Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Монастырь Хутынский, украшенный теперь великолепными зданиями и обогащенный вкладами боголюбивых князей, царей и других дателей, в продолжение первых четырех столетий своего существования, подвергался разным бедствиям от войн и пожаров; а в начале XVII века был разграблен шведами: их военачальник, Понтус де-ла-Гарди, имел здесь главную свою квартиру. Ныне в обители 5 церквей: 1) Соб. Преображения Господня, с двумя приделами. Храм этот был первоначально построен (в меньшем виде), в 1192 году, Преподобным Варлаамом, которого и мощи, прославленные чудесами в XV веке, почивают тут в богатой раке, сделанной иждивением некоего Мирона Тимофеевича Нахлопова, в царствование Михаила Феодоровича. Потом эта церковь вновь сооружена в 1515 году, при игумене Сергие. 2) Теплая, во имя св. Варлаама Хутынского, построена каменная св. Архиепископом Евфимием, в 1446 г. 3) Великомученицы Варвары, каменная, построенная св. Антонием, архиепископом же, в 1218 году. 4) Всех Святых, больничная. 5) Св. Феоктиста, при кельях Викарного архиерея. – Здесь существовали прежде еще каменные же церкви: во имя Святителя Антония Новгородского, постр. 1417; св. Илии, 1418; и св. Георгия, 1535; и эта последняя была великолепно украшена. Неизвестно, когда они уничтожены. Обителью управляли издревле игумены; а потом учреждена архимандрия. Добродетельное житие св. Варлаама служило примером для многих его современников, и последователей; из них известны: Блаженный Прокопий, Христа-ради юродивый Великоустюжский, присоединенный к Православной вере, в XIII веке, под руководством самого Варлаама; ученик его, св. Антоний Дымский, бывший здесь иноком, а потом, с 1243, и игуменом, и святитель Антоний, архиепископ Новгородский, хиротонисанный, 1212, из монахов Хутынских, и потом, по слабости здоровья, удалившийся сюда на покой, он здесь и скончался. Потом, в конце XIV века, из числа иноков сей обители, св. Симеон, хиротонисан также во архиепископа в Новгород; а в XV веке архиепископ же св. Евфимий, быв еще простым монахом, жил здесь несколько времени; а сделавшись уже Владыкою Новгородским, свидетельствовал, в 1452 году, только что прославившиеся мощи Преподобного Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Преподобные отцы Новгородские 122. Преподобный отец Антоний Римлянин игумен Новгородский приплы на камени из Рима в Новгород и преставися в лето 6655 месяца августа в 3 день В 1106 году приплыл из Италии в Новгород, купил землю у Новгородских посадничьих детей и соорудил две церкви: одну соборную Рождества Богородицы, а другую Сретенскую с трапезою. Ум. 3 августа 1147 года и погребен в созданной им Рождественской церкви, где мощи его, обретенные 1 июля 1597 года, открыто почивают. При раке преп. Антония хранятся шесть мозаических икон, принесенных им из Рима; на трех из них изображен Господь Вседержитель, а на трех других распятие Господне, и ветви морской травы, которые он держал в руке во время плавания в Новгород. Сочинение жития, сохранившегося в списках XVI-XVIII в., приписывается игумену Андрею (1147–1157) (Филарет, «Обзор Р. Дух. Литерат»., стр. 51). Чудеса описаны иноком Нифонтом в конце XVI в., причем списано им и первоначальное (Андреево) житие, до нас не дошедшее. ( В.О. Ключевский , стр. 306–310). 123. Преподобный Варлаам игумен Хутынский преставися в лето 6751 месяца ноября в 6 день В мире Алекса Михалевич, родом Новгородец. В 1192 году на берегу реки Волхова, в 10 верстах от Новгорода, основал Хутынский монастырь с деревянным храмом Преображения. Ум. 6 ноября 1193 года. Мощи его были освидетельствованы св. владыкою Евфимием, но доныне остаются под спудом. Он пользовался особенным уважением Новгородцев при жизни и по кончине и был насадителем иночества в пределах Новгородских. Житие распределено В.О. Ключевским на четыре редакции и сохранилось во множестве списков. «Краткое житие Варлаама» несомненно существовало в конце XIII в.; оно носит на себе типические черты так называемого проложного жития. Позже, рядом с пространными житиями, в значительном количестве встречаются такие краткие «проложные» их редакции. Пространные редакции жития не встречаются в рукописях раньше XV в.; сличая их содержание с краткой, можно заметить внутренние признаки старшинства последней. Она вышла из среды, где события и лица из истории Варлаама были еще в свежей памяти и достаточно было намекнуть на них без пояснений. ( В.О. Ключевский , стр. 58–60). В «Иконописном Подлиннике»: «Варлаам лежит во гробе, из черна рус, с проседью, брада до персей, узка, на главе схима, риза преподобническая, испод санкир с белилы». (Филимонов, стр. 186). Память в день преставления, а в Новгороде кроме того празднуется с крестным ходом из Софийского собора в Хутынь монастырь в первую пятницу после недели всех святых в память одного из чудес, совершенных преп. Варлаамом. 124. Преподобный Антоний игумен Дымский ученик Варлаамов преставися в лето 6800 месяца апреля в 13 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Святые Отцы на Руси имеют обычай в великий пост и в другие посты прочитывать всю Псалтырь, а кроме поста не читают ни псалма. Но святогорцы живут не так: они одно правило держат во всю жизнь. Всякому брату надобно в келлии иметь иконостас или крест и пред ним совершать установленное правило. Неумеющий читать, должен служить рукоделием, повиновением в службе, с отсечением своей воли " . Из этого отрывка видно, как зорко следили на Руси за духовной жизнью Афона. И, как можно заключить из всего, не только праздным образом интересовались Святой Горой, а тщательно подражали этой жемчужине благочестия. Преп. Антоний Дымский. С юных лет подвизался в Хутынском монастыре. В 1087 г. был послан в Константинополь по церковным нуждам к Вселенскому Патриарху Анфиму. Вернулся в день кончины преп. Варлаама, который духом провидел его возвращение и успел назначить его своим преемником. Вскоре, отказавшись от игуменства, преп. Антоний основывает свою Дымскую обитель на высокой горе над озером среди лесных дебрей (возле Тихвина). В 1330 г. обретены его св. мощи, которые в 1409 г., ввиду набега татар, предавших огню обитель, скрыты были под спудом. Колокола и железная шляпа преподобного (с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями), а также священные сосуды, были тогда опущены в озеро. К X1-XII вв. надо отнести еще следующие путешествия: " В 1060 году Варлаам из монастыря св. Дмитрия путешествовал в Иерусалим на поклонение Св. Гробу, потом в другой раз отправился в Константинополь, собрал там все полезное для иноков и, умирая в монастыре близ Владимире-Волынска, все это завещал в Феодосиев монастырь. В 1115 г. игумен Даниил поставил кадило на Св. Гроб и облобызал с любовью и слезами святое место, молился за свое отечество, князей и друзей и нашел в Иерусалиме других паломников русских. Затем посетила Иерусалим княжна Полоцкая Ефросиния и там скончалась. В XII веке столько было желающих идти в Иерусалим, что пастыри церкви вынуждены были запрещать эти хождения. Святой Иоанн советовал налагать эпитимии на тех, кто необдуманно связывал себя обетом идти в Иерусалим, ибо " эти обеты губят землю " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Десять лет спустя после кончины Блаженного Римлянина возник новый светильник иночества в земле Новгородской: родился Варлаам, сын богатых родителей, в мирском имени Алексий; это был второй Феодосий Печерский для обителей своей родины. С детского возраста уже он почувствовал отвращение ко всему мирскому и тотчас по кончине родителей, раздав все свое имущество, предал себя под строгое начало некоего инока Порфирия, чтобы пройти первый искус жития монашеского. Можно предполагать, что инок сей был сам из обители Антониевой и что там поселился вначале юноша Варлаам, потому что высокий берег Волхова предпочтительно им избранный для своего жительства, находился в той же стороне. Там любил он уединяться на малом холме в глубокой чаще леса для созерцания, и там видение небесного света указало ему место будущей славной обители, как некогда великому труженику палестинскому, Савве Освященному. Там основался Варлаам и соорудил в 1192 году малую деревянную церковь , во имя Преображения Господня, в память того небесного света, который осенил его; около него стали собираться в убогих келлиях многочосленные ученики. Первыми из них были Антоний Дымский и Ксенофонт, восприявшие после него обитель Хутынскую и сами основавшие другие монастыри в окрестностях Новгорода. Бывший тогда архиепископом Святитель Григорий, брат и преемник святого схимника Иоанна на кафеде Софийской, рукоположил Варлаама во пресвитера и игумена новой обители Хутынской, и отовсюду начали к нему стекаться миряне и духовные, всякого звания и возраста, ибо назидательна была беседа опытного аввы. Он был постоянно другом и советником Владык Новгородских, но всех ближе по сердцу был ему Владыка Антоний, избранный на кафедру Софийскую из числа его иноков и трижды с нее низводимый по своеволию народному. Часто приглашал он на совет бывшего своего игумена в Архиерейские палаты. Однажды, проходя Волховский мост, Варлаам увидел человека осужденного, которого по приговору Веча уже готовились сбросить в реку, и умолил народ отдать обреченного на казнь в свою обител, для служения братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ему стал противен Евлогий, все его ласки и угождения; скудна казалась и пища. Связанный обетом, Евлогий не знал что делать и просил совета у некоторых подвижников. Они сказали: Великий (так звали Антония в Египте) жив ещё, иди к нему, что он тебе скажет, то и сделай; чрез него Бог будет тебе говорить. Прибыл Евлогий с увечным в Писперстий монастырь, и в тот же день вечером, одетый кожаной одеждою, пришел сюда Антоний. Узнав от Макария, что есть пришедшие в монастырь, он спросил: Египтяне или Иерусалимляне? И те и другие, отвечал Макарий. Антоний принял всех. Было уже поздно, когда Антоний стал звать: Евлогий, Евлогий, Евлогий! Евлогий не отвечал, думая, что так зовут кого-либо другого. Тебе говорю, Евлогий, – продолжал Антоний, – который пришел из Александрии. Антоний говорил по- египетски, а Кроний был переводчиком. Тогда Евлогий сказал: что тебе угодно? «Зачем ты сюда пришел?» Евлогий отвечал: тот, кто открыл тебе мое имя, откроет и дело, по которому я пришел. «Знаю, зачем ты пришел, – сказал Антоний, – но разскажи, чтобы знали и братия». Евлогий, разсказав о своих отношениях к увечному, прибавил: я решился бросить его, ибо он сам принуждает меня. Дай мне совет, как поступить. Великий Антоний с великой строгостью сказал: Евлогий! ты хочешь бросить его? Но Сотворивший его не бросит его. Ты бросишь его, а Бог воздвигнет лучшего, нежели ты, и поднимет его. Устрашился Евлогий. Антоний, обратясь к увечному, сказал: ты увечный, недостойный ни неба, ни земли, перестанешь ли возставать на Бога и раздражать брата? Не Христа ли ради он посвятил себя тебе на служение? Как же ты дерзаешь говорить так против Христа? Дав такое наставление обоим, Антоний занялся беседой со всеми братиями о нуждах каждого из них. Потом опять обратился к Евлогию и увечному: перестаньте враждовать, дети, сказал он им: ступайте с миром и не разлучайтесь друг с другом; бросьте все огорчения, которые демон посеял между вами, и с чистой любовью возвратитесь в келлию, в которой жили вы столько времени вместе; Бог уже посылает за вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

2. Преподобный Антоний (f 1075) был родом из Любеча, Черниговской области. Неизвестны ни сословное его происхождение, ни его мирское имя. Монашеское пострижение он принял на Афоне. Слова летописца Нестора: «Киевский Антоний прославился, как Антоний Египетский» – глубоко справедливы, т. к. ему выпала доля стать отцом русского монашества. Возвратившись из Греции, Антоний обошел все киевские монастыри и «не возлюбил» (ни в одном из них остаться), «Богу тако хотящу». Местом своих подвигов он выбрал пещеру, вырытую для уединенной молитвы митрополитом Иларионом в бытность его священником в селе Берестове и пустовавшую при его переходе на Киевскую кафедру в 1051 году. Пещера эта находилась в густом лесу. Поселившись в ней, преподобный Антоний «нача жиги ту, моля Бога, ядый хлеб сух, и тоже (и то только) через день и воды в меру вкушая, копая печеру, и не дая себе упокоя день и нощь в трудех пребывая, в бденьи и в молитвах». Ко времени смерти Ярослава (1054) он был уже прославлен как подвижник, и князь Изяслав приходил с дружиной просить его благословения. К этому времени вокруг Антония образовалось братство в 12 человек. В их числе был Никон пресвитер, постригавший братию в монашество (сам Антоний, как и Антоний Египетский, не имел никакого священного сана), затем Варлаам, Ефрем каженник (евнух), доставивший позднее из Константинополя Студийский устав, впоследствии епископ Переяславский, и, наконец, будущий устроитель монастыря Феодосий. Уже при нем братство ископало «печеру велику», устроив в ней церковь и кельи. Когда это совершилось, Антоний, благословив новообразовавшийся монастырь, покинул его, чтобы на соседнем надречном холме ископать себе пещеру. Здесь, как полагает проф. Голубинский, Антоний прожил 14 лет. Но «при всем своем затворничестве, Антоний не чуждался людей. В важных случаях приходили к нему из монастыря за советами, по временам стекались к нему и миряне, и он преподавал благословение. Случалось, что он прислуживал больным и давал свою постническую пищу вместо лекарства, и больные по молитве святого выздоравливали».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

52. Хотя диавол наблюдал за Антонием и, как воспевает Давид, скрежетал на него зубы своими (Пс.34:16), Антоний, утешаемый Спасителем, пребывал невредимым от коварства и многоразличных козней диавола. Так, в одну ночь, когда Антоний проводил время во бдении, враг посылает на него зверей. Едва ли не все гиены, этой пустыни, вышедши из нор, окружают его. Антоний стоял посреди них, и каждая зияла на него и угрожала ему угрызением. Уразумев в этом хитрость врага, он сказал гиенам: «Если имеете власть надо мною, то я готов быть пожран вами. А если посланы вы демонами, то не медлите и удалитесь, потому что я – раб Христов». Едва Антоний сказал это, гиены бежали, как бы гонимые бичом слова. 53. Потом через несколько дней, когда занимался он работой (ибо любил быть в труде), кто-то, став у двери, потянулк себе то, что плел тогда Антоний, делал же он корзины и отдавал их приходящим за приносимое ему. Антоний встал и видит зверя, который до чресл походит на человека, а голени и ноги у него подобны ослиным. Антоний запечатлел только себя знамением креста и сказал: «Я – раб Христов, если послан ты на меня, то вот я перед тобой». Зверь с бывшими в нем демонами побежал так быстро, что от скорости пал и издох. Смерть этого зверя означала падение демонов, которые прилагали все старание, чтобы удалить Антония из пустыни, и не возмогли. 54. Однажды он отправился в путь вместе с пришедшими к нему монахами, которые упросили его посетить их и место их жительства. Верблюд нес для них хлебы и воду, потому что пустыня эта безводна, и воды, годной к питию, не было нигде, кроме одной той горы, на которой был монастырь Антониев, где и запаслись они водою. Когда же на пути вода у них истощилась, а зной был весьма сильный, то все были в опасности лишиться жизни. Обойдя окрестности и не нашедши воды, не в силах уже были продолжать пути, легли на земле, и отчаявшись в жизни своей, пустили верблюда идти, куда хочет. Старец, видя, что все бедствуют, весьма опечалившись и воздохнув, отходит от них недалеко и, преклонив колена и воздев руки, начинает молиться; и Господь вскоре соделал, что потекла вода на том месте, где он стоял на молитве, и таким образом утолили все жажду и оживились, наполнили мехи водою, стали искать верблюда и нашли его. Случилось же так, что веревка обвилась около одного камня и удержала верблюда. Итак, привели его назад, и, напоив, возложили на него мехи, и продолжали путь безбедно. Когда же Антоний дошел до первых на пути монастырей, все приветствовали его, взирая на него, как на отца, а он, как бы принеся напутствие с горы, угощал их словом и преподавал им, что было на пользу. Снова на горах были радость, соревнование о преспеянии и утешение взаимное друг друга верою. Радовался и сам Антоний, увидев ревность иноков, и сестру свою, состарившуюся в девстве и уже настоятельницу других девственниц.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=45...

Осуждая араинское учение, Антоний и ученикам своим внушал остерегаться общения с арианами; беседы с арианами называл пагубными для души, слова их гибельнее яда змииного 226 . Когда ариане распустили слух, что и Антоний согласен с их образом мыслей, думая одним именем Антония увлечь простой народ в арианство, то Антоний, не смотря на свою старость (ему было тогда около 100 л.), по просьбе св. Афанасия явился в Александрию и здесь открыто обличил заблуждения ариан, назвав их предтечами антихриста. «Сын Божий, говорил здесь между прочим Антоний, не есть тварь и не из несущих, но присносущее Слово и Мудрость существа Отчего. Не имейте никакого общения с арианами, потому что какое общение свету ко тьме (2 Коринф. VI, 14). Как вы, соблюдающее благочестие, называетесь христианами, так они, называющее тварию Сущего от Отца, Божиего Сына, ничем не отличаются от язычников, служа больше твари, чем сотворившему ее» 227 . Так Антоний опровергал арианство, выводя из их положения: «было время, когда не было Сына» – совершенное отрицание Божества Христова арианами и низведение ими христианства на степень язычества. Этим открытым исповеданием православия и обличением ариан Антоний сильно повлиял на простой народ, который радовался, что арианство осуждено таким великим мужем 228 . Недовольствуясь одним обличением арианства, Антоний старался, чтобы православные «в это тяжелое время» 229 охраняемы были надежными руководителями. С этою целью он ходатайствует за св. Афанасия пред императором Константином 230 , посылает письма к Валакию 231 , одному военачальнику, сильно преследовавшему православных, – к Григорию, арианскому епископу Александрии с целью вразумления их. В своем послании к Григорию Антоний писал: «вижу гнев Божий, грядущий на тебя, перестань преследовать христиан, чтобы не постиг тебя гнев, угрожающий тебе близкою гибелью». Но письмо Антония было изорвано 232 и епископ не изменил своего поведения по отношении к православным. Обращался вероятно Антоний и к императ. Констанцию с просьбою за православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Антоний, так высоко ценивший достоинство человеческой личности, не терпевший лести и угодливости, однако как сам отличался большим смирением, так и других учил тому же, видя в смирении высокое достоинство и славу каждого христианина. Некоторые из его учеников, слишком высоко ценя свои внешние подвиги, впадали в гордость, самовосхваление. «Некоторые иноки, прославившись в одном обществе, переходили в другое, чтобы и там приобресть славу» 164 , говорит Антоний. Такие побуждения подвижников он сильно порицает, научая их истинному смирению. Указывая на необходимость смирения, Антоний добрые плоды его выставляет и чрез сравнение смирения с противоположным ему состоянием гордости, «по причине которой все возмутилось и пришло в беспорядок в мире», и ссылками на историю, доказывающую важность смирения и угодность его Богу. В пример смирения Антоний приводит ученикам патриархов: Авраама, Исаака, Иакова, указывает на Моисея, Девору и Варака, Давида, Илию, говорит о смирении апостолов и в особенности Петра, высочайший же образец смирения указывает в лице Спасителя 165 . Но прославляя смирение, Антоний учит различать от истинного смирения ложное. Часто смирение бывает лицемерно, фальшиво, как это замечал Антоний и в некоторых подвижниках. «Такое смирение, говорит им Антоний, хуже гордости; славу истинного смирения нельзя приобресть ни золотом, ни уважением к царям и военачальниками 166 , – оно происходит из внутреннего источника, из сознания человеком своей греховности пред Богом и людьми и не должно быть отождествляемо с угодливостью и низкопоклонством. Наставляя учеников смирению в своих беседах с ними, Антоний еще более побуждал их к тому же своим собственным поведением. Он, достигший необычайных добродетелей, сам себя считал однако ниже людей, не отличавшихся по-видимому никакими особенными добродетелями 167 ; «имея смиренномудрое сердце, готов был всякому отдавать предпочтение» 168 ; боясь славы, которую про него распускают, как про необыкновенного человека, он удаляется в новое место жительства; верившим в него, как в прозорливца и чудотворца, сам внушает переменить такие преувеличенные о нем понятия. Насколько высоко ценил Антоний смирение, показывают некоторые сохранившиеся его изречения. Так однажды он сказал относительно смирения: «видел я все сети врага, распростертые по земле и с вздохом сказал: кто же избежит их? Но услышал голос, говорящий мне: смиренномудренный» 169 . Относительно некоторых подвижников, имевших ложные взгляды на внешние подвиги, он говорил, что они подверглись безумию, потому что не имели смирения, надеясь на свои дела 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010