Инициатором изгнания Нестора явился некий приближенный князю клирик Федор по прозвищу «Федорец», который отстаивал необходимость отмены поста в среду и пяток во все двунадесятные праздники в праздники нарочитых святых. Князь Андрей Юрьевич намеревался добиться поставления Федорца не только во епископы, но и возведения его в сан митрополита новой, отдельной от Киевской, митрополии, кафедру, которой он хотел основать во Владимире на Клязьме. Митрополит Константин I не стал вдаваться в суть конфликта между епископом и князем и поставил на Ростовскую кафедру нового епископа – Леонтия. Однако, спор о посте в среду и пяток при этом епископе в Ростово-Суздальской земле не утих, а продолжился с еще большей силой. Епископ Леонтий не только отверг требование великого князя Андрея отменить пост в означенные дни ради Господских и Богородичных праздников, но стал требовать соблюдения поста даже в праздники Рождества и Богоявления. За это он был обвинен в ереси, осужден собранным князем епархиальным съездом духовенства и мирян и изгнан из Суздальской земли. Митрополиту Феодору довелось разбирать дела обоих Ростовских епископов. Дело Нестора митрополит направил на рассмотрение патриарху Луке Хрисовергу. Дело епископа Леонтия, прибывшего в Киев жаловаться на суздальского князя, митрополит Феодор рассмотрел и признал учение Леонтия о посте в среду и пяток ошибочным. Леонтий не был удовлетворен и отправился с апелляцией к патриарху. На пути он встретил шедшего походом на Венгрию императора Мануила I Комнина, при котором находились послы русских княжеств – Киевского, Суздальского, Переяславского, Черниговского и Смоленского, а также болгарский епископ Адриан. С последним Леонтий вступил в публичный диспут по не дававшему ему покоя вопросу о постах. Диспут завершился обличением ошибочности мнения Ростовского епископа, которого император Мануил хотел было за учинение новой ереси и дерзкие речи утопить в реке, 79 но все же помиловал. Между тем Андрей Боголюбский в 1162г. завершил возведение во Владимире на Клязьме величественного Св.Успенского кафедрального Собора и отправил в Константинополь послов с прошением учредить в этом городе митрополию и поставить митрополитом Феодора-Федорца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В одно время с великим князем российским вышел на брань против персов-сарацин греческий, бывший с ним в мире и любви 331 , император Мануил (1143–1180), в войске которого находились икона Спасителя, Силуамская икона Богороицы и Крест. В день битвы, 1 августа, по окончании победы, великий князь русский вместе с воинством своим сподобился видеть чудесное осенение помощью Божией. Светлые лучи от иконы Спасителя и Богоматери 332 покрывали светом своим все ополчение. Это видение еще более воодушевило мужеством российское воинство, так что оио, обратившись опять против врагов, совершенно рассеяло их силу и покорило России города их. Впоследствии оказалось, что и император Мануил, вышедши с войском против сарацин, в тот же день – 1 августа, видел подобное знамение от иконы Спасителя и Богоматери и также одержал победу над врагами. Возвратясь на место битвы, где пехота владимирская стояла вокруг греческого образа Богоматери, привезенного из Вышгорода, Андрей пал пред св. иконою, слезами изъявив благодарность Господу, и желая сохранить память этой важной победы, установил особенный праздник, «доныне торжествуемый нашею Церковью» 333 . Русский князь и греческий царь возвестили друг другу о своих победах над врагами помощью Божией и о виденном от образа Спасителя чудесном сиянии. Оба прославили Бога и после совета со своими святителями, по благословению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, установили в 1-й день августа празднество благодарности Христу Спасителю и Пречистой Его Богоматери за одержанные победы. Это празднество названо в летописи «Вседержителевым днем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже милости Божия празднуем, и Пречистой Его Матери, и Честнаго Креста происхождение» 334 . Ныне называется настоящее празднество Происхождением Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня – от исхождения с Крестом на утреннем богослужении на середину церкви для поклонения Кресту и лобзания его, как бывает это в день Воздвижения, и от исхождения в некоторых местах на источники, озера и кладези для малого освящения воды 335 . Празднество победы в 1 день августа названо происхождением или исхождением и соединено с водосвятием – без сомнения, от древле бывшего в этот день в Константинополе обычая обносить Честной Крест по городским улицам и площадям в течение первой половины августа для освящения города и предотвращения болезней, часто постигавших город в это время. Для сего в навечерие 1 августа приготовляли Крест на св. престоле Софийской церкви, откуда потом износили его для поклонения народу и обносили по городу до дня Успения Богородицы. Этот обычай, в соединении с другим обычаем Греческой Церкви – освящать в придворном Константинопольском храме воду в 1-й день каждого месяца, исключая январь, когда водоосвящение совершается 6 числа, и сентябрь, в котором оно бывает 14 числа 336 , – и послужил основанием наименованию праздника и водоосвящению в этот праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Матфей (1200–21), Грек, посвященный, по Киевскому каталогу, Патриархом Иоанном Коматиром до взятия Латинами Константинополя, – свидетель страшного опустошения Киева (в 1204 году) князьями Рюриком Ростиславичем и Ольговичами Черниговскими. Кирилл I (1224 или 25–33 или 36), по свидетельству одних, Грек, а по сказанию других, Россиянин, рукоположенный или в Никее, куда, по занятии Царьграда папистами, удалились на время (1204–61) Константинопольские Патриархи, или, если верить Пушкинскому списку Нестора, – в Киеве в Софийском соборе. Летописцы называют сего архипастыря то философом и по Бозе жительствовавшим, то набожным и ученым, то искусным в делах церковных. Иосиф (1236 или 37–40), прибывший в Киев из Никеи от Патриарха Германа Навплия, и погибший, вместе с Киевом, при нашествии Батыевом. Из этого краткого обзора жизни наших Первосвятителей, в период до-татарский, открывается, что состояние нашей митрополии в то время было довольно однообразно. Митрополиты обыкновенно приходили к нам из Греции, и почти все родом были Греки, так что из числа двадцати двух едва можно указать два или три имени собственно Русских. Избирал и присылал их к нам Константинопольский Патриарх, и только случились две попытки избрания наших Митрополитов собором собственных иерархов, одна при Ярославле, другая при Изяславе, попытки весьма многознаменательные. Постоянною резиденциею наших Митрополитов был Киев, но временную резиденцию бывал, кажется, и Переяславль. Еще случай замечательный, касавшийся нашей митрополии, о котором мы еще не упомянули: великий князь Андрей Боголюбский, желая возвысить престольный град свой Владимир на степень Русской столицы, и пользуясь смутами в нашей Церкви, в то время, когда на митрополитскую кафедру возводимы были то Климент, то Константин, – посылал в 1159 году к Цареградскому Патриарху Луке Хрисовергу просить себе особого митрополита во Владимир, и таким образом покушался разделить единую митрополию Русскую на две. Но Патриарх, рассмотревши дело соборно, не согласился исполнить эту просьбу 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но оно потом погребено в Черниговской Спасской церкви. Климент же скончался во Владимире на Волыне. При книге Пращице, сочин. Питиримом епископом Нижегородским, находится Соборное Деяние, бывшее якобы на некоего еретика Мартина Армянина в Киеве при сем митрополите. Но раскольники оспаривают бытие сего Собора. 16 . ФЕОДОР, грек, прислан из Константинополя в 1160 г. от патриарха Луки, как справедливо сказано в Палинодии; а несправедливо в Киевском иерархическом каталоге, якобы от патриарха Михаила Анхиалина, который по смерти уже Луки, последовавшей в 1169 г., вступил на патриарший престол. Разве, по сказанию Коссова, положить пришествие Феодора в Киев уже в 1170 г., тогда сие могло быть при патриархе Михаиле. Но в сем случае промежутка без Киевских митрополитов будет 10 лет, а по продолжению Несторовой летописи и Иерархическому каталогу, сей Феодор скончался через два года и 10 месяцев в 1163 г. августа 22, считая от пришествия его в 1160 г. В правление сего митрополита Леон, епископ Ростовский, начал учить не разрешать на мясоедение в Господские Праздники; ни на Рождество Христово, ни на Богоявление, если случатся в среду или пятницу. Сие новое учение, противное 53 правилу св. Апостолов, соблазняло народ, и потому епископ сей отправлен был с послами Киевскими, Суздальскими, Переяславскими и Черниговскими в Константинополь на суд, где он и осужден. Сей же митрополит Феодор по грамоте Константинопольского патриарха Луки Хрисоверха посвятил первого Киево-Печерского архимандрита Акиндина в 1160 г., а князь Андрей Боголюбский при нем построил близ Межигорья монастырь Спаса Белого. 17 . ИОАНН IV. Грек, по сказанию Несторова продолжателя прислан из Константинополя от патриарха Луки в 1164 г. Палинодия и Киевский каталог относят его к 1171, а. Коссов к 1176 г. Великий Князь Киевский Ростислав не хотел его принять, ибо желал возвратить на митрополичий престол низложенного Климента и с просьбой о нем посылал к патриарху; но сей не согласился. А притом и греческий император Мануил Комнин просил о принятии Иоанна, который и принят был, с тем однако же условием, чтобы впредь без согласия Великого Князя уже не избирать и не присылать из Константинополя Киевских митрополитов; в противном случае обещано сделать навсегда закон избирать и поставлять митрополитов русским епископам с повеления Великого Князя, как свидетельствует Киевский летописец 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

737 Неизвестно, указывает ли это прозвище на происхождение Климента из Смоленска или же является родовым именем. 738 Некоторые историки также указывают на случай с Иларионом, который был избран митрополитом русскими епископами при князе Ярославе в 1051 г. Однако нет ни документальных, ни иных свидетельств осуждения этого шага Константинополем. Избрание митрополитов епископами самой митрополичьей области не противоречило каноническому праву при условии последующего подтверждения (κρος) со стороны патриарха. 739 Византийское каноническое право в принципе допускает рукоположение в епископы женатых людей, если только их жены примут монашеский постриг и поселятся в монастыре, расположенном на достаточном отдалении от их епархии (48–е правило Трулльского собора). 740 Славянский вариант см.: РИБ. Т. 6. С. 63–76 (вторая половина письма, где обсуждаются вопросы о целибате и девстве, – это вставка XVII века). Этот эпизод рассматривался историками Русской Церкви (митрополитом Макарием, Голубинским, Карташевым) и относительно недавно – в работе: Воронин Н.Н. Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг//ВВ. 1962. Т. 21. С. 2950; Он же. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско–русские отношения второй половины XII в.//ВВ. 1963. Т. 23. С. 23–46. 741 Покров до сих пор остается в России очень популярным богородичным праздником, чего не было в Византии. Ср.: Спасский Ф.Г. К происхождению иконы и праздника Покрова//Православная мысль: Труды Православного Богословского института в Париже. 1953. Вып. 9. С. 138–151. 742 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 419. Политическая картина Руси около 1200 года представлена: Fennell J. The Crisis of Medieval Russia, 1200–1304. London; New York, 1983. P. 1–21 (Longman History of Russia, Vol. 2) [Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200–1304. М., 1989. С. 37–58]. 743 Золотая Орда сама находилось в зависимости от Великого хана Монгольской империи со столицей в Каракоруме, а позднее в Пекине. 744 Ср., в частности: Hackel S. Under Pressure from the Pagans? The Mongols and the Russian Church//The Legacy of St. Vladimir: Byzantium, Russia, America/Breck J., Meyendorff J., Silk E., eds. Crestwood (NY), 1990. P. 347–356.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  Тропарь, глас 8: Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашым велию милость.   Кондак, глас 2: Богоприятное Твое чрево, Богородице, объемший пояс Твой честный, держава граду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.   Другой кондак, глас 4: Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, препетая, храм, и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало. Примечания Происхождение честного и животворящего Креста Господня Хрисоверг — патриарх Константинопольский 1156–1169 гг. ( < < back 1) ( < < back 2) Комнен — греческий император 1143–1180 гг. ( < < back 1) ( < < back 2) 2-ой, митрополит Киевский, прибыл в Киев из Греции в 1167 г.; упоминается в летописи еще под 1169 г. ( < < back 1) ( < < back 2) шестой епископ Ростовской епархии упоминается летописью под 1149 г.; в 1156 г. Нестор, оклеветанный пред митрополитом своими домашними подпал запрещению; в 1157 г. он оправдался пред митрополитом, но в том же году из-за споров о посте в среду и пяток изгнан был с кафедры Андреем Боголюбским. ( < < back 1) ( < < back 2) прав. Андрей Боголюбский — сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха — родился вероятно в 1111 г. Был убит 30 июня 1175 г. ( < < back 1) ( < < back 2) мусульмане. ( < < back 1) ( < < back 2) указаний на праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери по случаю победы над сарацинами императора Мануила нет ни у греческих историков, ни в богослужебных греческих книгах. Но в истории императора Мануила, ведшего немало войн с разными народами, находятся случаи, которые должны были возбуждать царя к особенному благодарению Бога за успешное окончание войны и избавление от опасностей. Здесь обращает на себя внимание жестокая война у царя Мануила с турецким султаном или сарацинами. Сам царь начальствовал над войском, неоднократно подвергаясь чрезвычайным опасностям. Правда победа досталась врагу, но самое спасение царя поистине было чудом милости Божией. Это было в сентябре, поход же, конечно, начался ранее в августе. После этой войны у греков были два удачных сражения с сарацинами, и одна из них под предводительством самого царя. Эти события в соединении с известием из России о помощи Божией в войне против болгар, и могли расположить царя Мануила к установлению Спасу общего христианского праздника, начало которому уже было положено в Царьграде освящением воды 1 августа. Но службы Спасу в греческих памятниках агиологии не найдено доселе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Этот свет Божественной любви когда-то воссиял из гроба воскресшего Христа-Жизнодавца. И с именем матери Константина, императрицы Елены, связано восстановление поруганных святынь в Иерусалиме и Вифлееме. В 326 году она. будучи уже в преклонном возрасте, отправилась в Иерусалим, к тому времени переименованный и посвященный языческим богам. Там был обретен Крест, на котором страдал и умер Христос Спаситель. Елена восстановила древние христианские храмы: Гроба Господня и Успения Девы Марин в Иерусалим, и Рождества Христова в Вифлееме. Честной и Животворящий Крест был перенесен в новую, основанную Константином столицу – маленький городок Византии на Босфоре, на стыке Европы и Азии. Так возник Константинополь. Впоследствии империя разделится на две части, и восточную ученые назовут Византией. Сами же византийцы называли себя ромеями – римлянами. Основой жизни Византии стало православие – правое славление Бога, которое невозможно без правильного знания о Нем. Из Византии православная вера пришла на Русскую землю – трудами уже других равноапостольных святых: сначала переводчиков на славянский язык Библии и богослужебных книг, братьев Кирилла и Мефодия, а затем князя Владимира и княгини Ольги. Из Византии пришла на Русь и Владимирская икона как знак преемственности православной традиции и культуры. Это одна из самых древних икон, она датируется рубежом XI-XII веков. Патриарх Константинополя Лука Хрисоверг даровал ее киевскому князю Юрию Долгорукому, а сын Юрия, Андрей Боголюбский, перенес икону во Владимир – город, по имени которого образ получил свое название. Основанная Константином империя не сохранилась до наших дней. На месте древних храмов византийской столицы выстроены мечети. О чем это говорит нам? Быть может, и о том, что царство Христа нельзя создать на земле, нельзя раз и навсегда построить христианскую цивилизацию, потому ч то слово Христа обращено к каждому человеку и каждый человек сам призывается стяжать мир Христов в своем сердце. И если это происходит – тогда меняется, преображается и мир вокруг нас. И до сих пор подвиг святых равноапостольных Константина и Елены, а также их последователей – Кирилла и Мефодия. Владимира и Ольги, Нины и Тамары, Николая Японского – дает нам возможность жить в мире, просвещенном светом Христова учения, и приходить к Богу. 46 После Владимира икона оказалась в Москве, в Успенским соборе Кремля, а сейчас она находится в храме святителя Николая в Толмачах, при Трегьяковской галерее. Читать далее Источник: Агни Парфене: [книга о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии]/протоиер. Михаил Браверман. - СПб.: Ладан, 2015. - 176 с.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще одно страшное нападение Печенегов оправдало мудрует сего совета. В 997 году, услышав, что Князь Русский пошёл собирать дружину в пределы Новгородские, многочисленною ордою напали они вторично на приделы Киевские и стали под Белградом, так что никому нельзя было выйти из города и голод одолел осажденных. Жители, собравшись на вече, изморенные и безнадежные на помощь Князя, решились уже сдаться Печенегам, чтобы хотя не всем погибнуть от голода; но все они были спасены благоразумием одного старца, который не присутствовал на вече и узнав, что граждане хотят сдаться, послал сказать старшинам, чтобы подождали еще три дня; он велел ископать два кладезя, поставить в них одну кадь с сытою, а другую с тестом, и звать старшин Печенежских будто для переговоров. Когда же пришли в город, граждане, указав им на кладези, сказали: «напрасно себя губите; если десять лет еще простоите, ничего не можете нам сделать, ибо сама земля нас кормит». Поверили Печенеги и сняли осаду. Давно уже скончался первый Митрополит, святой Михаил, и место его заступил другой Святитель Греческий Леонтий, присланный от патриарха Николая Хрисоверха, в 991 году. Столь же ревностно содействовал он благочестивому Князю в христианском просвещении страны его, и рукоположил Епископов в созданные им города: Неофита в Ростов и Стефана во Владимир Волынский, в Белград же Никиту; озаботился Владимир и о просвещении Волжских Болгар, которые хотели некогда обольстить его своею верою и, одолев их оружием, послал к ним мудрого философа Греческого для проповеди слова Божия; крестились некоторые из их Князей, но другие остались во тьме. Крестился также один из Князей Печенежских, именем Кучук, водворившийся в Киеве: столь велика была ревность святого Владимира! Во дни его, при блаженном Леонтие, обретены были нетленными мощи святой Княгини Ольги, когда хотел он перенести их из церкви Святителя Николая, стоявшей на Аскольдовой могиле, в созданный им храм Богоматери, и с великим торжеством совершилось сие перенесение. Повествует черноризец Иаков, что в новой гробнице блаженной Княгини устроено было сверху оконце, сквозь которое можно было видеть нетление честного ее тела, если только кто с верою приходил к сему оконцу, которое не отворялось для неверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

К тому же благонамеренному папе обратились епископы баварские, с жалобою, что при его предместниках посланы были самовольно к славянам моравским три епископа, которые вторглись в духовную область архиепископа Пассавского и тем возбудили неповиновение в его пастве; моравы же хвалились, что они получили сих епископов, силою денег, из Рима, и таким образом распалась на части одна епархия. 7 Если подчиненные папе, епископы немецкие, могли жаловаться ему на неподобающее нарушение иерархических прав, то как же было патриархам Игнатию и Фотию не защищать прав своих на Болгарию, обращенную их проповедью, откуда римские священники старались вытеснить греческих. Это было, однако, главною причиною неудовольствия пап против Фотия, после его законного возвращения на кафедру; одна только благовременная кончина спасла и самого Игнатия от анафемы римской, хотя он и признается теперь святым на Западе. Иоанн IX был в дружественных сношениях с Царьградом; он писал к Стилияну Неокесарийскому, похваляя его за ревность к примирению враждующих по делу Фотия, и хотел, чтобы патриархи Игнатий и Фотий, Стефан и Антоний, оставались в той степени, в какой были признаны его предместниками. 8 Замечателен в Константинополе ряд великих мужей церкви, в то время как в Риме почти их не было, посреди непрестанных смут. Не говоря о святых: Тарасии, Никифоре, Мефодии, Игнатии, которые были подвижниками во дни иконоборства, мы видим, что и после великого Фотия украшали также кафедру Константинопольскую благочестивые святители, подобно Антонию, причтенному к лику святых, Николаю Мистику , или тайному советнику императора Льва, Антонию Студиту, Полиевкту, Хрисоверху и другим, коих назову в свое время. Благочестие и просвещение были на стороне Царьграда, когда в Риме бушевали страсти и епископы, подобные Иоанну IX и Венедикту IV, его преемнику, были редкими явлениями на сей кафедре и то на краткое время. Достойно внимания, что по словам Флери, жаловался Венедикту один из французских епископов, Аргрим Лангрский: «что по причине беспорядков политических, с давнего времени, не освящалось святое миро в его анархии и не были конфирмованы младенцы». 9 Не явствует ли из сего письма, что бывало и на Западе, как доселе на Востоке, таинство миропомазания служило для утверждения к вере младенцев?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

По воле Божией, образ, первоначально похищенный у киевлян, очень скоро явился святыней не только княжеского дома, но и всего государства, которое создавал Андрей. И в этом качестве он " вернулся " и в Киев, и в каждый православный город. Образ стал достоянием православных церковных людей по всей земле. Сейчас святыня эта находится в Москве, в Третьяковской галерее. Речь идет, конечно же, о Владимирской иконе Божьей Матери. Создание известнейшей из дошедших до нас русских икон обычно связывают с именем евангелиста Луки. Он обладал талантом художника и еще при жизни Девы Марии написал несколько Ее портретов. По преданию икона Владимирской Божией Матери была написана именно апостолом Лукой в первом веке от Рождества Христова: по желанию современников апостол изобразил лик Богоматери с Младенцем на руках, причем сделал это на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Точных подтверждений этому нет, и Церковь не настаивает на буквальной достоверности такого предания, однако и не отвергает его. Существует большое число копий, которые веками переписывались безымянными мастерами из поколения в поколение. Одной из таких икон. возможно, и является и Владимирский образ. Он был подарен киевлянам Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом как благословение русскому стольному граду. После своего прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в Вышгороде – одном из северных пригородов Киева. Большинство исследователей полагает, что Вышгородскую реликвию создали византийские мастера, но есть вполне обоснованное допущение, что она может иметь и чисто русское происхождение, а написал ее преподобный Алипий Печерский, известный киевский иконописец XI-XII столетий. Как бы там ни было, уже с самого начала своего существования святое изображение Богородицы особо почиталось русичами, практически сразу сделавшись национальной святыней. «Киевский период» истории Владимирской иконы совпал со временем княжения Юрия Долгорукого - личности одиозной и противоречивой. Этот человек, по сути, начал активную колонизацию тех земель, которые лежали к северо-востоку от нынешнего Курска. Собственно, процессы овладения славянами новых территорий протекали и много ранее, но именно Юрий поставил дело на государственный уровень. И если до него обживаемые дебри северо-восточных лесов были практически ничейными, то примерно при этом князе осваиваемые пространства стали мыслиться уже государственной собственностью - то есть собственностью князя и его клана. Так постепенно, в противовес сложившимся вечевым порядкам Киева, Новгорода, Смоленска и Галича, утверждались самодержавные тенденции Суздаля, Ростова и Владимира. Единая некогда Русь входила в период раздробленности и несходности различных политических традиций.

http://foma.ru/velikaya-svyatyinya-rossi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010