Был однако случай, когда Антоний едва не распрощался с Белой-Криницей. В Белокриницком монастыре был обычай во время братской трапезы читать Четии–Минеи, собранные из великих Миней Димитрием Ростовским , в которых имя Спасителя печатано с двумя гласными буквами в начале: Иисус, хотя, разумеется, старообрядцы читали и здесь по своему – Исус. Вот против этого-то чтения Четиих-Миней в трапезной и восстал Антоний со всею ревностью. Он говорил Павлу, что трапезное чтение начинается по благословению священническому, оно подобно чтению церковному: как же можно читать книги, в которых написано Иисус! И до того Антоний возревновал, что готов был совсем уйти из Белокриницкого монастыря, если его не послушают. Сколько Павел ни был в своих мнениях настойчив, особенно когда дело касалось принятого в монастыре порядка, однако из опасения, как бы Антоний не возвратился опять к беспоповцам и не наделал неприятной для Белокриницкого монастыря молвы, он уступил Антонию и отменил чтение Четиих-Миней за трапезою. Антоний, после этого своего подвига, бывши у нас, рассказывал о нем с похвалою себе. Итак, в бытность мою в Климоуцах, по переходе Антония в Белокриницкий монастырь, он часто посещал меня и всегда мы беседовали мирно. Только однажды он вызвал меня с укоризною сказать ему, что он не по убеждению отступил от своего согласия. Причина тому была такая. Антоний позволил себе быть орудием недобросовестных действий Павла белокриницкого на мои религиозные убеждения: он осмелился предложить мне от лица Павла такие же обещания, какими, очевидно, и сам увлекся. Но когда я ревностно и с укором ему отразил предложение, Антоний предо мной извинился, и впредь обещался так не поступать. Между тем пора мне было ехать в Пруссию, в свой монастырь, из которого Михеич уже вышел и поселился отдельно. Пред отъездом Антоний пришел проститься со мной. Мы расстались мирно. Я только просил Антония, чтобы он погодил принимать хиротонию: «когда еще ты не принял сан епископа, – говорил я, – тебе удобнее рассуждать, на которой стороне истина; а по приятии сана ты связан будешь тем саном, и едва ли хватит у тебя настолько сил, чтобы тогда свободно рассуждать». Антоний, по-видимому, на мое предложение был согласен. Но если бы и хотел его исполнить, мог ли он выстоять против Павла? Когда он еще не был в его руках, и тогда не мог отклонить от себя его влияние; а теперь он оставался в полной власти у него. И действительно, несколько месяцев спустя по моем отъезде из Австрии, я услышал, что Антоний уже поставлен в епископа и послан в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последний архиерей старой антониевской школы. Часть 2 К 10-летию со дня преставления архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) 24.09.2010 450 Время на чтение 20 минут Часть 1 С 1978 года архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний ( Медведев ) являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ, участвовал в подготовке Архиерейских соборов. Еще будучи игуменом и архимандритом, он подготавливал и редактировал Типикон с богослужебными указаниями - приложение к Троицкому календарю. Прекрасный знаток церковного Устава и богослужения, владыка Антоний по поручению Архиерейского Синода составлял богослужебные тексты службам преподобному Герману Аляскинскому и праведному Иоанну Кронштадтскому (вместе со святителем Иоанном Шанхайским), молитвы всем святым, в земле Российской просиявшим, и блаженной Ксении Петербургской. Архиепископ Антоний составил и службу святым новомученикам и исповедникам Российским. В церковную историю архиепископ Антоний также войдет как главный вдохновитель прославления великого святителя ХХ века - Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Владыка Антоний возглавил открытие останков святителя Иоанна в 1993 году, а также провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы святителю Иоанну. Архиепископ Антоний входил во все подробности самой службы прославления святителя Иоанна. К примеру, на прославлении в Сан-Франциско, на малом входе за Божественной литургией, мощи святителя Иоанна были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте. Эту часть службы владыка Антоний заимствовал из описания прославления святителя Тихона Задонского, состоявшегося 13 августа 1861 года: мощи святителя Тихона тогда были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте; четыре архиерея, в том числе и святитель Феофан (будущий Затворник), стали по обеим сторонам святых мощей как сослужащие. В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадивший себя ради Церкви и паствы, владыка обратил внимание на свои недуги только тогда, когда стал передвигаться и читать с большим трудом. Архиерейский Синод с 1 января 2000 года дал отпуск архиепископу Антонию для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного архиерея, епископа Сеаттлийского Кирилла (Дмитриева). Почему владыка Антоний не попросил Синод освободить его от управления епархией, а просил лишь дать отпуск до Собора? Думается, что, поскольку владыка Антоний был истинный монах, он воспринимал свое служение на Западно-Американской кафедре как монашеское послушание. Это послушание дал ему Архиерейский Собор, и только Архиерейский Собор (а не Синод) мог его от этого послушания освободить. Вот почему, в частности, архиепископ Антоний так дожидался Архиерейского Собора, который должен был состояться в октябре 2000 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Игумен Антоний , при царе Борисе описал жизнь преп. Нила Столбенского († 1555 г.). См. Царского 107; Толстого II, 232. Около того же времени написано житие преп. Макария Унженского, и вероятно в 1594 г., когда строителем обители, по воле царя Феодора, определен боярский сын Давид Хвостов. Самый старший список жития, из известных ныне, писан в 1602 г. (Царского 743). 194. Варлаам , из архимандритов Чудова монастыря митрополит Новгородский 1594–1604 г., писал увещание Валаамским старцам в Дымский монастырь – не нарушать Валаамского устава (Ист. Акт. I, стр. 236). Его распорядительные грамоты изданы там же, стр. 231–235, 237–241, 244. Иона Думин , с 1589 г. из архимандритов Путивильских архиепископ Вологодской, в 1598 г. подписался под грамотою об избрании царя Бориса, а в 1600 г. был на соборе об установлении празднования преп. Корнелию Комельскому, причем подтвердил верность сведений о чудесах преподобного (А. э. II, 7, 222). Он писал похвальное слово благоверному князю Александру Невскому: «Всех произволяющих Бог спасти желает». Здесь скрыл он имя свое в анаграмме (Зап. Археолог. Общ. III, 149; IV, 141). Без сомнения. Им же исправлено было описание жития благоверного князя Невского, сочиненное бедным Василием (§ 127). Его список сочинений Максима Грека , всего 82, с замечанием: «писана сия книга Максим Грек с добрых переводов (списков), а трудов и потов много положено, как правили сию св. книгу» – у Царского, 241, 242. 195. Нифонт , постриженик Антониева монастыря, просил и упросил царя и патриарха открыть мощи преп. Антония Римлянина, дотоле почивавшие под спудом, и в 1598 г. описал в Сергиевой Лавре чудеса преп. Антония 1678–1697 г., тогда как чудеса 1648–1678 г. описаны уже были прежде (Царского 133, 128; Румянцева 158). Описание Нифонта любопытно и по рассеянным в нем историческим и топографическим сведениям. Усердный Нифонт написал и похвальное слово преп. Антонию. Вероятно, им же написаны: а) проречение преп. Варлаама о мразе и воспоминание о том, установленное при царе Борисе; б) воспоминание о св. Ионе архиеп. Новгор. и повесть о чудесах его, с службою; в) повесть о братьях Алфановых. Эти сочинения помещены подряд с Нифонтовым описанием чудес преп. Антония – у Румянцева 154, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Неожиданное появление чудотворной иконы в новгородских землях почитали за особую благодать Божию, снизошедшую на этот край. А многие считали, что благословение Богородицы призвал сюда, за сто лет до этого, своими молитвами преподобный Антоний Дымский, подвизавшийся в духовных подвигах в 15 верстах от этого места в дремучих лесах на Дымном озере. Его честные мощи позднее упокоятся в обители. Первая построенная церковь на месте обретения иконы сгорит через семь лет, а отстроенная вновь будет гореть еще дважды – в 1395 и 1500 гг., но икона всегда будет оставаться невредимой. Святой образ неоднократно являл чудеса исцелений, и скоро слава о нем быстро распространилась по княжеству, превратив икону в почитаемую святыню земли Русской. В 1515 г. на средства великого князя Василия III строится (новгородцем Сырковым и итальянцем Фрязиным) каменный Успенский собор, по образцу московского собора Успения в Кремле. А в 1526 г. с просьбой о даровании наследника «мужеского пола» сюда прибывает и сам великий князь. Примеру отца последует и Иван IV, прибыв сюда на богомолье в 1547 г. перед венчанием на царство. По его же указу от 11 февраля 1560 г. и по благословению митрополита Макария при храме будет основан мужской монастырь, получивший название Богородично-Успенский, с самого начала возводимый как мощная крепость со рвом. Здесь были возведены также деревянная трапезная с церковью Рождества Богородицы, колокольня, 40 келий для братии и хлебопекарня. Первые каменные строения появятся здесь в конце XVI в. и одно из первых будет здание трапезной (1581 г.) с примыкающей к ней церковью. Она станет местом сборов монастырских и посадских людей Тихвина. В правление царя Феодора Иоанновича в 1593 г. возводится надвратный храм во имя Вознесения Господня с приделом Святого Феодора Стратилата, небесного покровителя царя. А во времена Бориса Годунова строится трехъярусная пятишатровая звонница – «часозвоня», повторившая формами Софийскую звонницу в Великом Новгороде. Во времена Смуты монастырь не раз подвергался осадам.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Вскоре монашествующие Феранонтова Белоезерского монастыря упросили Мартиниана принять игуменство над их братиею, ибо преп. Ферапонт, основатель их обители, вызван был в Можайск. Мартиниан неусыпными своими трудами привел Ферапонтов монастырь в цветущее состояние, так что он носил некоторое время название Мартиниановой обители. Князь Василий Васильевич Темный посещал игумена Мартиниана и почтил его многими дарами и когда был восстановлен на великокняжеский престол, перевел его на игуменство в Троицко-Сергиевский монастырь; на место же Мартиниана поставлен во игумена Ферапонтова монастыря Филофей, бывший потом епископом Пермским. Но, чрез 8 лет (1455 г.) и сам препод. Мартиниан возвратился туда же на покой и, по усильной просьбе игумена и братии, принял на себя должность строителя. Там он и кончил дни свои 1483 года Января 12 дня, в воскресенье на 86 году от рождения, быв более 70 лет монахом. Мощи преподобного Мартиниана почивают под спудом в Ферапонтовой, ныне упраздненной пустыни, в каменной, во имя преподобного созданной церкви. Ферапонтова же пустынь находится в Кириловском уезде на возвышенном берегу озера Бородавского и ручья Безымянного, расстоянием от города Кирилова к северу в 14-ти, а от Новгорода в 655 вер. Пустыня сия основана в 139S году преподобным Ферапонтом, по имени коего и называется Ферапонтовою. Память преподобного Мартиниана местно чтится в день его кончины 12 Января. См. Ист. Рос. Иер. т. III 572, VI, 851 – 855, Русск. свят- 1861 г. Январь месяц. 17-го числа Преподобного Антония Дымского Преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде, в последней половине XII века от благочестивых родителей. В Хутынском монастыре принял он пострижение и в той же обители был игуменом, по кончине препод. Варлаама, последовавшей в 1243 году. Спустя несколько времени, он пожелал уединиться и для того удалился тайно из обители. Обходя леса и дебри, нашел он пустынное место, удобное для селения иноческого при озере Дымском, в 15-ти верстах от города Тихвина и тут остался.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

кн. Всеволода Юрьевича Большое гнездо, внуком Юрия Долгорукого и правнуком Владимира Мономаха . – Сказание о князьях, написанное в первой половине XVI века Ярославским монахом Пахомием, замечательно тем, что представляет собой чистое и, можно сказать, образцовое баснословие; в этом именно сказании читается классическая, так сказать, и какая-то совсем невероятная чепуха, что «бяше окаянный царь Батый родом от града Ярославля, от (единой) веси (волости) Череможсвия» 278 и что он – Батый стоял под Ярославлем два года и шест месяцев, отыскивая отца своего). 67 . Антоний Дымский, основатель Дымского Антониева (по его имени) монастыря, который находится в 15-ти верстах на юго-восток ох города Тихвина, живший (как принимается) в середине XIII столетия (по житию, весьма позднему и нисколько не надежному, † в 1273 г.): в церкви его монастыря есть придел его имени 279 . О мощах преп. Антония Дымского, находящихся под спудом, утверждается, неизвестно – насколько достоверно, что в 1330-м году они были было обретены нетленными, а что в 1409-м году, по слуху о приближении полчищ Едигея, они были снова сокрыты в земле, -Филарета Русские святые, 17-е Января. 68 . Харитина Новгородская, жившая неизвестно когда, вероятно – во второй половине XIII beka, и подвизавшаяся в Петропавловском монастыре на Синичьей горе. Чтится местно (5-го Октября), неизвестно – с какого времени, в Петропавловской кладбищенской церкви Новгорода, оставшейся от прежнего монастыря 280 . 69 . Иоанн Устюжский, принявший христианство татарский баскак, и супруга его Мария, жившие во второй половине XIII века. Когда-то до второй половины XVII века было установлено им или само собою вводилось празднование, но потом неизвестно когда в XVIII или в XIX-м веке празднование это само собою прекратилось 281 .  XIV века: 70 . Феоктист, архиепископ Новгородский, скончавшийся 23-го Декабря 1310-го года. Новгородская 1-я летопись в таких выражениях говорит о нем по поводу его кончины 282 , что заставляет предполагать раннее установление его почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И последнее, о чем я хотел бы сказать. Когда человек плохо видит или плохо слышит, у него затрудняются связи с окружающими людьми. Но это не смертельно опасно, особенно сегодня, когда существуют разного рода технологии, которые помогают устанавливать связь с окружающими даже в отсутствие острого зрения или хорошего слуха. Но вот что действительно ужасно: когда человек слеп и глух духовно, когда он слышит человеческие голоса и видит человеческие лица, но ему не дано слышать голос Божий в своем сердце, чувствовать Божие присутствие в своей жизни. Таких глухих и слепых намного больше, чем людей, ограниченных по физическому зрению и слуху. Поэтому наша главная задача как Церкви Божией — помочь нашим современникам обрести тот слух и то зрение, без которых нельзя войти в Божественное Царство, нельзя стать по-настоящему счастливыми. И да поможет нам Господь совершать свое служение со смирением, с упованием на Его волю и с опорой на Его силу, дабы люди открывали для себя прекрасный Божественный мир даже в том случае, когда у них ограничено физическое зрение или физический слух. Я хотел бы еще раз поблагодарить Вас, отец Михаил, братию сего святого храма, всех братьев, которые сегодня мне сослужили и которые трудятся, пастырски окормляя слабослышащих и слабовидящих. В память об освящении сего святого храма хотел бы преподнести эту икону с мощами. Здесь Александр Свирский, Антоний Дымский и Мартирий Зеленецкий — великие подвижники, преподобные отцы северо-запада Руси. Их молитвами да хранит Господь и сию святую общину, посвященную Всем святым, в земле Русской просиявшим. С праздником всех вас поздравляю! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 декабря, 2023 30 ноября, 2023 22 сентября, 2016 23 сентября, 2016 23 сентября, 2016 18 января, 2024

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-stra...

После перерыва конференция продолжилась выступлением иеромонаха Далмата (Юдина), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сотрудника кафедры филологии Московской духовной академии. Иеромонах Далмат известен своими исследованиями книжной традиции, ставшей источником ранних печатных изданий с текстами для частного молитвенного обихода (келейных молитвенных последований). Автор несколько скорректировал заявленную тему своего доклада «Источники монашеской славянской книжности XIII-XV вв. по истории чина молитв перед сном», сосредоточившись на роли святителя Кирилла Туровского (1130 ок. 1182), замечательного древнерусского гимнографа, мыслителя и проповедника, в формировании последования вечерних келейных молитв. Основываясь на известном памятнике Ярославском часослове XIII века, привлекая сведения из славянских рукописей библиотеки монастыря св. Екатерины на Синае, отец Далмат выделил характерные особенности авторского стиля святителя Кирилла и показал, что выдающийся книжник не только дополнил, но и творчески переработал молитвословия, прочно вошедшие впоследствии в обиход как часть православного келейного правила. А.В. Муравьев, кандидат исторических наук, руководитель Ближневосточной секции Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник ИВИ РАН, посвятил свой доклад «Христианские монахи и монашество в историографии раннего ислама и пророка Мухаммеда» теме монашеского влияния на первоначальную проповедь пророка Мухаммеда. Ученый познакомил аудиторию с исламским преданием о некоем монахе, провидчески узревшем в юном Мухаммеде великого пророка. На основе лингвистического анализа слов, обозначающих этого монаха, автор высказал предположения, к какому типу подвижников мог принадлежать данный персонаж. Попутно исследователь сообщил слушателям многие интересные факты о связи раннего слоя коранического предания с христианскими понятиями и шире о взаимоотношениях начального ислама с христианством. Доклад «Преподобные преемники святых игуменов Древней Руси» М.К. Кузьминой, кандидата филологических наук, преподавателя Елизаветинской гимназии, привлек внимание к тому факту, что при достаточной изученности канона преподобнического жития многие составляющие его мотивы и нюансы описаны весьма неполно. Автор сосредоточила внимание на одном из таких мотивов отношениях преемственности между преподобным и его любимым учеником, еще не достигшим зрелого возраста. В пример были приведены прпп. Сергий и Никон Радонежские, Савва Сторожевский; Дионисий и Макарий Глушицкие, Варлаам Хутынский и Антоний Дымский, Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий. Особо докладчица отметила случаи «заочного» ученичества между подвижниками, далеко отстоящими друг от друга во времени, на примере прпп. Адриана и Корнилия Комельских, а также Корнилия Комельского и Кирилла Белозерского. Последние факты попутно доказывают, насколько высок был на Руси авторитет основателей монастырей, сказала в заключение М.К. Кузьмина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5144124...

Преподобный Герасим Вологодский Блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородский Святитель Кирилл, епископ Туровский Преподобный Поликарп архимандрит, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Никита (столпник), Переяславский Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Варлаам Хутынский Святитель Григорий, архиепископ Новгородский Святитель Лаврентий, епископ Туровский, в Ближних пещерах Святитель Мартирий, епископ Новгородский Княжение великих и удельных князей указанного периода Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита, Исаакий Преподобный Сильвестр чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Макарий (постник), Печерский, в Ближних пещерах Прсподобномученик Анастасий диакон, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Анатолий затворник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофан Постник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Нектарий послушливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Марк гробокопатель, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофил (плачливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Пафнугий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Макарий, диакон Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Онуфрий (молчаливый), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Елладий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Авраамий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII XIII век Блгв. кн. Мария Владимирская (в иночестве Марфа) Всеволод III Георгиевич (Большое Гнездо) (1176 – 1212), во Владимире Святитель Иоанн, епископ Ростовский Георгий II Всеволодович (1212 – 1216) (1219 – 1238) – вторично Преподобный Авраамий Смоленский Преподобный Антоний Дымский Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Петр-Давид Муромский Блгв. кн. Феврония (Евфросиния) Муромская Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

На южной стороне церкви в ограде пруд. Один придел в Вассьянском храме посвящён пр. Вассиану (память коего совершается 10 октября) в тот же день, когда православная церковь воспоминает пр. Вассиана игумена, «иже в Константине граде обители устроив, учеников до трехсот собра, в его же монастыре пр. Матрона, мужским одеяньем прикрывшись, иночествова время довольно» (память её 9 ноября). Пр. Вассиан жил в 5 веке. Трудно объяснить, почему в селе Вассианском (в предполагаемой Троицкой Рябовой пустыни) придел посвящён малоизвестному (а может быть и неизвестному для сельских прихожан) святому греческой церкви. Думается, под его именем почитался свой, местный, святой Вассиан, основатель Рябовой пустыни, как в селе Тутани под именем пр. Ксенофонта, чтимого всей православной церковью, чтился свой преподобный Ксенофонт Тутанский, или в селе Савватьеве вместо пр. Савватия Соловецкого праздновали своему пр. Савватию Савватьевскому, или в селе Саввине принимали своего св. Савву, основателя Саввина монастыря, за пр. Савву Освященного и т. п. – тем более что дни кончины – пр. Ксенофонта (Тутанского). Савватия (Савватиевского), Саввы (Саввинского), Вассиана Рябовского (или Вассиянского) были не известны, а памяти святых, дни кончины коих не известны, в нашей православной церкви приурочиваются к дням празднеств святых, чтимых всей церковью, как, например, пр. Антоний Леохновский и др. (Черноезерский, Краснохолмский, Дымский) воспоминаются 17 января, в день памяти пр. Антония Великого ; или Афанасия (Ростовский, Лубенский, князь Афанасий и др.) воспоминаются в дни св. Афанасия Великого 18 января, 2 мая – и т. д. (см. Месяцеслов русских св. архиепископа Димитрия, 17 и 18 января, 2 мая, 12 и июня. Пр. Вассиан был родом из села Рожалина, находившегося в Кесовской волости г. Бежецкого Верха (ныне г. Бежецк) Тверской губернии, – происходил из рода князей Шестихинских, а по другим из рода князей Шаховских; (как Шестихины, так и Шаховские родоначальником своим считают св. Благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, 19 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010