Ничего не может он без Бога, перед всяким начинанием он осеняет себя крестным знамением и просит помощи у Бога, ибо сам бессилен. Он просит, как нищий, всегда, всюду просит помощи, милосердия; он сознает себя грешнее всех, ни перед кем не превозносится, никого не осуждает, ибо если он грешнее всех, то кого ему осуждать? Так были настроены все святые, которые считали себя самыми грешными. Многим это кажется странным, даже невероятным. Как они могли считать себя самыми грешными? Как это объяснить? Это можно объяснить только тем, что их духовный взор, обращенный в собственное сердце, был крайне обостренным; они видели то, чего не видим мы, грешные люди. Если через окно упадет в комнату яркий солнечный луч, то в свете этого луча можно увидеть бесконечное множество носящихся в воздухе пылинок. А пока света не было, этой пыли не было видно. Так и святые. Когда в их сердце все более и более водворяется чистота, когда оно озаряется ярким светом Христовым, тогда в этом свете они видят все мельчайшие пылинки своей души, все свои мельчайшие грехи. И видя их безмерное множество, они ужасаются и искренне, от всего сердца считают себя тяжкими грешниками. Святое смирение есть начало всякой христианской добродетели, святое смирение есть первый шаг по пути в царствие Божие. Помните же всегда, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4; 6). Святой Предтеча Господень Иоанн пришел для того, чтобы уготовать путь Господу. Но будет и Второе пришествие Господа, и к нему мы должны готовиться именно так, как проповедовал св. Иоанн Предтеча. Все превозносящееся подобно безжизненным горам и холмам должно понизиться, вся нечистота путей наших должна очиститься, кривизна их - исправиться, чтобы уготовать широкий и гладкий путь грядущему во второй раз Христу. Так всех нас да сподобит ныне Господь Бог склонить наши головы, чтобы при Втором пришествии Господа Иисуса Христа с радостью и весельем поднять их навстречу Ему. Аминь. 9 декабря 1945 г. --------------------------------------------

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Церковь расположена неподалеку от центральной площади села на сильно понижающемся к югу участке и северным фасадом выходит на красную линию застройки ул. Крупской. Объемная композиция здания состоит из пятиглавого храма с полукруглой апсидой и трапезной, слитой с боковыми приделами. Кубообразный храмовый четверик усложнен небольшими ризалитами, подчеркивающими центры боковых фасадов. Все углы объема скруглены. Пологую четырехскатную кровлю венчают пять чешуйчатых главок: центральная, луковичная, поднята на восьмигранном деревянном глухом барабанчике с низким четырехгранным постаментом, остальные, шарообразные, с тонкими шейками – на четырехгранных. Зауженная по отношению к четверику полукруглая апсида и обширная трапезная, включающая часовню и нижний ярус колокольни, уступают храму по высоте. Полукруглые апсиды теплых приделов (южный более широкий), доходящие до выступов ризалитов четверика, также слегка понижены. Над алтарем южного придела поставлена маленькая чешуйчатая главка. Фасады храмового четверика имеют трехчастную структуру. Из-за понижения рельефа гладкий цоколь в большей степени выражен на южном фасаде храма. Скругления углов объема, начинающиеся выше уровня цоколя, подчеркнуты плоскими лопатками, по ним раскрепован трехчастный венчающий карниз, дополненный аркатурой. В ризалите, плоскость которого выделена легкой раскреповкой, на северном фасаде под высоко поднятым разорванным фронтоном находится арочный входной проем (на южном фасаде ему соответствует пара окон с лучковыми перемычками) и крупное полуциркульное окно второго света в профилированном тянутом обрамлении. Полуциркульная фрамуга над входной дверью и окна второго света сохранили рамы с веерной расстекловкой. На пряслах к востоку от ризалита помещено по арочному окну, заключенному в наличник с узкими пилястрами, поддерживающими разорванный фронтон. Декор апсиды – наличники двух арочных окон и венчающий карниз – аналогичны четверику. Общими элементами, объединяющими фасады трапезной, служат цоколь, ограниченный ступенчатой полочкой, и многополочный венчающий карниз.

http://sobory.ru/article/?object=04255

http://liveinmsk.ru/places/a-341.html Церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 гг., т.к. существовавшая ранее на этом месте «… издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, - и от этой ветхости вся разселась...». Однако неясно, была ли при сооружении ныне существующего здания использована старая церковь, и в какой степени. Строительная практика той эпохи показывает, что лишь в исключительно редких случаях прежнюю постройку разбирали до основания, обычно её предпочитали реконструировать. Кроме того, еще одна дата, относящаяся к предыдущей алтуфьевской церкви - 1750 г. показывает, что тогда в ней проводились какие-то строительные работы, Сомнительно, чтобы за десять лет прошедших после них церковь совсем уж «расселась» и потребовалась ее стопроцентная замена. Основной объем храма - четверик с сильно скругленными углами перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом. На него опирается верхний ярус, в котором первоначально находились полуциркульные проемы звона. К основному объему первоначально примыкали три притвора и апсида. Благодаря их криволинейно выпуклым фасадам план церкви сочетает элементы кресчатой и лепестковой композиций. Наружные стены обработаны типичной для барокко плоскостной деталировкой: рустом, филенками и нишами, наличники окон первого этажа с гнутыми сандриками; на втором ярусе окна-обманки, т.е. ложные. Цоколь, выложенный из белого камня, ныне заштукатурен. Судя по метрике 1887 г., составленной для Императорского Московского археологического общества священником церкви в Алтуфьеве С.Н. Буравцовым, её внутреннее убранство в основном относилось к XIX в., видимо, к периоду после Отечественной войны 1812 г.: «Иконостас деревянный, окрашенный белою лаковою краскою в виде четырех плоских и продолговатых колонн, местами вызолоченный и с резьбою по местам, о трех малых ярусах. Царские двери местами резные, насквозь из дерева, местами с накладною на них резьбою. Позлащенные; форма верхушек царских дверей дугообразная Солея пред алтарем устроена из белой лещади, возвышена от помоста храма на одну ступень и отделена от последнего решеткою. Клиросы отделяются решеткою из дерева. Затем – малым иконостасом. Колокольни нет, колокола висят на церкви, четыре колокола новейшего времени. В церкви на стенах нет никакого росписания, снаружи стены никаких иконных изображений не имеют». (М.А. Александровский, очевидно, ошибочно считал, что «тело иконостаса старое, но верхние ярусы новые, потому, что их отрезал гладкий потолок» при устройстве звона).

http://sobory.ru/article/?object=03373

Местоположение имеет на ровном и болотистом месте, имеющем покос при реках с восточной стороны, именуемой Сестра, а с полуденной – небольшой Струга, впадающей в близлежащее от сего монастыря озеро. Окружается к западу и отчасти к югу еловой рощей; с восточной и северной тремя большими прудами. Этот монастырь основан в 6977/1469 году первоначально построенной деревянной церкви во имя Успения Божьей Матери, по благословению Геннадия, Архиепископа Новгородского, а по прошению Князя Бориса Васильевича Волоколамского, помощью сего Князя и собственными трудами Преподобного Иосифа. Сей Преподобный родился близ Волоколамска, постриженик Преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. Быв под его наставлением 18 лет, вёл жизнь свою добродетельно; потом по кончине Преподобного Пафнутия, поставлен Игуменом Боровскому монастырю и, пробыв в оном два года, возвратился в свою родину Волоколамск, где и построил, как выше сказано, сию обитель. По некоторому времени сооружены в сем монастыре ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя Успения же Пресвятой Богородицы; 2) во имя Богоявления Господня с трапезой и 3) церковь во имя Одигитрии Смоленской, иждивением помянутого Князя Бориса Волоколамского и детей его. Церковь же Петра и Павла сооружена иждивением некоторого Царского вельможи, именем Григория. В настоящее время в монастыре сем находятся следующие строения: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ обширная и высокая, о пяти главах, во имя Успения Пресвятой Богородицы, с высоким крыльцом о 23 ступенях, старинной архитектуры, с крытой с трёх сторон вокруг церкви папертью и со всходами. Внутри 4 столпа, да два за иконостасом, восьмигранные; церковь длиной 27, шириной 25 аршин, на западной стороне имеет большие хоры. Иконостас хороший, почти гладкий, пряный и вызолоченный; иконы хорошо украшенные, живопись по стенам прекрасная архитектурная и лепная по розовой земле. Внизу оной церкви, сказывают, прежде была усыпальница или кладбище монашеское братское; но по явлению мощей сего Преподобного сделана церковь равной величины с верхней, во имя Преподобного Иосифа с двумя приделами, по правую сторону Живоначальной Троицы, а по левую Рождества Пресвятой Богородицы, украшена очень изрядно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По наблюдениям Тишендорфа, рукопись подверглась 7-ми исправлени­ям или корректурам, из которых первая корректура относится к IV веку, вторая – к VI веку, следующие четыре – к VII веку и последняя – к XII веку. 2) Codex Alexandrinus (A). В 1628 году Константинопольский пат­риарх Кирилл Лукарис подарил этот кодекс английскому королю Карлу I, а в 1753 году рукопись была передана в библиотеку Британского му­зея. Согласно арабской отметке 1098 года, кодекс находился в библио­теке Александрийского патриарха, откуда и получил свое название. На первом листе рукописи имеется другая арабская надпись XIII-XIV в., которая гласит, что кодекс собственноручно написала св. мученица Фекла. A. Huisch пользовался этой рукописью при подготовке издания Лондонской Полиглотты Вальтона (1654–1657 гг.), отметив ее буквой А, что положило начало обозначению унциалов латинскими буквами. Кодекс содержит Ветхий и Новый Завет . В Новом Завете недостает 26 листов начала Евангелия от Матфея (до 25, 2), 2 листов Евангелия от Иоанна (6, 60–8, 52), 3 листов 2 Коринф. (4, 13–12, 6). После Апокалипсиса приложены послания Климента Римского . Порядок книг в рукописи: Евангелия, Деяния, Соборные Послания, Послания ап. Павла, Апокалипсис. От других древних рукописей А отличается употреблением больших букв для выделения нового абзаца. На египетское происхождение кодекса указывает применение копт­ской формы для ? и µ. В отдельных книгах А обнаруживает замечательное родство с текстом блаж. Иеронима, особенно в тех местах, где последний отклоняется от древних латинских переводов. По мнению Весткотта и Хор­та, манускрипт А представляет самое древнее свидетельство сирийского или антиохийского текста. Его язык отличается чистотой и элегантностью. Это текст «poli» (гладкий, отполированный), по выражению Грегори 10 . В то же время здесь мы наблюдаем большое количество прибавок, вызван­ных, по мнению критиков, стремлением к гармонизации. Это – текст «plenior» (более полный) по сравнению с текстом Ватиканского кодекса. Основ­ной вопрос в оценке манускрипта сводится к выяснению, являются ли имеющиеся в его тексте прибавки подлинными чтениями или их следует признать позднейшими вставками 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstua...

II. Тёплая каменная церковь во имя Похвалы Божией Матери. Церковь сия построена в 1695 году наместо прежней ветхой каменной же церкви, 9 иждивением старца Ефрема, что в мире был боярин князь Иван Петрович Барятинский, при архимандрите Варфоломее. В настоящее время иконостас в ней столярной работы, гладкий, в три яруса; карнизы, рамы, клейма и всё украшение резное позолочено. В 1720 и 1849 годах церковь потерпела пожары, и после них исправлена вся на монастырский кошт, а октября 28 дня 1752 года освящена преосвященным Серапионом, епископом Можайским и Волоколамским. В 1811 году трапеза, а в 1815 году купол её покрыт листовым железом при архимандрите Иосифе Величковском; алтарь же покрыт в 1824 году старанием архимандрита Павла Подлипского. В 1826–1828 годах из любви того же архимандрита Павла к благолепию храма Божия святые иконы в иконостасе и на стенах и в алтаре были расписаны лучшим письмом живописцем, переславским мещанином Егором Гусевым за самую сходную цену. В 1856 году при архимандрите Платоне Фивейском усердием купчих девиц Гладковых устроены новые резные клиросы и место настоятельское. 10 Ныне в этой церкви нет прежнего богатства и великолепия. Усердием князя Барятинского и других благотворителей все местные иконы были обложены жемчугом и серебром; паникадило, лампады и другие многие вещи были серебряные. Бывшие в сей церкви пожары истребили сии драгоценности. Так, в 1749 году сгорело 7 местных образов в серебряных ризах и венцах серебряных, позолоченных, жемчужных и с камеями, и в алтаре 9 образов в серебряных окладах. В трапезе сей церкви на правой стороне находится придел во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Придел сей устроен в 1793 году октября 24 дня для ранних литургий в зимнее время за неимением тёплых церквей в монастыре, наместо бывшей над святыми вратами церкви во имя того же угодника. При церкви Похвалы Пресвятыя Богородицы, на северной стороне настоятельских покоев, при гробе князя Барятинского, была церковь во имя преподобного Евфимия Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Характерной чертой многогранной деятельности отца протоиерея является то, что он не только сообщал в России о научных интересах Запада, но также знакомил немецкое общество с достижениями русской культуры и науки. В 1840 и 1848 годах в Йене выходит двухтомное издание трудов великого русского поэта Пушкина на немецком языке, переведенное и опубликованное С. Сабининым и Г. Требстом 1663 . В «Немецком телеграфе за 1840 г.» написано: «Господа Требст и Сабинин представляют нам в немецком переводе первый том пушкинских рассказов и обещают второй том в котором особенно примечательны «Пиковая дама» и «Станционный смотритель». Перевод гладкий и достойный похвалы, лишь в отдельных местах замечается, что немецкий язык не является родным для переводчика. Издание снабжено краткой биографией поэта и описанием его последних минут, изложенных Жуковским» 1664 . Знания еврейского языка веймарский ученый использует для комментариев выдающегося памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», помогая своими советами В. Вольфсону, переводившему эту жемчужину русского языка на немецкий. Последний был весьма благодарен отзывчивому протоиерею 1665 . Одновременно с исландской грамматикой, вышедшей в Петербурге, в Веймаре был опубликован немецкий перевод Сабинина Записок Русского географического общества. «Благодаря данной публикации немецкие читатели получат возможность значительно расширить свои географические познания, что должно вызвать всеобщее одобрение», – писалось в предисловии к немецкому изданию 1666 . Верной помощницей отцу протоиерею во всех его трудах была его матушка. Старшая дочь, Марфа, писала: «Отец мой научил ее немецкому, датскому и французскому языкам и, кроме того, она, из желания помогать мужу, сама изучила латинский, греческий, еврейский и другие языки, так что все его сочинения и переводы переписывала всегда сама» 1667 . Немалой заботой для нее было также воспитание одиннадцати детей. Вся большая семья Сабининых привлекала многих выдающихся людей того времени, которые заезжали в Веймар. Композитор Ф. Мит, живя в Веймаре, был учителем детей отца протоиерея. У них бывали поэт П. Вяземский, А. Муравьев. В 1845 году в Веймар приехали писатели Н. Гоголь и А. К. Толстой. Из записок М. Сабининой мы узнаем об одной малоизвестной черте в биографии автора «Мертвых душ». «Гоголь приехал в Веймар, чтобы поговорить с моим отцом о своем желании поступить в монастырь. Видя его болезненное состояние, следствием которого было ипохондрическое настроение духа, отец отговаривал его и убедил не принимать окончательного решения» 1668 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Приведённый аналог позволяет представить первоначальный замысел. Вероятно, как и у церкви Трёх Святителей, боковые ризалиты должны были завершаться фронтонами, а поверх скатов крыши размещаться миниатюрный восьмерик с куполом. Возможно, со временем владельцы утратили интерес к угличскому имению – завершали строительство прихожане из числа крестьян, действуя по собственному разумению. Так, с утилитарной целью был укрупнён ярус звона колокольни. Завершение храмовой части выполнено в виде распространённых в местном зодчестве XVIII века ярусов убывающих восьмериков, тонкого барабана и главки, которые первоначально были покрыты тёсом и деревянной чешуей, а позднее обиты железом. Ещё одной оригинальной чертой является отсутствие сводов во всех помещениях храма, которые заменяют плоские деревянные перекрытия. В описи имущества 1806 года сообщается: «Потолок накатный и как стены, так и потолок подщекотурены. Окошки все обведены карнизами. Так же и потолки с карнизами щекотурными». Описан и главный предалтарный иконостас: «Столярный, гладкий, по местам позлащён, а по местам покрашен краскою лазоревой и по ней цветочки серебряные. По местам капители позлащены золотом сусальным». Он состоял из местного, праздничного и деисусного рядов. В средней части размещались скульптуры ангелов с рипидами и клейма страстного ряда. Завершением служило распятие с предстоящими. Скупые слова документа не позволяют представить облик утраченного иконостаса, который мог отличаться сложной композицией и барочным великолепием. Интерьеры изначально были оформлены скромными лепными тягами. Росписи храмовой части и алтаря, вероятно, выполнены в середине XIX века. Помимо редких клейм они включали орнаментальный пояс с розетками и филёнчатую разбивку стен под мрамор в зеленоватых тонах. На потолке алтаря ещё недавно сохранялось великолепное изображение «Новозаветной Троицы», обведённое полихромным карнизом. Эти росписи близко напоминают живописное убранство Успенской «Дивной» церкви Алексеевского монастыря, выполненное в 1848-1849 годах угличским живописцем Александром Дмитриевым Гущиным. Возможно, он же работал и в Егорьевском.

http://sobory.ru/article/?object=09588

«Злорадствование, конечно, чувство нехорошее, но его и нет в людях, изображённых графом Толстым с художественным соблюдением верности склада их речи и их простонародного миросозерцания. Они говорят, что барин «гладок», что такого «долбнёй не убьёшь», но подобные вещи у наших простолюдинов говорятся совсем без всякой зависти. Это даже не осуждение, а просто рассуждение: «гладок», ему хорошо, он имеет вероятность долго прожить — больше это ничего не значит, так у людей простонародной среды об этом и говорится… Иногда это выражается даже и так: «гладкий, Господь с ним — его и червячкам долго на прокорм станет», и всё это, однако, совсем не злорадство и не зложелательство. «Художественный гений» графа Толстого нимало не изменил ему: ангелу, присутствовавшему при простодушном разговоре сапожника с женою о «гладком барине», совсем не от чего было «почувствовать зловоние» злорадства» . Можно и должно было бы возразить Леонтьеву: подмечая сучок в чужом глазу, лучше обратить внимание на бревно в своём. Лесков эту мысль и высказывает: «Но совсем иное, кажется, должен был ощутить ангел, если бы он стоял за плечами г. Леонтьева и глядел на бумагу, когда этот автор писал 18ю страницу своей книги, где у него по поводу г. Градовского (А.Д.) и других неприятных ему людей излилось следующее: «Теперь их даже не следует любить… мириться с ними не должно… А если их поразят несчастия, если они потерпят гонение, какую иную кару, то этому роду зла можно даже немного и порадоваться». Тут есть повод опасаться, не ощутил ли ангел-хранитель г. Леонтьева ужасного зловония и не отлетел ли он от этого неосторожного христианина, который имел несчастие допустить себя до того, что злые чувства так сильно и так открыто возобладали в нём над добрыми» . И вот что выходит: в своих обвинениях Леонтьев чаще оказывается неправым — но следует ли из этого, что прав во всём Толстой? Лесков такой вывод и делает. Лесков признаёт идеи Толстого, ибо его привлекает вот эта проповедь любви во имя объединения всех и устроения жизни на разумных началах. Толстому противостоит Церковь (а точнее: он против неё восстал)? А у Лескова давно выработалось своеобразное неприятие церковности. Это тем более заставляет его соглашаться с Толстым. Пусть-де мы ересиархи, но у нас правда, а у них (у Леонтьева и церковников) — искажение христианства. Вот логика Лескова.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

«В 168-м году», – читаем в одном документе, – «великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич… указал по именному своему… указу сделать в Оружейной Палате в церковь преподобного царевича Иоасафа, что в Московском уезде, в его государеве дворцовом селе Измайлове иконостас флемованный с дорожники со святым иконам к деисусом, праздником и пророком и позолотить и посеребрить листовым сусальным золотом и серебром и разными цветными красками да в тое же церковь написать три иконы местные – образ Всех Святых, образ святого великомученика Феодора Стратилата, образ царевича Иоасафа. Сей именной указ приказал записать Алексей Тимофеевич Лихачев. И те три иконы местные образы Всех Святых» (конечно, в церковь этого имени), «святого великомученика Феодора Стратилата и преподобного царевича Иоасафа написали добрым мастерством ярославские иконописцы Дмитрий Семёнов со товарищи, а за письмо от тех икон – за золото, серебро и разные краски всякие – денег 13 рублей» 37 . Доски для иконостаса приготовляли в Москве в набережных хоромах 38 . Иконостас гладкий с дорожниками флемованными делали резного дела мастера Клим Михайлов 39 , Евтихий Семёнов, дворцовые плотники Калинка Иванов, деревянного дела токарь Евсютка Антонов 40 , станочные мастера Гришка Ермолин и Ивашка Терентьев 41 , резчики – Степан Зиновьев 42 , и Герасим Окулов 43 , последний точил базы, капители и тумбы 44 . Живописцы Дорофей Ермолаев и Андрей Павлов и живописного письма Ивана Салтыкова кормовые ученики первой статьи – Лазарь Иванов, второй Матюшка Рыткин, Афонька Филиппов, третей – Алёшка Иванов 45 и живописного же письма Ивана Безмина кормовые ученики второй статьи – Ивашка Чубаров и третьей – Микитка Полсухин с товарищами 46 серебрили, золотили и расписывали резными красками иконостас флемованный 47 . Жалованный иконописец Василий Колмогор олифил северные и южные двери 48 , с обеих сторон которых, красками «по черепашному» писал живописного письма ученик Сава Яковлев Арап 49 с товарищами. У торгового человека иконного ряда Симона Фёдорова куплены были царские двери прорезные золоченые, расписанные разными красками, с сенью и столпцами резными 50 . Живописного письма ученики – Матюшка Фёдоров 51 и Сава Яковлев Арап 52 писали по серебру разными красками восемь херувимов. Ярославский кормовой иконописец Семён Иванов на кресте «писал образ – Снятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» 53 . Живописного письма ученик Сава Яковлев Арап с товарищами клеил и писал по черепашному аспидом перегородку, что между церковью и трапезою 54 . Железного прорезного дела мастер Павел Горбун лудил восемь помочей железных больших к лампадам перед иконами 55 . В церкви ставят паникадило 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010