Большинство регентов (а иногда диаконы и священники) преподавали муз. дисциплины и в светских учебных заведениях. Для талантливых мальчиков существовало Училище для малолетних певчих при минском архиерейском доме. Начальное муз. образование в архиерейском хоре получили буд. архим. Мартирий (Горбачевич) (1809-1812) - первый белорус. исследователь богослужебного пения; композитор, проф. Белорусской консерватории Н. Я. Ровенский (1895-1903) и др. Во вновь организованных народных школах и уч-щах, воскресных школах при семинариях наряду с Законом Божиим, церковнослав. языком и счетом изучались молитвы и церковное пение. В каждом учебном заведении давалось серьезное музыкально-певч. образование, существовал хор, к-рый пел на богослужениях, праздниках, торжественных актах; выпускники обладали необходимыми знаниями, навыками и опытом церковных певчих. Своеобразными музыкально-певч. центрами были губернские города (Гродно, Могилёв, Пинск, Полоцк). В кон. XIX - нач. XX в. особенно славились исполнительским искусством могилёвские церковные хоры, что было связано с расположением здесь Ставки имп. Николая II. В Спасском храме пел знаменитый бас Семён Казаков. На рубеже XIX-XX вв. церковное пение и приходские хоры особенно опекал Могилёвский архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко) . Почти в каждой церкви употреблялось нотное богослужебное пение, а нек-рые хоры прихожан славились своим строем. Особенно выделялся архиерейский хор могилёвского кафедрального собора, в к-ром в нач. XIX в. служили регентами диак. и композитор Вус и композитор, выпускник Придворной певч. капеллы украинец В. Нельговский. В кон. XIX - нач. XX в. в белорус. храмах служили такие выдающиеся музыканты, как Г. Рубинский, О. Кончиловский, Н. Архангельский (Виленский Пречистенский собор), В. Завитневич и Н. Соловьевич (Пинский кафедральный собор), И. Долматский и С. Подобедов (певцы минского кафедрального собора), знаменитый бас А. Царенков (певчий могилёвского архиерейского хора, затем протодиак. минского Покровского храма, свящ. минского Петропавловского кафедрального собора, репрессирован, после освобождения из ГУЛАГа певец хора Белорусского оперного театра). Церковную музыку писали Нельговский, диаконы Вус и Сперанский.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Феофил Кролик 16 сент. 1730 перев. из Чудова; † 22 дек. 1732. Иларион , 1733 (упом. в сент. перев. из Горицкого; † 10 июля 1735, в С.-Петербурге. Никодим Сребницкий 18 янв. 1736 перев. из Ипатиевского, а 6 дек. 1738 хирот. в еписк. Черниговского. Антоний Илляшевич , с 1739, а 25 мая 1748 хирот. в еписк. Вятского. Гавриил Кременецкий , 5 апр. 1748, из иеромонахов Александро-Невских, а 17 сент. 1749 хирот. в еписк. Коломенского. Мисаил Чирский , 24 сент. 1749, из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры; в 1758 назначен в еписк. Воронежского, но отказался; † 17 авг. 1764. sic. Кирилл Ляшевецкий , из наместн. Троицкой Лавры, 17 апр. 1758 назначен, но не был, а 6 авг. хирот. в еписк. Воронежского. Симон Лагов 28 окт. 1764 перев. из Белоезерского Кириллова, а 6 сент. 1769 хирот. в еписк. Костромского. Иоанн Черепанов , 15 апр. 1770, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; † 28 дек. 1778. Иоасаф Маслов 26 янв. 1779 перев. из Московского Богоявленского; † 16 дек. 1785. Павел Пономарев 14 янв. 1786 перев. из Нового Иерусалима, а 12 февр. 1794 хирот. в еписк. Нижегородского. Мефодий Смирнов 14 февр. 1794 перев. из Заиконоспасского, а 21 мая 1795 хирот. в еписк. Воронежского. Амвросий Яковлев-Орлин 12 июня 1795 перев. из Заиконоспасского, а 1 июня 1796 хирот. в еписк. Вятского. Анастасий Братановский (Романенко) 29 мая 1796 перев. из С.-Петербургской Троицкой Сергиевой пустыни, а 20 дек. 1797 хирот. в еписк. Белорусского. Иакинф Карпинский 22 дек. 1797 перев. из Донского; † 29 нояб. 1798. Варлаам Головин 17 янв. 1799 перев. из Новоиерусалимского; † 20 мар. 1811. Сергий Крылов-Платонов 14 июня 1811 перев. из Юрьева монастыря, а 17 мар. 1812 хирот. в еписк. Костромского. Амвросий Орнатский 27 мар. 1812 перев. из Юрьева, а 7 февр. 1816 хирот. в викария Новгородского. Филарет Дроздов 7 мар. 1816 перев. из Юрьева; 5 авг. 1817 хирот. в еписк. Ревельского и управлял мнтрём до 15 мар. 1819. Кирилл Богословский-Платонов 7 мая 1819 перев. из Лубенского Мгарского, а 26 окт. 1824 хирот. в викария Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, колонки, покрытые лепным орнаментом, украшающие входную пристройку храма свт. Николая, близки к элементам интерьера собора Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ( Кацер. 1948. С. 49, 50-51). Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Подробное описание М. м. оставил московский стольник и дипломат П. А. Толстой, который, посетив мон-рь 5 апр. 1697 г. вспоминал: «...во время чтения Святого Евангелия, и на Херувимской песни, и на словах Христовых, и на причастии стрелба была у той церкви ис трех пушек, и пред царскими дверми ставились мещане с великими изрядными свещами 14 человек» (Путешествие. 1992. С. 14). Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. М. м. дважды сильно пострадал во время Северной войны: его ограбили уходившие из Могилёва швед. войска, а затем казаки и калмыки из конных частей рус. войск. Обитель запустела, в 1719 г. была возрождена как мужская. В 1747 г. в связи с необходимостью защиты от католиков и униатов власти М. м. добились выдачи им копий предшествующих привилеев кор. Владислава IV Вазы. В 1754 г. М. м. был закрыт, церкви оставались приходскими до нач. 30-х гг. XX в. В 1793 г. по инициативе архиеп. Могилёвского, Мстиславского и Оршанского свт. Георгия (Конисского) рядом с Никольской ц. началось возведение теплого отапливаемого храма, который в 1798 г. еп. Могилёвский и Витебский Анастасий (Братановский-Романенко) освятил во имя св. Онуфрия. К нач. XX в. при Никольском храме существовали 2-классное церковноприходское училище и богадельня. В 1915-1917 гг. в Могилёве находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Имп. св. Николай II Александрович с семьей посещал Никольскую ц. В 20-30-х гг. XX в. из храмов бывшей обители была изъята ценная церковная утварь, а иконостас Никольской ц. уничтожили. Богослужения не совершались с 1934 г., после смерти свящ.

http://pravenc.ru/text/2563900.html

Наставники, наставники! ежели вы напечатленное Самим Богом в сердцах человеческих желание познать истинного Бога изглаживаете своим или небрежением, или своемудрием: вы Богоубийцы. Учители, учители! ежели вы естественный закон, действующий в совестях человеческих к добротворению, к Богослужению развращаете или суетными преданиями, или закоренелыми привычками: вы человекоубийцы. Жрецы, жрецы! ежели вы врожденный страх Божий, заставляющий человека искать средств к умилостивлению Бога, или изменяете в страх своих корыстолюбивых заклинаний, или удовлетворяете кровию тельцов, агнцов, козлов: вы душегубцы. Должно-должно поступать от веры в веру, от признания Бога к яснейшему познанию истинного Бога, убо и к спасительному. И мы ли, мы просвещенные Евангельскою верою, вкусившие дара небесного, причастники бывше Духа Святого, и доброго вкусившие Божия глагола, и силы грядущего века, мы ли не пожелаем просветиться спасительною верою братиям нашим, еще оною непросвещенным, братиям хотя не по единству веры, но по человечеству? Не презрения они достойны, не клятв, не поруганий: но сожаления, но молитв наших к Богу, но Христианския любви и благоуветливости, но наставлений наших, не льстяще словесе Божия, но явлением истины представляюще себе ко всякой совести человечестей пред Богом. Обратим ныне беседу к самим себе. Мы Христиане: и довольно уже сего величественного имени к понятию о нас, что мы веруем и исповедуем единого истинного Бога, явльшего Себе на последок дней в единородном Сыне Своем Иисусе Христе, Его же Божественною кровию и заслугами отраждаемся, обновляемся, оправдаемся, освящаемся и делаемся род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, делаемся благодатными сынами Божиими, наследниками царствия небесного. Но с святым Апостолом Павлом можно сказать: себе искушайте, аще есте в вере ( 2Кор. 13, 5 ), себе искушайте. Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, и вы должны достигать в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, возраста премудрости и благодати у Бога и человек. Ибо по вере во Евангелие имяноваться Христианином, и по исполнению учения Евангельского быть истинным Христианином, великую составляет разность.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

Скачать epub pdf Христос воскресе! Апостол Иисус Христов Петр, посылая письмо свое ко всем пришельцем разсеяния избранным, испрашивает для них Божественную благодать и спасительный мир, с желанием не токмо чтоб сии небесные дары были с пришельцами, но чтоб и умножились в них. Пришельцы разсеяния, т. е. Иудеи, разсеянные из Палестины по лицу вселенные Римския, и потому во всякой стране учинившиеся пришлецами, в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. Но сии пришлецы суть избранные: избранным пришельцем благодать и мир да умножится. Ктож сии чудные разсеянные, сии пришлецы, и притом избранные? – Верующие в Бога Отца, Сына Божия Иисуса Христа и Святого Духа. Се были Христиане, тогдашним Апостольским выражением названные избранными в царство благодатное, в царство вечного спасения, в царство Божие; избранными по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы. Падший первосозданный выгнан из рая: и род человеческий стал разсеянным весь. Богопротивное столпотворение сего разсеяния бедственного довершило повсемственность. Вси уклонишася в стропотные пути своих мыслей, сердец, страстей, вожделений. Уклонишася от Бога, правды и святыни. Но глас милосердия Божия никогда не преставал и не престанет созывать сих бедных разсеянцов к единому Богопознанию, к единому закону, к единому спасению, к единому избранному собранию, т. е. к единой Церкви, ея же глава Иисус Христос , основавый и стяжавый ю пречистою кровию Своею. И глас сего милосердия Божия не тщетен был и есть. От юга и востока, запада и севера разные народы и языки притекли стопами веры ко кресту Христову, и водрузив оный в сердцах своих, составили Церковь , хотя в разсеянии, но избранную, едину, святую. О! сколь должно быть желательно послушание от веры в веру, дабы получить благодать возблагодать! Пожелаем сего в нынешнем собеседовании нашем. Нет людей без веры на земли. Тот, кто с одного дерева и возгнещает огнь для печения хлебов, и выдалбливает облик чтимого идола, не есть безверный. Поклонник солнца и луны, огня и воды, Левиафана и Бегемота, не есть безверный. Самый безверный вольнодумец верит мнимой истине своих нечестивых мыслей: убо и безверный несть без веры. Что? и бесы имеют веру! О Царю веков, небес, земли, кто Тебе не убоится? Твоя всеблагостнейшая премудрость кого не убеждает признать, познать, любить Тебе Бога, небесного Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

После закрытия школы помещения мон-ря перешли в ведение Приказа общественного призрения. В связи с учреждением в Астрахани в 1788 г. народного уч-ща значительная часть монастырских зданий была разобрана, кирпич использовали для строительства уч-ща. В 1800 г. в монастырском доме был устроен острог. В 1806 г. губернатор обратился в Мин-во внутренних дел с прошением дозволить окончательно разобрать здания мон-ря, но благодаря вмешательству Астраханского архиеп. Анастасия (Братановского-Романенко) был разобран лишь обветшавший придел прп. Сергия (сохранился его подклет). В 1815 г. на средства частного жертвователя был отремонтирован Троицкий собор, в 1828 г., при архиеп. Павле (Саббатовском), началось восстановление трапезной церкви, престолы к-рой были освящены в честь Богоявления Господня (бывш. Введенский), во имя прп. Павла Фивейского (бывш. Сретенский), в 1842 г. придел был переосвящен во имя свт. Митрофана Воронежского. В 20-х гг. XIX в. помещения мон-ря были возвращены епархии, Троицкий собор приписан к кафедральному Успенскому собору в качестве зимнего храма и в 1886 г. стараниями архиеп. Евгения (Шерешилова) капитально отреставрирован. Каменный пол был заменен деревянным, круглые колонны - восьмигранными, у входа на паперть была пристроена каменная лестница, на запад и восток от нее протянулась деревянная резная ограда. В 1894/95 г. по распоряжению еп. Митрофана (Невского) в соборе вновь были проведены реставрационные работы. В 1930 г. Троицкий собор был закрыт, в нем разместился окружной архив. В результате проведенных в 70-х гг. XX в. реставрационных работ в соборе вместо шлемоподобных куполов были сооружены купола луковичной формы, покрытые листовой медью, установлены позолоченные кресты, воссоздана галерея-гульбище, расчищены белокаменные детали по карнизу. С 1973 г. монастырские постройки входят в состав историко-архитектурного ансамбля «Астраханский кремль». Арх.: Летопись Троицкого мон-ря//ОРК Астраханского ист.-архит. музея-заповедника. КП. 41422/3 [Синодик А.

http://pravenc.ru/text/76744.html

Влияние Петра Могилы, признанного богословского авторитета, образованнейшего человека, владевшего в совершенстве латынью и хорошо греческим, было огромным. Это способствовало укреплению Православия в этих землях, но после его преждевременной кончины (он отошел ко Господу в 50-летнем возрасте) в 1647 году межконфессиональная ситуация в Речи Посполитой резко ухудшилась, приведя к знаменитому восстанию Богдана Хмельницкого. Не случайно барельеф Петра Могилы был помещен на известном памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Вот что сказал о Петре Могиле поэт и академик Санкт-Петербургской Академии наук А. Востоков: «Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский». В 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Петр (Могила) был канонизирован как местночтимый святой, 8 декабря 2005 года было установлено общецерковное почитание святителя Петра. И он до сих пор почитаем народом в Румынии и Польше. Но вернемся к истории могилевской Никольской обители. В 1637 году в Могилеве, с разрешения короля Речи Посполитой, при епископе Сильвестре (Коссове) была построена временная деревянная Никольская церковь. Каменный храм начали возводить в 1669 году; в 1672 году он был завершен и освящен епископом Феодосием (Василевичем). Вскоре при храме возник женский монастырь. Но судьба его оказалась драматичной. В начале XVIII века монастырь был разорен во время Северной войны шведскими войсками Карла XII. Война и пожары нанесли монастырю весьма серьезный ущерб, и в 1719 году оставшиеся монахини были переведены в Барколабовский монастырь, а Никольский был преобразован в мужской, который просуществовал до 1754 года. После упразднения монастыря его Никольский собор действовал как приходской храм до 1930-х годов. В 1793 году при известном архиепископе Георгии (Конисском) рядом с неотапливаемым Никольским храмом начали строительство отапливаемой зимней церкви; оно было завершено в 1798 году. Тогда же церковь была освящена архиепископом Анастасием (Романенко-Братановским) как Онуфриевская.

http://pravoslavie.ru/57519.html

Так, когда при избрании чиновников Судей присутствует свидетельство Божие, то какому должно быть свидетельству человеческому? Когда на истинной совести призывается клятвой свидетельство Божие; то обряд сей колико должен быть священный и важный? – Страшно, ежели шарик избрания соделается ударом гнева Божия за оскорбление Величества Его! Ужасно, ежели поклянутся именем Божиим или ложь, или пристрастие, или подкуп! Безбожно, ежели к священной сей присяге приступят или за обыкновение, или с небрежением, или с сожженной бесстрашием совестью! На основании всеведения Божия утвержденная правота избрания не меньше доставляет чести избирающим, как и избираемым, – как и тем, кои по отношениям своим будут зависеть от избранных. Избирающим: ибо они и заслуги свои, и совесть свою прежде освящают в присутствии Божием, чем после избранные; и потом с доверием от Бога и Монарха приступают к подвигу истины и правды. Избираемые: ибо они тогда трех имеют на своей стороне свидетелей: Бога, человеков и свою совесть. Бога: коего именем клялись избиратели; человеков: сих же самих избирателей, кои достойному и достойное воздадут торжественно; а свою совесть, страшащуюся, дабы какой ни есть зазорной мнимостью не поступить против веры в Бога и доверия от своих собратий. Имеющие же зависеть от избранных, не с полной ли надеждой будут приходить к таковым особам, о коих честности клялось Общество Благородное; и не почтут ли себе в честь, что их начальник или Судья еще более преимуществует добродетелями, чем для опыта каковых избрали его в таковую и таковую должность. Клянешься Богом. Но Бог праведный. О! Страшно впасть в руки разгневанного правосудия Божия. Не было опытов, чтобы имени Божия призывание в торжественную лжу оставалось без явного наказания. И закон, и совесть для сего то предписывают, внушают: Да не клянешься именем Господа Бога твоего всуе. В присутствии Бога преправедного, вообразите и присутствующего здесь Всемилостивейшего, но правосудного Государя нашего Императора Александра I. Засвидетельствуйте истину избирательной вашей совести. Се ваше сугубое достоинство и духовное, и светское! Се ваша честь и от равных вам, и от низших пред вами! Се ваша слава, и временная, и вечная. Временная: яко добросовестие ваше оправдится от всех знающих вас, – от высшего и верховного начальства. Вечная: яко есть праведный Бог , иже воздаст комуждо по верной непорочности его души и чистоте его сердца. Читать далее Источник: Речь при выборе судей Белорусския губернии, говоренная преосвященным Анастасием, архиепископом белорусским-могилевским и кавалером, в церкви св. Иосифа 17 августа 1802 года. - Москва : В Губернской типографии у Решетникова, 1802. - 8 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

1698-1699), Сильвестр (Святополк-Четвертинский; 1707-1728), Арсений (Берло ; 1730-1732), Иосиф (Волчанский ; 1735-1742), Иероним (Волчанский; 1744-1754), свт. Георгий (Конисский; 1755-1795, с 1783 архиепископ), Афанасий (Волховский; 1795-1797), Иларион (Кондратовский; 1797), Анастасий (Братановский-Романенко ; 1797-1805, с 1801 архиепископ), Варлаам (Шишацкий; 1805-1813, с 1808 архиепископ), Ириней (Фальковский; 1812-1813, в. у.), Даниил (Натток-Михайловский; 1813-1821, с 1816 архиепископ), архиеп. Иоасаф (Сретенский; 1821-1827), Павел (Павлов-Морев; 1827-1831), Гавриил (Городков ; 1831-1837, с 1834 архиепископ), архиеп. Смарагд (Крыжановский ; 1837-1840), Исидор (Никольский ; 1840-1844, с 1841 архиепископ), Анатолий (Мартыновский; 1844-1860, с 1853 архиепископ), архиеп. Евсевий (Орлинский ; 1860-1882), Виталий (Гречулевич; 1882-1885), Сергий (Спасский; 1885-1892), Ириней (Орда ; 1892-1893), Евгений (Шерешилов; 1893-1896), Мисаил (Крылов; 1896-1904), Стефан (Архангельский; 1904-1911), Константин (Булычёв; 1911 - июнь 1922, с 1915 архиепископ), Мстиславский еп. Варлаам (Ряшенцев; июнь-июль 1922, в. у.); Нифонт (Фомин; 1922-1924), Никон (Дегтяренко; 1924-1927), Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 1927-1928), Феодосий Ващинский (1929, 1933), архиеп. сщмч. Павлин (Крошечкин; 1933-1935), Александр (Раевский ; 1936), сщмч. Иоасаф (Жевахов ; 1936), архиеп. Филофей (Нарко; 1942-1944), архиеп. Максим (Кроха; 1989-2002), Софроний (Ющук; с 7 окт. 2002). Монастыри. Действующие Успенский Пустынский (мужской, в урочище Пустынки близ Мстиславля, основан в XIV в., с 1605 в унии, с 1839 православный, в 1925 упразднен, возрожден в 2003), Николаевский (женский, в Могилёве, учрежден в сер. 30-х гг. XVII в., с 1719 мужской, упразднен в 1754, возрожден в 1991 как женский). Упраздненные мстиславский Николаевский (мужской, в Мстиславле, известен с 1506, упразднен в 1877), могилёвский в честь Преображения Господня (мужской, в Могилёве, известен со 2-й пол. XVI в., перешел к униатам в 1618, с 1649 православный, закрыт в 1918), Мстиславский Онуфриевский при Натопе (мужской, на погосте Онуфрево (ныне с.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

28 янв. 1733 г. А. был перемещен на Переяславскую и Бориспольскую кафедру с поручением быть коадъютором Киевской епархии. Уже в первый год пребывания на Переяславской кафедре А. удалось добиться фактической независимости от Киевского митрополита. В 1735 г., сетуя на крайнее оскудение архиерейского дома, А. просил Синод о пожаловании ему вотчин, принадлежавших ранее С. Мировичу. Указом от 17 сент. 1735 г. А. был перемещен на Белгородскую кафедру, но остался в Переяславской епархии, сославшись на болезнь; 3 янв. следующего года Синод отменил решение о перемещении. В 1736 г. А. присоединился к просьбе малороссийского духовенства о разрешении мон-рям приобретать недвижимость по духовным завещаниям и куплям. Устроил по образцу Киевской академии Переяславскую ДС, в к-рой открыл шесть классов: фара, инфима, грамматика, синтаксима, поэтика и риторика, позднее классы философии и богословия. В семинарии преподавали Анастасий (Братановский-Романенко) , Варлаам (Шишацкий) , Г. Сковорода , И. Леванда . А. проявлял неустанную заботу об улучшении нравственного и материального положения своей паствы. Ист.: РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода); ОДДС. Т. 4, 277, 547; Т. 5, 223, 284; Т. 6, 243; Т. 7, 318; Т. 8, 550; Т. 10, 6, 139, 352, 409; Т. 11, 6, 170, 336; Т. 14, 184, 319, 350; Т. 15, 68, 154, 160; Т. 16, 18, 307; Т. 18, 501, 521; Т. 19, 137, 185, 526; Здравомыслов. Словарь иерархов. Лит.: РБС. Т. 2. С. 310; Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 49-54; Арсений Берло, еп. Переяславский и Бориспольский: Биогр. очерк. К., 1904; Пархоменко В. Еп. Переяславский Арсений Берло, его личность и среда архипастырской деятельности. Полтава, 1911; Блажейовський Д. Киïвськой Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 380, 382. А. И. Алексеев Рубрики: Ключевые слова: ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв. - 1769), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76216.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010