Духовный алфавит … Не можем мы быть судьями ближнего, так как видим его только согрешающим, а не видим кающимся … …Не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от Господа… Преподобный Варнава Гефсиманский Б лагодать Святого Духа — Гнев — Крестное знамение — Молитва. Иисусова молитва — Монахам. Спасение в обители — Нестяжательность — Осуждение — Пост — Празднословие — Причащение — Россия — Скорби и искушения — Смирение и послушание — Упокоение усопших. Помощь новопреставленным — Храм Божий. Не опускайте церковных служб — Краткое жизнеописание старца Преподобный Варнава Гефсиманский (1831—1906): Благодать Святого Духа Старайтесь стяжать благодать Святого Духа, потому что без благодати мертв есть человек, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы. Андрей Христа ради юродивый видел инока, идущего и шепчущего молитву, из уст же его исходяще пламень и досязаше до Небеси Ангел же Божий идяше одесную его и имеяше в руце меч, имже отгоняше бесов. Гнев Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4:26); аще и прилучится на кого разгневаться, сейчас же со смирением испросите взаимно прощения друг у друга, потому что Господь не принимает молитвы и ничего от гневающихся. Крестное знамение О необходимости всегда прибегать под защиту святого Креста и о силе крестного знамения отец Варнава в поучение сестрам приводил следующий рассказ. Одна кроткая, смиренная девица проживала несколько лет в монастыре. Враг рода человеческого не оставил в покое эту добродетельную девицу, щедро одаренную от природы прекрасной наружностью. Один юноша, увлекшись ее красотой, упрашивал ее оставить монастырь и выйти в мир. Не получая ее согласия на это, он обратился за содействием к родному дяде инокини, который также желал, чтобы она оставила тихую обитель и возвратилась в мир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4042...

Смирение истинное – осознать свою немощь. САМОУКОРЕНИЕ есть признак смирения. Смирение есть алфавит ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Смирение в том, чтобы все дела Богу приписывать. Признак смирения – непрестанное стремление к благодати и оправданию Божию. Смирение за все благодарит Бога. Смирение считает себя достойным всех наказаний. Признак смирения – все ТЕРПЕТЬ без ропота. Признак смирения – считать себя недостойным Божией милости. Смирение убегает славы. Смирение всем проявляет ПОСЛУШАНИЕ, а своим положением никогда не превозносится. Если в сердце нет смирения, то и вообще никакого смирения нет. Смирение должно быть не только внешнее, но более внутреннее. Смерть и участь тела после кончины приводит к смирению. Смирение есть плод действия БЛАГОДАТИ. Пришествие к человеку Самого Царя Небесного приводит к смирению. Смирение не боится падения, так как считает себя ниже всех. Смирение приходит от САМОПОЗНАНИЯ. Смирение от познания своей нищеты и немощи. Смирение – познание бедности духовной. Наша жизнь зависит от Бога. По рождению, воспитанию и жизни ЧЕЛОВЕК – немощное существо, и нечем ему ГОРДИТЬСЯ. Смирение рождается от страха наказания. Смирение есть следствие СТРАХА БОЖИЯ. Смирение от рассуждения о благости Божией. Смирение рождается от познания величества Божия. Смирением подражать Христу в служении ближним. Должно ПОДРАЖАТЬ Христу в смирении. Смирению научиться от Христа, родившегося в убожестве. Смирению ХРИСТОС научает нас Своим примером (8, с.941–950). Смирение никогда не падает (32). Смирение нам необходимо и нужно в земной жизни, как воздух или вода для тела. Без смирения мы не сможем правильно шествовать по спаситель­ному Христову пути. Пусть в нашем сердце постоянно звучат слова Христа Спасителя: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обря­щете покой душам вашим». Если мы приобретем эту добродетель, то с ней и умирать будет не страшно (3, с.61). Что необходимо делать, чтобы приобрести смирение Смирение есть благодатный дар Божий и поэтому должен испрашиваться молитвой, смирение рождается от познания своих недостатков и самоукорения (6, с.102).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

1 Эта молитва, в отличие от остальных гимнов, написана прозой. 2 Букв. “обувь”. 3 Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. Здесь и далее первая цифра в скобках после заглавия гимна означает его порядковый номер по изданию Sources Chrйmiennes; вторая цифра, после точки с запятой, означает порядковый номер гимна в русском переводе иером. Пантелеимона (Сергиев Посад, 1917). 4 Букв. “не смешан с миром”. 5 Букв. “Того, Кто внутри меня”. 6 Ср. Мф. 11:15. 7 Букв. “правильно понимая слова неграмотного”. Называя себя agrammatos (неграмотный, невежда, неуч), преп. Симеон подчеркивает свою непричастность “внешней” (мирской) учености 8 Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. 9 Букв. “к тем, кто разыграли драму (спектакль) с моим изгнанием”. Речь идет о Стефане Никомидийском и других, которые добились изгнания преп. Симеона из монастыря св. Мамаса и его ссылки в Хрисополь 10 Написанный двенадцатисложным ямбическим триметром, настоящий гимн состоит из 24-х двустиший, в которых первый стих принадлежит Симеону, а второй дополнен кем-то из его учеников (возможно, Никитой). Алфавитный акростих — весьма распространенное в византийской поэзии явление. Алфавит понимался древними греками и византийцами как символ всеобъемлющего гармонического целого. “Алфавит” преп. Симеона представляет собой как бы “лествицу” духовного восхождения, состоящую из 24-х ступеней. Ср. тридцатиступенную “лествицу” преп. Иоанна Синайского. 11 Букв. “Имея началом Христа и горячую веру, так удались от мира”. 12 Ср. Мф. 10:29. 13 Ср. Мф. 11:29—30. 14 Или “мучеником совести”. 15 Т.е. Иисус Христос, Бог воплотившийся, ради человека Сам пошел по пути послушания воле Своего Отца. Ср. Фил. 2:8. 16 Ср. Мф. 19:30. 17 Ср. 1 Ин. 4:16. 18 Размер гимна — силлабо-тонический анакреонтический восьмисложник. В гимне встречаются рифмы (blyzon — drosizon, exafanizeis — exafthartizeis) и гомеотелевты (elkeis — perilampeis — metaballeis). Гимн переведен размером оригинала. 19 Букв. “как видишь дела всех?” 20

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о возвышающем смирении Редко встречается среди людей такое смирение и самоотвержение, какое было у отца всех святогорских монахов преподобного Афанасия Афонского . Когда он пришел на Святую Гору, то, опасаясь, как бы император Никифор Фока и его военачальники не нашли его, изменил свое имя и назывался Варнавой. Он хотел оставаться безвестным и неузнанным. Преподобный нашел в монастыре Зигу 318 одного простого жизнью и разумом старца и поступил к нему в послушание. – Кто ты, брат, откуда и ради чего пришел сюда? – Я был, отче, моряком и, когда оказался в большой опасности, дал обет Богу, что оставлю мир и буду оплакивать свои грехи... По указанию Божию я пришел сюда, к твоей святости, потому что хочу быть твоим послушником. Простой старец поверил этой благочестивой истории и принял святого. Он посылал его на все работы, пресекая его волю, возложив на него благое иго послушания. Когда святой научился выполнять самую грязную работу, он возжелал достичь вершины смирения, взойти туда, где обретается духовное совершенство. Он хорошо осознавал, что только тот, кто смирится, как дитя, по слову Господа, станет великим в Царствии Небесном 319 . Прожив достаточное время рядом с простым старцем, преподобный Афанасий однажды подошел к нему и сказал: – Научи меня, отче, основам грамматики, чтобы я мог читать Псалтирь. Ведь в миру меня ничему не научили, кроме как работать веслами. Тогда старец – и откуда он, в самом деле, мог знать, кто перед ним? – взял доску и начертил на ней алфавит. Святой принял ее, положил поклон и с тех пор вел себя, как ученик начального класса. Он притворялся, что не может освоить некоторые буквы и слова, будто бы у него не хватает на это способностей, так что старец терял терпение и в гневе ругал своего бестолкового ученика. Но этот удивительный послушник, представлявший себя неграмотным, в то время как был мудрейшим из мудрейших, утешал своего старца: – Не отчаивайся, отче. Я бревно неотесанное. Потерпи и помоги мне своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вмч. Никита. Роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Н. принадлежал к племени готов, жившему в IV в. на сев. берегу р. Истр (ныне Дунай). Добродетельной жизнью, мужеством и знатностью происхождения он снискал особое уважение соплеменников. Н. был наставлен в правосл. вере Феофилом, еп. Готфским, к-рый при равноап. имп. Константине I Великом (306-337) принимал участие во Вселенском I Соборе в Никее (325) и подписал его постановления. По прошествии нек-рого времени у готов произошли междоусобная брань и разделение на 2 лагеря: одни поддержали вождя Фритигерна, другими руководил Атанарих. Последний разбил войско Фритигерна, после чего тот обратился за поддержкой к восточнорим. имп. Валенту (364-378). Император приказал своим солдатам, находившимся во Фракии, оказать Фритигерну помощь в войне против Атанариха. Неся перед собой изображение Св. Креста, императорская и готская армии победили сторонников Атанариха, которые вместе с предводителем обратились в бегство. С этого времени христианство стало активно распространяться среди готов. Преемник Готфского еп. Феофила - Вульфила (Ульфила; ок. 337 или 341 - ок. 383) - способствовал христианизации населения: он изобрел гот. алфавит и перевел с греческого на гот. язык Свящ. Писание и духовные книги. Атанарих, видя, что в христианство обращаются не только союзники Фритигерна, но и его сторонники, начал преследовать адептов новой религии. Через год после консульства Грациана (назначенного в 3-й раз) и Екития (Эквиция), т. е. в 375 г., Н. был схвачен; его подвергли жестоким пыткам, но он не отрекся от Христа. Тогда святого сожгли заживо, и он вместе со мн. др. готами-христианами удостоился мученического венца. Друг Н., христианин по имени Мариан из г. Мопсуестия в Киликии (ныне Якапынар, Турция), хотел похоронить тело мученика. Опасаясь гнева Атанариха, Мариан отправился ночью к месту казни, моля Бога помочь ему найти останки Н., к-рые, как он думал, были до неузнаваемости повреждены огнем. Господь послал Мариану звезду, и она привела его к месту, где лежало тело Н., совершенно не тронутое пламенем. Мариан привез мощи святого в Мопсуестию и похоронил в своем доме. На могиле Н. происходили исцеления. Вскоре верующие построили храм во имя великомученика, 15 сент. перенесли туда останки Н. и похоронили там. Мариан отделил от мощей святого палец и хранил у себя дома. Спустя нек-рое время еп. Авксентий построил в Мопсуестии церковь во имя мучеников Прова, Тараха и Андроника и привез из Аназарва, где они пострадали, частицы мощей этих святых. Взамен епископ обещал аназарвцам передать частицу мощей Н. Однако Богу было это неугодно: когда гроб Н. открыли, один человек дотронулся до мощей и его рука тотчас была парализована. Затем с неба раздался гром и блеснула молния. По молитве еп. Авксентия рука человека снова стала здоровой, но после этого гроб Н. закрыли и уже более не пытались разделить нетленное тело святого.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Да простит меня чрезмерно широкий и либеральный отец Максим!» Ответ диакона Владимира Василика настоятелю Татьянинского храма при МГУ 23.06.2010 2672 Время на чтение 10 минут Мне хотелось бы начать со слов Апостола Павла, приведенных отцом Максимом Козловым в статье «Заключительный аккорд» : «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии». Мне хотелось бы говорить о вещах бесспорных, а именно о том, что есть Священное временное пространство - Петров пост , который не является временем для различных споров, раздоров, искушений и для смущения народа Божия. Между тем, организаторы выставки устроили её именно в первый день Петрова поста. При этом, судя по словам уважаемого отца Феодора Котрелева, они заранее опасались конфликта с народом. Тогда возникает вопрос: зачем священнослужителям делать в церковном помещении, как они сами признают, выставку сомнительных с художественной точки зрения произведений авторов, в той или иной мере, замешанных в антицерковных акциях? Разве это само по себе не повод к соблазнам и смущению? Тем паче, что целый ряд объектов, выбранных для выставки, носит, если не явно кощунственный, то, как минимум, духовно сомнительный характер. «Рцы слово твердо», - говорит нам наш церковно-славянский алфавит, заложенный святыми Кириллом и Мефодием. В этой выставке мы не видим ни твердости, ни определительности, ни ясности. Именно поэтому «Двоесловие» пугающе перерастает в «Двоемыслие» . Авторы «Заключительного аккорда» говорят о любви, но проявили ли они эту любовь сами, когда написали в адрес «Русской народной линии» гаденький памфлет , где наименовали её «Чукотской народной загогулиной», оскорбили многих авторов, в том числе и лично меня, впрочем, я как христианин им это оскорбление прощаю. После этого они ещё жалуются на безлюбовность и возмущение своих оппонентов. Показательно, что отец Максим Козлов ни словом не упомянул мои публикации , и понятно почему. Потому что я предложил ясный богословский и эстетический анализ этих, с позволения сказать, «шедевров». Отец Максим Козлов всю эту ясную и четкую аргументацию пропустил мимо ушей и вцепился в полемические высказывания Анатолия Дмитриевича Степанова и отца Александра Шумского , которые, справедливости ради надо отметить, возникли не на пустом месте. Все эти разговоры о Чукотке возникли отнюдь не в связи с ГУЛАГом, а в связи с владыкой Диомидом, в связи с тем, что на «Русскую народную линию» ее оппоненты упорно стараются вешать ярлык раскола и раскольников. В частности, отец Андрей Кураев относительно меня применил даже такой глагол как «диомидить». Это достаточно подлый прием, связанный с элементарным политическим доносом в лучших традициях 30-х годов: «Ты не согласен с нами, но мы, якобы, представляем генеральную линию, значит ты диомидовец, значит ты раскольник». Это разве диалог? Это разве двоесловие? Неужели это христианская любовь?

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/23/da...

Крещение Руси в 988 году и последовавшее за ним учреждение епархий во главе с митрополитом стольного града Киева положило начало новой Поместной Церкви в рамках Вселенского православия. Приняв святое крещение и наставление в истинах Христовой веры от византийских иерархов русские, украинские и белорусские народы были привиты к древу Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Благодаря живой связи с греко-славянским православным Востоком Русская церковь восприняла богатейшее византийское наследие. С конца X столетия православие формировало культуру русского народа, участвовало в развитии искусства и формировании государственности. Православные духовно-нравственные ценности становились сутью государственной идеологии в период Киевского государства в Х-ХП вв., формирования и укрепления русского государства с центром в Москве (XIV-XVI вв.), возрождения России в XVII веке после периода Смутного времени, шведско-польской интервенции и пр. Православие не раз спасало Русь и российскую государственность от гибели. Принятие христианства в 988 г. было актом политическим и, возможно, позволило сохранить Киевской Руси свою государственность и национальную независимость до XIII века, а в XI-XII вв. она (благодаря приобщению к православной культуре) наряду с Арабским Халифатом и Византией стала принадлежать к наиболее развитым странам того времени и пережила период своего расцвета. С Крещением Руси на Руси вместе с просвещением ее светом христианства появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры. К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов.

http://pravoslavie.ru/36805.html

Он был избранником Божиим. Это доказывается уже появлением старца в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров. Он был избран Самим Господом для пустынножительства, ибо такая жизнь не устраивается по произволу и разуму человеческому, но по особому смотрению, определению, призванию и откровению Божиему. Антоний Великий , глава монашества, учредитель пустынножития, удалился в пустыню для строжайшего безмолвия, по повелению Божественного гласа. Преподобному Макарию Великому явился херувим, который показал бесплодную дикую равнину, впоследствии знаменитый Египетский скит, и заповедал поместиться в ней на жительство, предсказав, что пустынная равнина населится множеством отшельников (Алфавит. Патерик). Арсений Великий , находясь в царских палатах, молил Бога, чтоб ему был указан путь спасения и услышал голос: Арсений! бегай от человеков и спасешься! (там же). Церковной истории известны отшельники и затворники, которые вступили на этот путь самопроизвольно, не призванные Богом, и они подвергались величайшим душевным бедствиям. Св. Иоанн Лествичник говорит, что склонные к высокоумию и другим душевным страстям никак не должны избирать себе уединенного жительства, а пребывать среди братства и спасаться деланием заповедей. От преждевременного затвора рождается бесовская прелесть, не только очевидная, но и невидимая по наружности: мысленная, нравственная, несравненно более опасная, нежели первая, как врачующаяся весьма трудно. Отшельническая жизнь весьма тягостна, объясняет св. Ефрем Сирин : это путь трудный для невежд, несносный для всякого юноши, скорбный для людей простосердечных (V, 291) Немного было иноков, пишет св. Макарий Великий , которые с добрым началом соединили добрый конец, дошли непреткновенно до цели, имели единую любовь к Единому Богу и отрешились от всего. Многие приходят в умиление, многие делаются причастниками небесной благодати, уязвляются небесною любовию, но не выдержав встретившихся на пути различных борений, подвигов, трудов и искушений от лукавого, остались в мире и погрязли в глубине его. A те, которые намерены действительно проходить доброе житие, должны руководствоваться одною небесною любовию, не примешивая к ней никакой другой привязанности чтобы не препятствовать духовному совершенствованию, не возвратиться вспять и, наконец, не лишиться жизни. Как обетования Божии велики, неизглаголаны и неисповедимы, так потребны нам вера и надежда, труды и великие подвиги, и долговременное испытание (Доброт. 1:195–96).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Он был избранником Божиим. Это доказывается уже появлением старца – в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров. Он был избран Самим Господом – для пустынножительства, ибо такая жизнь не устраивается по произволу и разуму человеческому, но по особому смотрению, определению, призванию и откровению Божиему. Антоний Великий , глава монашества, учредитель пустынножития, удалился в пустыню для строжайшего безмолвия, по повелению Божественного гласа. Преподобному Макарию Великому явился херувим, который показал бесплодную дикую равнину, впоследствии знаменитый Египетский скит, и заповедал поместиться в ней на жительство предсказав, что пустынная равнина поселится множеством отшельников (Алфавит. Патерик). Арсений Великий , находясь в царских палатах, молил Бога, чтобы ему был указан путь спасения и услышал голос: Арсений! Бегай от человеков и спасешься! (там же). Церковной истории известны отшельники и затворники, которые вступили на этот путь самопроизвольно, не призванные Богом, и они подвергались величайшим душевным бедствиям. Св. Иоанн Лествичник говорит, что склонные к высокоумию и другим душевным страстям никак не должны избирать себе уединенного жительства, а пребывать среди братства и спасаться деланием заповедей. От преждевременного затвора рождается бесовская прелесть, не только очевидная, но и невидимая по наружности: мысленная, нравственная, несравненно более опасная, нежели первая, как врачующаяся весьма трудно. Отшельническая жизнь весьма тягостна, объясняет св. Ефрем Сирин : это путь трудный – для невежд, несносный для всякого юноши, скорбный – для людей простосердечных. (V, 291). Немного было иноков, пишет св. Макарий Великий , которые с добрым началом соединили добрый конец, дошли непреткновенно до цели, имеют единую любовь к Единому Богу и отрешились от всего. Многие приходят в умиление, многие делаются причастниками небесной благодати, уязвляются небесной любовью, но, не выдержав, встретившихся на пути различных борений, подвигов, трудов и искушений от лукавого, остались в мире и погрязли в глубине его. А те, которые намерены действительно проходить доброе житие, должны руководствоваться одной небесной любовью, не примешивая к ней никакой другой привязанности, чтобы не препятствовать духовному совершенствованию, не возвратиться вспять и, наконец, не лишиться жизни. Как обетования Божии велики, неизглаголаны и неисповедимы, так потребны нам вера и надежда, труды, и великие подвиги, и долговременное испытание (Доброт. I, 195–96).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида Источник Содержание I. Св. Евангелия. II. Беседы на Евангелие. III. Апостол IV. Служебники V. Кормчая VI. Св. Апостол и Св. Отец правила VII. Повести Св. Отец VIII. Уставы IX. Шестодневы Х. Псалтыри XI. Октои XII. Минеи служебные XIII. Триоди XIV. Каноники XV. Синодики XVI. Торжественники XVII. Сборники. XVIII. Сборники XIX. Святцы ХХ. Св. Иоанна Златоустого XXI. Св. Ефрема Сирина XXII. Пр. Иоанна Дамаскина XXIII. Иннокентия, папы Римкого (417) XXIV. Св. Дионисия Ареопагита XXV. Св. Иоанна Лествичника XXVI. Антиоха черноризца XXVII. Алфавит или духовная лествица XXVIII. Летописцы XXIX. Гранографы ХХХ. О Псковском Печерском монастыре XXXI. О иконе Иверской Божией Матери и Св. Афонской Горе XXXII. О ризе Господней XXXIII. Како поклонятися образом XXXIV. Св. Григория Назианзина XXXV. Св. Исаака Сирина XXXVI. Георгия Исиды XXXVII. Житие Св. Панкратия Тавроменийского XXXVIII. Житие Русских Святых и службы им XXXIX. Житие Св. Патриарха Никона XL. Возражение Св. Патриарха Никона XLI. Родословные XLII. Космография XLIII. Аристотель Премудрый XLIV. О еретицех, обращающихся к Правоверной Вере XLV. Большой Катехизис XLVI. Соборное деяние 1666–1667 годов XLVII. Обращение Сеньки Медведева XLVIII. Рукописи нотные безлинейные XLIV. Рукописи первоначальных линейных нот Заметки о старопечатных книгах того же книгохранилища     Любитель и покровитель церковного просвещения в России, Святейший Патриарх Никон , не мог не оставить в сем отношении памяти и в любимом монастыре своего строения, Воскресенском. И действительно, собранная здесь его трудами библиотека заслуживает полного и всестороннего исследования; мы же, с своей стороны сделаем, что можем, с помощью данных, заключающихся в монастырских актах. Подробная Опись этой Библиотеки появляется впервые лишь в «Описных книгах» 1680 года, а меж тем в той же Описи, в перечневой ведомости монастырских актов, находим несколько таких, которые дают уразуметь, что Библиотека, собранная Патриархом Никоном в Воскресенской обители, уже и Описи 1680 года (то есть, едва минуло 14 лет по его отбытии из сей обители), является далеко не в целостном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010