Анастасий, архиепископ Астраханский и Моздокский (Братановский-Романенко Андрей Семенович) Родился 16 октября 1761 года в местечке Барышевке Переяславского уезда Полтавской губернии в семье священника. В 1782 году окончил Переяславскую духовную семинарию и поступил преподавателем в Севскую духовную семинарию, через год перешел в Вологодскую, а затем в семинарию Кирилло-Белозерского монастыря. В 1790 году был вызван в Санкт-Петербург в качестве учителя красноречия в Александро-Невскую духовную семинарию. 26 июня 1790 года принял монашество. В 1792 году исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя кадетского шляхетского корпуса. 8 сентября 1792 года возведен в сан архимандрита Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. В 1793 году назначен придворным проповедником. В 1794 году избран членом Российской Академии. В 1795 году назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. С 1796 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря, член Святейшего Синода и законоучитель кадетского корпуса. 20 декабря 1797 года хиротонисан во епископа Могилевского и Белорусского. 15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа. С 4 декабря 1803 года – архиепископ Могилевский и Витебский. 20 декабря 1805 года по болезни назначен на кафедру в Астрахань. Скончался 9 декабря 1806 года. Архиепископ Анастасий занимает очень видное место в истории русского проповедничества. Его проповеди имели своеобразное достоинство и оказали немалое влияние на последующее развитие русского проповедничества. Преосвященного Анастасия сравнивали с французским проповедником Массильйоном. Он имел титул «русского массильйона». По своему направлению Анастасий может быть причислен к разряду проповедников-публицистов. Он проповедовал о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о Промысле Божием и тому подобных истинах, против которых восставала тогдашняя философия. Будучи в Санкт-Петербурге присутствующим в Святейшем Синоде, составил план преобразования духовных училищ, за что награжден алмазною панагиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Бог есть Всесильный Творец; убо он есть Творец и человека. Ты Господи! Отец наш еси, Твоих рук дело все есьмы. Не с такою же ли искренностью должно признать, что и благоустроенных обществ виновник есть Бог ? Или небесных сил Господь, Владыка молний и громов, Царь времен и веков – несть Царь царствующих и господствующих Господь? Премудрый и Преблагий Промыслитель, толико в поднебесной возвеличивый человека, не Он ли человеческими же совершенствами возвышает человека пред человеки? А положивший закон небу и земле, уже ли не начертал закона свободномыслящему уму и действующему тако сердцу? Нет, нет – что ответствовать на сей вопрос: что имаши, о человек! Его же неси приял от Господа; аще же принял еси, что хвалишься, будто не прием? Для чего ж все сие? Да будеши и по добродетелям твоим весь Божий к славе Его, якоже вес еси Его по совершенствам твоим к преимуществу над всем тем, что несть человек – к видимому счастью твоему. Так устроеваяй счастье земное для человека Бог, не устроил ли его, не расположил ли его быть счастливым и вечно? Всех человеческих к Богу обязанностей сей есть конец бессмертное блаженство. Се единая награда достойная Бога, достойная добродетелей, творимых для Бога, достойная души бессмертныя! Что же Евангелие внушает‚ как не самое истинное исполнение должностей, каковых требует Бог? К чему истины Христова учения ведут, как не к совершеннейшим добродетелям и вечному блаженству? Вера для разума не насилие, но кроткое призывание к лучшему свету. Не унижение, но превосходнейшая великость с той стороны, по которой Бог есть Отец духов и Владыка сердец. Царствие Божие заключить в пределах одной телесной природы, а не и над мыслями духов и желаниями разумных сердец было бы не совместно с понятием о Боге. Почему соединивый с плотию дух, может соединить и житейские попечения с занятиями небесными, и странственника сего мира должности с обязанностями наследника небес, так что исповедник веры и Евангелия может быть исполнителем званий, кои возлагает на его Отечество, Гражданство, Государство, и исполнителем тем истиннейшим, чем искренне верует в Бога, любит Его закон и предается действиям Евангельской благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) (Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко) . Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования ( Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого) . Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь . По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).

http://pravenc.ru/text/674003.html

По узаконениям Высочайшим предержащей власти должно избрать чиновных Судей и других блюстителей Государь ограничивает свое могущество силой закона Божия, призывая к исполнению своих законов чрез клятву пред всеведением и правосудием Божиим. И сим ограничением себя, столько прославляет Бога Всемогущего, сколько законы Его всю свою священность заемлют от сообразности с святостью закона Господня. Разнообразные изъятия или подробности доказывают мудро-благотворную внимательность Государя, но не нарушают истинны и правды единства, коим сопрягаемы и по коему судимы должны быть разнообразные состояния людей, составляющих Государство одного Царя, или лучше, единое домочадство единого Творца вселенной и всеобщего Отца. Веротерпение тем меньше есть ослаблением правосудия, чем больше оно основывается на отношении к суду сердцеведца и правосудного, и премудрого, и преблагого Бога. И дерзающий отличить себя вероисповеданием, должен отличить себя большими знамениями истины и правды. Отличное вероисповедание предполагает отличное познание Бога, убо и законов добродетели, убо и законов Государственных, яко подробнее или покровительствующих добродетель, или исследывающих порок. А по сему законы Государственные должны быть почитаемы с священной уважительностью и яко законы, и яко законы Царские, и яко законы оправдываемые соответствием правде Бога, отношением веры, и обязанностям частным больше, чем всеобщим. Всеобщий закон один даже и по нравственности, как и по естеству; но в частности, он имеет столь многочисленныя ветви и отрасли, коль многочисленны явления поступков человеческих. Блюди жизнь и будь непорочен! О! Сии всеобщие естества и нравственности законы на сколь тмочисленные разлились потоки? Кои чтоб соединить или привести к единому первоначальному роднику, сколько требуется мудрости, силы, благости и деятельности! В сем то состоит священная важность Государственного Правительства. К сему то должна устремляться мудроправимая подчиненность, споспешествуемая разностью званий, чинов, состояний, должностей, яко сторукостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

Скачать epub pdf Христос воскресе! Апостол Иисус Христов Петр, посылая письмо свое ко всем пришельцем разсеяния избранным, испрашивает для них Божественную благодать и спасительный мир, с желанием не токмо чтоб сии небесные дары были с пришельцами, но чтоб и умножились в них. Пришельцы разсеяния, т. е. Иудеи, разсеянные из Палестины по лицу вселенные Римския, и потому во всякой стране учинившиеся пришлецами, в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. Но сии пришлецы суть избранные: избранным пришельцем благодать и мир да умножится. Ктож сии чудные разсеянные, сии пришлецы, и притом избранные? – Верующие в Бога Отца, Сына Божия Иисуса Христа и Святого Духа. Се были Христиане, тогдашним Апостольским выражением названные избранными в царство благодатное, в царство вечного спасения, в царство Божие; избранными по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы. Падший первосозданный выгнан из рая: и род человеческий стал разсеянным весь. Богопротивное столпотворение сего разсеяния бедственного довершило повсемственность. Вси уклонишася в стропотные пути своих мыслей, сердец, страстей, вожделений. Уклонишася от Бога, правды и святыни. Но глас милосердия Божия никогда не преставал и не престанет созывать сих бедных разсеянцов к единому Богопознанию, к единому закону, к единому спасению, к единому избранному собранию, т. е. к единой Церкви, ея же глава Иисус Христос , основавый и стяжавый ю пречистою кровию Своею. И глас сего милосердия Божия не тщетен был и есть. От юга и востока, запада и севера разные народы и языки притекли стопами веры ко кресту Христову, и водрузив оный в сердцах своих, составили Церковь , хотя в разсеянии, но избранную, едину, святую. О! сколь должно быть желательно послушание от веры в веру, дабы получить благодать возблагодать! Пожелаем сего в нынешнем собеседовании нашем. Нет людей без веры на земли. Тот, кто с одного дерева и возгнещает огнь для печения хлебов, и выдалбливает облик чтимого идола, не есть безверный. Поклонник солнца и луны, огня и воды, Левиафана и Бегемота, не есть безверный. Самый безверный вольнодумец верит мнимой истине своих нечестивых мыслей: убо и безверный несть без веры. Что? и бесы имеют веру! О Царю веков, небес, земли, кто Тебе не убоится? Твоя всеблагостнейшая премудрость кого не убеждает признать, познать, любить Тебе Бога, небесного Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

Скачать epub pdf Церковь наша благочестивая имеет обряд в сей день исходити с благоговейною красотою и святынею на источники водные; и не без причины благословные. Освящать воду, единожды словом Божиим освященную: се вся суть добра ( Быт. 1, 21 ), было бы нечто странное, естьли бы таковое действие не основывалось на прославлении Божией благостыни. Слезы проливать есть следствие болезни и наказания; но плакать очами покаяния, есть приятная жертва милосердому человеколюбию Господню. Омываться водою, естественная польза для тела: но во имя Пресвятые Троицы крещением в воду погружаться, есть таинство спасительно-благодатного возрождения. Исходить к источникам водным и речным устремлениям, веселящим град ( Пс. 45, 5 ), приятно: но исходить с знаками благочестного почитания Бога, изливающего реками Свою благость в таких наипаче случаях, где человеческия силы изсякают, лишаясь самонадеяния, жаждая помощи земные, есть знамением тоя благодарности, коя особенное Божие на себя обращая внимание, призывает к соплесканию волнами водными цельбоносных Ангелов, вящше, нежели купель Силоамская ( Иоан. 9, 11 ). С таковым намерением, с таковою благодарностию к Богу, в незабвенные веки учредила и сие празднество Грекороссийская Церковь . Тому уже протекло шесть сот тридцать пять лет. Сарацины угрожали Греческому Царю Мануилу, а Болгары Российскому Великому Князю Андрею Юрьевичу. В одно и тоже время два Государя, единством веры сопряженные, стесняемы были порознь двумя силами врагов, но единственными по алчности к грабительству, по ненависти к Христианству. Напаствуемые тако Державцы с равным единодушием прибегши к помощи Божией, с равным успехом кийждо своего врага сразили, расточили. Присутствовавшую в помощь им благость Свою Бог запечатлел такими явлениями, по коим не могли не признать, что Ангел Господень был побораяй по них. Изображение Бога Спасителя, при благодарственных молитвах, возсиявало из доски, и вкруг оные, и далече. Знамению убо сему положили памятник, да и их благодарного сердца истина изобразится, яко струя потока чистого, а не изменность, яко непрестанное течение оного: и Богу льющему милости Свои на боящихся Его рекою, да будет приносима жертва на брегах речных устремлений от источников до морей, от рода в род.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

Введение Вселенная разделяется на два главные чина существ. Одни, неодаренные смыслом и рассудком, имеют с самого рождения своего все то, что свойственно их породе, следуют по одному пути и сохраняют между собою одинаковый порядок, никогда от оного не уклоняясь. Сии творения произведенные Богом, по начертанию достопокланяемых Его совершенств, суть видимое зерцало, в котором, по слову св. Апостола Павла, созерцаем невидимое Божие, силу Его и Божество. Другой Чин существ отличен от первого совсем особенным удивительным свойством: т. е. способностию познавать самих себя и окрестные предметы, и могуществом свободно учреждать действия свои сообразно закону, независящему от одного токмо механизма. Но сие толь превосходное отличие вдруг кажется превращенным в уничижительную слабость, когда видим, что одни свободные существа выходят из порядка, и имеют пагубное преимущество, естественное свое совершенство изменять, уничижать, и соделываться виновниками собственного своего несчастия. Какой убо жребий вожделеннее тварей ли неодушевленных и скотоживотных, или существ разумных и свободных? Сей вопрос, взирая с ужасом на бесчиния, грехом сим достооплакиваемым плодом злоупотребления свободы, в мире произведенные, почитали проблематическим 1 , обоюдным; и даже завидовали состоянию первого чина сушеств, в котором они были поставлены, находится вне грозных прещении Бога против тварей разумно свободных. Но при внимании и размышлении даже минутном, человек не может отрещися быть человеком. Сии размышления внушают ему страх, казаться неблагодарным пред Творцем бытия своего, и почитать благословения Божия как бы оядотворенными дарами; кои лучше было бы и не получать. Правда, мы в самих себе носим начало своего несовершенства, и своих бедствий: но оного начала сие ли предуставление? и уже ли мы неизбежимо ограничиваемся по оному поступать бедственным для нас образом? Ежели сие так; мы, подлинно были бы несчаснейшие из всех творении; малейший червь и презренная песчинка, находилися бы гораздо в меньше тягостнейшем пред нашим состоянии. Все пространство наших познаний; вся тонкость чувствований служили бы одними токмо средствами к погружению нас в бездны несчастий.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

Предначертание сочинения Хотя и по одному разуму, невзирая на пользы наши, можно доказательно утвердишь истину христианской веры, опровергнуть предрассудки безверных и склонность к нечестию показом достойною всякого порицания и осуждения: но разум часто бессильным бывает над сердцем того человека, в котором склонность к безверию торжествует над рассудком. Любовь к свету, земные удовольствия, гордость, беспечность и худые примеры это приманки, ввергающие людей в неверие! Для всего всем таковым неправедным побуждениям таковым зловредным склонностям должно противоположить пользу, которую доставляет христианский закон. Понятие об уничтожении нашей души есть понятие самое ужасное. Вера христианская напротив того учит, что душа бессмертна. Сердце наше высочайшего блага желает беспрестанно. Обрести оное на земле невозможно. Закон христианский обещает верным последователям своим, что они верховным благом будут наслаждаться после смерти. Мы более отвращаемся от горести и печали, нежели сколько любим удовольствие. Христианская вера ужаснейшими наказаниями угрожает преступникам Божественных законов. Сии три понятия имеют основание в глубине разумной человеческой природы. Почему мы за полезное в высочайшей степени почитаем испытать, Божественной ли есть христианский закон. Признать его таковым, кто здравомыслящий не пожелает? К сему побуждает та превосходная и вожделенная польза, которую доставляет христианство . Откуда явствует, что склонность к безверию и нечестию, заставляющая желать, чтобы закон христианский был не истинен, есть склонность противоестественная и рано или поздно неверующие должны быть жертвою, закланною собственным обманом: вместо того, что благочестие для истинного христианина есть неисчерпаемый источник благополучия. Сии важные истины будут предметом сего сочинения. Глава первая. Понятие об уничтожении нашей души есть понятие ужаснейшее. Христианская вера сей ужас уничтожает Мы без изъятия любим продолжение нашего бытия. Сия любовь соединена с нашим естеством теми крепкими узами, которые прервать, равно как и любовь к жизни совершенно истребить, никак невозможно. Можно ли с холодностью взирать на продолжение нашего бытия, когда оно есть первое основание благополучия, и когда все без исключения блага были бы в рассуждении нас сущее ничто, если бы мы не существовали?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

Скачать epub pdf В сей великий день, по превосходству называемый днем Господним, Иисус Христос воскрес в жизнь небесные славы, и в своем преславном воскресении начертал нам живый образ нашего воскресения в жизнь благодатную. Коль блистательными, коль разительными лучами сияет воскресение Спасителя нашего, сего небесного Победителя! Стечение пресветлых оных лучей составляет солнце Божественные славы воскресшего Иисуса. Иисус Христос воскрес истинно, воскрес по предречению своему, воскрес силою Божества своего, коего славу распространил и утвердил воскресением своим. Иисус Христос воскресший более не умирает. Он живет, Он царствует, Он жить и царствовать будет во веки и далее веков. Он есть Царь веков, и победивши торжественно смерть, безсмертную славу и блаженство восприял, яко нетленное наследство. Тако сей день, сей великий день сотворил Господь, дабы вознестися во славу Свою. Мы, благословенные Христиане, мы верою и состраданием участвовали вчера в Христовых страданиях и Его смерти, да возучаствуем и в Его славе, в Его торжестве, тем паче, что сей Бог Спаситель наш, воскресши в славу Свою, воскрес вместе и для нашего блаженства. Он, воскресши в безсмертную и небесную жизнь, дал нам великий пример нашего воскресения в благодатную жизнь, т. е. к нашему истинному и совершенному к вере обращению. Но сообразуемся ли и ныне данному нам от воскресшего Господа примеру нашего воскресения в благодатную жизнь? Воскресение Иисус Христово было истинное; но наше воскресение в благодатную жизнь имеет ли знаки истинного и искреннего обращения к Богу? Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя ( Кол. 3, 1 ); т. е. естьли мы истинно воскресли со Христом; то должны соделаться человеками, яко небесными и божественными, не прилепляясь более к земле, не живя больше для земли, но паче воздыхания простирая к небеси, восходя каждый день от одной добродетели к другой, и от славы в славу, дабы вознестись нам со Иисусом Христом на гору святую. Естьли мы истинно воскресли со Иисусом Христом или от греха в благодать, или от хладости сердца нашего к горячайшему люблению Бога: то мы должны иметь тем более пламенеющую ревность к служению Богу, тем искреннейшее желание к усовершенствованию себя в добродетелях, тем строжайшее примечание за собою самими, дабы совершенно, победив свои порочные склонности, всецело пожертвовать сердцем своим закону Божию, и душу очистить от всякого примеса подлые к сему свету любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010