и предался воле Господа Бога. Семен оставался на своем месте. Катастрофа скоро кончилась. Глубоко поразительны были ее последствия. Впереди была огромная груда кусков дерева, железа и других составных частей паровоза и вагонов. Из-под этой груды слышны были вопли истопника, на которого упал раскаленный кусок парового котла, и стоны мальчика, бывшего при нем. Сзади была также груда, и под ней раздавались жалобные просьбы о помощи военного человека, отца семерых детей и стоны других пассажиров. Отделение вагона, в котором находились мы с Семеном, также подвергнулось крушению: крыша его, стены и пол были разломаны. Остались целыми только две лавки, на которых мы помещались, пол под ними, крыша над ними, державшаяся на колонках и перегородка с дверью. Милосердием Господа Бога мы были спасены не только от страшной смерти, но даже от всякого повреждения. Рвалось сердце подать помощь страждущим пассажирам: но решительно не было подступа к ним. Мальчик, стонавший, наконец, умолк: через несколько времени не стало слышно и воплей истопника. С большим усилием отворена была дверь в перегородке, притиснутая кусками разбитого вагона, и, по милости Божией, высвободился из-под них и вышел к нам вышеупомянутый военный человек, измятый, изнуренный.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010