Остается Декалог, или Скрижали Завета. В нем нет указаний на оседлую жизнь, нет сложной ритуальной системы, он не представлял собой обширного манускрипта, как Левит или Второзаконие. Все его десять заповедей умещались на двух каменных плитах — скрижалях. И сам этот способ написания Декалога говорит о его древности. Нет такого периода в истории Израиля, о котором можно было бы сказать, что заповеди Декалога ему неизвестны. Его цитируют пророки, он включен в Священную Историю VIII b. (Элогиста), включен во Второзаконие, Формулировки его напоминают Книгу Мертвых и свидетельствуют о том, что автор знаком с Египтом [ 429 ]. Эти и многие другие соображения приводят большинство историков к той мысли, что именно Декалог и есть первоначальная Моисеева Тора. При его записи был использован, видимо, так называемый «синайский алфавит», который в ту эпоху употребляли семиты, соприкасавшиеся с Египтом. И лишь впоследствии, когда евреи восприняли ханаанскую письменность, Декалог был переписан на пергамент или папирус. Хотя при включении в Св. Историю он был несколько переработан, но сущность его осталась неизменной [ 430 ]. 1. Я — Ягве, Бог твой, который вывел тебя из земли Мицраим, из Дома рабства. Ты не должен иметь других богов пред Лицом Моим. 2. Ты не должен делать себе никакого изображения божества. 3. Ты не должен употреблять понапрасну имя Ягве, Бога твоего. 4. Помни день субботы, чтобы праздновать его. 5. Почитай отца и мать. 6. Ты не должен убивать. 7. Ты не должен распутничать. 8. Ты не должен красть. 9. Ты не должен давать ложного свидетельства на ближнего своего. 10. Не желай дома ближнего твоего, ни жены его, ничего, что у ближнего твоего. Какие простые на первый взгляд слова! Но если нам они кажутся чем-то само собой разумеющимся, то для древнего мира они звучали небывалым откровением. Достаточно вспомнить, какие отношения между человеком и Божеством царили в Египте, Вавилоне, Греции, чтобы понять, насколько необыкновенными должны были представляться современникам священные законы, начертанные на скрижалях. Эти два невзрачных, грубо отесанных камня имели неизмеримо большее значение для духовной истории человечества, чем тысячи искусно украшенных ассирийских и египетских памятников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Жизнь. Есть один смысл жизни на земле, хотя и стараются его уничтожить всевозможные безумные теории,— это исполнение заповедеи Христовых. Только так мы обретаем разрешение наших постоянных проблем. Нет и никогда не будет другого вспоможения во всем тварном мире, кроме Его избавительнои силы. Христос даровал нам все, и в первую очередь основу всего, которая есть познание Бога и вера в Пресвятую Троицу. Через Него мы познали Отца: Отче, Я открыл имя Твое человекам (ср.: Ин. 17, 6). Через Него познали и приняли Святаго Духа: если пои ду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). Теперь мы имеем способность безошибочно судить о Его Божественных энергиях внутри и вокруг нас, а также различать, что от Бога, а что от врага. Через Христа и во Христе открывается сущность человеческои природы: что она собои представляет и как совершается ее уподобление Богу, так что больше нет нужды в поиске, откуда человек приходит и куда уходит. Зло.Что такое страсть? Страсть — это неразумное устремление души за пределы естественного, особенно ради чувственных вещеи. Злоба также есть порочное направление помыслов, за которым следует неправильное употребление вещеи, злоупотребление и себялюбие. Некоторые убеждены, что не было бы в мире зла, если бы не было некои внешнеи силы, которая бы нас тянула к нему. Но отцы учат, что зло есть ни что иное, как небрежение естественных сил ума. Орудием против этого небрежения служит хранение ума и контроль над греховными помыслами, чтобы человек не был вовлечен в совершение греха на деле. Одним словом, если естественные силы нашего ума подчинятся Божественному слову и будут контролировать в нас неразумную часть души, тогда не будет в мире ни зла, ни силы, которая влечет к нему. Испытания. В бедах и различных испытаниях расширяется наш дух и умножается духовное знание. В скорби распространил мя ecu (Пс. 4, 2). Когда добрая привычка долготерпения в испытаниях укрепляется, тогда Бог попускает более суровые искушения для нашего совершенствования. Об этом свидетельствует святое речение: Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс. 93, 12). «Согрешившему невозможно,— говорят отцы,— избежать грядущего суда без добровольных трудов или без невольных бед здесь».

http://pravmir.ru/duxovnyj-alfavit/

Макарие, почему и оглавление к «Письмам» представляет из себя как бы один алфавит... Между тем, начиная с 1860 г., в разных журналах стали появляться письма архнм. Макария к тем или другим лицам, преимущественно по вопросам, касающимся перевода Библии на русский язык. Из журналов назовем «Странник», «Христианское чтение», «Прибавления к Творениям св. отцев», «Душеполезное чтение», «Чтения в Московском обществе истории и древностей российских», «Православное обозрение», «Московские церковные ведомости», «Епархиальные ведомости – Томские, Иркутские и Тобольские», «Православный благовестник». Уже эта разбросанность писем, не вошедших в издание 1860 г., намечала для нового издания задачу – собрать их в одно. К этому присоединилось обнаружение в бумагах, оставшихся после кончины казанского архиеп. Владимира († 1897) и хранящихся в библиотеке казанской духовной семинарии, нескольких десятков оригиналов писем о. Макария и копий с них – частью напечатанных уже, а частью неизданных. Новое, казанское издание «Писем архим. Макария Глухарева» (1905 г.) заключает в себе 305 нумеров. Из них 93 напечатаны впервые – по оригиналам или копиям с них, остальные перепечатаны из изданий 1851 и 1860 гг., и периодических изданий, причем 57 из них – с дополнениями из подлинников 252 . Изданные теперь письма адресованы к 64 учреждениям и лицам. К сожалению, не все написанное к ним сохранилось и издано. Так, из писем к м. Филарету напечатано только 6, тогда как их, судя по ответным письмам митрополита (25), должно быть не меньше 20–30. Объясняется это тем, что Филарет обычно сожигал частные письма, давши на них ответ 253 ... Точно также и другие корреспонденты архим. Макария представили первому издателю их далеко не все полученное от него. С другой стороны, по переписке о. Макария можно установить свыше 50 корреспондентов, письма его к которым совсем не попали в печать и неизвестно, сохранились ли даже. Состав лиц, к которым писал архим. Макарий, – самый разнообразный: государь император, м. Филарет и другие святители и духовные лица, монахи, московский генерал-губернатор, представители аристократии и вообще дворянства, купцы, неизвестного звания люди, наконец родные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Посмотрим свойство смиреннаго сердца... Смиренное сердце видит в себе грехи свои, окаянство, бедствие и ничтожество. Таковое сердце не смеет очей своих возвести и Богу много глаголати, как оный мытарь. Смиренный, ежели кого чем оскорбит от неведения и неосторожности, как то всякому случается, не стыдится падать пред ним и просить прощения, хотя бы оскорбленный – низший его и ему подвластный был. О, любезное позорище, когда высшее лице к нижшему склоняется, и просит прощения! Смиренное сердце почитает себя никакого благодеяния и всякого злострадания достойным... Смиренное сердце, какое добро делает Богу восписует. Ибо видит свою немощь, и – то, что человек, сам по себе, без помощи Божией, как древо сухое, никакого плода сотворить не может... На таковое сердце струя благодати Божией течет. На таковое сердце милостивно Бог призирает. Вопр. Не скажешь ли, как в другом месте размышляет о смирении святитель Тихон? Отв. Что алфавит или азбука начинающим учиться чтению книжному; то христианам, хотящим учиться христианскому житию, есть смирение. Обучающимся книжному учению, надобно прежде учиться алфавиту: тако христианам, когда хотят с успехом учиться добродетельному житию, надобно во-первых учиться смирению... Истинная добродетель без смирения быть не может; и хотя начнется, то паки раззорится. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). Учись убо христианскому сему алфавиту, христианине, и научишься христианской философии. О соблазне святитель Тихон предложил в двух местах своего Духовнаго сокровища: 1) в статье: моровая язва, и 2) скотское последование. Что моровая язва есть телу, беседует он, то душе – соблазн. Язва моровая заражает и умерщвляет тело: соблазн заражает и умерщвляет душу человеческую. Язва моровая в одном человеке прежде зачнется, потом весь дом, а от него – весь град или село, а далее вся страна заражается и погибает: тако соблазн в одном человеке начинается, а потом ко многим переходит... Видим сие в мире; видим, как друг от друга заражаются соблазном и погибают...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

прот. Олег Корытко Глава XVI. Религия Древней Греции Греция – поистине колыбель европейской культуры и цивилизации. Впоследствии Римская империя, окончательно подчинившая своей власти Балканы в 146 г. до н. э., усвоила достижения греческой культуры, пропиталась её духом и стала носителем её ключевых идей и ценностей. §1 Очерк истории и культуры Древней Греции Всю древнюю историю Эгейского региона можно условно разделить на три этапа 486 : 1 . эпоха первых государственных образований III–II тыс. до н. э. (цивилизации Крита и ахейской (микенской) Греции). 2 . формирование системы греческих полисов (городов-государств) в XII–IV вв. до н. э.: – «тёмные века», или гомеровский период (XII–IX вв. до н. э.); – архаический период (VIII–VI вв. до н. э.); реформы Солона, Великая греческая колонизация; – классический период истории Древней Греции, расцвет греческой цивилизации (V–IV вв. до н. э.). – эллинистическая эпоха: Восточные походы Александра Македонского в Египет, Сирию, Малую и Среднюю Азию, Индию в 334–323 гг. до н. э., установление в Восточном Средиземноморье греческого культурного господства и создание эллинистических государств. Этап завершился римским завоеванием Греции в 146 г. до н. э. и Египта в 30 г. до н. э. Окончание первого исторического этапа, речь о котором шла в предыдущем параграфе, ознаменовалось огромными изменениями в политической, социальной и культурной жизни Эгейского региона. «Катастрофа бронзового века», сопровождавшаяся массовым движением «народов моря» и различными природными катаклизмами, разрушила многовековые цивилизации Крита и Микен, на долгих четыре столетия отбросила Эгейский мир в бесписьменную эпоху и привела к упадку материальной и духовной культуры во всём регионе. Этот постмикенский регресс получил в исторической науке название « тёмных веков », продолжавшихся с XII по IX в. до н. э. С крушением крито-микенской цивилизации вскоре было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был полностью бесписьменным. И только в самом конце «тёмных веков» – во второй половине VIII в. до н. э. – появляются первые греческие надписи, сделанные, впрочем, не знаками «линейного письма В», но 24 буквами алфавитного письма, которое осваивалось в то время греками, заимствовавшими алфавит у финикийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Любуйтесь и учитесь сему, при помощи Божией! 135. 1851 года 28 декабря. Батюшка! Письмецо ваше, о душевном нашем согласии между всеми сестрами, получили? Даруй, Господи! При разговорах о больной я смутилась и испугалась? Заступление Царицы Небесныя да будет с вами! Рвение и досада сделались на всех? Христианская любовь этого не велит. вольная говорит: что мы не стараемся о ней? При помощи Божией, нужно доставлять ей спокойствие в болезни. В пропавшия письма почтмейстер вступился. Это предосудительнее, нежели замок сломать. Почталиона хотел почтмейстер от должности удалить? О, если б с подтверждением ему, г. Почтмейстер эту вину простил! Добрый купец наш эту вину на себя взял? Блажени миротворцы! Мы виноватаго простили и вас просим: простите его? Премного радуюсь сему и благодарю вас. Батюшка! Со мной сильное уныние? Не велено. Думаю: нет мне спасения? Слушайся Прологов. В делах добрых не успеваю? Усерднее молись. В посте можно ли к вам приехать и с кем? Можно, с кем вам угодно. 136. 1852 года 10 марта. Благодарю Господа: за ваши св. молитвы, маминька ехать к вам согласна? Помоги, Господи! Только теперь дожидаемся Матрены Ив.? За многими надобностями ея здесь, она приехать к вам не может. Мы обещали, пока нужды здесь не знали. Скучаю, что нет старших, у кого бы я могла быть в повиновении? У Ефрема Сирина . За ваши св. молитвы, девиц принимаю без смущения, только жалею, что не могу предоставить им никакой пользы своим примером? Позвольте читать книги. Вы говорили им, чтобы оне ходили ко мне молиться и читать? Говорил. На меня во всем сильная лень? Алфавит 21 не велит. Редкая из них, чтоб пришли ко мне и не плакали? Утешения искали бы в Прологах. 137. 1852 года 5 апреля. О себе сознаюсь: мысль приходит, что вы меня оставите? Это разве тогда случится, когда вы меня, гордеца, от себя отринете. Тогда я куда должна прибегнуть? К Дмитрию (Ростовскому), Ефрему и Иоанну Преподобным: их советов любители благополучием наслаждаются. Еще: мысли входят в голову дурныя? Грешить переставать не хочешь? Об аде, верно, ты хлопочешь!

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Хоружий: Православной духовности чужд романтический тон взволнованного, эмоционального рассказа подвижника, углубляющегося в свои душевные переживания; хотя подобные рассказы вполне типичны для западной христианской литературы. И причина не в том, что у исихастов отсутствуют подобные переживания. Просто Православие видит в них по большей части еще смешанный и незрелый, а потому и опасный род опыта - такой, в котором еще не проделано различение и разделение субъективного и случайного от всеобщего, соборного. Такая стихия в аскетике иногда обозначается словом " душевность " . Причем, душевность не в мирском понимании слова: говоря о душевности, мы обычно имеем в виду теплоту отношения, добрую расположенность. Православие же говорит о «душевности» в ином смысле - в негативном значении непроработанного опыта; и противопоставляет такой опыт подлинному духовному опыту. Однако на самом деле внутренняя реальность и духовный процесс все-таки раскрываются в исихастских святоотеческих трудах, только иными средствами, в ином стиле - не через детальные описания переживаний, а через скупые, лаконичные, лишенные эмоций рассказы о внешних проявлениях монашеской жизни. Все дело в отборе - описываются лишь те внешние проявления, которые, выражаясь современным языком, являются знаковыми. Вместо того, чтобы прямым слогом описывать душевную стихию, в которой много перепутано и чисто субъективное смешано с духовно значимым, сказания о подвижниках дают " алфавит " , " каталог " знаковых проявлений жизни в подвиге. За каждым кратким рассказом (они и называются «апофтегмы», краткие поучения) стоит определенная черта внутренней жизни, какая-то из особенностей внутреннего устроения подвижника. Это критерии, " тесты " , по которым любому человеку, а не только монаху, можно проверять свое внутреннее устроение. Причем, могут меняться времена, язык, жизнь, но эти тесты остаются актуальными для любого человека любой эпохи. Нужно только уметь их читать. Вот, скажем, из самого простого: Рассказывали об Авве Оре и Авве Феодоре: Однажды, бросая глину на келью, сказали они друг другу: что если теперь посетит нас Бог? что мы станем делать? Заплакав, они оставили глину и удалились каждый в свою келью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Грех плотской нечистоты, в противоположность целомудрию, называется вообще сладострастием, чаще же — блудом, прелюбодеянием. Он заключает в себе не только действия, противные чистоте, но и сладострастные мысли, нечистые желания и чувствования, нескромные взоры, скверные слова, похотливые лобзания и осязания и вообще другие подобные сладострастные действия, противные чистоте нашей природы. Надо сказать, что душевная и телесная чистота, именуемые целомудрием, вложены в нашу природу при сотворении человека Самим Богом, почему первые люди и были непорочны, ангельски чисты, не имея даже понятия о греховных вожделениях и о различии пола. Поэтому стремление к чистоте душевной и телесной присуще нашей природе, греховные же вожделения вошли в нее лишь после грехопадения человека. И только чистота душевная и телесная приближает нас к Богу, уподобляет чистейшим Ангелам и привлекает к нам Божию благодать. Целомудрие в Новом Завете стоит в числе первых христианских добродетелей, а девство почитается в христианской Церкви великим подвигом, воздаянием за который служит Царство Небесное. Все святые подвижники благочестия в первую очередь старались быть целомудренными, ибо они твердо знали, что ничто нечистое и скверное в Царство Божие не внидет. Святителю Григорию Богослову однажды во сне явились две девы необыкновенной красоты, которые выражали к нему свою самую чистую и горячую любовь. «Кто вы такие?» — спросил их святитель. «Одна из нас Чистота, другая — Целомудрие, — отвечали они. — Мы предстоим пред лицом Небесного Царя и наслаждаемся красотою небесных девственников». Видите, как близки к Богу в той, вечной жизни целомудренные! Грех сладострастия во всех своих видах является смертным, тяжким грехом и тяжко наказывается Богом. Хотя каждый из нас испытывает подчас очень сильное влечение нашей природы к удовольствиям, которые доставляет супружеский союз, при этом, однако, дорогие, надо помнить вот что: Бог сотворил людей разного пола и определил между ними супружеские отношения не для возбуждения и питания плотских вожделений, но исключительно для рождения детей, для распространения и умножения человеческого рода. Поэтому всякий благосмысленный человек должен чувственные влечения и стремления обуздывать и подчинять закону Божию для сохранения своей чистоты.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Поэтому, дорогие братия и сестры, помолимся сегодня за усопших наших родных и за всех вообще почивших православных христиан. Пусть наши сердца, проникнутые чувством любви и благодарности к усопшим, сольются сейчас в едином общем молитвенном вопле к Богу о помиловании их, о прощении их грехов, вольных и невольных, и о вселении их в обители праведных. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная! (заупокойный кондак, гл. 8. — Ред.). Аминь. Милостыня телесная и духовная Господь ублажает милостивых: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут( Мф. 5:7 ). Господь предписывает заповедь: для достижения блаженства необходимо быть милостивым. Быть милостивым к ближним — значит не только желать им всякого добра, но и стараться делать им всякое добро по любви к ним. Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть ( Лк. 6:36 ). Кто алчет и жаждет правды Божией, кто стремится всей душой достигнуть оправдания пред Богом, тот, естественно, и уподобляется Богу в добродетели милосердия. Как Отец Небесный благ и милосерд ко всем, так и ученик Христов, движимый Духом Христовым, бывает милостивым ко всем. Так как человек состоит из тела и души, то и нужды бывают телесные и духовные, а следовательно, и дела милосердия тоже бывают телесные, то есть вещественные, и духовные. Дела милосердия вещественные суть: — напитать алчущего, который по своей болезни или старости не может заработать себе средств к пропитанию; — напоить жаждущего, который, также по болезни, нуждается в посторонней помощи, или удовлетворить просьбу прохожего странника подать ему чашу студеной воды; — одеть нагого или доставить ему средства для приобретения одежды; — посетить, если возможно, находящегося в темнице; — посетить больного и оказать ему помощь делом или советом, утешить его, в скорби сущего; стараться приготовить его к христианской кончине, если положение его безнадежно, и позаботиться о том, чтобы был он напутствован христианскими таинствами Исповеди, Причастия и Елеосвящения;

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

А я говорю: — Ах, возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы Тебе всё, что имею. Но Он отвечает: — И небо Мое, и земля Моя — Я не нуждаюсь ни в чем. Отдай лучше всё это бедным людям, и Я прииму, как бы это было сделано для Меня. Я продолжаю: — Охотно сделаю я это, но что же дал бы я собственно Тебе? Тогда Младенец отвечает мне: — Если ты так щедр, то я скажу тебе, что должен ты дать Мне: дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твое осуждение. — Что же хочешь Ты с ними сделать? — спрашиваю я. — Я возьму их на Свои рамена: это будет Моим достоянием и тем великим делом, о котором предсказывал Исаия: Сей грехи наши носит и о нас болезнует ( Ис. 53:4 ). Тогда я начинаю плакать и говорю: — Божественный Младенец! Возьми, что есть моего, и дай мне Твое. Тобою я оправдаюсь от грехов и верую в жизнь вечную». Вот трогательный рассказ, ясно показывающий безмерную любовь к нам Небесного Пастыря Иисуса Христа, Который в Евангелии Своем сказал: Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы ( Ин. 10:11 ). Бог стал человеком, чтобы спасти человека, чтобы человек стал Богом. Велико это чудо, дорогие братия и сестры. Здесь открывается беспредельная Божественная премудрость, и сила, и благость, и любовь. Человек вследствие Адамова преступления отступил от Бога, стал чадом гнева Божия, рабом греха, пленником диавола, наследником вечного мучения. Для человека не было посредника, чтобы примирить его с Богом, для человека были заключены врата Небесного Царствия и потеряна надежда на спасение. Но Господь сжалился над созданием рук Своих, сошел Сам на землю, воплотился, чтобы спасти этого человека, то есть показать ему путь ко спасению, открыть ему врата Царствия Небесного, соединить его с Богом Отцом, избавить от рабства греху, от плена диавольского, от вечных мучений. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго ( Лк. 19:10 ). Вот цель Домостроительства воплощения. Примечания См. Аржанцев Н. У Бога нет забытых людей//Взгляд. 2009. 9–15 апреля. 14(157). С. 2.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010