Рассказчик опять замолчал, переводя дух и кашляя. Андрей Иванович участливо остановился, и мы втроем стояли на темной дороге. Наконец Иван Иванович отдышался, и мы опять тронулись дальше… – Вот и ходил я лето и зиму. Тяжело было, горя принял – и-и! в разные монастыри толкался. Где я не ко двору, где и мне не по характеру. Наш монастырь – штатный, богатый, привык я к сладкой жизни. А после-то уж в штатный не принимали, а в общежительном, Кирилло-Новоезерском, и приняли, так и самому черно показалось: чаю мало, табачку и вовсе нет; монахи – одни мужики… Послушание тяжелое, работа черная… – А ведь это не любо, после легкой жизни, – сказал Андрей Иванович. – Истинно говорю: не под силу вовсе, – смиренно вздохнул Иван, Иванович. – Бремена неудобносимые… Притом и святость в черном виде. Благолепия нет… Народу много, а на клиросе петь некому… Истинно козлогласование одно… – А тут-то вот святость и есть! – сказал Андрей Иванович с убеждением. – Нет, позвольте вам сказать, – не менее убежденно возразил Иван Иванович, – это вы не так говорите… Монастырское благолепие не в том-с… Монах должен быть истонченный, головка у него, что былинка на стебельке… еле держится… Это есть украшение обители… Ну, таких малое число. А рядовой монах бывает гладкий, с лица чистый, голос бархатный. Таких и благодетели и женский пол уважают. А мужику, позвольте сказать, ни в коем звании почета нет. – Ну, ладно… Что же дальше-то? – сказал Андрей Иванович, немного сбитый с толку уверенным заявлением компетентного человека. – Да что дальше! – с грустью сказал странник… – Ходил я год. Отощал, обносился… Пуще всего страдаю от совести, просить не умею… Ждал, ждал этого сроку, – вот домой, вот домой, в свою келийку. Про отца-настоятеля уж именно как про отца родного вспоминал, за любовь за его. Наконец, как раз августа 29-го прихожу. Вхожу, знаете, во двор, и что-то у меня сердце смущается. Идут по двору служки наши монастырские… Узнали… «Что, мол, вернулся, странниче Иоанне?» – «Вернулся, говорю. Жив ли благодетель мой?..» – «Опоздал ты, – говорят, – благодетеля давно схоронили. Сподобился: с воскресным тропарем отыде. Вспоминал про тебя, плакал… хотел наградить… А теперь новый настоятель… Варвар. И не являйся». А что, – опять спохватился он тревожно, – Автономова-то не видно?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Окончив долгое чтение, дьяк свернул грамоту и указал приставу на Василия Васильевича, — тот едва стоял, без шапки, Алексей держал его под руку… — Взять под стражу и совершить, как сказано… Взяли. Повели. За церковным двором посадили отца и сына на телегу, на рогожи, сзади прыгнули пристав и драгун. Возчик, в рваном армяке, в лаптях, закрутил вожжами, и плохая лошаденка потащила шагом телегу из лавры в поле. Была ночь, звезды затягивало сыростью. 23 Троицкий поход окончился. Так же, как и семь лет назад, в лавре пересидели Москву. Бояре с патриархом и Натальей Кирилловной, подумав, написали от имени Петра царю Ивану: «…А теперь, государь братец, настает время нашим обоим особам Богом врученное нам царство править самим, понеже есьми пришли в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужскими особами в титлах и расправе дел быти не изволяем…» Софью без особого шума ночью перевезли из Кремля в Новодевичий монастырь. Шакловитому, Чермному и Обросиму Петрову отрубили головы, остальных воров били кнутом на площади, на посаде, отрезали им языки, сослали в Сибирь навечно. Поп Медведев и Никита Гладкий позднее были схвачены дорогобужским воеводой. Их страшно пытали и обезглавили. Жалованы были награды — землицей и деньгами: боярам по триста рублей, окольничим по двести семьдесят, думным дворянам по двести пятьдесят. Стольникам, кои прибыли с Петром в лавру, — деньгами по тридцать семь рублей, кои прибыли вслед — по тридцать два рубля, прибывшим до 10 августа — по тридцать рублей, а прибывшим по 20 августа — по двадцать семь рублей. Городовым дворянам жаловано в том же порядке по восемнадцать, по семнадцать и по шестнадцать рублей. Всем рядовым стрельцам за верность — по одному рублю без землицы. Перед возвращением в Москву бояре разобрали между собой приказы: первый и важнейший — Посольский — отдан был Льву Кирилловичу, но уже без титла сберегателя. По миновании военной и прочей надобности совсем бы можно было отказаться от Бориса Алексеевича Голицына, — патриарх и Наталья Кирилловна простить ему не могли многое, а в особенности то, что спас Василия Васильевича от кнута и плахи, но бояре сочли неприличным лишать чести такой высокий род: «Пойдем на это, — скоро и из-под нас приказы вышибут, — купчишки, дьяки безродные, иноземцы да подлые всякие люди, гляди, к царю Петру так и лезут за добычей, за местами…» Борису Алексеевичу дали для кормления и чести приказ Казанского дворца. Узнав о сем, он плюнул, напился в тот день, кричал: «Черт с ними, а мне на свое хватит», — и пьяный ускакал в подмосковную вотчину — отсыпаться…

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Спасо-Преображенский храм воплотил в себе лучшие столичные архитектурные традиции того времени. По своей композиции он напоминает петербургские архитектурные ансамбли. В плане представляет собой прямоугольник – базилику, и не имеет обычной алтарной апсиды. Надо заметить, что базилика как ранневизантийский храм берет свое начало в античности. Поначалу она служила общественным зданием. Но архитекторское решение Федосеева не было повторением римских образцов, оно лишь воспроизводило их основные черты. Основной объем верхнего храма представляет собой четырехстолпное пространство с хорами на западной стороне. Четыре столпа несут световой барабан с куполом, выкрашенным в зеленый цвет. Нижний храм - со сводами и арками с четырьмя массивными столпами. Во внешнем облике церкви присутствует декор с применением деталей из белого камня. Венчающий карниз ступенчатый классический с выносной белокаменной плитой. Два восьмиколонных портика дорического ордена покоятся на высоком белокаменном цоколе и украшают северный и южный фасады здания. Колоннады придают храму монументальность и торжественность и легко несут на себе мощный центральный барабан и четыре главки с изящными куполами византийской, сферической формы. В интервалах между колоннадами архитектор разместил высокие прямоугольные окна с тянутыми сандриками на кронштейнах и полуциркульными фронтончиками. Торцевые фасады завершаются треугольными фронтонами. Окна давали много света в храм верхнего этажа. В низком цокольном этаже также находилось помещение церкви. Высокий гладкий цоколь прорезан крупными полукруглыми окнами в обрамлении из клиновидных камней. Красивый в своей строгости антаблемент украшен ритмичным рядом триглифов; над ним – аттик с углублением для проектировавшегося, но не осуществленного барельефа. Первоначально церковь завершалась пятиглавием. В советское время было снесены четыре малых купола, и совсем недавно заново восстановлены. Общее архитектурное построение придает церкви скорее общественного, нежели культового здания, чему способствует отсутствие канонически обязательного восточного выступа - апсиды.

http://sobory.ru/article/?object=05523

Осмотры храма, бывшие в 1756 г. и 1762 г., несомненно, из опасения требования весьма значительных средств на возобновление храма, ограничивались указанием лишь на необходимость исправления только некоторых ветхостей. Так в 1756 г. архитектор Мичурин нашел нужным доложить чугунный пол лешедью, переделать печь обрасчатую, сделать вновь окончины в рамах и в переплетах, числом 7, а также дверь столярную, стены и своды выбелить, крышу местами починить, для стока воды сделать желоба, в пределах сделать вновь 4 двери столярной работы, железный затвор, 8 слюденых окончин в рамах и печь израсчатую, починить лещедной пол, стены и своды выбелить, предварительно подмазав, – всего на сумму 112 р. 67½ к. 47 . При осмотре храма в 1762 г. главное внимание было обращено на ветхости в иконостасах и вообще иконах. При сем оказалось, что царские двери в иконостасе главного храма полиняли во многих местах, северная и южная двери были расколоты, местные иконы Архангела Михаила, Иверской Божией Матери и Стефана Пермского повреждены, а равно и сень кругом гроба сего святителя. Образ препод. Антония римлянина и тумбы под иконостасом также полиняли. В алтаре, на горнем месте, запрестольный стенной шестилистовой образ Спасителя слинял, а другие образа здесь были весьма ветхи. Обстоятельные сведения о внутреннем украшении Спасоборского храма с его пределами и отчасти о наружном мы находим в описи сего храма, составленной в 1775 г., по приказанию митрополита Платона, комиссией из нескольких духовных лиц. В этой описи значились в самом соборе: иконостас гладкий с позолочеными столбами ветхий, царские двери в серебряном окладе и 28 венцами, около них столбики в ветхом серебряном золоченом окладе, по правую сторону царских дверей образ – Преображения Господня в серебряновызолоченом окладе с цатами и каменьями и жемчугом, образ св. Стефана Пермского в окладе сереброзолоченом, образ архистратига Михаила и Гавриила и образ пресвятой Богородицы – оба в серебропозолоченых окладах. По левую сторону царских дверей образ пресвятой Богородицы Новоторжской в ветхом серебропозолоченом басменном окладе, образ ангела хранителя в окладе же, образ Одигитрии пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Образ Спасов со апостолы, внизу крест, оклад серебрян, золочен. Образ Распятие Христово, на серебряной цке. Образ Снятие со креста, оклад басемный, в четверть. (л. 41) 2 иконы Спаса Вседержителя, в четверть, оклад басемный, венцы сканные, у одной иконы 2 винисы да зерно жемчужное. Образ Пречистой Богородицы, в четверть, оклад басемный, венец сканный, в венце 2 винисы да бирюза. Образ Пречистой Богородицы, стоящей, в четверть, оклад серебрян, с дробницы. Образ Пречистой Богородицы Владимирской, в четверть, оклад басемный, венец сканный, в венце 2 зерна жемчужных да 2 винисы. Образ Фомино уверение, резано на кости, оклад серебрян, золочен, в окладе Господские праздники. Образ Димитрия Солунского, вырезан на камне, оклад серебрян, золочен. Складни, на одной стороне Страшного суда, на другой стороне Преображения Господня, оклад басемный. Образ Воскресения Христова, оклад серебрян, басемный, венец сканный, да в прикладе золотом, да 42 дробницы серебряных. Образ Знамения Пречистой Богородицы, оклад серебрян, гладкий, в четверть. Образ Спаса Еммануила, оклад басемный, с каменьем плохим. (л. 42) Образ Пречистой Богородицы Казанской, в четверть, оклад резной, в венце 2 зерна жемчужных да камень плохой, да 2 места порожних, да в окладе золотом зерно жемчужное уродовато, да ожерелье низано жемчугом. Образ Спасов, с притворы, в четверть, оклад и венцы сканные. Образ Андрея Стратилата, осмилистовый, греческого письма, оклад басемный. Образ Пречистой Богородицы, с притворы, оклад басемный. 20 притворов от киотов, оклады басемные. Образ святого пророка Илии, оклад басемный. 5 киотов деревянных, без икон, оклад басемный. Образ Пречистой Богородицы Казанской, оклад басемный. Образ Екатерины Христовы мученицы, в четверть, оклад басемный. Складни, на правой стороне Отечество, на другой стороне Господа Саваофа да Рождество Христово, оклад сканный. Двои складни Пречистой Богородицы да Николая Чудотворца, оклад басемный, у одних венцы резные, у других венцы сканные. (л. 43) Складни Нерукотворенного образа, оклад басемный, венец сканный, в венце 2 винисы да зерно жемчужное.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

600 г творога, три стакана сливок, один стакан сахара и полпалочки ванили. Греческий пасхальный пирог 60 г дрожжей, 120 г молока, 100 г сахара, 1 кг муки, щепотка соли, натертая цедра от апельсина, стакан теплой воды, 200 г кунжутного семени, 5 сваренных вкрутую и окрашенных ярко-красной краской яиц, белок, масло растительное и кунжутное семя для противня. Развести дрожжи с молоком и сахаром и дать подойти 10 минут. Добавить 125 г муки, размешать, поставить в теплое место и дать подойти до следующего дня. Смешать опару с оставшейся мукой, добавить соль, цедру, воду и месить полчаса. Из двух третей теста сформировать длинный гладкий батон толщиной пять сантиметров. Противень смазать маслом и посыпать семенем кунжута. Уложить тесто на противень. Из остального теста скатать два тонких валика такой же длины, как батон на противне. Обвалять валики в кунжутном семени и уложить вокруг батона, прижимая, чтобы тесто скрепилось. Яйца наклонно вложить в тесто, смазать батон яичным желтком и посыпать кунжутом. Дать пирогу подойти три часа в теплом месте. Выпекать в духовке около часа при температуре 200 градусов. Кухня Петрова поста Как питаться в Петров пост Петров пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы, по сошествии на них Святого Духа, разошлись из Иерусалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Петров пост менее строг, чем пост Четыредесятницы. Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от мяса, животного масла, сыра, яиц, молока, рыбы, вина и растительного масла, и сухоясти (то есть принимать пищу без масла) в девятый час после вечерни. В остальные же дни - во вторник, четверг - благословляется пища с маслом. В субботние, воскресные дни, а также в дни памяти великого святого или во дни храмового праздника, совершаемые во время этого поста, разрешается рыба. Блюда, приготовленные без масла Холодный свекольник 0,5 л хлебного кваса, 1 большая свекла (100 г), 60 г зеленого лука, 2 свежих огурца (200 г), 1 ч. ложка сахара (10 г), половина столовой ложки измельченного укропа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

Завтра исполнится всего лишь 10 недель, а ведь по нашему непрофессио­нальному разумению мы, наверное, и не могли представить себе такой срок для «предваритель­ного» заключения. Но это безусловно ошибка. Вообще говоря, непростительно быть таким про­фаном в юридических вопросах, как я. Только здесь ощущаешь, насколько атмосфера, в которой живет юрист, отличается от среды, окружающей теолога; но из этого также можно извлечь урок, и, пожалуй, все оправданно на своем месте. А нам не остается ничего иного, как доверчиво — уповая на то, что каждый делает все, что в его силах, для бы­стрейшего выяснения сути — и с максимумом тер­пения ждать и не ожесточаться. У Фрица Ройтера есть прекрасные слова: «Жизнь человека — не прямой и гладкий поток, бывает — натолкнется на запруду, завертится на месте, бывает — люди начинают швырять камни, мутить прозрачные струи; да, случиться-то всякое может, но ведь ну­жно-то заботиться о том, чтобы вода оставалась прозрачной, а небо и земля могли бы в нее гляде­ться»,— этим сказано все. Работа о чувстве времени вчерне закончена, теперь пусть немного вылежится, посмотрим, как она это перенесет. Сегодня первый понедельник после Троицы. Я только сел за обед, поесть свеклы с картошкой, как совершенно неожиданно мне передали вашу праздничную посылку, которую принесла Р. Сло­вами не выразишь, как это меня обрадовало. При всей уверенности в духовной связи, существую­щей между вами и мной, в душе постоянно живет неистребимая потребность зримого свидетель­ства этой связи в любви и в мыслях, которая пре­вращает самые что ни на есть материальные пред­меты в носители духовных реальностей. Думаю, что нечто подобное заключает в себе потребность в таинстве, присущая всем религиям. 24.6.43  Какое богатство иметь в эти тяжелые времена большую, спаянную, прочную семью, где каждый доверяет друг другу и оказывает поддержку. Ра­ньше при... арестах пасторов я иногда думал, что одиноким людям из их числа переносить неволю легче всего. Тогда я еще не знал, что в ледяном воздухе заключения означает тепло, исходящее от жены и семьи, не знал, что именно во времена та­кой разлуки еще больше растет чувство тесной сплоченности...

http://predanie.ru/book/220780-soprotivl...

- Эк, какой он гладкий, - ворчал батюшка Василий, - не за что ухватиться. Едва не утопил в купели. Дядя Яким был восприемником. Принимая окрещенного Гришу в сухие пеленки, он ворчал: - И что это за робенок такой, один только рот. Батюшка Василий, укоризненно посмотрев на восприемника, сказал: - Мы, Якимушка, еще не знаем, какой Божий промысел об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить еще большие дела. Ведь рот служит не только для вкушения ястий, но сказано в Писании: В начале было Слово. Погоди, погоди, еще не ты, а он тебя будет кормить. У моей матушки об этом ребенке был интересный промыслительный сон. Хотя и сон, но ты, батюшка Василий, ты это не тово, не тово толкуешь. Ну как такой калека будет мне, здоровому мужичище, пропитание предоставлять? Нет, не может быть такой возможности. - Что человеку невозможно, то Богу возможно, - сказал отец Василий, приступая к ребенку со святым миром. А сто лет спустя, в 1963 году, в Югославии, сербский историк живописи Здравко Кайманович, проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, в селе Пурачин, около Тузлы, обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости, того же села, зубами крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля. Государственный архив СССР дал подтверждение. Плохо бы пришлось маленькому Грише, если бы не старшие брат и сестра. Особенно сестра. Крестный, дядя Яким, сработал для Гриши особую низкую колясочку, которую привез во двор со словами: Для моего будущего кормильца. И где бы братик и сестра не ходили, они везде возили с собой Гришу, который рос смышленым мальчиком и смотрел на мир Божий ясными вдумчивыми глазами. Обучать его грамоте и закону Божиему приходил сам отец дьякон. Гриша, сидя на лавке, навалившись грудью на стол и держа в зубах карандаш, старательно выписывал на бумаге буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро. Вся деревня его жалела, и все старались для него что-нибудь сделать, чем-то услужить. Дети, обычно безжалостные к юродивым, дурачкам и калекам, никогда не обижали и не дразнили Гришу. Отец Гриши так и не вернулся с Кавказа. Видно где-то сразила его лихая чеченская пуля. Но нужды в семье не было, потому что мир взял на себя заботу о ней. Распахивал и засевал земельный надел, собирал урожай и помогал общинными деньгами. Помогал и настоятель храма, батюшка Василий, помогал и барин - предводитель уездного дворянства, отставной генерал князь Тучков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2079...

884 Нил, иеромонах. Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни строителя пустыни иеромонаха Нила//ЧОИДР. 1875. Кн. 2, отд. 5. 885 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 38. (Далее: Досифей. Описание…) 887 Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридо- на-Саввы//Книжные центры Древней Руси/Отв. ред. Д. С. Лихачев. СПб., 1991. С. 226–288 (текст Жития). 888 В литературе неднократно высказывалось сомнение в точности даты «1429». См. например: Дмитриева Р. П. Значение Жития Зосимы и Савватия Соловецких как историко-культурного источника//Армянская и русская средневековая литература. Ереван, 1986. С. 226. 893 Столяров В. П. Монастырское хозяйство Муксалмы: Очерк быта и истории//Соловецкие острова: Большая Муксалма/Под общ. ред. П. В. Боярского. М., 1996. Т. 2. С. 14. (Далее – Соловецкие острова). 894 Акты социально-экономической истории Севера России в XV-XVI вв.: Акты Соловецкого монастыря. JL, 1988. См. также: Савин АЛ. О хозяйственной деятельности Соловецкой вотчины XV-XVII вв. Пермь, 1927. С. 94–96. О монастырской хозяйственной деятельности монастыря во второй половине XIX – начале XX в. см.: Самсонова Т. Ю. Соловецкий монастырь: хозяйственная деятельность, социальный состав и управление. М., 1997. 897 Шестаков. Просветители лопарей архимандрит Феодорит и Св. Трифон Пе- ченегский. СПб., 1868; Гладкий А. И. К вопросу о подлинности «Истории о великом князе Московском» A. M. Курбского: (Житие Феодорита)//ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 239–241. 906 Покровская В. Ф. Описание монастырской трапезы (по рукописи XVI в.)//ТОДРЛ. Т. 33. С. 293–295. 909 Досифей (Немнинов). Летописец Соловецкий за четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1853 г. 4-е изд. М., 1847. 916 Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Казань, 1881. Ч. 3. (Далее – Описание рукописей…).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерею И. И. Сергиеву от Антонины Николаевны Драчевской, ур. Ушаковой, 29-го августа 1894 г., образ сей достался мне от отца моего Николая Александрова Ушакова, а им унаследован от князей Волхонских». Внутри складня – доска деревянная, с серебряной без пробы под золотом ризой, с делениями на квадратики, числом 106, с вырезкой под слюдой помещаемых мощей, а под ними столько же квадратиков с наименованием мощей, а под низом складня надпись: «1759 году, октября 15 дня сия дощечка сделана тщанием княгини Аргипины Ивановны Волхонской». В середине доски – 4-х конечный серебряный крест с мощами внутри его 14 частей, с наименованием каждой из них и поверх складня помещается такого же вида, но малого размера дощечка – с 9 частями мощей под слюдой и 4-х конечный медный крест с 15 частями св. мощей внутри его и б) Складень крест с 6 разноцветными камнями и серебряным без пробы распятием, с мощами святых: «Василия Великого, Муч. Никифора, Феодора Стратилата, Первомуч. Стефана, Севастьяна, Сергия Вакха, Козьмы и Дамиана и Ефимия Великого», - с надписью на нем: «моление грешного Василия Кучкова». Не лишним считаю здесь упомянуть и о том, что при устройстве Сурского женского монастыря переданы были приходом монастырю три особенно ценных иконы в серебряных – позолоченных ризах с таковыми же венцами и драгоценными в них камнями, а именно: а) Господа Вседержителя, старинного письма (выс. 15 вер. и шир. 11½ в.), б) Успения Божией Матери (выс. 6 вер. и шир. 9 вер.) и в) икона Казанской Божией Матери (выс. 13½ вер. и шир. 12 ½ вер.). Богослужебными сосудами, утварью, ризницей и книгами церковь, устроенную о. протоиреем И. И. Сергиевым, можно считать богатой. Из наиболее заслуживающих внимания предметов упомянем о следующих: 1. Из 7-ми серебряных под золотом напрестольных крестов особенно ценны кресты: а) 8-ми конечный гладкий литой с особо-литым изображением распятого И. Христа, весом в 1 ф. 92 зол. и б) 4-х конечный крест в. большого размера 84º позолоченный, с литым изображением Господа, по бокам предстоящих и вверху – Савофа, с надписью на обратной стороне: «кресту Твоему поклоняемся Владыко».

http://sobory.ru/article/?object=39065

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010