Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, слушая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец овладело им беспокойство, и он пошел молиться Богу. Заключился в келии, которая была в уединении вне Лавры, и надел на себя погребальные одежды, как бы перед смертью. Ибо отцы египетские имеют обыкновение до смерти сберегать свой левитон и куколь, в которых принимают монашеский образ, и в них погребаться; в продолжение жизни надевают их только по воскресным дням для приобщения Святых Таин и тотчас же после снимают. Итак, авва Иаков, удалившись в помянутую келию и стоя на молитве пред Богом, столько изнурил себя постом, что наконец пал на землю и лежал распростертым. Сказывал он, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит Отрок с веселым лицом и говорит ему: " Авва Иаков! Что здесь ты делаешь? " . Иаков вдруг осиян был светом и, почувствовав в себе силу от видения Отрока, отвечал Ему: " Господи, ты знаешь что со мною делается! Одни говорят мне: не оставляй Церкви (православных); другие говорят: дифизиты тебя прельщают. Недоумевая и не зная что делать, я решился на такой подвиг " . Господь отвечает ему: " Хорошо там, где ты " , и тотчас при сем слове авва Иаков увидел себя пред дверьми святой Церкви православных последователей Халкидонского Собора " .Авва Антоний, проникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: " Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? " . Тогда пришел к нему глас: " Антоний! Себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их " .Некоторые братия пришли к авве Антонию и предложили ему слова из книги Левит. Старец пошел в пустыню, а за ним тайно последовал авва Аммон, знавший его обыкновение. Старец отошел на далекое расстояние, стал на молитву и громким голосом воззвал: " Боже, пошли Моисея, и он изъяснит мне слова сии! " . И пришел к нему голос, говоривший с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Ахаз выстроил капище Ваалу в самом Иерусалиме и велел даже забить двери храма Соломонова, так что дом Божий стоял как страшный памятник удаления Господа Бога Израилева из среды Его народа. Езекия, благочестивый сын безбожного Ахаза, снова отворил двери дома Божия, очистил Иерусалим от идолов и сделал воззвание даже к отторгшимся десяти коленам, приглашая обратиться к Богу отцов их и собраться в Иерусалим на празднование Пасхи, которая давно была забыта народом. В его правление случилось отведение десяти колен в плен ассирийский, между тем как царство Иудейское усилилось переселением многих тысяч израильтян в Иудею. Ассирийский царь Сеннахирим послал было войско и для покорения Иудеи, оно заняло уже все иудейские крепости и осадило самый Иерусалим. Но когда гордый предводитель ассирийского войска, в виду святого града и во услышание жителей его, стал порицать живого Бога Израилева, то, по молитве Езекии, Ангел Господень в одну ночь поразил в лагере ассирийском 185000 человек. Пораженный таким чудесным образом, Сеннахирим на другое же утро снял осаду и бежал назад в Ниневию. Аммон, сын Манассии, превзошел в нечестии всех своих предшественников, но его правление продолжалось только два года; сами домашние восстали на него и он был умерщвлен собственными же рабами. Ему наследовал сын его Иосия, когда имел только восемь лет от роду. В лице его на престоле Давидовом снова воссел муж по сердцу Божию. Первые восемь лет он управлял царством под руководством первосвященника, но на двадцатом году своей жизни уже собственною волею очистил от идолов Иерусалим и всю Иудею и приказал возобновить храм Господень. В это время, при очищении храма, найдена была книга закона Господня, писанная Моисеем, которая давно была забыта и считалась затерянною. Ее прочли царю. Ужас и страх объял его, когда он услышал все угрозы, возвещенные в оной Богом за нарушение закона. Иосия растерзал на себе ризы и с сокрушением сердечным взывал к предстоящим ему вельможам: «Идите, молитесь Господу за меня и за всех, оставшихся в Израиле и Иудее! Ибо великий гнев Господень готовится на нас за то, что не послушали отцы наши слов Господних и не творили по всему, написанному в книге сей!» Но Бог утешил благочестивого царя, сказав ему через пророчицу Олдану: «Так как сердце твое сокрушилось, когда ты услышал слова Мои о месте сем и о живущих на нем, и ты смирился и, растерзав ризы, плакал передо Мною, то Я приложу тебя к отцам твоим в мире, и очи твои не увидят тех зол, которые наведу Я на место сие и живущих на нем!» Это заставило царя еще ревностнее стараться о введении всех обрядов, предписанных в законе Моисеевом, и о восстановлении законного служения во храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

б. Царская дорога и параллельная ей Дорога пустыни идут через Заиорданье с юга на север: от Елафа на южной оконечности карты через Едом, Моав, Аммон, Галаад и Васан к Дамаску. Покорение За- иорданья Давидом дало Соломону контроль над этим маршрутом. 3. Царствование Соломона: налоги, подати и торговля, 3 Царств 4 Подчёркнутые синим названия регионов и синие стрелки, идущие со всех сторон к Иерусалиму, представляют торговлю, налоги и подати. Контролируя международные маршруты и регионы, через которые они проходили, Израиль при правлении Соломона достиг пика процветания и мира. Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. Соломон владел всеми царствами от реки Евфрат до земли филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его... Он владычествовал над всей землёй по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своей, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона ( 3Цар. 4:20–25 ). Строительство храма, хронология В это время процветания в Иерусалиме был построен храм Яхве ( 3Цар. 5–6 ). В него был принесён ковчег завета, и слава Господня наполнила храм. В 3Цар. 6:1  строительство храма хронологически связано с исходом Израиля из Египта: В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли египетской, в четвёртый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. Связав библейскую хронологию с ассирийскими записями, можно установить, что это был 966 год до Р.Х., четвёртый год правления царя Соломона (Thiele 67–78). Поэтому библейская дата исхода, произошедшего 480 годами ранее, – это 1446 год до Р.Х. Эта дата подтверждается дополнительными доказательствами, представленными в Суд. 11:26  и в 1Пар. 6:33–37 . 4. Правление Соломона: торговля, налоги и подати, 3 Царств 9:26–28; 10:22–29

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Быт. 14:4 Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, Мы останавливаемся на этом стихе, чтобы напомнить о вступлении в эту главу. а в тринадцатом году возмутились. Быт. 14:5 В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме, Поход Кедорлаомера с его союзниками чрез год после возмущения, т. е. пока известие дошло до Сузы и пока войска собрались для похода, указывает нам на многие народы, нам почти неизвестные. Можно предположить только, как замечает Отто Герлах, что еламский царь вступил в Палестину с севера и шёл на юг до Ель-Фарана (степь Ель-Ти)… «что при пустыне» и уже от южной границы Палестины, сперва покорив мелкие племена, обратился снова на северо-восток и дошёл до долины Сиддим, где произошла решительная битва. Что же касается народов, покорённых на пути войска еламитского, то вот сведение об них по Филарету, Англиканской Библии и Отто Герлаху: а) Рефаимы: обитатели Васана ( Нав. 12:4; 13:12 ), считались в древности исполинами, по свидетельству текста Семидесяти, Онкелоса и сирийского текста. Страна Васан, или Базан, лежащая на северо-восток от долины Иордана, носила впоследствии имя Переа. Вероятно, впрочем, племя это простёрло свои владения на юг в то время, когда израильтяне были в Египте, потому что существовала южнее Иерусалима вблизи долины Вифлеема долина Исполинов, или Рефаимов ( Нав. 15:8; 18:16 ). Англиканская Библия делает замечание, что слово Рефаим употреблялось также в смысле теней усопших, причём указывает на еврейский текст Иова ( Иов. 26:5 ), Псалом 88 ст. 11 (наш 87 Псалом) ( Пс. 87:11 ), Исайю ( Ис. 14:9 ) и др., а Аштеров-Карнаим, двурогая Астарот, или Астарта (сирийская Венера), вероятно, означает известное место поклонения этой богине, изображаемой с двумя рогами, как Атор, египетская Венера. б) " Зузимы, поражённые в Гаме«. Тух и Кнобель думают, что Гам – то же, что Равваф-Аммон. Впрочем, если, что весьма вероятно, принять что Зузимы – то же самое, что Замзумимы ( Втор. 2:20 ), то должно думать, что это было племя Рефаимов, уничтоженных впоследствии аммонитами, потомками Лота, которые перед движением израильтян из Египта в Палестину овладели землями зузимов и основали Равваф-Амон. В гвоздеобразных надписях найдено имя Гамгумми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Вавилоне Иехония тридцать семь лет провел в заключении, после чего царь Евилмеродах вывел его из темницы, и Иехония стал жить при царском дворце и получать содержание от царя ( 4Цар. 25:27–30 ). Заметим, что Иехония – единственный из трех последних царей, кто хоть в чем-то исполнил волю Божию, а именно покорился Навуходоносору. Возможно, именно это и повлияло на его судьбу в плену. 19. Седекия , сын Иосии (598–587). На место Иехонии Навуходоносор поставил его дядю Матфанию, переименовав его в Седекию ( 4Цар. 24:17 ). Во время его правления Едом, Моав, Аммон и Финикия отложились от Вавилона, вступив в союз с Египтом. Советники Седекии требовали от него того же. Лишь пророк Иеремия убеждал всех не делать этого, обещая за покорность царю вавилонскому помилование от Бога. Но Седекия, отвергая волю Божию, в 588 году отложился от Вавилона и через это подверг Иудею новому нашествию. Войска Навуходоносора внезапно появляются в Иудее. К этому же времени относится и служение пророка Иезекииля. Господь показывает ему в видении Храм, он видит, как старцы, повернувшись спиной к святилищу, к Святому Святых, поклоняются восходящему солнцу, как женщины у ворот Храма плачут по богу Фаммузу, как в комнатах Храма священники поклоняются изображениям разных животных ( Иез. 8:10–17 ). И, наконец, видит, как Слава Божия оставляет Иерусалим и Храм, на который надеялись иудеи. Никто не слушал пророка, так как в нечестии ожесточились сердца. Царь Седекия, который во время осады спрашивал Иеремию о том, что делать, получил ответ: «покорись, тогда сохранишь жизнь свою и жизнь оставшихся людей». Царь говорит: «Смотри, не говори никому, так как никто всё равно слушать не будет». Иерусалим обречен. Пророк Иеремия в своей книге описывает момент, когда во время осады и хозяева, вспомнив постановление о субботнем годе, отпускают своих рабов-иудеев. А как только осада снимается, они этих рабов снова возвращают к себе. Секрет благочестия прост: во время осады их нечем было кормить. Кончается всё это очень плохо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В скорби ты призвал Меня, и Я избавил тебя, услышал тебя в сокровенном бурном месте, испытал тебя при воде пререкания. “Слушай, народ Мой, и Я засвидетельствую тебе: Израиль, если бы ты послушал Меня! Да не будет у тебя нового бога, и да не поклонишься богу чужому. Ибо Я – Господь Бог твой, изведший тебя из земли Египетской: открой уста Твои и Я наполню их”. Но не послушал народ Мой голоса Моего и Израиль не внял Мне. И предоставил Я их замыслам сердца их: пусть пойдут по замыслам своим! Если бы народ Мой послушал Меня, если бы Израиль по путям Моим ходил, То Я смирил бы врагов его легко и на притеснителей его наложил бы руку Мою. Враги Господни солгали ему, и будут бедствия их во век, А Он питал их тучною пшеницею, и насыщал их медом из камня.     Слава: 81. Псалом Асафа.    Бог стал в сонме богов, дабы среди богов произвести суд: Доколе будете судить неправедно и лицеприятствовать грешникам? Давайте (правый) суд сироте и убогому, смиренного и нищего оправдайте. Отнимите бедного и убогого из руки грешника и избавьте его. Не познали. Не уразумели. Во тьме ходят. Да поколеблются все основания земли! Я сказал: вы – боги и все – сыны Вышнего. Однако вы, как люди, умираете и, как всякий из начальников, падаете. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты будешь иметь наследие во всех народах. 82. Песнь-псалом. Асафа.    Боже! Кто уподобится Тебе? Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! Ибо вот, враги Твои восшумели и ненавидящие Тебя подняли голову. На народ Твой составили охотно коварный умысел и совещались на святых Твоих. Сказали: “придите и истребим их из (среды) народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля”. Ибо совещались единодушно вместе, против Тебя заключили союз: Селения Идумейские и Измаильтяне, Моав и Агаряне, Гевал, и Аммон, и Амалик, Иноплеменники вместе с жителями Тира, И Ассур пристал к ним: они стали заступлением для сынов Лота. Поступи с ними, как с Мадиамом и Сисарою, как с Иавимом при потоке Киссоне, Которые были истреблены в Аендоре, сделались как навоз на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Воинственные и победоносные властители Египта на памятниках своих приказывали письменно засвидетельствовать пред современниками и потомством, что истинный виновников их побед и одолений есть бог Аммон (и все другие боги) 10 . Вследствие таких обстоятельств имя «Египет» или «народ Египта» в эпоху исхода Евреев и завоевания Ханаана производило панический страх на племена передней Азии, а поражение Египтян или ослабление их государственной мощи каким бы то ни было образом должно было бы выставлять их противников непобедимыми. Но самым достоверным и ярким свидетельством того, какое ужасающее впечатление произвели на обитателей Иорданской долины слухи о чудесном переходе Евреев чрез Чермное море и недавнем поражении царей Аморрейских, служит поведение иерихонской блудницы Раавы ( Нав.2:1–6 ) и её невольное признание пред Еврейскими соглядатаями, что «Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас и все жители земли сей пришли от вас в робость. Ибо мы слышали, как Господь Бог иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Амморейскими за Иорданом, с Сиганом и Огом, которых вы истребили. Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше и ни в ком (из нас) не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу» ( Нав.2:9–11 ). После этого едва ли может казаться удивительным, а тем более невероятным библейское свидетельство о том, что такой же страх пред могуществом вышедшего из Египта народа напал? После гибели Аморреев, и прежде всего на Моавитян ( Чис.22:3 ) 11 и соседних с ними Мадианитян 12 . Оба эти народа в совокупности были гораздо малочисленнее Израильтян, не обладали достаточным мужеством и незадолго перед этим потерпели поражение от упомянутого выше Аморрейского царя Сигона (ср. Чис.21:26–30 ст. и Нав.21:21 ). В данную минуту стан Евреев очутился подле них: Моавитяне граничили с ними с южной стороны, Мадианитяне с восточной. Вследствие близости они недавно были невольными очевидцами погибели Аморреев от руки Израильтян ( Чис.22:2 ) 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Глава 20 1–28. Союзная война моавитян, аммонитян и идумеев против Иосафата и счастливое для последнего ее окончание. 29–37. Продолжительность, благочестие и слава царствования Иосафата; новый ошибочный союз его с домом Ахава и пророческое обличении ему. 2Пар.20:1 .  После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Моанитской, пошли войною на Иосафата. 2Пар.20:2 .  И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. Описываемый здесь поход Иосафата некоторые исследователи (например, Гезениус) отождествляли с рассказываемым в 4Цар.3 союзным походом Иосафата вместе с Иорамом и царем едомским против моавитян. Но, при некоторых чертах сходства обоих рассказов, каждый из них имеет и свои отличительные черты, не позволяющие отождествлять их. Здесь, таким образом, надо видеть самостоятельный факт, не отмеченный в книгах Царств. Указание на него не без основания находят в псалме ( Пс.82 ) (евр. 83), где стихи ( Пс.82:7–9 ) так же как во ( 2Пар.20:1 ), в числе врагов, ополчившихся против народа Божьего, называются Моав, Аммон, Едом, а также в псалме ( Пс.47:4–7 ) (евр. 48), где также можно видеть указания на победу Иосафата над союзниками (см. у Н. И. Троицкого , «Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста», Тула, 1904, с. 226–227). Союзные силы, предпринявшие поход против Иосафата (ст. 1), состояли из моавитян, аммонитян (ст. 1), обитателей Сеира, т.е. идумеев (ст. 10–23), и «некоторых из страны Моанитской» (ст. 1). Последнее выражение в еврейском, в Vulgata и славянском текстах читается: некоторые из аммонитян (евр.: Mehaammonim, Vulgata: de Ammoniis, слав.: «от аммонитов»), что не дает удовлетворительного смысла: об аммонитянах есть упоминание ранее в том же стихе. LXX передают: κ τν Μιναων (впрочем, в кодексах 44, 74, 106, 120, 121, 134, 234: κ τν μμαντων). Минеями назывались жители округа Маон, находившегося в южной части удела Иудина колена, к юго-востоку от Хеврона ( ( Нав.15:55 ; 1Цар.23:25,25:2 ); «Толковая Библия», т. II, с. 98, 285 и 287; Onomasticon, 696). В этом округе оставались еще потомки прежних обитателей, которые, при случае, возмутились против покоривших их иудеев. Признавая, таким образом, правильность чтения LXX, а также русского синодального перевода – «из страны Моанитской», разницу между ними и еврейско-масорецком тексте, можно объяснить из перестановки одной евр. буквы: и (см. у проф. Гуляева, с. 540–541; Ср. Fr. Böttcher, «Neue exegetisch-kritische Aehrenlese zum Alten Testamente», 1865, s. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 49 1–6. Пророчество об аммонитянах. 7–22. Об Едоме. 23–27. О Дамаске и Сирии вообще. 28–33. Об арабах, 34–39. и об Еламе. Иер.49:1–6 . Аммонитяне заняли незаконно области, принадлежащие колену Гадову, и за это пророк возвещает им разрушение их городов и отведение в плен. Впрочем, плененные аммонитяне со временем будут возвращены в свою страну. Иер.49:1 .  О сыновьях Аммоновых так говорит Го­с­по­дь: раз­ве нет сыновей у Израиля? раз­ве нет у него наследника? Почему же Малхом завладел Гадом, и народ его живет в городах его? Аммонитяне, потомки Лота, жившие к востоку от Иордана, между реками Арноном и Иавоком, были сначала оттеснены из своих владений аморреями, наследниками всех земель которых, по праву завоевания, явились израильтяне, особенно колено Гадово и Рувимово. Но уже во время войны израильтян с сирийцами оттесненные к востоку аммонитяне воспользовались стесненным положением Израиля и напали на его владения, чтобы расширить свои пределы. ( Ам 1.13 ). Еще более они усилились после того, как жители Израильского царства были уведены в плен Феглафелассаром (Фулом, см. 4Цар 15.29 ). Когда Израильскому царству был положен конец в 722 г., аммонитяне, конечно, стали еще более смелыми и незначительное число израильтян колена Гадова, оставшееся в своей области, не могло оказать сопротивления захвату их городов аммонитянами. Пророк и говорит, что аммонитяне напрасно так по-хозяйски распоряжаются за Иорданом: там есть еще израильтяне, не уведенные Ассирийцами в плен, и им, а не аммонитянам, принадлежит право наследовать земли тех израильтян, которые уведены в плен. – «Малхом» – правильнее: Милком – бог аммонитян. Иер.49:2 .  Посему вот, наступают дни, говорит Го­с­по­дь, когда в Равве сыновей Аммоновых слы­шен будет крик брани, и сделает­ся она грудою раз­валин, и города ее будут сожжены огнем, и овладеет Израиль теми, которые владели им, говорит Го­с­по­дь. Равва Аммон – главный город Амнонитян, при р. Иавоке. Иер.49:3 .  Рыдай, Есевон, ибо опустошен Гай; кричите, дочери Раввы, опояшьтесь вретищем, плачьте и скитайтесь по огородам, ибо Малхом пойдет в плен вместе со священ­никами и князьями сво­ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. Аммон, так как аттоп ( ) значит вера. Вместе с тем обрати внимание и на то, что уже не перечисляются здесь, как выше было, цари десяти колен, т. е. цари Израильские, а только цари Иудейские; потому что десять колен во время царя Езекии, отца Манассии, были отведены в плен Ассириянами ( 4Цар.17:23 ). Это заключается в приступе и в оглавлении Софонии относительно происхождения [его] и времени [пророчества]. Теперь же посмотрим, что содержится в самом пророчестве. Соф.1:2–3 . Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. Собирая соберу всё от лица земли, говорит Господь, собирая человека и скот, собирая птицу небесную и рыбы морей: и будут развалины нечестивых, и погублю людей с лица земли, говорит Господь. LXX: В конец оскудеют от лица земли; оскудеет человек и скот подъяремный, оскудеют птицы небесные и рыбы морские и будут изнемогать крепостию нечестивые и уничтожу нечестивых от лица земли, говорит Господь Внесенный нами в текст Семидесяти слова: и нечестивые будут изнемогать крепостию прибавлены из перевода Феодотиона. Симмах вместо этого перевел: и соблазны с нечестивыми, как бы подразумеваются слова: будут собраны или: оскудеют. Итак мы должны, следуя своему обыкновению, сначала раскрыть историю, а потом уже рассуждать о более возвышенном. Несомненно, что последним царством над двумя коленами, которые называются коленами Иуды и Виниамина, было царство Иосии. В самом деле, по убиении его, сыновья его, царствовавшие после него, и его внуки должны почитаться не столько царями, сколько игрушками в руках царя Египетского и Халдеев, подвергавшимися мучительным истязаниям в плену и насильственной смерти. И так в виду того, что народ мог извинять себя худыми царями и говорить: «Мы хотим служить Богу, но встречаем противодействие со стороны царей» и дается ему царь праведный. Но хотя он и обнаруживает величайшую ревность ко Господу, однако народ продолжает оставаться в идолослужении, то Бог указывает истинную причину гнева [Своего] и пророчествует о низвержении Иерусалима, о пленении Иуды и победах Навуходоносора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010